Уважаемый Роман Евгеньевич.
О Байкале и шаманах я немного писал в книге "Дебри", но этого, конечно, недостаточно.
Байкал - уникальная и благодатная тема. Вряд ли я когда-нибудь возьмусь за неё, потому что - на мой взгляд - надо там пожить, чтобы писать. Но очень завидую тому, кто напишет.
Уважаемый Алексей Викторович! Останутся ли у вас стимулы для продолжения творчества в условиях новой экономической реальности, когда цены книг возрастут в 2 раза, а тиражи сократятся, поскольку люди обеднеют? Для профессионального писателя продажи его книг это основное средство существования. Вы, конечно, ориентируетесь на аудиоформат, но это не выход. А Россия надолго погружается в зыбкую мглу. Наш «гибридный» властитель являет собой воплощение духа трёх диктаторов - ... ... ... .
Уважаемый Григорий.
Я подкорректировал ваш вопрос, чтобы не навлечь неприятностей.
Во-первых (но не в главных), вы слишком обедняете возможность заработка для писателя. Есть (были) переводы, электронные книги, продажа прав на экранизации, театральные постановки, игры и даже франшизы (в России и это уже начиналось). Есть мерч. Есть сценарии. Есть публицистика. Есть "чёс" по встречам с читателями. Есть гранты. И так далее. Продвинутый писатель более интегрирован в современную культуру, чем кажется на первый взгляд. Разумеется, я использую не все формы профессионального существования, но этот мой комментарий - не для того, чтобы сказать "я не пропаду", а для того, чтобы пояснить, как интересна и успешна жизнь сложной и многообразной культуры, которую сейчас убивают без стыда и совести. То есть этот комментарий - просто воспоминания о нормальной жизни.
И во-вторых (и в главных). Я 13 лет писал "в стол" без всяких финансовых и любых других стимулов, включая простое человеческое одобрение своих текстов. Если писать романы - это форма существования твоей личности, то стимулы не нужны, как не нужен стимул, чтобы дышать. Так что вряд ли я перестану писать романы, даже если мне придётся выживать, выращивая картошку. Путин не лишит меня возможности быть самим собой (хотя может лишить свободы). Но читатели мои романы читать, конечно, не будут - им негде будет их читать.
Здравствуйте Алексей!
Мне 31 и только недавно прочитала первую вашу книгу. Раннее творение «Общага на крови». Произведение весьма современное на мой взгляд. Меня поразила одна мысль в книге и я вижу параллель с происходящими событиями в стране.
Мысль такая. Когда Отличник пришёл в компанию старших товарищей как ни в чем не бывало, а они будто бы удивились и им стало не по себе. А потом было объяснение. Если он снизился до их уровня, то значит в них не осталось надежды, ничего хорошего в них нет. Потому как если бы он отверг их, то у них была бы надежда во что-то святое.
Вот у меня закралась мысль. А может быть тот чьё имя нельзя произносить вслух он совершает акт, буквально, самосожжения, чтобы спасти русских людей? В том смысле, что много лет люди терпят, терпят, терпят, не прозревают, как бы позволяя себя угнетать. То есть, признавая, что ничего нет. Ни совести, ни чести.
И под конец жизни он в агонии хочет стать таким злом, чтобы точно не стерпели, чтобы точно не простили. Тем самым как бы хочет умереть с надеждой.
Как будто это некий вой:
«Ну хоть что-то в вас есть?!! Наскребите хоть что-то!»
Другими словами душа ищет спасение, через самосожжение. А мы будто бы обретём что-то, что окрепнет?
Как вы думаете, есть ли тут какая-то параллель? Как вам эта мысль?
Ведь есть же какое-то даже облегчение от прокалывания нарыва…
Уважаемая Анна.
Есть принцип "бритвы Оккама". Формулируется он так: "Не умножай сущностей сверх необходимого". То есть наиболее непротиворечивое объяснение является и наиболее вероятным. Если человек всю жизнь воровал, душил и лгал, оставаясь безнаказанным, а под конец вдруг совершает нечто совсем уж немыслимое, то вряд ли он таким образом взывает к достоинству тех, кого угнетал. Это слишком уж от Достоевского. Но у злодеев Достоевского зло будет посложнее и поглубже, чем банальное воровство и ложь. Наиболее вероятное объяснение - самое простое, не противоречащее здравому смыслу: потерял берега от самомнения.
"Бритва Оккама" - главное оружие против конспирологии, которая сейчас стала идеологией. Я говорил об этом много раз и даже написал роман "Тени тевтонов". Объясняя Волан де Морта конспирологически, вы придаёте ему как мыслителю неадекватно большое значение. Понимаю, что очень обидно быть жертвой ничтожества, но надо глядеть на жизнь трезво.
