Спасибо за ответ! Алексей Викторович, я не хотел писать пространно, но, видимо, по-другому мне не дано. Дело в том, что я общаюсь в и-нете так, как и в жизни. За каждой фразой, или статьёй, или даже книгой стараюсь усмотреть личностность автора. По любому, и всё! Таков мой характер, я его не переделаю и не собираюсь (мы с вами ровесники). По прочтению "Географа" меня разбудила мысль, что автор может быть близок по духу с гл.героем, дальше была "Блуда", потом "Сердце" (два раза), сейчас "Золото бунта", и во всех главных героях я вижу богатый внутренний мир. Мне лично приносит удовольствие, когда читаю о том, что думает герой о себе или о своей сущности, и делает это он с позиции двух сторон - друга и врага самому себе же. Честно сказать, не хочу перечитывать "Географа", всего лишь раз(мешает сентиментальность), потому что концовка романа что не на есть самая правдоподобная и очень жизненно грустна. Диалог Федьки Мелькова я вообще чуть было не посчитал за свой личный, только с погрешностью на то, что мне моя личная совесть не даст не исполнить обещанное, а остальное почти всё так же. Я прочитал ваш ответ Анне, от себя имею смелость добавить, что Служкин живёт именно так как он умеет это делать, или, проще сказать, как ему дано жить. Это моё личное мнение. Я понимаю, что мой диалог - это не вопрос к вам, но хотел написать именно это. По поводу вашего ответа Лане... Вы ближе к Осташе Переходу? Да и как мне кажется, мещанство и разрозненность уже въелись в нашу плоть намного. Если все будут таковыми, как Вы, к примеру, то жить станет веселее?
Уважаемый Дмитрий. Спасибо за такое глубокое и личное участие в моих текстах. Если вы спрашиваете про меня... Мне близки все мои герои - и Служкин, и Моржов, и князь Михаил, и Осташа. Все они - не то, чтобы часть меня, а полностью я, но в определённых обстоятельствах. Сейчас мои обстоятельства таковы, что мне крепко "осташит". Думаю, это пройдёт. А станет ли "веселее" жить, если все будут похожи на меня... Знаете, для ответа на этот вопрос сначала нужно набраться самодовольства и считать себя идеалом, венцом творения, образцом, гуру. Мне это не интересно. Мне интересно выстраивать свою иерархию ценностей на фоне чужих иерархий - и спорить, чья лучше. Но разрушать чужие иерархии - или быть разрушаемым ими - уже или вновь не интересно, или зверею.
Почитала статьи из "Полемики" и была приятно удивлена. Вы, Алексей Викторович, оказывается человек с темпераментом, в смысле - гражданским. Высказывать своё несогласие власти, критиковать её - дело в нашей стране неблагодарное. Надо быть готовым, как минимум, к репутационным потерям, к тому, что тебя непременно объявят, как Вы верно заметили, отщепенцем, неконструктивным критиканом и скандалистом, который таким образом решает свои личные проблемы. Давно наблюдаю за Вами: долгое время Вы избегали оценок вообще и тем более резких высказываний в чей-либо адрес. Что же заставило Вас пойти на баррикады : этот конкретный случай или другие соображения более глобального свойства? Как думаете, когда-нибудь в России появится класс людей, для которых фраза не хочу быть никем - будет не просто лозунгом. Спасибо за редкую возможность почувствовать, что ты - не одинок во вселенной. А то порой возникает сомнение в своей нормальности, нормой у нас до сих пор считается, когда народ безмолвствует .
