Уважаемый Алексей Викторович! Продвигаюсь в чтении Ваших книг. Прочитал повесть Победитель Хвостика , которую Вы написали в 1990 г. ещё при СССР. Читать было интересно. Чувствуется влияние повестей Стругацких. Эта повесть по стилю (а Вы свои книги пишете разным стилем) является предтечей Географа . Это именно тот стиль, который сделал Географа таким популярным. Согласны? Стиль лаконичный, выразительный, ёмкий и искренний. Так никто, кроме Вас, писать не умеет.
Уважаемый Владимир. Спасибо. Но мне хочется и соглашаться, и возражать сразу. "Хвостик" - типичная литературщина, но не сводите его к Стругацким. "Я знаю ваш секрет: вы меня не любите" - Стругацкие никогда бы не написали такую фразу, они - уверенные в себе парни. В "Хвостике" читаются и Кир Булычёв, и Юрий Коваль, и Зощенко, и Хармс, и Ильф с Петровым, и Шефнер. Литературный задор "Хвостика" именно в скакании по головам гигантов. Я не уверен, что популярность "Географа" объясняется только стилем. Но вы правы: от "Хвостика" до "Географа" дорожка прямая и короткая.
Уважаемый Иван. "Дорога единорога" - это документально-краеведческая, богато иллюстрированная книга. Вышла в Перми в 2009 году тиражом 1000 экз. В продажу не поступала. Переиздание не планируется.
Уважаемый Алексей! Из Вашей переписки с читателями узнала, что в Закамске закрыли дворец культуры и дом культуры. (я родилась в Закамске, прожила там 20 лет, училась в 83 школе, сейчас живу в Москве)Неужели закрыли дом культуры им. Кирова, или это "Речник"? С болью читаю в сми про Гельмана, и про Лебедева, неужели нет людей в нашем городе, которые могут воспротивится тому, что делают эти люди? У меня есть знакомые (по студенческим временам) в мин. культуры Пермского края, может быть можно что-то придумать? Какую-нибудь акцию?
Уважаемая Татьяна. Закрыли Дом культуры им. Кирова и Дворец культуры им. Кирова (вы же помните, какие у нас оригинальные названия). Клуб Речников давно уже - МУДО, то есть, дом пионеров, говоря по-старому. Я не знаю, работает он или нет, но, наверное, работает, не оптимизирован, так как его бывшая директриса ныне депутат, и даже один из самых рьяных - инициировала отмену выборов мэра. Те структуры, которые курируются столь прогрессивными деятелями, сами деятели обычно и ограждают от последствий своих новаций. В Перми есть сопротивление Гельману и Лебедеву, но не консолидированное и половинчатое. Причин - две. Во-первых, пермские деятели культуры всегда оставляют себе шанс замириться с москвичами, если те решать не топтать насмерть, а прикормить. Во-вторых, многие в Перми и вправду считают Гельмана и Лебедева высшими достижениями российского арт-процесса, чему подтверждение - участие в их проектах очень достойных людей, которые, правда, не в курсе, что их подставили. Уважаемая Татьяна, я ведь знаком и с министром культуры Пермского края, и с его замами. Какая ещё протекция может быть мне нужна в пермском минкульте? Пермская драма устроена не Гельманом и Лебедевым - они только рубят бабло и развлекаются, драма устроена министром и губернатором, которые оплачивают все художества гостей. Без пермских денег никакие московские деятели здесь бы не появились. А власть невменяема не только к акциям протеста, но и к здравому смыслу.
Здравствуйте, мне больно за то что гибнет "Горьковка", причем создается впечатление, что это делается сознательно. Просто не выделяются деньги на модернизацию. Это понятно, ведь Пермь должна стать цифровым городом. Мы, учителя, уже расплачиваемся за глупую, но такую инновативную идею, с электронными дневниками. Как помочь Горьковке?
