Ув. Алексей Викторович! Когда первый раз читала Золото бунта , то запал в мозг мальчик Веденея-дырника, и особенно способ, которым Осташа его убивает. Потом, читая Ваши ответы вдруг мне открылось, что это сатаненышь в прямом смысле этого слова, отчего и смерть такая (как я поняла). Сейчас снова перечитала книгу, ничего сатанинского в мальчике опять не увидела. Конечно, лежа на диване легко решать, какая смерть уместна Но мальчик все равно запал в душу. Вспомнилась булгаковская Маргарита с нелепой просьбой о платке Фриде. Конечно, Осташа и не подкачал как герой, и душу не отдал, и на власть не купился, и от любимой ведьмы ушел, и проч., но момент с мальчиком мне резанул Вас считаю классиком русской литературы, но почему так? Понятно, что Осташа не Маргарита, и все в таком духе, но считаю, что цели и задачи у них равновелики, а средства разные (хотя время Булгакова было страшнее, чем сейчас... но этот жест с Фридой не писал же он для раскрытия образа Маргариты, а писал для читателя) Когда Вы писали про мальчика, как Вы мыслили?(именно этот мальчик меня интересует). .. Спасибо, с уважением, Марина.
Уважаемая Марина. Вообще-то мальчика я придумал именно как "нечистого". Знаете, про леших в народе говорили: он от бога отстал, а к чёрту не пристал. Вот и щучезубый сатанёныш из таких. Не дьяволово отродье, но и не божье творение. Он живёт без имени, некрещёный, говорить не умеет, ест и спит как животное. Он - из язычества, которое не анти-христианское, а вне-христианское. Осташа поступил с ним как ортодоксальный христианин, не более. Сатанёныш встал на осташиной дороге - Осташа его убил, как волка. Ну и что, что похож на человека? Души-то нет. И не было никогда - в отличие от Веденея. Эпизод с сатанёнышем нужен именно для демонстрации ортодоксальности Осташи, который не поступится верой ради гуманизма, любви или справедливости.
Уважаемый Владимир Васильевич. Гм. Вообще-то я считаю, что читать надо с начала. То есть, по порядку. Меня ведь никто не заставлял ставить "походную" часть третьей.
Уважаемая Жамиля. Я думаю, что все писатели относятся к экранизации как таковой весьма положительно, ведь экранизация - в некотором смысле сакрализация. Текст обретает существование на каком-то ином уровне. А у меня к экранизации одно требование: чтобы получился хороший фильм. И не важно, насколько он соответствует моему восприятию собственного произведения. Экранизация - творение режиссёра, а не автора романа-первоосновы. Поэтому экранизации "Географа" я жду как любой прочий зритель, просто ожидающий хорошего кино. И вмешиваться в процесс я не собираюсь. Если ваш следующий вопрос будет по поводу моего недовольства фильмом "Царь", то сразу замечу, что "Царь" - не экранизация.
Zdrastvyúte Alekseú! Chitay seúchas vashy knigy Zoloto bynta i ishy chasti svoeú familnoú istorii po pradedam so vremén Pygacheva. Poka nawla Pargacheva, no eto ne Grachev. Bil iz staroverov, snachala pisali ikoni, posle zapreta ikonopisi perewli na xoxlomy... Prapradet Sidor zil v derevne Shaldéw, znaete li vi chto nibyd o Grachéve ili chto znachit slovo Shaldésh? Ivenjaus za tekst ne po rysski napisanniú, zarannee blagodarna, Lesya.
Уважаемая Lesya. Паргачёв - реальный исторический персонаж, хотя, конечно, не Грачёв. А Грачёв - слишком распространённая фамилия, сложно сказать что-либо, не зная подробностей. К сожалению, я не понял название деревни, и вы написали его по-разному: Shaldéw и Shaldésh. "Шалдеш"? Не уверен, что есть такой населённый пункт. Может, Салда? Или большая деревня староверов Шарташ?
Спасибо большое за ответ. Вообще, наверно, мое толкование вашего романа - самое, так сказать, лежащее на поверхности. Каждый к Служкину ведь подходит со своей меркой, и получается как с Перельманом, за которым шпионят и гадают, зачем это он сигареты покупает. Воистину, каждый видит то, что хочет. По-другому посмотреть на вроде бы ясное - это важно, так что спасибо. У меня еще серьезный вопрос: истяжательство - это реально существовавший толк? Не смогла найти о нем информациии.
Уважаемая Мария. И вам спасибо за умение принимать чужую точку зрения как равноправную. А истяжельчество и восьмое таинство я полностью выдумал. Такого толка и таинства никогда не существовало.