Уважаемая Лана. "Народ безмолвствует" - я убеждён, наша норма. И не думаю, что она изменится. Наверное, озадаченный несоответствием между пассивностью народа и свершениями нации, Гумилёв и придумал теорию пассионарности. Недавно я пробовал у нас в Перми пробить у властей книжку одного местного поэта. Власти были категорически согласны. Но денег не дали. А поэт потом сказал мне с осуждением: "Не надо было ссориться с Гельманом". А по-моему, книжка состоялась бы, если бы все, кому в Перми сейчас не по душе, поссорились бы с властью. Если бы не состоялось книжек - состоялось хотя бы достоинство. Люди не понимают, что они рабы не тогда, когда у них нет свободы, а когда у них нет достоинства. Моё личное достоинство крепко усилено тем, что я знаю о мире, с которым себя ассоциирую. А ассоциирую я себя с Уралом. Я - отсюда и такой, каким должен быть "человек отсюда". Я, в общем, и не за себя ратую - у меня-то "всё хоккей". Я не избегал оценок и конфликтов - просто не ставил свои материалы на сайт. Мой открытый конфликт начался со Строгановской премии, которая обозначила пермский тренд - топтать достоинство Урала и, соответственно, моё. С тех пор я и бушевал в местной прессе. А в прошедшие выходные в Перми состоялся Экономический Форум. Это у нас такая "ярмарка тщеславия", расставляющая точки над "и". Мне там слова не дали, но выступили министр культуры и г-н Гельман, которые озвучили итог конфликта с Пермью: отныне Пермь - культурная столица России. Всё. Решения приняты, война закончена, всем спасибо. Эти выступления на форуме означают, что поворота к вменяемости не будет, а культура Перми может тихо надвинуть на себя крышку гробика. Ну, я и выставил на сайт свои статьи - в качестве мемориальных документов проигравшей стороны.
Здравствуйте, Алексей. 1. Слово перестало быть оружием. Сам вижу. И все же почему? Согласен с Вами по поводу "актуального искусства". А может стоит все же Вам начать сбор подписей за сохранение местных ценностей? Одного подписанта в моем лице Вы уже имеете. Вдруг поможет. 2. Какие ваши книги переведены на английский (или другие иностранные языки)? Или Вам это не интересно? 3. Как Вам планы властей по обустройству набережной и в особенности выходов к ней? Уж очень это все не органично, на мой взгляд. Спасибо.
Уважаемый Михаил Владимирович. 1. Спасибо за поддержку. Но никаких протестных акций со сбором подписей я никогда устраивать не буду. Решение "быть против" каждый должен принимать за себя и самостоятельно, а не в "группе товарищей". Марат Гельман - не танк "Королевский тигр", он давит только того, кто согласен, чтобы его раздавили. Поэтому гельмановская экспансия вполне логична. И показательна для российской культуры в целом. Но масштаб всё равно местечковый. Ведь пермская культура не является самостоятельным "подразделением" в культуре России. Таким "подразделением" является культура Урала в целом. А из Ё-бурга, к примеру, таких культуртрегеров быстро вывезли бы на тачках, как в старину рабочие вывозили с заводов плохих мастеров. Так что Перми - поделом, хотя Пермь мне и жалко. И поскольку эти разборки - дело местное, я никогда не выступал со своей критикой в федеральных СМИ, пускай даже имею немало таких возможностей. Кстати, кое-какие местные ценности всё же создаются. Не для Музея современного искусства, а для Краеведческого музея, для экспозиции 2030 года: "Кампания "Пермь - культурная столица"". Вот там выставят и мавзолей из костяшек домино, и флэшку с видеоартом "Видение" - плюс ценники. Аншлаг будет обеспечен. 2. На английский у меня ничего не переведено. Из значимых переводов - только французский и голландский "Географы". 3. Набережную давно пора благоустроить. Инициативу властей я расцениваю как сугубо положительное дело. Жаль, конечно, что не привлекли местные силы - но это понятно: в Перми прочно установилась иерархия "чужое - хорошее", "пермское - плохое".
День добрый, Алексей Викторович. Я заранее извинюсь за туманность вопроса и мысли в нём моей, но я не так уж и талантлив или просто умён, чтобы в словах передать то, что кружится в моей голове. Откуда у Вас такие познания о чужой душе и о том, что в ней? Я этот вопрос давно в себе носил, но диалог Федьки Мелькова мне его напомнил и открыл. Как мне кажется, то, что говорит Федька, надо чувствовать именно самому - для того, чтобы это описать. Или это что-то из психологии и её познание? Этот вопрос у меня возник ещё при прочтении "Географа". Дело в том, что, как мне кажется, то, как ведёт себя по жизни георгаф, надо или пройти самому, или же иметь кого-то в близком общении. Вот сам диалог: " — Страсти, — серьезно сказал Федька..."
