Алексей, здравствуйте. Хотела поблагодарить вас за ваше творчество, с удовольствием читаю ваши книги. У меня есть вопрос. Я работаю в одном из магазинов книги в городе, последнее время спрашивают о вашей книге, под название "Хребет России", я нашла информацию, что эта книга выйдет осенью, а нельзя ли подробней, когда выйдет эта книга? Заранее спасибо.
Уважаемая Галина. Эта книга - "параллельный" продукт с фильмом "Хребет России". Хотя от фильма она будет отличаться кардинально. Фильм - малая часть того, что будет в книге. Но выйдет книга тогда, когда будет премьера фильма по телевизору - видимо, на Первом канале. Надо следить за рекламой на канале. Как появится реклама - можно заказывать книгу. Кстати, осенью у меня должна выйти и другая книга, про город Лысьву, - "Дорога единорога". Тема кажется не особенно интересной - но это не так. Я горжусь и "Хребтом", и "Дорогой".
Уважаемый Алексей Викторович! Хотелось бы просто поблагодарить Вас за ваши книги, особенно мною любмы и были перечитаны не раз "Географ глобус пропил", "Блуда и МУДО" и "Общага-на-Крови", герои этих произведений очень настощие, живые, реалистичные, а главное русские от мозга костей, мне кажется, вы живете в каждом из своих персонажей, скажите пожалуйста, так ли это? И стоит ли надеятся, что в конце "Блуда и МУДО" Моржов все же когда-то вернется в Ковязин? И еще раз большое спасибо за ваше творчество!
Уважаемая Дарья. И вам большое спасибо. Да, я действительно в своих главных героев много вкладываю от себя. Хотя разобрать конкретно - сложно даже мне. А вопрос про Моржова в общем не имеет ответа. Ведь Моржов исчез не из города Ковязина - он исчез из этого мира, из этой системы ценностей. Может быть, где-нибудь в параллельном пространстве, где не правят бал КВ, ДП(ПНН) и всякие Лёнчики, - там в тамошнем городе Ковязине Моржов живёт-поживает как ни в чём не бывало.
10 лет назад ходила на катамаранах с детьми по Чусовой от Мартьяново до Кына. Пользовались обычными картами и книгой Торопова. А в прошлом и текущем годах брали с собой книгу "Вниз по реке теснин" (3-х томник в 2-х книгах, Пермское книжное издание 2004 г.), которую одолжила коллега "напрокат". Какой замечательный путеводитель по Чусовой! Предполагаете ли Вы издать эти книги еще раз? Ведь все участники походов желают иметь ее у себя! А я, наверное, больше всех! С уважением, Ирина
Уважаемая Ирина. Большое спасибо. Вы очень льстите моему самолюбию. Но всё-таки я уже давно недоволен этим путеводителем. За прошедшие пять лет я нарыл много другого-интересного и уточнил многие погрешности. Конечно, мне хотелось бы, чтобы было второе издание - "дополненное и уточнённое". Но увы. Пермского книжного издательства уже нет в живых. Всемирное издательство "Ле Пти Фюте", которое собиралось заказать мне такой тутеводитель, передумало - потому что Чусовая объединяет два региона, Пермский край и Свердловскую область, - а такое объединение противоречит идеологии издаваемых маршрутов. Ну, а больше никто не заинтересовался маловыразительной и скучной речонкой Чусовой.
Интересно в этом окошке много ли знаков предусмотренно? Прочитала несколько дней назад "Географа..." Почувствовала, что автор - ровесник. Потом в этом убедилась. Ненавижу ровесников - потому что их почти нигде нет, какое-то мертворожденное поколение. Вы - редкое исключение. И в то же время, на Вас, против Вашей воли, лежит груз ответственности. Потому что начиная с 69-70 г.р. дано начать осознавать, что собственно происходит. Географ - инфантилен, он даже более, чем все остальные мужчины, вечно 12-летний. Не смотря на то, что пьет, курит и "пытается ужиться с женой". Я протестую против его философствований на тему, почему он отказался от Маши. Вовсе не потому, и не потому, а потому, что он все-таки взрослый, а она - ребенок. И должна сама, без его тесного вмешательства, пройти свой ребенковский путь, даже, если она зрелая во всех отношениях. Потому как у них есть главное отличие - у нее нет опыта и ей сравнивать не с чем. Нет чести в том, чтобы отказаться от близости с ребенком. Ну, это на самом деле, последствия рассуждений о "Лолите". Географ - это такой интересный персонаж. Он жил, пока был мальчишкой, а потом весь в пибаутки ушел. И из него получится чудесный псевдомудрый дед-весельчак. Которого будут считать чуть тронутым, но будут любить дети и животные. И никто от него уже ничего не будет хотеть, даже он сам, и он не будет на этот счет обманываться и тяготиться. Скажите, если можно, Алексей, Вам нравится переписываться с читателями? Или это пиар бородатого краеведа и символа Перми?
