продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

27.01.2009 Олег

Здравствуйте, Алексей.<br />Очень понравилась Ваша книга "Message: Чусовая". Тяжеловато читается из-за повторов, но, материал, конечно, богатейший. Есть пара вопросов. На стр. 244 Вы пишете "летом они миролюбиво гасили адский огонь своих доменных печей". А когда же они работали, если зимой не было воды, а весной и осенью тоже нестабильный гидрологический режим? Им только летом и была возможность работать. И вообще описанный годовой ритм работы заводов мне представляется неправдоподобным - вся работа была "завязана" на воде, а она могла быть только летом. Кстати, выжиг угля вели зимой из-за изменения свойств древесины, а не из-за опасения пожаров. И, собственно, вопрос - не могли бы Вы назвать источник этой информации? Просто интересно, вдруг я не прав и были какие-то другие резоны?<br />Спасибо.

ответ

Уважаемый Олег.<br />Вы говорите об утомительных повторах, видимо, не поняв структуры книги. Постараюсь пояснить. На самом деле в &laquo;Message: Чусовая&raquo; три книги одна в другой: это &laquo;историческая&raquo; часть &#8211; все части, кроме первой; это путеводитель &#8211; первая часть &laquo;От истока до устья&raquo;; это сборник новелл о наиболее значимых объектах &#8211; рассыпаны по всему повествованию. Это сделано не случайно.<br />Предположим, вы прочитали книгу. При всех досадных повторах, вы получили представление о Чусовой и решили пойти по ней в поход. Книгу взяли с собой. Но в походе вы не будете перечитывать весь фолиант, а перечитаете только первую часть &#8211; путеводитель. Поэтому кое-какие факты повторяются и в &laquo;исторической&raquo; части, и в &laquo;географической&raquo;, т.е. в путеводителе, - хотя &laquo;географическая&raquo; часть и поставлена впереди &laquo;исторической&raquo;, но как иначе? Однако, путеводитель &#8211; это скороговорка. О некоторых объектах вам захочется узнать подробнее. Опять же, вы не будете листать фолиант и выискивать информацию по крупицам. Вы прочитаете соответствующую новеллу, где некоторые факты могут быть повторены в третий раз. В этом и заключена причина повторов, а не в моём склерозе.<br />&laquo;Message: Чусовая&raquo; - по сути дела, гипертекст. Если бы он существовал в электронном виде, вместо повторного описания одного и того же объекта стояла ссылка на это описание в соответствующем месте. Поскольку при издании книги я не мог проконтролировать этот процесс &#8211; указать страницу вместо электронной ссылки &#8211; я предпочёл повторы.<br />Далее.<br />Привожу цитаты.<br />Профессор А.Белавин, учебник &laquo;Страницы истории земли Пермской&raquo;, Пермь, изд-во &laquo;Книжный мир&raquo;, 1997 год, стр. 27. &laquo;Если учесть, что световой день на Урале большую часть года (осень &#8211; зима &#8211; ранняя весна) не превышает 5-8 часов, то, соответственно, столь же коротким был и рабочий день на заводе. Объяснение этому простое: если заводские цеха, по желанию, ещё можно было осветить, то осветить шихтовый двор, где готовилась руда для плавки, было невозможно. Таким образом, рассказы о сверхтяжёлых условиях труда на горнозаводской мануфактуре не более чем миф&raquo;.<br />Д.Менделеев (автор &laquo;таблицы Менделеева&raquo;), &laquo;Уральская железная промышленность в 1899 году&raquo;, переиздана в Екатеринбурге, издательский дом &laquo;АКВА-ПРЕСС&raquo;, 2006 год, стр. 134 (в переиздании): &laquo;Оказалось, мы приехали в неудачное время: была крестьянская страда, когда рабочие уходят на полевые работы, а завод должен прекратить свою деятельность. Мне впервые пришлось познакомиться здесь с этим оригинальным явлением на Уральских заводах &#8211; &laquo;страдой&raquo;. Позже, объезжая средний и южный Урал, приходилось встречать много заводов в таком же точно положении. Вообще, июль месяц &#8211; самое неудобное время для осмотра Уральских заводов. Страда продолжается различно: от 2-х недель до 5-ти. &laquo;Страда&raquo; является как бы отдыхом от тяжёлой заводской работы. Во время страды почти все работы прекращаются, действуют обыкновенно только домны, но иногда и они останавливаются; заводоуправления пользуются этим временем для ремонта&raquo;. Обращаю ваше внимание, что это &#8211; 1899 год, когда в России капитализм, до заводов дошли железные дороги, по которым и ехала экспедиция Менделеева, а крепостного права нет. Соответственно, в XVIII веке эта ситуация была выражена более ярко.<br />На все прочие сомнения я точно также могу найти цитаты из авторитетных источников, но полагаю, что этих двух фактов достаточно. Мне жаль, что мои сведения подвергаются сомнению. Я ведь писал книгу не в порыве безумного вдохновения, а очень дотошно изучил материалы. Хотя ошибки есть - но не такие значительные, как вопрос о "страде". Кстати, летом заводские пруды обсыхают, и воды в них недостаточно для действия заводских машин.

