Уважаемый Алексей. Ну что вы, право. Я, вообще-то, в другую кассу стою.
Уважаемый Алексей Викторович! Вы сказали Труд мера всех вещей . Сталин много трудился на своём посту до конца. Берия тоже много трудился и весьма плодотворно, судя по количеству арестов. Вот именно против такого взгляда на труд и возражает Толстой в той статье: Не будь у людей нашего времени отговорки постоянного, поглощающего их всех труда, они не могли бы жить, как живут теперь. Только благодаря тому, что они пустым и большею частью вредным трудом скрывают от себя те противоречия, с которыми они живут, только благодаря этому и могут люди жить так, как они живут . Идентификация Толстого единственная мудрец и гений. Кстати, для Служкина труд это тоже не мера всех вещей, как вы сами отлично знаете. Это при СССР власти старались сделать из человека рабочую лошадку с единственно верной идеологией марксизма. Вы сильно упрощаете своей концепцией высшей ценности труда на Урале.
Уважаемый Владимир. У вас нет вопроса, чтобы на него отвечать, а примеры ваши некорректны, чтобы их комментировать. Если вы считаете труд злом, хорошо, пусть будет злом. Если считаете, что региональная идентификация Урала строится не на ценности труда - то об этом мы с вами уже долго спорили.
Уважаемая Ирина. Я уже не раз отвечал на этот вопрос, не хочется снова искать примеры. Я могу посоветовать вам прочитать очерк Мамина-Сибиряка "В камнях". Там Чусовая примерно 1890 года, а дела с насилием не лучше, чем в 1779-м. Посмотрите трилогию Горького о детстве - то же самое. Если и сейчас проблема насилия в семье - вопиющая, даёт половину всех преступлений, что же говорить о времени после пугачёвщины? Я вот пишу книгу о Пугачёве, так Емельян Иваныч и его сподвижники возили за собой "поезд с царицками" - гарем, и девушки попадали туда не по любви. Мне кажется, нет причин сомневаться в очень жестоком обращении с женщинами в доброе старое время, когда Державин вешал людей "из поэтического любопытства", а русские офицеры сжигали живьём сотни башкир в деревнях, как фашисты - Хатынь. Цитирую Пушкина: "С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало, и мазали им свои раны". Это не бандиты. Среди "злодеев" были депутаты Уложенной комиссии императрицы Екатерины.
Уважаемый Алексей Викторович! Так ведь проекция Служкина на обыденный мир это и есть хохмы-байки. Он так живёт в обыденном мире. Без этих хохм нет Служкина. Его жизнь это сплошная хохма, которая приводит его в пустыню одиночества. Его частые выпивки это тоже неотъемлемая часть этой хохмы. Конечно он не хохмачь-пустышка, но сама та эпоха крушения СССР превращала жизнь людей в хохму. Почему вы считаете, что он смог научить Машу любви? Этому вообще нельзя научить никого. Фраза Служкин поступил как мужчина звучит очень странно, большинство сегодняшних мужчин в его ситуации поступили бы совсем иначе.
Уважаемый Владимир. Я даже не знаю, что вам ответить. По-моему, жизнь Служкина не хохма. Служкин сам говорил: анекдот - это драма, но рассказанная мужественным человеком. Не знаю, что сказать по поводу "научить любви". А то, что многие мужики на месте Служкина поступили бы с Машей иначе, Служкин и сам знает, и говорит об этом.
Уважаемый Алексей Викторович! У вас есть концепция экзистенциальной ценности труда на Урале. А как вы можете прокомментировать следующие слова Толстого Л.Н., которые, кажется, не слишком согласуются с идей ценности труда? Труд так же мало может быть добродетелью, как питание. Труд есть потребность, лишение которой составляет страдание, но никак не добродетель. Возведение труда в достоинство есть такое же уродство, каким бы было возведение питания человека в достоинство и добродетель. Значение, приписываемое труду в нашем обществе, могло возникнуть только как реакция против праздности, возведенной в признак благородства и до сих пор еще считающейся признаком достоинства в богатых и малообразованных классах. Труд не только не есть добродетель, но в нашем ложно организованном обществе есть большею частью нравственно анестезирующее средство вроде курения или вина, для скрывания от себя неправильности и порочности своей жизни Это из его статьи Неделание (1893).