Уважаемый Дмитрий. Из вашего вопроса я убрал длинную цитату. Для тех, кто читал "Золото", понятно, что говорит Федька. Ваш вопрос можно сформулировать короче: "Иванов сам всё это пережил и прочувствовал, или ему кто-то рассказал?". И так, и сяк. Больше, конечно, сам. Но не в том смысле, что я претерпел все те ужасные испытания, которые придумал для своих героев, нет, конечно. В жизни любого человека были такие же ситуации, как у героев, - но не столь явные, смазанные, недраматичные, перемешанные с другими ситуациями, - но всё равно были. Я просто запоминал свои чувства и мысли - а потом очищал и усиливал. Вот в этом очищении и усилении и заключается собственно творческая работа. А опыт общедоступен. Тот, кто не отрефлексировал в себе этот опыт, пусть и слабый, едва мерцающий, - тот не срезонирует и на романную коллизию. Вы - срезонировали.
Уважаемый Алексей Викторович! Уже не первый раз задаю вопрос Вам на Вашем сайте. Позволю себе спросить не прямо "по Вашим произведениям", а более общо, "за жизнь". Все Ваши книги о людях и о нахождении ими так или иначе какого-то своего места в этой жизни. Так вот, как Вы считаете, в чем секрет "нахождения своей ниши" в жизни? Не только любимого дела или любимого человека - а всего в целом, так чтобы получилось гармонично? И этот секрет в принципе решается каким-то способами общими для всего человечества, то есть универсальными, или у каждого человека он глубоко личный и свой?
Уважаемая Анна. Сложно отвечать на такие вопросы. Всё равно опыт, из которого можно сделать выводы, - только свой. Чужой не пристегнёшь, потому что даже самый близкий человек не расскажет о себе до конца. Мне представляется, что корень всего - в адекватности. Если угодно, в самопознании, в самоидентификации. То есть, сначала нужно определить, что такое ты сам. Потом определиться, каков же реально мир, в котором ты живёшь. А дальше - искать "точки соприкосновения" и "соприкасаться этими точками". Главное - не врать самому себе. Тогда есть шанс обрести свою нишу. Если её не видно вообще - просто ждать, потому что мир - динамическая система. Правда и ожидание - суть Служкина. Ложь и движение - опыт, поставленный Моржовым. Неадекватность самооценки - мир, в котором живут и Служкин, и Моржов. Не знаю, насколько хорошо я вам ответил.
Здравствуйте, Алексей. Лишь уточнение. Я имел ввиду подписи "за". Вашу позицию понимаю и уважаю, и ответ, думаю, остается прежним. Про набережную я имел ввиду, не саму идею (она прекрасна), а макет того что планируется воздвигнуть. На ответ здесь не претендую.
Уважаемый Михаил Владимирович. Я читал в местной прессе, что из набережной собираются сделать "городской балкон". Название - стильное. Но вот что за ним? То, что я видел на картинках, ощущения архитектурного шедевра не вызывает. Добротная система террас и спусков. Может, картинки не передают масштабности замысла? Или я не те картинки видел?.. Но в любом случае даже обычное качественное решение ландшафтного обустройства - благо.
Алексей, я с большим сочувствием и симпатией к вам читала ваши статьи про ситуацию с пермской культурой. По-моему, зря вы не пользуетесь ЖЖ. Это как телевизор, оптимальная среда, если есть желание донести сказанное до как можно большего количества людей. Мне кажется, уральская культура - это не региональное явление, это всех касается.
Уважаемая Анастасия. Спасибо. Мне тоже кажется, что уральская культура - не региональное явление. Но я не навязываю свою точку зрения. Я просто рассказываю с аргументами. А ЖЖ я не люблю. И в качестве трибуны меня вполне устраивает мой сайт. Кому надо - найдут и здесь.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Вы много занимаетесь исторической темой. Каково Ваше отношение к шумно известному американскому прозаику Дэну Брауну, который сделал себе имя как раз на "исторических" сюжетах? В чём, на Ваш взгляд, секрет успеха его романов - литературно, прямо скажем, довольно слабых?
