Уважаемая Наташа. Ориентировочно "Хребет России" должен выйти осенью 2009 года на Первом канале.
Здравствуйте Алексей Викторович! Кирилл Серебренников на встрече со зрителями после просмотра фильма "Юрьев день" высказал свое мнение про критиков: "... вот нет такого понятия критика , есть несколько разных людей. Они настолько разные, они по-разному одеты, по-разному выглядят, говорят на разном русском языке, говорят разные, противоположные, подчас, вещи, и Знаете, я очень толерантным научился быть к этим людям. Мне их жалко. Мне жалко их неправильно направленных эмоций, понимаете, не туда. Мне жалко их пыла, мне жалко, что они так кипятятся. Но это же всего лишь целлулоид, это всего лишь артисты." Правда, хорошо сказано? О наболевшем.) И ему тоже, похоже, не хватает нормального обсуждения. Не с кем просто обсудить. Услышал вдруг от зрителя интересное рассуждение о фильме - так он даже не стал вступать в диалог, настолько обрадовался что только и мог сказать: "Я безумно вам благодарен, вы какие-то сказали слова, сейчас очень важные, и точные. Уже счастье, что я это услышал, так что спасибо вам большое." Также мне очень нравится,как сказал Андрей Звягинцев после обсуждения с Городоном "Изгнания" : "Я не согласен с Кириллом Серебренниковым , что фильм рождается в обсуждении критиков. Фильм рождается - в сердце зрителя. И там он - или рождается , или умирает." Примерно так сказал. (А с Кириллом Серебренниковым была предыдущая программа, но моя первая цитата не оттуда). Правда, сам Звягинцев ОЧЕНЬ внимательно слушал весь ход обсуждения. Думаю, что то здесь речь идет о фильме - можно также отнести и к книге, и к спектаклю. Вот вы как думаете - где рождается книга, в обсуждениях критиков или в сердце читателя? На чьей вы стороне - Кирилла Серебренникова или Андрея Звягинцева?
Уважаемая Ласточка. А я на обеих сторонах - и на третьей тоже. Книга, конечно, рождается в сердце читателя. Но путь к сердцу она находит из культуры. А в культуре она появляется благодаря критикам. Если критики дружно скажут "дерьмо!", книга не появится в культурном "обороте", не найдёт пути к сердцу читателя и не родится, хотя и могла бы. Лично я кое-какие книги я прочитал благодаря рекомендациям критиков. Если бы они не рекомендовали прочесть, то я бы многое потерял. Но от того, что я прочёл - не прочёл, а критики похвалили - поругали, в книге ничего не изменилось. Объективно критики существуют не для ответа на вопрос "хорошо или плохо?" (как они сами думают про свою роль), а для ответа на вопрос "быть или не быть?". За что им такая честь - не знаю. Но она имеется априори, потому в критику и лезут все, кому не лень.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Я большой Ваш поклонник, все книги, что купил и прочел, ушли гулять по рукам друзей и близких (почти все мы из туристической среды, так что успех, например, "Географа" был прогнозируем). Спасибо Вам за упырей. Мне кажется, сцена отъезда из лагеря и прощание на перроне одна из, ну если не ключевых, но очень важных. Есть в ней что-то, что-то простое и главное. Так ли это? И еще. Щекин. Совершенно потрясающий и реальный тип. Делай что должен и будь что будет. А Цой, мать вашу, жив! Спасибо.
Уважаемый Максим. Спасибо. Конечно, сцена на перроне очень важная. Потому что показывает, ради чего весь сыр-бор загорелся: ради упырей. Герои, которые не работали на эту цель - плохие. Которые работали - хорошие, пускай даже их фамилии Моржов и Щёкин. А Цой и вправду жив.
Алексей Викторович, что такое парма и почему она пишется с маленькой буквы - догадаться было не сложно. Ошибка издательства - тоже понятна и даже не удивительна. В сомнение нас ввёл Максим Кронгауз. Ему то мы привыкли доверять, а он в своей книге упоминает именно Сердце Пармы . В следующих изданиях эта неточность в написании будет учтена, или это для Вас не принципиально? Светлана.
Уважаемая Светлана. Специфика книгоиздания такова, что следующее издание может быть только в другом издательстве. Всё, что будет издавать "Азбука" - пусть с другой обложкой, пусть вместе с кем-то ещё, - всё будет сохранять те же самые ошибки, потому что никто не будет править файл. Парма с большой буквы - не самая страшная из ошибок. Например, в "Золоте бунта" с ошибкой написаны очень многие старинные слова. В авторском файле они стояли с ударениями. Но ударения убрали, только вот не учли, что редакторская программа "о"-ударное автоматически переделывает в "у". И все слова с "о"-ударным искажены. Например, если бы я поставил ударение в слове "корова", компьютер написал бы "корува". Таких "корув" в книгах масса. Это обиднее "пармы", хотя и "пармы" тоже жаль.
