Огромное спасибо Вам, Алексей, за Ваше творчество. Из современных авторов мало таких, кто, как и Вы, радует таким же ярким и живым словом. Мой вопрос стандартен, но, думаю, Ваш ответ будет интересен многим, даже если Вы уже не раз озвучивали его. Кого из современных авторов Вы читаете и кого рекомендовали к прочтению своим читателям?
Уважаемый Алексей. Я не смогу поразить вас оригинальностью или некими неизвестными миру писателями-сокровищами. Я считаю, что достойны чтения как раз те писатели, кто и так "в топах". Их много. У них много разных произведений. Что-то мне нравится больше, что-то меньше, что-то вообще не нравится, а что-то я не читал. Поэтому мой список тождественен традиционному: Быков, Пелевин, Улицкая, Прилепин, Толстая, Петрушевская, Рубина, Рубанов, Проханов, Юзефович, Шишкин, Славникова, Маканин и т.д.
Здравствуйте Алексей Викторович. Не первый год занимаемся развитием туризма на оконечности Уральских гор (в Оренбуржье), имеются свои легенды, достопримечательности, проекты. Наша мисссия - это открытие миру новых интересных и загадочных мест у нас на Урале. Урал - это бренд, который мы должны развивать вместе без чиновничей волокиты и бесконечных перестраховок. Хотелось бы получит совет, как нам сделать свое родное Оренбужье медийным? Хотелось бы очень плотно сотрудничать с Вами по этому вопросу. А проектов очень много - осталось показать это все людям. Если Вам интересно, более подробно опишу и расскажу все, что знаю, а чего не знаю, так найду. Пожалуйста ответьте - Ваша поддержка (даже моральная) очень важна.
Уважаемый Иван. Считайте, у вас есть моя моральная поддержка. От вашего Оренбуржья я просто обалдел. Золото маров - это шлимановское чудо. Кувандыкский мелкосопочник, Губерлинские горы, красноцветные обрывы или шароголовые останцы Соль-Илецка - просто Марс. Ириклинское водохранилище - Нил. Общий Сырт - фантастика. Орская яшма горы Полковник или солёное озеро Развал - достопримечательности мирового уровня. Подземные рудники Каргалы - копи царя Соломона. У вас дивный край. У вас гигантский потенциал. Я уже не говорю про историю - от сарматов до Тоцкого взрыва. Вряд ли я как-то смогу участвовать в ваших проектах иначе, кроме как моральной поддержкой: просто нет времени. Но могу посоветовать. Если желаете медийной известности, надо идти в медиа с аудиторией - то есть, на федеральные телеканалы. Но они вам денег не дадут и сами бесплатно к вам не поедут, ведь все мы за пределами МКАДа - унылая тьмутаракань. Поэтому на медийные проекты нужны местные деньги. Власть наверняка не поможет вам их искать. Только сами. Если одолеете этот эверест, то у вас есть шанс. Если не одолеете, то останетесь в статусе регионального самоутешения. Увы. Я это знаю по себе. И помочь могу только словом, но не делом.
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич. Увы, я не знаю, где купить эту книгу. Сам я получил авторские экземпляры в издательстве, но там тираж закончился. Может быть, спросить в администрации Лысьвы?
Здравствуйте, Алексей! Прочитала интервью с Вами, в т.ч. и на сайте, немного удивилась тому, что Вы не были за границей (хотя чему удивляться - сама такая, 1 раз любопытства ради, в Китай можно не считать). Но если бы Вам предоставили возможность выбирать, да ещё и оплатили бы расходы - куда бы Вы, не задумываясь, отправились бы? (чур, я в Исландию! Это страна моей мечты). Заранее спасибо.
Уважаемая Светлана. Думаю, мне сейчас по карману любое путешествием на Земле (кроме Марианской впадины). Да и без своего кармана я регулярно получаю предложения нахаляву съездить куда-либо - от Шанхая до Лондона. Но мне некогда. И не очень интересно. Если бы я сидел без дела, то я бы скатался либо в Перу, либо в Меланезию посмотреть Нан-Мадол. Может, в Бирму, если там действительно сохранились заброшенные города.
Здравствуйте. Хе-хе... Интересно. Узнала о том, что вы существуете (тексты ваши) после пребывания на спектакле "История мамонта". Поняла, что вы были на спектакле и интересуюсь: вам он понравился? Попали ли в точку с парнем, исполнившим роль Слушкина? Если отвечаете сами... Здоровья! Счастья!
Уважаемая Tanya. Я не был на спектакле. Хотя читал пьесу, читал в и-нете отзывы на спектакль и видел фотки. Судя по всему, актёр Сиротин, игравший Служкина, мне бы очень понравился. И спектакль бы тоже очень понравился.
