продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

12.01.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Книга «Географ» писалась вами также легко и с удовольствием, как она и читается? Самое удивительное, что вам было тогда всего 25 лет! В этой книге так много свежего воздуха, открытости души, нежности чувств ко всем этим бедолагам эпохи перестройки! А как вы сами жили в 25 лет, когда писали эту книгу? У вас было много свободного времени для этого? Сложилось впечатление, что вы писали для очень близких вам людей (или даже для кого-то одной) и каждый маленький рассказик о Служкине сразу давали им прочитать. Это так? Мне кажется, что читая эту книгу не надо слишком умствовать над её страницами – главное воспринять её чувствами, сердцем и наслаждаться юмором. Ведь она так втягивает в чтение и ни на что не похожа. По духу очень близка к «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, хотя всё разное. Однако лихо вы расправились с нежной любовью Служкина и его ученицы. А если бы её мать не оказалась завучем, то ведь из логики рассказа эта любовь не оборвалась бы так скоротечно?

ответ

Уважаемый Владимир.<br />Увы, всё было не так. Я писал "Географа" 3 года - с 1992 по 1995, трижды переделывал с нуля. Писал "ни для кого", никому не давал читать - это было технически невозможно, компьютера и принтера у меня тогда не было. Я не считаю "Географа" душевной пустышкой, над которой не стоит умствовать, - когда я придумывал его, я умствовал. Когда писал, я работал гидом-проводником в турфирме, свободного времени было мало.<br />А "скоротечный разрыв"... О своём отказе от отношений с Машей Служкин говорит читателю в сцене у колодца в деревне Межень, Маше он говорит об этом в сцене в классе перед экзаменом, да и вообще какие могут быть отношения после отказа от шанса в пекарне? Разрыв был не внезапный и не скоротечный, и Служкин к нему готовился. То, что мать Маши - завуч, определяет только увольнение Служкина, а не его отношения с Машей.

10.01.2011 Алексей Дружинин

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Город Ковязин синтезирован из набора элементов существующих городов? Явны элементы Кунгура: Талка (Сылва - талая вода), гостиный двор. Троельга - две остановки. Интересно, какие города ещё поучаствовали? Читать произведение только начал. Аббревиатура ДП(ПНН) какая-то пелевинская - нет ли тут какой-то подоплёки или особого отношения к В.Пелевину?

ответ

Уважаемый Алексей.<br />Да, Кунгур крепко поучаствовал в создании Ковязина, хотя и не тождественен ему. Реалий других городов я не подтягивал - додумывал сам.<br />Аббревиатура ДП(ПНН) - конечно, отсылка к Пелевину. То, что Пелевин называет "диалектикой переходного периода", я называю "дешёвым порно". То, что для него бессмыслица, для меня бесстыжесть. В этом и этическое, и эстетическое отличие - при обоюдном ощущении неприемлемости.

10.01.2011 Алексей , который

Известный галерист предлагает перенести столицу России в Пермь из-за &laquo;особой магии&raquo; города.<br />Авторитетный журнал &laquo;Итоги&raquo; в первом номере 2011 года поставил вопрос о переносе российской столицы из Москвы &laquo;куда-нибудь&raquo;. Поводом для публикации стало предновогоднее интервью президента России Дмитрия Медведева, в котором он посетовал, что население страны живет слишком скученно. Галерист Марат Гельман считает, что идеальный вариант &#8212; Пермь. <br />В частности, по словам Гельмана, центр мирового экономического развития сместился к &laquo;азиатским тиграм&raquo;, а Пермь является &laquo;последним европейским городом&raquo;. Кроме того, перенос столицы на Урал помог бы развить российскую транспортную систему, ведь сейчас &laquo;львиная доля путей замкнута на Москву&raquo;. Гельман также заметил, что Кама &laquo;гораздо полноводнее и красивее Москвы-реки&raquo;, а Пермь застроена &laquo;негусто&raquo;, что открывает возможности для широкомасштабного строительства &laquo;без всякого ущерба для исторического облика города&raquo;.

ответ

Уважаемый Алексей.<br />У меня складывается ощущение, что Гельман согласен залепить любую глупость, лишь бы его обсуждали в ЖЖ. Если глупость окажется чересчур дикой, то её можно объявить приколом, а критиков - идиотами, которые спорят с шуткой. Вообще же разговоры о переносе столицы (о запрете смертной казни, о легализации проституции, о клонировании, об усыновлении детей иностранцами и т.д.) начинаются тогда, когда реально решать проблему никто не собирается.

