Уважаемый Алексей Викторович! Когда-нибудь, в России восторжествует разум, а морок зомбирования и бесконечная наглая ложь сгинут. Тогда, новый мудрый глава государства должен от имени нации постановить всенародный «День памяти убиенных по злой воле российских диктаторов»? Самой подходящей датой для такого дня памяти, вероятно, станет 24 февраля? Грех совершён тяжёлый. Будет ли искупление? Или надо ещё ожидать тактического ядерного удара? Господи, помилуй!
Уважаемый Григорий.
Полностью с вами согласен. Искупление зависит от нашей воли, и я надеюсь, что нация эту волю в себе найдёт. А про ядерное оружие даже думать не хочется. Это уже запредельное зло.
Уважаемый Александр.
Этот роман сейчас на платформе Storytel. Платформы - как издательства: на какие-то произведения они имеют права, на какие-то - нет.
Уважаемый Андрей.
Роднянский представлял этот проект в Берлине, но я ещё не интересовался подробностями. Думаю, надо подождать, пока ситуация устаканится, тогда и поинтересуюсь.
Уважаемый Николай Николаевич.
С вашей подачи я уже поинтересовался, что это за "Карамора". Может, и посмотрю.
А про "кровожадную" тему у меня много разных мыслей.
1. Безусловно, не я первым обратился к вампирам. До меня были и культовые "Дозоры", и культовый "Ампир В" Пелевина. Были и произведения, соединяющие вампиризм и пионерство (или советский быт) - "Тимур и его команда и вампиры", "Повесть о ненастоящем человеке", "Мрак твоих глаз" (последнее я не читал) и так далее. Почти одновременно с сериалом "Пищеблок" вышли замечательные "Вампиры средней полосы". В общем, тема вампиров была популярна и до меня. Но я и не претендую на первенство.
2. В эпоху постмодерна и метамодерна писать о вампирах всерьёз - то есть писать реальный роман ужасов вроде "Судьбы Иерусалима" Кинга - это наивно. Из вышеперечисленных произведений "всерьёз" о вампирах повествуют только "Дозоры", да и то - это скорее мистика, чем ужасы. Для современного автора вампиры всегда являются способом говорить не о вампиризме, а о чём-то другом. Роман с вампирами - не чтобы напугать (как в классической традиции), а чтобы предъявить иной смысл. И "Пищеблок", конечно, тоже не пугалка. Для банальной пугалки мне, например, не требовалось восстанавливать детский фольклор времён СССР (в сериале его почти нет), а для того разговора, который я вёл, - требовалось.
3. "Пищеблок" я писал по теории меметики Ричарда Докинза. Вампирство, пионерство и детство - это три мемплекса (меметических комплекса), и я описывал их взаимодействия (которые, например, объясняют крушение СССР). Вампирство как аналог идеологии - упрощённое объяснение "меметического" смысла романа, но с грехом пополам работает и оно. Об этом я много раз говорил в различных интервью времён выхода романа, сейчас уж не буду повторяться.
4. В образ вампиров каждый автор вкладывает свой смысл. Лично я популярность фигуры вампира объясняю с точки зрения гендера. Вампир - это существо с фальшивым гендером: кажется, что он действует по мужскому гендеру, на самом деле - по женскому. Внезапная популярность вампиров в российской культуре нулевых голов означает, что общество существует по фальшивому гендеру; культура чувствует эту фальшь и в качестве основной культурной фигуры выдвигает вампира (а не пламенного революционера, как в 30-ых, не физиков и лириков, как в 60-х, не братков, как в 90-х). Вспомните хотя бы поп-идолов нулевых - Шура, "Тату", Витас, Глюкоза, Верка Сердючка и т.д.; кто они - мужчины, женщины, девочки, роботы, инопланетяне? Их гендер размыт, как и гендер вампира. Так культура реагирует на состояние общества. Об этом тоже можно говорить долго, и я не раз уже говорил в различных интервью. Но вампиры давно уже выпали из мейнстрима, сейчас актуальная культурная фигура - зомби. Поэтому обращение к теме вампиров не имеет ничего общего с желанием гнаться за модой или ухватиться за нечто актуальное.
Мнгоуважаемый автор. Тема вампиров в тренде. Роман Пищеблок оказался кинматогрофичен. И как я не уговаривал деток почитать, кино все посмотрели. А с младшим это и совместное действие. Вчера увидел Карамору конечно из за Данилы Козловского. И подумал что тему Вы задали. Хотя и предлагали подразумевать под Вампирами Идеологию. Или все совпадения случайны?
Многоуважаемый читатель.
Какие совпадения? Чего с чем? "Карамору" я не смотрел и не знаю, про что этот фильм.
Уважаемая Татьяна.
Увы, пока продолжается то, что продолжается, я с читателями не встречаюсь.