25.01.2009 Светлана

Здравствуйте,Алексей! У меня знакомство с вашим творчеством началось с "Географа", книга очень понравилась, прочла за выходные залпом. Следующей книгой была "Сердце пармы". Сначала я даже отложила книгу, не ожидала, что она будет настолько другой, что ли. Но теперь не могу оторваться от ваших книг. Я никогда не бывала в Ваших краях, и наверное не смогу побывать. Поэтому мне очень не хватает иллюстраций к Вашим книгам! Псков очень далек от Перми, здесь свои обычаи и свои наречия, поэтому многие слова, к сожалению, я не совсем смогла понять.

ответ

Уважаемая Светлана.<br />Иллюстрацией к моим романам будет фильм "Хребет России", который покажут по телеку, и, разумеется, моя фотокнига. Ориентировочно всё это появится осенью.<br />Но не исключайте возможности и лично побывать на Урале. Фиг его знает, как получится. Я вот очень долго не верил, что мои книги издадутся, - хотя не знаю, насколько для вас убедителен этот пример.<br />А непонятные слова так и были задуманы непонятными. Мне ведь ничего не стоило приложить к книге словарик - для собственного пользования он имеется. Но тогда потерялась бы звуковая магия, исчезло бы ощущение иного мира, где блуждает читатель. Так что - всё нормально.

22.01.2009 Александр

Уважаемый Алексей, доброго здоровья.<br />В "Сердце Пармы" в сцене встречи Ионы и Ничейки со скудельниками есть такая деталь: "... кивнул ватажник, прилаживая на средний палец правой руки, на ладони которой лежал нож, волосяную петлю и натягивая ее на рукоятку. ... для чего нужна волосяная петля на пальце. Одно короткое движение руки - и нож по рукоятку войдет меж его ребер."<br />1) Сначала я подумал, что петля - какое-то метательное приспособление, но сразу передумал. Думаю, это - фиксатор, предотвращающий проскальзывание ножа в руке при уколе. Так?<br />2) Где можно посмотреть примеры таких петель и способов их крепления на рукоятке?<br />Спасибо, отлично пишете.

ответ

Уважаемый Александр.<br />Меня сравнительно недавно уже спрашивали в этом разделе сайта про нож на петле... Нет, нож - метают, и петля - что-то вроде пращи. Я уже не помню, как она крепится, - забыл, как забыл, например, системы узлов для альпинистской страховки. Эту сцену я писал лет 15 назад. Не помню даже, где брал материал по этому виду разбойничьего оружия. Помню только, была книжка-брошюрка про всякие кистени, песты, шелепы и проч. Увы!

19.01.2009 Юлия

Уважаемый Алексей! Что значит "пройти отуром"?