09.01.2011 Алексей,который

Алексей, как вы оцениваете роман Шишкова "Емельян Пугачев"?

ответ

Уважаемый Алексей.<br />Роман Шишкова подробный и обстоятельный, но на мой взгляд - сусальный соцреализм. Не люблю раздавать такие оценки, но иначе сказать не могу.

09.01.2011 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. <br />Вы написали, что Надя &#8211; очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации. Так получилось, что я довольно часто наблюдаю у женщин психоз, требовательность вместо помощи, при этом они родились и выросли не на Урале. Почему вы считаете Надю продуктом специфически-уральской эмансипации?

ответ

Уважаемая Елена.<br />Именно в силу специфики уральской (уже - екатеринбургской, шире - провинциальной) стратегии успеха. Столичный успех зачастую зиждется на тусовке, облегчающей доступ к ресурсам для самореализации. Соответственно, от человека требуются качества, необходимые в тусовке: коммуникабельность, раскованность, обаяние, дружелюбие, чувство юмора, кругозор, креатив, вкус, сексуальность (для женщины). В провинции путь к успеху через местную тусовку сомнителен. Хотя, разумеется, и возможен, и случается нередко. Но в целом требуются иные качества. В Екатеринбурге с его менталитетом "горной столицы", "дикого счастья" и т.д. путь к успеху сопряжён с самодостаточностью человека (граничащей с самоуверенностью - наследие столичного статуса), с умением идти напролом (агрессивность Урала), с волей и умением рисковать (наследие мифа о фарте), с некоторой категоричностью суждений (провинциальная нетолерантность), со способностью к сильным жестам и поступкам (падать в провинции приходится низко - потому и прыжки энергичнее), с конкретностью требований (наследие индустриального прагматизма), с органичным ощущением "я имею право" (опять же, наследие мифа о фарте, который возможен для любого человека). Разумеется, я очень сильно упрощаю картину, но примерно так. А психозы и требовательность вместо помощи сами по себе - универсальны. Надеюсь, образ Нади не сводится к этим двум вещам.

09.01.2011 Александр

Добрый вечер, Алексей Викторович! Скажите, как вы отнеслись к тому, что стали лауреатом премии &laquo;Итоги Года Урала и Сибири&raquo; в номинации &laquo;Идеолог года&raquo;? Что для вас это признание? Радует, что удалось обойти Гельмана в этой номинации?

ответ

Уважаемый Александр.<br />Отчасти приятно, но не более того. Значимость этого лауреатства не стоит преувеличивать. А Гельман в каждой бочке затычка, поэтому вне конкуренции.

08.01.2011 Дмитрий Москалев

Уважаемый Алексей,<br />спасибо за ответ на мои вопросы. С вашего позволения, я продолжу.<br />1. Я на вашем месте также предпочел бы более динамичный труд, однако грустно, что в ближайшие годы не придется порадоваться вашим новым художественным трудам.<br />2. Я еще раз перечитаю, позже напишу по пунктам.<br />3. Я и не считал Служкина тряпкой, мне ваш герой весьма симпатичен, особенно за честность. Но мне кажется, что волевые качества Служкина несколько незрелы: он успешно борется с искушениями сделать зло людям, когда смотрит искушению в лицо; однако эффективность его борьбы существенно снижается, когда зло отдалено во времени или только вероятностно. Например, пьянка у Комарихи. Здесь у Служкина, кажется, срабатывает знаменитый "авось". В этом смысле волевые качества Служкина кажутся близорукими, недостаточными. Так?<br />Что же касается Нади, я не могу поверить, что реальная женщина может быть руководима преимущественно гонором и спесью. Особенно если учесть, что она - жена Служкина, т.е. когда-то наш герой находил (и находит) в ней немало хороших качеств. Кажется, гонор и спесь Нади обусловлены всего лишь постоянной неудовлетворенностью жизнью, несоответствием между желаемым и реальным, откуда и раздражение на все, т.е. гонор и спесь - вторичные качества. Я думаю, Надя, принимая решение оставить Будкина, учитывала и то, что вряд ли кто-то сможет ее дочери заменить настоящего отца (а ведь Служкин - неплохой отец), тем более - Будкин. Также трудно поверить, что спесь и гонор сильнее любви, у женщины обычно доминанта любви берет верх. Да и перед кем заноситься, если муж - "пустрое место"? Я вижу только одну причину: Надя не видела перспективы отношений с Будкиным из-за того, что тот не смог принять волевое, мужское решение, а также из-за дочери. Возможно, еще из-за страха потерять вообще все и из-за отголоска полуматеринских чувств к Служкину (осунувшаяся Надя после его ночной пропажи). Может, я что-то упустил, что может опровергнуть мою точку зрения? Также мне не очень понятна логика, "начинает с ним разговаривать, (потому что) для нее он пустое место".<br />Также у меня есть новый вопрос.<br />5. Как очертить область применимости формулы "не делать никого залогом счастья"? В разговоре с Веткой Служкин поясняет эту мысль библейской любовью, однако библейская любовь способна приносить счастье лишь очень немногим людям, так? Обычная, мирская любовь, да и просто хорошие семейные отношения всегда подразумевают становление залогом счастья, разве нет? Актуальна ли эта формула, если даже сам Служкин путается с ее применением: отказывается от близости с Кирой и Сашенькой из-за чувства к Маше, а потом позволяет Ветке повернуть эту формулу в нужную ей сторону?