Многоуважаемый Алексей Викторович! По роду моего увлечения (поиск с металлодетектором) я являюсь кладоискателем. И, кстати, достаточно успешным. Живу я в Курском крае, известном своей богатой историей. К чему мое вступление. Я учитель истории по образованию, люблю хорошую литературу. Прочитав Ваши произведения, хочу особо отметить "Золото бунта" и "Сердце пармы". Ничего подобного им за последние лет 20 никто не создал. Меня очень сильно зацепили места в романах, в которых прямо или косвенно упоминается кладоискательство. Ну, например, Бакирка-пытарь, или бугровщики... ведь они были предтечами современных археологов. Нет ли у Вас желания написать отдельное произведение, посвященное этой тематике? Я и мои коллеги-поисковики были бы благодарны за такую книгу. Спасибо за ответ. P.S. Испытываю какой-то приятный трепет, от того что пишу Вам. Простите, все никак не привыкну к тому, что сейчас благодаря Инету можно общаться с любым человеком на планете.
Уважаемый Петро. Спасибо. Да, кладоискатели, бугровщики, пытари - предшественники археологов. И было бы очень интересно написать книгу о современных кладоискателях. Лично я писать такую книгу не собираюсь (пока), хотя всё возможно. Это такая тема, от которой всегда разыгрывается воображение и как-то волнуется в груди.
Добрый день, уважаемый Алексей! Совсем недавно открыл для себя Ваши произведения, но влип сразу. Наверное, неудивительно: родился и до 15 лет жил на Урале, затем, суммируя интернат при МГУ, мех-мат и 11 лет вертолетного КБ 18 лет общаги. Так что и уралец, и общажник вполне профессиональный. Махом проглотил все очерки Уральской матрицы и многое, подспудно ясное и интуитивно очевидное, обрело для меня границы, формулировки и выводы. Последние годы, приезжая в родной Каменск, ощущаю себя обкраденным супермаркеты и банковские офисы вместо памяти. Только старый центр, одноклассники и малорослые хрущевки спасают. Поэтому Матрица для меня крайне важна как некий канал связи. В связи с этим два вопроса: 1) планируете ли Вы продолжать эти очерки? (что равно вопросу все ли признаки или культы сформулированы?) 2) в прямой аналогии у математической матрицы (а слова и термины, мне кажется, не случайны) - существует детерминант число, вычисляемое однозначно и несущее определенное значение. Есть ли такой аналог у уральской матрицы главный, безусловно генеральный, базовый культ или признак (при необходимом наличии остальных, но все же менее важных)? Если есть, то как Вы думаете, можно его сформулировать? Спасибо. Неугодников Алексей
Уважаемый Алексей. Очень приятно отвечать на вопрос, сформулированный с такой академической культурой мышления. Извините за комплимент. 1. Продолжать очерки я не планирую. Но планирую продолжать тему. Сначала - более-менее подробно разверну её заново и немного иначе в фотокниге "Хребет России". Потом - в задуманной большой книге "Уральская матрица" (если этот замысел будет воплощён). Мне сложно сказать, всё ли я отметил и сформулировал. Видимо, в пределах моей компетенции - всё. Но это субъективное ощущение. Для объективного нужен диалог, которого пока нет. 2. Термин "матрица" я использую не в математическом и даже не в культурологическом, а скорее в художественном смысле. Но детерминант, мне кажется, есть. Этот детерминант - "выбор Ермака", то есть, решение ключевого вопроса о сущности свободы личности. Сформулировать его можно так: "дело превыше всего". Превыше справедливости, богатства, славы, любви. Такой детерминант определяет систему ценностей - этическую и социокультурную.
Уважаемый Олег, спасибо. Я собираю все свои ошибки, чтобы исправить их в следующем издании - которое, я надеюсь, когда-нибудь, да будет.
Уважаемая Светлана. Парма - это тип рельефа местности (например, сопки, или степи) и тип растительности (например, тайга, или дубрава). Название романа можно уподобить "Сердцу сопок", "Сердцу степи", "Сердцу тайги", "Сердцу дубравы". Везде второе слово - с маленькой буквы. То есть, правильно - "Сердце пармы". Это название придумали в московском издательстве "Пальмира". Компьютерная программа автоматически переправляет слово "парма" на "Парму" - ну, на название итальянского города. Видимо, те, кто готовил книгу к печати, не прочитали её и не знали, что речь в романе идёт не об итальянском городе, или прочитали, но не удосужились отследить ситуацию при издании.
Здравствуйте, Алексей! 4 месяца назад мне порекоммендовали "Сердце Пармы". Прочитав его, сделался вашим фанатом и с тех пор прочитал все, что написали, кроме "Земля-Сортировочная". Мне кажется, Ваш взгляд на историю и судьбу города Перми и Пермского края разделяет большинство пермяков. К тому же, благодаря Вашим произведениям, Вы стали одним из самых знаменитых пермяков современности. Я это вот к чему. Не хотите ли попробовать баллотироваться в мэры или депутаты? Понимаю, что писать и управлять городским хозяйством - две большие разницы. Но ни у кого из сегодняшних политиков нет искреннего стремления, как у Вас, видеть Пермь гармонично развитым городом. Может попробуете?
