продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

09.10.2009 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Извините, если обидела. И если отвлекаю от дел. Этот вопрос, про веру и пределы. Он сейчас очень важен для меня. Ведь получается, если у человека нет пределов, то у него нет ничего святого.

ответ

Уважаемая Елена. Неужели я произвожу впечатление настолько обидчивого человека, что могу обидеться даже на вопрос про экзистенциализм?.. ... Мы с вами говорим о разных вещах. Вы спрашиваете о "пределах", запретах, которые являются основой нравственности. Разумеется, любая нравственность, как любая система, - в определённом смысле, система запретов, система возможностей и невозможностей. Для того, кто считает возможным для себя всё, не существует сакрального - святого. Это же говорил ещё Достоевский: "если бога нет, то всё дозволено". Экзистенциализм не имеет прямого отношения к нравственности. Это более объективная вещь. Здесь не система личных запретов, а система естественных пределов. Ну, к примеру. Вы мечтаете вырастить у себя на даче сосновую рощу. Вы сажаете деревца. В рощу они превратятся через 100 лет. Вы столько не проживёте. Есть предел человеческому долголетию. Вы не увидите осуществления своей мечты. От этого вы грустите. Ваша грусть - экзистенциальное переживание. При чём здесь нравственность? Или. У вас душа поёт, вам хочется излить своё чувство в стихах или в музыке - а таланта нет. Выходят "розы-морозы" и "трам-пам-пам". Вы злитесь на себя за бездарность - за предел ваших художественных способностей. Эта злость - экзистенциальное переживание. Опять же, никакого отношения к нравственности.

08.10.2009 Галина-Галина

Уважаемый Алексей, вот удивительно, как все же зачастую разнятся произведения и личность автора. И пускай бы они были разно-самобытными, но тут не в самой разности дело, а в качестве отличия. Зачастую случается, что собственно творчество перерастает масштаб личности творца. Вопрос вызван интервью И.Дыховичного, в частности о Михалкове сытом, довольном буржуе . Михалковские картины смелые, проникновенные, а автор их трусоватый приспособленец. Как такое сочетается? Еще на ум пришел пример Пастернака. По мемуарам его современников, по пленкам с его голосом создается картина личности довольно слабой,зависимой, ведомой. А стихи какие чувственные, глубокие, разящей силы! "Живаго", правда, не особо выверенное и не особо глубинное произведение, но все же попытка протеста человека, в конце жизненного и творческого пути выбирающегося из-под лавки собственного страха и слабости. Наверное, есть еще подобные примеры несоответствия, несоразмерности. Как Вы считаете, произведение это отражение автора? Его продолжение? Или что-то совсем отдельное? Как произведение влияет на автора?

ответ

Уважаемая Галина. Зачастую вы спрашиваете так, что отвечать нужно философским эссе страниц на десять. А краткий ответ на сайте выглядит глупо. Судите о писателе как человеке по его текстам, а не по чужим мемуарам и не по старым записям. И не по биографиям, которые всегда зависят не только от самого человека. Хотя собственные тексты автор может и предать. Но нет ничего более откровенного, чем текст. И в нём никогда ничего не спрячешь так, чтобы никто не нашёл. Трус никогда не напишет про смелого человека, а подлец - про порядочного. Однако точность фиксации и адекватность вполне возможны и у труса, и у подлеца. Не надо сравнивать роман и фильм. Фильм - плод коллективного труда, и вы можете приписать режиссёру то, что в фильм привнёс актёр, или сценарист, или оператор, или композитор. И я бы не стал о "Докторе Живаго" говорить, что это "не особо глубинное" и "не особо выверенное" произведение. "Глубинами" вы попросто можете не совпадать с автором. А про "выверенное"... вы же не присутствовали при процессе написания, чтобы судить о том, сколько труда вложено. Это субъективное мнение. Произведение (авторское) и автор - это одно целое, но взаимосвязи между автором и его произведением обычно куда сложнее, чем кажутся со стороны. Они не прямолинейны. Они, в общем, и не нужны читателю. Если бы автор считал, что они нужны, он бы писал нон-фикшн, а не художественную прозу.

08.10.2009 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Я давно знаю, что есть слово экзистенция, но никак не могу понять его смысла. То есть, не приходит образ. Вы часто употребляете разные трудно понимаемые мною слова, например, нонконформистская позиция. Хотя я все-таки поняла, что это такое. Я хотела понять, какую вы позицию занимаете. Вдруг мне пришел в голову образ: "Один в поле. Невоин." Невоин - немного дурацкое словообразование, означающее, что человек не стремится к противоборству. Это не вопрос, но и в гостевую книгу отправлять неуместно. Если у вас появится желание прокомментировать мои слова, то было бы очень интересно послушать.

