Кстати, а каков был антураж встречи с Капицей и Чубайсом? Это было оптом или в розницу? Неужели они к вам в Закамск приезжали? Ну и как им “Речники” в натуре? Или все-таки вы сами в центр выбрались? Не секрет, о чем были разговоры? Или как обычно, в режиме вопросов от читателей? И какие же тогда вопросы могли задать Чубайс и Капица Иванову - довольно нетривиальные ведь пересечения?
Уважаемый zavertkinas. Это были встречи "в розницу". И я сам сподобился выбраться из Закамска. Я понимаю, трудно поверить, но правда - я выехал из Закамска, разве вы не слышали салюта? Но не я был инициатором встреч, поэтому я не хочу и рассказывать о них, как-то неловко. Могу только сказать, что про пермскую культурную ситуацию мы почти не говорили.
Уважаемый Алексей! Возвращаясь к теме Суркова. Есть ощущение, что он всего лишь в меру своих талантов исполняет заказ Путина на стабильность. Человек он, похоже, небездарный, вот только инструментарий подбирает, мягко говоря, сомнительный - Гельман, Наши, - чем, по сути, и срывает исполнение этого заказа. Ведь своими бесконечными провокациями его подопечные на самом деле не стабильность или развитие обеспечивают, а наоборот, взрывают ситуацию. Как вы считаете, в чем причина таких подмен и профанаций со стороны очень даже небезграмотных, как кажется издалека, типа государственных деятелей? Причем, как на региональном, так и на федеральном уровне, как в культуре, так и во многом другом. Верен ли этот анализ? Каково ваше понимание логики этой истории? С уважением, Александр
Уважаемый zavertkinas. Личность Суркова для меня полная загадка. Я даже хотел прочитать "Околоноля", но нет уверенности, что автор - Сурков, потому и не стал читать. Но, знаете, не мы первые, кто сталкивается с подобной загадкой. И для неё есть старая добрая библейская отгадка: "суди по делам". Знает Сурков о проказах "Наших" и Гельмана или не знает, - не важно. Одобряет он это в душе или осуждает - не важно. Важно, что при нём эта гопота и мошенники цветут и пахнут. И судить чиновника будут за это, а не за душевные терзания. В первую очередь Владислав Сурков - государев человек, он нам явлен таковым и таковым сам себя являет, а сложная личность он или примитивная, - какая разница? Когда вы лежите в обмороке, вам важен морально-нравственный облик санитара, который делает вам искусственное дыхание?
И еще один вопрос. Гельман, Мильграм, Чиркунов хором кричат, что надо поддерживать сильных. Как вы смотрите на этот тезис? И что это за сильные такие, что им надо помогать? Не приведет ли это к тому, что как всегда произойдет подмена, и будут поддерживать не потенциально сильных профессионалов, а банально наглых и угодных? Ведь сильный профессионал вряд ли скатится до пресмыкательства ради дополнительной пайки, как некоторые. Не приведет ли такая идеология всего лишь к ускорению расслоения населения интеллектуальному, культурному, материальному, - со всеми вытекающими? И кто же будет решать, кому жить, а кому умирать? Но мы уже слышали крики с той стороны, дескать, зачем поддерживать здравоохранение, образование, пенсионеров, бездарную местную культуру, отдайте деньги нам. И всё это происходит с подачи такой парадоксальной цепочки: Путин и Медведев выступают заказчиками Суркова и Чиркунова, те свою очередь выступают заказчиками Гельмана, а затем Чиркунов и команда Гельмана реализуют эту, мягко говоря, антисоциальную идеологию. Не приведет ли это к тому, что сильные и наглые затопчут слабых, а скорее всего просто скромных и честных людей, загонят их в то или иное крепостничество? А дальше история повторится со всеми остановками. Может ли кто-то ответить, такая вот идеология и перспектива это посыл и стратегия Путина и Медведева или это всего лишь экзерсисы их окружения? Но тогда на каком месте у Медведева и Путина глаза, что они не видят всего этого?
