Здравствуйте, Алексей Викторович. Наткнулся в интернете на массу прекрасных фильмов режиссера М.Заплатина. Пермской студии телевидения. Это ж надо было столько экспедиций снарядить. А что теперь, кому это все нужно? Вот добрый человек вылил в интернет, узнали некоторые, а так... Не знаете, что сейчас с этой студией, кто "поднял знамя" документального кино о природе Урала в Перми? Наверняка у М.Заплатина ученики какие-то есть. Было бы неплохо возродить показ документального кино на федеральных каналах, "Культуре" например. Это я так, мысли вслух. Спасибо.
Уважаемый Андрей. Михаил Заплатин, конечно, великий человек и режиссёр. Сам факт того, что его фильмы об Урале озвучивал, к примеру, Смоктуновский, говорит о масштабе Заплатина. Конечно, его художественный язык сейчас уже старомоден, хотя и не потерял благородства. Про учеников Заплатина я ничего не могу сказать. Когда Заплатин умер, его библиотека после долгих скитаний по чужим кладовкам в 1995 году оказалась у меня - она никому не была нужна. Следует думать, что учеников не было. Не возьмусь рубить с плеча, но мне кажется, что в нынешнем пермском документальном кино эпос землепроходца Заплатина замещён мелкотравчатыми городскими очерками, понтовой заказухой или доморощенными сумасшествиями.
Уважаемый Алексей Викторович! Вас пригласило правительство Свердловской области поучаствовать в разработке программы развития туризма области. Какую концепцию Вы им предложили? Можете поделиться впечатлениями от сотрудничества и его итогами? На сайте областного Минкульта я никаких упоминаний об этой программе не нашел.
Уважаемый Алексей. Мне бы не хотелось, чтобы моё сотрудничество с Минкультом Свердловской области и администрацией УрФО (это два разных направления сотрудничества) выглядело в духе Гельмана: явился Иванов, навязал свою точку зрения и вырубил бюджет под свои затеи. Поэтому пока я присутствую в свердловских проектах как консультант - поскольку Свердловскую область и её контент знаю не хуже Пермского края. Кое-какие свои проекты свердловский минкульт скорректировал под мои идеи, но от этого проекты не стали моими личными, не поменяли названий и, разумеется, не передали свои бюджеты в моё ведение. Поэтому моего имени и нет в документах. Хотя в целом, к примеру, вся программа культурного развития УрФО была названа "Хребет России" - достаточно внятная отсылка ко мне и моей идее (если угодно - концепции) "Железного Пояса". Буду ли я делать с екатеринбуржцами свои личные, авторские проекты, я решу позже, - это зависит от моей нынешней занятости: как скоро я справлюсь с тем, что уже делаю. И меньше всего я хотел бы повторять в Екатеринбурге, который люблю и уважаю, пермский триумф Гельмана.
А книгу я нашёл! Называется "Тайна реки злых духов". Автор - Владимир Корчагин, канд. геол-мин. наук. Как мы с братом и думали, Саша оказался пропавшим сыном старого геолога, а искали они уран - люди умирали от лучевой болезни. А как вы относитесь к творчеству вашего земляка, Льва Давыдычева ("Приключения Ивана Семёнова, второклассника и второгодника")?
Уважаемый Антон. К творчеству Льва Давыдычева я отношусь с огромным уважением. "Иван Семёнов" - безусловная классика. Но у меня любимая вещь - "Руки вверх!". Для советского времени это был полный "вынос мозга". Как можно было такое написать и напечатать? Вот просто по формальным признакам, я уж не говорю о юморе. Это в чистом виде постмодернизм про советские романы о шпионах и школе. Пелевин с "Омоном Ра" безнадёжно устарел бы на момент написания "Омона", если бы читающая Россия вспомнила "Врага № 1". Будь я литературоведом, я бы сопоставил "Врага" с "Судьбой барабанщика" Гайдара: при всём уважении к Гайдару, соцреализм должен был лечь и накрыться крышкой гроба. Я до сих пор ржунимагу, когда вспоминаю, как обер-фобер...шнапс-фюрер фон Гадке бежал от чести заспиртования заживо на самолёте-ракете "Антихрист-1" и взорвался к чертям собачьим. В общем, Давыдычев - несостоявшаяся революция отечественной литературы. Прямая связующая от футуристов к постмодернистам. А "не свезло" Льву Ивановичу, потому что жил в Перми, а не в Москве.
