продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ-НЕУДАЧНИК ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?

В пер​вом же эпи​зо​де кни​ги Алек​сей Ива​нов да​ёт нам по​нять, что глав​ный ге​рой, Вик​тор Служ​кин, – че​ло​век не​о​быч​ный. Не каж​дый смог бы вот так спо​кой​но изо​б​ра​жать глу​хо​не​мо​го в эле​к​т​рич​ке пе​ред вер​зи​ла​ми-кон​тро​лё​ра​ми, не имея де​нег на про​езд. И, кста​ти, пой​ти ра​бо​тать в шко​лу, не имея пе​да​го​ги​че​с​ко​го об​ра​зо​ва​ния – это то​же в не​ко​то​рой сте​пе​ни по​сту​пок.

Же​на по​сто​ян​но «пи​лит», веч​но всем не​до​воль​на, лю​бовь му​жа к доч​ке она ком​мен​ти​ру​ет так: «Изо​б​ра​жа​ешь за​бот​ли​во​го па​поч​ку, да?» Его школь​ных дру​зей она ха​рак​те​ри​зу​ет, по сло​вам Служ​ки​на, уни​чи​жи​тель​но: «Да те​бе все не нра​вят​ся. Я – шут, Вет​ка – шлю​ха, Са​шень​ка – ду​ра, Буд​кин – хам...» Очень по​ка​за​тель​ны её вы​ска​зы​ва​ния о жиз​ни и о люб​ви: «Каж​дая жен​щи​на име​ет пра​во по​жить по-че​ло​ве​че​с​ки – с квар​ти​рой, с ма​ши​ной, с день​га​ми!» 

По​сто​ян​ные пьян​ки с дру​зь​я​ми, по по​во​ду и без, не​ус​т​ро​ен​ная се​мей​ная жизнь, не​ла​ды и про​бле​мы на ра​бо​те – вот ка​кой мы ви​дим жизнь глав​но​го ге​роя в на​ча​ле ро​ма​на.

Для то​го что​бы чи​та​тель луч​ше по​нял учи​те​ля-Служ​ки​на, ав​тор по​сто​ян​но встав​ля​ет в по​ве​ст​во​ва​ние вос​по​ми​на​ния о Служ​ки​не-уче​ни​ке и о его школь​ных го​дах. Эти же кар​тин​ки из про​шлой жиз​ни по​мо​га​ют нам по​нять пси​хо​ло​гию не​ко​то​рых по​ступ​ков со​вре​мен​ных де​тей, с ко​то​ры​ми при​хо​дит​ся по​сто​ян​но стал​ки​вать​ся учи​те​лю ге​о​гра​фии Служ​ки​ну. Ему при​хо​дит​ся быть «меж​ду двух ог​ней». С од​ной сто​ро​ны еже​днев​ные нра​во​уче​ния по​сле уро​ков за​ву​ча Ро​зы Бо​ри​сов​ны, уп​рё​ки в проф​не​при​год​но​с​ти. С дру​гой – не​пре​кра​ща​ю​щи​е​ся ба​та​лии на уро​ках с де​вя​ты​ми клас​са​ми. Лю​бой дру​гой бы на его ме​с​те дав​но плю​нул на всё, по​про​бо​вал бы по​ды​с​кать дру​гую ра​бо​ту. Но Служ​кин, не​смо​т​ря на всю свою ка​жу​щу​ю​ся бе​за​ла​бер​ность в от​но​ше​ни​ях с ок​ру​жа​ю​щи​ми: с же​ной, с дру​ги​ми жен​щи​на​ми, с дру​зь​я​ми и уче​ни​ка​ми, че​ло​век цель​ный; име​ю​щий стер​жень, ко​то​рый ему и не да​ёт опу​с​тить​ся на са​мое дно жиз​ни; зна​ю​щий и по​ни​ма​ю​щий, как ему жить. «Дай бог мне ни​ко​му не быть за​ло​гом его сча​с​тья. Дай бог мне ни​ко​го не иметь за​ло​гом сво​е​го сча​с​тья. И ещё, дай бог мне лю​бить лю​дей и быть лю​би​мым ими. Ино​го при​ми​ре​ния на Зем​ле я не ви​жу».