Алексей, прочитал уже много Ваших книг и наконец то добрался до "Тобол. Много званых", но столкнулся с проблемой покупки книги в электронном формате. На сайте litres указано, что книги нет в продаже. Подскажите, с чем это связано и может знаете другую возможность, как приобрести серию книг "Тобол" в электронном виде?
Уважаемый Сергей.
Многие мои романы, и "Тобол" в том числе, в аудио и электронном формате находятся на платформе Storytel.
Алексей, в романе "Тобол" представлены разные народы - в Тобольске, в лесах и степях югозападной Сибири пересеклись пути-дорожки шведов, немцев, бухарцев, остяков, уйгуров, китайцев, украинцев, ну и, понятно, русских. И представителям всех этих народов вы находите роль, даете место в своем широком и пестром ковре-повествовании. Но фокус неизменно возвращается к семье Ремезовых, к Семену Ульянычу и его детям. Ценность их для вас (по моему скромному мнению) наивысшая в романе. Почему? Они для вас выражают какую-то важную идею? Они - иконописцы и картографы, зодчие и воины, ученые и трудяги, рачительные хозяева своего маленького клочка земли, патриоты огромных диких сибирских земель, верные слуги Российской короны - они для вас кто? Такие русские люди, какими бы вы хотели видеть всю современную нацию? Их дом - это место, "где светло от лампад, где поют, а не плачут, где пол не покат" - я правильно понимаю ваш замысел и отношение к Ремезовым?
Уважаемый Виталий.
Вы всё поняли совершенно правильно. Ремезовы - "соль земли".
Я обозначил это не только смыслом романа, но и структурой повествования. Все герои перемещаются, а Семён Ульянович сидит на месте (выбирается из Тобольска только в кульминационное путешествие). Но герои выходят в путь, получая мотив от Ремезова, и к Ремезову же возвращаются. Ремезов - та пружина, которая двигает все сюжеты, он - центр мира, ось жизни.
Уважаемая Лидия.
Этим я совершенно не интересуюсь.
Уважаемый Алексей Викторович! Если российская Академия наук станет катализатором общественного протеста и призовёт всех своих сотрудников от академиков до аспирантов (а также и студентов) выходить на улицы городов с лозунгом «Миру – мир!», то будет ли Росгвардия избивать научную элиту страны? Такое развитие сюжета в духе социальной фантастики братьев Стругацких и Оруэлла невозможно было бы даже им вообразить. А как вы воспринимаете странную позицию умолчания РПЦ о бойне между двумя христианскими родственными народами? Когда Минобороны РФ регулярно сообщает об очередном «освобождении» городов Украины – это, вообще, что-то запредельное. Нет слов.
Уважаемый Григорий
(и уважаемый Иван).
Я думаю, что сейчас возможно всё и в духе Стругацких, и в духе Оруэлла. Я поражён косностью нации - я и раньше был невысокого мнения о ней сегодняшней, но не до такой же степени. Я не верю в результативность социальных действий изнутри. Демократические социальные акты результативны только в демократической среде. Единственное, на что можно надеяться здесь и сейчас, - это противоестественность того состояния, которое нам навязывают. Оно нежизнеспособно, и конструкция неизбежно развалится. Не надо мешать процессу самоубийства режима. Вот такой буддизм - тягостный для совести и здравого смысла.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Спасибо большое за Ваши книги, за интерес к отечественной истории, который возрос благодаря Вашему творчеству! Скажите, как Вы относитесь к словам Сергея Бодрова, что в тяжелые для Родины времена (в том числе когда Отчизна воюет) нельзя говорить о ней плохо, даже если Родина не права?
Уважаемый Олег.
В любые времена надо говорить о родине правду.
Алексей, добрый день, а достаточно ли, если мы просто обвиним сами себя в трусости? И посочувствуем? Мы уже знаем, что диссидентство пробуждает таланты, но вправе ли мы доводить до этого?
Ваш постоянный читатель Иван с самого первого романа про географа, вышедшего в издательстве Вагриус.
Уважаемый Иван.
Я вас не понял. Самообвинение в трусости достаточно для чего? В чём выражается трусость? Почему диссидентство пробуждает таланты? Кого "себя" мы доводим до диссидентства, себя лично? До чего "этого" мы не вправе себя доводить - до диссидентства? Как я догадываюсь, вы обвиняете интеллектуальную прослойку России в доведении общества и страны до нынешнего состояния, верно?
Уважаемый Владимир.
