Уважаемый Алексей Викторович! Я уже писал Вам, что считаю Общагу-на-крови гениальной книгой. Однако, все Ваши книги написаны абсолютно разным стилем и словно другим человеком. Означает ли это, что Вы продолжаете поиск своего собственного, нового художественного языка наиболее Вам органичного? Как известно, Достоевский до Записок из подполья и Преступления и наказания писал совершенно иначе, но потом он создал свой стиль, свой способ художественного выражения, который отличает все его книги. Спасибо Вам за возможность задавать вопросы и читать ответы. Это очень важно и Ваши ответы людям всегда интересно читать.
Уважаемый Владимир. Спасибо. Я написал уже десяток книг - поздновато "искать свой язык". Я придерживаюсь правила, что каждая история должна быть рассказана органичным ей языком. Невозможно написать в одной манере "Сердце пармы" и "Блуда и МУДО". Даже в "Географе" два языка, отличающиеся друг от друга не только первым и третьим лицом, но и синтаксисом, ритмом и форматом рефлексии. Все эти языки - мои, все они органичны мне как автору, все они немножко отличаются друг от друга, потому что истории - разные. Более эпичный - в "Парме", барочный - в "Золоте", ироничный и грустный - в "Географе", сардонический - в "Блуде", скупой - в "Летоисчислении".
Уважаемый Алексей, а ведь Солженицын был так близок! Мы с Вами его современники, да и по географии не так уж недостижимы. А Вы когда-нибудь искали встреч с живыми классиками (как-то грубо звучит...)? Есть много примеров: та же А.Ахматова в начале пути обращалась к Брюсову с вопросом, надо ли ей быть поэтом, М. Цветаева вторглась "в гости" к М.Волошину.Были ли у Вас личные встречи, неформальные?
Уважаемая Галина. Нет, я никогда не искал встреч с классиками - и сейчас не ищу. Я не думаю, что личные встречи будут более плодотворны, чем знакомство с произведениями, а выпрашивать у классиков какие-либо бонусы для себя - стыдно. И встреч таких - до того, как я сам стал писателем - у меня была только одна: с Владиславом Крапивиным в 1988 году. Но он сам меня пригласил.
Здравствуйте. Прочитала только что "Сердце Пармы". По совету подруги. Сама бы не обратила внимания на ваши книги в сегодняшнем обилии литературы. Правда она меня сразу предупредила: "Пересиль в начале книги страниц сорок, очень тягомотно и нудно, зато потом не оторвешься". Честно Вам скажу, что на странице двадцатой примерно хотела бросить чтение, но подумала, что подруга плохого не посоветует. И не пожалела. А вопрос вот в чем. Интересно сколько человек бросили Вашу книгу, потому что не осилили эти первые сорок страниц, насыщенных непонятными словами и ритуалами? Может надо было постепенно?
Уважаемая Елена. Может быть, вы и правы. Но я не жалею, что так сделал. И не жалею о потерянных читателях - значит, это были не мои читатели.
Прочитал первую книгу, раньше не слышал о Вас. Начал с "Блудо и мудо". Так жалко, когда дочитал - хотел сразу же начать сначала - смешно, горько, весело, больно, мудро - все про нас. Про каждого и про всех. Спасибо. 1. Скажите - в социальных процессах есть позитивная сила? Или цель и средство развития этого мира на пути к свету - только человек, его мир, дела, мысли, поиски? Как вот Вам кажется-чувствуется? 2. Отчего и для чего приходят мысли о ДП(ПНН)? ПМ - это спокойная правда, в ней - человек внутри системы. А ДП - термин свирепый, потому что обращен к системе? Клеймите? Глаза открываете? Или все проще - среда обитания, предлагаемые обстоятельства? Моржов, конечно, в своем блуде чище системы. В этом противостояние. Но правда, наверное - в дороге? Извините, если путаю. Интересно - жуть!