Уважаемый Владимир. Толстой Л.Н. - не догма. Идентификацию Толстого дал Ленин В.И. в статье "Лев Толстой как зеркало русской революции": крестьянская. А что, Толстой писал о горнорабочих Ясной Поляны, что ли? С крестьянской точки зрения труд - божье наказание за первородный грех: "добывать хлеб насущный в поте лица своего". Цитирую о культе труда собственный текст: "Этот культ не был характерен для центральной, равнинной, крестьянской России. Зачем крестьянину избыточный труд? Сколько ни вспахивай, на одном поле не вырастишь три урожая. А вот на Урале избыточный труд был плодотворен. Кто больше вкалывает, тот вырубит больше леса, добудет больше руды, выплавит больше металла. Труд мера всех вещей. И на Урале не складывали сказки, где Иван-дурак получает полцарства в придачу . Для уральца это неприемлемо, потому что полцарства не заработаны".
Уважаемый Алексей Викторович! Вы заметили, что возникает новая идентификация человека - болельшик Спартака ? Это как почётное звание члена клана или даже, как новая нация. Так недолго и до лозунга Москва только для болельщиков Спартака . В продолжение Блуды предлагаю новую аббревиатуру ВКП(б) Всероссийский Клуб Патриотов (болелельщиков). Интересно узнать ваше мнение по этому поводу. Корабль медленно погружается?
Уважаемый Владимир. Вы хотите знать моё мнение о корреляции между самоидентификацией и фанатством? По-моему, фанатство - просто симулякр самоидентификации. Это как национальность "эльф". Всерьёз говорить о фанатстве надо не с точки зрения идентификации, а с точки зрения учения о поведении толпы и её составляющих.
Уважаемый Александр. Реальных пацанов я посмотрел с огромным удовольствием. Поначалу показалось противно, потом всё изменилось. Мне понравилась игра актёров, ни одной фальшивой ноты: точнейшие типажи, точнейшие реплики (как Эдик плакал: До Вали мне такие девки давали!.. ), полное ощущение подлинности. Базанов пермский Форрест Гамп. Блистателен Сергей Иваныч, я впервые увидел, что стало с братанами 90-х а получились вот такие люди. Вована я вообще полюбил, за Коляна переживал всей душой. Мне понравилась композиция фильма, понравились отличные сюжеты. Я помню, как Константин Эрнст говорил, что со Школы Гай-Германики начнётся обновление телевидения. Упс. Школа - живучий недоносок разных жанров, порождённый личной травмой автора. И вообще: я ещё не встречал в кино о современности то, что не порождено личными травмами авторов - хоть у Балабанова, хоть у Буслова, хоть у Серебренникова, хоть у кого. Пацаны - первое такое произведение. Здесь авторы уже освоились в среде, в современном мире, и они обыгрывают реалии этого мира, а не взывают к небу, власти или совести, демонстрируя вопиющие обиды. Укоренённость в реальности в спокойном лукавстве, в его ненатужности, в отсутствии смеха за кадром. В этом смысле Пацанов можно сравнить с Бриллиантовой рукой . Рука не является сатирой зато образ Семён-Семёныча, идеального советского человека, говорит о ситуации в обществе куда больше, чем разоблачительное исследование. Вот и Пацаны не являются сатирой, не комикуют, не кривляются, не утрируют, но смешно, узнаваемо и очень стыдно за Пермь. За то, что город вот такой, и за то, что такие замечательные пермские авторы, как авторы Пацанов , работают не здесь, а в Москве.
