продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

05.04.2012 Татьяна

Алексей, зачем вы спрятались под псевдонимом? Боялись критики? Роман "Псоглавцы", по-моему, слабый!

ответ

Уважаемая Татьяна.<br />Представьте, что личный сайт - он как дом, а роман - как ребёнок. Я приду к вам в дом и заявлю, что ваш ребёнок глупый и некрасивый. Вам захочется со мной общаться?<br />Но я общаюсь.<br />Теперь обратимся к логике. Я написал заведомо слабый роман и спрятался под псевдонимом. Издательство издало заведомо слабый роман под псевдонимом неизвестного автора - ну, чтобы продажи были хуже. Потом, когда все заорали, что роман слабый, мы с издательством открыли псевдоним. Есть ли логика, кроме мазохизма?<br />У меня почти все романы были слабые. "Общага" по этой причине пролежала в столе 13 лет, "Географ" - 8 лет, а "Сердце пармы" - три года. Наконец их издали, и потом я пошёл деградировать дальше, ниже ватерлинии, - как раз к расцвету лет, опыта и сил. Бывает.<br />И ладно, объясню про псевдоним. "Раз пошла такая пьянка - режь последний огурец". Я хотел издать новаторский роман "Псоглавцы" под псевдонимом, чтобы публика оценивала роман без клише "писатель-краевед" и "предыдущая вещь была лучше". Издательство плакало, потому что такое издание уменьшало его прибыли, но пошло мне навстречу. Роман был издан. Разумеется, я не ждал никакой революции, но считал, что читателям будет интересно поохотиться на оборотня в постмодернистском ключе: и оборотень - святой из русской церкви, и охотник - в дыму торфяных пожаров, на дрезине ГАЗ-51 и с интернетом за пазухой. Но вскоре я понял, что попал из огня да в полымя. От клише я не отвязался, только поменял одни клише на другие. Стали говорить "начинающий автор" и "деревенский триллер". Ну, а если хрен редьки не слаще, тогда следующий роман - "Комьюнити" - я решил издавать обратно под своим именем.

04.04.2012 Александр Смыслов

Здравствуйте, Алексей! Читаю отзывы о Вашем (как выяснилось!) романе &laquo;Псоглавцы&raquo; и вконец запутался. Например, известный критик Виктор Топоров пишет о сюжете (http://www.fontanka.ru/2012/04/04/027/) нечто совершенно непонятное: &laquo;Троица московских &laquo;музейщиков&raquo; приезжает туда тайком соскрести и вывезти в Москву древнюю фреску из здешней церкви &#8211; то есть чуть ли не похитить (с целью дальнейшей перепродажи) саму душу России&raquo;. Разве сюжет книги таков? <br />Далее тот же критик почему-то напрямую связывает сюжет &laquo;Псоглавцев&raquo; с Вашим противостоянием Марату Гельману и удивляется якобы упущенной Вами &laquo;возможности встроить в художественное произведение острый публицистический памфлет&raquo;. Как-то это нелепо&#8230;<br />Сам же текст, по мнению всё того же Топорова, написан не Вами, а каким-то подставным лицом, литературным &laquo;негром&raquo;, и на это вроде как указывает сам псевдоним &laquo;Маврин&raquo;. <br />Если можно, пожалуйста, разъясните и прокомментируйте. <br />Александр Смыслов, Санкт-Петербург