ответ

Уважаемая Елена. Конформизм - позиция согласия с властью, нонконформизм, соответственно, - несогласия. Я предпочитаю иметь собственную позицию. Если она как-то будет совпадать с чьей-то чужой - хорошо, пусть будет согласие, если не будет совпадать, - "ну и что". Категорически не соглашаться со всем подряд я не намерен. А категорически соглашаться в нашей стране безнравственно. Экзистенция, экзистенциальность - сложноопределимая вещь. Википедия, к примеру, даёт такое определение, что шиш поймёшь. Я бы определил так: это состояние души, вызванное наличием пределов. Предела жизни, предела своих способностей, предела сил, предела откровенности, предела соучастия и т.д. Для верующего человека, для которого душа вечна, следовательно, бесконечна, экзистенции быть не может (в идеале, разумеется). Для животного (или дурака) - тоже, потому что они не осознают пределов. А для человека обычного эти пределы очень важны. Кто-то переживает их вмешательство в жизненные замыслы в остром и мучительном осмыслении, кто-то - бунтует, кто-то - смиряется.

08.10.2009 Максим

Здравствуйте, Алексей Викторович! Хотелось бы узнать, как прошла Ваша встреча с Путиным. Оправдались ли Ваши ожидания, или никаких особых надежд Вы и не возлагали? О чем шел разговор? Была ли у Вас возможность высказаться? И вообще, как Вы считаете, нафига все это было затеяно? Ну и напоследок - как по-вашему, они там вообще "в адеквате"? Извините за изрядное число вопросов и заранее спасибо. Максим, г.Харбин

ответ

Уважаемый Максим. Давайте считать, что на ваш вопрос я ответил рядом ответом Лане, хорошо?

08.10.2009 Игорь

В литературе советского периода упоминается о малых народностях, живших в нынешних границах Пермского края во времена Российской империи: зыряне и пермяки. Подробностей их жизни быта и как они ассимилировались в Советское время, литературы нет. Не могли бы Вы что-нибудь подсказать по этому поводу. Спасибо.

ответ

Уважаемый Игорь. Зыряне и пермяки - это нынешние коми в республике Коми и коми-пермяки в Коми-пермяцком автономном округе. Родственные народы, вроде русских и белорусов. Этнографической и исторической литературы по обоим этим народам - огромное количество. Этой темой очень давно и очень плодотворно занимаются десятки учёных - этнографов, этнологов, антропологов, фольклористов, историков, археологов и т.д. Ведущий специалист по коми-пермякам - наверное, пермский учёный Г.Н.Чагин. По коми - не знаю. Приводить список литературы бессмысленно. Эти книги не продаются через интернет-магазины, но в местных краеведческих музеях - пожалуйста, всегда есть, и выбор немалый. Я уж не говорю про местные библиотеки.

07.10.2009 Дмитрий

Добрый день, Алексей Викторович! Но Служкин же не злораден! Или я наивен и не вижу его злорадства!? Это я к тому, что не все мы злорадны, мне так кажется. Как может человек, имея долю злорадства, отдать жену лучшему други и в то же время остаться с другом и женой!? Ответьте мне, пожалуйста, на этот вопрос. У меня есть своё мнение, но я сильно сомневаюсь в нём, потому как оно сложено из собсвенного опыта, а он несколько отличается, чем у Служкина. С уважением, Дмитрий p.s. По "Войне и Миру"... это советская система образования: есть великие писатели, значит, и читать их должны все, в обязательном порядке и хоть убейся (моё мнение).

ответ

Уважаемый Дмитрий. Я как-то немного потерял нить нашего разговора... Я думаю, что злорадство - очень распространённое качество. Вы же смеётесь на комедиях - а это тоже облагороженное злорадство. В романе вы довольны поражением отрицательного героя - разве это не злорадство? Когда оно в меру - ничего страшного. И вовсе не обязательно, что злорадство направлено на всех вокруг. Тот же Служкин... Жену он любит, жалеет и чувствует себя виноватым - он не радуется её несчастьям. Но вот с Кирой и Сашенькой он обошёлся так, что это уже близко к злорадству. Потому что они оскорбили в нём что-то для него важное, и он наказывает их просто тем, что ставит их на их настоящее место: Кире возвращает свинство её поведения, а Сашеньке подсовывает идиота, с которым ей хорошо спать в удовольствие и одновременно жаловаться на жизнь.

07.10.2009 Лана

Алексей, расскажите о встрече с ВВП. Ваши ощущения до и после. Какие мысли хотели, но не успели озвучить?

