продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

20.04.2010 Оксана

Добрый день, Алексей Викторович. С Вашим творчеством впервые познакомилась в прошлом году. Меня занимал вопрос: а что было на нашем родном Урале в то или иное время? Я далекий от краеведения человек, но книголюб и книгочей. Из школьной программы мы все примерно (хотя бы), но знаем, что за племена населяли ту территорию, которая впоследствие стала именоваться Русью. А что было у нас на Урале в это время? Какие народы населяли наш край? Благодаря Вашим книгам, стала еще больше гордиться тем, что я с Урала. А наш город - один из первых, в котором было организовано литейное прозводство. Правда памятники истории (а именно здания складов Каменского завода) находятся в плачевном состоянии. Там располагается наш городской краеведческий музей. Одно (точно знаю) закрыто, туда никого не пускают, потому что оно аварийное. Денег в казне нет, меценатов нет. Да еще и кризис ударил по городу крепко. Ну да ничего... Ведь уральская матрица все перевернет по-своему. Хотелось бы узнать... Будет ли Вами издана книга об уральской матрице? Было бы очень интересно. Фильм "Хребет России" просто замечательный. Я что-то и не припомню, чтобы об Урале снимали вот такие интересные документальные, да нет, даже скорее научные фильмы. Спасибо.

ответ

Уважаемая Оксана.<br />Спасибо.<br />Собственно про "матрицу" у меня - цикл статей "Уральская матрица", они все на этом сайте (слева). Наверное, стоило бы издать их книжкой с фотографиями, но кто это будет делать? А по фильму "Хребет России" есть большая и богато иллюстрированная книга "Хребет России", где, кстати, присутствует и Каменск-Уральский.<br />Про коренное население Урала времён первого тысячелетия сложно сказать что-либо точно. Существовало несколько археологических культур. Все они очень хорошо описаны в книгах по археологии западного, восточного, южного Урала и Башкирии. Но об этническом определении однозначного мнения нет. Некоторые учёные говорят о финнах, некоторые - об уграх, некоторые - о финно-уграх, на севере - о самодийцах, некоторые учёные говорят о тюрках, пришедших во времена каганатов и смешавшихся с финнами, уграми или финно-уграми. Сарматов, к примеру (это три тысячи лет назад) относят к индо-европейцам или арийцам (это южный Урал), а сменивших их гуннов - к тюркам. Существует и концепция о том, что Урал был "котлом народов". В общем, в этногенезе Урала чёрт ногу сломит, и реконструкция этногенеза проводится как по антропологическим данным (костные останки), так и по археологическим (культурным), и по языковым (топонимика).

20.04.2010 Тахир

Здравствуйте, Алексей! Иван Грозный считал, что победил в Казани болгар. Князь болгарский в его титуле - после тех событий. Однако в "исторических" фильмах, учебниках их называют татарами. В 1926 году во время переписи населения болгарами себя назвали полтора миллиона человек. Представьте себе, что украинцы в истории зовутся Хохлами и т.п. Что вы думаете по этому поводу?

ответ

Уважаемый Тахир.<br />Теперь я понял, что вы имеете в виду. Я не компетентен в истории татар (болгар) и не могу судить, какое самоназвание исторически правильно. Но называться народ должен так, как ему хочется. Вспоминаются даже курьёзные случаи, когда при последней переписи люди записывали себя по национальности эльфами и хоббитами. Глупо, конечно, но они имеют такое право.<br />Неправильное название нации - не такой уж редкий случай. До 1940 года ханты назывались остяками, а манси - вогулами, и город Ханты-Мансийск назывался Остяко-Вогульском. До Гражданской войны казахи назывались киргизами. И так далее. В новое время Якутия стала Саха, ХМАО - Югра, киргизы - кыргызами. Если большинство нынешних татар желают называться болгарами, пусть так и называются. Надо, видимо, созывать референдум. Но если нация сжилась с названием татары, то уж ничего не поделать, хотя прежнее название тоже надо помнить. Ну, вот так я думаю.

