Добрый день.
Это такое же моё произведение, как картина "Явление Христа народу", литературные пародии и песня про "неласковую Русь". Я же Александр Иванов.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Кстати, раз уж вы упомянули астафьевскую новеллу "Сон о белых горах", интересно вот что: в новелле затрагивается та же тема, которую и вы затронули в Псоглавцах, а именно конфликт городских с местными сельскими жителями. Но у Астафьева тема раскрыта как-то совсем иначе: у него немного наивный, но честный и порядочный сельский парень противопоставляется высокомерному возомнившему о себе москвичу. И вот какие мысли возникли по этому поводу: c одной стороны, обвинение в высокомерии -- абсолютно типичная претензия местных к городским: "пацаны, а чё вы такие понтовые". С другой стороны, а не выглядит ли Аким с точки зрения Гоги Герцева эдаким Годоваловым, а его претензии -- пустыми и вздорными, выдвинутыми лишь с целью докопаться? Да, Аким не является крестьянином из традиционной русской деревни, ну так ведь и Годовалов с Саней Омским не сеют и не пашут, в деревне Калитино никто не обрабатывает землю минимум со времён зоны, а многие из мужчин работают егерями в заповеднике, что уже совсем близко к охотнику Акиму. Ну и третья мысль: а может, всё же дело в том, что тогда время было другое и нравы были другие, может, тогда ещё можно было поехать в глубинку и встретить там не деграданта, а нормального человека? Когда на Руси завелись деграданты, как по-вашему?
Уважаемый Михаил.
Вы задали сразу много очень больших и очень интересных вопросов. Боюсь, мои ответы будут сумбурными.
Начну с Акима. Аким - не сельский парень. Он не занимается сельским хозяйством. Он работал на речфлоте или был промысловиком, то есть система ценностей у него - не городская и не сельская, а артельная. Об этом я недавно писал тут, на сайте, когда говорил, что Астафьев - не "писатель-деревенщик".
Конфликт Акима и Гоги - не конфликт города и деревни, а конфликт индивидуализма и артельности. Аким спасает девушку по той же причине, по которой выжил в детстве и сам: "вырастет и этот у артельного котла" (новелла "Уха на Боганиде" - астафьевский идеал жизни). Индивидуализм - продукт буржуазности; разумеется, он процветает в городах, но возможен и на селе (индивидуалистами были зажиточные крестьяне - кулаки). Артельность - продукт созидательной жизненной позиции: она возможна и на селе, и в городах (производственные бригады, научные коллективы, творческие объединения и т.д.).
Традиционный конфликт города и деревни, о котором вы пишете, чаще всего выражается в столь искажённых формах, что его суть извращается. В "Псоглавцах" Годовалов говорит москвичу: "Мы не сказки сочиняем, а пашем тут на вас, москвичей херовых. Всю Россию, бля, обожрали". Эти слова - извращение сути конфликта. Годовалов ни на кого не пашет, даже на себя: он маргинал и паразит. Большие города и Россия в целом давно не живут за счёт деревень - на дворе не XIX век.
Любая деградация (не только деградация деревни) начинается тогда, когда нарушается разумное развитие. Когда ход жизни насильно искажается. Отнимают у деревни возможность буржуазных отношений - деревня деградирует, превращается в убыточный колхоз, где всем всё пофиг. Отнимают у города свободу выбора формы жизни - город деградирует, превращается в гигантскую слободу, коммунальную катастрофу и экологическое бедствие. Отнимают у страны полноценные коммуникации с миром - и страна деградирует к тоталитаризму и войне. Деградация всегда есть следствие несвободы. Свобода - прогресс, несвобода - регресс, деградация. В какой области жизни устраивают зажим, в той области жизнь и деградирует. Так происходит в любую эпоху, а не только сейчас в России. Но сейчас в России это выражено очень ярко.
Нормальные люди есть везде и всегда.
Добрый день, Дмитрий.
