Здравствуйте, Вячеслав.
Я знаю об этой книге Стивена Кинга, но не читал её - как-то руки не дошли.
Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо за ваше творчество, я большая и давняя его поклонница. Мы как-то с подругой говорили о ваших книгах, и она сказала, что все они настолько разные, что не верится, что их написал один человек. После этого я задумалась, и мне показалось, что я нашла связь. И мне очень интересно, согласитесь ли вы с моей гипотезой. А кажется, мне, что связующая идея - по крайней мере, в "Общаге", "Географе", "Сердце Пармы", но и дальше, вплоть, до "Тобола" и "Бронепароходов" - это тема ответственности за души других людей. Она очень по-разному звучит, но для меня яво прослеживается. Вот хотела узнать - это мои выдумки или есть все же у вас такая единая тема? Спасибо большое заранее за ваш ответ и за ваши прекрасные книги.
Уважаемая Елена.
В общем-то, вы правы.
Для меня всегда очень важна идея спасения. Она может выводить куда угодно - хоть на евангельскую тему, хоть на постапокалипсис. И все мои герои - не борцы, а спасатели. Бывает, они спасают себя, как Осташа в "Золоте бунта". Бывает - народ (страну, порядок жизни, землю, истину), как князь Михаил в "Сердце пармы". Бывает - ближнего, как Немец в "Ненастье". Спасение ближних - это и есть та ответственность за души других людей, о которой вы пишете. Ближних спасают Моржов из "Блуды", Иван Диодорович из "Бронепароходов" или Валерка из "Пищеблока".
Но есть одно "но".
Всё время окучивать одну и ту же идею - это свойство ВПЗР ("Великих Писателей Земли Русской"). И я не окучиваю идею спасения. Романы посвящены другим идеям. Но спасение как высший мотив главного героя у меня остаётся всегда.
Здравствуйте.После прочтения ваших "Комьюнити" и "Псоглавцев" меня очень заинтересовала профессия "дэнжеролог".
Очень хотелось бы узнать у Вас, существует ли эта профессия сейчас эта профессия и можно ли стать дэнжерологом?Или можно пойти на культуролога и так же изучать паронормальные свойства объектов искусства?
Здравствуйте, Николай.
Вы серьёзно? Мне кажется, вполне очевидно, что эту профессию автор романов (то есть я) выдумал.
Некоторые издания "Псоглавцев" и "Комьюнити" имеют в качестве пролога статью из Википедии, посвящённую дэнжерологии; статью я тоже сочинил.
В вузах не изучают паранормальные свойства артефактов культуры.
Здравствуйте.
С этой книгой я не знаком.
Всем привет! Алексей, моё почтение. Смотрел сейчас интервью с Вами несколько-летней давности - услышал фразу что сайт Иванова - лучший писательский сайт в данный момент. Стало интересно, зашёл посмотреть, а новости тут за 2020 год, интервью за 2018.... как же так...непорядок.... или момент остался в прошлом? :(
Здравствуйте, Артём.
Увы, да. Я забросил все обновления. Выставлять всякие рецензии и свои интервью мне стало неинтересно, а новости анонсируются через соцсети Юлии Зайцевой. Так что сайт работает только в режиме "вопрос-ответ", и всё.
Уважаемый Ярослав.
Да, потребует.
А лично мне работа доставляет удовольствие. Зачем я буду уступать его "неграм", соавторам или нейросети?
PS. Вы действительно Ярослав, а не Владимир?
Уважаемый Алексей Викторович! Возможно, что причина отсутствия интеллектуальной элиты в стране станет более наглядной, если обратиться к Германии 1939 года? По-моему, там её не было. Если народ какой-то страны уподобляется немецкому народу того исторического периода времени и выбирает себе лидера, у которого единственным способом организации смыслов является тупая сила и ложь, то интеллектуальная элита невозможна. Не так ли?
Уважаемый Ярослав.
В целом вы правы, но у нас всё-таки ещё не так безнадёжно и мрачно, как в Германии 1939 года.
Уважаемый Алексей Викторович, добрый вечер.