Уважаемая Наталия. Я знаю о печальном положении краевой библиотеки имени Горького. Во главе нового креатива, как всегда, стоит госпожа Вайсман, а её деятельность определяется не мозгом, а карманом. На книгах не наживёшься, а на ридерах - легко. Исправлять дело, на мой взгляд, нужно в двух направлениях. Первое превращать библиотеку (и любую другую культурную институцию) в активный элемент общественной жизни. Горьковка работает с самоотдачей, но на книжной ниве, а надо на ниве публичности. Допустив гельмановщину, пермской культуре иначе уже нельзя. Второе направление борьба с властью. Власть беспощадно уничтожает культурные институции края. Кроме Горьковки , топор занесён над галереей, госархивом, музыкальными школами. На десятилетие как минимум вырублен из жизни краеведческий музей. В Закамске, где я живу, недавно закрыты и Дом культуры, и Дворец культуры, которые выстояли даже в 90-ые: добро пожаловать в подворотни, детишки. Надо бороться, иначе кирдык. Весной я имел большую беседу с руководством Горьковки , но, судя по всему, без пользы. Я предлагал принципы действий, которые сейчас озвучивать не хочу, чтобы не подвести людей, но не могу же я сам сделать за Горьковку то, что нужно делать Горьковке .
Уважаемый Алексей! Заранее извиняюсь за количество вопросов Вам, но, выражаясь примитивным языком знаковых сообществ современности, "спрос рождает предложение" - возможностью задать вопрос любимому писателю в таком формате сложно не воспользоваться. 1. Сохранились ли, по Вашим сведениям, живые традиции шаманизма и/или язычества на Урале? Имеете ли Вы опыт общения с шаманами и, более общо, имеете ли интерес к этой теме? 2. Есть ли на Урале известные Вам "места Силы" (изначальная терминология из книг Карлоса Кастанеды)? Совпадают ли они с местами древних святилищ, капищ? Какова Ваша версия происхождения "мест Силы"? 3. Как бы Вы объяснили существование НЛО, бороздящих воздушное пространство, в том числе и над Уралом? 4. Как Вы относитесь к "новой хронологии" А. Фоменко? 5. Какова, на Ваш взгляд, роль в истории современной России уральца Бориса Ельцина? Порождение ли он той силы, что (позволю себе несколько переиначить классика) вроде хочет блага, но совершает зло? И если да, то что же это за сила и как с ней бороться? 6. В каком месте и времени Вы хотели бы жить? 7. Ваши любимые кинофильмы? Сдерживаясь с трудом, остановлюсь на этом. Спасибо за Ваши книги. Спасибо за то, что Вы - такой, какой Вы есть. С великим уважением, Павел.
Уважаемый Павел. Спасибо за добрые слова. У вас много вопросов увы, поэтому я буду отвечать кратко. Оговорюсь, что на многие ваши вопросы я ответил в книге Хребет России . 1. Шаманизм и язычество не тождественные вещи. Язычества везде и всюду больше, чем христианства, ислама или буддизма. Женские бусы или любовь к родине это из язычества. Сугубо уральское язычество тоже фрагментарно сохранилось, отчасти оно сдрейфовало на бытовой уровень, отчасти в искусство. А шаманизма уже нет. Есть его отголоски в национальных поселениях у коми-язьвинцев, у марийцев Ирени, в башкирских деревнях, у манси. Рассказывать нужно долго и о разных вещах. К этой теме у меня интерес только как у писателя - но не как у читателя или, тем более, адепта. 2. Мне известно много мест Силы , их вообще немало. Какие-то из них совпадают с древними святилищами, какие-то нет. Но даже там, где имеется совпадение, культурная традиция утрачена, а поклонники Силы обычно не разбираются ни в истории, ни в культуре, ни в археологии. Классический пример эзотерики Аркаима, которые одну из сопок заповедника объявили "местом Силы" и переименовали в гору Шаманку, хотя у обитателей Аркаима шаманов не было. Я ни в какую Силу не верю, и на местах Силы в меня не били молнии, не являлись мне синие черти, и от тонких энергий меня там не раздувало. Кастанеду же я не осилил. 3. НЛО я никак не могу объяснить. Инопланетяне для меня слишком примитивное объяснение, какое-то несварение высокого и вульгарного. 4. К Новой хронологии я отношусь очень хорошо, хотя абсолютно не согласен с ней. Мне кажется, что Фоменко и Носовский открыли очень важный математический закон истории, какой-то принцип её цикличности, но неправильно интерпретировали в конспирологическом ключе и переборщили с деталями. 5. К Ельцину в целом я отношусь положительно, хотя какой он был фрукт все мы знаем. Но это человек великого дела. Никакой люциферовской подкладки в его деяниях я не нахожу, и злонамеренности тоже. А то, что его благие побуждения привели страну и общество на грань катастрофы, так в этом не один Ельцин виноват. Виноваты все. И он тоже. А бороться с этим самоубийством можно только тем, что стараешься жить по совести. 6. Меня вполне устраивает моё нынешнее место и время. 7. Я не люблю топ-листов. Они ни о чём не говорят. Предположим, я люблю фильм Хищник , смотрел его миллион раз. Это не значит, что фильм великий, или что я идиот. Просто это очень комфортная лично мне форма отдыха. И что в таком случае вам скажет обо мне или о фильме тот факт, что я этот фильм люблю? Если бы каждый вечер я был как огурец, я бы не любил Хищника .