Уважаемый Фёдор.
Роман готов на три четверти. Надеюсь доделать его к концу лета. Когда выйдет книга - не знаю, времена сейчас не книгоиздательские.
Здравствуйте! Пишу курсовую работу по вашему произведению, а именно про образ Самары в произведении "Пищеблок". Хотела бы у вас узнать почему Вы выбрали именно этот город? Связано ли это с тем, что вы были впечатлены от местных пейзажей, либо же это имеет какой то иной скрытый смысл. Может ли это быть связано с тем, что упоминание конкретного города делает вампирскую историю более правдоподобной и более типичной, то есть если вампиры существовали в таком крупном городе как Самара , то они могли бы существовать в любом городе нашей большой страны. Спасибо большое заранее за ответ!
Уважаемая Евгения.
Вы правы во всех своих предположениях.
Самара, то есть Куйбышев, - большой, но провинциальный город, так сказать, основа жизни в СССР. К тому же Самара - очень русская (и Волга, и Жигули) и очень атмосферная (и купеческие дачи, и теплоходы). Если вампиры угнездились в таком городе, значит, они универсальны - способны жить и в столицах, и в деревнях.
Использование конкретного города и конкретной местности придаёт произведению убедительность.
И лично мне очень нравится Самара. Я использовал этот город не только в "Пищеблоке". Самара - родина моего героя Германа Неволина из романа "Ненастье". В Самаре происходят некоторые события романа "Бронепароходы", который я сейчас пишу.
Уважаемый Роман Евгеньевич.
О Байкале и шаманах я немного писал в книге "Дебри", но этого, конечно, недостаточно.
Байкал - уникальная и благодатная тема. Вряд ли я когда-нибудь возьмусь за неё, потому что - на мой взгляд - надо там пожить, чтобы писать. Но очень завидую тому, кто напишет.
Уважаемый Алексей Викторович! Останутся ли у вас стимулы для продолжения творчества в условиях новой экономической реальности, когда цены книг возрастут в 2 раза, а тиражи сократятся, поскольку люди обеднеют? Для профессионального писателя продажи его книг это основное средство существования. Вы, конечно, ориентируетесь на аудиоформат, но это не выход. А Россия надолго погружается в зыбкую мглу. Наш «гибридный» властитель являет собой воплощение духа трёх диктаторов - ... ... ... .
Уважаемый Григорий.
Я подкорректировал ваш вопрос, чтобы не навлечь неприятностей.
Во-первых (но не в главных), вы слишком обедняете возможность заработка для писателя. Есть (были) переводы, электронные книги, продажа прав на экранизации, театральные постановки, игры и даже франшизы (в России и это уже начиналось). Есть мерч. Есть сценарии. Есть публицистика. Есть "чёс" по встречам с читателями. Есть гранты. И так далее. Продвинутый писатель более интегрирован в современную культуру, чем кажется на первый взгляд. Разумеется, я использую не все формы профессионального существования, но этот мой комментарий - не для того, чтобы сказать "я не пропаду", а для того, чтобы пояснить, как интересна и успешна жизнь сложной и многообразной культуры, которую сейчас убивают без стыда и совести. То есть этот комментарий - просто воспоминания о нормальной жизни.
И во-вторых (и в главных). Я 13 лет писал "в стол" без всяких финансовых и любых других стимулов, включая простое человеческое одобрение своих текстов. Если писать романы - это форма существования твоей личности, то стимулы не нужны, как не нужен стимул, чтобы дышать. Так что вряд ли я перестану писать романы, даже если мне придётся выживать, выращивая картошку. Путин не лишит меня возможности быть самим собой (хотя может лишить свободы). Но читатели мои романы читать, конечно, не будут - им негде будет их читать.
Здравствуйте Алексей!
Мне 31 и только недавно прочитала первую вашу книгу. Раннее творение «Общага на крови». Произведение весьма современное на мой взгляд. Меня поразила одна мысль в книге и я вижу параллель с происходящими событиями в стране.
Мысль такая. Когда Отличник пришёл в компанию старших товарищей как ни в чем не бывало, а они будто бы удивились и им стало не по себе. А потом было объяснение. Если он снизился до их уровня, то значит в них не осталось надежды, ничего хорошего в них нет. Потому как если бы он отверг их, то у них была бы надежда во что-то святое.
Вот у меня закралась мысль. А может быть тот чьё имя нельзя произносить вслух он совершает акт, буквально, самосожжения, чтобы спасти русских людей? В том смысле, что много лет люди терпят, терпят, терпят, не прозревают, как бы позволяя себя угнетать. То есть, признавая, что ничего нет. Ни совести, ни чести.
И под конец жизни он в агонии хочет стать таким злом, чтобы точно не стерпели, чтобы точно не простили. Тем самым как бы хочет умереть с надеждой.