ответ

Уважаемый Александр.<br />Н-да, я ознакомился. Ни фига себе литературоведческий анализ от признанного светила филологии. Что мне сказать про цитату? В романе не музейщиков посылают в Калитино, а так, парней с бору по сосенке. Посылают не тайком: зачем таиться-то? Фреску снимают по согласованию с Минкультом, а не похищают. И снимают бережно, а не соскребают, потому что соскрести &#8211; значит уничтожить. Снимают не с целью перепродажи, а для передачи в музей. Не в Москве, а в Нижнем Новгороде. И фреска не древняя, а середины XIX века. И когда это Псоглавец был душой Российской? Если даже уважаемый специалист читает вот так вот неряшливо, то у тех, кто калибром поменьше, в головах вообще бардак.<br />Ну при чём тут Гельман? На шиша мне памфлет на него? А текст написан полностью мною, без всяких негров.<br />Я чувствую, что начинается какая-то бредятина. Понимаю: литкритики не опознали меня в авторе &laquo;Псоглавцев&raquo;, значит, теперь им надо меня облаять, чтобы стало ясно &#8211; проблема в моей бездарности, а не в их непрофессионализме. Но уровень их профессионализма вы только что продемонстрировали. Короче, всё по роману: я &#8211; чужак, я &laquo;ушёл из зоны&raquo;, в которой мне разрешали находиться, и теперь на меня нападают псоглавцы.

04.04.2012 Владимир Гусев (3)

5.Вам не кажется, что такое описание страха уже давно стало литературным штампом? - &laquo;Волосы на руках у Кирилла встали дыбом&raquo;. &laquo;Кирилл почувствовал, что волосы его будто наэлектризовало, как в грозу&raquo;. Кстати говоря, ни одна из сцен ужасов в этой книге почему-то не пугает при чтении. А вот то, что Кирилл после того, как он выстрелил из травматики в Лёху, должен был немедленно драпать обратно в Москву, чтобы остаться живым, это не вызывает сомнений, но вашему сюжету до такой логики дела нет. <br />6.С какой целью в книге приводится много наименований различных мировых брендов? Вот несколько примеров из множества: Nikon для Кирилла был совсем другим брендом: &laquo;Зеркальная камера Nikon по результатам теста отмечена знаком &#8222;Фото Travel The Best&#8221;&raquo;. &laquo;Гугер протянул деш&#1104;вую одноразовую зажигалку Cricket&raquo;. &laquo;Это была старая, простенькая и деш&#1104;вая Nokia&raquo;. Таких примеров около 20. <br />7. Что за странности у обычного человека Кирилла? Слишком не убедительно он себя ведёт, когда лезет в чужой дом неизвестно для чего. Вам, вероятно, это тоже сомнительно и поэтому в оправдание такого поступка следует фраза: &laquo;Наслаждение игры было превыше голоса рассудка&raquo;. Но ведь в течение всего времени нахождения Кирилла в деревне его поведение абсолютно не характеризуется никакой игрой. Он всё воспринимает достаточно серьёзно и страх преследует его. Ведь такая фраза не соответствует характеру Кирилла и более точно это &laquo;неуёмная любознательность и шило в заду&raquo;. Не согласны? У него и с Лизой не игра, а всё по-настоящему, где же нашли игру? <br />8.Разве происходящее сейчас в стране и в мире не превосходит любую фантастику по своей неожиданности, содержательности и интересу? Ведь то, что будет в этом и следующем году окажется круче всякой фантастики и возможно страшнее. Вам уже не интересно писать без выдумывания чего-то запредельного, мистического, &laquo;гарри-поттернового&raquo;? Мерцоиды, псоглавцы, разархивированые сабджекты, бегающий крест, дэнжерологи&#8230;. Но ведь &laquo;Кирюша, это всё несерьёзно&raquo;. <br />И всё-таки мне очень хотелось дочитать эту книгу до конца. Значит, буду читать и следующую. Спасибо.