Здравствуйте, Посмотрел "Хребет России", спасибо. Помимо содержания фильма было очень интересно увидеть места из "Пармы" - Чердынь, Пянтег, Гору Полюда. Вопрос по фильму: Правильно ли я понял что ничего не изменилось, "времена всегда одни и те же"? В СССР, в царской и современной России на Урале работают заводы. Владельцы заводов безраздельно владеют работягами, дают взятки чиновникам, особо не заморачиваются эффективностью пр-ва и тому подобной ерундой? Если "да", как считаете будет ли такой уклад принципиально меняться?
Уважаемый Константин. Упрощённо говоря - "да". "Времена всегда одни и те же". Хотя был период "иных времён" - от отмены крепостного права до отмены Российской империи. Эпоха "отстранения" Матрицы. Такой уклад держится на главном условии: несвободе работников. Она делает прибыльными экономически неэффективные предприятия. Когда порядок жизни в России изменится так, что несвободный работник окажется дороже свободного, начнётся прогресс - промышленный и социальный. Мировая конъюктура может объяснить Уралу и России, что подневольный труженик - это медленное самоубийство общества и государства. Но внутри общества неволя легитимна, она органична и желанна. Вот на это и направлена миссия культуры, миссия самоидентификации. Потому что на Урале жизненно необходимо развести два понятия: неволя у хозяина и неволя у своего дела. Без саморефлексии, без идентификации эти две неволи смешиваются в одну. А по-настоящему это две принципиально разные ситуации. Служить своему делу - благородная и плодотворная позиция. Служить своему хозяину - лакейство и причина деградации и лакея, и хозяина. В общем, краеугольный камень - это вопрос свободы. Свобода и несвобода определяют уклад жизни. Если будет свобода, держава рванёт вперёд. Урал - тоже.
Спасибо за ответ (вопрос про "времена всегда одни и те же"). Вот сын дорастет до Ваших книг, почитает, а я скажу "как-то мы с Алексеем Ивановым перетерли за будущее России..." Вопросы: 1. Пишете "Если будет свобода, держава рванёт вперёд". А как быть с "народишко-то дрянь"? Потянем рывок будучи свободными? В обратную сторону не рванем? 2. Были ли свободными те, кто когда-либо смог успешно рвануть? Или таки из-под палки рвали?
Уважаемый Константин. Вы задаёте ужасно интересные вопросы. 1. "Народишко-то дрянь" всегда. Общество двигают вперёд 5-7 % активного населения - это всегда и во всех социумах, не только в России. Для этих процентов и нужна свобода. Но она невозможна без свободы для всех вообще. Пётр I попробовал найти "русский путь": создал свободную пассионарную элиту - дворянство, эти самые 5-7 %, оставив "народишко" в рабстве. Управляя "в ручном режиме", Пётр добился очень многого. Но без Петра элита деградировала - занялась набиванием карманов и дворцовыми переворотами. Результат - пугачёвщина, бунт нации против элиты. Потому что в рабском обществе свободная элита не исполняет своих функций. А "рывок назад" возможен в свободном обществе, лишённом элиты, которая формулирует ценности и цели. Так было в 90-ые. 2. "Рвали вперёд" по-разному - и без палки, и с палкой. Вопрос - в векторе "рывка". В ВПК или тяжёлой металлургии можно "рвать вперёд" и в рабском состоянии. Но ведь танк вы на тарелку не положите и одежду из стального проката не сошьёте. В той области жизни, которая близка всем, - в бытовом комфорте, - рабство никогда не сделает "рывка". А бытовой комфорт - это и есть среда существования непосредственных "свободы личности", "чувства собственного достоинства", "прав человека" и т.д., без которых нормального общества не бывает. Джинсы Levis нанесли СССР более сокрушительный удар, чем все планы Бжезинского.