Алексей Викторович. В догонку предыдущему вопросу: а вы согласны с тем, что со временем у текста становится больше смыслов? Причем независимо от воли автора, просто так устроена человеческая культура. А служкин - он нормальный человек, которого его жизнь более менее устраивает, и он в основном занят тем, чтобы придумывать оправдания, почему он ничего в жизни не меняет. Как говорит мой муж: а голова нужна для того, чтобы придумывать оправдания. Кстати, а как вы думаете, ваши произведения могут войти в школьную программу?
Уважаемая Мария. Я согласен с тем, что время прибавляет тексту смыслов. Например, только время прибавило роману "Как закалялась сталь" смысл жития католического мученика. С дистанции этот смысл романа яснее сказок о торжестве коммунизма. Но я по-прежнему не согласен с вами в оценке Служкина. Его жизнь его не устраивает. Он занят не одними лишь оправданиями своей бездеятельности - это читатели ищут оправдание Служкину, который, видимо, им симпатичен, но не понятно, почему ничего не делает. И в жизни бывает много ситуаций, когда ничего не менять - большое и трудное дело, а перемены как самоцель - стратегия мошенников. Я уже приводил пример с защитниками Брестской крепости: они ничего не поменяли, из крепости не вышли, к своим не пробились, Берлин не взяли. Они - лузеры? Они сидели по казематам, занятые придумыванием мифа о стойкости, чтобы оправдать своё неумение победить вермахт? А Служкин сам вполне внятно поясняет свою позицию (цитирую): "Нужно меняться, чтобы стать человеком, и нужно быть неизменным, чтобы оставаться им". Служкин не "колеблется вместе с линией партии", а маскирует шутками и списывает на пьянство именно стойкость, а не безволие. Служкин выпивает в том числе и для того, чтобы близкие думали, что "он не может", а на самом деле "он не хочет", причём "не хочет" ещё и обижать своих близких позицией отрицания их нормы. В этом и отличие "Географа" от похожих текстов "времён застоя", к которым всегда пришнуровывают мой роман: там пьянство само по себе было социальным протестом, здесь - маскировкой внятной позиции несогласия с эпохой и её нравами. "Географ" уже включён в школьную программу как дополнительное чтение. Я не знаю, правильное ли это решение. Надо спрашивать у педагогов.
вот не послушала я Вас. Пошла на Белые ночи. И что? Чем больше хочется веселья - тем холоднее и моросливее дождь... Уж и ролики в прокат взяли, и зонтики дома оставили - а дождь все сильнее. А народу все меньше. Тихо вокруг! Ходят слухи, что фестиваль этот кто-то проклял... Не я! Пишу просто так. Смешно потому что...
Уважаемая Вера. Относительно пермской ситуации мне не хочется комментировать даже погоду.
День добрый, Алексей. Как-то раз, лет 10 назад, я с другом ехал по трассе Е95 из Москвы в Ленинград. Вдоль дороги через каждые 10 км стоят памятники бойцам советской армии, павшим в ВОВ. Я, как человек, убитый на истории, всерьез задумался, что вот тут парни сидели, оттуда их окружали, здесь шли вражеские танки, и все такое. И впервые отфиксировал потрясение, что вот жешь, кругом полно истории, а я как уралец к этому не привыкший. И вот после Ваших книг я увидел, что у моей малой родины есть куча истории, и мне с этого нереально радостно. Вам огромное спасибо как историку - краеведу, и как пропагандисту уральской истории особенно. А вопрос таков. Ваше мнение по поводу федерализма в целом?
Уважаемый Павел. Спасибо. А истории на Урале куда больше, чем я рассказывал или даже знаю. На мой взгляд, федерализм - одна из важнейших составляющих внутренней политики России. Все согласны, что стране нужны демократизация, либерализация, правопорядок и так далее, и все согласны, что они нужны без революции. Но как? Тут есть разные мнения. Кто-то предлагает поменять элиту, кто-то - поменять законы, кто-то - сделать независимым суд, кто-то - вернуть выборы, кто-то - задействовать местное самоуправление, и прочие способы. Наверное, все эти пути вполне действенны, если идти, а не трындеть. Мне кажется, что реальный федерализм - не менее плодотворный путь. Реальный федерализм невозможен без демонтажа "вертикали власти", он способен отформатировать страну в более приличную форму не хуже выборности губернаторов или независимости судов. Поэтому федерализм - путь к прогрессу, и если страна пойдёт к прогрессу другим путём, то всё равно она будет попутно восстанавливать федерализм. Потому что он неизбежен при столь разношёрстном населении, несхожем по идентичностям, региональным или национальным.
