Здравствуйте Алексей. Возможно мой вопрос покажется странным. Как может настолько совпадать происходящее в лагере Ракета в 1й смене 2003г. с сюжетом романа "Пищеблок". Конечно в сериале события происходят более красочно, забавно и художественно. Неужели это настолько распространенная история или за основу был взяты кем-то пересказанные вам события? Смотрю сериал, даже себя там вижу. Пожалуйста, не считайте мой вопрос провокационным, я не журналист а обычный человек, работавший когда-то вожатым и с такой историей сталкивался только однажды и только в одном лагере.
Уважаемый Максим.
Ваш вопрос действительно показался мне странным. Я понятия не имею о лагере "Ракета" (где он?) и событиях в нём в 2003 году. В романе я описывал лагерь "Чайка" на берегу Камы, где сам был в 1981 и 1982 годах - правда, мне было скучнее, чем Валерке, потому что вампиров я не видел. Впрочем, "Чайка" была типовым лагерем, а лагерь в бывших купеческих дачах ропетовского стиля располагался в том районе Перми, где я раньше жил. Я совместил эти купеческие дачи с "Чайкой".
Уважаемая Алина.
Сериалу я дам высокую оценку. Об этом я много раз говорил в интервью, в том числе и на "Кинопоиске" (рядом с сериалом). В его создании я участия не принимал.
Уважаемый Алексей.
Это онлайн-встреча в "Читай-городе".
Здравствуйте,господин Иванов.Очень люблю Ваш роман Вилы,но по непонятным мне причинам,Вы не поверите.... уже много лет не могу приобрести бумажную версию.Эта мощная книга выходила, как я понял, один единственный раз.Все Ваши книги выходят и выходят,допечатываются снова и снова в разных оформлениях, а Вилы страшный дифицит,может быть Вы проясните,пожалуйста,отчего такая ситуация? Вы не поверите,но в базах данных крупных книгодиллеров этой книги нет вообще,совсем.Наверное это смешно,но хочу спросить - в ближайшее время стоит ли ожидать издания Вилы ? Спасибо.удачи Вам.
Уважаемый Иван.
Таково было мнение издательства АСТ о рыночном потенциале этой книги. В скором времени "Вилы" будут переизданы в издательстве "Альпина Нонфикшн" и появятся в магазинах.
Уважаемый Леонид.
Фильм "Сердце пармы" выйдет в конце этого года или в начале следующего. Фильм получился мощным - надеюсь, вам понравится.
Уважаемый Danilo.
Я ничего не писал о гибели группы Дятлова. Ваш вопрос не ко мне. Вообще об этой истории написано огромное количество книг. Например, в Екатеринбурге в книжном на ул.Валека их стоит целая полка - на любой вкус.
...Родственники кого? Убийц Мелехина и Лебедевой? Вы вообще серьёзно? Разборки? Клевета?
И причём тут роман "Ненастье"? Вопрос-то ваш был о "Ёбурге". "Друзья и жена прототипа Лебедева" подадут на меня в суд за образ Серёги Лихолетова из города Батуева? Вы несёте чушь, Ирина. Не пишите мне на сайт.
Материал для книги "Ёбург" я собирал восемь лет назад. Источников было огромное количество. Разумеется, я их не помню - тем более, по такому факультативному вопросу. Отсутствие уголовной статьи - не аргумент.
Уважаемый Алексей Викторович! 19-летний тихий «философ» в Казани (из так называемой благополучной семьи с финансовой точки зрения) объявил, что существование человека это ошибка во Вселенной и захотел «избавиться от всех вас». Совершил злодеяние – это факт. Что происходит? Это психика молодых ломается от современной реальности или причины сложнее?
Уважаемый Кот.
Я не комментирую повестку дня, тем более - поступки психопатов.
Уважаемый Михаил.
Я человек не слишком-то открытый и не слишком-то контактный. Подобное - не по мне.
Добрый день, Алексей!
Спасибо за наводку на "Вилы". Прочитал с великим удовольствием, особенно те части, которые напрямую были связаны с местами, где сам живу. Не потому что они лучше написаны, а видимо так устроены читатели.
Мне понятна идея про Россию как комплекс идентичностей, возникших когда-то в результате освоения тех или иных территорий. И у меня сложилось ощущение, что "Вилы" - очень современное произведение. В том смысле, что про нас и про сейчас. Да, зачинщиков бунта сегодня на Болотной площади не четвертуют и не вешают, а "всего лишь" крутят в автозаки и дубасят дубинками. Что само по себе наверное не плохо. Потомки Салавата все также не хотят смотреть дальше своих шиханов. А тот, кто в очередной раз пришел дать нам волю, не может объединить условных бунтовщиков Шиеса и Хабаровска и оседлать народный протест. Зато имперская идея на этих территориях как работала так и работает почти безотказно.