ответ

5. Приведённые вами примеры - не штампы. Это обычное описание действия вроде &laquo;он встал со стула&raquo;. Можно сказать &laquo;горит восток зарёю новой&raquo;, а можно сказать &laquo;рано утром&raquo;. И там, и там &#8211; Пушкин. Я и стремился к чистоте речи, как в &laquo;Капитанской дочке&raquo;. Есть красота речи, которая скорее бывает причудливой избыточностью (знаю по себе), а есть чистота. На неё в каком-то смысле намекает псевдоним: Маврин &#8211; допросчик Пугачёва, ясность речи Маврина определила понимание Пушкина (кто ясно мыслит, тот ясно излагает).<br />Непременное &laquo;драпанье&raquo; Кирилла у вас не вызывает сомнения, а у меня вызывает. Кирилл &#8211; парень не робкого десятка. Трусливый герой для такого романа мне не нужен.<br />6. Потому что так сейчас и воспринимают мир люди, подобные моим героям. Смотрят на бренды, гуглят по каждому поводу. Основной художественный приём &laquo;Псоглавцев&raquo; - &laquo;обнажение приёма&raquo;, а вы считаете это некой &laquo;бесхитростностью изложения&raquo;, типа, автор дурачок: бренды перечисляет, рассказывает, откуда всё содрал&#8230;<br />7. Рефрен &laquo;Кирюша, это несерьёзно&raquo; напрямую отсылает к идее &laquo;игры всерьёз&raquo;. Разве не ясно? При постмодернизме образца Пелевина или Тарантино такая игра моего героя превратилась бы в стёб и кич, а при постмодернизме образца Сорокина &#8211; в неуклюжую кентавромахию вроде &laquo;Последнего киногероя&raquo;. Так что обе эти технологии для &laquo;Псоглавцев&raquo; не годятся. Для определения &laquo;серьёзности&raquo; реальности сейчас действуют постмодернистские практики: Подлинная ли вещь? &#8211; посмотрим лейбл. Настоящее ли чувство? &#8211; поиграем в него. Вам предлагают &laquo;роман об оборотнях&raquo; с Леви-Строссом, Лихачёвым и каноническим правом, а вы и поверили, что это роман про оборотней?<br />Вопрос номер 8 &#8211; это мораль. А я уже слишком большой мальчик, чтобы меня учили писать романы. Тут и читать-то не умеют.

04.04.2012 Владимир Гусев (2)

3.Может быть, существенное сокращение текста сделало бы её более читабельной? Слишком много в тексте описания результатов поиска Кириллом в Google. Например, из истории церковного раскола и про старообрядцев. Понятно, что это ваши личные размышления, а не из инета списанные. А &laquo;Доношение&raquo; Мельникова-Печерского существует?<br />4.А что же это за следы собаки оказались на кладбище, перед перепуганным Кириллом? И что это за 2 собаки были, которые Кирилл увидел ночью в школьном классе, ведь в деревне вообще не было собак? Что это было за странное место, где всё перевёрнулось наизнанку (и майка на Кирилле), а бегающий крест его испугал? Ведь всё это так и осталось неясно. &laquo;Ружьё на стене&raquo; так и не выстрелило, и Че Гевара с майки Кирилла не разархивировался как сабджект. Хотя, может быть, это в следующей серии?

ответ

3. &laquo;Доношения&raquo; Мельникова не существует. Как и казанской статьи академика Лихачёва, и дэнжерологов. Остальное &#8211; есть, хотя я порой подтасовывал факты или давал &laquo;неканоническую&raquo; версию события. Можно было бы всё это выбросить. Без всего этого получился бы роман ужасов про то, как три московских типчика встретили в деревне оборотней. Но это &#8211; страх сквозь слёзы.<br />Прелесть интеллектуальной игры в поиски по Google &#8211; не копипаст (тут много ума не надо), а обнаружение взаимосвязей. Например: Ворагинский - Ростовский, &laquo;Золотая легенда&raquo; - &laquo;Monster Manual&raquo;, гноллы &#8211; &laquo;торфяные гапоны&raquo;, Пропп &#8211; Леви-Стросс, ролевые игры в D&D и в ДНД, и так далее. В семиотике всё аукается во всём. Для специалистов я пальцем ткнул в Тартускую школу, когда назвал Проппа. Взаимосвязи создают контекст. Он и сам по себе забавен, и помогает выявить смысл романа &#8211; про риск перехода границы локуса.<br />4. &laquo;Ружьё не выстрелило&raquo;, потому что ружьё вам привиделось. &laquo;Псоглавцы&raquo; - не триллер, а роман про то, как Кирилл немного пожил как в триллере. Всё, что он знает и видит, - из кино. Кирилл так и говорит: &laquo;по-настоящему, как в кино&raquo;. &laquo;Убить Билла&raquo; вы воспринимаете как боевик? Так вот и здесь не роман ужасов. Но без стёба, а преувеличенно всерьёз. Как у Ромеро, если вам угодна приблизительная аналогия. А что, сейчас серьёзные мысли высказываются только в виде стёба? В &laquo;Псоглавцах&raquo; постмодернистская перетасовка семиотического понятия &laquo;мир как текст&raquo;: реальный мир как текст (история людей и народов) существует в виртуале (в Google), виртуальный &laquo;мир как текст&raquo; (сумма образов оборотней) герой отыскивает в реальности. Какой из этого можно извлечь моральный урок? Невозможно &laquo;уйти из зоны&raquo; постмодернизма - догонят или чужие, или свои.

