Уважаемый Алексей Викторович! Я тоже не считаю Географа душевной пустышкой. Согласитесь, что без того великолепного юмора, которым полны страницы этой книги, она потеряла бы половину своей самобытности и половину своих читателей. Ведь первая половина книги (до ухода в поход, где повествует уже сам Служкин) это по форме замечательные хохмы-байки о нашем быте эпохи перестройки и не более того. Вот вторая половина книги написана совсем иначе. Юмора меньше и есть размышления Служкина о себе, Маше, о его самоидентификации. Там главное то, как он разбирается в себе и в своих чувствах к Маше. Я не уверен, что он правильно разобрался и книга меня в этом не убедила. Да, он не совершил то, что считал грехом, но он предал свою любовь. Однако разве для Маши так лучше? Вы искренне в этом уверены?
Уважаемый Владимир. Я не согласен с вами, что "городская" часть - байки. Это проекция Служкина на обыденный мир. Если бы я поставил "городскую" часть после "походной", смысл этой проекции стал бы сразу ясен, но утратилась бы внутренная читательская интрига. Вышла бы мораль по принципу "довели Расею!". Я не считаю, что Служкин предал свою любовь. Отказался - не всегда значит, что предал. Скажем, разве Бунин, уехав в эмиграцию, предал родину? Служкин поступил как мужчина: ничего не сломал в жизни девушки, но смог научить любви. Я уверен, что для Маши так безусловно лучше. Хотя здесь со мной можно не соглашаться сколько угодно: это уже дело личное и индивидуальное. На самом деле читатель решает не за героя, а за себя.
Уважаемый Алексей, спасибо большое за ваши мысли и внимание. Перечитав статью Г. Ребель и тщательно взвесив ее идеи, я должен признать, что у меня осталось гораздо меньше претензий. Но кое с чем я все же не могу согласиться: а) Я не согласен с характеристикой Служкина враль - Служкин либо сам сообщает, что сочинил неправду, либо неправда выступает элементом сатиры и не нуждается в оправдании. С тем же успехом можно назвать вралем любого писателя. Я бы дал обратную характеристику: Служкин честный человек. б) Не согласен с характеристикой советской моды как безрадостно-безвкусного одёжного целомудрия . Типичное вранье и подмена понятий. Впрочем, это не имеет прямого отношения к делу. в) Не согласен, что титулом лавина фиксируется редкая способность Служкина обрушивать на головы ближних неисчислимые проблемы и бедствия . Если посмотреть на контекст, скорее напрашивается трактовка лавины как человека, способного доставлять яркие, порой экстремальные эмоции. г) Не согласен, что смысл реки обнаруживает тенденцию целенаправленного движения к смыслу национальной судьбы . По-моему, притянуто за уши. Мне в этой фразе показалась параллель с тайнами реки Гессе: Он видел: эта вода текла и текла; она текла безостановочно и все же всегда была тут, всегда во всякое время была такою же, хотя каждую минуту была новой . д) Маша, как он и предвидел, отвернулась от него . По-моему, уйти и отвернуться совсем разные вещи. Маша ушла, но не отвернулась. Это видно из последней встречи, где она молча рассматривала Тату - ей все еще был интересен мир Географа и все, что с ним связано. Но она понимала, что расставание неизбежно, а потому не поднимала глаз. Хотелось бы услышать авторские версии по этим моментам. Заодно я прочитал статью Т. Долгих Основные мотивы . Вот тут моему удивлению не было предела! Если Г. Ребель увидела натянутую (на мой взгляд) связь между глухонемым козлищем и библейским козлом отпущения, то Т. Долгих смогла уподобить его тютчевским глухонемым демонам. Также она поясняет, что через описание полета плащей Будкина и Служкина выявляется сходство и различие характеров и судеб Служкина и Будкина . Удивительно! Пожалуйста, ответьте мне, Алексей, прямо: неужели хорошая художественная литература подразумевает такие неочевидные параллели и возможность их более-менее однозначного толкования? Всегда ли вы вкладываете определенный подсмысл в детали описаний природы, бытия, или все же имеют место описания по наитию, без кодирования их прямой ассоциативной или логической начинкой? Очень заинтересовали ваши мысли насчет толкования Библии и прочего из ответа, но спрошу в другой раз, а то и так написал неприлично много.
