МОЛОТОВСКИЙ КОКТЕЙЛЬ ДЛЯ ТРАВМИРОВАННОГО СООБЩЕСТВА
(фрагменты статьи)
<…> Сегодня в конструировании пермского символизма наиболее интенсивно развивается культурно-семиотическое направление. Новый вектор формировался во второй половине 1990-х гг. и был цельно обозначен одновременно с миллениумом. В
Идеи и технологии, высказанные в этой и многочисленных последующих публикациях В. Абашева на междисциплинарном языке семиотики, текстуального анализа и культурной истории, достаточно быстро стали в Прикамье частью социально-культурного проектирования с целью развития внутреннего туризма и международных культурных связей. Аналогичный вектор развития – от умозрительных концепций, от литературных текстов к программам развития территории – прослеживается в творчестве и публичной деятельности писателя Алексея Иванова, который в общественном мнении «фактически придумал Пермь» [Россия: способ существования, 2010].
Интерпретация взглядов, творчества и продюсерской активности А. Иванова сегодня – едва ли не отрасль в гуманитарных исследованиях [Абашев, Абашева, 2010; Ребель, 2004]. Его интерпретации географии, истории и культуры Урала в целом и Прикамья в особенности прочно вошли в новую региональную мифологию. Поскольку в ней нас интересует только советский пласт, то об одном из проектов А. Иванова речь пойдет позже. <…>
Реставрация индустриальных приоритетов в региональной модели идентичности в Екатеринбурге, например, происходит в актуальных художественных формах современного искусства и манифестируется в ходе «Уральской индустриальной биеннале» (2010, 2012). В Перми индустриальная мифология наиболее последовательно выражена в серии эссе об уральской исключительности одного из главных творцов пермистики, Алексея Иванова о «горнозаводской цивилизации» и «уральской матрице».
Еще в
Урала.
В логической цепочке рассуждений А. Иванова очень важное место отводится советской индустриализации, во время которой, по его представлениям, произошло восстановление «уральской матрицы» в сверхгигантских масштабах [Иванов, 2009а, с. 345]. При такой специфической оптике Молотов побеждает Пермь. Ведь появление в Прикамье зон заключения для осужденных по политическим статьям – это матричное стремление уральцев к «обособлению, выгораживанию себя из внешнего мира, самоизоляции» [Там же, с. 281], неволя и милитаризация – это трехвековая «формула уральской промышленности» [Там же, с. 299], грубые и примитивные формы агрессии – лишнее доказательство извечно мобилизационного уральского менталитета [Там же, с. 301]. В этой логике даже советская ориентация на валовые показатели и штурмовщину – это типичный для
уральской матрицы «культ совершенства» [Там же, с. 346].
Эссеистика А. Иванова актуализировала индустриальные мотивы в пермистике, добавила ей новых выразительных средств. Ключевой тезис в его построениях: «Урал – место встречи, граница преображения», «Урал – плавильный котел» – опирается на фундаментальную характеристику мифологической картины мира – представления о циклическом времени, магических метаморфозах и трансформациях. <…>
Литература
- Иванов А.В. О «Горнозаводской цивилизации», 2009б. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/my_articles/gornozavodskajacivil/
- Иванов А.В. Город со смыслом. Уральская матрица // Пермь как текст. Пермь, 2009а.
Янковская Г.А.
Вестник Пермского университета: История. 2012. Вып. 2(19). С. 155–157.