Уважаемый Юрий.
Я давно не интересуюсь этой жизнью и ко всем её явлениям отношусь никак.
Уважаемый Алексей Викторович, огромное спасибо за «светлую и лучезарную пустыню одиночества» и урок географии…
Не отпускает Ваш «Географ». Все думаю… Почитала, что пишут. И хочется возразить – несмотря на погоны и регалии многих.
Вот смотрите: Виктор Служкин – не герой нашего времени, не лишний человек.
Он… праведник нашего времени.
Помните праведников Лескова? Рыжов - такой-эдакий… еще и Библии начитался – до самого Христа дошел…
Еще беспритульная Матрена Солженицына - «Не стоит село без праведника…»
Ваш Географ тоже беспритульный – ищет человека, к которому – всей душой – притулиться.
СЛУЖат в театре и храме. Поэтому СЛУЖкин.
И всегда говорит правду. И живет по правде.
А чтобы гордыни миновать - пьет.
Глобус пропил, а вселенную открыл – во всяком случае, пытался. Для каждого. И в каждом.
Вы это хотели сказать? Или оно само так сказалось? Или мне – так услышалось?
Уважаемая Марина.
Вы всё абсолютно верно поняли и замечательно сформулировали. Спасибо вам.
Алексей Викторович,здравствуйте. Мои друзья обязательно подойдут на встречу с Вами. Эх,как бы я и сама хотела побывать на этой встрече:)) Скажите, пожалуйста,это случайное совпадение или так было специально запланировано,что именно в День Влюбленных состоится эта замечательная встреча с читателями? И еще, разрешите Вас спросить, какая женщина нужна Вам, мужчинам???? и разве , нам женщинам возможно одновременно любить двух мужчин? (к примеру Тичерть).
С уважением, Светлана.
Уважаемая Светлана.
С Днём Влюблённых моя встреча никак не связана.
Я не знаю, что вам ответить. У каждого мужчины свои представления о том, какая женщина ему нужна. И каждая женщина решает сама, может ли она любить двух мужчин одновременно. Общего ответа для всех тут быть не может.
Уважаемая Инна.
Вы меня озадачили. Откуда текст Башлачёва? Н-ну… от Башлачёва. Не помню, где я брал текст. Может, прямо с пластинки списал. Но куплеты я там переставил. Наверное, глупо сделал, но тогда мне казалось, что так будет правильнее для присутствия песни в романе.
С Башлачёвым я знаком не был.
Уважаемый Григорий.
Увы, не могу. На срок, определённый договором, текст принадлежит издательству, а не мне. К тому же я считаю неправильным довольствоваться яичком простым, а не золотым: текст написан для книги – и должен быть в книге, а не на сайте.
Дорогая Лина.
На такой вопрос я могу ответить только одно: да, можно. Но всё зависит от того, где вы живёте.
Добрый день! Моя сестра является большой поклонницей вашего творчества. В этом году у нее юбилей, 40-летие. Хочу порадовать ее и подарить что-то особенное. Думаю книга с вашей подписью была бы отличным подарком. Собственно вопрос, не планируются ли в ближайшее время автограф-сессии в Москве? Или может быть есть какой-то другой способ получить подписанную книгу?
Заранее спасибо. С уважением, Михаил.
Уважаемый Михаил.
Возможно, в марте у меня будут встречи в Москве. Об этом будет объявление здесь, на сайте, в разделе «Новости».
Уважаемая Елизавета.
Спасибо.
Наверное, вы имеете в виду фреску Псоглавца из церкви в Ныробе. Этот факт здесь, на сайте, я озвучил уже давным-давно. Но есть и другие фрески, есть иконы. Ничего секретного. Недавно, например, Борис Салахов, директор галереи современного искусства в Екатеринбурге, подарил мне фотку доставшейся ему новой иконы Псоглавца.
Уважаемая Ангелина.
Вы напишите об этом моему продюсеру Юлии Зайцевой, её координаты здесь на сайте. Она подскажет вам, что сделать.
Алексею Иванову, автору «Сердца Пармы».
От верх-тагильского вогула самоисследователя,
скрывающийся под псевдонимом — Митко Вахруш.
