продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

05.01.2016 Егор

Алексей Викторович с наступающим, Вас Рождеством. Такой вопрос. Во время написания произведений, наступает ли у Вас искушение забегать вперёд? Что Вам помогает сосредоточится перед началом работы?

ответ

Уважаемый Егор.
Искушение, конечно, есть. Но я по природе своей немец, педант, и я просто отвергаю его, и делаю так, как задумал. Писательство - вообще дело педантское. Как говорится, для писателя нужна не столько муза, сколько железная задница.

02.01.2016 Николай

Добрый день, хотел бы приобрести электронную версию книги Ненастье.
На сайте litres следующая информация:
"– В данный момент товар не продается".
Скажите, пжл, каким образом можно получить книгу, желательно в электронном виде? Я нахожусь в Вильнюсе, Литва.

ответ

Уважаемый Николай.
Вообще-то "Litres" - это не моя зона ответственности, а издательства. Но спасибо, что сообщили. Я попрошу издательство разобраться с этим недоразумением.
А в бумажном виде книгу можно купить через интернет-магазин.

30.12.2015 Михаил.

Здравствуйте, Алексей Викторович.
Искренне прошу прощения за назойливость, но не могу не задать еще один вопрос.
Мне за 50. Я учился в советской школе (не очень успешно). На литературу у меня не хватало времени – улица, кружки, просто лень. Правила русского языка и тогда были выше уровня моего понимания, а теперь тем более (замечаю, что соображаю медленнее, чем раньше). Но кое-что я все же помню.
В школе меня учили, что художественную литературу и поэзию нужно читать между строк. Я свято верил в это, хотя и не всегда был согласен с интерпретацией произведений, предусмотренной школьной программой (как правило, она имела идеологическую направленность). Однако я всегда считал, что для того чтобы Писать одной лишь грамотности мало. Нужно понять что-то, что пока не понято большинством людей, облечь это в красивую упаковку (сюжет) и предложить миру. Но несколько лет назад с телеканала «Культура» прозвучала следующая мысль: мол, суть создания литературного произведения заключается в написании текста. Типа, главное, это красивый текст.
Я был потрясен, и обескуражен. Затем вы вкладываете в уста Служкина утверждение: «…Поэтому, какой бы великой ни была литература, она всегда только учила, но никогда не воспитывала». Это, вроде бы, лучше, чем заявление с телеканала «Культура», но все равно оно посеяло сомнение не только в голове Маши, но и в моей бестолковке тоже. И, наконец, в ваших ответах на мои вопросы (не только на последние, но и на предыдущие) вы как бы говорите, что имели в виду только то, о чем написали и ничего больше.
Алексей Викторович, я действительно зря ищу в произведениях потайное дно? Неужели хитрозакрученный сюжет или интересный случай и есть главное в романах и повестях?
Заранее спасибо за ответ.
Желаю Вам здоровья и новых творческих успехов в новом году! С наступающим Новым Годом!
С уважением,
Михаил.