Если позволите, я хочу ещё спросить о Волге.
Не секрет, что река перестала играть ту роль, когда с нее в прямом смысле кормились, и
если ты сегодня ничего не поймал, то ничего не поел. С одной стороны, это очень хорошо, что жизнь людей перестает зависеть от неурожаев, падения надоев или обмеления рек. С другой стороны, в отстранении человека от реки есть что-то необъяснимо грустное. Как-будто утрачена какая-то важная связь. Возможно это абберация моей оптики.
На ваш взгляд, определяет ли Волга образ жизни, образ мыслей людей сегодня? Пусть не так явно, как она делала это и во время расцвета параходов, и уж тем более во времена, когда выживание людей зависело от рек настолько, насколько это возможно, когда реки несли в себе не только воду для питья и рыбу для еды, но и обеспечивали защиту, транспорт, торговлю и т.д. Может быть эта зависимость осталась не на уровне материальных благ, но на каком то другом уровне? Или Волга для ее обитателей в современном мире утратила жизненную необходимость окончательно?
Спасибо.
Уважаемый Рамиль.
Думаю, что на ваш вопрос невозможно ответить обобщённо. Наверное, в Нижнем Новгороде, где много судостроительных и судоремонтных предприятий, Волга продолжает играть важную роль, хотя и не такую большую, как во времена расцвета речфлота. А вот в Ульяновске или Сызрани - уже нет. Всё зависит от степени интеграции реки в жизнедеятельность поселения. А духовную значимость не стоит преувеличивать. Она тоже должна конвертироваться в конкретные экономические формы.
Уважаемый Дмитрий.
Что вы имеете в виду под "основными моментами и нюансами"? Как я собираю материал или как формирую структуру книги - разбивку на главы и способ изложения?
Здравствуйте,
я родилась и училась в Екатеринбурге.Очень нравится Ваше творчество- причем я восхищалась им до того, как я узнала, что Вы - уралец.
Сейчас яживу во Франции, имею степень доктора искусствоведения. Давно интересуюсь семиотикой, и перевела с французского языка на русский работу последователя А.Ж. Греймаса, выдающегося французского семиотика Жака Фонтаний.
В своей диссертации, СМЫСЛЫ И СЛОВА В РОМАНАХ . ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕМИОТИКА: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ АРАГОНА (на примере романа Страстная Неделя Луи Арагона), Жак Фонтаний-
Последователь Парижской семиотической школы- исследует связи различных изотопий, организующие пространство литературного произведения, уровни, соединительные структуры и разрывы изотопий, семиотические квадраты , нарративные системы. Много внимания уделено изучению особенностей литературного стиля Луи Арагона.
Не посоветуете ли мне издательство, могущее опубликовать этот уникальный материал ?
Я также являюсь переводчиком работы Жака Фонтаний "СЕМИОТИКА ВИДИМОГО В СВЕТОВЫХ МИРАХ", изданной в Екатеринбурге изд-вом Архитектон. 2009.
Заранее благодарна Вам за ответ,
Махнева Оксана,
д-р искусствоведения,
Лимож
Уважаемая Оксана.
Я не специалист по научной литературе подобного плана.
Могу посоветовать издательства "Альпина Нон-фикшн" или "НЛО" ("Новое литературное обозрение"). Но редакционные коллегии этих издательств сами решают, что им издавать, и мои рекомендации для них не имеют веса.
Уважаемый Алексей Викторович! Появится ли в вашем новом романе «Бронепароходы» о 1918 годе умный представитель старой интеллигенции, например, историк или философ, посредством которого могли бы выражаться ваши суждения о тех исторических событиях? Известно, что в произведении, созданном в жанре нон-фикшн, большое значение придается авторской позиции. Вопрос связан с тем, что, по моему мнению, вы интересный, оригинальный мыслитель. Возможно, в каком-нибудь вашем будущем романе одним из основных персонажей станет философ? Я надеюсь.
Уважаемый Кот.
Не знаю, что вам ответить.
Герой, устами которого автор озвучивает свои мысли, - это очень старомодно и наивно. Авторская позиция выражается всем комплексом произведения, а не декларируется одним персонажем.
