Уважаемый Антон.
На это всегда стоит надеяться.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Я, наверное, надоел Вам уже со своими вопросами.
Просто, когда я задавал предыдущий вопрос, я имел в виду не столько персонажей романа, сколько их реальных прототипов. (А князя Михаила они с Раскольнтковым, конечно, бы тоже расстреляли, но только после помпезного судилища - ведь Рейснер была дочерью профессора-правоведа, да и Раскольников тоже любил внешние эффекты). Я хотел спросить, со всеми бы она смогла при случае договориться, даже с такими упертыми и склочными людьми, как Мясников? Ведь Бабель смог найти общий язык с будённовцами (хотя, конечно, 1920 год не 1918, но всё-таки), а его земляк Крайний с Сорокиным (тоже казаком, как Будённый, только терским) - нет.
И напоследок, два вопроса не про роман.
1. Как Вы считаете, нужно ли дискредитировавшие себя жанры фантастики (например, романы о попаданцах) - отдавать на откуп нейросетям? Ведь качество, полагаю, не сильно пострадает...
2. По поводу Вашего ответа на вопрос о законе о языке. Нужно ли бороться за частоту языка? С одной стороны, раздражает, когда люди с учеными степенями пишут в сетевых дискуссиях фразы вроде "Прекратите меня шеймить и хейтить!" (или из случайно услышанного разговора на улице "Этот человек занимается гроувингом в теплице. Я могу Вас с ним законнектить"), а с другой стороны, понимаешь, что возрождение "мокроступов", "дальнеглядов" и "шароката" нелепо...
Уважаемый Антон.
В мире есть вещи, которые в формате свободы существуют более успешно и полноценно, чем в формате несвободы. К этим вещам относятся и творчество, и язык. Поэтому их надо оставить в покое. Пусть развиваются сами, по своей внутренней логике. Хочется кому-то читать графоманские романы - пусть читают. Хочется уродовать язык - как говорится, бог им судья. Регулировать ничего не надо. Но оценивать - надо. Жизнь профанна, она создаёт докучливых монстров. Однако для их развоплощения существуют институции профессионалов, которые формируют норму. Общество и государство должно поддерживать эти институции, а не охотиться за монстрами. Монстры недолговечны, они сами сдохнут.
Уважаемый Антон.
Бессмысленно рассуждать о том, что не имеет смысла. А если бы князь Михаил Романов оказался у Раскольникова с Ларисой, его расстреляли бы или нет? А если бы на борту "Лёвшино" не было Кати, Нерехтин уводил бы пароход? А если бы Мамедов убежал, Алёшка оборонял бы орудие в Нобелевском городке? Таких вопросов можно напридумывать миллион. Роман - не компьютерная игра, где поведение героев определяется функционалом. В романе поведение определяется драматургией.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Спасибо за ответы на мои вопросы.
Согласны ли Вы с тем, что Горецкого погубил не только его эгоизм и самоуверенность, но и то, что, прежде всего, он оказался неумным человеком (равно как и Дорофей, и Никита, и Ваня Седельников, и мичман Знаменский)? И мог ли Знаменский повзрослеть, если бы не погиб вместе с Горецким?
Стафеевы - вымышленные персонажи или они имели реальных прототипов?
P.S. И еще о взрослении. В советское время тоже часто вспоминали, что герои Гражданской войны были очень молодыми (Щорс погиб в 24, Гайдар стал комполка в 17), говоря при этом, что "тогда взрослели рано". Но получается, что многие из юных красных и белых командиров оставались мальчишками с подростковой психологией. Просто когда я читал "Бронепароходы", мне вспомнилась одна история, произошедшая в Гражданскую войну в моем родном городе. Несколько улиц в центре Пятигорска носят имена погибших в 1918 году членов одного из советских правительств (Северо-Кавказского ЦИК): Крайнего, Власова, Рубина, Рожанского и Дунаевского. На мемориальных табличках информация о персоналиях заканчивалась стандартной фразой: "предательски убит". И мне, тогда еще первокласснику представлялось - вот шёл товарищ Крайний по улице, а кто-то выбежал из подворотни - да и разрядил ему в спину наган. Потом я узнал, что их всех расстреляли во время какого-то Сорокинского мятежа (еще позже я прочитал о нем в "Хождении по мукам", отметив, что обстоятельства А.Н. Толстой передал неточно). И только несколько лет назад картинка сложилась: недавний одесский гимназист Крайний (знакомый Ю. Олеши) и московский студент Власов (однокурсник Есенина) решили сместить комдива Сорокина, посчитав его ненадежным. Но люди Сорокина перехватили переписку и решили опередить оппонентов, сперва отправив Власова за семафор, а потом арестовали Крайнего (с примкнувшими Рубиным, Рожанским и Дунаевским - им всем и 30 не было), да до тюрьмы так и не довезли...
Уважаемый Антон.
В общем, согласен с вами. Горецкому не хватило ума остановиться вовремя: он решил заполучить и золото, и оборудование, и Катю. Об этом ему, кстати, сказал Мамедов.