ответ

Уважаемый Михаил.
Боюсь, у меня не получится стройного ответа.
«Чтение между строк» - размытое понятие. Что имеется в виду? В детективе «чтение между строк» – поиск намёков на разгадку (указаний на убийцу или вора), замаскированных в тексте автором. При «эзоповом языке» - аллюзии на некие реалии (басня «Лебедь, щука и рак» не про животных, а про разлад между людьми). В постмодернизме – обнаружение влияний, тем, цитат или образов из других произведений («Метель» Сорокина – это издевательское обыгрывание тем метели у Пушкина, Тургенева, Толстого, Бунина и т.д.). В обычной, традиционной прозе – просто понимание смысла (повесть «А зори здесь тихие» - не про гибель девушек-зенитчиц, а про их победу). В «высоколобой» литературе - считывание архетипов или культурных матриц («Я, робот» Азимова – не парадоксы про роботов, а попытка «оцифровать» и унифицировать евангельские заповеди, превратить десять заповедей в три закона). Можно читать произведение и просто так, как некий сюжет, и не более того. Однако правильнее – видеть смысл (то есть «читать между строк»). Но технология извлечения смысла всегда разная.
Литературное творчество как написание текстов, и ничего сверх того, - идея постмодернизма. Постмодернизм – это тексты из текстов. Авторы постмодернизма считают, что надо написать произведение, состоящее из текстов (тем, образов, сюжетов) других произведений, и на этом синтезе сама собою родится некая идея. Ну, как в калейдоскопе из хаотического сложения цветных стекляшек благодаря зеркалам получается узор. Доля здравого смысла в методе постмодернизма есть, но по большому счёту это – забава. Которая чаще всего просто маскирует самовыражение автора: «вот какой я умный, игривый, циничный и свободный от авторитетов!». О пагубности этой практики в культуре уже предупреждала Мери Шелли: её доктор Франкенштейн тоже собрал человека из «деталей» других людей, только получилось чудовище, которое и угробило доктора.
Мысль Служкина в следующем: воспитывает человека не литература, а личный опыт. Литература только помогает осмыслить или интерпретировать этот опыт. Марк Чепмен перед убийством Леннона читал «Над пропастью во ржи»: как-то не очень литература воспитала его в духе гуманизма. А Служкин сам служит примером своему утверждению. С точки зрения литературы Служкин – «маленький человек», «лишний человек», «тряпка», «лузер» и так далее. Так и полагают те, у кого начитанность заменяет жизненный опыт. Но человек, побывавший в невыносимой жизненной ситуации, когда ничего невозможно изменить, не предавая себя, и всё равно выстоявший, не предавший себя, тот человек (тот читатель) понимает, что Служкин – герой духа.
Я не думаю, что в произведении надо искать «потайное дно». Смысл произведения не спрятан где-то в уголке (например, в финале), он явлен самим произведением в полном его объёме. В чём смысл «Шинели» Гоголя? В том, что нельзя обижать «маленьких людей» - они всё равно отомстят? Нет, в том, что бюрократия имеет демоническую природу. И демонизм её явлен Гоголем ещё до катастрофы, постигшей Акакия Акакиевича.

29.12.2015 Михаил

Еще один вопрос в догонку к предыдущим. Забыл просто сразу написать его.
Алексей викторович, в своем творчестве вы часто обращаетесь к 90-м годам. Что в этом времени вас вдохновляет?
спасибо.

ответ

Уважаемый Михаил.
В девяностых меня вдохновляют две вещи. Во-первых, богатство сюжетов, мощь естественной драматургии жизни, реальность "титанов" (людей, в поступках которых говорила история). Поэтому девяностые ещё долго будут притягательны для тех, кто придумывает истории (для писателей, сценаристов, драматургов). А во-вторых - собственная молодость.

29.12.2015 Михаил

Здравствуйте, Алексей Викторович.
Прочитал «Ненастье». Мощно.
Чувствуется, что этот художественный труд является логическим продолжением документального Ебурга, и ему предшествовала большая исследовательская работа. Думаю, что мне придется еще раз перечитать этот роман, как это было с Общагой и Географом, которые я перечитывал по нескольку раз, по песчинке выколупывая ваши мысли, на которых замешаны эти произведения. Спасибо.
Не знаю, ставили ли вы перед собой такую задачу, но читая роман у меня, постоянно возникало ощущение параллельности судьбы афганского «Коминетрана» и судьбы России в двадцатом веке. Название «Коминтерн» (Третий Интернационал), наверное, не случайно? Сначала обделенные люди объединяются вокруг общей идеи, а когда работа идеи начинает давать результаты, общность начинает расслаиваться. Затем люди, не отягощенные моралью, присваивают результаты общего труда.
Алексей Викторович, как вы относитесь к тринадцатой статье Конституции РФ, запрещающей государству иметь свою идеологию (идею)?
На прошлой неделе проходил госсовет по культуре. На нем президент РФ не рекомендовал деятелям культуры использовать в своем творчестве политику, и привел в пример трагедию, случившуюся с Олесем Бузиной. Как вы считаете, полноценна ли литература (как вид творчества) без политики?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Михаил.
Спасибо.
Увы, название "Коминтерн" не отсылает к реальному Коминтерну, просто аббревиатура оказалась созвучна ("комитет воинов-интернационалистов" - "коммунистический интернационал"). И в судьбе афганского "Коминтерна" я не фиксировал судьбу России в ХХ веке. В принципе, та стратегия, о которой вы говорите, - стратегия любого большого дела в несвободном (а то и свободном) обществе.
К статье Конституции о запрете идеологии я отношусь положительно. Хотя понимаю, что де-факто идеология всё равно бывает в любом обществе. Другое дело, что наше государство легко может переступить через конституцию.
...Смотря что вы имеете в виду под "использованием творчества в политике". Когда писатель участвует в политике как гражданин? Это его личное дело. Когда писатель пишет, выполняя политический заказ? Это постыдно. Хотя ведь и среди писателей встречаются убеждённые холуи (или простаки), которые политзаказ искренне считают своей личной и выстраданной гражданской позицией. Или когда писатель в своих произведениях описывает политические коллизии своей эпохи? Это мне очень нравится. Так писали Грэм Грин и Курт Воннегут, на этом построен мой любимый "День Шакала" Форсайта.