Уважаемый Альфред. Спасибо за хорошее отношение к "Блуде". Правда, боюсь, что я не совсем понял ваши вопросы. 1. Есть ли позитивная сила в социальных процессах? Вы имеете в виду, есть ли позитивные силы в числе тех сил, которые двигают социальный процесс? Конечно, есть. Или вы имеете в виду, есть ли позитивный итог в социальных процессах? Тоже есть. Но и сил, и итога - всегда меньше, чем нужно и чем хочется. И я не думаю, что человек - цель и средство. Есть ведь и объективные ценности - планета, например. Её тоже надо спасать, хотя прекрасными античными богами мы когда-нибудь сможем жить и на космических станциях без планеты. 2. Отчего и для чего приходят мысли о ДП(ПНН)? Для чего - не знаю. Но знаю, отчего. Достало. Термин "Дешёвое Порно" обращён не только к системе социальной, но и ментальной. Я не "клеймю". В худшем случае - издеваюсь. А вообще-то просто называю. "Глаза открывать"? Слишком мессиански. Знаете, есть два вида открытий. "Колумбовы" - когда открывается новое явление. И "линнеевы" - когда в старых явлениях открывается новая закономерность. Ну, как периодический закон, открытый Менделеевым, который (Менделеев) не открыл ни одного нового элемента. Меня привлекает "линнеева" парадигма открытий. Система аббревиатур в "Блуде", "новый марксизм", "Таблица Щёкина" и т.д. - это "линнеева" парадигма. И я не думаю, что "правда - в дороге". Мы все знаем, где правда. Стремление к ней, "дорога", - конечно, благо, но высшее благо - достижение.
Алексей, здравствуйте! Если не против, вопрос про "кухню". Составляете ли Вы подробный план своих романов? делаете "досье" на героев или образ держите, а детали появляются позже? Можно научиться писать? ну и вечный вопрос, что важнее в творчестве талант или способность "пахать" до седьмого пота?
Уважаемый Алексей. Я могу ответить вам только очень кратко - то есть, по сути, никак. А отвечать подробно - немыслимо. Да, я делаю планы и предварительные расклады. Правда, технология у меня не совсем такая, как вы описали, но это - дело индивидуальное. Научиться писать можно. А вопроса "что важнее - талант или работоспособность?" на самом деле не существует. Что важнее у стула - ножки или сиденье? Талант и работоспособность - две неотъемлемые составляющие литературного труда. Равнозначные для романиста.
Уважаемый Александр. По-моему, получилось - очень даже.
Да, Алексей, цветок прост, но и цветы бывают разные: василек или орхидея.Да, простота труднодоступна, и она же - критерий таланта (один из). Вас обвиняют в простоте профи критики (не согласна, что их мнение выражает мнение всей читающей Вас публики)сами того, не понимая, что Иванов прост, возможно, но не простоват и уж совсем не примитивен. А сказки Гаршина или Бажова? Просты? Да. Близки и понятны. И любимы народом. И еще: простота, лаконичность Анны Андреевны заставляет додумывать, что она там утаила, почему поставила точку, зачем убрала частности. Сложность Марины Ивановны, многословность ее (при безграничном таланте) у Лидии Чуковской вызывала, например, такое мнение: слишком уж все у нее выговорено до конца. Поэтому я за простоту и доступность, за чистоту слога, за понятность, за органичность и естественность (не путать с примитивизмом). Все эти качества есть стиль писателя Алексея Иванова, на мой взгляд. А еще точность в образах, которая вызывает удивление: ну, как он так сказал, почему я не могла так подумать про талую воду или дерево.Критиков не слушайте, слушайте нас Читателей. Нас больше и мы объективней. Я для себя однажды сделала вывод: Иванов - явление. Того и придерживаюсь. И рада. Вопрос. Если бы была возможность подискутировать, с кем бы из писателей прошлого Вы искали бы встречи?
Уважаемая Галина. Спасибо за добрые слова. Я бы не хотел спорить ни с кем из писателей прошлого - которые мне интересны. А с неинтересными зачем спорить? Я бы хотел просто послушать, чего они ещё скажут - Толстой, Астафьев, Лем, Солженицын...
