Здравствуйте, Алексей Викторович. Прочитала на сайте, что по роману "Сердце пармы" собираются ставить мюзикл. Для меня новость неожиданная, плохо представляю этот любимый мной роман в таком формате. Ну, тем интереснее посмотреть, что получится. Вопрос у меня в связи с этим такой. Как-то в одном теле- или радио- интервью вы говорили, что, когда пишите роман, вам помогает настроится на работу музыка, для каждого произведения своя мелодия или песня. Уже не помню, назвали ли вы тогда музыку на фоне которой вы писали "Сердце пармы". Назовите, пожалуйста, снова. И может ли эта музыка быть созвучна по стилю, ритму и т.д. музыке будущей постановки. Я понимаю, что не вы будете ее писать, но, может быть, у вас есть какое-то свое представление, как это будет сделано или как это было бы лучше сделать?
Уважаемая groza. Я тоже плохо представляю мюзикл по "Сердцу пармы". Но в этом жанре искусства я не профан, а просто никто. Поэтому молчу в тряпочку. Специалистам виднее. Мелодия, по которой я настраивался, - это мелодия А.Пахмутовой "Миг удачи" из кинофильма "О спорт, ты - мир!" (к Олимпиаде-80). В этой мелодии меня привлёк очень красивый сплав романтики, порыва, ритма, а ещё - одновременно мажор и минор (как в "Прощании славянки"). Но для меня эта мелодия выполняла не "репрезентативные" функции по отношению к роману, а "мобилизационные". Поэтому не знаю, можно ли считать подобную мелодию адекватной роману.
Глубокоуважаемый Альберт! Мой кот чувствует себя прекрасно. Его здоровье и благосостояние неуклонно растут. ВВП (всяческий вкусный провиант) удвоился и стремится к утроению. Вам от кота поклон.
Уважаемый renegaderiot. Я думаю, что Алёнушке лет 17-18. Поскольку между 17 и 18, с точки зрения УК, большая разница, то Алёнушке 18.
Уважаемый Арсений. Спасибо за хорошее отношение к моим книгам. Как я отношусь к текстам в и-нете?.. Двойственно. С одной стороны, это - популяризация. Увеличение количества читателей. Не потому, что в бумажном виде они читать не будут, а потому что бумажная книга - дорогая. С этой точки зрения я отношусь положительно. Но есть и другая точка зрения. Есть ведь и издательство, которое потратилось, чтобы издать книгу. И оно реально работало, к тому же его прибыль - незначительная (у распространителей - процент больше). А текст в и-нете крадёт у издательства этот заработок. С такой точки зрения я отношусь к текстам в и-нете отрицательно. Как примирить эти позиции - я не знаю. Не думаю, что электронный кошелёк, подвешенный к тексту, решит проблему. Хотя у каких-то авторов (вряд ли у меня) он, действительно, может стать источником значимого заработка. Спасибо вам за искренность и бескорыстие вашего предложения. Хоть речь шла о деньгах, но я почувствовал человеческое тепло. Платить мне, конечно, не нужно. Уже одно ваше предложение стоит целого гонорара.
Уважаемый Алексей Викторович! Я ваш начинающий читатель, за моей спиной три книги: "Географ глобус пропил", "Блуда и МУДО" и "Общага-на-крови". Ваши книги замечательны, я прочитала их просто залпом, одну за одной, и буду читать дальше. Мой вопрос, который я хочу задать Вам, может показаться глупым и неуместным, но тем не менее хочу знать Ваше мнение как автора. Конец "Общаги-на-крови" - он грустный или счастливый? Отличник затронул меня более всех героев ваших книг, и конец его судьбы заставил меня задуматься. Жалеть ли Отличника как человека, которого бросили друзья, несправедливо (по моему мнению) обвинив его в своих несчастьях, который потерял человека, которого он полюбил, или радоваться за него, ведь в конце книги они с Серафимой все-таки встретились. Меня мучает этот неоднозначный вопрос...