Уважаемый zavertkinas. Я постараюсь ответить по частям, хорошо? Итак, тезис о поддержке сильных. Этот тезис - ни о чём. Потому что нет критериев. Что значит "сильный"? Признанный профессионалами? Признанный толпой? Заработавший денег? Социально востребованный? Обратимся к близкой мне теме - к писателям. Есть увенчанные премиями авторы, которых никто не знает. Профессионалы их признали - этим дело и кончилось. Есть супер-тиражные авторы, скажем, дамы-детективщицы. Но в художественном смысле это палеолит. Есть писатели, заработавшие денег, например, те, у кого хороший агент или кто пишет для богатого заказчика. Но деньги не имеют отношения к качеству текста, тексты могут быть и плохими, и хорошими. Наконец, социально востребованы всегда - "секс, дрэгс, рон-н-ролл", скажем, фэнтези. И во что превратилось понятие "сильный"? Ни во что. Я уже не говорю "а судьи кто?". В общем, дело не в гордости или лакействе "сильного", а в размытости этого понятия. Поэтому "сильным" окажется тот, кого захотят назначить "сильным", а оправдание придумают под кандидатуру. К социальному расслоению такая политика не приведёт, потому что в ней нет "слоёв". Есть кучка тех, кто урвал блага, - и все остальные. Ведь деление на жуликов и жертв - это не социальное расслоение. Но провоцирование конфликтов внутри сообщества - да, будет, и ещё какое. Я думаю, что Путин и Медведев не отслеживают все эти вещи. Это мелкая возня крыс под ногами слонов. Владыки "в ручном режиме" управляют личными проектами, а всё остальное - "собакам на драку". Личные культурные проекты - это Тобольск Путина (не взирая на все недостатки, дело грандиозное). Или, похоже, новый проект - Свердловская область. Наши деятели орут, что они увеличили финансирование на культуру, а свердловские чиновники протащили на самый федеральный верх четыре проекта - культурные стройки в Верхотурье, Качканаре, Невьянске и Каменске-Уральском. На эти проекты, как сказал мне министр культуры Свердловской области, федералы выделили 25 миллиардов (!!!) рублей. Но это - "ручное управление". Я не раз общался с чиновниками высокого уровня, и всегда ловил себя на том, что у меня вслед за собеседником начинается аберрация восприятия. Я начинаю жить и думать в какой-то виртуальной реальности. Это не фигура речи. Это то ощущение, которое я передал в "Летоисчислении от Иоанна", когда царь видит Саранчу, Вавилонскую блудницу, всадников Апокалипсиса. Я не так средневеков, как Иван Грозный, поэтому я во время общения видел не картины из Откровения, а громады музеев, толпы туристов, рождение шедевров, мощь неких проектов. Потом наваждение уходило - когда возвращался домой. Но чиновники-то из этого мира не выныривают. Поэтому я не думаю, что они корыстны - Путин, Медведев, Чиркунов. Они просто видят мир не таким, каков он есть. В их мире их деяния были бы прекрасны, а в реальном мире они становятся весьма проблематичны для населения. Вот поэтому политика "ручного управления" неэффективна, за рулём-то - косоглазый.
Уважаемый Максим. Никакого предложения прийти на форум мне никто не делал - ни при встрече, ни по телефону, ни по почте, ни лично, ни агенту. С С.П.Капицей и А.Б.Чубайсом я встречался вне форума, по их инициативе. Но форуме же, видимо, люди, которым я не собеседник, обсуждали вопросы, в которых я некомпетентен.
Уважаемый Алексей! Буду Вам благодарен, если вы подскажете адрес геологического музея в пос.Пашия. Дело в том, что я в составе алмазной группы ВСЕГЕИ занимался проблемой поисков источников уральских алмазов в 60-80 годах. У меня и моих коллег есть материалы, которые могут представлять интерес для музея. С уважением, Анатолий Волынин.
Уважаемый Анатолий. Вот какой у меня адрес Геологического музея им.М.П.Старостина: Пермский край, г.Горнозаводск, ул.Свердлова, д.59, тел. +7 (34269) 4-29-52. В Лысьве тиражом в 500 экз. в 2004 г. вышла книга Н.Введенской "Алмазы Вижая". Пермское отделение Российского минералогического общества РАН в 2007 г. выпустило сборник статей "Алмазники Урала" тиражом в 250 экз. Вот, пожалуй, и всё, что в Пермском крае сделано для освещения темы алмазов, которая составляет честь и славу края. Если вы были знакомы с А.С.Врадием, он недавно умер. 10 сентября в "Новой газете" опубликовано интервью с Н.Н.Сарсадских.
Уважаемый Вячеслав. "После Пугачёва" - это ещё очень нескоро. Я так далеко не заглядываю. Я не раз встречал в и-нете сообщения неких знатоков, что я собирался писать книгу о Гражданской войне на Урале, да так что-то и не раскочегарился. Никогда я не собирался. Эта утка вылетела из моего высказывания, что тема Гражданской на Урале мне очень интересна. Но интересна как читателю, потому что яркая и разнообразная. А как писателю в истории мне интересны не исторические события или темы, а "самозамкнутые" феномены. Например, княжество Пермь Великая или сплав "железных караванов". Если я надумаю когда-нибудь что-нибудь делать о Гражданской, то постараюсь взять такой же феномен - речные бронефлотилии.