Уважаемый Алексей Викторович! Вот уже несколько лет собираюсь задать этот вопрос, да всё время не решаюсь. В нашей домашней библиотеке есть книга без начала и конца - первые 38 страниц, а также страницы, следующие за 292-й оторвали предыдущие владельцы. Судя по заметкам на полях, сделанных синим карандашом, книга им не понравилась. Поскольку автор и название нам не известно, могу только кратко пересказать сюжет. Действие происходит в середине 50-х годов двадцатого века бассейне реки Ваи, судя по описанию, местность похожа на Северный Урал. Раньше там жили племена поклоняющиеся идолам с глазами, сделанными из александрита, но потом аборигенов поразила какая-то таинственная болезнь, и они покинули эти места. Герои книги - два геолога и трое старшеклассников (брат одного из геологов и двое его одноклассников - Наташа и Саша). Саша - сирота, отца никогда не видел, мать умерла в блокаду, воспитала приемная мать. Единственная память об отце - малахитовый глобус с секретом (если нажать на кнопку "Ленинград", то глобус раскрывается - внутри находится портрет матери). У начальника же экспедиции в блокаду погибли жена и сын. Причем когда Саша показывает ему глобус, Саше кажется, что собеседник его раньше видел. (Возможно, что Саша является его сыном Юрой, который может быть и не погиб). Знакома ли вам это книга? Может быть её автор тоже родом из Перми или жил на Урале?
Уважаемый Антон. Увы, такую книгу я не читал и даже ничего не слыхал о ней.
Здравствуйте Адексей Викторович! Месяца полтора назад я видел по одному спутниковому каналу фильм "зазеркалье империи", к сожалению только 2 и 3 серию. Там речь идет о Перми великой, ядерном озере, заброшенном поселке Чусовской. Ну есть эпизоды, которые пересекаются с Вашим "Хребтом России". Видели ли вы этот фильм? И не могли бы прокомментировать?
Уважаемый Евгений. Да, этот фильм я смотрел, его подарили мне авторы - энтузиасты из Ижевска. Добротный познавательный фильм об удивительных местах - о Печорском волоке, и о забытых страницах истории. Авторы просто молодцы. Ну почему же, блин, у нас не находят никакой поддержки те, кто честно делает уникальное и сложное дело, нужное всем?
Уважаемый Михаил. Книга о пугачёвщине будет не в формате "Золота бунта", а в формате "Хребта России", то есть не роман, а фотокнига. Выйдет она через год, не раньше. И пока что надо хотя бы в этом деле выйти на финишную прямую, а уж потом можно планировать другие дела.
Уважаемый Олег. Это позор пермской власти. У города были все шансы для жизни, но его задушило чиновничество. Где правят чиновники, там коррупция, бесправие, бесперспективность, разруха и скука. Кто активнее, тот уезжает.
Уважаемый Константин. Ваши похвалы фильму "Царь" я переадресую Павлу Семёновичу Лунгину, режиссёру. То, что сделал я, и то, что я хотел увидеть, - в книжке "Летоисчисление от Иоанна", а не в фильме.
Уважаемый Алексей. Всё, что было сказано, было сказано в эфире. Никакого разговора "за кадром" не было.
Спасибо.
Доброго времени суток, Алексей Викторович! С огромным интересом посмотрел цикл "Хребет России", и у нашего спелео-клуба появился вопрос. Дело в том, что мы в конце этого лета собираемся устроить велопоход по Южному Уралу и прошла обрывочная информация, что по реке Инзер, недалеко от Аткинского водопада стоял некий металлургический завод, и там были рудники. Местные хранят по этому поводу загадочное молчание. У вас нет подобной информации?