Кого бы Вы отнесли к современной российской интеллектуальной элите? Две важных особенности интеллектуальной элиты - это 1) влияние и 2) идеи.
Кто сейчас на всех более менее образованных людей в стране влияет, влияет на наши представления, на наш язык, чьи идеи являются чем-то новым, мощным и прогрессивным, способными объединить лучшие умственные силы?
Я четко вижу интеллектуальную элиту в России начала XX века, в Советские годы 1960-х - реальная такая элита это лучшие представители военной и околовоенной науки: Келдыш, Королев, Капица и тд.
Кого сейчас можно отнести к такой элите? Не Екатерину же Шульман, она просто толковый политолог, но у нее нет своих прогрессивных идей, которые будоражат миллионы людей и самое главное - у нее нет никакого влияния. Ни писателей ни режиссеров ни журналистов я таких тоже не вижу. Много талантливых, но нет влиятельных.
Уважаемый Никита.
Я соглашусь с вами. Никого.
Причин - две.
Во-первых, раскол общества на две основные страты: так сказать, патриотов и либералов. Объяснение этому - внутренняя политика.
Во-вторых, в каждой страте всё равно нет общих лидеров, есть лидеры "комьюнити". Объяснение этому - способ коммуникации. Поскольку нет нормальных СМИ и общественных дискуссий, коммуникация остаётся только одна - соцсети. Но способ коммуникации определяет её характер. Соцсети отвергают институт авторитета (об этом я писал много раз), следовательно, лидеры "комьюнити" как лидеры неполноценны: скорее, они являются "точками сборки" нарратива, говорения, а не производителями идей и смыслов.
Есть, конечно, и третья причина. Нации никакие смыслы не нужны, нации и без них хорошо (точнее, плохо). Более-менее мыслящая и дискутирующая страта профанна и по отношению к компетенциям настроена агрессивно (по причине отрицания института авторитета), то есть ей, страте, и без чужих компетенций всё понятно. В итоге единственным способом организации смыслов или движений является тупая сила.
Уважаемый Алексей Викторович, добрый день.
Вот Вы назвали сериал "Слова пацана" выдающимся произведением. Мне, напротив, показалось, успех этого сериала и выбор подобной темы - это все та же архаизация России, которую мы сейчас видим везде. Теперь в нее ударились еще и совсем молодые люди, что вдвойне пугающе. Раньше молодежь пугала родителей и стариков тем, что они совершенно другие и не похожи на них, но теперь - удивительное дело - пугают, наоборот, похожестью и архаизацией.
Российская культура вытолкнула подобные сериалы на экран в самом начале нулевых, даже конце 90-х. Причем, на мой взгляд те сериалы - о бандах 80-х и 90-х (и подростковых и взрослых) - были гораздо сильнее. Сейчас мы живем совершенно в другой эпохе, которая ставит другие задачи, а мы возвращаемся к страшно отсталым темам. Причем, запрос у людей на выбор исторического периода - опять полная безвкусица и архаизация. У нас либо 90-е либо Сталин, такой только запрос на свою историю.
И более того, я уже два раза на улице (недавно - прям пару дней назад) видел влияние этого сериала. Два парня стояли фоткались у белого старого Мерседеса, стилизованного под то время, ругались матом, употребляли выражения из этого сериала, проявляли агрессию к прохожим. И таких случаев немало уже, даже отснятых очевидцами. То есть это же дичайшая архаизация, я не видел такой модели поведения подростков больше 20 лет на наших улицах, и вот теперь - благодаря этому сериалу - увидел вновь.
Я понимаю, что сериалы о криминале всегда будут в моде, но раз новая эпоха - должна быть другая техника нарратива и новые идеи, в чем тут они? Да и просто, с художественной точки зрения, это из рук вон плохо сделано.
Уважаемый Никита.
Согласен с вами в вопросе архаизации. Но разве наша действительность - не архаизация? Мы - лучшие в мире, кругом враги, народ и партия едины, всё для фронта и т.п. - это разве не архаизация общественного дискурса?
