продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

13.09.2012 Дмитрий

Алексей Викторович,<br />Мои итальянские друзья очень заинтересовались Вашими книгами "Сердце Пармы" и "Золото бунта". В связи с этим, вопрос: есть ли перевод этих книг на итальянский или другие иностранные языки? Планируете ли Вы представить их европейской публике? На мой взгляд, книг такого уровня в последнее время у них очень мало...

ответ

Уважаемый Дмитрий.<br />Все переводы, которые есть, перечислены в общем списке здесь, на сайте, в разделе "Об авторе". Их шиш да маленько. На итальянский язык переводов нет вообще. Столько вот за много лет наработала та контора, с которой я заключил договор. Сейчас мой агент Юлия Зайцева нашла другое бюро. Посмотрим, что у него получится. Но в ближайший год наверняка не получится ничего - переводы дело долгое. Увы.

13.09.2012 Лариса

Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо! Наконец мы дождались ваши новые книги, я имею в виду "Псоглавцы" и "Комьюнити". Я читала все ваши романы и для меня очевиден ваш рост как писателя. Я никогда не воспринимала вас как писателя края, но прекрасно осознаю, что вас пытаются загнать в эти рамки. Новые два романа - очень большие и совсем не простые для чтения произведения. Потрясающий литературный стиль точно соответствует заявленной теме - а тему я вижу как глобальную социологическую и психологическую проблему - ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Когда это окончательно произойдет, то уже не надо будет мучиться над сочинением на тему "Роль личности в истории". Романы многослойны, в одном слое я увидела блестящую компьютерную игру с героями, которые играют сами, не подозревая, что ими играют тоже, в другом слое - я поразилась историческим аспектом, который прекрасно вписан в тему, в следующем слое я увидела срез социальной среды, в котором правят законы социума, еще слой - и я попадаю в мир нравственных и моральных категорий, еще слой - и я - в мире сакрального, еще слой - и я погружаюсь в мир философии и размышлений о жизни. Я считаю ваши романы очень своевременными, да, мне кажется, что я вижу и чувствую как изменяется основа человеческой личности, может мы живем в такие же времена, каких в истории было совсем мало, когда менялась структура человеческой личности. От многобожия к единому богу, от единого бога, к безбожию, от безбожия опять к богу, но теперь этим богом становится компьютер и интернет, а это к миру души и духа уже не имеет никакого отношения. Что же за человек получится, да и человек ли будет вообще? И все-таки вопрос - как долго и мучительно ли писали Вы эти два произведения? Как возникли темы? Я отношу ваши романы в большой степени к социологическим исследованиям. Согласны вы? Спасибо большое за Вашу работу.

ответ

Уважаемая Лариса.<br />Спасибо.<br />Эти романы я писал месяцев по восемь каждый, для меня это быстро. Но &laquo;Золото бунта&raquo;, к примеру, я писал быстрее. Эти романы интересно было конструировать, потому что они идейно очень конкретны: один о культурном сепаратизме, другой про информационное общество потребления. А их герои стараются избежать ситуации выбора, потому что она конфликтна и дискомфортна. И романы, действительно, не &laquo;моральные&raquo;, а &laquo;культурологические&raquo;. Можно их расценивать как социальные, но социальное (как и моральное) в них подчинено неким доминирующим ныне культурным практикам.<br />Потеря личности &#8211; безусловно, большая проблема нашей эпохи. Во-первых, социально-успешное общество избавляет людей от дискомфорта выбора, а личность формируется как раз ситуациями выбора, &laquo;в позиции фронтира&raquo;. Во-вторых, информационная избыточность загружает сознание опытом, который человеком не заработан, а такой опыт формирует &laquo;ложную личность&raquo; (систему принципов, которую человек, однако, не будет отстаивать). Словом, современное общество избавляется от механизмов &laquo;эмпирического&raquo; формирования личности. В результате получаются славные мальчики и девочки, которые всем хороши при полном достатке, но в лишениях могут скушать друг друга в прямом смысле слова, и при этом останутся вполне культурными людьми, только немножко каннибалами.<br />Я не пугаю и не преувеличиваю. Об этом говорят везде, где &laquo;хлеб насущный&raquo; уже не добывается &laquo;в поте лица&raquo;. Или можно посмотреть YouTube с роликами про взаимоотношения подростков.<br />А почему именно эти темы - не знаю. Окуджава говорил, что каждый пишет, как он дышит. Но лично я пишу романы, когда не могу дышать. Когда могу, предпочитаю киносценарии или фотокниги.