Уважаемый Сергей. Нет, таких переводов у меня нет.
Уважаемый Константин. Экранизации "Сердца пармы" пока не предвидится. А остальные ваши вопросы - сложные. Древнее "родство с землёй", которое я описывал, во многом было связано либо с язычеством, порождённым этой землёй, либо с работой на этой земле в буквальном смысле слова. Сейчас, разумеется, чего-то подобного практически нет, так что связи этого рода ослабли. Но они - не единственные. Сохраняется традиция поведения социума на данной территории, и традиция эта никуда не делась. Как в целом жители западного Урала были инертны, склонны к патернализму и "душеспасительным" вещам, так и остались. Социум во многом сформирован свойствами территории, следовательно, в сохранении этой традиции заключается и "родство с землёй". Человек в своём поведении может быть "пермским" плоть от плоти, но одновременно может быть убеждён, что его земля - худшая из возможных. Получается, что нельзя отрицать "родство", но и нельзя утверждать его наличие. Взаимоотношения "с землёй" подобны неким инстинктам, что ли, подсознанию. Вот представьте, что вы знаете, что тёмная комната пуста, и заходите в неё с демонстративным пренебрежением к страху, так есть у вас страх перед темнотой или нет? Если есть, то почему вы всё-таки заходите? А если нет, почему ваше пренебрежение демонстративно (хотя бы перед собой)? Взаимоотношения "с почвой" экзистенциальны и архетипичны, они не сводятся к простому ощущению типа "вкусно-невкусно". Хотя обычно их сводят именно к этому, и получается фаст-фуд патриотизма. Я не знаю, ценят ли жители края свою территорию. Судя по образу жизни и состоянию территории, то не особенно. Но "ценят" - очень верное слово, а взаимоотношения "с почвой" не исчерпываются оценкой стоимости.
Уважаемый Алексей Викторович! Мой друг когда-то давно попал в больницу,там он прочитал впервые вашу книгу "Географ глобус пропил". Эта книга изменила его жизнь. Он ее даже в руки никому не дает (кроме меня). Потом он прочитал все ваши произведения. Теперь мой друг опять в больнице с тяжелейшим заболеванием позвоночника, хотелось бы его порадовать вашим творчеством. У вас не намечается выпуска нового романа или рассказа?
Уважаемая Людмила. Увы, ничего подобного у меня пока не намечается. Передайте своему другу просто мои пожелания выздоровления, может быть, это хоть чуть-чуть ему поможет.
Уважаемый Алексей! Пересекались ли вы с Сурковым Владиславом? Какую роль он играет в современной России? Конструктивный ли это персонаж или деструктивный? Некоторые его посылы представляются очень даже здравыми. Но как тогда туда Гельман затесался? ЗЫ Позволите ли вы озвучить ваш ответ в моем блоге в ЖЖ?
Уважаемый zavertkinas. Я никогда не пересекался с Владисловом Сурковым. Какую роль он играет в современной России, я ответить затрудняюсь. Сейчас же не тоталитарное государство, чтобы его идеолог был ходячим критерием "можно-нельзя". К тому же я не знаю внутренних отношений в высших эшелонах власти, чтобы судить о значимости того или иного деятеля. Роль Суркова - большая, но точнее сказать не могу. На мой взгляд, идеологемы Суркова консервируют нынешний порядок вещей, весьма несправедливый, следовательно, роль всё-таки деструктивная, потому что Сурков проецирует в будущее все изъяны настоящего. Любая система воззрений, даже самая бесчеловечная, вроде фашизма, на три четверти состоит из весьма здравых и благих суждений. Но системы на то и системы, что оцениваются в целом, в комплексе, а не по отдельным своим частям. Лазареты были и в Бухенвальде. Как Гельман "затесался" - я не знаю, да мне и не интересно. ЗЫ: озвучивайте на здоровье.
Уважаемый Алексей Викторович! Если, как Вы считаете, вся Пермь терпеть не может Гельмана, почему же так вышло с краевой премией по культуре? Говорят, что вместо 10 человек наградили только двоих - какого-то дедушку-писателя и девочку из команды Наталии Шостиной. Остальные отказались от своих премий в пользу Гельмана. Получается, что творческие работники его поддерживают? И еще вопрос: почему последняя новость на Вашем сайте датируется 15 марта? С тех пор в Вашей творческой жизни ничего не происходило?