Уважаемый Григорий. Я слушаю музыку своей молодости - тот же свердловский рок, инструментальный рок вроде Жан-Мишеля Жарра, очень люблю Алексея Рыбникова. Но я слишком плохо разбираюсь в музыке, чтобы иметь амбиции писать что-либо о свердловском рок-клубе.
Уважаемая Татьяна. Спасибо. Но как же мне ответить? Откуда? Я не манси, и не живу в ХМАО... Из книг. Сейчас этого материала стало куда больше - я же сотрудничаю с телекомпанией "Югра". Только не спрашивайте, что я там делаю, пока говорить об этом не стоит.
Уважаемая Валентина. Ваш вопрос простой, потому ответить на него очень сложно. В начале 90-х годов я заинтересовался историей княжества Пермь Великая, и в его лице вдруг обрёл на Урале былинную Русь, которая, как мне казалось, никогда не существовала в реальности. Вот после этого от Северного Урала я уже и не смог сбежать. А Пермь Великая подвернулась просто в случайной книге.
Доброго времени, Алексей Викторович. Есть ли какая-то информация о том, когда в продаже появится "Хребет России" на DVD? Многие, кого я знаю и кто не смог посмотреть сериал по ТВ, хотели бы его приобрести. И еще вопрос. В одном из ответов Вы сказали, что являетесь православным. А что означает, по Вашему мнению, быть православным (верующим? воцерковленным?). В своих романах, таких как "Сердце Пармы" и "Золото Бунта", Вы порой показываете служителей церкви в не самом приглядном виде, обуреваемыми страстями, снедаемыми жадностью, гордыней и т.п. Значит ли это, что Вера и Церковь для Вас не одно и тоже? И вообще, необходима ли в свободном обществе какая-то религия в принципе?
Уважаемый Григорий. Дисков с фильмом пока не будет: "Июлю" просто некогда этим заниматься, сейчас слишком много работы. Сделаем попозже. На мой взгляд, понятия "православный", "верующий" и "воцерковлённый" близкие, но не тождественные. Православный - юридическая принадлежность к конфессии. Верующий - самоопределение человека по отношению к идее бога. Воцерковлённый - исполняющий церковные обряды. Также Вера и Церковь не тождественны друг другу. Вера - состояние души, церковь - общественный институт. Отождествляя веру и церковь, вы повторяете ошибку фильма "Царь", где отождествлены вера и гуманизм, святость и идеальность, церковь и религия. Божий дух, как известно, дышит, где хочет, в том числе и в тех людях, которые - на взгляд человека, а не бога, - вовсе не достойны этого. Священник - не образец морали и нравственности, а канал для божьей благодати. Разумеется, что священник должен быть хорошим человеком, но если он всё же грешен, это его личная беда, а не прекращение действия благодати через него. Ну, как водопроводная труба: она может быть новенькой и блестящей, а может быть ржавой и залатанной, однако вода всё равно течёт. Разговор о личности священника - это не разговор о праведности веры. Если священник считает, что он собою олицетворяет господа, это - грех гордыни. Надо честно признаваться в реальном состоянии вещей и стремиться его улучшать. А идеализировать - значит, подгонять под идеал; в христианстве же один идеал - бог; то есть, идеализация священников ведёт к их обожествлению, а это уже очень большое кощунство. Я не знаю, нужна ли в обществе религия. Мне кажется, что нужна - как форма удержания каких-то этических и мировоззренческих взглядов. Без религии они перестанут быть общедоступными.