12.09.2012 Виталий

Добрый день, Алексей Викторович!<br />Большое спасибо за исчерпывающий ответ, я с большим уважением отношусь к Вашему творчеству, Ваши книги действительно помогают разобраться во многих жизненных ситуациях. И то что Вы находите возможность ответить на любой вопрос каждому желающему только добавляет уважения к Вам. Ещё раз спасибо!

ответ

Уважаемый Виталий.<br />И вам спасибо. Но я хотел бы уточнить. Увы, я уже не отвечаю всем, кто меня спрашивает. Эту практику я оставил, не хватает нервов. Тем, кто хамит или самовыражается, я не отвечаю, с занудами обрываю разговор. Интернет большой, пускай креативят на других площадках.

11.09.2012 Dbnfkbq

Добрый день, Алексей Викторович! Извините, конечно, но мне всё-таки не понятно и интересно, зачем Орли после разрыва Глеба с Гермесом уговаривала Глеба остаться с ней? Глеб ведь уже сделал своё дело и был обречён (по роману), но она его уговаривала остаться с ней... значит всё-таки должен был быть ещё вариант развития событий... и Вы как автор знаете его.

ответ

Уважаемый Виталий.<br />Варианты, конечно, были. Орли - не зверюга, не циничная бессердечная тварь. Она бьётся за место под солнцем, но всё-таки она женщина. Если бы Глеб не отрёкся от неё, она осталась бы с Глебом. Ни о каком жизненном успехе речь тогда бы не шла, но Орли обрела бы "женское счастье" - человека, который любит её и ради неё поступился выгодой. А Бобс бы пролетел. Вот поэтому Орли и уговоривала Глеба не предавать её, не "отрабатывать назад". Однако она с самого начала догадывалась, что Глеб всё равно предаст её (Глеб и Орли - "родственные души", Орли тоже предала Славу и понимала Глеба), и завела, так сказать, "бизнес-отношения" с Бобсом, которого несколько раз называли "вторым Гурвичем". Эти отношения были страховкой Орли. И страховка понадобилась, потому что мотивация "успехом" давно действеннее, чем мотивация "совестью" или "счастьем в личной жизни".

11.09.2012 Константин

В России ваши книги рекомендованы для внеклассного чтения школьникам. Вот мнение разработчика списка доктора педагогических наук, руководителя проекта в СПбГУ Елена Казакова: "Например, на Урале глупо не читать Алексея Иванова".<br />Вы бы сами рекомендовали в этот список "Комьюнити", "Псоглавцев"?<br /><br />Я не ехидничаю. В одном городе, даже по соседству (Я на Железнодорожном живу), обретается самый, пожалуй, мощный писатель современной России.<br />И он ушёл на "шабашки" (иначе вышеупомянутые книги я не назову).

ответ

Константин.<br />Я бы не рекомендовал "Комьюнити" и "Псоглавцев" для внеклассного чтения, потому что эти романы не детские и не подростковые: их проблематика не столько общеморальная, сколько общекультурная. К тому же эти романы с матом.<br />Константин, если читатель уважает писателя, то не называет его произведения "шабашками", тем более публично. Вы уверены, что эти романы написаны только ради денег? Вы уверены, что эти романы - туфта? Вам не кажется, что ваше послание хамское? Не пишите мне больше.

10.09.2012 Георгий. Волгодонск.

Здравствуйте Уважаемый Алексей Викторович! Перечитывая в который раз "Географа..." с удивлением обнаружил, что Чебыкин в Новогоднюю лыжную прогулку начинает пить из термоса чай, а заканчивает кофе. И второе: Не кажется ли вам, что современная политическая ситуация выглядит как борьба одних "Манжетовых" с другими.