Осо​бо хо​чет​ся об​ра​тить вни​ма​ние чи​та​те​лей на опи​са​ния не​ба, с по​мо​щью ко​то​рых Алек​сей Ива​нов уси​ли​ва​ет на​ше вос​при​я​тие тек​с​та: будь то ха​рак​те​ри​с​ти​ка ге​ро​ев кни​ги или опи​са​ние си​ту​а​ций. Очень точ​ные, ино​гда ко​рот​кие, как штрих ху​дож​ни​ка на кар​ти​не, ино​гда гу​с​тые и соч​ные, как маз​ки ки​с​ти, на​не​сён​ные в не​сколь​ко сло​ёв. Каж​дое опи​са​ние – это но​ты из пре​крас​ной сим​фо​нии. Это кон​фе​ты в но​во​год​нем по​да​роч​ном на​бо​ре. Ка​кую ни возь​мёшь – все на​столь​ко вкус​ные, что аж дух за​хва​ты​ва​ет.

«Не​бо бы​ло бе​лое и не​раз​ли​чи​мое, слов​но его ук​ра​ли, толь​ко по​лу​проз​рач​ные стол​бы све​та, как ру​и​ны, сто​я​ли над про​стор​ной из​лу​чи​ной плё​са».

«Не​бо за​ва​ли​ли не​ря​ш​ли​во слеп​лен​ные ту​чи, в мем​б​ра​ну зон​та сту​чал​ся дождь, как веч​ный не​по​кой ми​ро​во​го эфи​ра».

«Ту​ман​ная мо​рось по​ка​чи​ва​лась меж​ду вы​со​ки​ми мно​го​этаж​ка​ми. С их крыш ме​ду​зой об​ви​са​ло рых​лое и дряб​лое не​бо».

«Че​рез всё не​бо рас​полз​лось це​лое об​лач​ное ста​до, но эти об​ла​ка – лёг​кие, воз​душ​ные, пу​с​тые. Од​но из них за​сло​ни​ло низ​кое солн​це. Но ве​ер длин​ных, свет​лых лу​чей мед​лен​но пол​зёт по та​ёж​ной шку​ре, по ды​мя​щим​ся рас​пад​кам, по ис​кря​щим​ся ска​лам. А там, от​ку​да при​шла ту​ча, в гу​с​той фи​о​ле​то​вой кра​с​ке се​вер​ной сто​ро​ны не​бо​сво​да, над Ле​дя​ной вста​ла ра​ду​га, и вну​т​ри неё – ещё од​на. Точ​но та​кая же, но по​мень​ше».

И это толь​ко часть. Это же про​сто ка​кая-то не​бес​ная фе​е​рия.

Вер​нём​ся всё же с не​бес на зем​лю, то есть к на​ше​му Служ​ки​ну. Раз​ве взять в по​ход Гра​ду​со​ва, са​мо​го отъ​яв​лен​но​го дво​еч​ни​ка и про​во​ка​то​ра, че​ло​ве​ка, ко​то​рый весь год до​ста​вал учи​те​ля сво​и​ми ду​рац​ки​ми вы​ход​ка​ми и по​сто​ян​но сры​вал уро​ки, – это не про​яв​ле​ние си​лы?

«Ко​неч​но, ни​ка​кой я для от​цов не при​мер. Не пе​да​гог, тем бо​лее – не учи​тель. Но ведь я и не монстр, что​бы мною пу​гать. Я им не друг, не при​ятель, не стар​ший то​ва​рищ и не клё​вый чу​вак. Я не на​чаль​ник, я и не под​чи​нён​ный. Я им не свой, но и не чу​жой. Я не за​тыч​ка в каж​дой боч​ке, но и не по​сто​рон​ний. Я не со​бу​тыль​ник, но и не по​ли​цей​ский. Я им не опо​ра, но и не ло​вуш​ка и не ка​мень на обо​чи​не. Я им не ну​жен по​за​рез, но и обой​тись без ме​ня они не смо​гут. Я не про​вод​ник, но и не кло​ун. Я – во​прос, на ко​то​рый каж​дый из них дол​жен от​ве​тить».