Уважаемый Дмитрий. Удивительно, но я, в общем, согласен с вами от "а" до "д". а). Служкин не Мюнхгаузен. б). Советская одежда - не вся, понятно, - обладала определённой эротичностью (я не цитирую Чебыкина, хе-хе). в). "Лавина" - просто смешная обзывалка без особого смысла. г). Семантика реки не социальна. д). Маша не "отворачивалась", это ведь Служкин ушёл первым. Конечно, неочевидные параллели автор не программирует. Иногда получается изобрести чего-нибудь прямо на лету, иногда нет. Эдак чёрт-те что можно вывести из сцены, где Служкин и Будкин пошли на родник за водой с санками, в которых стояли две канистры - толстая и тонкая, похожие на боярыню Морозову и протопопа Аввакума. Помню, я ещё в школе читал какую-то статью по образности "Поднятой целины" Шолохова и с изумлением узнал, что там все сравнения - про хлеб: Нагульнов "насыпался" на собеседника как зерно в закрома, женщина склонила голову как колос и т.д. Я был слегка ошарашен. По-моему, если автор берётся за сравнения "со смыслом" (я так сделал в "Блуде", где множество сравнений - эротические), то - а) принцип сразу ясен, б) это стёб. Критику, наверное, стоит обыгрывать появившиеся ассоциации, но не толковать их в лоб. Как известно, сравнение - не аргумент.
Уважаемая Алеся. Я, конечно, не против, пожалуйста. Удачи вам.
Уважаемый Алексей Викторович! Книга Географ писалась вами также легко и с удовольствием, как она и читается? Самое удивительное, что вам было тогда всего 25 лет! В этой книге так много свежего воздуха, открытости души, нежности чувств ко всем этим бедолагам эпохи перестройки! А как вы сами жили в 25 лет, когда писали эту книгу? У вас было много свободного времени для этого? Сложилось впечатление, что вы писали для очень близких вам людей (или даже для кого-то одной) и каждый маленький рассказик о Служкине сразу давали им прочитать. Это так? Мне кажется, что читая эту книгу не надо слишком умствовать над её страницами главное воспринять её чувствами, сердцем и наслаждаться юмором. Ведь она так втягивает в чтение и ни на что не похожа. По духу очень близка к Над пропастью во ржи Сэлинджера, хотя всё разное. Однако лихо вы расправились с нежной любовью Служкина и его ученицы. А если бы её мать не оказалась завучем, то ведь из логики рассказа эта любовь не оборвалась бы так скоротечно?
Уважаемый Владимир. Увы, всё было не так. Я писал "Географа" 3 года - с 1992 по 1995, трижды переделывал с нуля. Писал "ни для кого", никому не давал читать - это было технически невозможно, компьютера и принтера у меня тогда не было. Я не считаю "Географа" душевной пустышкой, над которой не стоит умствовать, - когда я придумывал его, я умствовал. Когда писал, я работал гидом-проводником в турфирме, свободного времени было мало. А "скоротечный разрыв"... О своём отказе от отношений с Машей Служкин говорит читателю в сцене у колодца в деревне Межень, Маше он говорит об этом в сцене в классе перед экзаменом, да и вообще какие могут быть отношения после отказа от шанса в пекарне? Разрыв был не внезапный и не скоротечный, и Служкин к нему готовился. То, что мать Маши - завуч, определяет только увольнение Служкина, а не его отношения с Машей.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Город Ковязин синтезирован из набора элементов существующих городов? Явны элементы Кунгура: Талка (Сылва - талая вода), гостиный двор. Троельга - две остановки. Интересно, какие города ещё поучаствовали? Читать произведение только начал. Аббревиатура ДП(ПНН) какая-то пелевинская - нет ли тут какой-то подоплёки или особого отношения к В.Пелевину?