Уважаемый Даниил. Я не знаю, в чём секрет литературного успеха. Если бы знал - немедленно превзошёл бы Дэна Брауна. А вот моё отношение к "Коду да Винчи" (другого я не читал) - это отдельная тема. Да, роман бездарный. Да, обычная конспирология. Я не такой знаток истории, как рядовой российский юзер, чтобы сразу залажать историческую компетенцию Брауна, потому про это помолчу. Но. Но благородство замысла. Развернуть художественный шедевр в культурологический детектив - это дорогого стоит. Показать, как модерново и по-разному можно "читать" классическое наследие - это жест человека с ценностями. Проще говоря, мне не нравится "Код да Винчи" как литературное произведение. Но я преклоняюсь перед ним как перед литературным форматом.
Уважаемая Надежда. Моё мнение о том, зачем я использовал диалектные и просторечные слова, заключается в следующем: "Они нужны для создания атмосферы места и времени".
Здравствуйте, Алексей Викторович! В продолжение темы о культурной политике, рискну поделиться с вами своими наблюдениями и выводами. Во-первых, есть у меня такое предположение, что у тех, кто поставлен нами руководить, понимание что что-то надо делать с культурой, наукой, здравоохранением и образованием есть, а какие-либо идеи на этот счет они сгенерировать не могут. И тут кто-нибудь подготовленный и активный их выручает , заполняя вакуум и создавая видимость, что работа идет . А убери этих активных - и сразу видна дыра. А это значит, что соответствующие органы власти ничего не делают . Вот такой пример из моего опыта. Я одно время работала зам главврача больницы и в нашем поселке была создана при Администрации Комиссия (или Комитет, не помню уже) по борьбе со СПИДом. В Комиссии были замглавы Администрации, начальник милиции, Директора школ и Главный врач больницы (а я вместо нее ходила). Вот сидим мы и заседаем. Надо что-то делать. Выделены деньги, которые надо освоить . Мыслей кроме как проверять школьников на наркотики нет. А надо сказать, что СПИД в нашем районе распространялся среди наркоманов. На помощь пришли ребята из районного Центра по борьбе со СПИДом со своей программой. Это аналог какой-то западной программы, но с той разницей, что на западе это делают волонтеры и на деньги благотворителей, а у нас за плату и на бюджетные деньги. Программа называется Снижение вреда . Заключается в том, что будут закупаться шприцы и спиртовые салфетки и раздаваться наркоманам. ЧТобы кололись героином в чистоте. Кто исполнитель? Врач-нарколог! Это тааакой бред, что слов нет. А врачом-наркологом работала по совместительству я. Ну, не стала я этим мутным делом заниматься, потом на мое место пришел другой работник и за милую душу отписывала шприцы и салфетки и еще получала за это 5000 руб в месяц, а это равно врачебной зарплате за месяц. То есть, этическими мыслями она не заморачивалась. И довольны были все уровни она сама, главврач, глава Администрации поселка, в конечном итоге глава района и глава республики. Это было 5 лет назад, сейчас не знаю, с чем они там борются. Видимо что-то подобное происходит в области науки. Вот на днях академик Капица выступал, интервью с ним показывали. Говорит прямым текстом политики в сфере науки нет. Есть кто-то выбивающий себе финансирование. (дословно не помню). Вобщем, моя версия такая деятели подобные вашему Гельману и нашим центро-спидникам заполняют своей активностью пустоты в головах чиновников и помогают им осваивать бюджетные деньги. У меня никакого оружия нету, а у вас есть это ваше перо. И еще у вас есть добролюбовская едкость. Вы можете писать рецензии на выставки Гельмана. А я , если честно, что тогда не знала как бороться со СПИДом и наркоманией, так и сейчас Вернее знаю. Вот, например, борьба со СПИДом. Это соблюдение режима дезинфекции в больнице. Это само собой, в этом нет какой-то новизны и яркости, нет творческого нестандартного подхода и это работу Комиссии при Администрации не оправдает. Совсем другое дело Программа Снижение вреда ! Ну очень меня в свое время эта программа задела...
