ЛЮБОВАНИЕ УРАЛОМ
Экономическая история Урала как захватывающее литературное приключение
Любая книга Алексея Иванова, одного из лучших писателей нашего времени, всегда интересна точкой зрения, с которой он приглашает посмотреть на мир: он принципиально уралоцентричен. Урал для писателя — центр нашей страны, регион, где творилась ее история, место силы, без которого не было бы такого явления, как Россия. Это характерно для его художественных произведений и тем более для серии книг его просветительского проекта «Хребет России». Третья из них, «Горнозаводская цивилизация», посвящена роли, которую Урал сыграл в становлении народного хозяйства страны, его взлетах и падениях, в формировании его сильных сторон, и возникновению препятствий, о которых спотыкалось экономическое развитие России.
В ней присутствует все, что характерно для серьезных краеведческих работ. Здесь и история хозяйственного освоения богатств Урала выходцами из Центральной России, и разбор отраслевого разнообразия его хозяйства, рассказ об этапах становления, роста и в иных случаях упадка отраслей, формирующих костяк горнозаводской цивилизации. В книге приводятся интереснейшие подробности технологии первых уральских заводов — металлургических и соляных. Автор знакомит нас с изобретениями и открытиями, сделанными инженерами, рудознатцами и мастеровыми Урала. Несколько глав посвящено искусству Урала, корнями уходящему в его промышленную сущность: каслинскому литью и работе с самоцветами. Раскрываются своеобразные черты капиталистического хозяйствования в регионе и роль государства в создании заводов — лидеров отечественного народного хозяйства и управлении ими. И все это способно заинтересовать не только жителей описываемой местности, но и (да простится мне этот штамп) — широкий круг читателей. Автор демонстрирует нам, как локальная промышленная история, начавшаяся в XVI веке, вплетается в историческую ткань страны в целом.
И все же вся эта тематика немотивированному читателю, не интересующемуся экономикой, наверняка показалась бы скучной, напиши о ней обычный краевед. Но эту книгу написал настоящий писатель: все сюжеты в ней выстроены так, что чтение становится захватывающим. Чего стоит описание уникальной логистической схемы доставки уральской продукции в центр России. Летний сплав произведенных на заводах в течение зимы пушек и чугуна по проложенным заводчанами каналам и системе реки Чусовой, других вариантов до появления железных дорог не существовало: «И вниз по речке, нарастая от завода к заводу, катилось рукотворное цунами — караванный вал. Длина этой волны была около 100 км. Волна уносила к Каме “железные караваны” — вереницы огромных дощатых барок».
Чусовая перестает восприниматься как простое географическое понятие. Она становится образом стихии, коварной, несущей барки со всем их содержимым на утесы. И с этой стихией борются настоящие «богатыри, не вы»: «Каждой баркой управлял капитан-сплавщик. Это был авторитет выше бога. Он умел на скорости провести неуклюжее судно мимо бойцов, жутких скал-убийц, что стояли на поворотах реки и вдребезги крушили барки. Барки, беспощадные каменные бойцы и сплавщики — эпос “железных караванов”».
Из этих историй — о сплаве, о заводах, рудниках, соляных промыслах, изумрудах и малахите — у нас появляется ощущение мощи цивилизации, которой посвящена книга. И одновременно мы понимаем, что мощна она только потому, что создана мощными людьми. Это и первопроходцы — дьяки Виниус и Ремезов, заложившие основы горнозаводской цивилизации, проложив путь для уральского металла по Чусовой. Судьбы их, правда, разнятся. Один проворовался и бежал из России, а второй «сгорел в трудах». Тем не менее они равны в своей значимости для уральской цивилизации. Это и хозяева: самые яркие из них — династии Строгановых и Демидовых, «вышедшие из толщи народа». И пусть имя Строгановых связано с организацией хозяйства по принципам социальной справедливости (sic!), а имя Демидовых — с жестокой эксплуатацией и темной историей с Невьянской башней.
Но и те и другие ставили и ставили заводы. А их потомки на семейные капиталы уже учреждали премии для российских академиков и становились президентами Академии художеств. В этом же ряду героев стоят уральские мастера: «Уральский мастер — уникальный культурный тип, в мире ему нет аналогов, и во многих отношениях это религиозный феномен. Не зря мастера на заводах являли собою нравственный идеал: жили честно и скромно и совершали подвиг веры в технику — изобретали какую-нибудь полезную диковину».
Подчеркнуть особые черты горнозаводской цивилизации для Алексея Иванова только полдела. Выстраивая свое повествование, он стремится выявить ее суть, смыслы и ценности существования людей, ее построивших. Чтобы достичь этой цели, недостаточно остаться на региональном уровне, приходится осмысливать российскую цивилизацию в целом, сопоставляя ее с другими. По его убеждению, «Россия от Европы отличается не по культуре, а по ментальности. В Европе главная ценность для всех социумов — это свобода, а в России главная ценность любого социума — его идентичность. На промышленном Урале главной ценностью по идентичности был труд. Работа. Дело».
Наверное, можно спорить с этим выводом, хотя материал книги дает много оснований согласиться с ним. Однако для того, чтобы спорить о ценностях и идентичности России, следует изучить, прочувствовать и осмыслить историю многих поколений, живущих хотя бы в одном уголке нашей страны, столь же глубоко и основательно и с такой же любовью, как это сделал Алексей Иванов.
Анастасия Матвеева
Журнал "Эксперт"