У меня, прежде всего, не вопрос, а спасибо - в первую очередь, за "Парму". А из вопросов - это о Вашей с Парфеновым совместной работе. Как, где, когда это можно будет увидеть? Состоится ли вообще? Интерес не праздный: делали на Свердловской киностудии фильм для начала об истории города, и он благополучно лег... куда они там ложатся? От Вас так не отмахнешься.
Уважаемый Михаил. Вы меня несколько озадачили. Четырёхсерийный фильм "Хребет России" давно готов, в марте его показал Первый канал. Осенью, наверное, мы выпустим диски.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Прокомментируйте, пожалуйста, историю от 14 июня, опубликованную на сайте http://vladimir.vladimirovich.ru/. Что это за "Живая П", против которой вы возражаете? Мне, живущему вдали от Перми, это неведомо, а любопытно очень, что же это такое. С уважением Алексей.
Уважаемый Алексей. Текст, который вы прочитали, - это типа как саркастические байки некоего местного господина, который таким образом издевается над пермской культурной ситуацией - ну, заодно, и надо мной. "Живая Пермь" - это огромный пермский фестиваль, организованный Маратом Гельманом, прачечная по отмывке бюджетного бабла. Красная буква "П" - логотип Перми, который для города придумал дизайнер Артемий Лебедев. Потрясённые таким креативом, пермские власти отвалили центру дизайна, которым руководит Гельман, соратник Лебедева, 50 миллионов. "Скептики будут посрамлены" - мантра Марата Гельмана для его холуев. Лично мне всё это не любопытно, а мерзко.
Уважаемый Вячеслав. На этом маршруте много всего интересного, и каждое - по-своему. Старый Бисер - завод, Шайтан - святилище, Усть-Тырым и Кусья - алмазы, Кусья - ещё и завод, сама Койва - алмазы, Усть-Койва - алмазы, "мензиль", археологические памятники, Царские Ворота, а дальше - Поныш, Чудесница, Печка, Створ, Шайтан, Вашкор, Голубое озеро - воклюз, Глухая пещера, Большой Глухой грот, Гребешок, Архиповка с музеем... Разве в простом ответе на сайте обо всём расскажешь? Ищите путеводитель.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Получается так, что у главных героев Ваших трёх книг о нашей весёлой жизни ( Общага , Географ , Блуда ) нет достойного будущего. У Отличника жизнь обрывается, у Служкина впереди пустыня одиночества, Моржов уходит в никуда - Щёкин вдруг как-то неожиданно для себя осознал, что Моржов и не придёт. Совсем. Моржова никогда уже больше не будет . Печально. Но ведь это правда мало у кого из людей, живущих в России, есть уверенность в своём достойном будущем. На протяжении жизни одного поколения (ведь еще живы те немногие, кто родился в 1917 г.) страна пережила 3 грандиозных потрясения (революция и гражданская война, вторая мировая война, перестройка и распад СССР). Поэтому и Ваши герои без будущего? Нынешняя Россия не вдохновляет Вас на новые художественные произведения? Печально я смотрю на наше поколенье - Лермонтов. Догадал меня черт родиться в России с душою и талантом - Пушкин. Какие всё-таки физиономии у большинства этих чиновников городских и областных администраций в России словно персонажи произведений Гоголя и Салтыкова-Щедрина в театре современного абсурда! Понятно, что Вам нет резона впадать здесь в откровенности, но хоть что-то в ответ напишите, пожалуйста, на тему будущего России. Интерес к Вашим книгам трансформируется в интерес к Вашей личности. Я бы очень хотел прочитать книгу о Вас, например, Экзистенции Алексея Иванова , которую потом кто-то обязательно напишет. В Вас как-то сконцентрировалось то уникальное, что есть во многих людях, родившихся ещё в СССР в семьях инженеров, преподавателей, научных работников (тех, кого называли интеллигенция) и которые сами потом получили высшее образование те качества, которые заставляют их задумываться о жизни, о России, её истории и будущем. Которые стараются жить достойно в недостойные времена, которые никогда не станут чиновниками, пилящими бабло просто потому, что это подло. Эти люди ценят Ваши книги и созвучны Вам.
