Здравствуйте. Прочитал "БиМ", спасибо большое! 1. У меня постоянно появлялось ощущение, что это Ваша биография. А Вы не расскажите, как создавались образы Моржова и Щекина? Такое ощущение, что это один и тот же человек, но один начинающий жить, а другой - опытный (advanced), а еще есть такое ощущение, что один - это реальный персонаж (Вы), а другой, это то каким реальный персонаж, хотел бы быть (скажем Вы в своем сознании), или такое отношение, как у Стругацких с "Град Обреченный" человек - наставник. 2. А почему Вы не предлагаете для Костерыча альтернативный путь? Условно говоря, если его увольняют, он самостоятельно идет по школам и набирает людей, берет минимальную плату, в конце концов идет работать не по специальности, а в свободное время учит детей краеведению? Когда развалился СССР, государство перестало спонсировать турклубы и люди сами стали устраивать тур школы и походы, бесплатно для участников. Краеведение и спортивный туризм - вещи разные, но развитие может пойти по одному пути. Вы ведь тже работали в школе, ушли, а теперь пишите и публикуетесь. Почему Вы считаете, что Костерыч не может пойти против системы? 3. Очень интересная идея с пиксельным мышлением. Я знал про понятие мыслить шаблонами, но оно никогда не задевало меня. А здесь подумал и понял, что тоже отношусь к категории людей с четко выраженным ПМ. Интересно, одни люди мыслят ПМ, а другие анализруют ПМ и манипулируют людьми. 4. После прочтения очень захотелоь почитать Ваши ответы непосредственно по этой книге, но это очень тяжело. Вы бы не хотели систематизировать Ваши ответы? Если Вам нужна помощь, я бы мог сделать время-поглощающую часть. Спасибо за Ваше творчество!
Уважаемый Андрей. И вам спасибо. "Блуда" - конечно, не моя биография. Я работал в МУДО, но не ездил в загородные лагеря. Моя работа была чем-то средним между работами Моржова, Костёрыча и Щёкина: краеведение, походы и музей в одном флаконе. Я ушёл с этой работы, когда начальство закрыло мой музей: ему банально было лень каждый год возиться с документами о продлении аренды (бесплатной!!!) помещения, проще было отказаться от помещения и уволить сотрудников - это выдали за оптимизацию и получили премии. Я категорически не согласен с вашим предложением относительно Костёрыча. Человек имеет образование педагога, он педагог по призванию, он всю жизнь работал педагогом и рассказывал детишкам о родном крае. Почему этот человек должен искать подработку, делать что-то бесплатно и так далее? Соглашаться на подобное - значит, соглашаться с тем, что государство и должно быть таким, какое есть. Это означает "я уж поработаю бесплатно во благо нации, пока вы, господа чиновники, спокойно доворуете то, что осталось". Костёрыч - не борец, но ведь не все же должны быть борцами. А то, что в его кружке мало детей, - результат недофинансирования и низкого статуса образования как такового, а не костёрычевых недоработок. Ох, вспомнил МУДО, и тошно стало... У меня самого по нормативам на занятиях в кружке должно было быть 15 человек, а имелось только 8 стульев. Но это ещё цветочки того идиотизма, который процветает в нашем образовании, и дополнительном, и основном. Например, я не имел права отпускать ребёнка домой одного, без себя, если ему надо ехать на автобусе: а что делать, когда детей - 10, всем на автобусы в разные стороны, и у меня через 15 минут - другая группа? Бредятина... Конечно, я вкладывал в героев многое от себя, но не тождественен никому из них. Почти все они имеют прототипов. Систематизировать ответы на сайте - дело, конечно, хорошее, но для этого я должен сидеть рядом, а такое - невозможно. Да и времени нет.
В вашей дискуссии с культурным министром появился еще и Гельман. Констатировал, что хамите, и рекомендовал Борису разглядеть, кто там за вами. Интриги ужасающие. Жалко, если ваш проект канет в культурном неопермском нынешнем слое. А кроме бюджета, никто не желает его поддержать? Грустно от этого. До такой степени нас привязали к желаниям чиновников, что и в мыслях ни у кого нет патриотичный проект поддержать. Может, разложите его подетально (что к чему) у себя, да и предложите желающим помочь. Или такой вариант не проходит нынче в России?