20.04.2010 Субботин Роман

Уважаемый Алексей!<br />Благодарю Вас за развёрнутый ответ и лестную для меня оценку идеи совместного празднования 300-летия Перми и Екатеринбурга. Хотя, опять же и по Вашему ответу, ясен перец это тоже от безысходности положения Перми. Ведь наверняка масштаб торжеств в Екатеринбурге будет сопоставим с 300-летием С-Петербурга, и Пермь на этом фоне будет выглядеть традиционно жалко. Единственный шанс не затеряться на фоне Екатеринбурга - это к нему (ха-ха) примазаться! С вашей оценкой идейно-глобального и реально-регионального согласен в целом, хотя в России уже есть иные примеры: Универсиада в Казани (строятся объекты и развивается инфраструктура), саммит ШОС в Екатеринбурге в прошлом году(номерной фонд гостиниц там точно увеличился).<br />На мой взгляд, все эти вещи могут тесно соприкасаться. Планы во времени могут быть подобны путешествию в пространстве. Едем мы в Екатеринбург, и нам не миновать Кунгура. Можем не заезжать, конечно, но, если хотим посетить Пещеру, то заехать обязаны -главное правильно расставить акценты. В связке экономика-культура полностью согласен. Вот пример: ради того, чтоб обозреть достопримечательности Екатеринбурга, я б туда не ездил. Но вот появилась там ИКЕЯ (которую совладелец сети "Семья" в Пермь не пускает), и езжу я периодически в неё на распродажу по железной дороге. Поезд прибывает в 6 утра, а бесплатный автобус от метро Геологическая в 8-15. Вот и гуляешь по городу от Ж/Д вокзала до недостроенной телебашни по ул. Свердлова, через Храм-на-Крови (дом Ипатьева), набережная пруда, Плотинка(куда без неё) и тд до цирка! И видишь, что отношение к своим памятникам архитектуры в Екатеринбурге лучше, чем в Перми (хотя и не без ЧП). Вот вроде прехал за халатами в ИКЕЮ по 149 рублей и за авокадо в Ашан за 20 рублей штука (чистая экономика, если не сказать физиология и психология), но удовольствие-то получаешь именно от лицезрения центра "города древнего, города длинного"!<br />А теперь, если позволите, последний вопрос про шоу на 5 канале... Единственное, что мне там понравилось, это выступления искусствоведов-культурологов. Помимо интересных мыслей, мне показалось, что в выступлении куратора выставок Екатерины Дёготь был выдан ключ к пониманию того, почему Гельман и другие осели именно в Перми, а не скажем в Екатеринбурге (где Дёготь осенью будет участвовать в выставке индустриального искусства Урала). Она упомянула, что в университете в Екатеринбурге сильные искусствоведы(отделение или факультет, не помню), а в Перми таких нет. Я сделал вывод, что дать по рукам и сказать что то, что вы привозите, ТЕХ ДЕНЕГ НЕ СТОИТ, попросту некому. Нет сильных искусствоведов, вот они и чувствуют себя вольготно! Может, я и не прав. А вы как думаете?

