***
Об этой книге много говорили ещё до её появления в продаже. Ожидания были вполне понятны: книга о столице Урала, автор свой, уральский, к тому же талантливый и известный. Книга Алексея Иванова «Ёбург» (Москва:АСТ,2014) оказалась очень своевременной. В ней нашла отражение новейшая история Екатеринбурга. Эту историю воспроизвёл не историк, а писатель и подошёл к этому творчески.
Иванов сломал привычную структуру повествования о городе. Мы все знаем, что таковая существует: географическое положение, экономика, социальная сфера и т.д. У Иванова мозаика тем. Например, в разделе «Град оглашённый» глава о Росселе и его походе в губернаторы соседствует с зарисовкой, посвящённой драматургу Николаю Коляде. В этом же разделе за рассказом об избрании Аркадия Чернецкого мэром Екатеринбурга (1995 год) следует главка «Шпана сатаны» о банде братьев Коротковых. Никуда не денешься, и крупные политики, и бандиты в данном временном отрезке, середине 90-х, оказались знаковыми фигурами. Только одни созидали, а другие уничтожали. Кстати, о фигурах политиков в изложении Алексея Иванова. Россель и Чернецкий представлены очень ярко. Особенно, на мой взгляд, точен портрет Росселя, политика умного, харизматичного, смелого. Чернецкий, в интерпретации Иванова, политик, определивший стратегию развития бизнеса в городе: «бизнес честно вытаскивал Ёбург из ямы, в которую улетела вся страна». Иванов так характеризует эти две фигуры: «Губернатор Россель, экстраверт, олицетворял дерзкие амбиции Ёбурга, а мэр Чернецкий, интроверт, олицетворял здравый эгоизм Ёбурга».
Сегодня 90-е годы в истории нашей страны называют всё больше лихими. Екатеринбург этого времени для Иванова город созидания, активного строительства домов и административных зданий, появления новых творческих имён. Без лихости и бандитизма, конечно, тоже не обошлось. Все крупные криминальные группировки того времени писатель в своей книге запечатлел. В главе «Город Ё» читаем об ОПГ «Уралмаш» под предводительством Александра Хабарова. И тут же эта мрачная страница в истории города соседствует в книге с рассказом о двух творческих личностях: скульпторе – монументалисте Константине Грюнберге и художнике – примитивисте, уличном творце Старике Букашкине (Евгении Малахине). Такие вот совершенно параллельные миры, объединённые историческим отрезком времени.
Людям искусства и литературы, имеющим отношение к городу, писатель посвятил так много страниц, что трудно припомнить, кого из 90-х, начала двухтысячных он забыл. Писатели от В.Крапивина до О.Славниковой, все известные рок-группы, художники, скульпторы. Некоторым посвящены отдельные статьи, как например, статья «Не пережить потерю», посвящение поэту Борису Рыжему. «Для гармонического поэта эпоха перемен выглядела как торжество отчуждения. Отчуждения от семей, от друзей и любимых, от города и от правды, в конце концов – от самой жизни».
Череда портретов творческих людей сопровождается точными и лаконичными характеристиками автора книги. Среди этих зарисовок хочется упомянуть ту, что посвящена художнику Александру Шабурову. Почему выбрала её, ведь в «Ёбурге» рассказано и о Э.Неизвестном, и о М.Брусиловском и о других знаменитостях? Шабуров наш, березовчанин. Более того, мне и ряду моих коллег он знаком, его сестра работала в Березовской городской библиотеке. В этом мальчике, которого мы знали, никак не угадывалась будущая знаменитость. Но случилось так, что Александр попал со своими творческими изысками в тренд. Он из фотографа областного морга стал знаменитостью. О художниках – акционистах заговорили гораздо позже, Шабуров предвосхитил их массовое появление. Самыми скандальными оказались такие его арт-акции, как лечение больного зуба под прицелом фотокамер и организация собственных похорон в день 33-летия. «Шабуров собственную жизнь переформатировал в каскад арт-атракционов. Он ничего не стеснялся, его ничего не смущало». Из Екатеринбурга уехал в Москву, там вместе с художником В.Мисиным создал арт-группу «Синие носы». Дальше – больше, группа выставляла свой видеоарт по всему миру, от Берлина до Нью-Йорка. «Время было такое. Каждый становился тем, кем смел».