Уважаемая Алиса. Новостей на моём сайте нет, потому что в жизни нет каких-либо общественно-значимых событий - выходов книг, проектов и т.д. Новости отражают не творческую жизнь, а общественную. Я никогда не говорил, что "вся Пермь терпеть не может Гельмана". С чего вы это взяли? Я говорил, что Гельман здесь неорганичен, к тому же мошенник. Деятели культуры отказались от своих премий не "в пользу Гельмана", а из-за Гельмана. Отказавшиеся деятели - активные участники гельмановских и мильграмовских проектов. Вы спросите у них, пусть они прокомментируют сами, кем они считают Гельмана, кем считают себя, почему они обиделись на раздачу слонов. Они-то чего молчат? Пикнули разок - и в норку. Помнится, профессор Абашев сказал, что отказывается от премии, потому что власть некомпетентна. Однако когда власть назначала выпускника института связи директором музея искусств, профессора Абашева вопрос некомпетентности не смущал. А директор музея - это тот, кто организует работу учреждения весьма специфического профиля, а не тот, кто собирает коллекцию - её собирает отдельная музейная структура. Свою точку зрения я уже высказал в интервью: пермская "культурная революция" взрастила генерацию лакеев от культуры. Почему бы им не поддерживать того, кого поддерживают губернатор и министр культуры, кто является всевозможным директором и начальником, членом Общественной палаты РФ и автором правительственных инициатив? Чай, немаленький человек в истеблишменте. Всё логично, хотя и немного грустно. Решение депутатов о ненаграждении Гельмана - одно из событий депутатской войны с губернатором, оно не имеет прямого отношения к Гельману. Никакие куражи Гельмана не помешали тем же депутатам утвердить миллионные ассигновения на гельмановские институции. Просто в вопросе ассигнований позиция губернатора была жёсткой, а в вопросе премий губернатор мог и полиберальничать, дело-то на копейку. О том, что случится очередная грызня и конфуз, власть и не думала, - у неё есть позорища и покруче Гельмана.
Здравствуйте Алексей, читаю Вашу книгу Сердце Пармы и не покидает меня гордость за свой родной край и тоска по нему. Действительно очень приятно осозновать всю мощь и красоту Урала. Спасибо Вам за этот памятник! Но вот какой вопрос тревожит меня: "В книге нет информации про юг Пермского края, в частности про Осу, древнейший и не лишенный славы город, может есть у Вас какие-нибудь интересные заметки про мою Родину? Было бы очень приятно почитать" Спасибо Вам большое еще раз, жаль что все наши с Вами возможные встречи не состоялись, хотелось бы пообщаться со столь выдающимся писателем. Когда я поступал в Литературный институт, где сейчас учучь, меня спросили: "Ваш любимый писатель?", я ответил: "Алексей Иванов", крупнейшие литературные деятели сказали, что такой выбор не обсуждается, это как само собой разумеющее и сравнили Вас с великим классикам начала 20 века. Знакомы ли Вы с Зуевым Анатолием Павловичем?
Уважаемый Антон. От комплиментов я скромно уклонюсь, хорошо? Осинский край - совершенно особенная территория. Если чердынские земли - владения коми, то осинские - владения башкир. Это разные народы, разные истории. Я предлагал пермской власти издать книжную серию про разные территория Пермского края: коми, манси, русских промысловиков, русских крестьян, горных заводов, башкир, - меня послали куда подальше. Для этой серии я хотел написать книгу "Осинская даруга". Осинская даруга - одна из четырёх даруг исторического Башкортостана, она включала в себя не только нынешний Осинский район, но и кунгурский, уинский, бардымский, октябрьский и чернушинский. Может быть, собранный материал отчасти войдёт в мою книгу о пугачёвщине, когда эта книга доделается. С Анатолием Павловичем Зуевым я знаком отдалённо, но очень уважаю его как путешественника, краеведа и автора путеводителей. По некоторым его путеводителям я и сам впервые попал в интересные места.
Уважаемый Алексей. Пожалуйста, публикуйте. Буду благодарен.