Здравствуйте, Многие у Вас спрашивали про книгу "Дорога Единорога", а Вы бы сами не могли ее выложить на просторы сети? как я понимаю, это не ударит по бюджету проекта, т.к. тираж ограниченный и в свободной продаже книги не будет. возможно, идея не очень благозвучна, но, все-таки, книжки для читателей. А Вы сами когда-нибудь задавали вопрос какому-нибудь автору в интернете? Спасибо!!!
Уважаемый Андрей. Я тоже думал о таком выходе, но есть два "но". Первое - это сомнительно с точки зрения договора с издательством "ЛитерА". Хотя, наверное, я мог бы договориться. И второе. Книга богато иллюстрирована. Без иллюстраций теряется половина смысла, если не две трети. А вот здесь я - бессилен. Но я ещё подумаю.
Уважаемый Алексей. Критики упорствуют, называя Ваши работы примитивными. Один из нас - читателей- призывает к чеховской простоте. Как "проста" ахматовская поэзия с ее тайной и глубиною,достижимой не каждому, а чеховской простоты сама Анна Андреевна не принимала. В чем должна быть простота? В лаконизме? В миниатюрности? Чем дальше по пути к простоте, тем больше обвинений в примитивизме. Не дано многим разглядеть сложность простого. А Иванов без колорита, без фольклорности, некой надуманности, некой вычурности и не Иванов вовсе, но и не Чехов. Что для Вас критика? Профессиональная, официальная. Реакция на критику "местную", любительскую во многих Ваших ответах читаема.
Уважаемая Галина. Простота - очень сложная и труднодостижимая вещь. Я бы определил её как высшую органичность. Можно сравнить, скажем, ну... с цветком. Он прост, какой-нибудь василёк. Описать его в словах - сложно, трудно, невозможно. А понять красоту - достаточно одного взгляда. Вот когда с одного взгляда понимаешь сложность, глубину и красоту замысла - тогда и простота. Как-то выспренно я объяснил, но так уж вышло. И одна простота может совершенно разниться с другой - как простота тележного колеса, переезжающего цветок. А профессиональная критика - просто репрезентация общественного отношения. В моём случае это вещи тождественные. Интересно же, как аудитория восприняла твой текст, - вот и читаешь критику, хотя для нервов полезнее почитать что-нибудь другое.
Уважаемая Мария. Первыми моими креведческими книгами были путеводители С.А.Торопова по Пермской области. В каком-то смысле они и были "системообразующими", поскольку в них главной линейкой счёта была территория - это же путеводители. А из последнего на меня очень большое впечатление произвела книга "Ради Отечества. Тоцкий атомный взрыв", изд-во "Оренбургская книга", 2004 год. Образцовое издание.
Уважаемая Ласточка. Мне очень жаль, что умер Егор Гайдар. Появилась какая-то дыра в надеждах. Я считаю, что Гайдар был великим реформатором, мужественным и бескорыстным человеком, достойнейшим гражданином России.
Бон жур, уважаемый Алексей! Хорошо, что вы "нашлись". Уже переживать начали. Смотрел передачу "Лобби-холл" на ТК "Ветта" с вашим участием. Был восхищен вами. Получается, я опять встал в очередь "восхищенных" Вами. Но, что уж делать, если Вы так мощно смотритесь на фоне всех журналистов и прочих сотрудников отделов культуры. Хотел у вас понинтересоваться, а вы случайно не знакомы с преподавателем кафедры истории ПГПК В.Порозовым? Он преподавал нам курс истории Урала и как мне кажется очень даже интересно. Хотел еще поздравить Вас с Новым годом от себя лично и Центра Борьбы с Роботами. Поздравляю. Еще, один матерый турист из Краснокамска просил поздравить Ваших родителей, с которыми он как-то ходил в горы. Пущай Вы все будете здоровы и счастливы на сколько это возможно. Ждем от вас новых книг, которые также можно читать без приступов тошноты, как и все Ваши предыдущие. Кстати, некоторые люди ведь покупают Ваши книги в качестве подарка на Новый год. Так, что вы молодца! (Простите за некоторую фамильярнось, но как-то по другому выразить не могу). С уважением
Уважаемый Александр. Спасибо за поздравление. С В.Порозовым я не знаком, хотя слышал о нём много хорошего.