Как будто это некий вой:
«Ну хоть что-то в вас есть?!! Наскребите хоть что-то!»
Другими словами душа ищет спасение, через самосожжение. А мы будто бы обретём что-то, что окрепнет?
Как вы думаете, есть ли тут какая-то параллель? Как вам эта мысль?
Ведь есть же какое-то даже облегчение от прокалывания нарыва…
Уважаемая Анна.
Есть принцип "бритвы Оккама". Формулируется он так: "Не умножай сущностей сверх необходимого". То есть наиболее непротиворечивое объяснение является и наиболее вероятным. Если человек всю жизнь воровал, душил и лгал, оставаясь безнаказанным, а под конец вдруг совершает нечто совсем уж немыслимое, то вряд ли он таким образом взывает к достоинству тех, кого угнетал. Это слишком уж от Достоевского. Но у злодеев Достоевского зло будет посложнее и поглубже, чем банальное воровство и ложь. Наиболее вероятное объяснение - самое простое, не противоречащее здравому смыслу: потерял берега от самомнения.
"Бритва Оккама" - главное оружие против конспирологии, которая сейчас стала идеологией. Я говорил об этом много раз и даже написал роман "Тени тевтонов". Объясняя Волан де Морта конспирологически, вы придаёте ему как мыслителю неадекватно большое значение. Понимаю, что очень обидно быть жертвой ничтожества, но надо глядеть на жизнь трезво.
Алексей, прочитал уже много Ваших книг и наконец то добрался до "Тобол. Много званых", но столкнулся с проблемой покупки книги в электронном формате. На сайте litres указано, что книги нет в продаже. Подскажите, с чем это связано и может знаете другую возможность, как приобрести серию книг "Тобол" в электронном виде?
Уважаемый Сергей.
Многие мои романы, и "Тобол" в том числе, в аудио и электронном формате находятся на платформе Storytel.
Алексей, в романе "Тобол" представлены разные народы - в Тобольске, в лесах и степях югозападной Сибири пересеклись пути-дорожки шведов, немцев, бухарцев, остяков, уйгуров, китайцев, украинцев, ну и, понятно, русских. И представителям всех этих народов вы находите роль, даете место в своем широком и пестром ковре-повествовании. Но фокус неизменно возвращается к семье Ремезовых, к Семену Ульянычу и его детям. Ценность их для вас (по моему скромному мнению) наивысшая в романе. Почему? Они для вас выражают какую-то важную идею? Они - иконописцы и картографы, зодчие и воины, ученые и трудяги, рачительные хозяева своего маленького клочка земли, патриоты огромных диких сибирских земель, верные слуги Российской короны - они для вас кто? Такие русские люди, какими бы вы хотели видеть всю современную нацию? Их дом - это место, "где светло от лампад, где поют, а не плачут, где пол не покат" - я правильно понимаю ваш замысел и отношение к Ремезовым?
Уважаемый Виталий.
Вы всё поняли совершенно правильно. Ремезовы - "соль земли".
Я обозначил это не только смыслом романа, но и структурой повествования. Все герои перемещаются, а Семён Ульянович сидит на месте (выбирается из Тобольска только в кульминационное путешествие). Но герои выходят в путь, получая мотив от Ремезова, и к Ремезову же возвращаются. Ремезов - та пружина, которая двигает все сюжеты, он - центр мира, ось жизни.
Уважаемая Лидия.
Этим я совершенно не интересуюсь.
Уважаемый Алексей Викторович! Если российская Академия наук станет катализатором общественного протеста и призовёт всех своих сотрудников от академиков до аспирантов (а также и студентов) выходить на улицы городов с лозунгом «Миру – мир!», то будет ли Росгвардия избивать научную элиту страны? Такое развитие сюжета в духе социальной фантастики братьев Стругацких и Оруэлла невозможно было бы даже им вообразить. А как вы воспринимаете странную позицию умолчания РПЦ о бойне между двумя христианскими родственными народами? Когда Минобороны РФ регулярно сообщает об очередном «освобождении» городов Украины – это, вообще, что-то запредельное. Нет слов.
Уважаемый Григорий
(и уважаемый Иван).
Я думаю, что сейчас возможно всё и в духе Стругацких, и в духе Оруэлла. Я поражён косностью нации - я и раньше был невысокого мнения о ней сегодняшней, но не до такой же степени. Я не верю в результативность социальных действий изнутри. Демократические социальные акты результативны только в демократической среде. Единственное, на что можно надеяться здесь и сейчас, - это противоестественность того состояния, которое нам навязывают. Оно нежизнеспособно, и конструкция неизбежно развалится. Не надо мешать процессу самоубийства режима. Вот такой буддизм - тягостный для совести и здравого смысла.