Уважаемая Ласточка. Абсолютно и полностью согласен с вами. Ваш пример - архетипичен. Я в своей жизни встречал такой же пример с походами "трудных подростков" - я описал эту ситуацию в "Блуде". Шизофреничность бюрократического мышления, которое сейчас - главное. Но я не согласен с вами в том, что "перо" - оружие. Никакое это не оружие. Я открытым текстом говорил власти и обществу, что происходит фальсификация и пилёж бабла. Что в ответ? А ничего. Тишина не только в кабинетах, но и на кухнях, и в блогах. Даже "оппоненты" не оправдываются и не огрызаются, а просто высовывают языки, дразнясь: "бе-е-е!" На конкретные примеры "нецелевого расходования средств" мне отвечают, что я - провинциал, лузер и ничего не понимаю в современном искусстве. (Кстати, я, действительно, провинциал. У нас же культурная столица - Пермь, а я зарабатываю в глуши, в провинции - в Москве да в Питере.) "Перо" - не оружие, потому что Слово перестало быть Делом, об этом я писал в "Блуде". Но у меня есть оружие - мои проекты, альтернативные нынешней системе развития культуры в крае. Проектов штук пять. Все они получили категорическое одобрение власти, и на них выделено финансирование в количестве ноль рублей хрен копеек. Это при том, что десятки и даже сотни миллионов тратятся на Г. Вот здесь - реальная линия противостояния и реальная борьба. Потому что деньги. А орать я могу что угодно. "Плюй в глаза - божья роса".
Уважаемая Галина. "Спросится ли сполна" - я не знаю. Ради писательства мне, безусловно, приходилось и приходится кое-чем жертвовать. Точнее - платить. Но вот как - я бы не хотел говорить. Это личное. Но плата не слишком высока, не стоит преувеличивать драматизм профессии. Учителя и врачи за своё дело расплачиваются куда разорительнее, а воздаётся им куда меньше, чем писателям.
Уважаемый Михаил Иванович. Фильм "Хребет России" должен быть показан в середине октября - так несколько раз говорил Леонид Парфёнов. А книга - о том же, о чём и фильм, но подробнее, системнее и глубже.
Говорить о том, что прочитала не одну Вашу книгу, не буду. Одно лишь: когда уж три года назад прочитала "Географа...", то многое в Жизни, как тот же глобус, стало поворачиваться, причём не всегда в нужном направлении. Блвгодарю за все Ваши слова, литературу. И это искренно. Хочу задать другой вопрос, может, и глупый. В титрах к сериалу "Универ" в графе "диалоги" увидела - Алексей Иванов. Думаю, вопрос понятен. Понимаю, что имя-фамилия распростанённые, но всё же. Смех такой же там пробивающий, как у Вас. Хотя у Вас он всегда "умный и глубокий". С уважением.
Уважаемая Екатерина. Спасибо за хорошие слова. А к сериалу "Универ" я не имею никакого отношения.
Здравствуйте, Алексей Викторович, в последнее время часто слышу, что Пермь становится культурной столицей (высоко сказано, конечно, но все же - не на пустом месте), что Пермь делает фантастический мастер-план города, что Пермь сделает супер зоопарк, что в Перми и области проходят фестивалей столько, сколько ни где в стране. Но читая Вас здесь и интервью, как-то все не так? Или все это делают не пермяки? Не одним Гельманом живет ведь культура Перми. Может не все так уж плохо???
Уважаемый Андрей. Вы же взрослый человек, а верите в пиар-лозунги, что вбиваются СМИ в головы простаков, как гвозди в чурбаны. Кто говорит, что Пермь культурная столица? Юноши и девушки из пригламуренных журналов? Когда это скажут Пиотровский, Гергиев, Табаков, Герман, Шемякин, Хворостовский, Улицкая, Пелевин, Алфёров, Бестужев-Лада, - ну хоть один из них, - вот тогда и верьте. Пусть скажут хотя бы Юдашкин, Тина Канделаки, Гарик Бульдог Харламов. Клянусь, я поверю даже Сергею Звереву. Из-за того, что в Пермь на время переехали жить и работать пять-семь модных и известных деятелей искусства, Пермь не стала культурной столицей, потому что тогда культурной столицей надо считать собрание этих деятелей, точнее любую кафешку, где они соберутся. И не надо подменять культуру искусством. В Перми расцветают московское актуальное искусство, театр и дизайн. Всё. А в культуре есть ещё и классическое искусство, кино, литература, архитектура, скульптура, музыка в конце концов, телевидение, мода, пресса, туризм, инфраструктура и сервис. Разве может быть культурной столицей Пермь, в которой нет краевого книжного издательства, цирковой труппы, киностудии и т.