ответ

Уважаемая Юлия.<br />"Пройти отуром" - значит, обогнуть препятствия, разворачивая судно на 180 градусов. В романе - стукнуться носом барки в берег, отскочить кормой вперёд и тем самым обойти скалу, которая стоит немного ниже по течению того места, где стукнулся. Траектория движения напоминает "птичку", клюнувшую остриём в берег. Этот приём сейчас используют туристы-водники, потому что надувные катамараны хорошо пружинят при толчке. Такой способ прохождения препятствия называется "телемарк".

17.01.2009 Лана

Алексей Викторович, про позвоночник истории Вы говорили в интервью 3-летней давности:Книж. обозрение, 20.06.2006

ответ

Уважаемая Лана, вы, чёрт возьми, правы. А у меня, видимо, склероз. Приношу свои извинения Евгении.<br />Надеюсь, она не обиделась. И тем не менее, сейчас я так уже не думаю. Сейчас та мысль представляется мне поверхностной.

15.01.2009 Сергей

Алексей здравствуйте.Хотелось бы проити по местам событий романа Сердце Пармы. К сожалению не все названия совпадают с настоящими.Может подскажете?

ответ

Уважаемый Сергей.<br />Боюсь, что в "Сердце пармы" почти все названия совпадают с настоящими.<br />И каким маршрутом вы хотите пройти? По верхней Каме от Кая до Соликамска или до Перми? От Чердыни до Усть-Выми через Чусовское озеро? От Чердыни до Пелыма? От Чердыни до села Торговище на Сылве? В "Сердце пармы" маршруты очень разнообразные, расходящиеся от Чердыни звездой на все четыре стороны света.

15.01.2009 Ильяс

Уважаемый Алексей!<br />Прочитал на этом сайте статью А.Старобинец \"Человек Пермского периода\". Покоробило ее мнение о перми и пярмяках. Но пусть ей.. Вопрос в другом, Вы, пользуясь терминологией Морожова, подержали девушку - А.Старобинец - \"за булку\"?

ответ

Ильяс, а у вас всё в порядке с воспитанием?

15.01.2009 Евгения

Здравствуйте, уважаемый Алексей! В одном из Ваших интервью шел разговор о "позвоночнике" истории. Если продолжить такую интересную аналогию разных российских правителей с "позвонками и хрящами", то после Александра Второго как бы Вы распределили последующих "царей" до наших дней? В частности Сталина: ведь при нем давило и плющило ого-го как, неужели он хрящ? В любом случае идея очень оригинальная, как и все у Вас. Спасибо.<br /><br />Уважаемый Алексей Викторович, задала Вам вопрос про "позвоночник" истории, а теперь переживаю, что он, конечно же, наивный: при желании можно и самому сообразить. Но у меня упорно получается, что все правители в этом хребте - позвонки, а народ - между ними, и плющит его, и давит со страшной силой верх и низ, независимо от значимости правителя...<br />И еще, Алексей Викторович, почему Вы связываете психоанализ с язычеством? Я пыталась понять: потому что он имеет дело с темными, стихийными, первобытными силами подсознания, стремится вытащить их на свет, так же как язычники освещают пламенем костра пещеру, и их тени отражаются на стенах? Но ведь это только часть психоанализа, основная работа - это работа с сознанием, с внутренне осознанным принятием решения изменить свою жизнь, разобравшись со своими "темными аллеями"...<br />Огромное спасибо за Ваши чудесные книги и за возможность писать Вам!

ответ

Уважаемая Евгения.<br />И вам спасибо за вопросы. Я оба ваши вопроса совместил в один, чтобы проще было отвечать.<br />Честно говоря, я не помню, чтобы я сравнивал историю с позвоночником. Под "хребтом России" я подразумевал набор жизненных стратегий "опорного региона" России, а не чередование жёстких и мягких правителей государства. Тем более, что такого чередования не было. Я опасаюсь, что вы чересчур буквально расшифровали метафору "позвоночника".<br />А психоанализ считается язычеством не мною, а всей церковью. Потому что в основе христианского представления о человеке лежит понятие души, сакрального содержания человека, которое подвластно богу. А в психоанализе основой человека считается не душа, а психика, то есть, огрубляя, система реакций на раздражители. Психоанализ - феномен материалистичного толкования мира, а материализм противоположен идеализму, то есть, в данном случае, вере.

