Здравствуйте, Алексей! Спасибо огромное за ваше творчество. Самым лучшим подарком для меня на День рождения была ваша книга. У меня вопрос такой. Знакомы ли вы с творчеством Сергея Трофимовича Алексеева? Я практически в одно время с "Золотом бунта" читала его книги "Сокровища Валькирии", там действия в одной из книг тоже происходят на Урале. У Алексеева есть своя особая идея о судьбе русских, свое представление о предназначении Урала, Алтая, Русского Севера. Просто интересно было бы узнать ваше мнение об этом. Спасибо.
Уважаемая Юля. Меня часто спрашивают о Сергее Алексееве. Я совсем не разделяю его идей, но с наслаждением прочитал все шесть книг "Сокровищ Валькирии". Это великолепная литература, супер-качественная и увлекательнейшая, которая убеждает с первых страниц. На мой взгляд, вместо мелких ВИПов и разных актуальных клоунов Перми давно следовало бы пригласить Сергея Алексеева.
Уважаемая Валентина. Э-э... Я как-то не понял, что всё уже очень запущено. Сегодня с утра мне звонили из портала "59.ru" с подобным вопросом, я даже растерялся... Вообще-то, по данным СМИ, на прошлой неделе я утонул в Чусовой, какая Башкирия?.. Пермская культурная лихорадка уже дошла до бреда. Я всего лишь хотел заняться башкирской темой - в рамках самой Башкирии или в рамках книги о Пугачёве. И вовсе не собирался шнуровать валенки и бежать за билетом. Кстати, северная часть Исторического Башкортостана - Осинская даруга - это территория Пермского края. Из того, что пермская власть плюёт на мои проекты, не следует, что я отсюдова сваливаю. Власть плюёт давно, я привык и вполне успешно сотрудничаю и с Югрой, и с екатеринбургским сообществом в рамках "Железного Пояса", и с московскими телекомпаниями, например, RWS, и с питерской "Азбукой". Проживание в Перми мне не мешает. А поменять 30 пермских богов на балетные тапочки - это, на мой взгляд, высший цинизм. Почему эти тапочки не везут в Лувр, ведь меняли же Джоконду на четырёх пермских богов в 1974 году? Я считаю, что если у пермского культурного сообщества есть достоинство, на этой выставке посетителями будут только г-да Мильграм и Беляева. По принципу "кто первый, того и тапочки". Понимаю утопичность своей точки зрения. 30 лет соликамские музейщики бились за то, чтобы в край был возвращён складень Ивана Грозного. Победили. Но времена побед прошли. Однако я никуда не уезжаю.
Здравствуйте, Алексей! В анонсах к фильму "Хребет России" прочёл о постройке первого российского парохода в Пожве. А затем оказался на сайте www.pozhva.ru, где узнал, что якобы Ефим и Мирон Черепановы строили в Пожве первый русский паровоз. Обращаюсь к Вам, как к специалисту по истории Пермского края: имеются ли какие-либо документальные подтверждения пребывания Черепановых в Пожве? Так же хотелось бы поподробнее узнать о пожвинских пароходах.
Уважаемый Дмитрий. Пароходы в Пожве были построены в 1819 и 1821 годах под руководством инженера Соболевского, а свой первый паровоз Черепановы построили в Тагиле в 1834 году. Кроме того, Пожва принадлежала Всеволожским, а Тагил - Демидовым. Нет никакой уверенности, что Черепановы что-то строили в Пожве. Но возможно, что они здесь бывали. Потому что, во-первых, в Пожве строили паровозы для Царскосельской железной дороги, а во-вторых, по легенде, и Черепановы на тагильских прудах построили пароход. В целом же, эта история очень длинная и разнообразная, одна только тяжба Карла Берда с Всеволожскими чего только стоит. И пароход, как ни странно, растяжимое понятие - были ведь и суда с паровой машиной и "завозней", и кабестаны. А Черепановы много строили на других заводах. В общем, здесь, на сайте, всего этого не рассказать. Увы.
Добрый день, Алексей. В своё время вы активно занимались туризмом и сплавами в частности. Уверен, что вы можете написать лучший путеводитель по Чусовой и другим уральским рекам с историческими фактами и т.д. Сейчас очень много школьных групп ходит на сплавы. Такой путеводитель поможет наглядно рассказывать подросткам историю нашего края. P.S. Мы вместе с вами школьниками ходили на Кавказ когда-то очень давно. Вы отличный писатель!
Сергей, спасибо. Думаю, что я помню тебя. Это когда ходили ты - Сергей П., Слава Ф., Света П., да? Джалпакол, Гандарай-Клыч - оно? Не знаю, как про другие реки, но по Чусовой я уже написал путеводитель и книгу, они изданы. Правда, сейчас я ими уже не доволен, но тем не менее. Да, я мог бы переделать, исправить, дополнить, но... Такую работу я не хочу делать без заказа. Ну, надоело, я уже и так проявил немеряно энтузиазма. А заказа нет. Никому не надо.