ответ

Уважаемый Дмитрий.<br />Я, в общем, с вами согласен. &laquo;Географ&raquo; - не математически-чистая модель жизни человека по принципу &laquo;неимения залога&raquo;. И Служкин &#8211; не робот, который следует программе, а живой человек, который несовершенен, ошибается, часто впадает в свинство как в ересь и пользуется скорее наитием, чем разумом. Но он умеет видеть в своих частностях быта базовые принципы бытия.<br />По поводу Нади можно спорить долго. Вы говорите, что она отказалась от Будкина отчасти из-за материнских чувств, но гнобить отца своего ребёнка - не лучшая материнская стратегия. По-моему, Надя &#8211; просто человек, который не может жить в мире с собой, а Служкин, Будкин и Тата здесь ни при чём. Выражаясь иначе, Надя не имеет самоидентичности &#8211; а как без этого искать своё место в жизни? Отсюда и психоз, требовательность вместо помощи. Проблемы Нади &#8211; внутри Нади. (Кстати, Дмитрий, Надя &#8211; очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации.) А для пояснения ситуации &laquo;разговора с пустым местом&raquo; я могу привести похожую сцену из фильма &laquo;Однажды в Америке&raquo; Серджио Леоне &#8211; где Лапша спрашивает у Деборы: &laquo;Почему ты показываешь мне свой зад?&raquo; - и Дебора отвечает: &laquo;Потому что ты таракан&raquo;.<br />Мне кажется, Дмитрий, что вы неверно сопрягаете две максимы: &laquo;не делать залогом счастья&raquo; и &laquo;совершенная любовь изгоняет страх&raquo;. О каком страхе идёт речь? Ведь не о страхе перед смертью или болезнями, не о клаустрофобии какой-нибудь. Речь идёт о страхе перед жизнью: о страхе совершать поступки, которые другим покажутся нелепыми, смешными, дурацкими. В переводе на русский, эта фраза могла бы звучать так: &laquo;если ты любишь свою жизнь совершенною любовью, живи так, как считаешь правильным ты сам, а не кто-то другой, изгони свой страх перед чужими суждениями&raquo;. То есть, будь идентичным самому себе. Поэтому Служкин увязывает эту формулу со своими отношениями с подругами: извините, девчонки, я домогался вас, а теперь вот полюбил другую и вас уже не хочу &#8211; можете считать меня дураком и импотентом, мне не страшно. А Ветка наивно толкует этот принцип как &laquo;святость равно воздержанию&raquo;. А святой &#8211; это &laquo;нищий духом&raquo;, то есть, ограничивающий себя нормами нравственности. Библейская формула &#8211; онтологическая, Служкинская &#8211; нравственная, но это одна и та же формула, только на разных уровнях осмысления. (Системная ошибка толкования библейских истин &#8211; путать онтологию и нравственность: это всё равно, что высчитывать траекторию полёта бумажного самолётика по законам Ньютона.) Делать кого-то залогом своего счастья &#8211; это жить со страхом, любить &laquo;несовершенной любовью&raquo;. Однако жизненная стратегия &laquo;совершенной любви&raquo; всё же умозрительна, на неё надо ориентироваться, но нельзя её слепо воплощать. Если, например, слепо воплощать в своей жизни принцип демократии, то вы не сможете отказать своим детям даже в лишней конфете &#8211; вы один, а их, скажем, двое, их большинство, торжествует их выбор. Так же и любые другие принципы. В общем, идея Служкина &#8211; она не об отношениях в браке, а о &laquo;примирении на земле&raquo;.