д.? Где закрывается последняя художественная школа для детей? Где даже в местной попсе местный Комеди-Клаб переехал в Москву, а главный герой рэпер Сява мучительно и безуспешно пытается привлечь к себе внимание Тимати? В том-то и дело, что Маратом Гельманом сейчас и исчерпывается пермская культура. Всё остальное существует лишь настолько, насколько соответствует или не мешает этому интересу власти. Генеральный план города сейчас разрабатывает голландская фирма КСАР. Ну и что? КСАР не "Баухаус" и не Ла Коста с Нимейером. И ещё полгода назад Пермь активно вычерчивала себя по подобию отнюдь не голландского города Куритиба. У нас всё время какие-то планы, какие-то делегации, какие-то мудрые и продвинутые иностранцы, но пока что всё как было, так и остаётся. По-прежнему на старинном архиерейском кладбище топчется несчастный зоопарк, а ему в городе не находят места. Но планов громадьё. А фестивалей, действительно, много. Но это не достижение. Когда, предположим, музею систематически не дают денег и музей не может присутствовать в культуре постоянно, то он выбирает разовое присутствие, событийное, - и организует фестиваль, который проводится во многом за счёт гостей. Хотя бы раз в год музей таким образом напоминает обществу о том, что он есть. Давали бы денег не было бы фестивалей. Лично для меня в казне городской культуры тоже не нашлось денег всего-то на буклет. Я понимаю, что я одиозный отщепенец, диссидент, критикан. Но ведь и никто другой не издал никакого буклета о чём бы то ни было. Так финансируется местное, которое не-гельмановское , следовательно, второсортное. Я не понимаю, почему Пермь не может оставаться Пермью и именно этим быть интересной стране. Екатеринбург мне интересен и мною любим за то, что он Екатеринбург. И в Суздаль я поеду потому, что он Суздаль. И Толстого я буду читать потому, что он Толстой, а не Стивен Кинг, а Стивена Кинга буду читать потому, что он Стивен Кинг, а не Толстой. Чем Пермь помешала своей власти? Чтобы стать культурной столицей, сначала надо стать собой. Вот когда Пермь станет Пермью, тогда можно будет и пробовать замахиваться на столицу.
Здравствуйте уважаемый Алексей Викторович. Возможно, вы недоговариваете, объясняя последнюю главу "Географа". Лично мне окончание "Географа" кажется очень светлым. "Обретая себя, всегда обретаешь и границы, которые отделяют тебя от других". Но в рамках этих границ и поднимаешься над экзистенциальностью бытия, парадоксально становишься общим этому миру. Я думаю, Служкин обрел настоящую любовь. Это моё мнение, не обязательно правильное, а возможно, и не совсем понятное. А вот в "Блуде", не смотря на явные указатели, почему-то такого чувства не возникает. Наверное, не для того роман и был написан. Не удержусь, вам понравился Красноярск? И еще по поводу Рериха. Мне посчастливилось впервые познакомиться с ним в художественном музее Риги. Что-то очень глубокое, первозданное, стоящее выше любой человеческой жизни есть в его картинах. При всей моей восприимчивости ни одно художественное произведение не сравнится по силе воздействия картин Рериха. В последствии я видела в других местах его картины, ничего подобного не случалось. Возможно, и вам не повезло. А его философствования, может быть, лишь попытка объяснить то, что так потрясает в картинах. Но в философии я ничего не понимаю, поэтому не буду об этом. Спасибо.
Уважаемая Лена. Я был в Красноярске в 1986 году. Помню своё впечатление мощи и простора. А работы Рериха в подлинниках увидел на выставке ещё году где-то в 1983-1984. И эти работы произвели на меня примерно такое же впечатление. Рерих - мастер передачи цвета, но не света. Его работы плоскостны. Он шёл от импрессионистов, от нашего Куинджи, хотя разреженный воздух высот - не та среда, что нужна для такого видения. А вот родственного себе и органичного Сезанна Рерих не заметил. И потому в искусстве остался сильным природным талантом без шлифовки школы. Возможно, недостаток художественной концептуальности Рерих и компенсировал концептуальностью философской. Работы Рериха производят впечатление, но не порождают идей. Они для души, но не для ума. Поэтому в Рериха надо верить, а вот убедить он не может. Всё это - моё личное мнение.