ответ

Уважаемый Георгий.<br />Всё, спасибо, я исправил: со следующего издания Чебыкин и в начале, и в конце новогодней прогулки пьёт кофе.<br />...Смотря что вы имеете в виду под современной политической ситуацией. Какое конкретно противостояние?

10.09.2012 Виталий

Добрый день Алексей Викторович!<br />Прочитал Вашу книгу "Комьюнити" и очень хочу спросить Ваше мнение. Если бы Глеб поверил Орли и выбрал бы её а не Гермеса, как в этом случае сложилась бы его жизнь? Он бы не погиб и они бы были вместе и владели бы ДИКСи?

ответ

Уважаемый Виталий.<br />М-м-м... Всё это выходит за пределы романа... А наладилась бы жизнь Анны Карениной, если бы не паровоз?.. Ну, в общем, я считаю, что Глеб не погиб бы, но никаким "ДиКСи" он бы не владел: Орли начала думать о ставке на Крохина задолго до вопроса жить или умереть Глебу.

09.09.2012 Екатерина

Добрый день, Алексей Викторович!<br />Прочитала вашу книгу "Географ глобус пропил". Узнала, что есть ее перевод на французский язык. Скажите, пожалуйста, можно ли раздобыть его у нас в стране, или проще всего заказать через интернет магазин? Заранее спасибо.

ответ

Уважаемая Екатерина.<br />Увы, я ничего не знаю о судьбе этой книги и этого перевода. Данные о книге - здесь на сайте в разделе "Об авторе", там перечень книг, &#8470; 16.

07.09.2012 александр

Здравствуйте, Алексей Викторович, в В-Городках в музее есть доказательства, что Ермак родился в слободе на месте Чусовского городка верхнего, но на другой стороне реки Усолка, ещё до появления в тех местах Строгановых, там было русское селение. ЭТО СО СЛОВ РАБОТНИЦЫ МУЗЕЯ, КОТОРАЯ С 1987 г. занимается этой темой, музей находится в школе ремёсел - ДЦНР В-Городки.

ответ

Уважаемый Александр.<br />Спасибо, буду знать.

05.09.2012 Михалыч

Здравствуйте, Алексей.<br />Долго ждал, когда "Псоглавцы" и "Комьюнити" появятся в карманном варианте, т.к. все остальные книги, кроме альбома "Хребта...", у меня в таком формате - их легко читать и давать друзьям и знакомым. Но вот приобрел первую книгу о Нижегородчине и с первой страницы - Рустай, Керженец, Макарий - как имена родных, еще чуть-чуть - и Светлояр, Китеж... Давно интересуюсь Расколом, староверами, - а здесь все былые времена на нескольких десятках страниц и на современном языке - и Аввакум, и Никон (наши земляки из соседних деревень), Мельников-Печерский - в общем, получил большое удовлетворение, хотя с фантастикой у меня тяжело, а ужастики и мистика - вообще никак, но здесь прочитал на одном вдохе и жалею, что не раньше, когда на майские праздники прошел на байде по Керженцу до Макария.<br />Спасибо за книгу и вопрос: Когда был задуман сюжет книги (где-то прочитал, что в студенческую практику) и приходилось ли сплавляться по Керженцу?<br />А еще как приятно читать рецензии критиков, разделившихся во мнениях и представляющих автора "старой тетей за 60, корректором или младшим редактором, начинающим пользователем ПК".

ответ

Уважаемый Михалыч.<br />Мне приятно, что вам понравились "Псоглавцы".<br />Про студенческую практику придумано для псевдо-автора Алексея Маврина. По Керженцу я не сплавлялся, в ваших краях сплавлялся только по верхней Оке.<br />Идея, что псоглавца Христофора можно выдать за оборотня, пришла мне в голову уже давно, где-то в 90-е, когда я увидел в Чердыни икону Христофора. Эта идея лежит на поверхности, и писатели подходящих жанров не использовали её лишь в силу ограниченности кругозора. Но непосредственно сюжет романа я стал придумывать, когда заключил с издательством договор на книгу, то есть где-то в 2010 году.<br />Критики занимаются, в основном, самовыражением - это печальная реалия эпохи постмодерна. Я перестал их читать, их читает мой агент и отбирает для меня лишь похвалы: таким образом я обезопасил себя от чужих комплексов неполноценности.