Уважаемый Сергей. Правда, но отчасти. Объяснять - долго. Об этом не раз и не два спрашивали и в этом разделе сайта, и в интервью: я растолковывал.
Уважаемый Сергей. И вам спасибо - как зрителю и как читателю. Вопрос с выпуском фильма на дисках мы будем решать после премьеры. Тогда же планируем начать переговоры о прокате фильма на региональных каналах. Дальше всё будет зависеть от наших будущих партнёров.
Здравствуйте, Алексей! Смотрю "Хребет России". Нравится. Вот только идея показывать в неделю по серии кажется неудачной. Я, например, четвертую серию посмотреть не смогу. буду в командировке, а хочется. Нашел в интернете информацию, что третью серию раньше ТВ показал ресторан "Цвет ночи". Для меня выход, я - москвич. Планируется ли такой же показ четвертой серии? Не сочтите за рекламу, напишите, в каком клубе.
Уважаемый Сергей. Показ раз в неделю обусловлен очень простым соображением: региональным каналам нужен "бонус", чтобы показать "Хребет" поскорее. Таким "бонусом" может стать возможность показать фильм подряд, а не как на Первом - "в час по чайной ложке". До премьеры на Первом мы (т.е. продюсерский центр "Июль", владелец фильма) не можем показывать фильм нигде. Показ в клубе - вопиющее нарушение нашего авторского права и полная "подстава" по отношению к каналу. Фильм стоит больше 2 млн долларов, и мы не намерены рисковать столь дорогостоящим продуктом. Но нас никто не спросил и даже не поставил в известность. Постфактум нам пояснили, что вообще-то клуб на такие премьеры заключает соглашение с владельцем прав, приглашает авторов и продюсеров, но в данном случае - "у вас не тот вариант". В качество успокоительного нам предложили 200 долларов. Я уже давно не ощущал себя лакеем, которого баре оставили в людской, пока сами откушают в хорошей компании. Как я понимаю, это отношение столичных аристократов и весьма порядочных людей к лоху из провинции. Отвратительно. Так что любой показ до премьеры на Первом - незаконен. Все вывешивания в интернете - тоже пиратство. После премьеры мы выпустим диски.
Уважаемый Алексей Викторович! Я прочитал все Ваши статьи об Уральской Матрице здесь на этом сайте. Прочитал все рецензии на фильм и книгу Хребет России . Могу сделать вывод, что ни у кого из этих рецензентов нет ясного понимания, что такое Уральская Матрица. У меня тоже, поэтому я и задаю Вам вопросы. То, что вы называете Матрица, это, по сути, особая ментальность, особый характер социума конкретного региона, это свои понятия о жизни, которые исторически сформировались на основе географических и климатических особенностей региона. Матрица это также некое высшее понятие из культового фильма Матрица , которое доминирует над сознанием людей. Вы, как писатель, используете слово Матрица в качестве художественного образа той ментальности Урала, который там исторически сложился. Матрица после распада СССР продолжает деградировать и в итоге уникальность ментальности социума вашего региона имеет опасность исчезновения. Я правильно понял?
Уважаемый Владимир. Совершенно верно. На понимание рецензентов я и не рассчитывал - у них нет цели понять, а в вашем понимании не сомневался.
Уважаемый Александр. Разумеется, Шигирский идол - важнейший артефакт. Но в фильм не вошёл не только один, а и многое-многое другое, не менее значимое. Например - паровоз Черепановых. Увы. Фильм слишком короткий, чтобы рассказать обо всём.
Здравствуйте, Алексей! По совету работников Чердынского музея прочитал две Ваши книги "Сердце Пармы", потом "Золото бунта". Первую читал "запоем", как в юности "Мастер и Маргарита", после долго не мог прийдти в себя - "достало" сильно. Недавно узнал, что Вы создали (совместно с администрацией Лысьвы) книгу "Дорога единорога", с трудом достал - наверное это "книга в подарок". Проект "Хребет России" мне очень понравился - Вы очень ярко, качественно и увлекательно показали Урал. В истории России, в том числе и Пермской, был очень интересный и важный период - земское самоуправление (1870 - 1917 гг.). Я это знаю по себе - я собираю (коллекционирую) материалы по истории уездной земской почты Пермской губернии, это было революционное (с хорошей стороны) время. Очень хотелось бы увидеть Вашу, именно Вашу книгу о том времени на нашей Пермской земле. Алексей, все что Вы делаете, важно и интересно многим, особенно землякам, но лучше всего у Вас получаются художественные исторические произведения - Вы обязательно должны писать их. С уважением Юрий.
Уважаемый Юрий. Спасибо. История земства мне тоже интересна, но не настолько, чтобы заниматься ею самостоятельно. Подожду обобщающих трудов историков.
Уважаемый Александр. Чувашский мыс - русифицированное название этого места, которое называется Почеваш. К чувашам, разумеется, этот мыс отношения не имеет, но так уж повелось.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Я смотрю "Хребет России", не пропуская ни одной серии, безумно нравится. Очень хотелось бы узнать про книгу, которая показана в фильме. Красочная, с яркими картинками. Скажите, это компьютерная графика или реальная книга? Если это действительно не компьютерная графика, то назовите пожалуйста название этой книги и автора. Заранее большое спасибо.