ответ

Уважаемый Роман.<br />Полностью согласен с вашим прогнозом про жалкий вид 300-летия Перми на фоне 300-летия Екатеринбурга. Просто я не хотел обвинений в том, что намеренно принижаю Пермь для демонизации гельмановщины, потому и промолчал.<br />Согласен с вами и по поводу улучшения городов в результате Универсиады или саммита. Одна деловая встреча у меня была в Е-бурге в "Хайяте" - это да... Но я же говорю, так сказать, в идеале, в "дистиллированном виде". Реальность сложнее и неоднозначнее, но при таком разговоре, как наш, не стоит отвлекаться на частности - они уведут в сторону и подменят смысл. Оптимальный путь - как всегда, комплексный, а не однобокий. Но для доказательства необходимости комплексности мне приходится концентрироваться на её "отброшенной половине", то есть, на "однобокости".<br />А теперь по поводу екатеринбургских искусствоведов. Я вообще-то сам закончил факультет искусствоведения Уральского госуниверситета в Екатеринбурге. Вы правы, но, на мой взгляд, не полностью охватываете ситуацию.<br />Во-первых, да, школа искусствоведов в Екатеринбурге сильная, хотя её и подкосили новые времена.<br />Но во-вторых, Екатеринбург и сам имеет мощные традиции актуального искусства. Ведь в Екатеринбурге 140 зданий конструктивизма - это крупнейшая в мире "архитектурная коллекция" стиля. В Екатеринбурге и "свердловский рок" - уральский образец актуальности конца 80-ых, и ранний Хотиненко, и Неизвестный, и Кормильцев, и Сигарев, и Коляда-театр, и даже "Синие носы", и многое другое. Разумеется, многие эти мастера и явления либо ушли насовсем, либо переехали в столицы, но в генокоде местной культуры есть своё представление о современном искусстве, и в гельмановском представлении екатеринбургская культура не нуждается.<br />В третьих, в Екатеринбурге уже есть те институции, которые в Перми выстраивает Гельман и ко, чтобы рубить бабло: музей современного искусства, центр дизайна, современные театры, киностудия, издательства. Второго комплекта Гельману не дадут.<br />И в четвёртых, в Екатеринбурге - столичное мышление. Екатеринбург смотрит на Москву на равных, а не с колен, как Пермь. И на московское жлобство легко ответит уральской наглостью. Екатеринбург заставляет считаться с собой. А гельманоиды ни с кем не хотят считаться и потому сидят в пермском болоте. Попытки делать арт-проекты в кооперации с екатеринбуржцами - это попытки задружиться с сильным пацаном из соседнего двора. Не потому, что этот пацан придёт на твой двор и побьёт тебя, а потому, что тот, кто дружит с первым пацаном соседнего двора, на своём дворе тоже выглядит первым пацаном.

19.04.2010 Субботин Роман

Уважаемый Алексей! Смотрел шоу Собчачки на 5 канале в понедельник, где был бенефис М.Гельмана с оппонентами ему А.Агишевым и И.Аверкиевым и мальчиком из Форбса. Естественно, оппонирования не было! Но хочу узнать: А ВАС ТУДА ПРИГЛАШАЛИ?

ответ

Уважаемый Роман.<br />Да, меня туда приглашали. Я отказался. Могу пояснить, почему.<br />Главный вопрос культурного противостояния - не культура, а деньги. Если бы власть делила капиталовложения в культуру 50-на-50 - половину приезжим, половину местным, - то можно было бы говорить о соперничестве столичного и местного культурных проектов. Можно было бы сравнивать, что успешнее. Но власть приезжим отдаёт "всё", а местным - "ничего". Конкуренция невозможна в принципе - значит, истину не установить. А к разговору приглашаются все на равных, что создаёт иллюзию равенства в стартовых условиях. При такой режиссуре кажется, что столичный проект успешнее. Я не хочу своим присутствием подтверждать эту иллюзию.<br />Подобный публичный разговор я вижу в таком формате. Предположим, М.Гельман имеет 140 миллионов рублей в год на свой музей. Плюс недвижимость. Пускай мне отдадут вокзал Пермь-1, что напротив музея ПЕРММ, проведут там ремонт, вручат мне рулить половину пермского бюджета культуры, оставив вторую половину Гельману, обеспечат губернатора, министра и сенатора на открытие любого моего мероприятия, и вдобавок на верхосытку дарят по 140 миллионов в год - и через год я согласен выйти на разговор, чтобы публика сравнила, какой из этих двух музеев будет успешнее и нужнее региону. А пока всё это есть у Гельмана, а у моей команды - только кредит на завершение "Хребта России" и разворованный чиновницей Мильграма проект "Пермь как текст". Это - разговор не совсем на равных.<br />Разумеется, я утрирую. Но я это делаю, чтобы понятна была моя позиция. Если в одной деревне поставить на улице фонари, а в другой закрыть школу, то непорядочно устраивать между этими деревнями спор, где живётся лучше. Кто устраивает такой спор и кто соглашается в нём участвовать - те сами осознанно в игре подсовывают все козыри одному игроку. Или играем на равных - тогда лицом к лицу, как и положено, либо пусть тот, кто с козырями в рукаве, раскладывает пасьянс сам с собой.