Здравствуйте, Алексей. С удовольствием читаю Ваши краеведческие вещи, но тем не менее, хочу поправить Вас. Я не реликт борьбы с космополитизмом, но в "Реке теснин" и "Меседже" роль А. Гумбольдта в обнаружении первых уральских алмазов преувеличена. Говорю со знанием дела. Я геолог, занимался алмазами, составил "Библиографию по алмазоносности Урала", где собрано более 3000 источников, многие аннотированы. Привожу цитату из Введения к библиографии: "Первый алмаз России был найден в 1829 г. на Адольфовской золотоносной россыпи, расположенной на р. Полуденке, левом притоке р. Койвы, у пос. Крестовоздвиженские промысла (в настоящее время пос. Промысла, Горнозаводского района Пермского края), где производилась разработка золотоносных россыпей (первое краткое сообщение об этом появилось в № 135 Journal de St.-Petersbourg 9 ноября 1829 г.). Находка не была случайной и явилась результатом целенаправленных действий русских геологов. В 1819 г., когда среди россыпей золота Верх-Исетских приисков на Урале была открыта платина, русские геологи обратили внимание на сходство составов тяжелой фракции уральских россыпей и россыпей Бразилии. Появилась надежда на обнаружение российских алмазов. Еще в 1824 г. начальник Гороблагодатских заводов Н. Мамышев давал распоряжения о поисках алмазов в золотоплатиновых россыпях. Бывший проездом на Гороблагодатских заводах и ознакомившийся с этими идеями, профессор М. фон Энгельгардт в письме ректору Дерптского университета Эверсу привел как собственные соображения уральских геологов о возможности обнаружения алмазов на Урале. Письмо было опубликовано в 1826 г. в Journal de St.-Petersbourg (1826, № 118). Ответ на эту публикацию с довольно резкими комментариями Н. Мамышева был напечатан в Горном Журнале ( Извлечение из письма... , ГЖ, 1826, ч. IV, кн. XI). Летом 1829 г. граф Полье, супруг владелицы Бисерского завода, в дачах которого располагалась Адольфовская россыпь Крестовоздвиженских промыслов, дал распоряжение промывать вторично грубые шлихи (эфеля), остающиеся после промывки золотоносных песков. В результате 5 июля четырнадцатилетним Павлом Поповым был найден первый алмаз России. Через два дня другим подростком, Иваном Соколовым, был найден второй алмаз, затем третий. Их определение произведено управляющим прииском Г. Шмидтом, минералогом по образованию. Первый найденный кристалл весил 105 мг, два других 132 и 253 мг. Всего в течение 1829 г. было обнаружено 4 кристалла. В следующем году было найдено 26 алмазов суммарным весом 2 998,13 мг (14,63 кар.) . К 1858 году был найден 131 алмаз общим весом 60 карат". Карат в то время был неметрическим и не равнялся 200 мг. Кстати, если Вас заинтересовала "Библиография по алмазоносности Урала", можно посмотреть ее в интернете (так и наберите: Библиография и ...). Туда выложили без моего ведома вторую редакцию, но я не в обиде. Тем более, что третья редакция сдана мной электронном виде в естественный и краеведческий залы Горьковки. Если они ее оформили (хотели распечатать и переплести), то должны представить на обозрение. Всего доброго. Великое дело делаете - поголовье Иванов, не помнящих родства, сокращаете. Спасибо Вам. Ваш читатель. Т.Харитонов.
Уважаемый господин Харитонов. Вы совершенно правы: в книжке "Вниз по реке теснин" и в "Message" история обнаружения алмазов - усечённая. Я уже обнаружил это, и в "Хребте России", особенно - в "Дороге единорога" и в очерке для хрестоматии "Литература Урала" (Екатеринбург, "Магеллан", 2008) акценты расставлены правильно, назван Мамышев. "Message" требует переиздания, там множество ошибок, неточностей и "неполностей". Информацию о них я собираю в том числе и по отзывам читателей. Но переиздание возможно лишь в регионе, а региону это безразлично. У меня есть соображения по поводу причин приоритета Гумбольдта. Это вопрос глубже, чем кажется. И совсем не на тему геологии. В позиционировании Урала существуют два тренда. Один - тренд Мамина-Сибиряка, и он заключается в утверждении, что Урал отличается от России бытом, а не культурой. Другой - тренд Бажова, и он заключается в утверждении, что Урал отличается от Россией культурой, а не бытом. Почти всегда побеждает тренд Мамина-Сибиряка. Он был выгоден в советское время, когда марксизм был эдаким вариантом глобализма и, тем самым, уничтожал региональную идентичность. В этом тренде работали и Е.Фёдоров, и В.Шишков, и Я.Лапшин (кинорежиссёр). В этом же тренде и приоритет Гумбольдта. Если Гумбольдт в мире наоткрывал всего разного дофига, то, значит, и на Урале он открыл алмазы, провёл границу Европы и Азии, нашёл вулкан на Таганае и проч. Я лично сам работаю и считаю правильным тренд Бажова - что Урал отличается от России в первую очередь культурой. Моя идея об "уральской матрице" - это параметры региональной идентичности относительно России. В этом тренде находится место и "горнозаводской державе", и промышленному искусству, и уральским мастерам, и многому другому. В этом же тренде алмазы предсказывает Мамышев, границу Европы и Азии проводит Татищев, а вулкан оказывается горой Круглица. Проблема выбора тренда (Гумбольдт или Мамышев?) не в "перетягивании одеяла на себя", а в фактологической адекватности. Если Мамышев, профессионал именно в этом деле и начальник Гороблагодатского округа, сказал об алмазах первым, но негромко, а Гумбольдт - громко, но вторым, то сколько бы ни долдонили про "Урал - родину слонов", честь - Мамышеву.
