Уважаемая Елизавета Валерьевна.
Мой ответ уже сообщила Юлия Зайцева. Юлия говорит не от себя, а от меня, поэтому не стоит искать способ спросить меня напрямую, рассчитывая, что я лично отвечу иначе.
Уважаемый Максим.
У меня два отношения: как человека и как писателя.
Как человек, я православный христианин, но не воцерковлённый.
Как писатель, я принимаю любую точку зрения. Но меня покоряет этическая красота христианства и завораживает эстетическая выразительность язычества.
Уважаемый Игорь.
Эту книгу я давным-давно не переиздаю. Она устарела и морально, и фактологически.
Уважаемая Ирина.
Да, я продолжаю сотрудничество с "Альпиной". Из романов, если не ошибаюсь, там появится "Ненастье" и что-то ещё, точно не помню. Сейчас я готовлю переиздание "Хребта России" и "Горнозаводской цивилизации" с большим добавлением, которое придаст этим книгам новое звучание. "Альпина" работает очень тщательно, поэтому и не быстро.
Уважаемый Константин.
Мои романы находятся на "Литресе", "Букмейте" и Storytel. Если каких-то нет, то всё равно скоро появятся.
Алексей Викторович, параллели между «Тоболом» и «Войной и миром» мне только видятся или они на самом деле есть?
В первую очередь я говорю о Петрах. Петя (начнем с того, что он и там и там Петя) что у Ремезовых, что у Ростовых малыш-любимчик. И в обоих романах он жаждет воевать, хотя отец против. Смерть у него не то, чтобы одинаковая, но похожая (начнем с того, что он в принципе умирает): геройская.
Отношения Ваня-Маша мне напомнили Наташу-Андрея. Правда, тут характер не отца Наташи скверный, а характер отца Андрея.
Ну и последнее: оборона редута. В «Тоболе» люди внутри умирают не столько от внешней причины, сколько от болезней в запертом пространстве. А в «Войне и мире» то же самое происходит при Бородине с сыпным тифом.
Схожесть мне показалась или так и было задумано? Или военно-геройская эпопея в любом случае будет содержать что-то подобное?
Уважаемая Наталья.
Безусловно, эти романы написаны в общей парадигме. Но к чему такое буквальное следование? Что оно даёт мне как автору?
Пётр Ремезов - реальное историческое лицо, потому и Пётр. Подвиг его я списал с подвига барабанщика в Красноуфимской крепости при башкирской осаде (об этом - в "Вилах"). Простонародный и драчливый Петя из "Тобола" не очень похож на мечтательного и наивного Петю из "Войны и мира", который и саблю наточить не умел. Петька Ремезов погиб осмысленно, Петя Ростов погиб случайно.
Эпидемия в Ямышевской крепости - реальный исторический факт. Про тиф при Бородино я не помню.
Отношения Вани и Маши не похожи на отношения Андрея и Наташи. Ваня - поначалу "оловянный солдатик", Андрей - умный и глубокий человек. Маша рвалась к Ване сквозь сопротивление отца, Наташе никто не мешал. Маша сохранила любовь к Ване, Наташа изжила любовь к Андрею. Наташа утешала умирающего Андрея, Маша сражалась за живого, но пленного Ваню.
Не всё, что похоже на первый взгляд, похоже на самом деле.
Уважаемый Алексей Викторович, в начале вашего писательского пути ваши романы не публиковали. Уязвляло ли это вас? Сложно ли было браться за следующую книгу без уверенности, что она дойдет до читателя (или вы вообще об этом не думали?)? Что делать, если не можешь не писать, но ощущение ненужности, что ли, вгоняет в уныние?
Спасибо.
Уважаемый Александр.
Да, очень уязвляло. Писать без надежды на публикацию мне было несложно, сложно было жить, понимая, что мечта не сбывается.
Ощущение ненужности не пройдёт и тогда, когда произведение будет опубликовано - потому что вас не удовлетворит реакция читателей, оценка критиков и проч. Так что на это ощущение нельзя обращать внимание - даже сейчас. Надо просто вычеркнуть это ощущение из своих чувств, не подпускать к себе. Уныние, как известно, - не состояние души, а тяжкий грех.
Продолжайте делать то, на что приспособлена ваша природа. По мере возможности предпринимайте усилия к продвижению себя. Надейтесь на успех. Шанс на успех даётся каждому, но не каждый бывает к нему готов. Лично я был готов: когда у меня появился шанс, я имел уже три романа. И дальше всё получилось.
Уважаемый Алексей Викторович!
Спасибо вам большое за ваши книги.
Хотел немного расспросить про загадочный сатанинский Лигуэт из Теней Тевтонов:
Зачем меч так нужен Дьяволу? Из его свойств это не понятно, если честно. Что случится, когда Дьявол его получит (если получит)?
