Уважаемый Сергей. По вашему вопросу я вижу, что термин "свинство" можно применить и к пермским СМИ, которые освещали эту ситуацию. Очень неприятно было читать, что группа Тодоровского "обидела" меня или нарушила мои права. Это либо непрофессионализм журналистов (то есть, неумение говорить по-русски или осмыслять информацию), либо предвзятость. И вдвойне неприятно было читать комменты идиотов, типа "Иванов получил бабло и теперь пусть заткнётся". Я не претендую ни на какое участие в создании фильма. Подчёркиваю: ни на какое. Это ведь не мой проект. Я лишь говорю, что если натуру ищут у меня под боком, могли бы спросить и у меня - я же рядом. Это было бы корректно. (Например, Павел Семёнович Лунгин специально приглашал меня смотреть натуру для фильма "Царь", хотя моя работа давным-давно была закончена, и я уже ничего не решал.) И самое главное: если проводят в Перми какое-либо публичное мероприятие, было бы вежливо поставить меня о нём в известность. Не приглашать в жюри, а просто поставить в известность. Иначе это выглядит откровенным пренебрежением, которого лично Валерий Тодоровский не допустил бы, а я не заслужил. Вежливость - это норма человеческого общения, а не юридическое право, записанное в договоре о купле-продаже. Отсутствие вежливости я и назвал свинством. Помягче можно было бы сказать "бестактность", но я был зол. С Валерием Тодоровским мы поговорили, и он пообещал держать меня в курсе. Я надеюсь, что его помощники выполнят его обещание.
Недавно, стоя на вершине Полюда и был обуян диким восторгом. Из моей груди сам собой вырвался крик души: хэйла парма!!!! А что это значит, могу лишь догадываться. Нашёл в интернете книгу Ромбандеева Е.И. Мансийский (вогульский) язык но в этой сканированой копии ничего не разобрать, качество очень плохое. Шрифт очень мелкий и размытый. Транскрипция практически не читаема. Не могли бы Вы Алексей, подсказать ваши источники? Спасибо.
Уважаемый Сергей. Я пользовался русско-мансийским словарём Е.Ромбандеевой, Учпедгиз, 1954. Но там нет ни восклицания "хэй-ла", ни слова "парма". Про "парму" всё ясно, а восклицание я придумал сам. Если помните, в романе перекрикиваются сторожа: русские кричат "Тихо на заставе!", татары "Аллах акбар!", а пермяки "Хэй-ла парма!" (ну, типа как "В Багдаде всё спокойно!"). Что в такой ситуации могут кричать пермяки, я не знал. И придумал такое восклицание, чтобы оно напоминало крик погонщика упряжки, каюра.
Спасибо, дорогая Вера. А за историю про яблоко - вдвойне. Это позволяет надеяться, что в Перми ещё не всё пропало.
Уважаемая Ольга. Не буду спорить, я согласен. "Озвучка" через Москву нужна была и в советское время, и сейчас. Но в советское время можно было стать писателем и на родине, потому что издавали книги. Давыдычева хорошо издавали в Перми, поэтому он и стал большим писателем. Но его "не опознали" в Москве, поэтому его художественные открытия не произвели должного эффекта. Проблема "не опознавания" в Москве как была, так и осталась. А вот проблемы издания в Перми раньше не было, а сейчас появилась.
простите, проблемы с загрузкой сайта. сорвался пост. Хотелось просто сказать, что м. б. как-то сбалансировать это плечо рычага "регион - Москва" можно путем перенесения груза на другой конец? Перми - открыть в Москве "Пермский дом", выводить туда презентации пермских проектов, выставки... Что-то в этом есть.
Уважаемая Ольга. Поосторожнее с идеями. В "Пермском доме" окажутся все те, кто сейчас хороводит в Перми, а никак не другая компания, и для чиновников такое учреждение - чудесная прачечная для отмыва откатов. Но если отвлечься от конкретной Перми, то ситуация в следующем. Несправедливость в отношении к провинции - не чья-то злая воля, а следствие порядков в государстве. Культура там, где ресурс. Если ресурс стянут в столицу, то и культура будет полноценно жить только в столице, а в провинции - мыкаться на подаянии. Для развития региональных культурных проектов нужна экономическая децентрализация и реальные политические свободы. Когда в регионах появится экономический и политический ресурс, тогда и культура расцветёт - и со временем выйдет на мировой уровень. Культура колоний не может равняться культуре метрополии. Так что надо не метрополию просвещать, а завязывать с колониализмом. Можно оспорить меня примером Индии и Британии, когда индийская культура не уступала европейской. Но я говорю не о культурном наследии, а о действующих персонах и институциях.