Уважаемая Яна. Судя по недавнему сборнику интервью Захара Прилепина "Именины сердца", не так уж мало писателей примерно моего возраста. Я ненамного отстал от того же, к примеру, Дмитрия Быкова. Теперь про Географа. Не важно, по каким причинам он не "взял" Машу: главное - сделал это сам и добровольно. И боюсь, что вы недооцениваете моего героя. Его прибаутки - типа "кто за ляжки, а мы за фляжки" - это просто прибаутки, а не мудрости земные. И Служкин не ушёл в прибаутки (вы повторяете аргумент его жены) - он ими отгородился. Конечно, он инфантилен. Но в отличие от прочих героев он - порядочный. Он не титан духа и не прочь бы согрешить, но всё равно вместо непорядочных поступков у него получаются только свинские - а это большая разница. И быть порядочным ему помогает его идеализм, который, в свою очередь, порождает и инфантильность. Инфантильность и порядочность - две стороны медали идеализма. А служкинский принцип "неимения залога" - принцип спасения тех, кто не может стремиться быть порядочным так же настойчиво, как он сам. Быть порядочным - это очень тяжело, это поведение настоящего взрослого мужчины, который мужчина не потому, что у него "квартира, машина и хрен в пол-аршина". Нежелание Служкина кому-то что-то доказывать - это не следствие его пассивности, а вполне взрослое осознание слабости человеческой природы, милость к близким. И горькое осознание того, что в нашем мире быть порядочным - стратегия бесперспективная. Делать такое дело, зная, что будешь оплёван, - примерно то же самое, что жить по христовым заветам, зная, что всё равно никогда не сравняешься с Христом; поэтому Служкин говорит о "святости в миру". По-моему, вы как раз и плюнули в Служкина - в точности по его ожиданиям от жизни. "Переписку" с читателями (хотя сайт - не "аська") я расцениваю не в категориях "нравится - не нравится", а в категориях "нужно - не нужно". Когда сочту, что, наверное, больше не нужно, - тотчас прекращу, сбрею бороду и сниму с себя регалии "символа Перми".
Напрасно, Вы поддаетесь на провокации, да еще на те, которые Вам не устраивали. Служкин - это я. Плевать в него, плевать в себя. Неужели Вы не поняли? Согласна, он не так прост, он уродился таким. Потому как я считаю нравственность штука врожденная. Кроме того, Служкин образован, силен, добр и стремится быть порядочным, не потому, что понимает, что "это хорошо" или "так надо", или "буду таким назло всем", а потому, что не может иначе! Хотя и понимает, что "стратегия эта бесперспективная", и прётся напролом со своими свинствами. У меня тоже был краткий опыт работы в школе и идеализм не дал мне там остаться. Потому что школа - это не работа, школа - это навсегда (во всяком случае в нашей стране). А прибаутки, хотя мной очень любимы, но однажды были вытравлены из меня уважаемой, тонкой и прекрасной, ныне уже, к сожалению, покойной, учительницей литературы. Она считала, что обилие цитат, пословиц, прибауток в речи - признак дурного тона и... не очень большого ума. Вот так и пришлось уживаться с небольшим умом, с дурным тоном, но без прибауток. Извините, о вкусах не спорят, но Дмитрий Быков - писатель не моего романа. Я бы очень хотела задать Вам еще один вопрос, который я не хотела бы видеть опубликованным в этой рубрике.
Уважаемая Яна. Рад, что мы с вами, оказывается, гораздо ближе друг к другу в оценках Служкина, чем мне показалось сначала. В такой ситуации ошибиться всегда приятно. А вопрос присылайте так же, как и этот, - я не буду его публиковать и отвечу в частном порядке.