Знаменский - слишком проходной персонаж, чтобы о нём рассуждать. Кроме пылкости и преданности Федосьеву, в нём ничего нет.
Стахеевы - реальные капиталисты. Это мощный и разветвлённый род, в котором были и пароходчики, и миллионеры, и даже писатель. Если не ошибаюсь, история с сокровищами мадам Петуховой из "12 стульев" - это история сокровищ Стахеевых. Найти информацию о самых известных представителях этого рода несложно (да хоть в Википедии). Но я, собирая материалы для романа, наткнулся на один факт: некий "И.Стахеев" в 1918 году организовал "банду" на пароходе и был расстрелян в Святом Ключе. Я перерыл всё, что смог, и не добыл больше никаких сведений об этом сюжете. Тогда решил, что вправе перепридумать его самостоятельно. Кстати, в реальности акции "Общества По Волге" купил купец Иван Шитов из Сарапула, а не представитель рода Стахеевых.
Уважаемый Олег Михайлович.
К сожалению - нет. Я не читаю и не рецензирую присланные мне произведения.
Добрый день!
Вопрос по следам вашего вчерашнего эфира для "Ридеро". Вы сказали, что не читаете современной художественной литературы, а все свободное время уделяете литературе специальной (видимо, исторической). (Может, правда, я неверно поняла, и классику вы все-таки читаете)). Это меня удивило, потому что я традиционно считается, что хороший писатель - это всегда и хороший читатель, что его слог формируется из книг предшественников и коллег). А еще, вкупе с этим, ваш рассказ о том, что все ваши контакты с внешним миром, всю "обратную связь" уже много лет фильтрует ваш продюсер (может, опять-таки, я не так поняла). Но ведь писательство - это переработка личного жизненного опыта, общения и прочитанных книг (?). Однако, если книг нет, а опыт/общение в известной степени дозируются, то, выходит, вы используете "старые запасы", оставшиеся с тех времен, когда вы жили, общались и читали "как все"? И вам, получается, их хватает? Заранее извиняюсь за ошибочную, возможно, трактовку ваших слов).
Уважаемая Ирина.
Поясню.
Продюсер "фильтрует" моё деловое общение, а не человеческое. Например, библиотека обращается ко мне с предложением провести встречу с читателями. С этим вопросом разбирается продюсер: определяет, будет ли мне это по пути и в какое время, отказывает - или же договаривается о встрече, держит в памяти уговор. Или другой пример: киношники хотят купить права на экранизацию. Все долгие переговоры о масштабах фильма и сроках, о правах сторон и всём прочем ведёт продюсер. И так далее. Подобного "технического" общения очень много, и я от него избавлен. А там, где требуется моё непосредственное участие, я участвую сам. Например, в общении на этом сайте.
В целом же, у меня абсолютно нормальная частная жизнь, и мне хватает личных контактов, которые подпитывают меня опытом общения.
Я не читаю современную литературу систематически, но кое-что, безусловно, читаю. Так что я в курсе основных свершений. Но с возрастом и с писательским опытом уже понимаешь, что литература не может быть материалом для литературы. И слог давным-давно формируется не достижениями коллег, а твоим личным пониманием драматургии речи. То есть сопоставлением фактуры события с техникой рассказа о нём. Ученичество у других - уже пройденный этап, теперь меня учит сама жизнь. Я говорил на встрече в "Ридеро": "надо видеть мир как текст". Вот этот текст я и читаю, не ориентируясь на чужие прочтения.
Так что дело не в "старых запасах" или "новых впечатлениях". Наращивание "информационной базы" уже не даёт желаемого результата, результат получаешь от совершенствования инструментария.
Надеюсь, я объяснил понятно.
Уважаемый Константин.
Нет, трагедия группы Дятлова как сюжет мне неинтересна. Я считаю, что тайна гибели дятловцев уже раскрыта, а драма описана сериалом: дятловцы погибли, потому что бы ли очень хорошими советскими людьми. Они спасали друг друга. Если бы спасались сами, как эгоисты, то многие бы выжили. Но так не поступил никто из них. Для меня об этой истории уже всё сказано.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Спасибо Вам за "Бронепароходы"!
А вопросы у меня такие:
1. Сюжетная линия с князем Михаилом - это отражение фольклорного сюжета о неблагодарном герое или развенчание образа "принца на белом коне"?
2. Всегда ли нужно остерегаться романтических персонажей (или людей, пытающихся выглядеть как они) в реальной жизни?
Уважаемый Антон.
Нет, к фольклорному сюжету линия князя Михаила не имеет отношения.
Я бы не сказал "остерегаться", но надо чувствовать фальшь.
Уважаемая Полина.
Возможно - если когда-нибудь мне будет по пути. Об этом вам надо договариваться с моим продюсером Юлией Зайцевой, её контакты на сайте справа.