Уважаемая Настасья. Сейчас я занимаюсь различными культурными проектами - сценариями, доделкой фильмов и книг, ещё кое-чем подобного рода. Упрощённо говоря, я действительно "только пишу книги".
Здравствуйте, Алексей Викторович, Прочитал статьи "Город со смыслом". Очень в точку все. Не пробовали идеи "закинуть" главному пермскому архитектору? В Перми бываю раз в год или два. Знаю почти все районы. По Закамску гулял с сыном нынче летом, зелень радует. Правда так и не понял, есть там благоустроенная набережная или нет? И где выход на нее? А самое неприятное в Перми место, это центральный рынок и автовокзал. Потом привокзальная площадь у Перми 2. Это же лицо города. Когда-то стоящие камни сейчас повалены, фонтан не рабочий и замусоренный. Уныло. Пермь 1 не лучше. А как красиво смотрелся бы отреставрированный вокзал на Перми 1? А Пермь манит, и сын в нее уже влюблен.
Уважаемый Андрей. Набережная в Закамске есть, и довольно длинная. Выход на неё - от Дворца Кирова. А главный архитектор Перми имел возможность прочитать мой текст в самом популярном пермском журнале. Не думаю, что архитектор разделяет все мои воззрения, но не в этом дело. В планировке-перепланировке города задействованы могучие и зачастую криминальные силы, с которыми архитектору не справиться. Он - жертва беспредела власти в отношении собственников земельных участков и строительного регламента. У архитектора столько проблем, что ему, право слово, не до культурологии.
Здравствуйте, Алексей. Прочитал практически все Ваши книги, хотя литература не входит в сферу моих проф. интересов. Краткое впечатление: надеюсь, скоро они будут называться классикой, если конечно поколение сможет выделить их среди горы бумажного и электронного мусора - я не знаю, может фильтры времени скоро начнут выдавать муть вместо воды: засорились. Несомненная прелесть Ваших работ - смачный и точный концентрат метафоры; слова охватывают синтаксис как нейлон -женское бедро. Однако не планируете ли Вы попробовать отказаться от этого приема ради изящества простоты, например, как у Чехова? Не планируете ли обратиться к жанру рассказа? А вообще, стране очень не хватает беспристрастных, честных писателей-историков, способных подать историческую ПРАВДУ, многомерно и в то же время увлекательно - дабы книги не пылились на полках в качестве справочника. Мне известен только один близкий пример из русской литературы - "Война и мир", хотя даже там, на мой взгляд, недостаточен акцент на внутренней сути явлений. Конечно, чтобы создать произведение такого уровня, надо еще быть хорошим философом... но верю, что у Вас отличный потенциал для подобных задач. Очень надеюсь, что у Вас появятся такие книги - масштабные, - не ограниченные географией Вашего родного края, не увлекающиеся харизмой одного-двух героев. Не читал еще "Летоисчисление", но фильм в качестве рекламного ролика - не очень. Хотя я прекрасно понимаю, что если ограничиться лишь высоким искусством, скорее всего помрешь с голоду. Вдохновения и силы - с наилучшими пожеланиями, Дмитрий Москалев.
Уважаемый Дмитрий. Спасибо за высокую оценку. Хотя я не уверен в возможности "написать историческую правду". Скажем, правду о войне писали Астафьев и Симонов - "Прокляты и убиты" и "Живые и мёртвые". Симонов не врал. Но его правда - ложь. А читатель заблевал Астафьева. Меня очень привлекает мощь простоты - пушкинской, бунинской, чеховской. Как писал Пастернак: "На склоне жизни впасть, как в ересь, в неслыханную простоту". Я попытался воплотить эту простоту в "Летоисчислении". Оказалось, что это не так просто. Пришлось идти постмодернистским путём: делать "иконический" текст. Где всё строится как на иконе, а не как на картине. Не конфликты, а взаимоположения героев. Не психологическая достоверность, а накал духа. Равнозначное присутствие реального и сакрального. "Обратная перспектива", где дальнее больше ближнего. Замкнутая композиция. И тэ дэ. Простота - очень труднодостижимая вещь.