28.12.2015 Дмитрий

Алексей Викторович, здравствуйте!
С удовольствием прочёл, думаю, все Ваши книги. Само собой не раз "Географ ...", водил семью на показ в кино. Блудо и МУДО разобрано по цитатам, а Хребет России лежит на первом месте в книжной полке. Огромная Вам благодарность за Ваш труд и неподражаемость. Но хотел бы узнать, когда Вы начнёте жалеть нервы читателей? Столько тяжести и "грусти русской" в Ваших книгах. Когда будет "белая полоса"? Хэппиэнды?
Последний роман Ненастье читал и забрасывал несколько раз. Сверлят по нервам мне Батуевские 90-е, да мои 15 лет в вооруженных силах. Но когда Герман на втором этаже дачи лежал и слушал как его Татьяну насилует какой-то, простите, хмырь. Из трусости, тупоумия своего, опасаясь защитить самое дорогое в его, Германа, жизни. Дороже однозначно тех мешков с деньгами. Вот на этом моменте Ненастье забросил уже 2 месяца и не могу себя заставить вернуться, дочитать. Тем более зная, что и Германа самого не станет в живых... Так будет ли радость в Ваших книгах? Легкость и позитив?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Спасибо.
Не знаю, что сказать вам по поводу "хэппиэндов". Сам я не вижу в своих романах какой-то уж особенной чернухи и безнадёги. Может быть, вам попробовать изменить точку зрения? Тогда станет ясно, что "хэппиэндов" много, потому что мои главные герои чаще всего выходят победителями или хотя бы в паритете с судьбой.
Рискну предложить вам начать "новый взгляд" с "Ненастья". Во-первых, Герман в конце не погибает, то есть остаётся жив. Во-вторых, он не трус (в Афгане он остался с Серёгой "в заслоне", прикрывая товарища) и не тупой (он разработал безупречный план ограбления). Неволин - настоящий человек, честный, ответственный, любящий и мужественный. Он - солдат, а не генерал, но это не делает его ничтожеством. И то, что ему пришлось пережить на втором этаже дачи, - испытание, а не моральное крушение. Ему (с его опытом войны и бандитских разборок) ничего не стоило прекратить то, что он видел, но тогда он пожертвовал бы счастьем Танюши, которое он запланировал. Он старался для Танюши, а не для своего достоинства, поэтому и не вышел.

24.12.2015 Юрий

Здравствуйте, Алексей Викторович! Такой вопрос - вы "Страну ОЗ" Сигарева уже успели посмотреть? Если да, какие впечатления от картины? :)

ответ

Уважаемый Юрий.
Ещё не смотрел. Но очень интересно.

23.12.2015 Игорь

Еще раз здравствуйте, Алексей! А как вы определяете, высокий ли уровень прозы или нет, например Быков, определил Довлатова средней руки любителя,всячески избегающим серьезных тем, да и сам текст сродни школьному сочинению. Я не всегда согласен с господином Дибыковым, но здесь с ним согласен. Хотелосб бы услышать ваше мнение, как авторитетного для меня писателя. И еще, аы писали, что можете вычленить зерно драматизма из ситуации,не совсем понятно. Что для Вас драматично? Спасибо!

ответ

Уважаемый Игорь.
Н-да, у Димы Быкова пугающая компетенция. Куда ни ткнись в культуре, везде он уже начертал свой вердикт.
Я считаю Довлатова эдаким предтечей блоггеров. Довлатов прекрасный рассказчик, и в этом смысле он хороший писатель. Он никогда не претендовал на статус ВПЗР, и судить его надо по законам, содержащимся внутри его текста, а не внутри текста Толстого, Солженицына или Быкова. Нельзя ведь подходить к "Маугли" с той же меркой, с которой подходят к произведениям Джеральда Даррела.
Сложно дать формальное определение хорошей прозы. Я не буду снобом, как второкурсница филфака, чтобы снисходительно пояснять всё утончённым вкусом. Хорошая проза (для меня лично) - та, за которой я вижу культуру и самодисциплину писателя, пускай даже произведение мне не нравится (не по вкусу). Хорошую прозу может писать человек, не обладающий талантом писателя; примеры - прекрасный нон-фикшн.
Не менее сложно дать определение драматизма. Как человек культуры, вы должны ощущать наличие драмы на интуитивном уровне. Однако любая формализация лишает определение драматизма прикладного звучания, а сейчас мы говорим как раз об этом. В любом случае, у драматизма есть критерий - сочувствие читателя. Что вызывает сочувствие - то и драматично в подлинном смысле. Ищите в сюжете то, чему будут сочувствовать, и вы найдёте зерно драматизма. Если драматизм совпадает с драматургией, произведение - в "техническом отношении" - состоялось.