Раз​ве сце​на в пе​кар​не, ку​да из​му​чен​ные Служ​кин и Ма​ша до​ко​вы​ля​ли по​сле при​клю​че​ний воз​ле Ме​же​ни – это не сви​де​тель​ст​во его си​лы, его ха​рак​те​ра?

«А на​сто​я​щее до​б​ро бес​плат​ное. И те​перь у ме​ня есть этот ко​зырь, этот факт, этот по​сту​пок. Что бы я ни де​лал, как бы мне ни бы​ло ху​до, че​го бы про ме​ня ни ска​за​ли – и ал​каш, и ду​рак, и не​удач​ник, – у ме​ня все​гда бу​дет воз​мож​ность на этот факт опе​реть​ся. И я не уве​рен, что в на​шей ду​рац​кой жиз​ни Ма​ша бы по​слу​жи​ла мне бо​лее на​дёж​ной опо​рой, чем этот факт».

Раз​ве по​ни​ма​ние то​го, что он при​об​рёл в по​хо​де вме​с​те с ре​бя​та​ми, не ха​рак​те​ри​зу​ет его как че​ло​ве​ка силь​но​го и ду​ма​ю​ще​го?

«Мы про​плы​ли по этим ре​кам – от Се​ми​че​ло​ве​чь​ей до Рас​со​хи – как сквозь судь​бу этой зем​ли – от древ​них ка​пищ до конц​ла​ге​рей. Я лич​но про​плыл по этим ре​кам как сквозь свою лю​бовь – от мел​кой за​ви​с​ти в тём​ной па​лат​ке до веч​но​го по​коя на по​ро​ге пе​кар​ни. И я чув​ст​вую, что я не про​сто плоть от пло​ти этой зем​ли. Я – ма​лое, но точ​ное её по​до​бие. Я по​вто​ряю её смысл все​ми из​ви​ли​на​ми сво​ей судь​бы, сво​ей люб​ви, сво​ей ду​ши. Я ду​мал, что я ус​т​ро​ил этот по​ход из сво​ей люб​ви к Ма​ше. А ока​за​лось, что я ус​т​ро​ил его про​сто из люб​ви. И мо​жет, имен​но люб​ви я и хо​тел на​учить от​цов – хо​тя я ни​че​му не хо​тел учить. Люб​ви к зем​ле, по​то​му что лег​ко лю​бить ку​рорт, а ди​кое по​ло​во​дье, май​ские сне​го​па​ды и реч​ные бу​ре​ло​мы лю​бить труд​но. Люб​ви к лю​дям, по​то​му что лег​ко лю​бить ли​те​ра​ту​ру, а тех, ко​го ты встре​ча​ешь на обо​их бе​ре​гах ре​ки, лю​бить труд​но. Люб​ви к че​ло​ве​ку, по​то​му что лег​ко лю​бить хе​ру​ви​ма, а Ге​о​гра​фа, бив​ня, ла​ви​ну, лю​бить труд​но. Я не знаю, что у ме​ня по​лу​чи​лось. Во вся​ком слу​чае, я как мог ста​рал​ся, что​бы от​цы ста​ли силь​нее и до​б​рее не уни​жа​ясь и не уни​жая».

Служ​кин, ко​неч​но, не Ма​ка​рен​ко и не Су​хо​млин​ский. Его прин​ци​пы вос​пи​та​ния и об​ще​ния с «от​ца​ми» да​ле​ко не без​греш​ны и не бе​зу​преч​ны. Он учит их жиз​ни по-сво​е​му, по​рою ин​ту​и​тив​но. В этом и есть его прав​да. Его си​ла. И его пра​во. Пра​во че​ло​ве​ка, уве​рен​но​го в сво​ей пра​во​те. Пра​во че​ло​ве​ка, ко​то​ро​го, на мой взгляд, мож​но на​звать ге​ро​ем на​ше​го вре​ме​ни. «Но ес​ли в ду​ше мо​ей сей​час та​кой ве​ли​кий по​кой, зна​чит, я всё-та​ки был прав... А кто ме​ня пой​мёт? Кто оце​нит эту прав​ду? Ни​кто. Раз​ве что вре​мя... Бу​ду​щее».

Я, как и мно​гие дру​гие чи​та​те​ли, оце​нил. А вы?

Игорь Касько

Еженедельник «Литературная Россия» (Москва)