03.09.2012 Михалыч

Доброе утро, уважаемый Алексей. Большое спасибо за Ваши книги - разрешите крепко пожать Вашу руку. Несколько вопросов:<br />1. Ваше отношение к Новой Хронологии Фоменко-Носовского? (если в курсе) Великой Тартарии-Русской Империи?<br />2. Версии Н.Левашова о войне Романовых против Великой Тартарии, а не пугачевский бунт 1773-75 гг.<br />(Быть может, ответы есть в Вашей последней книге?)<br />3. Точно ли будет презентация книги 8 сент. на ВВЦ - а то приходиться менять планы, и есть большое желание приобрести книгу да и наконец-то увидеть и послушать Вас. Имею почти все Ваши последние книги за искл., конечно, "Дороги единорога", которую, наверное, уже не приобрести. В прошлое лето проехал потихоньку на велосипеде по Великой стране от Владивостока до Нижнего Новгорода (ваш земляк) и во всех городах начинал знакомство с городом с книжных магазинов и вопроса: "есть ли книги А.Иванова", а еще есть большая мечта - когда на Нижегородчине появится наш "Иванов", который сможет описать нашу интересную историю в таком же формате и так же ярко и точно... мечта!<br />Еще раз благодарю за Ваши книги и всего доброго.<br />С уважением, Михалыч. 55 лет. (Впервые написал письмо в инт-те...)

ответ

Уважаемый Михалыч.<br />Очень приятно, спасибо.<br />Отвечу по пунктам.<br />1. К "Новой хронологии" я отношусь весьма хорошо, хотя абсолютно не разделяю идей авторов. Я считаю, что Фоменко и Носовский обнаружили какой-то очень важный закон исторической цикличности, но неверно истолковали его - в конспирологическом ключе, как и положено в эпоху постмодерна. Но мне сложно спорить, потому что Фоменко и Носовский компетентнее меня.<br />2. О "Новой хронологии" я упоминаю в своей книге о пугачёвщине применительно к переименованиям Пугачёва, а версия Н.Левашова мне в деталях не знакома, но в общем виде понятна. Я думаю, сама моя книга о пугачёвщине, само ощущение подлинности и есть возражение разным экзотическим теориям и ответ конспирологам.<br />3. На презентации на ВВЦ я буду (если не зарежут по дороге адепты конспирологии), хотя писатель - не артист, не всегда он очарователен, а встреча на ярмарке - не авторский вечер, там всё скомкано.<br />Кстати, хочется прокомментировать: я же написал о нижегородчине роман "Псоглавцы", вот так. Когда-то ко мне на сайт приходила читательница под ником Ласточка, и она говорила: напишите про Керженец и Ветлугу, - ну, я и исполнил просьбу.<br />Удачи вам в путешествиях.