21.12.2015 Игорь

Алексей, здравствуйте. Юзал Ваш форум, читал переписку с читателям, где многие просят, чтобы вы их научили писать - глупо, если честно звучит, научите меня писать, играть, наделите способностью видеть сквозь стены и т.д. Ну, так вот - наткнулся я на такую интересную вещь, думаю самую главную в ремесле писателя. В одном из своих ответов очередному читателю, Вы сформулировали такое легкое и почти неуловимое понятие, как потенциал выбираемой Вами темы. Собственно, вопрос в том, по каким критериям вы оцениваете потенциал темы. Что служит выбором, того или иного сюжета. Коммерческий ли умысел, или просто книга, как религия для себя. Ясно, конечно, что для любого творческого человека, самовыражение, есть часть той свободы, которую он сам для себя определяет, ну конечно в рамках своих способностей, но все таки, я хотел бы более подробного и развёрнутого ответа. И ещё если можно, то отниму у Вас ещё, немного времени... Вам когда нибудь приходилось слышать, от друзей или знакомых , что писать это не серьёзно, что это нелепо и вообще не прибыльно? Или например, что писательство это не для Вас, мол идт ка ты на завод, или иди в продажи, там возможно себя найдёшь. И ещё вопрос на контрасте) Вы ведёте дневник, или там мемуары? Есть, ли у Вас скажем некоторые секреты, ремесла одному Вам известные, которыми Вы не готовы делиться, скажем, с некими предполагаемыми конкурентами по тому, же цеху? Спасибо, за внимание и понимание!

ответ

Уважаемый Игорь.
Сразу хочу кое-что уточнить.
Я не занимаюсь самовыражением. Я пишу книги, а не литературное селфи. Как замечательно сказал мне писатель Леонид Юзефович, «самовыражение непродуктивно». Если угодно, я занимаюсь самореализацией. Самореализация основана на компетенциях человека, а самовыражение – просто продвижение собственной персоны, «Дом-2».
Я никогда не писал за деньги или для денег. Ни романов, ни нон-фикшна. Если бы я хоть когда-нибудь подумал об этом, то не стал бы писателем. 13 лет я писал «в стол» без надежды на публикацию. Стоило мне тогда задаться целью «писать для денег» - и я бы ушёл в журналистику или в жанровую литературу и никогда бы не состоялся как самостоятельный писатель. С тех времён независимость текста от денег за него для меня – императив.
Теперь про «потенциал темы». Скажу упрощённо: «тема» - это сюжет плюс среда. Например, в «Золоте бунта» - поиски золота на фоне сплава «железных караванов». В «Ненастье» - судьба «афганской группировки» на фоне быдлячества «лихих девяностых». И так далее. Как автор, я всегда начинаю с «темы». Смотрю, какую идею эта «тема» может породить. В «Золоте» «тема» могла породить идею «передачи» души «на сохранение». В «Ненастье» - идею экзистенциальных невозможностей как ловушек судьбы. И так далее. Оценив идею, я делаю выбор: писать или не писать. Идея должна трогать лично меня. Должна быть значима для судьбы любого человека. И ещё она должна быть, так сказать, вневременной, то есть, чтобы она была «больше», чем просто функция от сюжета и среды. Вот, собственно, такова (упрощённо) технология определения «потенциала темы».
Я ни от кого не слышал советов «иди на завод, писательство – дело неприбыльное». Но эти слова не звучали вовсе не потому, что вокруг меня все были уверены в моём таланте или прибыльности писательства. Просто когда я писал «в стол», я, в общем, и так работал «на заводе» (фигурально выражаясь). За годы этой работы я написал три больших романа – «Общагу», «Географа» и «Сердце пармы». И когда мне всё-таки выпал шанс, я был к нему готов. У меня почти разом вышли несколько книг, которые принесли мне большие (по моим тогдашним представлениям бюджетника) гонорары, и я сразу стал профессиональным писателем, который зарабатывает только литературой, которая ему нравится. С тех пор я так и живу. Не буду хвастаться, но скажу: вполне возможно очень неплохо зарабатывать литературой, даже если не живёшь в Москве, не толчёшься в тусовке, не пишешь серийные или жанровые романы и не получаешь литературных премий. На мои доходы существует и моя семья, и продюсерский центр «Июль», который реализует мои проекты нон-фикшн.
Дневник я не веду, мне и без него хватает писанины.
Мемуары не пишу и не собираюсь. Как говорили браться Стругацкие, жизнь писателя делится на две части, сначала – биография, потом – библиография. Сейчас я нахожусь уже в периоде библиографии, и рассказывать об этом скучно. А события биографии я отрабатываю в романах.
Секреты есть, но делиться ими – просто забава, а не тайный код литературного мастерства. Например, у Флобера был секрет: чтобы на странице одно слово не повторялось дважды. Или у Довлатова: чтобы в предложении все слова начинались на разные буквы. Можно следовать этим правилам. Но не уверен, что они обеспечат прозу уровня Флобера или Довлатова.

