Уважаемый Андрей Викторович!
Для меня знакомство с Вашим творчеством началось со спектакля, поставленного в Омском "Пятом театре", после чего появилось желание прочитать первоисточник. Скажите пожалуйста, планируются ли встречи с читателями (в связи с выходом нового романа "Пищеблок") помимо тех, что состоялись в ноябре? Где можно прочитать /уточнить эту информацию?
Уважаемая Ирина.
В ближайшее время у меня ничего не планируется. Расписание моих встреч можно увидеть здесь, на сайте, в разделе "Новости" и в фейсбуке Юлии Зайцевой.
Алексей Викторович, браво!!
от "Пищеблока" трудно было оторваться! а фактура!! мы с Вами ровесники, и сам был в п/лагерях (и в 80-м, в том числе, и телек тоже смотрели!!) - так что "Пищеблок" - настоящая машина времени - все эти словечки, фразочки, игры и пр.
только концовка как-то озадачила... Валерка ведь занял место Серпа?
странно только, как он кровушки-то попил? Серп в своё время вилами стратилатами проткнул, а тут как??... врочем, не важно.
Валерка-то ведь так хотел быть частью коллектива, а выходит, что выбрал как раз обратное - теперь он навсегда один....
или тут что-то глубже??
Уважаемый Алексей.
Гм-м, даже не знаю, что ответить. Да, Валерка хотел быть частью коллектива - это желание и привело его к прямо противоположному результату. Но для Валерки не всё потеряно.
Серпа Иваныча Валерка мог просто укусить, зачем вилами протыкать?
Я не знаю, есть ли "тут что-то глубже". Вы замените понятие "вампиризм" понятием "идеология", и тогда будет ясно, о чём роман. Глубже это или нет?..
Уважаемый Алексей Викторович! Извините, но анализ текста эпизода с ограблением показывает, что Басунов не был в состоянии шока. Известно, что он профессионал, жилистый и подкачанный мужик, командир опергруппы, возглавляет службу безопасности, перевозит деньги уже 4-й год и полностью готов к выполнению задания. Неволин тоже был своим «афганцем», все знали его с 1991 года, а ограбление происходит в 2008 г.
Поэтому, естественно, что реакция Басунова это удивление, ирония, а не шок: «Нехилая заявочка, Неволин, — насмешливо‑презрительно сказал он и отвалился на спинку сиденья, изображая вынужденное бездействие... Я как‑то не понял, это ограбление, да?... Боевиков насмотрелся, Немец?» Басунов не матерится тупо, а рассуждает здраво: «Даже если отбить ствол в сторону и сцепиться, то в замкнутом пространстве кабины Немец сомнёт его хотя бы потому, что руки и ноги у Немца длиннее». Когда Герман спросил: «Какой код у отсека с деньгами?», то Басунов сначала не ответил и с превосходством ухмыльнулся. Финальная фраза тоже не выражает шока: «Ты даже жену кинул, — удовлетворённо произнёс Басунов».
Согласитесь, ситуация не выглядит так, что он находится в состоянии шока, парализующего волю и сознание. И это логично: деньги не его личные, а Герман не террорист-убийца. Не логичным кажется то, что Басунов (здоровый мужик с амбициями) не выпрыгнул из кабины, а покорно пристегнул себя наручниками.
Когда князь Андрей и солдаты в "Войне и мире" оказались внезапно перед лицом смерти, то шок очевиден, но у Басунова нет шока: он знает, что Герман не сумасшедший и не выстрелит – ему нужен код от сейфа с деньгами. Поэтому Басунов, тянет время разговором, чтобы выбрать одно из 2-х: или отбить ствол, или выпрыгнуть. Но по воли автора случилось третье.
Мой вопрос был вполне осмысленным на основании того, что из-за недостаточной реалистичности такого ограбления трудно поверить в его совершение. Вы специально так сгладили и упростили описание этого эпизода, чтобы читатель, не задумываясь, быстро проскочил дальше?
Иван.
Почему это шока не было? Шок - не всегда ступор. Шок может и не мешать логике: он блокирует эмоции. И реакция Басунова (презрительная насмешка) - типичная, её легко изобразить для сохранения лица, когда ты ошеломлён и не знаешь, как себя вести. Профессионализм Басунова - фикция: Басунов просто быдло с ружьём, а не коммандос. Настоящие эмоции Басунова начинаются, когда шок проходит, и Басунов скатывается к нелепым мальчишеским обвинениям: "ты всех предал!" Это обвинение как раз и неуместно для профессионала: какое ему дело до этики врага?