19.04.2010 Галина

Здраствуйте, Алексей. Прочитала вашу книгу "Хребет России" единственное, что омрачило впечатление, то что вы, в главе "Атомный урал" назвали маршала Георгия Жукова "главным воякой страны". Чем он это заслужил?

ответ

Уважаемая Галина.<br />Как я понял, вам не понравился "сниженный" тон? Отсутствие пиетета? Лично мне показалось уместным написать именно так, чтобы приблизить грозную тему к жизни обычного человека, чтобы получилось без пафоса, в котором слишком много гордости. Гордиться милитаризацией Урала не стоит - это, скорее, недостаток. А величия Жукова дружелюбно-уважительное "вояка" не умаляет.

18.04.2010 Григорий

Здравствуйте, уважаемый Алексей!<br />Как мне показалось я уловил в некоторых ваших произведениях националистические ноты? Мне показалось или нет? Как вы вообще относитесь к националистическим идеям? Нужен ли на ваш взгляд национализм? Прошу мои вопросы не воспринимать как попытку спровоцировать конфликт. просто хотелось узнать Ваше мнение.

ответ

Уважаемый Григорий.<br />Я бы попросил вас уточнить фразу, которая вас смутила. Я писал и о русских, и о татарах, и о башкирах, и о манси - и обо всех национальностях разное. Что конкретно вас зацепило?<br />А вообще к национализму я отношусь с пониманием, но плохо.

17.04.2010 Алексей, Новосибирск

Огромное спасибо Вам, Алексей, за Ваше творчество. Из современных авторов мало таких, кто, как и Вы, радует таким же ярким и живым словом. <br />Мой вопрос стандартен, но, думаю, Ваш ответ будет интересен многим, даже если Вы уже не раз озвучивали его. Кого из современных авторов Вы читаете и кого рекомендовали к прочтению своим читателям?

ответ

Уважаемый Алексей.<br />Я не смогу поразить вас оригинальностью или некими неизвестными миру писателями-сокровищами. Я считаю, что достойны чтения как раз те писатели, кто и так "в топах". Их много. У них много разных произведений. Что-то мне нравится больше, что-то меньше, что-то вообще не нравится, а что-то я не читал. Поэтому мой список тождественен традиционному: Быков, Пелевин, Улицкая, Прилепин, Толстая, Петрушевская, Рубина, Рубанов, Проханов, Юзефович, Шишкин, Славникова, Маканин и т.д.

17.04.2010 Сотников Иван

Здравствуйте Алексей Викторович. Не первый год занимаемся развитием туризма на оконечности Уральских гор (в Оренбуржье), имеются свои легенды, достопримечательности, проекты. Наша мисссия - это открытие миру новых интересных и загадочных мест у нас на Урале. Урал - это бренд, который мы должны развивать вместе без чиновничей волокиты и бесконечных перестраховок.<br />Хотелось бы получит совет, как нам сделать свое родное Оренбужье медийным? Хотелось бы очень плотно сотрудничать с Вами по этому вопросу. А проектов очень много - осталось показать это все людям. Если Вам интересно, более подробно опишу и расскажу все, что знаю, а чего не знаю, так найду. <br />Пожалуйста ответьте - Ваша поддержка (даже моральная) очень важна.