Здравствуйте, Алексей! Я в хорошем смысле поражен вашими тремя романами. Очень жаль, что вам более этот жанр не интересен. Я знаю очень мало таких же захватывающих произведений, как ваши "Общага-на-крови" или "Географ глобус пропил". Вы не упрощаете, не заигрываете с читателем, не интригуете, и при этом от книги невозможно оторваться. И очень долгое послевкусие. Спасибо. Ваши книги я читал в электронном виде, скачав где-то в торрентах целую библиотеку. Теперь я хочу заплатить за них. Я вижу сейчас единственный способ — это купить книгу в магазине. Я понимаю, что таким образом я простимулирую интернет-магазин, чтобы он закупал ваши книги, простимулирую издательство, чтобы оно в следующий раз с большей охотой принимало ваши произведения и выплачивало больший процент гонорара, и часть денег за книгу получите вы (или уже получили). С другой стороны, для бумажных книг у меня уже шкафов не хватает. И я бы с удовольствием оплатил определенную сумму электронными деньгами или кредиткой, чтобы, условно говоря, легализовать свои скачанные из сети экземпляры. В связи с этим вопрос. Не планируете ли вы сделать кнопку типа "Легализовать экземпляр книги" на своем сайте? Даже Майкрософт не брезгует легализовать пиратские копии виндовс, понимая, что раз уж пользователь скачал где-то винду, не стоит его заставлять бежать в магазин за диском и переустанавливать систему, а нужно ему дать возможность заплатить за то, чем он уже пользуется. У вашего сайта большая аудитория, и, мне кажется, многие с удовольствием воспользовались бы возможностью выразить признание любимому автору в денежном эквиваленте.
Уважаемый Алексей. Спасибо. Странное совпадение - последний месяц я как раз и задумывался об этом. Мне предложили переоборудовать сайт: выложить тексты и фильм и предусмотреть возможность платежей (за тексты - добровольных). Я согласился. Не из-за денег, а чтобы поддержать тренд. Так что пока не спешите, может, всё получится и с этим сайтом. Если за время переделки сайта не потеряете желание заплатить, буду польщён - не как потенциальный богач, а как писатель.
Уважаемый Алексей Викторович! Я тоже не считаю Географа душевной пустышкой. Согласитесь, что без того великолепного юмора, которым полны страницы этой книги, она потеряла бы половину своей самобытности и половину своих читателей. Ведь первая половина книги (до ухода в поход, где повествует уже сам Служкин) это по форме замечательные хохмы-байки о нашем быте эпохи перестройки и не более того. Вот вторая половина книги написана совсем иначе. Юмора меньше и есть размышления Служкина о себе, Маше, о его самоидентификации. Там главное то, как он разбирается в себе и в своих чувствах к Маше. Я не уверен, что он правильно разобрался и книга меня в этом не убедила. Да, он не совершил то, что считал грехом, но он предал свою любовь. Однако разве для Маши так лучше? Вы искренне в этом уверены?
Уважаемый Владимир. Я не согласен с вами, что "городская" часть - байки. Это проекция Служкина на обыденный мир. Если бы я поставил "городскую" часть после "походной", смысл этой проекции стал бы сразу ясен, но утратилась бы внутренная читательская интрига. Вышла бы мораль по принципу "довели Расею!". Я не считаю, что Служкин предал свою любовь. Отказался - не всегда значит, что предал. Скажем, разве Бунин, уехав в эмиграцию, предал родину? Служкин поступил как мужчина: ничего не сломал в жизни девушки, но смог научить любви. Я уверен, что для Маши так безусловно лучше. Хотя здесь со мной можно не соглашаться сколько угодно: это уже дело личное и индивидуальное. На самом деле читатель решает не за героя, а за себя.