14.01.2009 Александр

Здравствуйте, Алексей! Спасибо вам огромное за ваши книги! У меня к вам такой вопрос, в "Сердце Пармы" очень много рассказано о взаимоотношениях коренного населения с людьми, пришедшими с Руси. Я живу в Великом Новгороде, и мне в первую очередь интересны были новгородцы-ушкуйники. На мой взгляд, в описываемый вами период истории, жители новгородской земли отличались от жителей Московии очень сильно. Как вы считаете, осталось ли в жизненном укладе, культуре Урала что-то от тех самых лихих новгородских ватаг или же нет? Заранее благодарен!

ответ

Уважаемый Александр.<br />Я тоже считаю, что в ту эпоху по ментальности московиты и новгородцы отличались друг от друга разительно. Но сейчас от ментальности новгородцев на Урале не осталось ничего. Дело в том, что история Урала - если обобщать - несколько раз начиналась с нуля. Сначала с нуля её начала Чердынь. Потом - Строгановы и Ермак, "перебившие" всю "древнерусскость" менталитета Чердыни средневековым слободским менталитетом. Потом с нуля всё начали горные заводы, "перебившие" слободской средневековый менталитет заводским металитетом нового времени. И так далее. В конечном итоге, в 20 веке всё перекрыл зэковский подневольный менталитет. Конечно, нижние слои влияли на верхние, переформатировали их под себя, но в бытовом отношении от древности в сознании социума не осталось ничего - только культурные архетипы, которые не идентифицированы никем. Так что искать на Урале Новгород бесполезно, тем более, что он и не занимался колонизацией Урала.

11.01.2009 Максим

Здравствуйте, Алексей! Я написал мистическую повесть и меня интересует, насколько реально ее издать. И вообще издать мистичекое произведение в России.

ответ

Уважаемый Максим.<br />По-моему, в России чего только не издают, в том числе и огромное количество "мистических" произведений. Реально или нереально издать - зависит от ваших способностей - писательских и пробивных, связей и везения. Лично я ничем помочь не могу, увы.

10.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Хотелось бы уточнить свое восприятие Географа с тем, что Вы сами туда закладывали. У меня возникло ощущение, что в романе затрагивается тема о детскости взрослых и о взрослости детей. Границы для Служкина между его Я в детстве и Я взрослым &#8211; нет. Он &#8211; взрослый мальчик и логично влюбляется в девочку Машу. В принципе, друг от друга взрослые и дети отличаются только возможностями. <br />Еще у Вас в романе женское исследование с двумя положительными персонажами Чекушкой и Угрозой Борисовной? У меня возникло такое впечатление. Потому, что остальные: Рунева &#8211; паразитка; Кира считает себя самой умной, поэтому дура; Ветка &#8211; балда; Надя ищет виноватых в своей судьбе и упорно навязывает эту роль Служкину &#8211; все они подвида &laquo;бабы обыкновенные&raquo;. Вздохнуть и есть то, что положили. Наверное такие мы и есть. Мне интересно, чего хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде?<br />Я уж не буду затрагивать тему красот Уральского края. <br />В общем, написала, чтобы &laquo;сверить часы&raquo;, а то я в школе &laquo;Тимур и его команда&raquo; прочитала, как любовный роман.<br />Спасибо.