Уважаемый Владислав. Спасибо. Но идти во власть - нет, увольте. Я не умею. Каждый, действительно, должен заниматься своим делом. А "хороший человек - не профессия". Я не думаю, что во власти все - злодеи и стяжатели (хотя, наверняка, процент таких велик). Но даже злодей и стяжатель может управлять городом так, что за город жителям не стыдно. Если этого не происходит, сдедовательно, дело не в злодействе и стяжании, а в непрофессионализме. А разве нашему городу нужен ещё один непрофессионал?
Здравствуйте, Алексей Викторович! Прочитала на сайте, что Вы в ближайшем будущем нас новой книгой не порадуете. Жаль, последнее время как-то вообще читать стало нечего, а Ваши книги я все прочла, кроме фантастики - это не мой жанр(об исключении ниже). Интересно было бы увидеть экранизации Ваших произведений - но лучше современных. "Золото" и "Парму", мне кажется, могут испортить. Намедни пошла в кино, увидела рекламу "Обитемого острова" по Стругацким и исполнителя главной роли - мрак и ужас! Не дай Бог подобное с "Золотом бунта" сотворить! Это должен быть очень качественный и дорогой проект, чтобы ничего не испортить. А как Вы считаете - экранизации все равно нужны, чтобы донести до широкой аудитории основную идею произведений так или иначе? И еще вопрос - личный - какой тип внешности Вам нравится - женский? М.быть какая-нибудь актриса и т.п. Всего Вам хорошего.
Дорогая pradagirl. Да, я считаю, что экранизации всё равно нужны. Даже плохие. Хотя хорошие, конечно, - лучше. Дело не в "донесении идеи", а в том, что любая экранизация "фиксирует" произведение в "текущей" культуре. А хотелось бы "зафиксироваться", потому что если бы не хотелось - незачем было и романы писать. А по поводу типа женской внешности... Не сочтите мои слова за кокетство или вежливость. Но ведь приятен, интересен, притягателен человек, а не тип. Я никогда не понимал выражений вроде "джентльмены предпочитают блондинок". Это какое-то животноводство - судить по масти.
Здравствуйте , Алексей Викторович! Созрел вопрос к Вам... Вчера перед сном погрузилась в "Золото бунта" и ясно ощутила, чего не хватает! Иллюстраций... Да, я многие фотографии видела в интернете, многие изгибы Чусовой, но вот именно те самые бойцы хотелось бы видеть, те самые каменные ворота и игольное ушко!.. Может быть, где-то в интернете собраны подобные фотографии? Почему в книги "Сердце Пармы" и "Золото" они не добавлены?.. Я понимаю, что это не журнал "Мурзилка", но хотелось бы узнать, намеренно ли вы так сделали, или просто так получилось. Спасибо!
Уважаемая Саша. Ведь книги издавал не я, а издательство. Формат не предполагает иллюстраций - ни рисунков, ни фотографий, ни карт. Увы.
Уважаемая Наташа. Вполне бы рекомендовал. Но, конечно, не как руководство к действию, а так, "для общего развития".
Уважаемая Venena. Пышностью обращения вы вгоняете меня в краску. А пишу я долго. "Сердце пармы", которое вы читали, я писал пять лет.
Здравствуйте, Алексей! Как и большинство посетителей этого сайта являюсь поклонником вашего творчества. Не все прочитал запоем, но так наверно должно и быть. В ответе на один из вопросов вы написали, что разочарованы тем, что читатель в полной мере не сумел оценить замысел "Блудо и муда" и вы на какое-то время перестаете писать произведения в духе реализма. Скажите, так ли это? и еще: знаю. что сейчас вы сильно заняты телевизионными проектами и не планируете писать что-то новое. Но думаю (а точнее надеюсь!) какие-то замыслы имеются. И не хотите ли вы написать роман, посвященный проблеме национализма в нашей стране? Понимаю абсурдность всего сказанного, но читателям очень нужны ваши книги.
Уважаемый Александр. Спасибо за добрые слова. Да, художественную прозу я пока писать не собираюсь, потому что занят с теле- и кинопроектами. Относительно "Блуды" я разочарован не тем, что "читатель не сумел оценить замысел" - чего его оценивать, роман не прилавок. Я разочарован тем, что "не состоялось разговора". То есть, тем, что "пролетел мимо кассы", что тема оказалась безразличной. А тема национализма меня не интересует, даже если все читатели с жаром подхватятся её обсуждать - как, например, тему нацболов или олигархов. Я не вижу тут материала для романа. То, что национализм - зло, понятно априори. Для чего писать роман? Проиллюстрировать само собой разумеющееся утверждение? Да книги и не пишутся "на тему". Они пишутся как "история", а потом уже понимаешь, на какую "тему" история была тобою рассказана.
Уважаемая Школьница. Как я вам "дам легенду"? Их количество - бесконечно. Всё равно, что попросить: покажите мне какую-нибудь звезду. Ну, возьмите что-нибудь про Илью Муромца и город Муром. Или я должен переписать текст?