Уважаемый Алексей. Да, Кунгур крепко поучаствовал в создании Ковязина, хотя и не тождественен ему. Реалий других городов я не подтягивал - додумывал сам. Аббревиатура ДП(ПНН) - конечно, отсылка к Пелевину. То, что Пелевин называет "диалектикой переходного периода", я называю "дешёвым порно". То, что для него бессмыслица, для меня бесстыжесть. В этом и этическое, и эстетическое отличие - при обоюдном ощущении неприемлемости.
Известный галерист предлагает перенести столицу России в Пермь из-за особой магии города. Авторитетный журнал Итоги в первом номере 2011 года поставил вопрос о переносе российской столицы из Москвы куда-нибудь . Поводом для публикации стало предновогоднее интервью президента России Дмитрия Медведева, в котором он посетовал, что население страны живет слишком скученно. Галерист Марат Гельман считает, что идеальный вариант — Пермь. В частности, по словам Гельмана, центр мирового экономического развития сместился к азиатским тиграм , а Пермь является последним европейским городом . Кроме того, перенос столицы на Урал помог бы развить российскую транспортную систему, ведь сейчас львиная доля путей замкнута на Москву . Гельман также заметил, что Кама гораздо полноводнее и красивее Москвы-реки , а Пермь застроена негусто , что открывает возможности для широкомасштабного строительства без всякого ущерба для исторического облика города .
Уважаемый Алексей. У меня складывается ощущение, что Гельман согласен залепить любую глупость, лишь бы его обсуждали в ЖЖ. Если глупость окажется чересчур дикой, то её можно объявить приколом, а критиков - идиотами, которые спорят с шуткой. Вообще же разговоры о переносе столицы (о запрете смертной казни, о легализации проституции, о клонировании, об усыновлении детей иностранцами и т.д.) начинаются тогда, когда реально решать проблему никто не собирается.
Уважаемый Алексей. Роман Шишкова подробный и обстоятельный, но на мой взгляд - сусальный соцреализм. Не люблю раздавать такие оценки, но иначе сказать не могу.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Вы написали, что Надя очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации. Так получилось, что я довольно часто наблюдаю у женщин психоз, требовательность вместо помощи, при этом они родились и выросли не на Урале. Почему вы считаете Надю продуктом специфически-уральской эмансипации?
Уважаемая Елена. Именно в силу специфики уральской (уже - екатеринбургской, шире - провинциальной) стратегии успеха. Столичный успех зачастую зиждется на тусовке, облегчающей доступ к ресурсам для самореализации. Соответственно, от человека требуются качества, необходимые в тусовке: коммуникабельность, раскованность, обаяние, дружелюбие, чувство юмора, кругозор, креатив, вкус, сексуальность (для женщины). В провинции путь к успеху через местную тусовку сомнителен. Хотя, разумеется, и возможен, и случается нередко. Но в целом требуются иные качества. В Екатеринбурге с его менталитетом "горной столицы", "дикого счастья" и т.д. путь к успеху сопряжён с самодостаточностью человека (граничащей с самоуверенностью - наследие столичного статуса), с умением идти напролом (агрессивность Урала), с волей и умением рисковать (наследие мифа о фарте), с некоторой категоричностью суждений (провинциальная нетолерантность), со способностью к сильным жестам и поступкам (падать в провинции приходится низко - потому и прыжки энергичнее), с конкретностью требований (наследие индустриального прагматизма), с органичным ощущением "я имею право" (опять же, наследие мифа о фарте, который возможен для любого человека). Разумеется, я очень сильно упрощаю картину, но примерно так. А психозы и требовательность вместо помощи сами по себе - универсальны. Надеюсь, образ Нади не сводится к этим двум вещам.
