Уважаемый Владимир. Я бы не стал утверждать, что сооружение мегалитов - это некая древняя промышленность. Но то, что в идею мегалита входит смысл труда, который входит и в идею промышленности, - это бесспорно.
Уважаемый Владимир. Хотел бы. Но что вы желаете спросить?
Уважаемая Саша. А у меня нет мнения, я же не топограф. Я читал, что под горой Волчиха, хотя знак Европа-Азия стоит неподалёку от Курганово.
Уважаемый Алексей. По-моему, вы всё путаете. Для сказок не нужен никакой "материал". А Бажов не писал сказок. Какой всё-таки жанр вас интересует? Кстати, стилизациями я занимался немало - в "Золоте бунта" и в "Сердце пармы". Там многие мифы - моя выдумка. Можете считать, что это я писал сказки.
Уважаемый Алексей. На мой взгляд, такие книги должны создаваться под госзаказ. Не потому, что по велению души я бы не стал этого писать, а потому что почувствовал бы себя последним идиотом, умоляя какое-либо местное издательство выпустить такую книгу.
Сегодня разругался в ЖЖ. Обсуждали ваше творчество. Оппоненты сослались на мнение Толстой "у Иванова псевдонациональный кудрявый стиль". Я ответил, что в Толстой бродит интеллигентская западофильская еврейскоинтернациональная закваска, оставшаяся с тех пор, когда в СССР культурой заправляли евреи и все боялись великорусского шовинизма. Ваши две книги "Золото бунта" и "Сердце Пармы" я сравнил с книгами Николая Лескова (по стилю и наполнению), которого считаю наилучшим русским писателем. Но вопрос такой. Мнение ваше - что такое национальный стиль в литературе? И нужно ли русским стыдиться когда они пишут про славные ( и не славные) русские дела? Заодно ещё. Как вы назовёте выходца из Африки, если придётся к слову? Негр или афроамериканец, черно-тёмнокожий, афропермяк или ещё как-нибудь? Поганое слово толерантность, ваше отношение к этому явлению. Я почему про африканцев спрашиваю. У англосаксов (естественных врагов европейцев и славян) есть комплекс неполноценности перед ними, вот и прогибаются. А мы то причём? Я сам из крепостных. Спасибо.
Уважаемый Константин. Да, я уже читал отзывы Татьяны Толстой. Ну что сказать? Ещё на тех давних съёмках я почувствовал некую брезгливость по отношению к себе, и потому разозлился: если брезгуете, зачем зовёте? Это отношение вычитывалось и в вопросах. Я ведь не мальчик, чтобы тётенька-писатель спрашивала у меня, кто мои папа-мама. Это вопрос не о родителях, а о родословной - у дворняги. И вопрос зачем вы пишете? не философский, как кажется, поскольку Толстая как писатель знает, что ответа на него не бывает. Время показало, что моя тогдашняя злость была не от мнительности. Сейчас бы я нахамил, а тогда не посмел. Эта ситуация взаимонепонимания и сословная, и культурная. Сословные соображения я опущу. А культурные в следующем. Для Толстой в России есть только один культурный проект столичный. Все остальные, например, уральский, не самостоятельные, а ущербные столичные. Это устаревшее представление времён земства и хождения в народ . Столичный культурный проект возделан русской классикой, он уже не нуждается в средствах выразительности, он уже выражен. Поэтому средства выразительности лексика в первую очередь Толстой кажутся ненужными кудрявостями . Толстая, кстати, читала только Золото бунта , ей этого хватило. Горнозаводско-раскольничий мир Урала XVIII века для Толстой вполне тождественен подмосковным деревням времён Екатерины II, а для описания этих деревень новый лексический корпус избыточен, хватает Радищева. Отказывая Уралу в самостоятельности его культурного проекта (отказывая России в самостоятельности её разных культурных проектов), Толстая отказывает лично мне в оправданности художественного решения. В этом Толстая не одинока, более того, она тиражирует шаблонное великодержавное мнение. Я не говорю о том, что я великий художник, но и Толстая не великий читатель. В понятии национальный всегда большая путаница. Есть национальный как представитель нации. Я пишу о русских, коми, манси, татарах, башкирах я не национален в этническом смысле. Есть национальный как фольклорный, но российская школа фольклористики москвоцентричная, и по этой причине остались неотрефлексированы Бажов и Шергин, а социумы, которые они транслировали, исчезли, не-ухваченные специалистами (Бажов писал об институте заводских стариков - носителей горнозаводского фольклора, а фольклористы опрашивали бабушек об уральских вариантах русских былин). И есть национальный как функция от идентичности. Я национален именно в этом смысле. В смысле принадлежности к уральскому культурному проекту, а не сибирскому, поморскому, южнорусскому и т.д. Комплекса неполноценности у меня нет, иначе бы я и не работал по идентичности . А вопроса толерантности в данном смысле не существует.