Уважаемый Алексей. Не только вопросы наши трудные, но и Ваши ответы. Над некоторыми нужно подумать, поработать, например, как над мыслями о "естественном ходе вещей". Согласны ли Вы с недавним высказыванием Павла Лунгина о том, что человек, создан не для праведной безгреховной жизни, где за уклонение от праведности и за грехи с него спрашивается, а, возможно, для прохождения пути через грех для высшей цели - очищения души?
Уважаемая Галина. Я не думаю, что для человека очищение души может быть целью. В таком случае и греховность тоже как-то включается в цель: чем больше грехов, тем ослепительнее будет результат. Для такой цели грех просто необходим. Что-то в этой цели есть от лукавого. Разумнее просто делать своё дело, избегая - по мере возможности, - греха, и не вторгаться в чужую компетенцию - в компетенцию высшего суда.
Уважаемая Наталья. Такой словарь у меня существует - и для "Пармы", и для "Золота". Без него нормальное издательство не будет публиковать текст. Этот словарь на издательском языке называется "Корректорский лист". Для "Золота" я переформатировал его в человеческий вид, для "Пармы" - пока нет времени. Как сделаю - вывешу на сайте.
Уважаемый Алексей! Случайно наткнулся на книгу "Земля-Сортировочная" и очень проникло в меня "Корабли и галактики". Впечатлили объемы фантасмогорий. Не было ли у Вас планов написать продолжение? Ведь за прошедшие 18 лет с момента написания продолжения могут ждать тысячи поклонников. Да и Вы сможете его написать более опытным словом.
Уважаемый Жека. Планы были - но я их похоронил. И вряд ли эксгумирую. Для того, чтобы написать продолжение "Кораблей" (хотя я не люблю продолжений), надо вернуться на 18 лет назад - а это невозможно.
Уважаемый Ростислав. Что значит "реальные события"? Подобное - было, конкретно это - не было. С крыш бросались, из общаг вылетали, но ни Отличника, ни Серафимы не существовало. Что "в наше время такого нет" - не аргумент. В наше время и Бородинская битва невозможна, ну и что? А Отличник не сохранил своего "Дара". Он ошибся - так же, как и его друзья.
Здравствуйте, Алексей. Большое Вам спасибо за Ваши замечательные книги - мы с мужем на них "подсели". Это очень здорово, что есть такой замечательный писатель - Вы. Недавно я закончила читать "Блуду", и у меня осталось четкое впечатление, что историю про Моржова написал Щекин, что-то он знал, о чем-то догадывался, что-то досочинил... но будто бы он является неким летописцем жизни Моржова, и, оставшись без него, словно отдает таким образом (написав эту историю) дань своей дружбе с ним и любви к нему... - Было ли это частью авторского замысла или же это просто мое случайное субъективное впечатление? И еще хотела бы спросить - на Вашем сайте какое-то время назад была информация о фестивале "Сердце Пармы", контактные телефоны, а сейчас она исчезла. И нигде в инете я не могу найти. Не могли бы Вы подсказать, где их можно найти или как связаться с организаторами? С уважением, Елена.
Уважаемая Елена. Вы очень тонко и точно подметили суть "Блуды"... Конечно, в замысел подобные соображения не входили, но в принципе "Блуда" - это "щёкинское мироздание", а не моржовское. Спасибо вам за такую остроту читательского зрения. А к фестивалю "Сердце пармы" я теперь отношения не имею и в нём не участвую. Сайт организаторов есть, его адрес - если не ошибаюсь, - www.parmafest.ru
Здравствуйте, Алексей! Прочёл Ваш ответ Полине о Владимире Вестнике и будущем России (от 10/06). Хотел бы сказать пару слов. Дело вот в чём: и Вестник - существенно больше, чем системный аналитик, и концепция его - гораздо больше, чем концепция. И будущее у России - великое, причём никак не связанное с нефтегазом... хотя сейчас в это не всякий и поверит. Но большие перемены - они потому и большие, что трудно разглядеть, что там будет дальше. А сейчас - как раз эпоха Больших Перемен. Мне кажется, что Вы легко воспримете написанное Вестником. А кажется мне так потому, что, читая Ваши книги (с большим удовольствием читал, спасибо!), у меня было ощущение, что я смотрю иллюстрации к его текстам. То, что он обьясняет - Вы показываете. В несколько других терминах, конечно. Вестник обьясняет причины неизбежной победы христианства (вообще, монотеизма), несмотря на все его многочисленнейшие недостатки, над язычеством, несмотря на всю мощь языческой магии и на помощь родной земли - Вы показываете эту победу. Вы пишете о "пиксельном мышлении" - Вестник говорит о стереотипах и приводит множество примеров таковых, и не только в мышлении. Параллелей очень много... Прочитать можно, например, здесь: http://www.relgros.org/main/fileadmin/docs/knigi/Kniga_01.doc Пожалуйста, не примите за назойливую рекламу. С уважением,
Уважаемый Сергей. Спасибо.