Уважаемый Александр. Отчасти приятно, но не более того. Значимость этого лауреатства не стоит преувеличивать. А Гельман в каждой бочке затычка, поэтому вне конкуренции.
Уважаемый Алексей, спасибо за ответ на мои вопросы. С вашего позволения, я продолжу. 1. Я на вашем месте также предпочел бы более динамичный труд, однако грустно, что в ближайшие годы не придется порадоваться вашим новым художественным трудам. 2. Я еще раз перечитаю, позже напишу по пунктам. 3. Я и не считал Служкина тряпкой, мне ваш герой весьма симпатичен, особенно за честность. Но мне кажется, что волевые качества Служкина несколько незрелы: он успешно борется с искушениями сделать зло людям, когда смотрит искушению в лицо; однако эффективность его борьбы существенно снижается, когда зло отдалено во времени или только вероятностно. Например, пьянка у Комарихи. Здесь у Служкина, кажется, срабатывает знаменитый "авось". В этом смысле волевые качества Служкина кажутся близорукими, недостаточными. Так? Что же касается Нади, я не могу поверить, что реальная женщина может быть руководима преимущественно гонором и спесью. Особенно если учесть, что она - жена Служкина, т.е. когда-то наш герой находил (и находит) в ней немало хороших качеств. Кажется, гонор и спесь Нади обусловлены всего лишь постоянной неудовлетворенностью жизнью, несоответствием между желаемым и реальным, откуда и раздражение на все, т.е. гонор и спесь - вторичные качества. Я думаю, Надя, принимая решение оставить Будкина, учитывала и то, что вряд ли кто-то сможет ее дочери заменить настоящего отца (а ведь Служкин - неплохой отец), тем более - Будкин. Также трудно поверить, что спесь и гонор сильнее любви, у женщины обычно доминанта любви берет верх. Да и перед кем заноситься, если муж - "пустрое место"? Я вижу только одну причину: Надя не видела перспективы отношений с Будкиным из-за того, что тот не смог принять волевое, мужское решение, а также из-за дочери. Возможно, еще из-за страха потерять вообще все и из-за отголоска полуматеринских чувств к Служкину (осунувшаяся Надя после его ночной пропажи). Может, я что-то упустил, что может опровергнуть мою точку зрения? Также мне не очень понятна логика, "начинает с ним разговаривать, (потому что) для нее он пустое место". Также у меня есть новый вопрос. 5. Как очертить область применимости формулы "не делать никого залогом счастья"? В разговоре с Веткой Служкин поясняет эту мысль библейской любовью, однако библейская любовь способна приносить счастье лишь очень немногим людям, так? Обычная, мирская любовь, да и просто хорошие семейные отношения всегда подразумевают становление залогом счастья, разве нет? Актуальна ли эта формула, если даже сам Служкин путается с ее применением: отказывается от близости с Кирой и Сашенькой из-за чувства к Маше, а потом позволяет Ветке повернуть эту формулу в нужную ей сторону?