Уважаемый Константин. Ну, да, Мильграм завалил мой проект. Назвал чересчур дорогим и вторичным. Бизнес-план он не затребовал и не увидел, что цена книги была бы 400 рублей, а не 2000, как билет на спектакль "Сцены-Молота". 16 миллионов на обучение 20 заключённых компьютерной анимации - это Мильграму нормально. То, что в России нет аналогов проекту зонирования региона по смыслам, Мильграм вообще не понял, как не понял, что картинки в книжках должны сопровождаться текстами наших авторов. А может, и понял, но дела это не меняет. Огорчает даже не отказ. Огорчает то, что в голове у Мильграма укладывается, будто вместо 8 книг с авторскими текстами и авторскими фотосессиями можно провести фотовыставку. Что для Мильграма Пермский край - это набор открыток, а не смыслы и не творчество. Я уже писал, что хочу сделать этот проект на тех же правах, на которых делают свои проекты в Перми московские деятели. Именно этот проект, а не то, что в нём понял Мильграм. Без худсоветов при министерстве, без всяких "ку!" в виде выставки-презентации и так, как задумал я, а не Мильграм. Представьте, что Гельману Мильграм говорит: идея твоей выставки хорошая, хотя и вторичная, но сначала ты издай роскошный каталог, мы тут посмотрим, как его в Перми покупают, и если покупают хорошо, а каталог нам понравится, тогда через год пойдёшь на конкурс состязаться с теми, кто сделает твой проект дешевле тебя, а я тебе ещё укажу, каких художников тебе надо будет взять. С Гельманом такого не бывает, он сразу получает всё. Но и со мной такого не будет, хотя я не получу ничего. Отдельно неприятен иезуитский намёк Мильграма на Продюсерский центр "Июль". "Июль" - это контора, которая сделала "Хребет России", фильм и книгу. А конторы, которые разворовали проект "Пермь как текст", называются Пермский минкульт и Лига юных журналистов. И Мильграму ли это не знать, когда один его зам - Вайсман - сбежала, а другой зам - Протасевич - пойдёт под суд, и сам Мильграм ходил на допросы. Название "Июль" в этом деле не звучит. "Июль" имеет такое же отношение к "Перми как тексту", как моё имя на обложках книг этого проекта к воровству Вилькевича и Вайсман. Я не буду искать на проект "Артемий Бабинов" частных спонсоров. Во-первых, потому что их не ищут Гельман, Бояков, Лебедев и прочие. А во-вторых, потому что спонсоров я ищу на свои личные проекты, а этот - коллективный. Для пермских фотохудожников, писателей и поэтов. Мне интересно было бы поработать в их компании, им интересно было бы получить авторскую книгу, а краю интересно было бы обрести уникальный презентационный проект и культурное зонирование, над которым безуспешно бьётся наше Минэкономразвития, которое не понимает, что культурное пространство осваивается деятелями культуры, а не туроператорами. У меня вполне хватает своей работы, так что я не стану мелочиться, сшивая кафтан из лоскутков: либо сразу так, как придумано, либо никак.
Здравствуйте, Алексей Викторович! У меня не вопрос, а информация. Может быть, Вам будет интересно узнать, что в г. Омске состоялась премьера спектакля по Вашей книге "Географ глобус пропил". Я сама родом из этого города, поэтому очень рада за омичей. Можно посмотреть здесь: http://www.omsknet.ru/5ththeatre/ http://www.omskmama.ru/ С уважением, Наталья. Москва.
Уважаемая Наталья. Я знаю о постановке "Географа" в Омске. И спасибо вам за ссылки, очень интересно.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Жалко, что мой немецкий коллега (учитель русского языка из Берлина) не смог с Вами лично познакомиться в этот приезд. Но он купил Ваши книги и следит за Вашим творчеством. Я же продвигаю в моей (и когда-то Вашей) школе номер 1 маленький проект "Пермские дети читают детские немецкие книги." Проект поддержали в Германии. Если у Вас есть желание с ним ознакомиться... Наташа Барентин
Уважаемая Наташа. Спасибо. Удачи вам. Но боюсь, что это совсем не моя епархия...
Здравствуйте, Алексей Викторович! Проясните пожалуйста вопрос. С историей Перми Великой ведь связана не только Чердынь, но и Усть-Вым (Вымь). Территориально они находятся недалеко, но Усть-Вым это уже Коми. Сохранилась ли какая-нибудь связь между Чердынью и Усть-Вымью? есть ли между ними более-менее приличное автомобильное сообщение? есть ли какие-то культурные связи? Вообще интересно конечно съездить в те края. если Вы сами были в Усть-Выме(Выми) - какие впечатления у вас остались об этом месте?