Уважаемая Елизавета. Это - рисунки, сделанные художником специально для фильма. Такой книги не существует.
Уважаемый Алексей Викторович! Была сегодня на Вашей встрече с читателями в Пушкинской библиотеке. Отвечая на один из вопросов, Вы отметили, что в фильм не вошло очень много того, что хотелось бы показать, тем более, что отснятые материалы есть. Вопрос: насколько оправдано такое большое количество цитат из художественных фильмов? При бюджете фильма "больше 2 млн долларов" не логичнее ли было позволить себе сделать несколько реконструкций? Спасибо за ответ.
Уважаемая Наталья. Много отснятого материала - это много материала про те объекты, которые показаны. Не про другие. Возможно, киноцитирование и впрямь излишне. Но мы приглашали на работу студию, которая считается лучшей в России. Если профессионалы решили сделать так, а не иначе, я предпочитаю согласиться, потому что это - профессионалы. Но сам, как и вы, могу придерживаться иного мнения.
Уважаемая Наталья. Увы, пока не знаю. В ближайшее время не планируется.
Уважаемый Алексей Викторович! Третья серия фильма Хребет России великолепна! Пока это лучшая серия из 4-х. Много видов реальной местности. Показана красота тех мест. У меня есть вопрос. Вы написали здесь, что Матрица неизменна. Вот ваши слова Она сформирована ландшафтом, климатом, природными ресурсами, полиэтничностью и мультикультурностью, способом хозяйственного освоения. Все эти вещи - не изменить. Однако, за 200-300 лет горнозаводского производства на Урале были даже целые горы выработаны до основания сейчас вместо некоторых гор ямы, как это показано в фильме Хребет Урала . Значит природные ресурсы и ландшафт изменились. Климат тоже меняется (в том числе и от производственной деятельности людей). Способ хозяйственного освоения меняется, как следствие развития науки и техники. Полиэтничность тоже меняется в количественном соотношении. Местная система ценностей нового поколения уральцев изменилась (как и во всей России) очень значительно за время после распада СССР. Вы написали, что на Урале система ценностей выстроена так, что главной ценностью является труд, а не свобода . Это у современной молодежи главной ценностью является труд? Очень спорное утверждение. Желающих работать на заводах все меньше и меньше. Матрица меняется, как и все в этом мире. Пожалуйста, объясните, в чем я не прав с вашей точки зрения?
Уважаемый Владимир. Не соглашусь с вами. Ландшафт не изменился, хоть некоторые горы и превратились в ямы. В сравнении с гигантскими пространствами эти перемены - ничто. Не изменился и климат. Разве у нас пальмы выросли, или всё под ледником? Прежним остаётся и способ хозяйственного освоения - заводами, рудниками (промышленными технологиями), и не важно, что производства стали более совершенными: по смыслу не всё ли равно, чем копать землю - лопатой или экскаватором? Всё равно же "копать землю". А полиэтничность формирует мультикультурность, и безразлично, сколько в компоте вишенок, а сколько персиков - это всё равно компот. Матрица - не набор экономических показателей, а набор смыслов, стратегий. А вот что труд - не главная ценность, в этом вы отчасти правы. Как ценность, труд деградирует. Соответственно, деградирует и Матрица. Поэтому её нынешняя мощь несопоставима с её мощью в прежних ситуациях, поэтому и скептики говорят, что никакой Матрицы нет. Однако под трудом я понимаю не работу на заводе, а ДЕЛО. Ни Ермак, ни Симеон Верхотурский, ни Данила-мастер, ни Бажов не работали на заводах. Но всю свою жизнь подчинили своему ДЕЛУ. Ценность своего дела всё-таки не отрицается, хотя эта ценность и не популярна - потому что не востребована жизнью в силу экономического дисбаланса государства. Однако хранителями идентичности остаются люди, для которых дело - главная ценность. Когда идентичность Урала начнут представлять люди других ценностей - например, ценностей денег (Абрамович), ценностей тусовки (Собчак), ценностей знания (Перельман), ценностей власти (Путин) и т.д. - тогда, значит, Матрица умерла. Пока что идентичность Урала представляют те, кто занимается Уралом - скажем, основатели завода-музея Пороги, зоны-музея "Пермь-36", музейной золотой шахты в Берёзовском, и т.д. Молодёжь формирует ценности во многом благодаря СМИ. Если в СМИ нет этих персон, то они и не влияют на формирование системы ценностей. Ждать, пока люди повзрослеют и научатся понимать жизнь самостоятельно - рискованно для разных матриц, не только уральской, хотя, видимо, неизбежно. А матрицы - неизменны. Меняются только формы их составляющих. Например, закон всемирного тяготения неизменен. Только раньше его ощущали, прыгая с башни, а теперь - падая с самолёта. То, что самолёт не похож на башню, не означает, что изменился закон всемирного тяготения.