Да, я бывал в пионерском лагере, и не раз. Мои воспоминания о жизни в лагере и есть "Пищеблок". Правда, в моём лагере не было вампиров (во всяком случае, я их не видел), и дети жили в типовых домиках, а не в купеческих дачах. Но остальное всё совпадает - и по фактуре, и по настроению. Волга из романа - это Кама, речка Рейка - речка Качка, а купеческие дачи, целый городок, находились рядом с моим домом, и в некоторых из них тоже размещались пионерские лагеря.
Уважаемый Алексей Викторович, приветствую Вас.
С чем Вы связываете такую громадную популярность в последние годы книг по коучингу и психологии? Все это рассудочно-дешевое чтиво "7 привычек успешных людей", "Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих", "Трансферинг реальности, "Сила настоящего" и тд?
Специально проверил, в 2023 году в России книга такого жанра стала бестселлером, и в США первое место тоже у книги такого порядка. Заходишь в книжные магазины - гигантские ряды с эзотерикой, коучингом, психологией и мизерный отдел научной литературы (причем, в этом отделе часто псевдонаучная литература).
Развелось коучей, даже вот увидал "психосоматического коуча", знакомишься с людьми и у многих из них кругозор как раз из таких книг и речь пересыпана коучинговыми фразами. Говорят фразы вроде "Знаешь, личность складывается из травматики" и тд. То есть идет влияние и на языковую культуру. И замечаю, когда люди сейчас называют свои любимые книги (особенно на Западе) - то в списке почти всегда эта макулатура по "психологии". Недавно покупал подушку в магазине, продавщица ничего не знает про саму подушку, но 30 минут рассказывала про психологию, чакры, полезные привычки и прочее. Через пару недель сдавал анализы крови, и женщина-заборщица тоже начала впаривать эту ерундистику.
По сути, эта литература стала современным чтением номер один, мне кажется, за этим стоят какие-то серьезные сдвиги в обществе, проблемы, которые я пока до конца не могу понять.
Уважаемый Никита.
Какой интересный у вас вопрос!
Для меня популярность коучинга единоприродна с триумфом конспирологии.
Современные средства коммуникации инструментально работают на самовыражение, поэтому обслуживание своего эго становится главной стратегией жизни и главной потребностью. Но в реальности самовыражение непродуктивно, продуктивна только самореализация. Самовыражение - это продвижение своей персоны (своего эго), а самореализация - продвижение своих компетенций. Следовательно, самовыражение нуждается в симулякрах компетенций. Конспирология и коучинг - это симулякры компетенций, и они нужны для самовыражения. Если утрировать, то звучит так: человеку хочется выглядеть умным, потому что умный интересен комьюнити, а учиться неохота.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Пытаюсь восстановить историю "в лицах" основания села Сая(-на-Барде), расположенного по Гороблагодатскому тракту. В ревизских сказках оно упоминается только с 1782 года, однако, в книге Н.С.Попова "Хозяйственное описание Пермской губернии" говориться об основании пильной мельницы на реке Сая, впадающей в Барду кунгурским купцом Иваном Михайловичем Хлебниковым в 1758 году. Возраст и состав семей саинских первопоселенцев тоже указывает на вероятность основания не позже начала 60-х. Но среди уездных и прочих дорог (в этой же книге) путь от Кунгура до Кушвинских заводов не упоминается (что удивительно). Пермский краевед А.К.Шарц опубликовал заметку в "Календаре-справочнике Пермской области на 1965" - про демидовского крепостного из Тулы Сафрона Согру, открывшего месторождение асбеста и разведывавшего дорогу, впоследствии названную Гороблагодатским трактом - не позже 1741 года - смерти Сафрона в Яйве. В Вашей же книге о Чусовой также названы разведчики дорог от заводов до Ослянки и от Ослянки до Кунгура - но совсем другие имена.
У А.К.Шарца (среди пермских краеведов) есть репутация "мастера дополненной реальности". И в архиве его я пока не нашел черновиков или заметок по теме Гороблагодатского тракта. Назовите, пожалуйста, Ваш источник информации по этой истории - где Вы встречали первые достоверные упоминания о "Кунгурском тракте", свидетельствующие, например, что Кыновской завод на момент основания стоял уже на проезжей дороге, а не был тупиком?