ответ

Уважаемый Иван.<br />Считайте, у вас есть моя моральная поддержка. От вашего Оренбуржья я просто обалдел. Золото маров - это шлимановское чудо. Кувандыкский мелкосопочник, Губерлинские горы, красноцветные обрывы или шароголовые останцы Соль-Илецка - просто Марс. Ириклинское водохранилище - Нил. Общий Сырт - фантастика. Орская яшма горы Полковник или солёное озеро Развал - достопримечательности мирового уровня. Подземные рудники Каргалы - копи царя Соломона. У вас дивный край. У вас гигантский потенциал. Я уже не говорю про историю - от сарматов до Тоцкого взрыва.<br />Вряд ли я как-то смогу участвовать в ваших проектах иначе, кроме как моральной поддержкой: просто нет времени. Но могу посоветовать. Если желаете медийной известности, надо идти в медиа с аудиторией - то есть, на федеральные телеканалы. Но они вам денег не дадут и сами бесплатно к вам не поедут, ведь все мы за пределами МКАДа - унылая тьмутаракань. Поэтому на медийные проекты нужны местные деньги. Власть наверняка не поможет вам их искать. Только сами. Если одолеете этот эверест, то у вас есть шанс. Если не одолеете, то останетесь в статусе регионального самоутешения. Увы. Я это знаю по себе. И помочь могу только словом, но не делом.

16.04.2010 Мокроносов Дмитрий Евгеньевич

Здравствуйте Алексей Викторович!<br />Может быть Вы мне ответите, где можно приобрести книгу "Дорога Единорога"?<br />И, если можно, ее хотя бы приблизительную стоимость?<br />С уважением Д.Е.Мокроносов.

ответ

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич.<br />Увы, я не знаю, где купить эту книгу. Сам я получил авторские экземпляры в издательстве, но там тираж закончился. Может быть, спросить в администрации Лысьвы?

15.04.2010 Светлана

Здравствуйте, Алексей!<br />Прочитала интервью с Вами, в т.ч. и на сайте, немного удивилась тому, что Вы не были за границей (хотя чему удивляться - сама такая, 1 раз любопытства ради, в Китай можно не считать). Но если бы Вам предоставили возможность выбирать, да ещё и оплатили бы расходы - куда бы Вы, не задумываясь, отправились бы? (чур, я в Исландию! Это страна моей мечты). Заранее спасибо.

ответ

Уважаемая Светлана.<br />Думаю, мне сейчас по карману любое путешествием на Земле (кроме Марианской впадины). Да и без своего кармана я регулярно получаю предложения нахаляву съездить куда-либо - от Шанхая до Лондона. Но мне некогда. И не очень интересно. Если бы я сидел без дела, то я бы скатался либо в Перу, либо в Меланезию посмотреть Нан-Мадол. Может, в Бирму, если там действительно сохранились заброшенные города.

15.04.2010 Tanya

Здравствуйте.<br />Хе-хе...<br />Интересно.<br />Узнала о том, что вы существуете (тексты ваши) после пребывания на спектакле "История мамонта". Поняла, что вы были на спектакле и интересуюсь: вам он понравился? Попали ли в точку с парнем, исполнившим роль Слушкина?<br />Если отвечаете сами...<br />Здоровья! Счастья!

ответ

Уважаемая Tanya.<br />Я не был на спектакле. Хотя читал пьесу, читал в и-нете отзывы на спектакль и видел фотки. Судя по всему, актёр Сиротин, игравший Служкина, мне бы очень понравился. И спектакль бы тоже очень понравился.

13.04.2010 Григорий

Здравствуйте, уважаемый Алексей!<br />В одном из ответов на вопрос вы упомянули свердловский рок. А какую музыку вы любите и что слушаете в последнее время. Нет ли у вас планов что нибудь написать про Свердловский рок-клуб?