Уважаемый Владимир. Ваши аттестации вгоняют меня в краску. Давайте без этого, хорошо? Честно говоря, я не знаю, что ответить на ваш вопрос. Будущее во многом - проекция настоящего, а настоящее выморочно и фальшиво. Как-то не верится, что общество опять ухнет в трясину скудоумия, но и возражений жизнь не предъявляет.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Вопрос к вам, как к краеведу. Кто-то когда-нибудь пытался посмотреть на дне Чусовой что осталось от тех "Железных" корованов, что бились о бойцы? Мне представляется, что есть вероятность найти если не железо и чугун, то хотя бы медь и деньги того времени. Думаю достаточно интересно с историко-краеведческой точки зрения. И, страшно сказать, это могло быть выгодно если прикинуть сколько там меди пусть даже треть осталась.
Уважаемый Дмитрий. Наверняка на дне Чусовой можно что-нибудь найти. Хотя не стоит переоценивать кладоискательский потенциал. Всё, что вывалилось из разбитых барок, летом в межень доставали. Осталась мелочёвка.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Я работаю по вашей замечательной книге "Сердце Пармы (Чердынь-княгиня гор". Можно ли у Вас узнать, как вы работали над произведением, т.е. пользовались ли вы какими-либо историческими картами, хронологическими таблицами. Какой была Ваша задача: написать всю правду или внести что-то своё. Заранее спасибо.
Уважаемая Екатерина. Разумеется, я пользовался и картами, и источниками. Круг этих источников достаточно велик, мне всего не перечислить. А вот по поводу авторской задачи... "Всей правды" не знает никто, поэтому невозможно ставить себе такую задачу. И невозможно писать, не "внося что-то своё".
Уважаемый Алексей Викторович! Мы с детями сняли фильм про Очёр, где в эпизоде "Завод" применили ваш метод: "рассказчик - экскурсовод - испытатель". Интересно услышать ваше о нём мнение. Кино лежит здесь: http://rutube.ru/tracks/3346891.html?v=431f7460b4f7a5a63add96ddc79afeb 9 С ув. Александр Романов
Уважаемый Александр. Я считаю, что для меня оценивать вашу работу будет некорректно.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Есть один психологический вопрос о кризисе среднего возраста. Этот вопрос задали ведущие телевизионной передачи На ночь глядя композитору, поэту и исполнителю песен Сергею Шнурову, когда ему исполнилось 37 лет. Его спросили: Как вы это ощущаете? Он ответил: Я стал задумываться над тем, что я делаю. Я к кризису среднего возраста отношусь со всей серьёзностью, как к Майклу Тайсону и ещё неизвестно кто кого победит . А как Вы это ощущали или ощущаете? Кто кого? Вот такой каверзный вопрос в связи с тем, что Вы в одном из интервью назвали себя писателем в отставке .
Уважаемый Владимир. Кризис среднего возраста - это для тех, у кого жизнь идёт в стабильном темпе. Такие люди к 37 начинают думать, что надо либо темп ускорить, либо направление поменять. Меня от таких переживаний бог миловал, потому что как раз к этому возрасту дела мои наконец-то пошли хорошо. Так что этот кризис я пролетел на волне, ничего не заметив. В какой-то рецензии я встретил мудрую мысль, что "Географ" и "Блуда" - книги о кризисе среднего возраста. Это бред, я не пишу о таких вещах. Да и героям по 28, а не по 37.