Уважаемая Ласточка. Усть-Вымь - столица княжества Пермь Старая, основанного, условно говоря, Стефаном Пермским около 1380 года - лет на 80 раньше Перми Великой со столицей в Чердыни. Усть-Вымь находится в республике Коми на месте впадения реки Вымь в Вычегду. С Усть-Вымью я заком лишь по книгам и интернету, сам там не бывал. Никакого общения этого района с Чердынью нет, дорог нет вообще. Раньше существовали пути - по реке Вишерке и Чусовскому озеру через Бухонин волок и по Северо-Екатерининскому каналу, но "раньше" - это 19 век. Это совершенно "глухой угол".
Алексей, здравствуйте! Я большой поклонник Вашего романа "Сердце пармы". Скажите пожалуйста, помогите найти произведения каких-либо авторов которые пишут подобные произведения, такие же глубокие, затрагивающие самые глубокие пласты нашей русской души? Подобные захватывающие исторические романы по родной истории, граничащие с фэнтази.
Уважаемый Михаил. Увы, ничего не могу вам подсказать. Не потому, что "Сердцу пармы" нету равных, а потому что в последние годы очень мало читаю художественной литературы.
Алексей Викторович, немного запутался в Вашей библиографии. Не могли бы Вы указать порядок и годы написания Ваших первых работ? А то в Википедии, например, "Земля-Сортировочная" датируется 1989 годом, а в подписи к ней стоит 1991-й. Интересно также, были ли у Вас совсем ранние работы, нигде не опубликованные? И если да, планируете ли Вы их опубликовать? Спасибо!
Уважаемый П. Я считаю, что эти фантастические опусы (которые очень люблю) - достаточное погружение в недра моего тёмного прошлого, про всё остальное можно забыть. А дат точно не помню. "Охота" - 1988, "Корабли" - 1991. "Сортировка" и "Хвостик" где-то между ними. Да какая разница?
Алексей, здравствуйте! Могу объяснить, почему они так сказали. Тут есть несколько моментов: Во-первых, кино очень технологичная штука. Поэтому любой бы постарался такой масштабный проект осуществлять недалеко от базы. Это вполне естественно и объяснимо. Во-вторых, есть такое понятие как кинематографичность натуры. Природа центральной России более кинематографична, чем природа Урала. По крайней мере, Суздаль с этой точки зрения точно выигрывает по сравнению с Чердынью. Но, тем не менее, это не агрумент для переноса съёмок туда. На Лазурном берегу ещё лучше картинка и что? Там снимать что ли? :) Ну и в-третьих, это закономерно, по-моему. Суздаль для москвичей территория освоенная и понятная. Именно, понятная! Это рядом, они там бывали. А тут всё дикое, чем-то пугающее. Люди другие, власти другие. Всё другое. В контексте самой книги забавная параллель. А если честно, я даже рад, что они отказались от проекта. Тогда точно было не время для этого фильма. И даже если бы сделали, получилось бы плохо. По ряду причин.
Уважаемый Леонид. Я с вами полностью согласен.
Уважаемый Алексей Викторович! Очевидно, что местная власть действительно должна относиться к собственному культурному потенциалу так же, как и к "московскому". Очевидно также, что когда Гельман, просто излагает идею и получает деньги, а Ваши проекты при этом отвергаются, это воспринимается Вами как оскорбление не только личное, но и неуважение всех пермских деятелей культуры (писателей, поэтов, фотографов). Но, почему Вам надо продолжать действовать как при лобовой атаке и утверждать, что обязательно надо делать местный проект "по-московски"? Если против лома нет приёма (а против Мильграма и Гельмана так и получается), то может быть имеет смысл сменить тактику борьбы? От того, что проект будет выдвигаться от группы деятелей культуры, а не только лично от Вас, он не превращается в просьбу о подачке. Это по-прежнему обоснованное требование выделять деньги из местного бюджета на развитие местной культуры. Вы же сами знаете, насколько люди власти хитры, изворотливы (иначе они не пробились бы к власти) и гениальны по части описок и отказов. Ну, получите Вы от Мильграма (если он вообще соизволит это сделать) отписку с отказом (по форме правильную, а по сути издевательскую), и что дальше?
Уважаемый Владимир. Вы правы. Я вообще во многих ситуациях завышаю уровень требований или упрощаю объяснения (но не критично). Но я действую так, как должен действовать пермский писатель Иванов. Не как возвышенный ценитель прекрасного, не как мудрый государственный муж и не как прагматичный бизнесмен, а как лично я. Я не сомневаюсь в том, что мои предложения продинамят, так не всё ли равно, в какой форме я их предложу? Я и предлагаю в той форме, которая мне представляется адекватной. Глупо соблюдать политес, когда это не решает ничего. Вон Лебедев публично обозвал пермских депутатов "м...ками", а они всё равно выделяют ему 50 миллионов на ПЦРД. Так что какие-то стратегии убеждения власти - вещь бесполезная. Успех просьбы определяют не стратегии просителей. У нас же не простая власть, а суверенная.