Уважаемый Александр. Боюсь, что для такого вывода нет никаких оснований.
Уважаемый Алексей Викторович, сегодня снимали сюжет в библиотеке в отдаленном районе на Вышке 2. Вам очень там благодарны за проект "Пермь как текст". Говорят, что книжки нарасхват. И народ читает не только прозу, но и краеведческие исследования. С удовольствием! Не хватает людям. А Ваши книги там просто зачитаны до дыр. Вот так!
Уважаемая Вера. Спасибо. Нечасто я слышу в Перми хорошие слова о своих делах.
Уважаемый Алексей. Увы, не читал.
Алексей Викторович! Ваш диалог с министром Новичковым раскрыл все мракобесие Пермской культурной элиты. Сказать ей нечего, аргументировать нечем. Но все, что они творят не подлежит критике. Страшно за Пермь. С подобным я сталкиваюсь и в повседневной работе в школе. Волосы дыбом встают. Сколько же можно врать?!!! И не только врать, а огнем и мечом проводить в жизнь бессмысленные и недоразвитые проекты, на которых кто-то в данный момент зарабатывает шальные деньги. Как "электронный дневник школьника". Проекты ради отчета важнее душевного спокойствия и материального благополучия учителя.
Уважаемая Наташа. Осмелюсь вас поправить. Мракобесие - это у чиновников от культуры, причём мракобесие ловко совмещается с "продвинутостью". У культурной элиты - лакейство.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Наткнулся в интернете на массу прекрасных фильмов режиссера М.Заплатина. Пермской студии телевидения. Это ж надо было столько экспедиций снарядить. А что теперь, кому это все нужно? Вот добрый человек вылил в интернет, узнали некоторые, а так... Не знаете, что сейчас с этой студией, кто "поднял знамя" документального кино о природе Урала в Перми? Наверняка у М.Заплатина ученики какие-то есть. Было бы неплохо возродить показ документального кино на федеральных каналах, "Культуре" например. Это я так, мысли вслух. Спасибо.
Уважаемый Андрей. Михаил Заплатин, конечно, великий человек и режиссёр. Сам факт того, что его фильмы об Урале озвучивал, к примеру, Смоктуновский, говорит о масштабе Заплатина. Конечно, его художественный язык сейчас уже старомоден, хотя и не потерял благородства. Про учеников Заплатина я ничего не могу сказать. Когда Заплатин умер, его библиотека после долгих скитаний по чужим кладовкам в 1995 году оказалась у меня - она никому не была нужна. Следует думать, что учеников не было. Не возьмусь рубить с плеча, но мне кажется, что в нынешнем пермском документальном кино эпос землепроходца Заплатина замещён мелкотравчатыми городскими очерками, понтовой заказухой или доморощенными сумасшествиями.
Уважаемый Алексей Викторович! Вас пригласило правительство Свердловской области поучаствовать в разработке программы развития туризма области. Какую концепцию Вы им предложили? Можете поделиться впечатлениями от сотрудничества и его итогами? На сайте областного Минкульта я никаких упоминаний об этой программе не нашел.
Уважаемый Алексей. Мне бы не хотелось, чтобы моё сотрудничество с Минкультом Свердловской области и администрацией УрФО (это два разных направления сотрудничества) выглядело в духе Гельмана: явился Иванов, навязал свою точку зрения и вырубил бюджет под свои затеи. Поэтому пока я присутствую в свердловских проектах как консультант - поскольку Свердловскую область и её контент знаю не хуже Пермского края. Кое-какие свои проекты свердловский минкульт скорректировал под мои идеи, но от этого проекты не стали моими личными, не поменяли названий и, разумеется, не передали свои бюджеты в моё ведение. Поэтому моего имени и нет в документах. Хотя в целом, к примеру, вся программа культурного развития УрФО была названа "Хребет России" - достаточно внятная отсылка ко мне и моей идее (если угодно - концепции) "Железного Пояса". Буду ли я делать с екатеринбуржцами свои личные, авторские проекты, я решу позже, - это зависит от моей нынешней занятости: как скоро я справлюсь с тем, что уже делаю. И меньше всего я хотел бы повторять в Екатеринбурге, который люблю и уважаю, пермский триумф Гельмана.