Заранее благодарен,
Я.Э.Ляпунов.
(Группа в ВК "Сая, Березовая Гора, Красоты...")
Здравствуйте, Ярослав.
Увы, я не помню. Книгу о Чусовой я писал 20 лет назад, а материалы собирал ещё с 90-х годов. Тогда у меня даже интернета не было. Скорее всего, мои источники были "свердловскими", то есть относились к истории Кушвинского завода или Гороблагодатского округа. А может, и к истории Невьянского завода, Сулёмской слободы и Весёлых гор.
Здравсвуйте, я хотела бы уточнить кто является автором данной статьи? ведь существует одноименная работа у Щербининой, собственно ее Вы и указали в конце статьи. Мне важно знать, так как я ссылаюсь на этот текст при написании диплома. Если это статья Щербининой, то вопрос такой, этот текст изменен/интерпретирован или же является оригиналом?
Спасибо за ответ:)
Здравствуйте. О какой статье идёт речь? Ничего не понимаю.
Добрый день!
Я на книгу Катанаева наткнулась почти случайно и заинтересовалась автором и героем. Да, она правда неполная - он же не успел ее дописать, умер. А понравилось мне, что она, как я поняла, не в тогдашнем "мейнстриме" (Гагарин - вор, казнокрад, взяточник и вообще буржуй), делает попытку на основании исторических документов восстановить личность, по возможности в объеме и полноте.
А мне после "Тобола" - из-за которого я, собственно, и заинтересовалась историей Тобольска и вообще историей (так-то я биолог) - стало интересно , "как было на самом деле" (эту фразу, я где-то прочла, сказала Томасу Манну машинистка, когда отдавала ему перепечатанную рукопись "Иосифа и его братьев" - ну вот, теперь я знаю, как там все было на самом деле))
Захотелось понять, что все-таки представлял собой князь М. П. Гагарин, но еще больше интересен Филофей и история его миссии (в романе - прямо образец христианского миссионера. Так ли было? А как было?). Вот про это прямо очень хочется что-то почитать (да, я, к сожалению, пока не добралась до "Дебрей" и не знаю, может, вы там об этом говорите?)
Спасибо вам огромное! ))
Уважаемая Елена.
Да, в "Дебрях" я рассказываю обо всех этих людях и событиях с точки зрения сухой истории.
В романе вымысел - сговор Гагарина с китайцами и погоня Филофея за идолом: сговора, наверное, не было, и Филофей по тайге шёл просто с миссией, а не в погоне за артефактом. О миссиях Филофея можете прочитать в книге Григория Новицкого (да-да, того самого, из романа), участника экспедиций Филофея; книга называется "Краткое описание о народе остяцком", её можно найти в сети.
Уважаемый Алексей Викторович,
Спасибо за ответ. Мне как раз и нравится то, что это у вас не Великая Броне-Идея, но нить, которая, совершенно по-разному в разных книгах, прослеживается. И приятно, что сумела ее заметить )
А еще вопрос такой: когда вы писали "Тобол", какие источники использовали? (догадываюсь, что их было много, все перечислять не прошу). А вот что скажете про книгу Г. Е. Катанаева о князе Гагарине?
Уважаемая Елена.
Источников и вправду огромное количество. Тем более, по разным темам. Зачастую эти темы даже не пересекаются. Например, каролины в Сибири - и сибирские "гари". Если вас интересуют книги об истории Сибири вообще - это один вопрос. Если по какой-либо конкретной теме - совершенно другой. Про одного только Ремезова целый корпус литературы, научной и художественной. Спрашивайте конкретнее.
Работу Катанаева я читал. Мне она показалась не совсем полной и слишком укоренённой в своём времени. Впрочем, это можно сказать о многих произведениях. У нас в стране то и дело то в одну сторону перекос, то в другую.