Доброго здравия, Алексей Викторович! Пишет вам профессиональный геолог и этнограф-любитель. С большим интересом смотрел фильм и читал книгу "Хребет России". И прежде всего хочу пожать Вам руку за такой маштабный, фундаментальный и значимый для науки и культуры труд! Добавлю также, что почти во всех спорных моментах (читал дискусии на этом сайте) увидел правоту - на вашей стороне. А вопросы мои связаны с жанром книги, определенном как ИДЕНТИ. Человек я любопытный и, заинтересовавшись, долго раскапывал источники. Поскольку такого понятия не встречал раньше ни в научной литературе, ни в художественной. Розыскания вывели меня на статью Ю.Щербининой в журнале "Волга". Статья преотличная! Автор очень логично и убедительно раскладывает по полочкам ваш текст и объясняет его особенности. Я получил ответы на многие свои вопросы. Хочу узнать: 1. Вы читали эту статью? 2. Согласны ли вы с определениями и выводами Ю.Щербининой? 3. Существуют ли другие книги в этом жанре? (на счет "Альгамбры" и "Истории Лондона" - полностью согласен с автором). Извините за пространое послание. Кланяюсь и благодарю за книги. Иван Борисович Киянов, город Омск
Уважаемый Иван Борисович. Спасибо. 1. Статью я, конечно, читал. Она же есть на этом сайте. 2. Может, это как-то нескромно, но я со всеми выводами согласен. 3. Я думаю, что существуют, но немного. Хотя "с разгона" как-то ничего не вспоминается. Но есть ведь очень редкие жанры, например, миннипея, почему бы не быть "иденти", если несколько разных произведений системно схожи?
Уважаемый Алексей Викторович! Вы, наверное, знакомы с книгой профессора А.Л.Чижевского Земное эхо солнечных бурь . Он выявил и статистически показал закономерности, которые имеют место в распределении стихийных массовых явлений (в частности эпидемий) во времени в связи с солнечной активностью. Деятельность солнца в среднеарифметическом даёт 11-летний цикл. Если отсчитывать по 11 лет от 2012г. (будет максимум солнечной активности), то получается, что в 1770г. был тоже пик активности солнца. Пугачёвский бунт был в 1774 г. Может быть (если учесть, что 11 лет это среднеарифметическая величина) фактически именно в 1774 г. был пик солнечной активности? Это и послужило (в том числе) толчком бунта? Не причиной, а связью и толчком. Что касается 2012 г., то уже сейчас почти половина россиян (49 процентов) недовольна происходящими в стране событиями и испытывает готовность лично выйти протестовать. Такие данные в ходе опроса 19-20 февраля получил Фонд общественного мнения. Опрос проводился в 100 населенных пунктах. В нем приняли участие 1500 человек.
Уважаемый Владимир. Ну-у-у... не знаю. Я согласен, что есть влияние на историю неких планетарных факторов, но не настолько же прямолинейно. И Россия - ещё не вся планета Земля. До 2012 года остаётся немного, поживём - увидим. Если и в 2012 году будет продолжаться тот же тухляк, я у вас выиграл.
Уважаемая Анна. Боюсь, что вы несколько двусмысленно формулируете вопрос. "Русская церковь для русского народа" - это как "Москва для москвичей", а "Россия для русских"? И что значит "попытается играть"? А разве уже не играет?
Алексей, здравствуйте! Вы один из любимых моих писателей, я читала (и многие уже перечитала) все Ваши книги. Спасибо огромное Вам за Ваше творчество. Ситуация со спектаклем "История мамонта" заставила меня написать Вам. Я полностью на Вашей стороне в конфликте. Но! Я смотрела спектакль 4 раза, я сводила на него детей, родителей, друзей и коллег! И собиралась еще и еще! Это ЕДИНСТВЕННЫЙ спектакль, который передал ощущения от книги так точно! Вы его видели? Его нельзя запрещать. Поставьте свои требования публично, ЛЮБЫЕ требования и мы их поддержим! Поймите, люди, которые смотрят такой спектакль, становятся счастливее, добрее!! Хамство продюсера - это недопустимо. Что сделать, чтобы вы сняли запрет? Заставить продюсера публично извиниться? Мы будем тогда писать продюсеру. Не убивайте спектакль, дайте шанс. Приношу извинения за эмоции и беспокойство.
Уважаемая Мария. Спасибо за хорошие слова. Но в ситуации со спектаклем ничего не изменится. Мне не нужны общественные кампании и покаяния. За то, что случилось, уже принёс свои извинения А.А.Калягин - который тут, конечно, ни в чём не виноват, но зато ясен масштаб личности человека. Сравнивая поступок Александра Александровича с поступками г-д Лавровских, я понимаю, что закрыть спектакль - решение правильное.