Уважаемый Алексей, спасибо большое за ваши мысли и внимание. Перечитав статью Г. Ребель и тщательно взвесив ее идеи, я должен признать, что у меня осталось гораздо меньше претензий. Но кое с чем я все же не могу согласиться: а) Я не согласен с характеристикой Служкина враль - Служкин либо сам сообщает, что сочинил неправду, либо неправда выступает элементом сатиры и не нуждается в оправдании. С тем же успехом можно назвать вралем любого писателя. Я бы дал обратную характеристику: Служкин честный человек. б) Не согласен с характеристикой советской моды как безрадостно-безвкусного одёжного целомудрия . Типичное вранье и подмена понятий. Впрочем, это не имеет прямого отношения к делу. в) Не согласен, что титулом лавина фиксируется редкая способность Служкина обрушивать на головы ближних неисчислимые проблемы и бедствия . Если посмотреть на контекст, скорее напрашивается трактовка лавины как человека, способного доставлять яркие, порой экстремальные эмоции. г) Не согласен, что смысл реки обнаруживает тенденцию целенаправленного движения к смыслу национальной судьбы . По-моему, притянуто за уши. Мне в этой фразе показалась параллель с тайнами реки Гессе: Он видел: эта вода текла и текла; она текла безостановочно и все же всегда была тут, всегда во всякое время была такою же, хотя каждую минуту была новой . д) Маша, как он и предвидел, отвернулась от него . По-моему, уйти и отвернуться совсем разные вещи. Маша ушла, но не отвернулась. Это видно из последней встречи, где она молча рассматривала Тату - ей все еще был интересен мир Географа и все, что с ним связано. Но она понимала, что расставание неизбежно, а потому не поднимала глаз. Хотелось бы услышать авторские версии по этим моментам. Заодно я прочитал статью Т. Долгих Основные мотивы . Вот тут моему удивлению не было предела! Если Г. Ребель увидела натянутую (на мой взгляд) связь между глухонемым козлищем и библейским козлом отпущения, то Т. Долгих смогла уподобить его тютчевским глухонемым демонам. Также она поясняет, что через описание полета плащей Будкина и Служкина выявляется сходство и различие характеров и судеб Служкина и Будкина . Удивительно! Пожалуйста, ответьте мне, Алексей, прямо: неужели хорошая художественная литература подразумевает такие неочевидные параллели и возможность их более-менее однозначного толкования? Всегда ли вы вкладываете определенный подсмысл в детали описаний природы, бытия, или все же имеют место описания по наитию, без кодирования их прямой ассоциативной или логической начинкой? Очень заинтересовали ваши мысли насчет толкования Библии и прочего из ответа, но спрошу в другой раз, а то и так написал неприлично много.
Уважаемый Дмитрий. Удивительно, но я, в общем, согласен с вами от "а" до "д". а). Служкин не Мюнхгаузен. б). Советская одежда - не вся, понятно, - обладала определённой эротичностью (я не цитирую Чебыкина, хе-хе). в). "Лавина" - просто смешная обзывалка без особого смысла. г). Семантика реки не социальна. д). Маша не "отворачивалась", это ведь Служкин ушёл первым. Конечно, неочевидные параллели автор не программирует. Иногда получается изобрести чего-нибудь прямо на лету, иногда нет. Эдак чёрт-те что можно вывести из сцены, где Служкин и Будкин пошли на родник за водой с санками, в которых стояли две канистры - толстая и тонкая, похожие на боярыню Морозову и протопопа Аввакума. Помню, я ещё в школе читал какую-то статью по образности "Поднятой целины" Шолохова и с изумлением узнал, что там все сравнения - про хлеб: Нагульнов "насыпался" на собеседника как зерно в закрома, женщина склонила голову как колос и т.д. Я был слегка ошарашен. По-моему, если автор берётся за сравнения "со смыслом" (я так сделал в "Блуде", где множество сравнений - эротические), то - а) принцип сразу ясен, б) это стёб. Критику, наверное, стоит обыгрывать появившиеся ассоциации, но не толковать их в лоб. Как известно, сравнение - не аргумент.
Уважаемая Алеся. Я, конечно, не против, пожалуйста. Удачи вам.