08.01.2011 Олег

Уважаемый Алексей!<br />В Вашей книге "Сердце Пармы" упоминаются словене-язычники. На чем основан данный эпизод?<br />Существует другая версия http://www.mgpublications.com/news/716

ответ

Уважаемый Олег.<br />Этот эпизод родился из двух вещей: из-за схожести имён уральских и славянских языческих богов и из-за того, что в Чердыни и Чернигове археологами найдены одинаковые персидские блюда. Этот эпизод - в чистом виде Мария Семёнова, и я не интересовался, насколько это правомерно с точки зрения истории. В общем, я пошёл на поводу у семантики.

08.01.2011 Сергей Гилёв

Здравствуйте, Алексей. Вы уже побывали в Кургане или еще будете? Очень хотелось бы увидеться. С уважением

ответ

Уважаемый Сергей.<br />Пока ещё я не определился с поездкой в Курган.

08.01.2011 Катя

Уважаемый Алексей Викторович.<br />Почему Вы убиваете князя Василия раньше, чем это сделала история?<br />Спасибо.

ответ

Уважаемая Катя.<br />Я убил князя Ваську в меру своей компетенции на момент написания романа.

07.01.2011 интересующаяся

Здравствуйте, Алексей. А генеалогией героев Ваших произведений Вы интересуетесь? Очень интересно, есть ли ныне живущие и здравствующие потомки владетельных семейств вогулов, остяков, правителей уральских княжеств XVI-XVII вв...

ответ

Уважаемая ...<br />Увы, я не до такой степени фанат этой темы: я не интересовался. Я даже не знаю, к примеру, Асыка - из рода Пуртеевых, или нет.

05.01.2011 Александр (Пермь)

Здравствуйте Алексей! Очень интересно узнать, будет ли экранизация "Золото бунта", в разделе контакты запечатлел инфу, что права проданы, когда же ждать и кто режиссер? Спасибо вам за прекрасную книгу в "захлеб" читал последнии 300 страниц. А в заключении еще один вопрос после прочтения: По вашему "правда" ("Батина правда") только в книгах побеждает или же в жизни тоже бывает?

ответ

Уважаемый Александр.<br />Спасибо.<br />Права на экранизацию купила студия "Единорог" (не знаю, существует ли она сейчас) для режиссёра Ильи Макарова. Съёмки фильма пока не планируются.<br />А насчёт "батиной правды"... Видите ли, отличие Осташи от бати в том, что для бати эта правда существует всегда, а для Осташи - только тогда, когда побеждает. Я люблю своего героя, но считаю, как его батя. "Правда" аксиоматична. А "неправда" - нет. Поэтому "онтологически" правда побеждает вообще всегда, хотя зачастую её конкретные поборники терпят поражение, а конкретные явления не завершаются торжеством здравого смысла.

05.01.2011 Лариса Левицкая, Екатеринбург

Добрый день, Алексей! Прочитала грандиозную летопись Мамина-Сибиряка "Три конца". Как вы думаете, неужели в старообрядческих скитах действительно творились такие сексуально-уголовные безобразия, или Дмитрий Наркисович сильно сгустил краски?

ответ

Уважаемая Лариса.<br />Об этом надо спрашивать у историков. Но я Мамину-Сибиряку верю. Когда я собирал материалы для книги о Чусовой, я натыкался на жуткие факты. Вот например: в 1825 году на Урале впервые была обнаружена секта скопцов. Мужчины из этой изуверской секты кастрировали себя, женщины &#8211; отрезали груди и сжигали в печке. Документы сохранили слова скопцов из секты на Полевском заводе: &laquo;Если кто про нашу веру будет изведывать, тот немного проживёт. Из мастеровых пять человек давно уже покойны, и скончались они преждевременно потому, что восставали против нас&raquo;.

05.01.2011 Маргарита

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Меня интересует вот какой вопрос, Вы сделали Асыку хумляльтом из каких-то творческих соображений, или просто он вам таким представлялся? Может, так усиливается противостояние живого Михаила и неживого Асыки? Спасибо.