ответ

Уважаемый Григорий.<br />Я слушаю музыку своей молодости - тот же свердловский рок, инструментальный рок вроде Жан-Мишеля Жарра, очень люблю Алексея Рыбникова. Но я слишком плохо разбираюсь в музыке, чтобы иметь амбиции писать что-либо о свердловском рок-клубе.

13.04.2010 Татьяна

Пася олэн, Алексей! Спасибо за фильмы об Урале, читала ваши произведения, интересны, захватывают. Откуда у вас такой богатый материал о нас - манси? Благодарю.

ответ

Уважаемая Татьяна.<br />Спасибо. Но как же мне ответить? Откуда? Я не манси, и не живу в ХМАО... Из книг. Сейчас этого материала стало куда больше - я же сотрудничаю с телекомпанией "Югра". Только не спрашивайте, что я там делаю, пока говорить об этом не стоит.

13.04.2010 Валентина

Спасибо за ответ. Тогда еще вопрос. Почему Вам стала интересна тема северного Урала?

ответ

Уважаемая Валентина.<br />Ваш вопрос простой, потому ответить на него очень сложно. В начале 90-х годов я заинтересовался историей княжества Пермь Великая, и в его лице вдруг обрёл на Урале былинную Русь, которая, как мне казалось, никогда не существовала в реальности. Вот после этого от Северного Урала я уже и не смог сбежать. А Пермь Великая подвернулась просто в случайной книге.

12.04.2010 Григорий

Доброго времени, Алексей Викторович.<br />Есть ли какая-то информация о том, когда в продаже появится "Хребет России" на DVD? Многие, кого я знаю и кто не смог посмотреть сериал по ТВ, хотели бы его приобрести.<br />И еще вопрос. В одном из ответов Вы сказали, что являетесь православным. А что означает, по Вашему мнению, быть православным (верующим? воцерковленным?). В своих романах, таких как "Сердце Пармы" и "Золото Бунта", Вы порой показываете служителей церкви в не самом приглядном виде, обуреваемыми страстями, снедаемыми жадностью, гордыней и т.п. Значит ли это, что Вера и Церковь для Вас не одно и тоже?<br />И вообще, необходима ли в свободном обществе какая-то религия в принципе?

ответ

Уважаемый Григорий.<br />Дисков с фильмом пока не будет: "Июлю" просто некогда этим заниматься, сейчас слишком много работы. Сделаем попозже.<br />На мой взгляд, понятия "православный", "верующий" и "воцерковлённый" близкие, но не тождественные. Православный - юридическая принадлежность к конфессии. Верующий - самоопределение человека по отношению к идее бога. Воцерковлённый - исполняющий церковные обряды.<br />Также Вера и Церковь не тождественны друг другу. Вера - состояние души, церковь - общественный институт.<br />Отождествляя веру и церковь, вы повторяете ошибку фильма "Царь", где отождествлены вера и гуманизм, святость и идеальность, церковь и религия. Божий дух, как известно, дышит, где хочет, в том числе и в тех людях, которые - на взгляд человека, а не бога, - вовсе не достойны этого. Священник - не образец морали и нравственности, а канал для божьей благодати. Разумеется, что священник должен быть хорошим человеком, но если он всё же грешен, это его личная беда, а не прекращение действия благодати через него. Ну, как водопроводная труба: она может быть новенькой и блестящей, а может быть ржавой и залатанной, однако вода всё равно течёт. Разговор о личности священника - это не разговор о праведности веры. Если священник считает, что он собою олицетворяет господа, это - грех гордыни. Надо честно признаваться в реальном состоянии вещей и стремиться его улучшать. А идеализировать - значит, подгонять под идеал; в христианстве же один идеал - бог; то есть, идеализация священников ведёт к их обожествлению, а это уже очень большое кощунство.<br />Я не знаю, нужна ли в обществе религия. Мне кажется, что нужна - как форма удержания каких-то этических и мировоззренческих взглядов. Без религии они перестанут быть общедоступными.

страница: 81 из 229