В социальном смысле этот сериал говорит о двух вещах. Первая: мальчишки из сериала выросли и теперь управляют страной - по тем же законам. Вторая: дворовые правила не тождественны криминальным (как Вова Адидас не тождественен Кащею). Дворовые правила строятся на силе, криминальные - на авторитете. В 90-ые мы жили по дворовым правилам, а не по криминальным (я об этом много раз говорил применительно к "Ненастью"); мальчишки из "Слова пацана" олицетворяют будущее страны, хоть в 90-ые, хоть сейчас.
Смысл "Слова пацана" вполне классический, а нарратив (способ рассказывания) - вполне модерновый. Но материал и не требует обострённой художественной манифестации, это не "Криминальное чтиво".
По поводу "новых идей". Новое - не всегда "умное", "правильное" или "нужное". Вспоминается разговор Джеймса Бонда (в исполнении Крейга) с Кью, когда Бонд говорит: "Молодость - не гарантия свежих решений". В случае "Слова пацана" интерпретация классической этики важнее, чем упражнения в продвинутости. Этика вообще с трудом поддаётся художественной модернизации, да, в общем-то, в ней и не нуждается. И вполне правомерно сравнить "Слово пацана" с "Бригадой" (очень люблю "Бригаду"): будет видно, что "Слово" на порядок выше в правдивости изображения. Это уже шаг вперёд - вот вам и новизна.
"Из рук вон плохо" - ярлык. Понимаю, что "выдающееся произведение" - тоже ярлык, но это вы дискутируете с моим предыдущим постом, так что хотелось бы услышать ваши аргументы с примерами, а не вкусовщину.
А подражание героям сериала (даже глупое) говорит о художественных достоинствах сериала, о его способности произвести впечатление.
Уважаемый Илья.
Это очень большой разговор. К тому же выводы мои - интуитивные, их сложно не только доказать, но даже сформулировать. Попробую пояснить на примере.
Применительно к фильму "Тобол" я рассказывал, как сейчас пишется сценарий по роману. Скажем, сцена Бородинской битвы из "Войны и мира". Сценарист рассуждает: а почему князь Андрей был ранен так нелепо? Давайте перенесём в Бородинскую битву историю со знаменем, которое князь Андрей поднял в бою под Аустерлицем, - лучше ведь будет. Потом сценарист думает: а почему Пьер Безухов просто околачивался на батарее и ничего не делал? Давайте превратим его в артиллериста, он будет стрелять из пушки по врагу! Лучше ведь будет. Потом сценарист думает: а как это мы потеряли Наташу Ростову? Давайте Наташа будет медсестрой, она вытащит из боя раненого князя Андрея, а Пьер прикроет их огнём из пушки. И "Бородинская" сцена получится куда динамичнее. Лучше. Вот так и переписывают сюжеты романов.
Почему это происходит? Потому что современный человек впитывает идеологию компьютерных игр и воспринимает героя как набор опций. Поднять знамя, выстрелить из пушки, вытащить с поля боя - это опции. Реализация опций и есть стратегия. Но она не имеет отношения к эмоциям или образам.
Проанализируйте с этой позиции, например, сериал "Слово пацана" (я считаю его выдающимся произведением). Но решения, который принимают герои сериала, - это опции. По-настоящему убедителен в сериале только Марат, а у всех остальных героев есть некий провал в логике поведения. Почему Андрей вдруг превратился в такого рьяного сторонника "пацанства" - он же домашний мальчик, интеллигентный, порядочный и справедливый? Почему Вова Адидас не отменил закон травли изнасилованных девчонок - он же добрый человек, честный, и он пошёл наперекор уличному закону, когда прогнал криминального куратора Кащея? И так далее. Потому что сценарий строится на опциях, а не на образах.
О причинах такой "смены парадигмы" надо говорить отдельно.
Логика поведения, основанного на образах и эмоциях, строится по принципу "я должен поступить вот так" (например, поднять знамя). А логика поведения, основанного на опциях и стратегиях, строится по принципу "почему бы мне не поступить вот эдак?" (например, убить ростовщицу). У Достоевского герои поступают "вот эдак". И романы Достоевского - анализ этических стратегий.
Метод Достоевского очень близок тем, кто не видит разницы между драматургией и компьютерной игрой. А разве общество сейчас видит эту разницу? То, что происходит в нашей стране, - это же игра властей и нации с опциями, а не детерминизм исторического развития.