В моих романах и так много "философов". Служкин, Моржов, Щёкин, Конон Шелегин, Иван Грозный, митрополит Филофей и так далее. В "Общаге" вообще все - философы.
А в нон-фикшне свои рассуждения об истории я излагаю открытым текстом.
Добрый день, Алексей!
1. Я живу в Тольятти. По одним источникам - это средняя, по другим уже нижняя Волга. Вы человек географически влюбчивый и, если я правильно понимаю, сейчас работаете над книгой, связанной с этой рекой. За что, на ваш взгляд, можно влюбиться в Поволжье?
2. Существует ли волжская идентичность по аналогии с уральской, московской и т.д.? Если существует, то в чем ее ключевая особенность?
3. В прошлый раз вы ответили (спасибо за такой развернутый ответ!), что национальный характер - это отклонение от нормы, и в целом ваша логика меня убеждает. Но всё же почему в общественном сознании не Байкал, Урал или, скажем, Чёрное море ассоциируются с "русской душой" (которой, я помню, не существует), а именно Волга? Если экстраполировать, в чем Волга "отклоняется от нормы"?
Приезжайте в Тольятти, здесь чудесная природа - Жигулевские горы и огромное, как море, Куйбышевское водохранилище. Судя по "Пищеблоку" вам знакомы эти края. У этих мест, вероятно, не самое залихватское прошлое, но есть свои локальные истории, связанные со Степаном Разиным, крещеными калмыками, бурлаками. Возможно, кто-то из них сможет стать героем ваших новых книг.
Спасибо большое и творческого долголетия!
Уважаемый Рамиль.
Спасибо за классные вопросы.
Я не знаю, за что можно влюбиться в Поволжье. На меня Волга всегда производит какое-то гипнотическое действие: когда вижу её, понимаю, что она бесконечно важна и нужна, и всё. Это на уровне генокода, как храм Покрова-на-Нерли. Невербализуемо, как сакральное чувство. Есть вещи и явления, которые имманентны и не нуждаются в доказательствах - подобно императивам. Волга - из таких.
Я много писал об идентичности Волги в книге "Вилы". Парадоксальным образом волжская идентичность достаточно молода. Она сформирована судоходством, но не старинным, с "одноразовыми" судами, а паровым, когда суда стали "постоянными". Скажем, был такой пароходчик - Гордей Чернов (отчасти он выведен Горьким в романе "Фома Гордеев" в образе Гордеева-старшего). Гордей Чернов говорил: "Волга мне в карман течёт". Если узнать о причудливой жизни Чернова, то будет понятно, что он имел в виду не "я наживаюсь на Волге", а "я буду успешен, пока есть Волга". Вот это и есть волжская идентичность - поверять всё интересами судоходства: некий гибрид промышленной и торговой идентичностей. На других реках подобного не было.
Довольно долго в русской истории Волга была рекой пограничной и дикой, и нация не воспринимала её за "свою мать", за некоего "матриарха". Так, полубандитская граница. Полноценно в Россию Волга вошла только в конце XVIII века, когда был искоренён разбой, упразднено казачество, калмыки получили государственность, прекратились гонения на ислам и раскол, Макарьевская ярмарка обрела поддержку власти, османские амбиции переключились на черноморский регион, а волжские инородцы русифицировались. Вскоре появились и пароходы. Общее интуитивное понимание национальной идентичности сформировалось, пожалуй, после отмены крепостного права, в эпоху "хождения в народ", разночинцев и передвижников. В эпоху Толстого и Достоевского. Как раз это было время бешеного развития пароходств, то есть частной инициативы. Волга дала пример могучих созидательных сил нации. Потому и вошла в национальное сознание как образец национальной успешности.
В общем, сейчас нам кажется, что Волга была включена в национальную идентичность изначально, но это не так. Волга вошла в национальную идентичность не во время её формирования "де факто", а во время её формирования "де юре". Не во время сложения, а во время осознания.
Россию объединяли дороги, в первую очередь - речные. Поволжье (Волга, Кама и Ока) было прочно связано и с Доном, и с Петербургом, и с Русским Севером. Население в этой зоне перемешивалось активнее, а хозяйственные связи были крепче и разнообразнее. Поэтому Дон, Поволжье и Север оказались единым целым. А Урал, Сибирь и Дальний Восток были слишком оторваны. К "материнской общности" их "привязали" только железные дороги, Транссиб; это было уже в конце XIX века. Эти регионы не успели "прирасти" полноценно и естественно, потому что советская власть разрушила традиционные идентичности.