Уважаемая Оксана. Ничего себе - "начинающий читатель"... Вы - читатель со стажем, прочитавший, практически, половину из того, что я насочинял. Спасибо вам. Теперь попробую ответить. Конец "Общаги" - грустный, потому что в конце всем героям плохо. Отличника надо жалеть, потому что в состоянии аффекта он совершил неправильный поступок - самоубийство. Но его друзей тоже надо жалеть, потому что они - хорошие люди, только им не хватило силы противостоять давлению общаги, не хватило силы честно признаться себе в том, что они совершили подлость. Такое в жизни бывает. Знаете, есть вот такое определение порядочного человека: порядочный человек - это тот, кто совершает подлости неохотно. Так вот, они совершили свои подлости неохотно. А про конец романа и встречу Отличника и Серафимы... Расскажу вам. "Общага" - это лишь первая часть большого романа, который я не дописал. Понял, что хватит одной первой части. И в этом большом романе и Отличник остаётся жив (его откачали), и Серафима (в аварии она сломала руку и была в больнице, потому и не вернулась в комнату 710 вовремя). Когда ещё была актуальна идея снять по "Общаге" фильм, в этом фильме финал я хотел написать так, что в глазах у Отличника, потерявшего много крови, всё двоится, и он не может понять: то ли он на небе встречает Серафиму, то ли студенты выбивают дверь туалета, где Отличник заперся, и среди незнакомых студентов он видит Серафиму с рукой в гипсе.
Алексей Викторович, с огромным интересом прочитала два первых очерка из цикла "Уральская матрица", плотный текст, много появилось вопросов, которые, думаю, разрешатся в следующих очерках, поэтому жду с нетерпением. Но один вопрос все-таки задам прямо сейчас. А свои художественные миры вы можете вписать в эту систему? Законы уральской матрицы работают в мире ваших героев? Понимаю, конечно, что миры разные, герои разные, вопрос объемный. Но может согласитесь набросать какие-то направления для размышлений на эту тему?
Уважаемая groza. Большое спасибо за столь точный вопрос. Самое поразительное, что я даже не задумывался о том, насколько герои моих романов соответствуют "матрице". Вы спросили - и словно связали многие вещи в моём сознании. В "матрице", безусловно, князь Михаил и - особенно - Осташа. Князь Михаил - это "чудо преображения" (когда на схождении Руси и Урала рождается новая социокультурная общность), "демоны подсознания" (любовь к язычеству у Михаила) и "держава в державе" (а это уже очерк № 4). А Осташа - в чистом виде Мастер (очерк № 3, который появится на днях). А так же "держава в державе" (обособление сплавщиков и истяжельцев в самостоятельную общность с ресурсом в виде сплава и "восьмого таинства"), "демоны подсознания" (любовь Осташи к вогулке-ведьме, явление Пугачёва и разная нечисть, вообще - языческая этика Осташи) и "неволя под ружьём" (это очерк № 5). Может быть, отчасти "дикое счастье" (очерк № 6). Осташа - самый яркий пример человека "уральской матрицы" с его своеобразным пониманием свободы (как справедливости) и нежеланием выпадать из "матрицы" (об этом в очерке "Неволя..."). Ну, и сама "матрица"-то наиболее ярко и полно воплотилась в "горнозаводской державе" (об этом очерки № 7 и 8), то есть, в то время, когда жил Осташа. Отличник, Служкин и Моржов - это всё-таки люди "общероссийские"; Отличник и Моржов вообще не связаны с Уралом. А в очерках, кстати, я сделал примерно то же, что и в "Блуде": систематизировал окружающую жизнь (насколько хватило опыта и ума). В очерках это -понятия "преображение", "демоны", "мастер", "неволя" и т.д., а в "Блуде" - понятия "ПВЦ", "КВ", "ОБЖ", "ПМ" и проч. Причём само ДП(ПНН) - это "матрица" современности.
Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо Вам за ответ на мою импульсивную сердитую реплику, хотя она этого и не стоила. Удивительное дело, но я поняла, что не могу успокоиться, если не скажу ещё несколько слов о Вашем творчестве, а вернее о двух вещах Общаге... и Блуде... , которые, как я понимаю, неоднозначно воспринимаются читающей публикой и которые однозначно дороги мне. О талантливом писателе Алексее Иванове я узнала давно, когда прочитала Сердце Пармы , случайно услышав о романе по радио и также случайно купив книгу. Я была поражена, если так можно выразиться, первозданностью этой вещи (правда, за вычетом главного героя), почти не веря, что это написано современником. Я, конечно, приобрела и Географа... , как только увидела книгу на наших прилавках, и, признаюсь, восприняла её довольно спокойно, первое впечатление от Сердца Пармы осталось непревзойдённым. И, заметьте, для такого ленивого читателя, как я, этого было достаточно, чтобы перестать специально интересоваться так поразившим когда-то писателем. Спасибо умным издателям Азбуки за выпуск всех Ваших произведений и особое за Общагу на крови . Она заставила меня вернуться к Вам. Я не собираюсь судить о литературных достоинствах этой вещи, мне достаточно, что прочитав её, я тут же купила всё Ваше, что стояло на полках, а после прочтения Блуды... вышла на Ваш сайт. Обе книги температурой выше, чем Географ... , и, видно, такой градус необходим, чтобы прошибить мою толстокожесть. Обе вещи для меня это трагедия любви, любви не в смысле ах, как они любили , а сопричастности, понимания и нежности к людям во всём их несовершенстве, чувство, которое не может не останавливать, в первую очередь потому, что сам ты на него не способен... И если Общага на крови всё-таки живая вода , пользуясь определением Г.Ребель из статьи о Вашем творчестве, то Блуда и МУДО - вода мёртвая, та самая, какой в сказках оживляют покойников, когда одной живой воды мало. Моржов не ходит по грани дозволенного, он её переступает и иначе ему невозможно, потому что сама жизнь уже за гранью. Это замечательная вещь, не просто по адекватности отражения реальности, но по своему воздействию, по своей тональности, особому сочетанию насмешки, нежности и ярости, передающему лихорадку души в этом запределье. Вот уж совсем не хотела бы видеть модных нынче экранизаций или постановок этой книги, поскольку и в принципе против переложения литературы такого уровня, и от недоброго предчувствия, что из этого романа не преминут слепить какую-нибудь чернуху-порнуху, сдобренную крокодиловыми слезами по поводу мерзостей жизни . На прощанье хочется пожелать Вам всяческого благополучия и защищённости, которые часто, увы, бывают в ущерб творческой плодовитости, поскольку, как известно, всё настоящее писано кровью. Но пожелав этого, я всё же не могу не обернуться к Вам своей кровожадной читательской рожей (упыри мы и есть) в надежде когда-нибудь ещё раз лакнуть свеженькой. К тому же, рискуя вызвать Ваш гнев, скажу, что вижу Вас в Москве, хотя отлично понимаю Ваше нежелание туда перемещаться. Но такая уж у нас центростремительная страна всё золото туда стекается, и там есть тот обзор, который соответствует масштабу Вашего таланта. Простите мне мою дерзость, Ольга
Уважаемая Ольга. Спасибо. Большое спасибо.
Алексей, здравствуйте! Только что узнала, что вы принимаете участие в "Хребте России". У меня есть сведения про Ермака. Вы, видимо, слышали одну из версий что он родился в Архангельской области. Как вы к этому относитесь? Я работаю на ТВ и мы даже специально организовывали несколько экспедиций по области и обнаружили много интересного!
Уважаемая Валерия. Да, я слышал версию, что Ермак родом из города Борок. Но в фильм не войдёт и десятая часть того, о чём можно рассказать. Что поделать, таков формат нынешнего телевидения. А к утверждению, что Ермак - помор, я не отношусь никак. Я не читал особенно убедительной аргументации этой версии. Но мне кажется, что не важно, откуда Ермак родом. Если не известно точно - пусть будет родом хоть откуда. Не думайте, что это пофигизм - просто действительно не важно. Я, конечно, не Ермак, но про меня даже на суперобложке моей книги написано, что я родился в Перми, хотя я родился в Нижнем Новгороде. Но мне это не важно и по отношению к себе.
Здравствуйте Алексей Викторович! Чувствую ваше раздражение на то, что в качестве сценариста, режиссера и продюсера вас не хотят принимать - ни журналисты, ни читатели...И ничем не могу вам помочь.Документальное кино - это вообще неблагодарный жанр.Так снять документальный фильм, чтоб "цепляло"...да на это надо жизнь потратить и то только у единиц получится! Отсюда, думаю, и настороженность всех к вашему телепроекту. То есть я хочу сказать - именно настороженность, а не неприятие, как может показаться с первого взгляда. Не знаю, говорил вам Илья Вилькевич или нет, что "вконтакте" есть страничка о вас, это наш с Центом совместный "проект", страничка живая и очень молодежная, а если ваше творчество так принимает молодежь (а вы посмотрите профайлы, какая интересная там молодежь!) - то ваше творчество остается современным. я лично очень этому рада. За вас. http://vkontakte.ru/club712287
Уважаемая Ласточка. Спасибо за "Вконтакте". Боюсь, что ваше письмо продиктовано вовсе не сочувствием, которого я, как мне кажется, ещё не заслужил, а желанием уязвить. Или моё впечатление от вашего письма тоже спишите на раздражение?
Уважаемый Виктор. Мой ответ короткий: ничего не будет. Смотреть, следовательно, негде, и читать - тоже.