Уважаемый Алексей Викторович! Книга Географ писалась вами также легко и с удовольствием, как она и читается? Самое удивительное, что вам было тогда всего 25 лет! В этой книге так много свежего воздуха, открытости души, нежности чувств ко всем этим бедолагам эпохи перестройки! А как вы сами жили в 25 лет, когда писали эту книгу? У вас было много свободного времени для этого? Сложилось впечатление, что вы писали для очень близких вам людей (или даже для кого-то одной) и каждый маленький рассказик о Служкине сразу давали им прочитать. Это так? Мне кажется, что читая эту книгу не надо слишком умствовать над её страницами главное воспринять её чувствами, сердцем и наслаждаться юмором. Ведь она так втягивает в чтение и ни на что не похожа. По духу очень близка к Над пропастью во ржи Сэлинджера, хотя всё разное. Однако лихо вы расправились с нежной любовью Служкина и его ученицы. А если бы её мать не оказалась завучем, то ведь из логики рассказа эта любовь не оборвалась бы так скоротечно?
Уважаемый Владимир. Увы, всё было не так. Я писал "Географа" 3 года - с 1992 по 1995, трижды переделывал с нуля. Писал "ни для кого", никому не давал читать - это было технически невозможно, компьютера и принтера у меня тогда не было. Я не считаю "Географа" душевной пустышкой, над которой не стоит умствовать, - когда я придумывал его, я умствовал. Когда писал, я работал гидом-проводником в турфирме, свободного времени было мало. А "скоротечный разрыв"... О своём отказе от отношений с Машей Служкин говорит читателю в сцене у колодца в деревне Межень, Маше он говорит об этом в сцене в классе перед экзаменом, да и вообще какие могут быть отношения после отказа от шанса в пекарне? Разрыв был не внезапный и не скоротечный, и Служкин к нему готовился. То, что мать Маши - завуч, определяет только увольнение Служкина, а не его отношения с Машей.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Город Ковязин синтезирован из набора элементов существующих городов? Явны элементы Кунгура: Талка (Сылва - талая вода), гостиный двор. Троельга - две остановки. Интересно, какие города ещё поучаствовали? Читать произведение только начал. Аббревиатура ДП(ПНН) какая-то пелевинская - нет ли тут какой-то подоплёки или особого отношения к В.Пелевину?
Уважаемый Алексей. Да, Кунгур крепко поучаствовал в создании Ковязина, хотя и не тождественен ему. Реалий других городов я не подтягивал - додумывал сам. Аббревиатура ДП(ПНН) - конечно, отсылка к Пелевину. То, что Пелевин называет "диалектикой переходного периода", я называю "дешёвым порно". То, что для него бессмыслица, для меня бесстыжесть. В этом и этическое, и эстетическое отличие - при обоюдном ощущении неприемлемости.
Известный галерист предлагает перенести столицу России в Пермь из-за особой магии города. Авторитетный журнал Итоги в первом номере 2011 года поставил вопрос о переносе российской столицы из Москвы куда-нибудь . Поводом для публикации стало предновогоднее интервью президента России Дмитрия Медведева, в котором он посетовал, что население страны живет слишком скученно. Галерист Марат Гельман считает, что идеальный вариант — Пермь. В частности, по словам Гельмана, центр мирового экономического развития сместился к азиатским тиграм , а Пермь является последним европейским городом . Кроме того, перенос столицы на Урал помог бы развить российскую транспортную систему, ведь сейчас львиная доля путей замкнута на Москву . Гельман также заметил, что Кама гораздо полноводнее и красивее Москвы-реки , а Пермь застроена негусто , что открывает возможности для широкомасштабного строительства без всякого ущерба для исторического облика города .
Уважаемый Алексей. У меня складывается ощущение, что Гельман согласен залепить любую глупость, лишь бы его обсуждали в ЖЖ. Если глупость окажется чересчур дикой, то её можно объявить приколом, а критиков - идиотами, которые спорят с шуткой. Вообще же разговоры о переносе столицы (о запрете смертной казни, о легализации проституции, о клонировании, об усыновлении детей иностранцами и т.д.) начинаются тогда, когда реально решать проблему никто не собирается.
Уважаемый Алексей. Роман Шишкова подробный и обстоятельный, но на мой взгляд - сусальный соцреализм. Не люблю раздавать такие оценки, но иначе сказать не могу.