17.12.2015 Илья

Уважаемый Алексей Викторович! Вы очень интересно выводите появление в русском фольклоре образа Бабы-Яги в процессе встречи русских переселенцев с финно-угорским населением Приуралья. Скажите, а как можно объяснить каннибализм Яги?

ответ

Уважаемый Илья.
Версия о финно-угорской Бабе-Яге - не моя. Я прочитал её в журнале "Уральский следопыт" (Аркадий Захаров "По следам Бабы-Яги"). В правоте этой версии я убедился, когда проанализировал образ Бабки Синюшки из сказа Бажова (Синюшка - "параллельная Баба-Яга").
Думаю, каннибализм Бабы-Яги - художественный вымысел русских сказителей (кстати, Синюшка тоже убивает). Наличие на капище костей жертвенных животных и бесследная гибель тех, кто видел Золотую Бабу, органично приводят к мысли о каннибализме Яги, если забыть реальную этнографическую первопричину образа.

14.12.2015 Анастасия

Добрый вечер Алексей!
Меня зовут Анастасия мне 21 год. Ваша землячка) живу в маленьком городе Горнозаводске). Несколько лет назад я начала замечать что ко мне люди очень часто обращаются за советом, в разных жизненных ситуация, и они во многих случаях им помогаю, люби благодарят меня за совет говоря, что послушав меня их жизнь меняется к лучшему. Многие мне говорят, что из меня выйдет отличный психотерапевт, но у меня есть огромное потенциал и желание написать про это книгу, но так как в этом деле я новичок, прошу вас посоветовать мне, как правильно и с чего начать свое произведение? Хотелось бы, что бы вы помогли мне выложить все свои мысли на бумагу.
Буду вам очень признательно если вы откликнитесь на мои просьбу к вам))). С нетерпением буду ждать вашего ответа. Спасибо за внимание надеюсь вы мне поможете! Анастасия.

ответ

Уважаемая Анастасия.
Увы, я ничем не могу вам помочь. Я не имею ни малейшего представления о том, как пишутся книги подобного рода.

12.12.2015 Анна

Добрый день, Алексей Викторович!
К Вам пишет очередная студентка филологического факультета, в душу которой навсегда запал Ваш неподражаемый "Географ...".
Я решила именно этот роман выбрать для своей дипломной работы, в связи с чем хотелось бы задать Вам пару вопросов.
1. Что послужило основой для написания романа? Есть ли у героев прототипы или они результат длительного наблюдения и обобщения?
2. Ваш роман имеет открытый в некотором смысле финал, каждый выбирает для Виктора Служкина свой дальнейший исход. Какой, на Ваш взгляд, он будет у главного героя? Сможет ли его жизнь найти свое русло? Наладятся ли отношения с Надей, займет ли кто-то место Маши в его сердце? Чем для него обернется "светлая и лучезарная пустыня одиночества"?
Заранее спасибо за уделенное время!