ответ

Уважаемая Лана. Ну что же вы как дитя, право слово. На таких встречах ВВП ничем не отличается от того ВВП, которого все видели по телевизору. Встречи - всегда ритуальные. Власть заявляет о своём уважении к творческим деятелям, творческие деятели заявляют о своём согласии работать на благо нации. Это нормально, так и должно быть. Нормально и то, что происходит на этих встречах. Патриархи просят запретить интернет. Проигравшие в конкуренции просят возвратить госзаказ. Ответственные за какое-либо дело просят сделать это дело за них. Поп-фигуры задают вопросы, чтобы потом СМИ и общественность восторгались этими вопросами, потому что ответы на них все и так знают. Фрондёры фрондируют на безопасном расстоянии. "Куклы", вроде меня, молчат. Я не собирался ничего спрашивать и ничего просить. Я знаю, чего мне ответят, и знаю, что мне не помогут. Я не собирался ни о чём говорить. Единственная интересная для меня тема в этом разговоре была бы темой столицы и провинции. Из 10 приглашённых писателей из провинции был я один (Валентин Распутин - давно уже всемирный писатель). Это уже неплохо. На прошлой встрече с ВВП я был единственным представителем провинции из 43 присутствующих. Такая "норма представительства" уже, собственно, и есть реакция на всё, чего я мог бы сказать. Всё ясно уже из списка адресов. На таких встречах не бывает особенно-жёсткого регламента. Хочешь говорить - говори. Поскольку мне всё стало ясно, я и не говорил. Эта встреча мне лично была гораздо нужнее, чем ВВП. Я ругаюсь с пермской властью - и приглашение на такую встречу для меня серьёзный имиджевый аргумент в споре. Я приобрёл его просто присутствием. В бюрократической логике это весомо. Другой логики у власти, похоже, не бывает. Вот такой расклад этого важнейшего события в моей скромной жизни.

06.10.2009 Анна

Здравствуйте, Алексей Викторович!Скажите пожалуйста, а как Вы относитесь к Льву Николаевичу Гумилеву и его учению?

ответ

Уважаемая Анна. К Л.Н.Гумилёву я отношусь как к очень большому учёному, к его учению - с огромным пиететом. С учением я знаком "по верхам", но даже такое знакомство производит огромное впечатление. Может быть, если бы я знал учение Гумилёва более глубоко, я бы нашёл, с чем поспорить, но на том уровне, на котором нахожусь, я не вижу поводов для несогласия. Плюс ко всему - удивительная поэтичность идеи.

03.10.2009 Андрей

Здравсвуйте. Спасибо за ответ на предыдущий вопрос! В Ваших статьях нашел замечательную рецензию о книге Семена Ваксмана о Родерике Мурчисоне. А Вы не подскажете, где ее можно найти? Что-то в Яндексе у меня ничего не вылезает. А еще у меня небольшой вопрос, я пару лет назад был в Хибинах и узнал, что там проживала национальность саамы, которая по одной версии отделилась от ханты-манси, а по другой - независимая от них. А они как-то были связаны с историей Урала? В Вашей рубрике "вопрос-ответ" почитал о Вашем отношении к туристам с гитарами. Почему Вы считаете, что эта культура умирает? Сейчас огромное количество молодежи занимается таким вот туризмом и идут туда не от нереализованности в обычной жизни, а наоборот, успешные люди.

ответ

Уважаемый Андрей. Книга Семёна Ваксмана "Вся Земля" должна продаваться в книжных магазинах Перми, но и я её не видел. А в интернет-магазины она не поступит: пермские книгоиздатели ещё не в курсе, что на свете есть интернет. Про саамов я ничего не знаю. Так далеко мои этнографические познания не простираются. А вот про туристов... Я говорил - "уходящая натура", а не уходящая культура. Я имел в виду психологический тип туриста, "генерацию". Вообще это очень интересная тема, не затронутая ни социологами, ни психологами, ни культурологами. В советское время туризм был формой самореализации. Городской инженер мог показать себя ловким менеджером - отыскать вечно засекреченные карты, мог показать себя следопытом и настоящим мужиком, когда ориентировался на местности и рубил деревья топором, мог показать себя путешественником, ведь за пределы СССР не выпускали, - ну и т.д. А современному туристу с опытом поездок по всему миру, с картами из интернета, с джи-пи-эс, бензопилами, одноразовыми дождевиками, самораскладывающимися палатками и всем прочим прежняя глубина самореализации уже недоступна. Современный турист идёт отдыхать, а не самовыражаться. Точнее, идёт "оттягиваться", а не компенсировать комплексы.