В том, что Басунов остался в кабине, нет ничего удивительного и психологически недостоверного. Подобному поведению есть тысячи примеров при тысячах ограблений. Вам не кажется, что вы занимаетесь каким-то занудством и придираетесь просто ради самовыражения?
Добрый день, уважаемый Алексей Викторович!
Меня зовут Андрей Кораблёв и я являюсь руководителем Русского центра "Былина" в городе Атырау, Казахстан, который ранее был городом Гурьевым. В своём романе "Вилы", Вы описали историю нашего города и я взял на себя смелость обратиться к Вам с предложением приехать в наш город, познакомиться с читателями, провести творческий вечер. Может Вам самому будет интересно "пройти путями Пугачёвщины". хотя наш город не так сильно связан с именем Пугачёва, как соседний Уральск, но Степан Разин провёл зиму в Гурьев-городке. Если Вам будет интересно такое путешествие, я с удовольствием бы Вам его организовал. Очень буду ждать Вашего письма.
С уважением
Андрей Кораблёв
Уважаемый Андрей.
Мне было бы очень интересно побывать в Атырау и Сарайчике. Возможно, в течение ближайшего года или двух я окажусь в ваших краях, но обещать не могу. Вы оставьте свои координаты моему продюсеру Юлии Зайцевой (её адрес на сайте справа), она их сохранит и будет иметь в виду. Если что, она свяжется с вами.
Уважаемая Елена.
Я уже вышел мыслями из этой темы и не помню, что формулировал. По-моему, я немного писал об этом в очерке "Город со смыслом" - он есть где-то здесь на сайте.
Вадим.
Ещё раз про вежливость. Вы пишете незнакомому человеку, но не раскошеливаетесь даже на личное обращение. Про грамотность я даже не заикаюсь. Вы не уважаете не меня, ни С.Урсуляка, предполагая, что он как халтурщик работает по указке неких "продюсеров". В своём обращении вы нарушаете столько культурных норм, что возникает сомнение в вашей способности оценивать культурный продукт. Можете обижаться, но вы заслужили именно такой ответ.
Уважаемая Виктория.
Не хочу вас обнадеживать. У меня уже есть темы, по которым я собираюсь работать. Это не означает пренебрежения к вашей теме. Просто она не моя.
Алексей Викторович, огромное спасибо за новый роман! Книга с потрясающим послевкусием и минимум двойным дном. Возникли некоторые вопросы:
1. Стратилат изначально наметил героя себе в преемники?
2. Когда я задавался вопросом о будущем героя, на ум пришел отец Каллагэн из "Салема"/"Темной Башни". Правильное направление?
И посерьезнее:
3. Я воспринял роман, как своего рода "Накануне". С чем подошла страна к потрясениям конца 80-х. Кому придется строить новую страну. Через 10-15 лет эти пионеры станут героями "Географа" и "Ненастья". Видели ли вы преемственность героев?
Уважаемый Владимир.
Я понял, что вы имеете в виду "Пищеблок". Я благодарен, что вы назвали "Судьбу Иерусалима": вот главный ориентир.
1. Нет, не намечал. У него всё шло по плану, и он никому не собирался передавать, так сказать, бразды правления.
2. Направление правильное. Спасибо.
3. Видел. Поэтому и намекнул в финале. Но о преемственности разговор большой.
Уважаемый Игорь.
Я не влияю на съёмки этого фильма. Наверное, есть какие-то механизмы попадания в кастинг, но я не знаю.
Уважаемая Виктория.
Координаты моего продюсера Юлии Зайцевой справа вверху на сайте.
Уважаемый Алексей Викторович! На мой вопрос, почему Басунов не выскочил из кабины, вы ответили: «А зачем Басунову бежать?» Действительно, в таком случае не было бы книги, ибо не было бы и ограбления, ведь код от отсека с деньгами знал только Басунов. Но ограбление произошло, значит, Басунов почему-то решил остаться нейтральным, хотя мог бы (и даже обязан был) действовать. Ведь он понимал, что Герман не выстрелит, так как бессмысленность этого всем очевидна – код останется неизвестным и услышит охрана. В чём причина бездействия Басунова?