ответ

Уважаемая Анна.
Спасибо.
1. Основой послужил мой собственный жизненный опыт - работа в школе учителем и турпоходы со школьниками. У некоторых героев есть прототипы, у некоторых - нет.
2. Жизнь Служкина войдёт в нормальное русло ("лихие девяностые" закончатся). Служкин не потеряет себя и не сопьётся. Маша из его жизни ушла, и это бесповоротно. Отношения с Надей не наладятся; скорее всего, Служкин с ней разойдётся. "Пустыня одиночества" ничем не обернётся, а чем она может обернуться? (Чем в жизни человека может обернуться, например, острый слух?) "Пустыня одиночества" - экзистенциальное ощущение жизни в целом, а не конкретная жизненная ситуация.
Дорогая Анна, за прошедшие со времени выхода романа 13 лет я много раз подробнейшим образом отвечал на подобные вопросы на этом сайте. Можете поискать более развёрнутые ответы.

11.12.2015 Ирина

Добрый день!
Скажите пожалуйста, на основе какого общежития написана Ваша книга "Общага на крови"? В каком общежитии Вы жили, обучаясь на первом курсе журфака?

ответ

Уважаемая Ирина.
Пока учился на журфаке, я жил на Большакова, 79. Но роман написан про общагу на Большакова, 71, хотя и с небольшими примесями 79-ой. Например, в 71-ой не было читалки, а в 79-ой была.

11.12.2015 Артем

Скажите не планируете ли Вы написать продолжение комьюнити? Прочитал книгу нахожусь в полном восторге...

ответ

Уважаемый Артём.
Спасибо. Мне очень приятно, потому что "Комьюнити" публика приняла плохо, хотя я горжусь этим романом.
Непосредственно "Комьюнити" я продолжать не буду, но серию "Дэнжерологи" - возможно, когда-нибудь в неопределённом будущем. В этой серии должен был быть третий роман - "Бугурты", он про субкультуру ролевиков, феномен фанфиков и легенду о Коте Казанском.

09.12.2015 Владимир

Здравствуйте, Алексей!
'Взахлёб' прочёл Вашу книгу 'Географ глобус пропил, примите мою благодарность за неё.
Честно искал ответы на терзающие меня вопросы после прочтения. Помогите, пожалуйста, с ответами:
1. Почему Служкин не решился на отношения с Машей после увольнения из школы (хотя с их будущим он определился уже в походе)? Любовь настоящая появилась в его жизни, а он всё-равно придержался своего правила 'ни кому не быть залогом счастья'? Потому что он уже стар (для неё), с ребёнком и не хотел ломать ей жизнь?
2. При последней встрече Служкина и Маши, последняя даже не смотрела на него - т.е. она всё также его любила, но шла под руку с Старковым? Получается Служкин заливал горе водкой, а Маша - ухаживаниями со стороны других парней?
3. Почему Надя не ушла к Будкину? У них любовь, всё что она хотела в жизни у него есть: квартира, машина, деньги... И тут бац и она решает пожертвовать своим счастьем... ради Таты? Так она её из садика то не забирала, на концерт не приходила. Точно не ради Служкина, которого она не уважает даже. Так ради чего?
Заранее спасибо.
С уважением, Владимир.

ответ

Уважаемый Владимир.
Спасибо.
Отвечу по пунктам.
1. Да. Напомню: Служкину 28 лет, Маше - 14. Как бы Служкин ни любил Машу, эти отношения - неправильные. Служкин это понимает. И он, отодвигая себя, даёт Маше возможность жить своей жизнью, как в походе даёт отцам возможность быть в своём походе. Для Служкина высшая ценность не любовь, а, так сказать, бережность по отношению к другим. А это требует самоотречения - самого трудного решения.
2. Я бы не сказал, что Служкин заливал горе водкой. Он не напивался. А Маша, потеряв Служкина, просто приняла то, что уже имелось, - Старкова. Но это у неё несерьёзно.
3. Для Нади главное - не любовь, не дочь и даже не благополучие, а чувство своей правоты. Так она самовыражается. Надя должна быть права, должна кого-то обличать. (Как певица Слава поёт: "Я сама дверь закрыла, я собою довольна. Отчего же так грустно, отчего же так больно?") Уйдя к Будкину, Надя не сможет быть правой по отношению к Будкину, а оставаясь со Служкиным сможет наслаждаться своей (бессмысленной) правотой по отношению к Служкину. Это весьма распространённый тип поведения в эпоху самовыражения: сделать всем - и себе - только хуже, но остаться правым. Служкин говорит об этом Наде открытым текстом.

страница: 193 из 283