ответ

Уважаемая Светлана.<br />Мне как-то очень трудно ответить на ваши вопросы...<br />По-моему, вы видите в "Географе" противопоставления, которых нет. Детскость взрослых - это инфантилизм, обусловленный многими причинами, социальными в особенности. Взрослость детей - это отсутствие в их жизни настоящих взрослых, заброшенность. И то, и другое говорит только о моральной ситуации в обществе, где происходит подобное, но друг другу не противопоставляется.<br />То, что Служкин - взрослый мальчик, ну и что? И Будкин с восторгом предаётся детским воспоминаниям, и Колесников ведёт себя как пубертатный подросток. Ситуация в стране, когда мужчина не может реализовать свою роль кормильца и защитника, провоцирует на инфантилизм поведения.<br />Угроза и Чекушка - явления одного порядка, но разных обществ. Тоталитарная система школьного обучения, которая губит и учеников (Служкин в детстве), и учителей (Служкин взрослый). Я не считаю Угрозу и Чекушку "положительными" - в контексте романа, разумеется. Вне романа они могут быть очень порядочными людьми, но это - за пределами книги.<br />Я не считаю Сашеньку, Ветку, Киру и Надю бросовыми людьми, "бабами обыкновенными". Женщины ищут счастье - в меру своего понимания методов поиска. Это очень естественно и правильно. И единственный вывод - то, что таким образом, каким они это делают, они не обретут счастья в лице конкретно Служкина, Будкина или Колесникова. Но от неполноты своего понимания жизни героини становятся не хуже, а несчастнее.<br />А что хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде?.. Какой-то странный вопрос. Влюблённость не мотивируется. Конечно, её можно мотивировать задним числом, но такое объяснение всё равно останется схематичным, неполным. Чего хорошего Ромео находит в Джульетте, Онегин - в Татьяне и т.д.? Хорошее - не редкость, и такое же хорошее можно найти в других людях. Найти - но не влюбиться.

10.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, спасибо за ответ.<br />Если позволите, ещё вопрос вдогонку, уже о хумляльте Асыке. <br />Против чего и за что и он, по-Вашему, воюет? <br />На вопрос, против чего, ответить проще. В том же разговоре с памом, Асыка довольно ясно говорит, что главная опасность, которую несут русские &#8211; это их бог, Христос. При этом про Асыку не скажешь, что он Христа не понял по недостатку ума или незнанию. И ума ему не занимать, и &laquo;русских шаманов&raquo; он слушал. Так что всё он, вероятно, понял. <br />А вот ради чего он идёт в бой против Христа? Асыка не производит впечатления искренне верующего язычника &#8211; консерватора и, как бы сейчас могли сказать, борца за &laquo;сохранение мансийского народа и его этнокультурного своеобразия&raquo;. Обычаи, мораль и этику своего народа он сам легко переступает и людей не щадит &#8211; не только чужих, но и своих. А отношение Асыки к традиционной языческой вере вполне прагматично &#8211; как к &laquo;матрице&raquo;, удерживающей общество в определённом состоянии. <br />Наконец, стать фанатичным и беспощадным бойцом можно, всё-таки, ради какой-то масштабной идеи, &laquo;сопоставимой&raquo; именно с христианством. <br />В итоге получаем, что идеей Асыки является антихристианство как таковое, а родное язычество для него ценно постольку, поскольку оно &laquo;работает&raquo; на эту идею. Иными словами, Асыка выходит неким &laquo;локальным&raquo; антихристом.<br />Согласились бы Вы с этими рассуждениями и, если нет, что бы сами ответили?

ответ

Уважаемый Кирилл.<br />В принципе, я могу согласиться с вами, - да вы и сами ответили на свои вопросы. Хотя лично я вижу ситуацию несколько более "человечно". Воюют за идею - это в учебниках истории. В моём романе, например, князь Михаил сопротивляется московитам только потому, что чувствует себя оскорблённым. Так же и Асыка. Христос там, русские - да, это важно. Но важнее вернуть тамгу, подаренную Калине по мальчишеской глупости. Важнее сделать своё Пелымское княжество сильнее Перми Великой. Важнее доказать что-то своей женщине - Тиче. Всё вместе. Я не задумывал Асыку как олицетворение идейного языческого сопротивления христианству. История складывается из довольно иррациональных человеческих поступков. Зачастую люди их ничем не мотивируют - только ощущением, что надо сделать так, а не иначе. Поэтому пам вполне справедливо говорит Асыке, что тот не прав.