Здравствуйте, Владимир.
Да, я познакомился с Дмитрием лично лет двадцать назад, но общение у нас не продолжилось.
Я высоко оцениваю творчество Дмитрия. Он настоящий писатель и создатель миров. У него очень ладный, раскованный и обаятельный язык. Цикл "Осенний лис" - выдающееся явление в отечественном фэнтези. "Блюз чёрной собаки" - знаковое произведение. Очень и очень жалею, что я не прочитал его, когда формировал серию "Пермь как текст": в этом романе (среди прочего) Дмитрий очень точно отразил мифологемы региональной идентичности.
Благодарю за развернутые ответы по "Бронепароходам"! Дозвольте напоследок еще один - про единственный 100%-но отрицательный женский персонаж в романе. Про Лялю Рейснер. Зря пишут, что у вас женские персонажи получаются неубедительными). Отрицательные - точно убедительные, потому что в течение всего чтения я придумывала ей всевозможные кары, и была разочарована от того, что никакого наказания на ее голову так и не свалилось). Однако при всех замечательных свойствах (избалованная, распутная, самодовольная бесталанная пустышка, жестокая, плюс еще мелкая воровка) неожиданно противоречием всплывает ее храбрость. В ситуациях, где гибель весьма вероятна, она не падает духом и не истерит. Напротив, принимает порой толковые спасительные решения. Выходит, ее раздутое самомнение не столь уж неоправданно? Понимаю, что условные наклонения писатели не любят, однако вопрос: если бы Горецкий не спас ее, и "валькирию Революции" белые повели бы на расстрел, как бы вы увидели ее поведение? Она гордо встретила бы пулю, читая в своем воображении будущие взволнованные строки, которые напишут об этом расстреле потомки, или заплакала бы, упала на колени, стала бы умолять о пощаде? Бывают ли храбрые самодовольные пустышки?
И все-таки о наказании. Вы отпустили ее вместе с супругом в вечность; дальнейшая их судьба читателям неизвестна. Как вы полагаете, дожила бы она до Большого Террора, пережила бы его? Ходила бы в старости по школам с рассказами о том, как "делала Революцию", или попала бы под очередное "дело троцкистов" в 30-е? Или вовсе не пережила бы Гражданскую войну?
Уважаемая Ирина.
Храбрость может быть присуща любым людям: пустые, злые, глупые, эгоистичные и порочные тоже могут быть отчаянными храбрецами. Примеров - тьма. Темперамент не зависит от ума и морали.
Ляля - не дура, почему бы ей не принимать толковые решения?
Раздутое самомнение Ляли потому и жизнеспособно, что базируется на объективных причинах: Ляля красивая, умная, храбрая. Просто некоторые свои качества - например, ум и талант - она переоценивает, а отношение к себе истолковывает неверно. Скажем, матросы подчиняются ей как жене Раскольникова, а она считает, что матросы покорены её умом и храбростью. Поэты искали общения с ней как с красивой девушкой, а она полагала, что поэты восхищены её талантом. Обычный самообман.
Думаю, что на расстреле Ляля вела бы себя как на сцене. "На миру и смерть красна".
Лялю и некоторых других (Раскольникова, Вишневского) я "отпустил в вечность" потому что они исчезли из истории флотилии - зимой 1918-1919 года были переведены в новые места. Роман ведь написан по реальным событиям. "Арка" Ляли (выражаясь языком сценаристов) завершена тем, что Ляля отпустила Мамедова. Раскольников и Вишневский - персонажи функциональные, они в "арках" не нуждаются.
На Гражданской войне, за исключением "казанского эпизода", Ляля ничем особенно не рисковала: она была женой командира флотилии и любимицей главнокомандующего; что ей могло угрожать, кроме, так сказать, рока? А Большой Террор, думаю, Ляля не пережила бы, как не пережили его оба мужа Ларисы Рейснер и её сводный брат.