Да, в книге будет затронута тема военного речного флота. Он существовал. Во-первых, речные мониторы типа "Шквал" (в своё время - самые мощные военные речные корабли в мире) и Амурская флотилия, созданная в 1910 (что ли) году. Во-вторых, флотилии бронепароходов времён Гражданской войны (самая известная история связана с пароходом "Ваня-коммунист"). В третьих, бронекатера и канонерки Великой Отечественной (плюс монитор "Железняков", ныне памятник). И наконец - корабль-музей "Волгарь-доброволец", канонерская лодка времён Гражданской войны. Про современные суда (например, ракетные речные катера) я писать не буду, так как книга закончится 1991 годом - временем распада СССР.
Хотя странно сейчас что-то планировать.
Уважаемый Григорий.
Да. Дожили. Триумф трусости, злобы и подлости. Сочувствую всем нам.
Уважаемая Мария.
Я вынужден убрать ваш вопрос и свой ответ. Правда теперь запрещена.
Уважаемый Алексей.
Что "это"?
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Я задам вам, возможно, неудобный вопрос, поэтому пойму вас, если не ответите.
Во всех произведениях, которые я уже успел прочитать присутствует тема секса, либо сексуального влечения взрослых мужчин с очень юными девушками (Таня в "Ненастье", Айкони и Хомани в "Тоболе", Маша в "Географе..", Тичерть в "Сердце Пармы"(здесь, возможно не так - они с Михаилом ровесники)).
Я, читая ваши книги , всегда думаю над мотивами ваших героев и они мне понятны - юные девушки всегда привлекательны. Вы также пишете, что "задача автора находить такой опыт (героев) у себя, интерпретировать и усиливать его". Действительно ли вы в своих книгах описываете свой опыт?
Уважаемый Евгений.
Ответ будет такой же неудобный, как вопрос. В моих произведениях присутствует и тема влечения взрослых мужчин к своим ровесницам (Марина в "Ненастье", Епифания и Бригитта в "Тоболе", Ветка в "Географе", Бисерка в "Сердце пармы"). Может быть, замечая одни лишь "перверсии" героев, вы вспоминаете свой опыт?
Алексей, здравствуйте!
Начну с благодарности: спасибо большое за книги! Это первые книги за много лет (пожалуй, последняя была ещё в школе, «Мастер и Маргарита», больше 20 лет назад, книга, по которой писал выпускной, изучению истоков которой посвятил больше полугода), которые пригласили меня в свой мир и закрыли за мной дверь. Книг в моей жизни было много, собственно, они и сформировали меня. Одни заставляли задуматься, другие-позволяли наоборот на какое-то время ни о чём не думать, третьи-становились предметом обсуждения..но..
Да, безусловно, я говорю о «Сердце Пармы» и «Золоте бунта». Я вполне адекватен, достаточно образован, семья, дети, это не паранойя, идея фикс..но я прямо каждый день понимаю, что мне надо туда..в Парму. Но куда именно-я так и не могу понять..в детстве я был дважды на Урале-прабабушка жила в Красном Яру, Кишерть, Кунгур..(может это притянуто за уши, но оба раза я очень сильно заболевал) возможно, стоило начать именно оттуда, но там уже никого нет. Может быть вы посоветуете кого-то, кто сможет меня провести и рассказать..да, конечно, есть интернет, множество турфирм, но какое-то, при всём уважении к тем людям, которые этим занимаются, инстаграмно-лубочное..
Почему я думаю, что вы ответите? Не знаю. Но пренебречь возможностью задать вопрос - не мог.
Спасибо Вам большое.
Евгений.
Уважаемый Евгений.
Понимаю ваши затруднения.
Парма и Чусовая - это разные маршруты. Первый - это ехать из Перми в Чердынь и дальше по окрестностям. Второй - это из Екатеринбурга до станции Коуровка, и дальше плыть по Чусовой до Кына, Ослянки или города Чусового. А вот где найти хорошего гида - не знаю. Я сам был себе гидом. Узнавал о территории из литературы - краеведческой и научной.
С турфирмами я не знаком, поскольку в их услугах не нуждаюсь. Могу порекомендовать вам только фирму "Зелёный ветер": она организует работу всех многочисленных киногрупп и умеет водить в походы.
Также в качестве гида могу порекомендовать свои книги "Хребет России" и "Горнозаводская цивилизация": это комплексные обзоры Урала, для которых я выбрал главное; вы сможете составить маршрут и будете знать, что нужно смотреть.
К лету, я надеюсь, выйдет новый путеводитель "Железный пояс", это проект Юлии Зайцевой - тщательно разработанные маршруты по моим романам и не только. Но "Железный пояс" привязан к "Хребту России".