И ещё по поводу режиссёра фильма. Почему он имеет право относиться к первоисточнику своевольно и кромсать его так, чтобы в финале сериала (на подконтрольном режиму канале «Россия-1») представить Ельцина в роли главного виновника «лихих» 90-х, который просит прощения? Однако ваша книга не имела цель глумиться над Ельциным, а ненастье не закончилось 90-ми и продолжается в новом российском историческом трагифарсе «В конце пути придётся рассчитаться…» с участием широких народных масс под песню Высоцкого: «И хочешь, друг, не хочешь, друг, -
Плати по счету, друг, плати по счету!»
Уважаемый Иван.
Вопрос о бездействии Басунова во время ограбления мне изначально представляется, извините, несколько бессмысленным. А почему бездействовали солдаты, когда ядро упало возле князя Андрея в "Войне и мире"? Они что, не уважали командира?.. Бездействовали, и всё. М-м-м... А как ещё людям поступать в таких обстоятельствах? Шок.
Я согласен с вашими словами по поводу романа, Ельцина и конца 90-х. Но что мне тут сказать? Это ведь не я снимал кино. Художественное оправдание такого решения меня убедило. Социокультурное - ну... я уже сформировал своё мнение о 90-ых, меня сложно переубедить.
Уважаемый Владимир.
По правде говоря, не знаю, как вам ответить. Что я чувствую?.. Удовлетворение. И некую странность, что моё произведение в киноварианте отчуждено от меня, что его "исполняют" другие люди. А родителям сериал понравился. И мне важно их одобрение. Разумеется, я живу сам и своим умом, но всё равно хочу, чтобы они мною гордились. От этого лучше им, а не мне, а я хочу, чтобы им было хорошо.
Уважаемый Алексей Викторович! С Днем Рождения вас! Ваше мнение о фильме «Ненастье» в «Новой газете» показалось мне настолько интересным, что я даже стал перечитывать роман. Каюсь, что первый раз я читал «Ненастье» невнимательно и только из любопытства к вашему творчеству, которым интересуюсь после знакомства с вашими первыми книгами. Тема «лихих» 90-х для меня не животрепещущая, так как «лихо» меня миновало, а необходимость рыночных механизмов в экономике не вызывает сомнений.
Второй раз я читал «Ненастье» уже внимательно, как всегда это делаю, если книга достойная и настоящая, а писатель оригинальный и умный. Понравилась точная примета того времени: «…идут круглосуточные работы, гудят бетоновозы, двигаются краны: это строятся новые мегамоллы «Ашан», «IKEA» и «METRO»». Формировались мощнейшие торговые узлы: товар-деньги-товар. Бывший майор КГБ Щебетовский завладел бизнесом.
Итак, резюмирую: роман сделан мастерски, а фильм не дотягивает до масштаба книги. Режиссёр ограничился показом неистовой народной стихии русского безудержа «лихих» 90-х, чтобы ценили путинскую «стабильность». А теперь вопросы:
1) Почему Басунов не выпрыгнул из кабины машины, когда Неволин навёл на него ружьё и велел пристегнуться наручниками? Ведь Герману не было смысла стрелять, ибо провал ограбления стал бы неизбежен.
2) Имя Герман – в этом есть аналогия с Германом из «Пиковой дамы», который всё поставил на карту, чтобы разбогатеть, и проиграл?
3) Басунов считает Татьяну малохольной. Швыдкой (в недавней передаче «Агора» с вашим участием) назвал её юродивой. Я бы назвал её пришибленной. Для вас этот образ в какой-то мере символизирует Россию и то, что с ней сделали и делают власти? Ведь художественным, образным мышлением вы владеете великолепно.
4) Вы верите, что любовь Германа и Татьяны может быть счастливой? Ведь ненастье продолжается. Кто-то должен сдохнуть, чтобы все россияне попали в Рай.
Уважаемый Иван.
Отвечаю по пунктам.
1) А зачем Басунову бежать?
2) Аналогии с "Пиковой дамой" нет. Героя я назвал Германом лишь потому, что мне нужен был мотив для прозвища Немец.