Уважаемый Константин. Гм. Пока не знаю, как относиться к такой инициативе. Судя по присутствию в ней О.Лейбовича, проект должен быть серьёзным и качественным. Судя по всему остальному, о чём говорится в статейке, - бесполезным. Пермский форум не площадка для разработки стратегий, а ярмарка тщеславия. Или, мягче говоря, интеллектуальный ВВЦ Пермского края. Статус форума в политике края не определён. Чем является форум для края? Мозговым штурмом ? Рупором элиты? Формой легитимизации? Тусовкой? Поэтому презентуемые там программы, во всяком случае, культурные, просто красуются, а не реализуются на практике, - даже прошлогодние программы Гельмана и Мильграма (так как практика их деяний совершенно противоположна той, что была продекларирована). Что даст озвучка нового проекта на форуме? По-моему, ничего. Не форум принимает решения. Это во-первых. Во-вторых, меня смущает миролюбие Гельмана. Для Пермского края любая (даже дубово-совковая) альтернатива Гельману угроза для Гельмана. Поэтому должна быть встречена в штыки. Если нет штыков, значит, не альтернатива. Повторюсь, что я не против проекта Гельмана в Пермском крае. Я против политики властей, которые весь местный ресурс отдали Гельману. Следовательно, другой, альтернативный, проект может существовать только параллельно гельмановскому, пересекаясь с ним по несущественному минимуму. А тут, судя по всему, возможен некий альянс. Не хочется демонизировать Гельмана, но с ним, как с дьяволом, сделок не бывает. Компромисс недостижим. Ты оказываешься либо там, либо сям, но никак не на разумной середине. Выставка Музей пермских древностей тому примером: ведь даже палеонтологи не рискнули публично прокомментировать гельмановскую профанацию их дела, потому что кое-кто из них пошёл на сотрудничество с Гельманом. А не сказали своего фи - значит, поддержали. Немало пермских деятелей сочли, что смогут держать благоразумную дистанцию, оставаясь лояльными Гельману, но все они давно оказались в гельмановской подтанцовке. Увы, сотрудничества с Гельманом быть не может. Это не я такой одиозный и непримиримый. Так устроен гельмановский тренд довольно подленькая система. Возьмите, например, выставку Запретное искусство . Мне не нравится то, что там устроили художники. Не нравится. Но это не значит, что мне по душе то, чего провозглашают разные хоругвеносцы и православные фашисты, которые публично облаяли этих художников. Однако ситуация разводит по углам ринга бескомпромиссно. Либо ты за то, чтобы рубили иконы, либо ты с крестоносцами и черносотенцами. Лично я, пожалуй, пока постою с черносотенцами, ибо их идиотизм ясен как божий день, и умный наблюдатель отличит меня от этой коричневой толпы, хотя сторонники Гельмана тотчас смешают меня с окружающим дерьмом. Быть смешанным с дерьмом и стоять в коричневой толпе неприятно, я такого места не заслужил, и оно целиком заслуга гельмановского тренда, который всегда разъединяет общество по некорректному критерию (например, ты был в Париже ты хороший, ты не был там ты плохой). В общем, либо, как вы пишете, движение, направленное против Гельмана - и тогда в нём нет Гельмана, либо, как пишет АиФ , Гельман принимает контрреволюционеров в свои объятия, и тогда это те же грязные трусы, только наизнанку. Кстати, мне не нравится термин интеллигенция . По-моему, её давно нет, а вместо неё есть буржуазные интеллектуалы . Ушедшая в историческое прошлое интеллигенция это, например, Лихачёв или Астафьев, которые никогда не согласились бы на сделку с Гельманом. А сейчас есть только разнообразные буржуазные интеллектуалы , к числу которых принадлежу и я, и Гельман.
Уважаемый Александр. Вообще-то я пока вместе с Пугачёвым застрял в Авзяне. Но за Авзяном - Белорецк, а там и Верхнеуральск. Я узнал, например, что Пугачёв думал двинуть вниз по Белой, послал двух разведчиков, которые попробовали проплыть мимо Табынска в выдолбленных брёвнах, но были всё-таки перехвачены. Про Верхнеуральск читал, что якобы Ступишин выставил на валу крепости чучела солдат. Но, в общем, Верхнеуральском плотно пока не занимался. А вы не могли бы прислать мне ссылку, если текст Р.Игнатьева есть в и-нете, или сам текст, если он у вас имеется? Буду страшно благодарен. Я вообще благодарен за такую помощь. Вот недавно в Кыштыме мне рассказали, что возле Уфалейского завода начинается пещера, которая тянется до Екатеринбурга, и по ней мятежники ходили к самому городу. Пещеры, понятно, такой быть не может, но легенда - чудо. Обязательно поищу место входа в пещеру, чтобы в книге была фотка. Для моего замысла легенды так же важны, как и реальные события. События - они в исторических источниках, а легенды, в основном, - только на местах. Поэтому я и езжу, поэтому собираю снимки. В общем, поделитесь информацией, а?..