Уважаемый Сергей. Насколько я знаю, снимать фильм по "Географу" собирался Валерий Тодоровский. Будет ли реализован этот его проект, а если будет, то когда, - я не в курсе.
Здравствуйте, Алексей Викторович, я пишу "небольшую исследовательскую работу" о народах, населявших и населяющих Пермский край и Урал в целом. В связи с этим целых два вопроса: можно ли мне использовать цитаты из Ваших книг и статей, и какие еще источники информации Вы бы мне посоветовали?
Уважаемый Вячеслав. Пожалуйста, берите цитаты. А посоветовать я могу книгу Г.Н.Чагина "Народы и культуры Урала в XIX-XX вв.", Екатеринбург, изд-во "Сократ", 2002 г.
Алексей Викторович, рада, что вы меня помните. Идея понятна. Для меня (как человека по сути своей технократического) особенной музыкой звучит имя "Николай Славянов"? Вообще, то, что проект долгосрочный - это здорово, но это и будет основным контраргументом для минкульта. Они "процессы" не любят, они любят "залповость" (чтобы шуму и дыму побольше и чтобы все случилось при их жизни - а то вдруг их уже на посту не будет, и всю славу кто-то другой загребет). Вообще, думаю, официальный повод для отказа у Мильграма будет такой: бюджет на следующий год свёрстан, денег в нем на издательские проекты не заложено (а это действительно так!), а перебрасывать из других статей расходов и программ он не может (ха-ха!) без утверждения на ЗС. А вы не хотите сходить на прием к ОЧ и попросить денег не из бюджета, а из спонсорских карманов? Дукаревич (до того как сбежала) обещала нам такую схему для серии миниатюр и иллюстриров. энциклопедии "Имя Перми Великой" с поддержкой Уралкалия и пр. Может быть, ОЧ и поведется?
Уважаемая Ольга. Проект "Артемий Бабинов" - не долгосрочный. Всего год. Музей ГЕЛЬММ - более долгий проект, и фестивали - тоже. Но я уже подумал, что свёрстанный бюджет станет главной "отмазой" Мильграма. Губернатор знает про этот проект. Я ему рассказывал лично, он лично звонил мне и говорил, что проект будет поддержан, и ему же лично я посылал бизнес-план. С тех пор прошло 10 месяцев. Искать деньги у спонсоров - какой смысл мне тогда обращаться к власти? Я сам до этого, что ли, догадаться не могу? И у спонсоров я буду просить деньги на свои проекты, а не на общественные. А этот проект - "общественный": для пермских деятелей культуры, писателей, поэтов и фотографов, как и проект "Пермь как текст". На свои личные проекты просить деньги публично я не стану, это некрасиво.
Уважаемый Леонид. Каждый роман мне дорог по-своему. У себя из ряда всех остальных романов я выделяю каждый роман, и "СП" в том числе. Для меня важно, кто и как его будет экранизировать, но пока это не актуально, потому что никто не собирается.
Алексей! Какое-то раздражение почувствовал я в Ваших словах. Ни в коем случае не хотел Вас обидеть. Вопрос мой на первый взгляд может показаться тупым, однако я его не просто так задал. Лично мне мне кажется, что "СП" не так уж прост для экранизации (дело даже не в бюджете). Сам материал достаточно сложный. И опять же я, лично я, на Вашем месте далеко не каждому доверил бы снимать по этой книге фильм.
Уважаемый Леонид. Я понимаю, что критики или читатели вправе "выделять" один роман из числа всех остальных, но я - не критик и не читатель своих романов, для меня все они дороги. Вот это моё отношение вы и приняли за раздражение. Как автор, я могу говорить, чем романы "отличаются" друг от друга, но не "выделять" один из них за счёт остальных. Но это так, к слову. Я совершенно согласен с вами, что "СП" - непростой материал для экранизации. И доверялся режиссёру я бы с большой осторожностью. Но все эти вопросы решаются индивидуально. В каком-то случае можно пожертвовать своим произведением, как сделали Стругацкие для Тарковского. А в другом случае надо контролировать каждый шаг, как делал Зюскинд с "Парфюмером". Но без конкретных имён и без конкретных идей заранее ничего не решишь.