Здравствуйте Алексей Викторович! Первой книгой, которую я прочитал благодаря моей тёще :), была "Географ глобус пропил". После этого я на одном дыхании прочитал все остальные. В настоящий момент дочитываю про "МУДО". Очень расстроился, прочитав Ваш ответ внизу, что в ближайшие пару лет будете заниматься телепроектами, т.к. того доппинга, романтического адреналина, которые содержатся в Ваших книгах уже остро не хватает. В связи с этим вопрос: возможно ли на сайте указать полный перечень Ваших произведений, включая может быть какие либо краткие повести, очерки и т.п., с указанием на то, где их можно приобрести. И еще вопрос - город "Ковязин" - это реально существующий город?
Уважаемый Андрей. Спасибо вам (и вашей тёще). Все мои книги, что есть, перечислены на этом сайте в разделе "Об авторе". Ну, а где их купить?.. А где вы живёте? Могу посоветовать и ЦДК на Новом Арбате, и "Альпину" около пермского ЦУМа. К тому же, всё есть в Интернет-магазинах. А Ковязин - город вымышленный. Он, в общем, типичен для средней полосы России, но отождествлять его с каким-либо конкретным городом нельзя.
Уважаемая Татьяна. К сожалению, не будет... Да и ничем вам помочь я всё равно не могу.
Дорогая Ласточка. Администратор представится сам, если пожелает. Но откуда такое неприятие его персоны? Собственный сайт я не доверю кому попало. Новый администратор работает очень эффективно. Вы обратили внимание, что регулярно обновляются новости, что появился раздел "тема недели", что из разделов "интервью", "пресса" и "литературоведение" убрана половина материалов-хлама, что из форума исчезлии ссылки на порносайтыи произошло даже некоторое шевеление?.. И вдруг - ваш брюзгливый и недовольный окрик. Где логика?
Здравствуйте Алексей! Прочитал ваши книги "Сердце Пармы", "Золото бунта". Сейчас их читают мои родители. На сайте идут разговоры об экранизации книг. Прошу простить меня за наглость, но я бы хотел сыграть роль в в фильме по вашим произведениям. Сам я северянин и люблю это край, поэтому уверен, что смогу. Буду признателен за поддержку
Уважаемый Андрей! Ну как же я могу вам помочь с поддержкой? Я вас не видел. Актёров всё равно будет выбирать режиссёр, а не я... Увы! Но за предложение - спасибо.
Здравствуйте Алексей Викторович! Снова вас беспокою терзаниями о ваших книгах. У меня пару вопросов: 1)Есть ли в ваших книгах "Географ глобус пропил", "Общага на крови" и "Блудо и Мудо" часть биографического контекста ? 2)Что Вас побудило написать первую книгу? Почему вы стали писать?
Уважаемый Илья. Ответить на ваши вопросы я не могу. Точнее, могу, но это будут не ответы. Вот посудите сами. Отвечаю на первый вопрос: да, в "Географе", "Общаге" и "Блуде" есть часть биографического контекста. И что? Главное ведь - какая. Я могу ответить, что я жил в общаге, но вены не резал. Работал в школе, но не соблазнял учениц. Работал в МУДО, но не строил фамильон. Не знаю, сказал ли я то, о чём вы хотели узнать? Теперь пробую отвечать на второй вопрос. Почему я стал писать? Я всегда писал. Ну, как только научился азбуке. Я много-много-много раз уже рассказывал об этом и на этом разделе сайта, и в интервью. Я не знаю, почему мне это нравилось. Кому-то нравится футбол, кому-то авиамоделизм. Мне нравилось сочинять истории. То есть, я стал писать, потому что мне нравилось писать. Это не объяснить, как не объяснить, почему мальчики играют в машинки, а девочки в куклы. И что значит "написать первую книгу"? Первая книга у меня была - "Сердце пармы" ("Чердынь - княгиня гор"). Хотя ко времени её выхода были готовы и "Географ", и "Общага", и фантастика. Или же вас интересует первое произведение? Расскажу: я его не дописал. Утратил интерес. Считается оно за "первое" или нет? Если хотите, закончу свой пост моралью. Мне кажется, что в писательстве нет мотива, нет побудительного толчка, нет "события, которое надоумило". Есть просто состояние души и жизненные обстоятельства, и они вдруг органично дополняются текстом, который ты начинаешь творить. Текст же можно и не довести до конца. Или вообще не начать. Не важно. Главное - всё сложилось для текста. И такие сочетания ситуаций абсолютно индивидуальны. Пример одного автора не может быть руководством для другого. Не отвечая ничего, отвечаю вам так длинно лишь затем, чтобы вы не обиделись, что я отсылаю вас к старым интервью, в которых мне этот вопрос задают с такой настойчивостью, будто в романе нет ничего важнее мотива написания данного романа.