Уважаемая Марина. Насколько я понимаю, по норме - "горнозаводскАя". Но есть "но". Во-первых, при таком произношении напрашивается второе ударение - "гОрно...", а слово пишется слитно, без дефиса, и произносится без цезуры. Во-вторых, слово ещё не прижилось повсеместно, следовательно, формирование произношения не завершено. А в третьих, уже есть более-менее устойчивое выражение, придуманное профессором Богословским, автором всей идеи: "горнозаводская цивилизация". Два слова связаны аллитерацией, потому отождествляются и ритмически: в шестислоговых словах ударение в первом слове напрашивается на тот же четвёртый слог, что и во втором. Словосочетание "горнозавОдская цивилизация" звучит стихотворной строкой - подобно выражению "адмиралтейская игла", что отмечал Набоков (вслед за Пушкиным, разумеется). Поэтому лично я предпочитаю форму "горнозавОдская".
Здравствуйте, Алексей Викторович! Знакомо ли Вам творчества уральского художника Николая Фомина? Сегодня случайно наткулся в интернете на его галерею http://www.artonline.ru/painting_info/17326. Что вы думаете о растущем интересе к финно-угорской культуре? Просто в последнее время тема становится модной (взять тот же фильм "Овсянки"). Между прочим, когда я пять лет назад был в Йошкар-Оле, то мне показалось что связи между финно-угорскими народами крече, чем между славянами.
Уважаемый Антон. Творчество Николая Фомина мне пока не знакомо. А что можно думать о растущем интересе к финно-угорской культуре? Хорошо, что он растёт, а не падает. Хорошо, что эта культура вполне конвертируема в критерии "модно - не модно", хотя мода - не главное в судьбе культуры. И я тоже считаю, что внутренние связи между финно-угорскими народами крепче и "живее", чем между славянскими. Может быть, это потому, что у финно-угров не было народа - "старшего брата", как у славян - русских?
Уважаемый Дмитрий. "Русскую Книгу" Ильи Стогова я пока не читал. Последнее, что читал по истории России, - книгу "Башкиры" Р.Янгузина и Ф.Хисамитдиновой из серии "Коренные народы России".
Алёша, я точно не знаю, но думаю, ещё не начал. Я не слежу, как там складываются дела, потому что уверен: мне сообщат, если случится чего-нибудь интересное. Пока ничего не сообщали. Если хочешь узнать о результатах кастинга, то правильнее спрашивать у тех, кто проводил кастинг.
Уважаемый Алексей. К сожалению, не знаю.
Я прошу прощения, Алексей Викторович, что вновь затронула неприятную для Вас тему. Я просто со своей стороны не могу оставаться равнодушной к этой проблеме, и думаю, что найдется немало таких людей. И я подумала, что Вы, быть может, согласились бы помочь как-нибудь открыть глаза людям. Показать истинную ценность Перми и Урала. Например, можно бы было создать альтернативное периодическое издание. На мой взгляд, даже фестиваль Камва потерял ту самую уникальность. Но это сугубо мое личное мнение. Спасибо Вам, уважаемый Алексей Викторович, что Вы вообще откликнулись на мое сообщение.
Уважаемая Екатерина. И вам спасибо, что не остаётесь равнодушной.
Уважаемый Алексей Викторович! Наверное, главная миссия настоящего писателя - это просвещение. Ваш сайт, на котором вы регулярно отвечаете на вопросы (за это благодарность и искреннее уважение), фактически стал местом настоящего просвещения для многих читателей. Ваши ответы читать всегда интересно, полезно и необходимо. Вот только, к сожалению, все эти вопросы-ответы уже через 1-2 месяца уходят далеко в архив, что делает их практически исчезающими для новых читателей сайта. Однако ведь можно поправить такую не желательную ситуацию способом, который почти не отнимет у вас дополнительное время. Пожалуйста, когда вы отвечаете на вопросы, то при этом сохраняйте наиболее значимые (с вашей точки зрения) вопросы-ответы в двух отдельных текстовых файлах: первый - это общественно-политическая тематика, а второй файл - это ответы на вопросы, касающиеся ваших книг. Тогда в начале следующего года легко будет разместить здесь же на сайте оба этих замечательных сборника вопросов-ответов. Если за год вы отвечаете примерно на 1000 вопросов, то наиболее значимых вопросов-ответов, вероятно, будет около 200. По объёму такие ежегодные сборники составят 30-50 страниц каждый. Для чтения это будет очень удобно. Такое предложение в принципе разумно? Не сомневаюсь, что к этой просьбе присоединятся многие заходящие на ваш сайт.
Уважаемый Владимир. Ну-у, не знаю, насколько уж мои ответы имеют какой-то интерес, кроме сиюминутного. Возможно. Наверное, надо сделать что-то вроде того, что вы предлагаете. Но как-нибудь попозже, когда появится время.