Уважаемый Дмитрий. Я, в общем, с вами согласен. Географ - не математически-чистая модель жизни человека по принципу неимения залога . И Служкин не робот, который следует программе, а живой человек, который несовершенен, ошибается, часто впадает в свинство как в ересь и пользуется скорее наитием, чем разумом. Но он умеет видеть в своих частностях быта базовые принципы бытия. По поводу Нади можно спорить долго. Вы говорите, что она отказалась от Будкина отчасти из-за материнских чувств, но гнобить отца своего ребёнка - не лучшая материнская стратегия. По-моему, Надя просто человек, который не может жить в мире с собой, а Служкин, Будкин и Тата здесь ни при чём. Выражаясь иначе, Надя не имеет самоидентичности а как без этого искать своё место в жизни? Отсюда и психоз, требовательность вместо помощи. Проблемы Нади внутри Нади. (Кстати, Дмитрий, Надя очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации.) А для пояснения ситуации разговора с пустым местом я могу привести похожую сцену из фильма Однажды в Америке Серджио Леоне где Лапша спрашивает у Деборы: Почему ты показываешь мне свой зад? - и Дебора отвечает: Потому что ты таракан . Мне кажется, Дмитрий, что вы неверно сопрягаете две максимы: не делать залогом счастья и совершенная любовь изгоняет страх . О каком страхе идёт речь? Ведь не о страхе перед смертью или болезнями, не о клаустрофобии какой-нибудь. Речь идёт о страхе перед жизнью: о страхе совершать поступки, которые другим покажутся нелепыми, смешными, дурацкими. В переводе на русский, эта фраза могла бы звучать так: если ты любишь свою жизнь совершенною любовью, живи так, как считаешь правильным ты сам, а не кто-то другой, изгони свой страх перед чужими суждениями . То есть, будь идентичным самому себе. Поэтому Служкин увязывает эту формулу со своими отношениями с подругами: извините, девчонки, я домогался вас, а теперь вот полюбил другую и вас уже не хочу можете считать меня дураком и импотентом, мне не страшно. А Ветка наивно толкует этот принцип как святость равно воздержанию . А святой это нищий духом , то есть, ограничивающий себя нормами нравственности. Библейская формула онтологическая, Служкинская нравственная, но это одна и та же формула, только на разных уровнях осмысления. (Системная ошибка толкования библейских истин путать онтологию и нравственность: это всё равно, что высчитывать траекторию полёта бумажного самолётика по законам Ньютона.) Делать кого-то залогом своего счастья это жить со страхом, любить несовершенной любовью . Однако жизненная стратегия совершенной любви всё же умозрительна, на неё надо ориентироваться, но нельзя её слепо воплощать. Если, например, слепо воплощать в своей жизни принцип демократии, то вы не сможете отказать своим детям даже в лишней конфете вы один, а их, скажем, двое, их большинство, торжествует их выбор. Так же и любые другие принципы. В общем, идея Служкина она не об отношениях в браке, а о примирении на земле .
Уважаемый Олег. Этот эпизод родился из двух вещей: из-за схожести имён уральских и славянских языческих богов и из-за того, что в Чердыни и Чернигове археологами найдены одинаковые персидские блюда. Этот эпизод - в чистом виде Мария Семёнова, и я не интересовался, насколько это правомерно с точки зрения истории. В общем, я пошёл на поводу у семантики.
Уважаемый Сергей. Пока ещё я не определился с поездкой в Курган.
Уважаемая Катя. Я убил князя Ваську в меру своей компетенции на момент написания романа.
Уважаемая ... Увы, я не до такой степени фанат этой темы: я не интересовался. Я даже не знаю, к примеру, Асыка - из рода Пуртеевых, или нет.
Здравствуйте Алексей! Очень интересно узнать, будет ли экранизация "Золото бунта", в разделе контакты запечатлел инфу, что права проданы, когда же ждать и кто режиссер? Спасибо вам за прекрасную книгу в "захлеб" читал последнии 300 страниц. А в заключении еще один вопрос после прочтения: По вашему "правда" ("Батина правда") только в книгах побеждает или же в жизни тоже бывает?
Уважаемый Александр. Спасибо. Права на экранизацию купила студия "Единорог" (не знаю, существует ли она сейчас) для режиссёра Ильи Макарова. Съёмки фильма пока не планируются. А насчёт "батиной правды"... Видите ли, отличие Осташи от бати в том, что для бати эта правда существует всегда, а для Осташи - только тогда, когда побеждает. Я люблю своего героя, но считаю, как его батя. "Правда" аксиоматична. А "неправда" - нет. Поэтому "онтологически" правда побеждает вообще всегда, хотя зачастую её конкретные поборники терпят поражение, а конкретные явления не завершаются торжеством здравого смысла.