02.10.2009 Ольга

Уважаемый Алексей! Прослушала по радио главы из Вашего романа "Золото бунта" и "Сердце Пармы". Слушала - не могла оторваться! 1. Как мне показалось, в Ваших произведениях чувствуется настороженное отношение к православной церкви. Хотелось бы узнать Ваше личное отношение к РПЦ. 2. 30-ть лет назад в ж-ле "Наш современник" прочитала роман Виктора Иванова "Судный день". До сих пор под впечатлением. Он не Ваш отец? Всего Вам хорошего, удачи и творческих успехов!

ответ

Уважаемая Ольга. Спасибо. Моё отношение к РПЦ как человека - ортодоксальное. Я не считаю себя вправе лезть в дела церкви и судить чего-либо. Хотя кое-какие вещи мне не нравятся. Если бы я был хорошим прихожанином - можно было бы иметь какую-то активную позицию, но я - "захожанин", так что лучше помалкивать. Сначала надо разобраться со своим поведением, а потом можно корить общественный институт. А как писатель - наоборот. Как писатель я компетентен в "делах давно минувших дней", поэтому лезу со своим мнением. Но смешивать одно с другим - позицию писателя и позицию человека - не стоит. Нет, автор романа "Судный день" мне никем не приходится. Я не из писательской семьи.

01.10.2009 Александр

Здравствуйте, уважаемый Алексей! Наверное, Вы правы. Потому как часто спасаемым спасение-то совсем и не нужно. Но ведь выгребать по-одиночке тоже неправильно. Будем мы тихо восхищаться Вашим творчеством и мечтать, что когда-нибудь по ТВ вместо "Аншлага" будут показывать что-нибудь вменяемое. Я сам не эстет и не хочу, чтоб народу показывали регулярно балет и Тарковского, но ведь хочется, чтоб люди отличали г...о от майонеза. А вообще, сегодня хорошая погода, и можно будет выпить в гараже с друзьями. А вы выпиваете с друзьями в гараже?

ответ

Уважаемый Александр. Ситуация, конечно, тяжёлая. Спасать тех, кто сам не желает себя спасать, очень нелепо. Да я и не "скорая помощь". Но без них - опять же - нельзя. Остаётся действовать на разумном компромиссе. Я действую именно так. Проекты, которые я предлагаю, - они не для меня, а для многих. Но пробивать эти проекты в одиночку я не желаю. Не хотят подключаться - я ограничусь предложением и не буду больше прошибать лбом стену. У меня есть и свои дела, которые я организую себе сам. Я могу придумать общий проект или сформулировать принципы, а вот менеджментом пусть занимаются менеджеры, общественной поддержкой - заинтересованные члены общества. Свой вклад я внёс, свою позицию обозначил, жертвовать судьбой не собираюсь. Когда я получил возможность заниматься любимым делом, я резко потерял интерес к посиделкам в гараже, к разным хобби и другим способам философски терять время.

01.10.2009 Константин

Здравствуйте, Алексей Викторович! Было бы интересно узнать, поднималась ли тема создания компьютерных игр по вашим книгам? Может быть кто-то уже сейчас занимается разработкой?

ответ

Уважаемый Константин. Эта тема поднимается регулярно уже года три то одним энтузиастом, то другим. Как-то раз я даже писал синопсис игры по "Золоту бунта". Но дальше разговоров дело не движется. Для игры нужен фильм, а фильма - увы - нет.

01.10.2009 Дмитрий

Добрый день, Алексей Викторович. А почему нельзя в рамках сайта мне, простому смертному, узнать, как лично вы относитесь к "Преступлению и наказанию" или "Войне и миру" именно как к обязательному чтению в школе? Без всяких там обвинений, симпатий или антипатий. Я вот, к примеру, слыл в школе книгочитом, я читал на уроках исподполья любую художественную литературу, кроме обязательной, про меня не раз писали юморески на эту тему в школьных газетах, но попробовав прочитать Достоевского в возрасте 15 лет, я понял, что это очень серьёзное для меня и ограничился рецензиями. Единственного прочёл Тургенева. Вот мне и хотелось бы узнать, как вы, человек, профессионально занимающийся литературой и имеющий здоровую гражданскую позицию, относитесь к обязаловке школьной? Я бы, к примеру, вместо Солженицына посоветовал читать школьникам Шаламова. Прошу прощения за навязчивость.