А книгу я нашёл! Называется "Тайна реки злых духов". Автор - Владимир Корчагин, канд. геол-мин. наук. Как мы с братом и думали, Саша оказался пропавшим сыном старого геолога, а искали они уран - люди умирали от лучевой болезни. А как вы относитесь к творчеству вашего земляка, Льва Давыдычева ("Приключения Ивана Семёнова, второклассника и второгодника")?
Уважаемый Антон. К творчеству Льва Давыдычева я отношусь с огромным уважением. "Иван Семёнов" - безусловная классика. Но у меня любимая вещь - "Руки вверх!". Для советского времени это был полный "вынос мозга". Как можно было такое написать и напечатать? Вот просто по формальным признакам, я уж не говорю о юморе. Это в чистом виде постмодернизм про советские романы о шпионах и школе. Пелевин с "Омоном Ра" безнадёжно устарел бы на момент написания "Омона", если бы читающая Россия вспомнила "Врага № 1". Будь я литературоведом, я бы сопоставил "Врага" с "Судьбой барабанщика" Гайдара: при всём уважении к Гайдару, соцреализм должен был лечь и накрыться крышкой гроба. Я до сих пор ржунимагу, когда вспоминаю, как обер-фобер...шнапс-фюрер фон Гадке бежал от чести заспиртования заживо на самолёте-ракете "Антихрист-1" и взорвался к чертям собачьим. В общем, Давыдычев - несостоявшаяся революция отечественной литературы. Прямая связующая от футуристов к постмодернистам. А "не свезло" Льву Ивановичу, потому что жил в Перми, а не в Москве.
Уважаемый Алексей Викторович! Вот уже несколько лет собираюсь задать этот вопрос, да всё время не решаюсь. В нашей домашней библиотеке есть книга без начала и конца - первые 38 страниц, а также страницы, следующие за 292-й оторвали предыдущие владельцы. Судя по заметкам на полях, сделанных синим карандашом, книга им не понравилась. Поскольку автор и название нам не известно, могу только кратко пересказать сюжет. Действие происходит в середине 50-х годов двадцатого века бассейне реки Ваи, судя по описанию, местность похожа на Северный Урал. Раньше там жили племена поклоняющиеся идолам с глазами, сделанными из александрита, но потом аборигенов поразила какая-то таинственная болезнь, и они покинули эти места. Герои книги - два геолога и трое старшеклассников (брат одного из геологов и двое его одноклассников - Наташа и Саша). Саша - сирота, отца никогда не видел, мать умерла в блокаду, воспитала приемная мать. Единственная память об отце - малахитовый глобус с секретом (если нажать на кнопку "Ленинград", то глобус раскрывается - внутри находится портрет матери). У начальника же экспедиции в блокаду погибли жена и сын. Причем когда Саша показывает ему глобус, Саше кажется, что собеседник его раньше видел. (Возможно, что Саша является его сыном Юрой, который может быть и не погиб). Знакома ли вам это книга? Может быть её автор тоже родом из Перми или жил на Урале?
Уважаемый Антон. Увы, такую книгу я не читал и даже ничего не слыхал о ней.
Здравствуйте Адексей Викторович! Месяца полтора назад я видел по одному спутниковому каналу фильм "зазеркалье империи", к сожалению только 2 и 3 серию. Там речь идет о Перми великой, ядерном озере, заброшенном поселке Чусовской. Ну есть эпизоды, которые пересекаются с Вашим "Хребтом России". Видели ли вы этот фильм? И не могли бы прокомментировать?
Уважаемый Евгений. Да, этот фильм я смотрел, его подарили мне авторы - энтузиасты из Ижевска. Добротный познавательный фильм об удивительных местах - о Печорском волоке, и о забытых страницах истории. Авторы просто молодцы. Ну почему же, блин, у нас не находят никакой поддержки те, кто честно делает уникальное и сложное дело, нужное всем?
Уважаемый Михаил. Книга о пугачёвщине будет не в формате "Золота бунта", а в формате "Хребта России", то есть не роман, а фотокнига. Выйдет она через год, не раньше. И пока что надо хотя бы в этом деле выйти на финишную прямую, а уж потом можно планировать другие дела.