Уважаемый Николай. На реке Инзер в 1885-1901 годах существовал металлургический завод. Это был один из 15 заводов "нового типа" (то есть, на паровых машинах, без прудов), построенных с 1883 по 1917 год, в основном, иностранными концессионерами. Завидую вашей предстоящей поездке по этим чудесным местам...
Уважаемый Пётр. Уверяю вас, что "Сердце пармы" и "Блуду и МУДО" написал один и тот же человек - я.
Уважаемый Александр. Увы, я не знаю.
Здравствуйте Алексей Викторович! Интересно узнать пересекались ли вы где-нибудь когда-нибудь с работами Вячеслава Глазычева и с ним самим. Я недавно о нем узнала, он был гостем "Школы злословия". Кажется он тоже работает в направлении identy. вот, например, его публичная лекция http://www.polit.ru/lectures/2004/09/21/glaz.html
Уважаемая Ласточка. Я знаю, кто такой Вячеслав Глазычев, но лично с ним не знаком, а работ его, увы, не читал.
Уважаемый Алексей Викторович! Высылаю Вам весьма интересный материал про село-крепость Бараяк в Челябинской области и событиях в этом селе в связи с Пугачевским бунтом: http://www.kasly.su/Almanach_03_15.htm Может быть, для из этих материалов ничего нового нет, но если что-то покажется Вам любопытнам и полезным для книги о Пугачеве - будем очень рады. А вопрос такой: будет ли показан ход Пугачевского бунта в Зауралье (Челябинская - Курганская область), среди "государственных" и "белопоместных" крестьян, которые там преобладали? С уважением
Уважаемый Денис. Спасибо. Этот материал мне известен. Атамана Чира я просто упоминаю, потому что он взял Каменский завод, и в Каменске тоже есть Чиров лог, а Самсона Максимова совсем не упоминаю: не влезает. Максимов в конце зимы 1774 года соединился с Белобородовым, отступающим от Старой Утки, и в районе Багаряка произошло два сражения Белобородова с Гагриным и командами из Екатеринбурга. Но этого я тоже не упоминаю. Из зауральских атаманов я пишу о Грязнове, Туманове, Пестереве и Новгородове. Вот про пещеру Пугачёва у Багаряка я не знал. Надо будет найти её. Хочется найти и пещеру в Верхнем Уфалее, по которой, по легенде, Пугачёв прошёл от Уфалея до Екатеринбурга. Зауралью в пугачёвщину я придаю большое значение. Помимо того, что взятие Челябы - самая большая победа бунта, я пишу ещё о Магнитогорске, Верхнеуральске, Орске, Кургане, Тобольске, Ирбите, Екатеринбурге, Троицке, Коелге, Чебаркуле, Шадринске, о Николаевской и Наследницкой крепостях (заложенных Перовским, который принимал в Оренбурге Пушкина), о Кундравинской, Иковской, Теченской, Пышминской и Пуховой слободах, о Каменском, Каслинском, Златоустовском, Саткинском, Сысертском, Полевском, Северском и Кыштымских заводах, о Тургояке с кладом в Инышко, о Зюраткуле с Пугачёвской Копанью, о Банном озере со змеем Аджархой, о Миассовом озере с Убиенным островом. Материал интереснейший. Чего стоит, к примеру, осады и штурмы каменного Далматовского монастыря! Ведь, скажем, надвратная церковь, стоящая сейчас, построена на месте Святых ворот, расстрелянных пугачёвцами из пушек, в память о защитниках монастыря, которые за ночь насыпали там баррикаду и отбивались врукопашную. Таких событий - множество. "Сибирской" частью пугачёвщины традиционно пренебрегают, а она имеет удивительные черты, не зря же губернатор Чичерин, пусть и несправедливо, писал генералу Деколонгу: "Всему причиною пьяные наши попы". Кстати, хочется реабилитировать и Деколонга, который пожертвовал Челябой ради Екатеринбурга и был историей обвинён в трусости, хотя наголову разгромил Пугачёва под Троицком: одних только телег на поле боя бежавшие повстанцы оставили 5 тысяч.