Уважаемый Алексей Викторович. На днях вновь перечитывал давно любимого "Географа". И вдруг всплыл резонный для туриста-водника вопрос. Реки Поныш и Ледяная настоящие или придуманные? Если они реальны, тот маршрут, которым сплавлялись герои, он только в паводок проходимый? И порог - интересен для "покатушек" - на сколько он длинный, удобен ли в обносе, для вторичного прохождения? Понимаю, вопрос, может, и дурацкий. Просто про Карелию известно практически все, а про Урал мало что знаю. Сплавился в мае 2010 г. по реке Нугуш, красиво, местами очень, но и все, собственно.
Уважаемый Григорий. Река Ледяная - это, в общем, Чусовая. Проходима в любое время года. Река Поныш - Вильва (хотя у Чусовой есть приток Поныш). Вильва проходима только весной. На Чусовой порогов нет, на Вильве есть несколько, но скромных. Под Долгановским порогом я имел в виду порог Ревун на Исети. Вот он как раз удобен для "покатушек", там весной тьма туристов: близко к станции и городу, дорога вдоль порога (этот порог фигурирует в фильме "Золотая баба"). Ещё известные пороги Урала - Яманташ на Сакмаре и Кассык на Зилиме, но они труднодоступны. И категория - троечка весной. На Нугуше я не был, хотя знаю эту речку. Для сплава можно рекомендовать в Пермском крае - Чусовую, Усьву и Койву, в Свердловской области - Чусовую, Сергу и Реж, на южном Урале - Уфу, Белую, Ай, Зилим, Юрюзань, Инзер, Сакмару, Зилаир. Все они весной быстрые и круглый год скалистые.
Уважаемый Георгий. Да, я знаком со стихами Бориса Рыжего и высоко ценю их. Мне интересна и личность Рыжего. В молодости у меня были друзья-студенты из Екатеринбурга, похожие на Рыжего (только не поэты, а потенциальные учёные, я же околачивался на биофаке УрГУ): золотые медалисты, интеллектуалы, пьяницы, дебоширы, бабники и настоящие мужчины. В том числе и самоубийцы. Это очень интересный екатеринбургский тип человека. Этот тип мне интересен до сих пор. Во многом к нему относятся Ванька Симаков из "Общаги" (1992 год) и Борис Моржов из "Блуды" (2007 год).
Уважаемый Алексей Викторович! Позвольте обратиться с насущным вопросом. Нельзя ли как-то выложить на ваш сайт в раздел "Литературоведение" статью Ю. Щербининой ("Вопросы литературы") о прекрасном романе "Блуда и МУДО"? На сайте Журнальный Зал (электронные версии литературных журналов) ее нет, а на вашем сайте против последнего упоминания фамилии "Щербинина" почему-то пустое место, хотя остальные тексты этого автора присутствуют. Но публикация Щербининой едва ли не единственная толковая и внятная по этому роману (да не обидятся на меня другие исследователи), и она периодически востребована моими студентами и коллегами. Заранее благодарны. Светлана Громова, преподаватель вуза
Уважаемая Светлана. Спасибо, в том числе и за отзыв о сайте. Со статьёй Ю.Щербининой о "Блуде" какая-то колдовская история: она слетает в третий, что ли, раз. Постараюсь поставить её снова. Я тоже считаю, что это самый адекватный отзыв о романе.
Уважаемый Александр. Я закрывал спектакль не для того, чтобы открывать его снова.
Уважаемый Алексей Викторович! В Ярославских магазинах смог найти все ваши книги, кроме "Дороги единорога". Почему столь мал тираж, всего 1000 экз.? Будет ли эта книга переиздаваться и если да, то как ее можно приобрести.? Планируется ли к переизданию книга Меssage-Чусовая с дополнениями, о которых Вы говорили отвечая на вопросы читателей в этом году? И когда нам ждать вашей новой книги про Пугачевщину? Нам, вашим почитателям, хочется Вам пожелать успехов дальнейших и поблагодарить еще раз за жизнеутверждающее творчество
Уважаемый Григорий. Спасибо. А вот с книгами трудно. "Дорогой единорога" я горжусь, это новый формат подобных текстов. Но её не переиздадут, пока в Перми творится то, что творится. А потом ещё долго денег на культуру в Перми не будет. "Чусовую" "Азбука" хотела переиздать, но не хотел я. Текст нужно переработать очень сильно. Однако "Азбуке" это не нужно - тратиться фактически на новую книгу. А переиздать на Урале нет возможности. Книга про Пугачёва будет готова не раньше осени, но по опыту могу судить, что издадут её, скорее всего, только к следующей весне.