02.09.2012 Азат Бердин

Уважаемый Алексей. Извините, что долго не отвечал &#8211; вышел из отпуска, трудновато со временем:). Вновь отмечу, что разделяю часть Ваших доводов, но с частью придется поспорить, соглашаясь, скорее, с Ильшатом. <br />Попробую также по пунктам.<br /><br />А.Иванов: Относительно башкир в пугачёвщину тезис таков: башкиры сражались за национальную государственность, но применительно к реалиям абсолютистской Российской империи второй половины XVIII века это означало &laquo;за отделение от России&raquo;.<br />----------<br />Именно применительно к этим реалиям это никакого отделения не означало. Чтобы таковое отделение аргументировать, нужны не ссылки на старые восстания, а документы именно по рассматриваемому восстанию. Так вот, именно на основании анализа всего корпуса данных документов, в ответ на уже поднимавшийся (Д. Петерс и И.В. Кучумовым) подобный вопрос ведущий в РФ тюрколог проф. Трепавлов отметил: &laquo;Среди тюркоязычных документов пугачевской ставки нет ни одного, который бы свидетельствовал о стремлении отделиться от России&raquo; [Трепавлов В.В. Белый царь. М., 2007. С.129]. По свидетельству главного в РФ специалиста по биографии Салавата, И.М. Гвоздиковой, нет их и среди русскоязычных документов той же ставки. В фольклоре &#8212; также нет&raquo;.<br /><br />Мой тезис: пугачёвщина в рамках истории России, сама фигура Салавата Юлаева как раз и является ярким проявлением интеграции такого края, целой страны, как Башкирия, в состав России. Поскольку, если предыдущие восстания башкир можно именовать, как профессор Алтон Стюарт Доннелли, башкиро-русскими войнами, когда башкиры постоянно грозили своему сюзерену выходом из подданства, то здесь даже речи об этом не шло. И башкирские вожди: и Кинзя Арсланов, и Салават Юлаев, и Каранай Муратов и остальные - они уже воевали за русского претендента на русский престол, понимая, что теперь проблемы можно решать только вместе. <br />Именно поэтому он на гербе Башкортостана, Алексей: это символ одновременно свободолюбия, независимости (в форме автономии) и интеграции, единства с Россией. <br />Другое дело, что для башкир решением проблемы была возможно более широкая автономия &#8211; что, конечно, есть форма национальной государственности, пусть и усеченная. В сословной России это оказалось осуществимо только в форме выделения в отдельный этносословный организм &#8211; Башкирское Войско. Здесь мы с Вами сходимся. Хотя называть Башкирское Войско буквально национальной государственностью я бы не рискнул.<br />Все приведенные Вами примеры &#8211; так же в пользу моего тезиса: до 1735-40 гг. башкиры и были примерно таким де-факто автономным коллективом. В 1725 г. Они завершили свою войну с Россией (восстание 1705-11/25 гг.) НОВЫМ ПРИНЯТИЕМ ПРИСЯГИ, а стрелочника, спровоцировавшего этот мятеж требованием с башкир новых налогов, комиссара Сергеева ПОВЕСИЛИ по приговору царского суда в присутствии делегации башкир во главе с Арсланом Аккуловым (отцом Кинзи Арсланова).<br /><br />Салават боролся за права своего народа. Проигранное им дело основывалось на попрании вотчины прав его рода, а вотчинное право &#8211; основа жизни, статуса, даже этничности башкир: башкир &#8211; всегда член клана, как гэл-хайлендер, например, а землей всегда владеет только весь клан &#8211; хотя распоряжается с санкции ямагата (джамаата, общины) старшина (ранее - бий).<br /><br />Далее обращаюсь к Вашим пунктам из ответа Ильшату. С пп. 1-4, 6 &#8211; согласен.<br />Кроме того, Ильшат, книга Иванова &#8211; не монография и не учебник, почему она должна влиять на Википедию при существовании гор академической литературы по теме? Да и какое дело Алексею до Вики? Мне вот никакого.<br /><br />По пп. 5, 7 &#8211; уточню: башкиры вовсе не &laquo;изгоняли русскую администрацию&raquo; - таковой в их аулах не было, а в городах им нужен был свой, сторонник их линии. Кстати, с заводами то же самое: те, которые не нарушали их вотчинных прав, преспокойно сохранялись, как рудники Исмагила Тасимова (башкир, основатель Горного Института) и тархана Туктамыша Ишбулатова (кстати, пугачевец). <br />Вернусь еще к обсуждению чуть позже.