Почему Иоан Креститель - это точка отсчета? И почему именно отсечение головы становится рефреном в романе (усекновение головы Предтечи, кладбище обезглавленных, инкуб-суккуб ).
Спасибо
Уважаемый Григорий.
Боюсь, что вы вдумываете в роман смыслы, которых не заложено.
Зачем дьяволу меч? Это его вещь, и он желает её вернуть, вот и всё. Если у меня украдут велосипед, я тоже пожелаю его вернуть, хотя и не катаюсь на нём. Свойства велосипеда, если честно, в данном случае не играют никакой роли. И ничего не случится, когда я верну велосипед: я не поеду на "Тур де Франс".
В романе нет рефрена с отсечением головы. Это старинная казнь, и не более того. Эдак можно провести любую аналогию - например, у таборитов сожгли лидера (Яна Гуса), и ведьму Сигельду тевтонцы тоже хотели сжечь, а табориты не позволили!.. Иоанн Креститель - никакая не точка отсчёта, это просто библейское событие, известное любому читателю, потому я и взял его.
Дорогая Дарья,
это не уточнение. Что вас интересует конкретно? Чем мифология коми-пермяков отличалась от мифологии русских? Как мифология коми-пермяков отражена в событиях романа? Как мифологическое мышление влияет на мотивы моих героев? Как мифология структурирует сюжет романа? Я не знаю, кто вы, Дарья. Если вы студентка или аспирантка филфака - то ответ подразумевает один уровень сложности, если школьница - другой. Ваш вопрос звучит примерно так: "как притяжение Земли влияет на жизнь?". Блин, я не знаю, как отвечать на такой вопрос.
Уважаемая Дарья.
Спрашивайте конкретнее - и желательно по конкретному роману.
Уважаемый Антон.
Разумеется, будет и гибель "Вани-коммуниста", и "баржа смерти", и сожжение камского флота, и Раскольников, и Рейснер, и Старк, и многое другое, включая вывоз золота из Казани на пароходах. Но роман - это роман, а не учебник.
Уважаемый Артём.
Книги я подписываю на встречах с читателями. Когда и где будет следующая - увы, пока не знаю.
Уважаемый Андрей.
У Памука я читал только "Красного". Роман вызывает огромное уважение к автору. Больше мне сказать нечего.
Уважаемый Алексей, вас часто время благодарят за книги, а я хочу поблагодарить в том числе и за кропотливые ответы на наши вопросы (читателей). Тем более, что задаю их уже не в первой.
Можете пояснить, что вы вкладывали в фразу о том, что Москва транслирует свои ценности на всю Россию?
Как именно она транслирует? Когда это началось, по-вашему?
Если речь об идеи освоения бюджета, то не всегда ли в России была ценность присосаться к бюджетным потокам в независимости от региона?
Уважаемый Михаил.
В СССР присосаться к бюджетным потокам было, в общем, невозможно: не существовало частного бизнеса. В СССР встраивались в институцию и обретали блага, соответствующие полученному месту, и не более. Стратегия "садиться на финансовые потоки" появилась в 90-ые. Где больше финансовых потоков, там больше и получателей благ. А основные финансовые потоки в нашей централизованной стране находятся в столице. Однако несправедливость распределения и допуска - ещё полбеды.
На фоне деградирующей страны Москва в 90-ые выглядела более-менее благополучно. Причина проста: повлиять на власть в централизованной стране могли только жители столицы, поэтому их следовало кормить и развлекать лучше, чем всех остальных. Я уже формулировал эту ситуацию: Москва стала "подушкой безопасности" российской власти. Но объяснять своё благополучие банальной несправедливостью распределения Москве было нельзя: страна скажет, "распределяйте справедливо!" И тогда постепенно сформировался месседж, что Москва живёт лучше, потому что умнее, талантливее и трудолюбивее остальных, поэтому финансовые потоки и текут к ней. То есть, садиться на финансовые потоки - это не удача Москвы, а её право по заслугам. Если у вас будут такие же заслуги, то и вы будете сидеть на финансовых потоках. Словом, сидеть на потоке - это критерий успеха. Такую идею Москва и транслирует на Россию. Транслирует и опытом своим, и образами, и тривиальными поучениями.
Но в России нет такого обилия финансовых потоков. Значит, Москва транслирует стратегию, которая в России не работает, и тем самым убивает другие стратегии - худо-бедно работающие. И подлинная вина Москвы не в её богатстве (повезло, что тут поделать), а в её слепоте, надменности и самовлюблённости. То есть в отрицании России.
Уважаемый Дмитрий.
Нет, не передумал. Я написал книгу "Речфлот" до периода Гражданской войны и перешёл на роман "Бронепароходы". Допишу его - и доделаю "Речфлот" до задуманного конца. Надеюсь, это случится примерно через год.