04.04.2012 Владимир Гусев (1)

Уважаемый Алексей Викторович! Освоил ваш экшен-триллер-детектив &laquo;Псоглавцы&raquo;. Эдакая культурологическая фантастика с элементами современной деградации деревни. Любопытно, что тема фантастики всё-таки не оставляет вас до сих пор. Я вообще не читаю фантастику, но если я дочитал всё-таки до конца, значит, мне было интересно. Интересен был не сам сюжет, не происходящее действие. Интересно было не то, что я читал в настоящий момент, а то, что же вы ещё придумаете дальше по ходу действия, чем же фантасмагория кончится и с какой целью умный и профессиональный писатель это сочинил, скрывший под псевдонимом?<br />Для меня ключевой фразой, которая повторяется в книге несколько раз, стало: &laquo;Кирюша, это всё несерьёзно&raquo;. Таковы же и мои вопросы:<br />1.Вы писали эту книгу как бы для своего отдыха и развлечения? Вы согласны, что эту книгу всё-таки нельзя поставить в один ряд с &laquo;Общагой&raquo; и &laquo;Географом&raquo;? Всё-таки, то были на редкость НАСТОЯЩИЕ книги; книги на все времена. А &laquo;Псоглавцы&raquo; это для развлечение экшеном молодёжи (до 25 лет)?<br />2.В какой мере эта книга писалась для денег? Извините за этот вопрос, но возникло ощущение, что это повлияло на увеличение объёма текста.

ответ

Уважаемый Владимир.<br />Понимаю, что с нынешними литкритиками приходится самому изображать и Волка, и Зайчика. Как-то интерпретировать текст наши профи уже разучились, сикось-накось перебубнили сюжет &laquo;в лобешник&raquo;, как поняли, и хватит. Но ужасно не хочется растолковывать. Тем более, в итоге вы всё равно скажете, что объявленные мною параметры не работают, раз уж вы их не &laquo;освоили&raquo; со второго абзаца первой главы. Владимир, сорри, но вы говорите о &laquo;фантастике с элементами деградации деревни&raquo; - это что такое? Вы путаете фантастику с фантасмагорией, то есть не видите разницы между жанром и приёмом. Если уж так, то не заставляйте меня строчить трактаты. Задавайте хотя бы по паре вопросов, а не по восемь сразу. Я разделю ваше послание на несколько частей, чтобы легче было читать.<br />1. Не хотите ставить &laquo;Псоглавцев&raquo; и &laquo;Географа&raquo; в один ряд &#8211; не ставьте. Я относился к текстам с равной степенью ответственности, но эти произведения имеют перед собой совершенно разные художественные задачи. Настолько же разные, насколько разные &laquo;Метели&raquo; у Пушкина и у Сорокина.<br />2. Все дилетанты уверены, что автор получает гонорар в зависимости от объёма текста. Это чушь для конспирологов. Я получил бы такой же гонорар и за вдвое меньший текст. В книгоиздании давно уже не платят за &laquo;листаж&raquo;.