PS. На мой взгляд, Лялю хорошо объясняет ситуация, которую я в романе не описал (всё не влезет). На "Межени", "царском пароходе", осенью 1918 года Ляля плыла не только с мужем, но ещё с мамой и сыном маминой подруги (подруга была женой видного революционера Григория Зиновьева). Мальчику Стёпе было 11 лет. "Гости" Ляли нашли на пароходе комплект матросской одежды цесаревича Алексея (расстрелянного летом 1918-го), и Стёпу Зиновьева одевали в эту одежду. Впечатляет, как вела себя эта советская элита: мелочно, очень буржуазно и аморально. Понятно, в какой среде воспитывалась Ляля. Но аморальность не мешала людям испытывать очень глубокие и сильные чувства. Например, мать Ларисы Рейснер после смерти дочери покончила самоубийством.
Уважаемый Алексей Викторович! Если бы братья Стругацкие жили сейчас, то Минюст объявил бы их иностранными агентами? Достаточно одной цитаты из "Гадких лебедей": "Скажи, а ты как – сначала напишешь, а потом уже вставляешь национальное самосознание? – Нет, – сказал Виктор. – Сначала я проникаюсь национальным самосознанием до глубины души: читаю речи господина президента, зубрю наизусть богатырские саги, посещаю патриотические собрания. Потом, когда меня начинает рвать – не тошнить, а уже рвать, – я принимаюсь за дело… "
Уважаемый Ярослав.
Конечно.
Добрый день! Дозвольте пару вопросов про "Бронепароходы"). Наряду с человеческими катастрофами в романе бросается в глаза еще одна - экологическая... На запруженных пароходами Волге и Каме мазут и нефть сливают в воду штатно и внештатно. Очистных нет как класса. В таких условиях ухудшение качества воды неминуемо. Но в тексте как будто ничего страшного не происходит: вода, за исключением непосредственно зоны сбросов - чиста и прозрачна, никаких тебе радужных пятен в акватории и мазутной пленки на прибрежной растительности, рестораны Казани изобилуют рыбой, а в Перми герои носят в ведрах воду из затона для питья (!)... Вероятно, вы не стали акцентировать внимание на этой проблематике, потому что и другой было предостаточно, а на самом деле с экоблагополучием там было очень и очень плохо? (На фоне всего этого восхищение Прогрессом, которое проходит красной нитью через весь роман, невольно вызывает тревожное чувство)
И еще вопрос про прекрасного и противоречивого персонажа Мамедова. Если я правильно поняла, свои злодеяния на службе у Нобелей он творил ради искусства (не похоже, чтобы он много на этом заработал). Он трепещет перед талантами инженеров, фанатично служит Прогрессу и убивает все, что, как ему кажется, торжеству Прогресса (в лице Нобелей) мешает. Однако же Дизеля он тоже убил, что гордо подтверждает Алеше. Выходит, Дизель - какой-то неправильный инженер, и его талантом Мамедов не восхищался?) Либо в начале/середине своей карьеры он был просто служебным псом, исполнявшим все поручения хозяина, не раздумывая, а думать начал, лишь когда разочаровался в хозяевах?
Уважаемая Наталья.
Про экологию вопрос очень интересный. Да, про экологию тогда не думали. И слив отходов с пароходов - ещё небольшое зло. При транспортировке нефти наливом баржи текли, теряя 10-15 % груза, это была норма. А нефть составляла половину всех грузов, которые везли по Волге. И при этом воду для питья брали зачастую в реке, и продолжали вылов осетровых. Например, в 1921 году в Тетюшах выловили белугу длиной больше пяти метров и весом почти в тонну (в Сети много фото этой рыбы с рыбаками; в Тетюшах ей сейчас поставили памятник). Как так получалось - не знаю. Для самого загадка.
Про убийство Рудольфа Дизеля - это ирония, понятная и Алёшке, и Мамедову. Нобели активно сотрудничали с Дизелем и не имели к нему никаких претензий. И вряд ли вообще Дизеля убили. Скорее, это был несчастный случай или самоубийство. Точно так же Нобели не имели никакого отношения к таинственной гибели инженера, который разработал новый буровой инструмент. Этого инженера убили не из-за Нобелей.