ответ

Уважаемый Азат.<br />Спасибо вам за столь масштабное участие в споре. Но!<br />Я тоже могу придираться по мелочам, вроде того, что Тевкелева забили, а не повесили: так ведь и Сергеева повесили не за "стрелочничество". Но это не важно. Дело в том, что весь спор становится "от лукавого".<br />Поскольку с Ильшатом я спорил не о своей книге, а об аннотации к ней, то приходилось говорить о трендах, ведь в одном предложении аннотации невозможно пересказать книгу, а возможно лишь назвать тренд. Однако сама причина спора - книга - располагает к тому, что аргументы для тренда (для аннотации) накладываются на конкретную ситуацию (на книгу). А это уже неправильно. (Всё равно, что утверждать, будто целью деятельности 28-ми героев-панфиловцев был разгром фашистской Германии.)<br />То, что я говорю про башкирские войны в целом, не всегда соответствует частности - ситуации во время пугачёвщины. Мне не хочется оправдываться за те вещи, которые я не говорил, и повторять то, что я уже сказал. Но пока что мои оппоненты не знают, чего я говорил, а чего - нет, потому что не читали книгу. А спорить без книги - просто блистать компетенциями. Но это уже иная задача. Я как погружённый в тему априори компетентнее Ильшата, вы как историк априори компетентнее меня. Ну и что?<br />Я уже знаю, какими аргументами я могу оспорить ваши утверждения о реалиях XVIII века (Г.Ибнеева, "Имперская политика Екатерины II в зеркале венценосных путешествий", М., "Памятники исторической мысли", 2009), о вотчинных потерях рода Юлая Азналина (А.Акманов "Земельные отношения в Башкортостане и башкирское землевладение во второй половине XVI - начале ХХ в.", Уфа, "Китап", 2007), об отсутствии прямых повстанческих документов на тему отделения (но ведь есть и общий настрой с его уклончивостью и угрозами) и изгнании русских администраций ("Документы ставки Е.И.Пугачёва, повстанческих властей и учреждений", "М., "Наука", 1975) - и так далее. Но я не вижу смысла в таком споре. В конце концов, это вы, историки, спорите друг с другом, - а я лишь транслирую точку зрения той стороны, которая мне показалась убедительнее аргументирована.<br />Азат, вы не должны мне доказывать, что есть и другие воззрения на ситуацию (я это знаю), а как учёный должны Ильшату объяснять, что у историков есть и те убеждения, которые Иванов положил в основу своей книги. И убеждения эти весьма основательные.

02.09.2012 Александр

Алексей, добрый день! С громадным удовольствием прочитал Ваши публицистические книги, в частности "Message: Чусовая" и "Хребет России". <br />Не знаю, в курсе Вы или нет, в Екатеринбурге на сегодняшний день функционируют (ну, или, скажем так, пытаются функционировать) музеи Уктусского и Нижне-Исетского заводов. Оба музея организованы энтузиастами безо всякой помощи муниципалитета или государства. И если музей Нижне-Исетского завода на данный момент имеет помещение для экспозиции, то у Уктусского, насколько мне известно, толком и помещения нет. А ведь Уктусский завод - это старейшее сооружение на территории современного Екатеринбурга, с него (равно как с Каменского и Невьянского заводов) и начиналась горнозаводская цивилизация. <br />Знаю, что Вы сейчас работаете над книгой про горнозаводской Урал, и на фоне этого, насколько я понимаю, сотрудничаете с руководством Свердловской области. Возможно, своим вниманием к этим музеям Вы смогли бы не только привлечь заинтересованную общественность, но и показать руководителям регионагорода необходимость поучаствовать в их судьбе.<br />ps. Лично я с устроителями музеев не знаком, но слежу за их злоключениями на местном краеведческом форуме. Разумеется, если Вас заинтересует эта тема, имеющиеся у меня контакты предоставлю. <br />С уважением, Александр, Екатеринбург.

ответ

Уважаемый Александр.<br />Спасибо. Пришлите, пожалуйста, эти контакты сюда на сайт или на адрес моего агента Юлии Зайцевой - адрес есть в разделе "Контакты".<br />Фотокнига - специфический жанр, и не знаю, по формату ли фотокниге будут материалы музеев Уктусского и Нижне-Исетского заводов. Но сама книга, среди прочего, призвана обратить внимание властей на горнозаводскую тему в музейной практике. Я расскажу об этих музеях тем чиновникам, с которыми общаюсь.<br />А энтузиастам я бы посоветовал сделать проект того музея, который они хотят иметь (сообразуясь с музейными технологиями, с которыми можно познакомиться и в краеведческом музее, и в музее города), и этот проект продвигать в минкульте. Порою чиновники готовы помочь, но не знают, как это сделать (дать денег просто так они не могут по закону), поэтому им нужны конкретные и адекватные проекты.