03.04.2012 Алексей, который

Уважаемый Алексей, дело вовсе не в авторстве. Совсем недавно и вы для меня были абсолютно неизвестным автором. Я подхожу к вопросу просто- нравится или нет. Я привык к хорошему плотному тексту от вас, выверенному сюжету, вообщем, кроме скажем так интересности, к профессиональному подходу. А в "Псоглавцах" обертка, реклама, ролик и т.п были не по-русски хорошо сделаны, а вот сама начинка...<br />Такое ощущение, что или вы спешили, и что-то еще.

ответ

Уважаемый Алексей.<br />Нет вопроса - нет ответа.

03.04.2012 Роман, 25 лет, Новосибирск

Здравствуйте, Алексей Викторович. Спасибо вам огромное за Ваши книги! Они произвели на меня глубочайшее впечатление.<br />Вопрос такой: скажите, пожалуйста, был ли у Отличника выбор не умирать? Мог ли он не убивать себя и остаться человеком при том, жить дальше? Или это был страшный, но глубоко человеческий поступок, который в данной ситуации необходимо было совершить, без которого вся последующая жизнь была бы всего лишь компромиссом этому поступку? <br />Просто очень не хочется рассматривать Отличника и его смерть как некоторое метафорическое умирание того лучшего, что было в остальных ребятах - Нелли, Леле, Ване и Игоре - и что Отличник олицетворял собой.

ответ

Уважаемый Роман.<br />Вы задаёте сложный вопрос. У зрелого человека не вызывает сомнения, что надо принять такую ситуацию и преодолеть её в своей душе. Но ведь Отличник - и человек незрелый, да ещё и в стрессе. Поэтому я не могу сказать, был ли у Отличника выбор. Объективно - да, субъективно - нет.<br />А по поводу смерти Отличника как метафоры умирания всего хорошего могу сказать, что я рассчитывал писать продолжение, где окажется, что и Отличник, и Серафима живы - и они "прокручивают" свершившийся конфликт по второму разу. Но я понял, что и так сказал всё, что хотел, и не стал писать продолжения.

03.04.2012 Вячеслав

Здравствуйте, Алексей Викторович. Скажите, Вы действительно считаете, что деревня "потеряла смысл"? Уж очень конкретно в своих романах Вы делите людей на цивилизованных ( пришлых и города) и местных деградантов...

ответ

Уважаемый Вячеслав.<br />Не соглашусь с вами.<br />Во-первых, это цивилизованные люди превратились в псоглавцев, а не деревенские алкаши. Так что дегуманизация - общая проблема, в том числе и для цивилизованных людей.<br />Во-вторых, деградация жителей деревни не тождественна деградация деревни как мира. Деградация жителей - это потеря человеческого облика, которая в равной степени присутствует и в городе тоже, но в городе ещё чем-то сдерживается внешне, а в деревне - уже ничем, потому что закончился деревенский мир с его механизмами сдерживания.<br />А вот история гибели российской деревни как особого усадебно-общинного мира очень долгая. Основные её фазы и явления (истории гибели, а не истории деревни) - отмена крепостного права, переселенческая политика и аграрная реформа Столыпина, раскулачивание и коллективизация, совнархозы, постановление 1974 года о ликвидации малых и бесперспективных деревень. После этого деревни как общинного сельского мира не осталось, а осталась некая слободская (пригородная и малогородная) субкультура. С темой деревни, на мой взгляд, прочнейшим образом увязан феномен русской интеллигенции, которая (интеллигенция) началась "хождением в народ" разночинцев, а закончилась писателями-деревенщиками. До интеллигенции была аристократия, после - буржуазные интеллектуалы. Обо всём этом я более подробно написал в 2009 году, эта статья - "Бунт примирения" - здесь на сайте в разделе "Статьи".