Не смог лично задать вам несколько интересующих меня вопросов, так как разминулся с вами в жизненной реальности — в Нижнетагильском Краеведческом Музее, во время ваших съёмок фильма об Урале (у каждого был свой). А жаль... Ряд старожил тагильских вымерло, а резьбы сколь языческой сожжено и порушено за пару последних десятилетий. Хотя остались ещё единичные вогульские (перестроенные) юртёнки 300 летней давности. Остались, пусть и фрагментарно, древние архетипы просечной резьбы, коя связана генетически с пермской культовой бронзой (раннесредневековая просечная резьба по бронзе) и недавно еще бытующими бронзовыми шаманскими подвесками манси; вплетены в неё и самые архаичные сказы Бажова... Впрочем, кому нужны «чудилы с Нижнего Тагила» или «чудаки верхтагильские» — тагильские крещённые вогулы самого юга бывшего Пелымского княжества бывших Балакиных юрт... А ведь скоро, в 2014 году, грядёт 300-летие принятия их, архимандритом Сильвестром, в лоно русской православной церкви, тогда как пермяки ужо ажно як шесть веков крещены… Ну да ладно, про то во век не расскажешь…
Вот ряд вопросов озадачивших меня: Из каких источников у вас взяты названия «утерянных» топонимов, значения слов, местечковая легенда и следующие факты??? Нет ли здесь игры воображения автора или подгонки документальных сведений под ваш роман?
I
Пунг-выгыр-вор-толунт-нёр^ или Вор-толунт-ур – «гора головы красного медведя»
* Гора у поворота Сылвы. На ней останец, как медвежья голова и пещера.
______________________________________________________________________ _____________
^букв. – «(подобно) голове охряного, в бору обитающего, гора»
Люссуй-нёр (гора) – «плачущая гора»
* Гора за Вор-толнут-ур, в сторону Ибыра, с небольшим водопадом.
Ханг-ла-вит – Чусовая
Туя-вит – Сылва
II
вангкрип мувлахи таганэтал – «крючья из обтёсанных стволов», мансийские осадные лестницы
лилли хеллехолас – душа умершего
пети-ур – ледяной вогульский ад
састум (лат.? манс.?) – главная площадь городища, культовое место с идолами (родовым деревом)
сорум патум хотпа махум – «мёртвые народы», так манси зовут древние курганы
тэли эри алунгкве – зимний закон; обычай когда невыкупленные военнопленные сами казнят
друг друга, а последнего казнит победитель
янгкынг ма кивыр курссип – ледяная пещера для хранения мяса
III
Куль-Отыр – украл солнце и спрятал его в расселине горы Холат-чахль.
IV
XII век Вогулы отобрали у пермяков Чусовую и Яйву, в низовья которой они вытеснили коми, ниже вишерского устья на правый берег Камы; захватили верхнюю Вишеру вплоть до Акчима. После того оживлённый путь по Вишере и Вёлсу обезлюдел... А в верховьях притока Вёлса речки Посьмак стоял хартумский идол означающий место волока...
Уважаемый Митко Вахруш.
«Игры воображения» нет, кое-где есть реконструкция. Воображение не имеет границ, реконструкция делается с соблюдением определённых строгих правил. Что вы имеете в виду под «подгонкой документальных сведений под роман»? Я сфальсифицировал какие-то документы XV века, чтобы выдать свой роман-фэнтези за исторический?
I
«Гора головы красного медведя» - это скала Лобач на Сылве. Возле скалы городище сылвенской археологической культуры VIII-IХ веков. Скала Лобач красноватого цвета, на ней есть грот и каменный останец в виде медвежьей головы. Название я составил из мансийских слов по образцу мансийских названий подобных гор и скал на Сосьве (например, «Гора головы утонувшего лосёнка»).
«Плачущая гора» - береговой откос Сылвы с водопадом Плакун.
«Ханглавит» - по мансийски «быстрая вода», аналог названия Чусовой (Чусвы) на языке коми. Это слово я использовал и в «Золоте бунта».
«Туявит» - по мансийски «талая вода», аналог названия Сылвы на языке коми.
II
«Мувлахи» - «крючья из обтёсанных стволов», штурмовые лестницы из еловых стволов. На фотках или изображениях святилищ или домов манси иногда можно увидеть подобные лесенки, но высотой они около метра. Я их «увеличил» до «фортификационной необходимости». Название составлено из мансийских слов по принципу, который описан выше.
«Лилли хеллехолас» - душа умершего («холас», «холат» - мертвец, например, Холат-сяхл – «Гора мертвецов»). Это элемент мансийского язычества, упоминаемый многими этнографами и историками.
Пети-Ур – ледяной ад – я придумал.
Састум – площадь, по мансийски «састум кан».
«Мёртвые народы» - название для могильного кургана – я придумал. Имеется же в виду Неволинский могильник VI-VIII веков на реке Ирень. Могильник был огромен и дал большое количество находок из золота и серебра, торевтики.
«Зимний закон» я придумал. Наверняка воинственным манси приходилось решать проблему пленников, которых зимой нечем кормить.
Ледяная пещера – это Кунгурская ледяная пещера, старый вход и далее гроты в «экскурсионном» порядке (сейчас старый вход перегорожен решёткой или закрыт железной дверью). Крестьяне села Филипповское хранили в пещере мясо ещё в начале ХХ века; почему бы местным жителям не делать этого и в XV веке?