02.09.2012 Азат Бердин

Далее, отделение от России понималось бы именно как политическое, а не административное мероприятие, и в прошлых восстаниях это было четко заявлено: башкиры угрожали царям именно сменой подданства. Монарх и государство в сознании людей того времени &#8211; тождественны. Но если ранее угрожали уйти под руку крымского хана или посадить на трон Башкирии своего (вместо русского царя, нарушившего, по их мнению, условия их подданства), то теперь выдвинули уже &laquo;своего&raquo; царя России, оставаясь именно в подданстве России. Это принципиальная политическая новация! <br />По п.8 &#8211; уточню: Башкортостан обладал автономией в рамках СССР &#8211; БАССР. И добивался ее в Гражданской войне. В том числе А.-З.Валидовым, Вы правы. Что она не походила на его представления о ней &#8211; уже иное дело. Но быть автономной республикой, уважаемым социалистической нацией в семье народов сверхдержавы &#8211; считаю, вполне достойно. При ельцинском бардаке автономная республика тоже помогла, расширившись в рамках кампании &laquo;суверенитета&raquo;. И не дав продолжить распад &#8211; так же, как башкиры служили гарантом порядка на Урале, получив свои права в 16-19 вв. <br />По п.9. &#8211; национального государства в этом смысле у русских, например, не было и нет до сих пор &#8211; и это не помешало стать им великой нацией, основой великой евразийской империи, не хуже каганатов и Орды, а позже &#8211; сверхдержавы, СССР. Если без нац.мифологии, то на мой взгляд, &laquo;опыт национальной государственности&raquo; есть опыт активной политической и социальной жизни народа, осознающего себя таковым, в развитом государстве. У башкир таковой был &#8211; и в Орде, и Казанском, Сибирском ханстве и Мангытском юрте они занимали политически заметное и в КХ и СХ &#8211; социально престижное место. Могу вспомнить и Табынское ханство &#8211; гос.образование самого крупного баш.клана &#8211; Табын, но это только отвлекает от данного тезисаю Трепавлов именно на примере башкир в &laquo;Белом царе&raquo; показал, что опыт социализации у них был сопоставим с таковым у самих русских &#8211; в чем и отличие их отношений от контактов русских, скажем, с хакасами и чукчами, которым еще объяснять надо, что такое царь, государство и т.д. А башкиры &#8211; народ, уже зародившийся в среде активных гос.образований (каганаты, Кыпчак-и-Дешт и т.д.), так что с нац.гос.опытом у них проблем не возникало никогда, не говоря уже про период РИ и СССР. <br /><br />А.Иванов: Пугачёвщина в Башкирии &#8211; это башкирский бунт, а не пугачёвский.<br />---------<br />Для самих башкир &#8211; конечно. <br /><br />Еще по частностям. Батырша не "сражался", он только идеолог. Весь его физический вклад &#8211; один застреленный им &laquo;верный&raquo; мишарь. А вот идейный &#8211; велик: фетвы и воззвания. Исторический &#8211; еще больше: единственный в своем роде трактат современника и идеолога о башкирском восстании, да еще на высочайшее имя. <br /><br />Насчет религии у Вас тоже верно &#8211; в отличие от Сеита (война 1681-83 гг.) и Батырши (1755 г.) Кинзя и Салават не объявляли джихада &#8211; не было шариатских оснований. <br />Юсупа (Осипа) Тевкелева башкиры не "повесили", а забили насмерть. Вы правы, за преступления его папаши, генерал-майора Алексея (Кутлумухамета) Тевкелева.<br /><br />А.Иванов: В общем, требование независимости от России в XVIII веке означало гражданскую зрелость народа, политическую состоятельность и национальный консенсус башкир. <br />-------- <br />&laquo;Требование независимости&raquo; было, повторюсь, для башкир ситуативным и пугачевщине пройденным этапом. Они уже перешли к 1773-75 гг. от такого элементарного требования к куда более изощренным политическим практикам &#8211; включая такую сложную, но зато более реалистичную форму, как автономия. А насчет того, что именно подобная зрелость правосознания башкир, их сила и трагическое упорство в отстаивании своих целей послужили формированию особого, евразийского характера Российской империи, ее гибкости и мощи &#8211; я настолько солидарен с Вами, что могу только поделиться собственными аналогичными суждениями по данным вопросам.<br />http://atberdin.narod.ru/blesk.htm<br /><br />А здесь: <br />http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/632-viktor-maul-vzglyanut- na-bunt-glazami-samih-protestuyuschih-glazami-sochuvstvuyuschih-etomu- buntu.html - любопытная беседа с историком-культурологом пугачевщины д.и.н. В.Я.Маулем, завершившая мою с ним полемику по Салавату (ссылки на нее есть внизу мат-ла).<br />Кстати, аналогичная по тематике полемика состоялась у меня с другим известным автором научно-популярного направления, Л.Р.Вершининым <br />http://putnik1.livejournal.com/1637883.html<br />http://putnik1.livejournal.com/1637964.html?page=3#comments.