09.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, с Рождеством Вас!<br />В &laquo;Сердце Пармы&raquo; есть выглядящие красиво, интересно и глубоко психологические и теологические построения шаманов. Приведу примеры того и другого:<br />1) &laquo;Пам видел души человека &#8211; две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живёт с предками. Душа-филин с духами. Душа-сокол с богами. Душа-лебедь &#8211; там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная &#8211; у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб. В хакане Асыке пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как камень&#8230;&raquo;&#8230;<br />2) &laquo;Для каждого нашего народа есть священные уста, с которых к нам долетают слова вечности&#8230; Но, ожидая ответа из этих уст, мы спрашиваем не гору, не предка, не бога, не идола. Мы спрашиваем что-то большее, которое одновременно и гора, и предок, и бог, и идол&#8230; Всё, что есть, - это одно и то же, всё это &#8211; одна цепь, а мы видим только её звенья. Связь между звеньями этой цепи ваши шаманы называют &laquo;ляххал&raquo; - &laquo;весть&raquo;. Судьба &#8211; это весть земли, боги &#8211; вести судьбы, люди &#8211; вести богов, земля &#8211; весть людей&#8230;&raquo;&#8230; <br />Вопрос &#8211; Вы это &laquo;сами придумали&raquo;, так сказать, &laquo;для красоты&raquo; или за этим стоят реальные и где-то зафиксированные представления древних угро-финнов о человеке и мире, которые могут быть как-то &laquo;переведены&raquo; на современный язык соответствующих дисциплин?<br />Кирилл

ответ

Уважаемый Кирилл.<br />И вас с прошедшим Рождеством.<br />Спасибо за вопрос.<br />Про пять душ человека - это реальные верования финно-угров, многократно зафиксированные этнографами.<br />Бездушного и цельного хумляльта я выдумал.<br />А второй пассаж, который вы приводите, - это мой пересказ принципа синкретизма, свойственного языческому мироощущению.

08.01.2009 Катерина

Уважаемый Алексей! Планируете ли в ближайшее время издавать что-нибудь в жанре фантастики? Читаю фантастику со школы - т.е. уже лет 25. Ваша "Земля-Сортировочная" - лучшше, что я читала в этом жанре за последние 5 лет. Спасибо.

ответ

Уважаемая Катерина.<br />Спасибо за хорошее отношение к моей фантастике. Обычно в критике её принято лажать. А я в ближайшее - и не очень ближайшее - время возвращаться к фантастике не планирую, и издаваться, соответственно, ничего не будет.

07.01.2009 Акбашев Арсений

Я житель с.Кояново, Пермского района, прочел вашу книгу "Message: Чусовая" - очень хороша и сложна. Спасибо. Немного напутанно. Где можно материалы по Исмагилу Тасимову, по п.Юг, и с. Кояново? Уж очень хочеться узнать возраст Кояново. Обидно, на Сибирском тракте живём... Спасибо заранее. Акбашев Арсений.

ответ

Уважаемый Арсений.<br />Наиболее подробное упоминание об Исмагиле Тасимове я встретил в книге екатеринбургского историка Николая Корепанова в книге "Никифор Клеопин", издательство Института истории и археологии УрО РАН ("Банк культурной информации"), Екатеринбург, 2000 год, 11 выпуск серии "Очерки истории Урала".<br />Материалы по посёлку Юг надо искать скорее как материалы по Юговскому заводу П.Осокина 1732 года.<br />О Сибирском тракте и, соответственно, о селе Кояново должен знать пермский краевед и турист Сергей Горелов, но его материалы никем не изданы.

страница: 40 из 230