продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ЯВЛЕНИЕ МОРЖОВА

Я мог бы сказать просто: новый роман Алексея Иванова — очень хорошая и нужная книга, рядом с которой просто поставить нечего, а с теми, кто не в состоянии ее оценить, и говорить не стоит. Не спорим же мы с поклонниками Коэльо и почитателями Улицкой! Но это был бы сомнительный пиксель. Чтобы он сработал, придется его разложить.

Когда-то, помнится, бытовала такая окололитературная публицистика, которая периодами вздыхала об отсутствии в актуальной прозе героя нашего времени (ГНВ), выражающего чаяния, а то и трубила о такого героя появлении. Ныне от беллетристики актуальных общественных смыслов уже почти и не ждут... И от Алексея Иванова, хоть и записан он в немногие надежды художественной словесности, этого тоже никто не ждал. А зря. Уже в первом его романе «Общага-на-Крови» (ставшем книгой только в прошлом году) ГНВ присутствовал, просто, он был коллективным, разложенным на персонажи. Он мучался, пытался собрать себя воедино, но ничем хорошим это не кончилось. В романе про географа – второй части условной ивановской трилогии – герой был уже один, но Героем его называть было рано. Он много пил, мало понимал, действовал спонтанно и часто нелепо. Но он был самым живым из персонажей (женщины и дети не в счет). Будущее Виктора Служкина не сулило ничего особенно светлого, и, слегка постарев душой, он перебрался в новый роман грустным остроумцем, другом героя, педагогом, туристом и пьяницей по фамилии Щекин. А Герой – это человек совсем новой формации.

Борис Моржов, двадцати восьми лет, коренной житель райцентра Ковязина, живет в общежитии. Его родители после наступления нового прекрасного времени обменяли квартиру на дом в деревне. Образование он получил заочно, художник. И быть бы ему обычным провинциальным чудиком, если бы он не доказал свою адекватность миру явным успехом: его живопись востребована. Его текстурные панели, идеально подходящие для хай-тековского дизайна, раскупают на столичном биеннале за хорошие деньги. Интересно, что московские критики Иванова чуть не хором назвали героя олухом, что странно при его уме и деловой расторопности. Но по размышлении становится ясно, что в их глазах он иначе как олухом и быть не может, потому что не переехал в столицу при первой возможности. А Моржов и так пребывает в центре своей Вселенной и не отдаст Призраку Великой Цели (ПВЦ) свою полученную за взятку комнату в общаге педтехникума. Ведь в городе Ковязине этот Призрак смешон, а койка в общаге дает доступ к проживающему здесь же резерву молодых женщин.

Моржов, действительно, выпивоха и женолюб, но за поддерживаемой маской раздолбая прячется внимательный и точный мыслитель. Моржов активно осмысливает свой мир, он глубоко видит и выстраивает систему категорий, объясняющую окружающее безобразие – рассеянную в мире блуду. Это не пустое умствование. Открыв главный принцип современных отношений – Пиксельное Мышление, Моржов понимает суть происходящего и учится организовывать его, манипулировать людьми и событиями, направляя их в желаемую сторону. Другое дело, что желаний у него совсем немного.

«Вообще-то про деньги Моржов мечтал уже давно и думал, что встретит их морально подготовленным. Но деньги появились тихо и без предупреждения, словно легкое недомогание. Их зыбкость эстетически противоречила живописной мощи намеченных приобретений, и Моржов, соблюдая гармонию, ничего не стал покупать».

Финансовая независимость позволяет Моржову существовать в роли «методиста выставочного зала» с зарплатой некрупного насекомого в бывшем Доме пионеров «Родник». В это МУДО (Муниципальное Учреждение Дополнительного Образования) он устроился не только в поиске сомнительного социального статуса, но и ради большой подсобки для своих пластин и друга Щекина, ведущего там туристский кружок. А после обнаружился еще  один существенный бонус – женщины.

Женщины, которые для Моржова почти все хороши, – это фактически оправдание мира и повод к существованию в нем. Бывшие и будущие любовницы, да собутыльник Щекин – вот и все, что поддерживает героя в жизни. Ну и живопись, конечно, но это тема особая, роман о другом. В «Блуде и МУДО» рассказана история о том, как Борис Моржов нежданно и на короткий срок обрел большое семейство, нашел в нем смысл, взял за него ответственность, защитил и спас от чего мог, наказал Зло и ушел незнамо куда, оставив родных людей ожидать второго пришествия. Ключевой момент тут – ответственность, она и позволяет зачислить героя в Герои. Географ Служкин отвечать за других не брался. Даже в походе он добился невероятного педагогического эффекта, предоставив детям ответственность за самих себя.  Моржов, похоже, из этих вовремя повзрослевших детей. ПВЦ он отгоняет, но, найдя какую-никакую живую задачу и дав слово ее решить, все берет под контроль. Он не везунчик, ему ничего не дается сразу и даром, он просто упорный. Моржов – системно мыслящий человек, самых эксцентричных целей он добивается методично. Таких в стране, конечно, хватало, хотя иные из них ныне в тюрьме, а другие в Лондоне. Но отличие Моржова от успешных комбинаторов 90-х как раз в том, что он видит Призрачность Великой Цели. На страницах книги мы встречаем его в ситуации, когда своего он уже добился. Купить квартиру он не считает нужным, койка есть, на пиво и девок хватает, лучшее средство транспорта – велосипед, а из статусных аксессуаров достаточно ПээМа. Но реализовав свой ресурс и получив деньги, Моржов расширил возможности вмешиваться в течение жизни и, как ни тривиально звучит, помогать тем, кому помочь хочется. Деньги тут не главное, главное – голова и душа, которые без денег все же работать могут, а деньги без них – никак.

На этом, опять же, можно было рассказ о книге закончить, но для порядка добавлю, что там на самом деле масса смешных и жутких, поразительно точных, от и до узнаваемых моментов, действительная энциклопедия провинциальной жизни. Все там настоящее, которое не просто трогает, а больно цепляет. Для тех же, кому и этого мало, а также для глухих и подслеповатых скажу еще, что в романе есть подлинный разврат и что все патроны пистолетной обоймы будут расстреляны.

Валерий Иванченко

Газета «Книжная витрина» (Новосибирск)