3) Нет, я не пользуюсь такими лобовыми метафорами. Танюша - абсолютная "униженная и оскорблённая", и тот, кто её любит, понимает и защищает - носитель евангельской правды. Это он "заместитель Бога по городу Батуеву", а не Серёга Лихолетов.
4) Верю. Жизнь их вряд ли будет счастливой, а любовь - вполне может быть.
С Днём Рожденья, Алексей Викторович!
На днях прочитал рецензию М. Башмаковой на роман Пищеблок, книгу нам пока не привезли, но прочту с удовольствием. Ощущаются параллели с сегодняшним днём. Олимпиада80 - ЧМ2016; чувство что происходят события, которые нельзя оправдать высокими идеалами - крушение иллюзии "скреп" в горниле последних реформ; и объединяющая жажда перемен при их кажущейся невозможности. Я знаю, что рецензия обманчива, ваш роман меня увлечет своей игрой символами и смыслами далеко за пределами поиска параллелей "тогда"-"сейчас", но все же задам логичный вопрос.
Каково Ваше мнение: удастся ли нынешнему поколению что-то изменить в ситуации без революции/войны? Очевидно что все больше желающих использовать власть и протестный ресурс в корыстных целях = стать вампиром. Спасибо.
Сергей (г. Муром)
Уважаемый Сергей.
Я не читал рецензии М.Башмаковой и не знаю её точки зрения на роман, поэтому не очень понял про ЧМ-2016 и крушение скреп.
Я думаю, что можно изменить ситуацию без революции/войны. Но будет ли нынешнее поколение заниматься этим? Не уверен. К тому же повлиять на положение дел можно только из Москвы, а Москва "сытая", и её протестный ресурс - не те, кто "голоден", а те, кто "с идеалами", и их явно недостаточно. Не знаю, манипулируют ли ими в корыстных целях. Лично мне кажется, что они вполне самостоятельны, чтобы разобраться в мотивах лидеров.
Алексей Викторович, здравствуйте!
С Днем Рождения вас!
В день рождения принято желать что-либо, но думаю, что вы сами знаете чего вам нужно и когда.
Хочу одного пожелать, от чего точно не откажетесь это здоровья вашим родным и близким! Так как если будет у них здоровье, то и у нас тоже.
Алексей Викторович, простите, но традиционно вопросы хотел вам задать. Хотя посмотрел ваши предыдущие ответы и вопросы про сериал «Ненастье», о романе «Тобол» взял и «выбросил в пропасть», так как вижу, что вы уже обо всем рассказали.
Одного не нашел (может плохо искал), это ответы по ранее планируемому проекту о речном флоте России (или СССР). Планируется таковой проект?
Если «да», то будете ли вы в нем затрагивать тему судоходных шлюзов и каналов которые были построены в прошлом веке в нашей стране? Если «да», то будет ли там Беломор канал и Волгодонской?
Еще раз вас с Днем рождения и всего вам хорошего!
P.S. Если бы можно было обнаглеть и еще спросить Вас в третий раз про «закон трех парадигм» по принципу которому вы написали несколько произведений, одной из парадигм которой является «мистика». Две другие я просто забыл и на вашем сайте они утеряны во время сбоя, я проверял еще несколько раз – этот ответ, среди нескольких так и не восстановили. Какие же две остальные?
Но если не помните, то и Бог с ними.
С уважением, Вячеслав.
Уважаемый Вячеслав.
Спасибо.
О проекте про речфлот России (и СССР тоже) я особо не распространяюсь, поскольку рано. Планирую и книгу нон-фикшн об истории речфлота, и роман на основе одного периода истории. Сделаю ли это, и когда, - пока не знаю. Многое зависит от поиска финансирования нон-фикшна. Но я этим занимаюсь. Тему шлюзов я буду затрагивать в нон-фикшне, как и тему каналов, но немного. Разумеется, там будет и Беломор, и Волгодон, и канал имени Москвы, и Мариинская система, и даже Обь-Енисейский канал.
Про "закон трёх парадигм" своих формулировок я точно не помню. Суть в том, что современное произведение строится на совмещении разных парадигм (то есть, жанров, идей, форматов). В "Тоболе" их больше трёх. Кроме мистики, это и обычный психологический роман, и исторический роман, и политический роман, и роман воспитания.