ответ

Ответ в соседнем послании.

02.09.2012 Азат Бердин

Уважаемый Алексей, я согласен с основной мыслью, высказанной Вами ниже:<br />"То, что я говорю про башкирские войны в целом, не всегда соответствует частности - ситуации во время пугачёвщины".<br />Именно.<br />"Но пока что мои оппоненты не знают, чего я говорил, а чего - нет, потому что не читали книгу. А спорить без книги - просто блистать компетенциями".<br />В этом все дело.<br />Потому и спросил: книга-то где? Согласен с Вами, спорить из-за одной строчки в аннотации на самом деле странно - я думал, что помимо нее, здесь где-то выложена и книга.:) Ждем, Алексей! <br />Тогда и вернемся к обсуждению - возможно, с привлечением, как Вы отметили, материалов Акмановых, Ибнеевой и т.д.<br />"Азат, вы не должны мне доказывать, что есть и другие воззрения на ситуацию (я это знаю), а как учёный должны Ильшату объяснять, что у историков есть и те убеждения, которые Иванов положил в основу своей книги. И убеждения эти весьма основательные".<br />Не могу, Алексей - пока не увижу книгу. Ибо И.Г.Акманов и вообще создатели упомянутого Вами семитомника "История башкирского народа", насколько знаю, нигде не утверждали, что целью Кинзи и Салавата было отделение от России - а оспорить в Ваших утверждениях я вынужден только эту частность: в остальном, повторюсь, при оценке башкирских восстаний мы с Вами сходимся. А насчет Вики и т.д. я уже Вас, кажется, поддержал и Ильшата успокоил. Его горячность тоже можно понять: башкиры вообще очень трепетно относятся к своей истории, гордятся ею - с одной стороны, а с другой - последние годы людей напрягала мощная заказная политическая кампания в РБ по дискредитации башкирской истории, прежде всего Салавата Юлаева (на деле связанная не с наукой, а с политикой) - подобная той, что обрушилась на головы всех советских людей в период перестройки и последующего безобразия, когда "ниспровергались" все узловые символы нашей Родины - Сталин, Александр Невский, Зоя Космодемьянская и т.д. - да Вы помните. Отсюда и подозрительность у некоторых, уже из аннотаций делают далеко заводящие выводы:).<br />Насчет "априори" - не преувеличивайте моей компетенции как историка, Алексей:). Я историк по образованию, но не более того, по профессии обществовед (к.филос.н.) и заметного вклада в историческую науку не внес, известен скорее интерпретациями - впрочем, те же И.Г. и А.И.Акмановы, Н.М.Кулбахтин, Р.Н.Рахимов, Б.А.Азнабаев и др. упомянутые Вами историки относятся к ним серьезно - но все же я вряд ли априори обладаю неопровержимой компетенцией. С нетерпением ждем книгу.

ответ

Уважаемый Азат.<br />Ну и слава богу. Страсти улеглись, мы успокоились. Книга скоро будет в продаже.<br />Я уверен, что Ильшат сменит гнев на милость, потому что сам я влюблён и в Башкирию, и в башкирскую историю, и уверен, что написал так, что и другим всё это станет близким к сердцу.

страница: 151 из 229