Доброе время суток, Алексей!Прочла "Сердце пармы" почти безотрывно. Как открылась такая глубина материала? Сама коми по матери, финка по отцу, язычница в душе и православная по вероисповеданию, преподаватель русского языка - с болью ищу ответы на вопросы: куда подевалась наша история? Кто мы?
Уважаемая Tamara. Про "открывшуюся глубину" - я не знаю, что ответить. История наша никуда не подевалась, но изменился способ постижения. Если раньше историю надо было "найти" - ну, как города майя в джунглях, то сейчас - "идентифицировать" - то есть, вычленить из общего, открытого, обезличенного и глобального потока линии своей идентичности. А про "Кто мы?"... Отвечу с некоторым пафосом. Точнее, приведу надпись тех же древних майя, которой Иван Ефремов увенчал свою "Туманность Андромеды". Эти слова в духе древней пармы: "Ты, который позднее явишь здесь своё лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь: кто мы? Кто мы? Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь. Спроси землю, землю страдания и землю любимую. Кто мы? Мы земля!"
Алексей Викторович, а как Вы относитесь к мульфильмам типа "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"? С одной стороны, они, конечно, забавные, кроме того, в их пользу можно сказать, что они популяризируют героев отечественной истории, а не каких-нибудь спайдерменов, но не дойдём ли мы так до изучения истории России по комиксам?
Уважаемая Ольга. По-моему, мы уже давно изучаем историю России по комиксам. Впрочем, изучать её по мультикам - не лучше. В новыми мультиками по русским сказкам ситуация - на мой взгляд - непростая. С одной стороны, мы вбиваем себя в диснеевский формат. С другой стороны, мы преподносим себя миру в том формате, в котором мир и привык потреблять культурный продукт. В качестве экспорта такие мультики - вещь хорошая. Они хороши и в качестве работы для отечественных мастеров. Ну, а привычные нам мультики - они же никуда не делись, их можно смотреть, если не нравятся нынешние. В общем, я гораздо больше "за", чем "против".
Добрый день, Алексей. Занудствую в очередной раз. Дополню сообщение Андрея от 05.05. про семечки. Семечки завезли из Америки в Европу в 16 веке, в России они появились чуть позже - но только как украшение (подсолнухи). А вот щелкать додумались только в веке 18-м, да и то, по большому счету, на Украине. Как с картошкой, в общем.
Уважаемый Евгений. Степень читательской дотошности, конечно, восхищает. Но и я хочу восхитить хоть кого-нибудь степенью писательской увёртливости. В романе "Сердце пармы" 153415 слов. Слово "семечки" употреблено 1 (один) раз. Принадлежность семечек не указана. Давайте считать, что это были тыквенные семечки. Или тыкву в Россию завёз Пржевальский, и моя историческая компетенция опять пошла насмарку?
Алексей, добрый день еще раз. У меня к вам просьба. Хочу воспользоваться вашим сайтом и вывесить небольшое приглашение на сплав по Чусовой, по местам "Золота бунта". На моем родном е1.ру как-то вяло народ отзывается пока. В конце июля хочу (с женой и 3-летней дочкой) пройти от Усть-Утки до Усть-Койвы, чтобы зацепить самые интересные места, как с точки зрения описываемых, так и просто красивых. Ищу единомышленников, естественно, читавших "Золото бунта". Слав никоим образом не коммерческий. Байдарок нет, катамараны, если не найдем своих, то возьмем в аренду. Заброску-выброску тоже можно решить на этом условии. Сам я крайний раз с Чусовой - неделю назад. О Коуровки до Илима дошел (за выходные много не успеешь, а тут отпуск будет). Кому интересно, можно писать сюда (туристический форум Е-бурга), дабы обсудить поездку: http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=156&i=5846&t=5846 Спасибо. Был бы рад через ваш сайт найти "больной" народ.
Вывешиваю на сайт.