III
Куль – злой дух. «Отыра» я придумал «для атмосферы». Холат-чахль (Холат-сяхл) – Гора мертвецов. «Сяхл» и «чахль» - равноправные русские версии мансийского слова. Здесь я взял «чахль», потому что напоминает «чахнуть» и звучит страшнее. Мифический сюжет о краже солнца демоном Кулем я придумал, но такой сюжет присутствует во многих мифологиях.
IV
Этнические процессы ХII века – тема сложная, у учёных ещё нет общего мнения. Видимо, произошла война, в результате которой финны (коми) были вытеснены уграми (манси) на территорию нынешнего проживания коми. Многие археологические памятники в ХII веке внезапно меняют керамику с финской на угорскую, а неволинская археологическая культура обрывается какой-то катастрофой (торопливые погребения неволинцев сделаны прямо на территории разрушенного городища). Я предположил, что была война, воспоминания о которой ещё сохранялись в памяти людей XV века.
В верховьях Посьмака существовал некий Хартумский волок. Что означает слово «Хартум», я не знаю. Я предположил, что волок обозначен идолом – соответственно Хартумским идолом.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Спасибо Вам огромное за ваши книги, за ваш великолепный слог. Вы для меня стали поистине литературным открытием последнего времени. Хотелось бы узнать, планируются ли у вас литературные встречи с читателями в Москве?
С уважением к Вам и Вашему литературному дару, Элеонора.
Уважаемая Элеонора.
Возможно, в марте у меня будут встречи в Москве. Об этом я поставлю объявление здесь, на сайте, в разделе «Новости».
Уважаемый Александр.
Эти таблички были установлены для Всесоюзного планового лодочного маршрута № 157-79-01 (он же 58А), который проходил от Коуровской турбазы до турбазы в селе Верхняя Ослянка. Не знаю, в каком году был учрёждён этот маршрут (для него ещё сделали промеры расстояний и путеводитель со схемами), но думаю, что в конце 1970-х годов. В 1980 году я сам уже видел эти таблички.
здравствуйте алексей у меня к вам есть просьба. начну из далека.мне было около 10лет часто оставались с сестрой одни дома.однажды по пермскому телевидению включили документальный фильм только как то странно без названия там про картинки на камне.посмотрела да и забыла.прошло время.три года назад оканчивала техникум попросила у работника библиотеки книжки по краеведению хотелось узнать побольше о писаном камне он мне дал только это была другая книжка о другом камне я разочаровалась поэтому названия не посмотрела.спросите какая связь между фильмом и книгой прямая это было одно и тоже.помогите найти книгу пожалуйста книжка о говорливом камне.о рисунках на нем все думают что говорливый камень получил название от тог что у него красивое эхо но это не так.я сама видела картинки благодаря тому что книжку просмотрела.спасибо
Уважаемая Ольга.
Увы, ничем не могу вам помочь. Я не знаю, какой фильм о Говорливом камне вы смотрели и какую книгу разыскиваете.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Спасибо за ГЦ.
На портале 66.ру прочитал несколько новелл из новой книги. 1.В новелле "Быт как бой" нет ясности кто в итоге остался в квартирах? Или не в этом суть? 2.Ёбург выйдет в формате альбома (Х.Р.) или книги? 3. Знакомы ли Вы с С. Гринкевичем из села Кын, (он нам экскурсию проводил). Помогал ли он Вам с материалами по Кын-заводу? Спасибо.
Уважаемый Андрей.
Отвечаю.
1. На мой взгляд, там всё ясно. В квартирах остались «афганцы». Если бы их выгнали, я бы сказал об этом. Кроме того, в книге будет и вторая новелла про «афганцев» - про убийства лидеров и переформатирование движения.
2. «Ёбург» выйдет в формате, близком к обычной книге. Он будет проиллюстрирован чёрно-белыми архивными фото в тексте. Это не фотокнига вроде «Хребта», «Бунта» или «Цивилизации».
3. С С.Гринкевичем я знаком. Вроде бы, он давал мне какие-то материалы, впрочем, по Кыну и Кын-заводу у меня самого материалов немерено, только я их не разбирал, потому что эта тема для меня сейчас не профильная.
Скажите, Алексей Викторович, сцена с Машей в ночном лесу имела место быть в книжной реальности или это были такие галлюцинации подвыпившего Служкина? Если первый вариант верен, почему он позднее говорит, что ни разу не целовал ее в губы?
Отдельное Вам спасибо за диалоги "отцов" - они замечательно яркие, реалистичные, с цепляющимися словечками вроде "бивня". И второе отдельное спасибо за кота, под которого суют тетрадь, как под пресс-папье, который раздувается огромным шаром и шипит на пылесос и которого пихают костылем в живот от нечего делать.
Уважаемая Лена.
Спасибо.
Нет, это были не видения. А про поцелуи в губы – упс. Я забыл про сцену в затопленном лесу. Ляп.