Огромное спасибо за "Бронепароходы"! Я получила такое же наслаждение, как некогда от "Трех мушкетеров" (который, вроде бы, считается лучшим приключенческим романом всех времен)). Даже, наверное, большее, потому что уровень проработки характеров у вас, конечно, глубже. Ну и близкие нам исторические реалии, конечно, интереснее. Великолепна кульминация: она держит в напряжении так долго, что сердце уже устает бешено биться, а дыхание - затаиваться). Ан приходится! И еще маленькая приятная неожиданность: хотя на книге стоит пометка 18+, мата там раз в десять меньше, чем в "Ненастье", "Географе", "Общаге" и других ваших книгах на современном материале. Хотя вроде бы революционная фактура способствовала как раз его изобилию... Возник лишь небольшой вопрос. Красные у вас показаны, за небольшим исключением, исчадиями ада, белые - также за небольшим - благородными людьми. Возникает вопрос, почему ад победил. Впрочем, вы сами на него отвечаете, если я правильно поняла: чем беспринципнее зло, тем оно сильнее. Да, но как это стало возможным технически? Красные командиры, если я верно поняла, персонифицируются у вас в типах вроде Мясникова, Грицая и Бубнова - злобных чудовищах, а в случае Мясникова - еще и трусах/подонках. Как эти люди, умеющие только грабить и убивать, смогли спланировать успешные военные операции? (Можно предположить, конечно, что убивали одни, а планировали другие, но у вас и Мясников, будучи комиссаром на флотилии, изредка что-то успешно организует). И еще эти сцены красного террора. Они, конечно, режут сердце пополам, но... Ощущение, что перевес красным в сценах захвата пароходов дает лишь монополия на наганы/маузеры, с помощью которых они, как стадо овец, загоняют в стойло и заставляют работать на себя превосходящую их количественно судовую команду. Но ведь времена были отнюдь не вегетарианские, к насилию наш народ привык с начала 1917-го года. Да и оружие было у многих. Почему команда не могла просто перебить захватчиков во сне, и сбежать на пароходе? Почему так легко сдавались, допускали убийство товарищей и сами становились убийцами по приказу комиссаров и военморов? Если сочтете вопросы глупыми - простите, и не отвечайте). Еще раз огромное спасибо! Давно так не тосковала, закрывая книгу. Герои ушли в вечность, а я - осталась). Даже "Тобол" не так тоскливо было закрывать).
Уважаемая Ирина.
Спасибо.
(Могу заметить, что в "Географе" нет ни одного матерного слова. Можете проверить по поиску.)
Вопрос ваш очень сложный. Точнее, вопросов сразу несколько.
Про "исчадия ада". Вообще-то три четверти событий романа - не вымысел, а исторические факты. Троцкий действительно устраивал децимации. Белые действительно не прикоснулись к золоту, считая его общенациональным достоянием. Старк действительно спасал беженцев и попал под суд. И так далее. Мясников - реальный персонаж. У Грицая был прототип - матрос Бабкин, которого сама советская власть присудила к расстрелу за мародёрство и насилие на реке Вятке, но не расстреляла, потому что слишком выросла популярность матросов после спасения "баржи смерти".
Про планирование. А что там особенного кто-то планировал? Отправить пароход с военной командой на подавление крестьянского мятежа в прибрежной деревне - это какая-то военная хитрость, для которой надо учиться в академии? К тому же в Красной армии воевали кадровые командиры царской армии, офицеры (например, Берзин). Обратите внимание на штаб флотилии Раскольникова: это выпускники высших военно-морских учебных заведений России (реальные люди).
Про бунты на пароходах: почему их не было? Потому что у команд изымали оружие. И с бунтовщиками разговор был короткий - расстрел. В конце концов, желающие бороться ушли в Белую армию, остались лишь те, кто был настроен мирно, у кого в заложниках были семьи. К тому же команда парохода была меньше по численности, чем военный отряд, который помещался на пароходе с баржей (безоружная команда "Лёвшино" - 18 человек, а у Бабкина - полсотни матросов с пулемётами). А почему обычные люди сами становились убийцами по приказу комиссаров или терпели убийство товарищей? А наше время вам не даёт ответа?