ответ

Уважаемая Маргарита.<br />Асыка - антипод Михаила. Языческое бессмертие хумляльта, "не доделавшего своё дело", противопоставлено христианскому бессмертию души. Исторический Асыка умер через пару лет после похода на Чердынь и гибели князя Михаила. Так что можно сказать, что бессмертным я сделал Асыку "из творческих соображений".

05.01.2011 Дмитрий Москалёв

Уважаемый Алексей,<br />Благодарен за возможность задать вам вопрос. Очень ценю. У меня их, вообще-то, несколько.<br />1. В одном из ответов прочел, что роман как жанр вам сейчас не интересен. Тогда с чем вы, как известный человек, планируете обращаться к читателю (или зрителю) в ближайшие годы? Как вы оцениваете свой текущий творческий потенциал и задор?<br />2. Насколько вы согласны с осмыслением вашего произведения в статье "Явление географа" Г.Ребель? (Кстати, статью "Уроки географа" я бы удалил с сайта, т.к. повторяет "Явление" на 95%). Мне было интересно читать, но как и всегда, показалось, что критик, даже хороший, умудрился отыскать в произведении даже то, о чем автор никогда не помышлял - что скажете?<br />3. Перечитываю в который раз финальное объяснение Служкина с Надей и что-то не встает на свои места: потребность в общении с мужем ("поговорил бы со мной") и одновременно усталость, равнодушие, любовь к другому мужчине; способность принимать волевые решения и одновременно неспособность взять на себя ответственность за них - "ты больше всего" (виноват). Почему же Надя оставляет Будкина? Только из желания жить по правилам, а не по духу? Или она сама начинает следовать служкинской формуле "не делать никого заложником своего счастья"?<br />4. Слышал, что Юлиан Семенов основывал диалоги своих персонажей на учебниках по социальной психологии. А вы откуда берете этот материал? Особенно интересует, как родился упомянутый выше диалог.<br />Спасибо.

ответ

Уважаемый Дмитрий.<br />Буду отвечать по пунктам.<br />1. Сейчас я делаю фотокнигу о пугачёвщине в духе фотокниги "Хребет России". Это неимоверное количество работы. Перечень одних только поездок - Оренбург, Уральск, Атырау, Хива, Челябинск, Уфа, Орск, Курган, Златоуст, Тобольск, Екатеринбург, Ирбит, Кунгур, Оса, Стерлитамак, Табынск, Магнитогорск, Бугульма, Ижевск, Елабуга, Казань, Черемшан, Булгар, Кокшайск, Пенза, Саратов, Самара, Тоцк, Саранск, Пугачёв, Волгоград, Петербург, Нарва, Калач-на-Дону, Таллинн, Сарепта, Краснодар, Астрахань, Ветка в Польше - и это далеко не всё. А поездки - не единственная работа, и даже не самая трудоёмкая. Задора мне вполне хватает. Времени - нет. А мой творческий потенциал пусть оценивают другие.<br />2. С оценками Г.М.Ребель я вполне согласен. Если вы считаете, что Г.М. нашла что-то, чего в романе нет, спрашивайте конкретнее: что вы имеете в виду? А тексты кажутся дублирующими, потому что идеи в них одни и те же, но один текст - литературоведение, другой - методический для школы.<br />3. Финальный разговор Нади и Служкина отсылает к другой служкинской формуле: надо меняться, чтобы стать человеком, и надо быть неизменным, чтобы оставаться им. Наде надо менять жизнь, если уж она настолько недовольна, но она этого не делает. В том числе и по причине ложных приличий. Будкин трусит принять решение за Надю, а Служкину это незачем. Служкин обрёл мир с самим собой, ему надо оставаться неизменным. Надя поставила крест и на себе, и на Служкине, поэтому и начинает с ним разговаривать: для неё он пустое место. Никаких волевых решений Надя никогда не принимала: гонор и спесь - не характер. И Будкин не принимал. И Ветка, и Сашенька не принимали. А Служкин принимал не раз, хотя подавляющее большинство читателей считает - вместе с Надей - Служкина тряпкой. Я уже не раз говорил об этом. Не делать зла - это поступок, а не отсутствие поступка. Зачастую даже это очень серьёзный и сильный поступок, глубокий - но неэффектный.<br />4. Мне достаточно того, что я хорошо представляю своих героев, отсюда и "материал". И, доводя "Географа" до финала, я знал, чего ещё герои не сказали друг другу для завершения картины.

страница: 104 из 230