02.04.2012 Алексей, который

Алексей, вы первостатейный мистификатор-)). Признаюсь, никогда не подумал, что вы автор "Псоглавцев". Надеюсь, что через полгода вы откроете тайну вашего действа (помечу в своем ежегоднике, чтобы спросить 3 октября), но своё мнение не изменю - роман слабый, сырой. Не ваш стиль. Может хотя бы пару слов от вас об этом произведении?

ответ

Уважаемый Алексей.<br />У меня складывается ощущение, что вы воспринимаете "Псоглавцев" ярлыками, "по-пиксельному": молодой автор - значит, сырой роман, упомянуты бренды - значит, продакт-плейсмент, если так кажется мне, то это и есть истина, и так далее. На уровне аргументов - о продакт-плейсменте - я вас не убедил, а на уровне ярлыков мне и убеждаться ни от кого незачем. Это разговор вроде игры в подкидного по электричкам.

02.04.2012 Лена

Здравствуйте! В ответ на мой вопрос о месте романа "Общага-на-Крови" в Вашем творчестве Вы говорите, что "Общага" для Вас очень важна. Можно ли узнать в чём состоит эта важность?

ответ

Уважаемая Лена.<br />В "Общаге" я ощущаю молодость, а это очень редкое ощущение. Другие ощущения от других романов я или могу воспроизвести, или они никуда не делись, или уже не нужны, а "Общага" вот такой ресурс. Камертон. Медиатор.

31.03.2012 Александра

Добрый день, Алексей Викторович. А вы создаёте неологизмы для своей прозы?если да, то приведите примеры.<br />Спасибо

ответ

Уважаемая Александра.<br />Ваш вопрос просто льёт бальзам на мою душу. Я очень много (наверное, чересчур много) придумываю неологизмов (или неологизмы? как правильно сказать?). В "Сердце пармы", к примеру, - слово "хумляльт". В "Золоте бунта" я тоже много придумал, но там специфическая тема - жаргон сплавщиков, и для простого читателя все слова неологизмы, и придуманные мною, и реальные. Скажем, слово "жлудовка", хотя это и не из сплавщицкого жаргона. В "Блуде" - "мерцоиды". А, скажем, в "Кораблях и Галактике" каждое название главы (а их там штук 30) - неологизм.

31.03.2012 Дмитрий

Здравствуйте!Читали ли Вы Демина Валерия "Уральская Гиперборея" ? Хотелось бы узнать Ваше мнение.Заранее спасибо.

ответ

Уважаемый Дмитрий.<br />Увы, я не читал этого произведения. Теперь буду знать и обязательно прочитаю.

30.03.2012 Лена

Здравствуйте!Хотелось бы узнать, каково место романа "Общага-на-Крови" в цикле вашей современной прозы, во всем вашем творчестве?

ответ

Уважаемая Лена.<br />Пожалуй, я не смогу ответить на ваш вопрос. "Общага" для меня очень важна, я её люблю, но ведь я давно уже не юноша, который переживал так, как автор "Общаги", и давно уже более опытный литератор. Не знаю, что ещё сказать по этому поводу.

30.03.2012 КэТ

Добрый вечер. Хотелось бы узнать в целом о чертах и специфике современной прозы, касательно ваших романов о ней (Блуда и МУДО, Общага, Географ)

ответ

Уважаемый (-ая) КэТ.<br />Вы задаёте слишком общий вопрос. Я с удовольствием отвечу вам, но как-то поконкретнее...

30.03.2012 Александр

Алексей Викторович, нет ли у Вас желания с простыми людьми на сплав сходить? Спасибо.

ответ

Уважаемый Александр.<br />Я понимаю, что вы хотите пригласить меня в свою компанию, и спасибо за хорошее отношение. Но я сейчас путешествую на машине, и мои путешествия полностью завязаны на работу, то есть на книгу "Горнозаводская цивилизация". Так что я с благодарностью отклоняю ваше предложение.

страница: 139 из 235