Здравствуйте, Вячеслав.
Я знаю об этой книге Стивена Кинга, но не читал её - как-то руки не дошли.
Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо за ваше творчество, я большая и давняя его поклонница. Мы как-то с подругой говорили о ваших книгах, и она сказала, что все они настолько разные, что не верится, что их написал один человек. После этого я задумалась, и мне показалось, что я нашла связь. И мне очень интересно, согласитесь ли вы с моей гипотезой. А кажется, мне, что связующая идея - по крайней мере, в "Общаге", "Географе", "Сердце Пармы", но и дальше, вплоть, до "Тобола" и "Бронепароходов" - это тема ответственности за души других людей. Она очень по-разному звучит, но для меня яво прослеживается. Вот хотела узнать - это мои выдумки или есть все же у вас такая единая тема? Спасибо большое заранее за ваш ответ и за ваши прекрасные книги.
Уважаемая Елена.
В общем-то, вы правы.
Для меня всегда очень важна идея спасения. Она может выводить куда угодно - хоть на евангельскую тему, хоть на постапокалипсис. И все мои герои - не борцы, а спасатели. Бывает, они спасают себя, как Осташа в "Золоте бунта". Бывает - народ (страну, порядок жизни, землю, истину), как князь Михаил в "Сердце пармы". Бывает - ближнего, как Немец в "Ненастье". Спасение ближних - это и есть та ответственность за души других людей, о которой вы пишете. Ближних спасают Моржов из "Блуды", Иван Диодорович из "Бронепароходов" или Валерка из "Пищеблока".
Но есть одно "но".
Всё время окучивать одну и ту же идею - это свойство ВПЗР ("Великих Писателей Земли Русской"). И я не окучиваю идею спасения. Романы посвящены другим идеям. Но спасение как высший мотив главного героя у меня остаётся всегда.
Здравствуйте.После прочтения ваших "Комьюнити" и "Псоглавцев" меня очень заинтересовала профессия "дэнжеролог".
Очень хотелось бы узнать у Вас, существует ли эта профессия сейчас эта профессия и можно ли стать дэнжерологом?Или можно пойти на культуролога и так же изучать паронормальные свойства объектов искусства?
Здравствуйте, Николай.
Вы серьёзно? Мне кажется, вполне очевидно, что эту профессию автор романов (то есть я) выдумал.
Некоторые издания "Псоглавцев" и "Комьюнити" имеют в качестве пролога статью из Википедии, посвящённую дэнжерологии; статью я тоже сочинил.
В вузах не изучают паранормальные свойства артефактов культуры.
Здравствуйте.
С этой книгой я не знаком.
Всем привет! Алексей, моё почтение. Смотрел сейчас интервью с Вами несколько-летней давности - услышал фразу что сайт Иванова - лучший писательский сайт в данный момент. Стало интересно, зашёл посмотреть, а новости тут за 2020 год, интервью за 2018.... как же так...непорядок.... или момент остался в прошлом? :(
Здравствуйте, Артём.
Увы, да. Я забросил все обновления. Выставлять всякие рецензии и свои интервью мне стало неинтересно, а новости анонсируются через соцсети Юлии Зайцевой. Так что сайт работает только в режиме "вопрос-ответ", и всё.
Уважаемый Ярослав.
Да, потребует.
А лично мне работа доставляет удовольствие. Зачем я буду уступать его "неграм", соавторам или нейросети?
PS. Вы действительно Ярослав, а не Владимир?
Уважаемый Алексей Викторович! Возможно, что причина отсутствия интеллектуальной элиты в стране станет более наглядной, если обратиться к Германии 1939 года? По-моему, там её не было. Если народ какой-то страны уподобляется немецкому народу того исторического периода времени и выбирает себе лидера, у которого единственным способом организации смыслов является тупая сила и ложь, то интеллектуальная элита невозможна. Не так ли?
Уважаемый Ярослав.
В целом вы правы, но у нас всё-таки ещё не так безнадёжно и мрачно, как в Германии 1939 года.