ответ

Уважаемый Дмитрий. К такой обязаловке я отношусь плохо. На мой взгляд, и "Война и мир", и "Преступление и наказание", и Солженицын, и Шаламов - не для школы. Но с другой стороны, школьник должен знать базовые явления русской словесности. А с третьей стороны, отрывки - не решение проблемы. А есть и четвёртая сторона, и пятая... Не знаю, уважаемый Дмитрий. Я мог бы найти решение этой проблемы для какого-либо конкретного, лично мне знакомого школьника - но универсального решения для всех не представляю.

28.09.2009 Дмитрий

Спасибо за ответ, Алексей Викторович! У меня как всегда к вам подоготовлен следующий! Алексей Викторович, не примите за наглость или за навязчивость, но мне безумно интересно, что вы скажете про мой пост. Это связано с духовной сущностью моей. Мне интересно мнение других, но не обо мне, а про описанную мною ситуацию, что это такое и как это называется. Прошу прощения за наглость, если оно так вам покажется, но отправлять вас к себе на страничку я не имею смелости, а просто скопирую, и хочу услышать ваши личные мысли, если они, конечно, будут. ..... Мне интересно ваше мнение на эти два приведённые мною примера, не обо мне, а то, что вы думаете в аналогичных ситуациях или в тех, что более-менее смахивают на эти? Я не умничаю, но мне, Алексей Викторович, хочется услышать мнение умного человека, который, как мне кажется, имеет смелость сказать и о себе что-либо нелицеприятное. Я не вызываю вас на разговор тет-а-тет. Мне просто интересен взгляд небезразличного человека. С уважением, Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий. Я опустил в вашем послании описание ситуаций - на всякий случай. Но что тут сказать? Вы спрашиваете меня, словно я священник. Да, все мы бываем злорадны. Да, это нехорошо. Надо бы, конечно, искоренять это в себе... но есть грехи и потяжелее. Всё равно злорадство - следствие какого-то глубинного недовольства жизнью. А жизнь не станет идеальной никогда. И сами мы тоже не станем. Надо жить с этими эмоциями. Иметь их, - куда деваться-то? - но не давать им воли. Заповедано же: "суди по делам". Злорадство - ещё не "дело". Лишь бы оно не превратилось в побудительный мотив. А такая вот "особенная" религиозность - это и есть религиозность, а не вера. Соблюдение обряда, а не заповедей. Обычное бытовое лицемерие, только перед богом.

27.09.2009 Александер

Здравствуйте, уважаемый Алексей! 1) Я готов представиться, если это нужно. По поводу "тигра под диваном" согласен частично. Я призываю Вас как человека известного, сформировавшего своим творчеством определенный круг единомышленников, стать инициатором движения сопротивления "актуальному искусству", используя прессу и ТВ. По поводу "рад, что оценили как ... булки", тут вы лукавите. С чего это вы этому рады? 2) По поводу туристов. Издевка определенно присутствует. А как без нее, если большинство туристов такие и есть - "мя-мя-мя!" Я вот про них и предлагаю написать. Я не имел в виду тех матерых чуваков из "суперсемидесятых", которые на самопальных катах ходили по алтайским речкам. Ответ от вас нужен. Прошу ответить, отбросив "всепрощение" и толерантность. Чем сейчас хоть занимаетесь?

ответ

Уважаемый Александер. Про "рад, что..." - сарказм. Я не считаю правильным "атаковать" актуальное искусство. Я хорошо к нему отношусь. Дело не в нём. "Культурная общественность" Перми должна "атаковать" пермских чиновников, а не актуальное искусство, - чтобы пермская власть развернулась лицом к собственной культуре. Не важно, что предлагают чужаки. Могло быть и не актуальное искусство, а, предположим, полное собрание работ Рембранта в галерее. Я тоже был бы против такого приоритета бюджетного планирования. Но за общественность я решать не могу. Кому нравится умирать - жаль, но пусть умирают. Кому нравится вылизывать тарелки гостей - "ласкаво просимо". Остальным, кто хочет "гнать свою волну", в качестве комиссара, первым вылезающим из окопа с наганом в руке, я не нужен, - они и сами комиссары. Туристы с гитарами и романтикой мне тоже кажутся жалкими. Эдакая "уходящая натура" 70-ых. Цитирую "Географа": "Ну, то есть, турпоходы, стройотряды, багульник на сопках и рельсы в тайге, костры там всякие, пора-по-бабам на гитаре, и всё для того, чтобы где-нибудь за буреломом её прищемил потный турист в болотниках или грязный геолог со скальным молотком". Но писать роман из одного лишь желания поглумиться - это неприемлемо. У меня сейчас дел невпроворот. Завершаются большие старые проекты, готовится почва для новых. Эдакая "точка бифуркации" в жизни. Так что внятно сказать о планах я не могу.

страница: 58 из 287