Доброго времени, Алексей Викторович. Жаль что пока не будет официального DVD. Согласен по поводу нетождественности церкви и веры. На счёт религии, есть, как кажется, одно "но". Там, где религия, не обойдётся и без церкви, т.е. без института церковной власти, которой потребуется все больше и больше (примеры известны). Не кажется ли Вам, что в этом случае те самые этические и мировоззренческие установки, о которых Вы пишите, станут отнюдь не общедоступными, а очень даже приватизированными или вовсе могут поменяться на противоположные.
Уважаемый Григорий. Полностью разделяю ваши опасения. И более того: считаю, что разрастание РПЦ и эскалация исламского фундаментализма - две крайности одного процесса клерикализации светской жизни. К вере, что в Христа, что в Аллаха, эта борьба за влияние и собственность не имеет отношения. Любая церковь, на мой взгляд, должна иметь то, что сама заработала или что получила в частном порядке или по "общественному договору", а не то, что вырвала силой или выкружила у безответственной власти.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Я счастливый человек - моя малая родина становится все более известной, много жителей из селений северного Урала, а сейчас проживающих в центре России, приезжают специально на фестивали "Сердце Пармы", вот и нынче планируют приехать на фестиваль. Скажите, кто примет участие в фестивале? Можно ли подать заявку на участие? Работают ли группы по принятию идей? Хотим стать активными участниками. С уважением, Валентина.
Уважаемая Валентина. Наверное, я вас разочарую. В прошлом году из состава организаторов фестиваля вышла Юлия Зайцева, одна из его основателей, и я. Дело в том, что Илья Вилькевич, который проводил фестиваль вместе с командой своих единомышленников и под патронажем чиновницы Министерства культуры, не скрывал от меня своих планов по распилу и откатам бюджетных денег, выделенных на фестиваль, а мне не хотелось, чтобы это воровство происходило под прикрытием моего имени. Такая же мотивировка была и у Юлии Зайцевой. Но наш выход не помешал проведению фестиваля. Все остались довольны: и его участники, и воры. Как сложится ситуация в этом году и кто будет пилить деньги теперь, я не знаю. Нынче все вопросы по фестивалю - не ко мне.
Здравствуйте, уважаемый Алексей. Я с огромным удовольствием, даже с упоением прочла некоторые ваши книги. Жаль, что пока не все. Но особое впечатление на меня произвел роман "Сердце Пармы". Относительно его я и хочу задать вопрос. В этом произведении, как и в "Золоте бунта", есть слова, фразы на мансийском (вогульском) языке. А также описания их обычаев, обрядов, истории. Например, князь Асыка, тамга, ламия - все это невероятно интересно, но, главное - откуда все это? Думаю, Вы много изучали мансийскую историю, этнографию для написания "Сердца Пармы"? Скажите, а изучали ли Вы мансийский фольклор? Есть ли в этом романе что-то взятое из фольклора манси? Если да, то что именно? Нет ли у Вас специальной статьи о нем? Что вам пришлось изучить? Дело в том, что я по национальности манси, и меня очень интересуют современные исследователи, собиратели нашего фольклора. А также люди всерьез интересующиеся им. Надеюсь на Ваш ответ.
Уважаемая Юлия. Спасибо. Правда, ответить вам обстоятельно я, наверное, не смогу. Ведь роман я дописал 10 лет назад, и писал его 5 лет, итого - всё началось раньше 1995 года. То есть, очень давно. Тогда я занимался не собственно манси, а финно-уграми Урала в целом. Литературы об этом в целом и о манси в частности - много, а в последнее время стало ещё больше. Если вы спросите конкретно, то я смогу ответить, а вот так, вообще, - слишком обширно. Только для перечня источников, которыми я пользовался, мне придётся называть сотню текстов. Спрашивайте точнее. Князь Асыка - из истории (первоисточник - Вымско-Вычегодская летопись), тамга - из этнографии (в любом подробном издании обязательно говорится о тамгах), ламию я придумал.
Уважаемый Михаил. Спасибо за предложение, но я предпочитаю сам придумывать сюжеты.
Здравствуйте, Алексей! Т.е. как я поняла из вашего ответа, второго шанса людям вы не даете(касательно Александр - "собака и газон")? По поводу подлых времен в которые романы не пишутся. А какой период в истории России вы считаете "неподлым"? Просто хотелось знать ваше мнение по этому поводу. Какой период Вы считаете "золото-серебрянным веком"?
Здравствуйте, Ольга. Александр достаточно долго писал мне на сайт в эдаком фамильярно-хамском тоне, и терпение моё кончилось далеко не на "втором шансе" Александра. Мне надоело обсуждать эту тему. Я удалял неприятные мне письма не для того, чтобы говорить о них вдесятеро больше. "Подлое" и "неподлое" время - понятия субъективные. Я писал о своих ощущениях. И Россия - разная, не следует её унифицировать. Самым блистательным временем - по моему личному интересу - мне кажется вторая половина 18 века на Урале.