Алексей Викторович, добрый день! Спасибо за "Бронепароходы". Читая, я сравнивал героев романа с персонажами других Ваших книг. Например, Нерехтина и Моржова. Казалось бы, ничего общего. Но в чём-то они похожи. У одного - команда-семья "Лёвшино", у другого - фамильон. И то, и другое выстроено вокруг ресурса (пароход и пластины), помогает людям в противостоянии с недружелюбным внешним миром (Гражданская война и провинциальная бесперспективность). И Нерехтин, и Моржов очень адекватны: не делают глупостей, умеют договариваться и вести себя с разными людьми. Но для Моржова как будто нет будущего: он весь в настоящем, и его фамильон не превращается в семью. А для Нерехтина - есть. В связи с этим такой вопрос: а можно ли было почувствовать Будущее в Ковязине середины нулевых и кем для этого нужно было быть?
Уважаемый Дмитрий.
Вы задали удивительный вопрос.
Ваше сопоставление Нерехтина и Моржова очень точное.
Будущего у "Ковязина" нет. Там всё построено на лжи, а ложь - фундамент зыбкий. Те, кто не лгут (Костёрыч и Щёкин) - маргиналы в любом социуме. "Блуду" я написал в 2007-м. Зная историю 2007-2022, можно сказать, что будущее в "Ковязине" есть у Лёнчика, Сергача и Манжетова. Будем надеяться, что только до 2023-го. А лично я - подобно Нерехтину - не могу определить, каким оно будет, будущее после дня сегодняшнего, так что и его агентов назвать не могу. Но я - подобно Нерехтину - знаю, что надо делать, чтобы будущее было достойным, а его агенты не сдохли в дне сегодняшнем.
Здравствуйте,уважаемый Алексей Викторович!
Большое вам спасибо за ваши книги, за огромный труд и усилия, которые требуются от вас, чтобы подготовить новый роман или книгу!
У меня вопрос по поводу сюжетного нюанса в книге "Сердце Пармы".
Когда князь Пёстрый подошёл к Искре, его рында Вольга попросился в разведку, потом Вольга присел у костра и заснул. И Вольгу уже разбудили пинком пермяки, когда началась атака московитов.
Через несколько страниц, когда вы возвращаетесь к Вольге в сюжете, описывается сцена, как Вольга и Зырян сидят вдвоём у костра в ночь перед атакой московитов. Вольга, после разговора с Зыряном, уже не смог заснуть до утра, пока не услышал звуки караульных в крепости.
Получается, что здесь так и неясно, что произошло с Вольгой: то ли он сидел у костра и уснул, совершенно случайно; то ли Вольга так и не смог уснуть из-за разговора с Зыряном, и умышленно не вернулся к московитам в ночь перед атакой на Искору.
Я читал ваши книги "Тобол", "Ненастье", Географ глобус пропил", "Золото бунта" - нигде таких нестыковок не было в сюжетных линиях, даже для второстепенных героев.
Буду искренне ждать ваш ответ, действительно, ли в этом моменте в книге "Сердце Пармы" имеет место указанная нестыковка с сюжете, как же провёл ночь в лагере пермяков рында князя Пёстрого Вольга.
С большим уважением к вашему творчеству, Дмитрий Кушнер.
Уважаемый Дмитрий.
Я дописал этот роман 23 года назад. Я уже не помню. Скорее, что нестыковка, потому что в намеренном запутывании читателя здесь смысла нет.
Алексей Викторович, добрый день!
Я студентка МГИМО МИД России и журналист университетского издания «Международник». Мы читали и проходили в вузе Ваши произведения ("Географ глобус пропил", "Сердце пармы") на истории новейшей русской литературы, и я бы хотела взять у Вас интервью для нашего журнала, по времени оно займёт около часа.
В каком формате и когда Вам было бы удобно встретиться?
С уважением, Ольга
Добрый день, Ольга.
Я не живу в Москве и пока не планирую давать интервью. Вообще об интервью надо договариваться с моим продюсером Юлией Зайцевой, её координаты здесь, на сайте, справа.
Уважаемый Игорь.
Сейчас я доделываю нон-фикшн книгу "Речфлот" - историю парового судоходства в России. Работы с ней ещё на полгода. Дальше планов не строю.
Уважаемый Евгений.
Нет, таких планов у меня нет.
Алексей Викторович, здравствуйте!
Знакомы ли вы были с поэтом Алексеем Решетовым? Его жизнь и творчество были связаны с Пермским краем, г.Березники и г.Екатеринбургом. Собираюсь выступить на городском поэтическом конкурсе со стихом Решетова. Хотелось бы знать о нем побольше. Екатеринбургскиц поэт Юрмй Казарин очень тепло отзывался о Решетове.
С уважением, Александр Бычков
Уважаемый Александр Иванович.
С Решетовым я знаком не был.
О Решетове есть очень хорошие книги:
Ксения Гашева "Решетов", Издательский центр "Титул", Пермь, 2020.
"Друзья расскажут" (воспоминания о поэте Алексее Решетове), Пермь, 2006.