Сюжет о художнике Шабурове каким-то странным образом заставляет вернуться к заглавию книги. Всё, о чём рассказал писатель, могло происходить именно в Ёбурге. В городе 90-х, где одни люди возвышались, а другие уходили в небытие, в городе, где экспериментировали писатели, художники, тележурналисты – сюжет о Павле Шеремете. В Ёбурге происходила борьба политиков, бизнеса, криминала, где шли выборы во власть на всех уровнях. Автор пишет: «Даже на слух энергичное и краткое название Ёбург как-то соответствует сути того Екатеринбурга – города лихого и безбашенного, стихийно мощного, склонного к резким поворотам и крутым решениям». В подзаголовок своей книги писатель вынес слова «Город храбрых. Сделано в девяностые». Все герои «Ёбурга» сильные личности, знаковые фигуры. Например, Евгению Ройзману посвящены даже две статьи. В одной рассказано о работе Ройзмана в фонде «Город без наркотиков». Иванов пишет: «Родители рыдали от бессилия в офисе Фонда: примите, ради Бога, спасите, спасите. И Ройзман отвечал: ладно, берём. Все, кто не сбежал, вышли людьми. И больше половины не скололись по новой». Во второй статье прослежена биография Евгения Ройзмана, сегодняшнего мэра Екатеринбурга.
К самым значительным личностям, повлиявшим на развитие Екатеринбурга не разово, а на всём протяжении новейшей истории города и страны в целом, Иванов неоднократно обращается в ходе повествования. Это уже упоминавшийся Ройзман, политики Россель, Чернецкий, политик и бизнесмен Баков, драматург Коляда и другие знаковые фигуры. При знакомстве с оценкой Иванова тех или иных людей и событий наибольшее впечатление производят психологическая точность, глубина анализа и умение формулировать. В процессе чтения книги я смотрела на всё описываемое глазами автора и практически во всём с ним соглашалась. В тексте Иванова присутствует некое обаяние, возникает эффект причастности читателя к описанным событиям, ведь мы являемся их современниками.
Ближе к концу книги автор трансформирует Ёбург в Екатеринбург. «Всё проходит, и Ёбург в прошлом. Бурного Ёбурга уже нет, есть богатый и престижный мегаполис Екатеринбург». Город осваивается в новом тысячелетии. Как пишет А.Иванов: «Ёбург почувствовал себя комфортно примерно в 2006 году». Тем не менее, глава, посвящённая двухтысячным в истории города, начинается так: «В 2007 году Екатеринбург покинул Владислав Петрович Крапивин, Командор. Он прожил тут полвека, но как-то так случилось, что город забыл своего почётного гражданина». Вернулся писатель в 2013 – м. Завоевания, потери, значительные события Екатеринбурга начала нового века обозначены в главе. Отношение автора ко всему происходящему тоже можно уловить, каждый читатель поймёт это по-своему. Определённая ностальгия по ушедшим 90-м у автора есть, своеобразным гимном этому времени звучат слова в эпилоге. «В «лихие девяностые» в любых свистоплясках Ёбург не терял ни амбиций, ни идеализма. А потому в те непростые годы Ёбург дал собственные ответы на все обжигающие вопросы эпохи. Это самое главное: он дал все ответы на все вопросы».
Несколько слов о книге и её авторе. «Ёбург» читается очень легко, но за этой лёгкостью огромная работа, которую проделал Алексей Иванов. Он пишет о реальных событиях и вполне реальных людях, большинство из которых живы и статусны. Поэтому надо было писать так, как всё было на самом деле, а для этого изучить и переработать массу документов и свидетельств. В результате получился документ эпохи, написанный талантливой рукой. Перечитала свои впечатления о книге и поняла, что не сказала и трети того главного, чего заслуживает книга. Приглашаю посетителей нашего блога к её обсуждению.
Елена Войтинская
Сайт «Библиороссыпь»