Уважаемый Алексей Викторович, я не разделяю резкости замечания Ильшата: где же здесь "ярлык на народ"? Разве башкиры не имели морального права воевать за отделение? Имели. Иное дело, что в 1773-75 гг. НЕ за это они воевали: для них попытка отделения была пройденным этапом. В этом Ильшат, на мой взгляд, прав, в аннотации А.В.Иванов ошибся. Посмотрим, как в книге. Ваш контр-аргумент Ильшату не убедителен: восстание Салавата - это одно, а Алдара или Батырши - иное (хотя и там отделение выдвигалось не всегда и было не главным). Каким образом цитата из Батырши (тем паче - цитата из учебника, рассказывающего о Батырше) может служить аргументом при характеристике совсем иного восстания - Салавата и Кинзи, я не понимаю. В действительности эта разница хорошо известна и башкирским ученым всех направлений, от И.Г.Акманова до Б.А.Азнабаева. Да и историкам РФ в целом - могу сослаться на мнение ведущего тюрколога В.В.Трепавлова, историка права России 17-19 в. В.А.Воропанова и др. А вот с выводом Вашим, процитированном в ответе Ильшату, я соглашусь целиком и полностью. И высоко ценю точность выраженного в нем Вами понимания самой сути истории башкирских восстаний. Мне представляется, некоторые Ваши формулировки выиграли бы от уточнения и коррекции, не требуя изменений по существу. Где можно увидеть книгу?
Уважаемый Азат. Книга должна скоро появиться в продаже по всей России. Пока - только в магазинах столиц и в интернет-магазинах. По вопросу отделения Башкирии от России и вправду интересно поспорить - но именно поспорить, а не хлестать по мордасам обвинениями. Относительно башкир в пугачёвщину тезис таков: башкиры сражались за национальную государственность, но применительно к реалиям абсолютистской Российской империи второй половины XVIII века это означало за отделение от России . Теперь выскажусь подробнее. Конечно, восстанием Батырши нельзя объяснять восстание башкир времён Кинзи и Салавата. Но! Уникальная особенность политики башкир - актуализация исторической памяти (например, через шежере и кубаиры). Скажем, башкиры-пугачёвцы повесили Юсуфа Тевкелева за грехи, совершённые его отцом 37 лет назад во времена Оренбургской экспедиции. В народных легендах на Юрюзани Салавата нашёл старый Карасакал. Многие немолодые старшины-пугачёвцы - Кинзя Арсланов, Юлай Азналин, Баик Айдар, Алибай Мурзагулов (из 86 башкирских старшин бунтовало 77) - были участниками восстания Батырши. То есть, мы видим историческую преемственность как в персонах, так и в целях. В те времена вообще всё было не совсем так, как сейчас. Вы же должны знать. Внутри Российской империи существовали де-факто самостоятельные кочевые государства, субъекты международного права, например Торгоутское ханство (или потом Букеевская орда). Хан Абулхайр со своими Жузами присягал России трижды. Алексей Тевкелев усмирял башкир - российских подданных, служа в Министерстве иностранных дел. Кубанское казачество подчинялось турецкому султану и ходило в военные походы против России. Кочевые калмыки отделялись от России и под командованием тайши Убуши и князя Банбура всем народом переселялись в Джунгарию. Изнутри империю разделяли линии пограничных крепостей (вроде тех, что строили Кирилов, Татищев, Неплюев, а в 1837 году Перовский). И так далее: примеров странной с нашей точки зрения государственности много. И отделение от России не было катастрофой, чаще оно понималось как административное, а не политическое мероприятие, тем более башкирами, не имевшими опыта государственности. И за что боролся Салават? Знатный, богатый, свободный сын бая 19-ти лет, с тремя жёнами и двумя сыновьями. За народ ? Это общие слова. За свободу? Башкиры не были крепостными. За всеобщее богатство? Абсурд. Мстил? Нет, мстил Юлай. Может быть, за веру? Но свияжская Комиссия новокрещенных дел была давно упразднена; в 1767 году в Казани за озером Кабан построили мечеть (нынешнюю мечеть Марджани) этим Екатерина сняла запрет на строительство мечетей; указ Екатерины в 1773 году вообще реабилитировал ислам. У башкир не было религиозных мотивов для бунта в этом и просчитался Пугачёв, уходя из Осинской даруги на Казань. Главный мотив Салавата (и других баев) был один национальная государственность (что тогда автоматически означало отложение от России). Иначе почему и ныне в Башкортостане на гербе Салават? Одной из важнейших задач для Кинзи Арсланова было объяснять Пугачёву, чего надо башкирам: значит, башкиры с казаками не совсем совпадали по целям. Пугачёвщина в Башкирии это башкирский бунт, а не пугачёвский. Проблема национальной государственности башкир была решена в конце XVIII века значит, во времена пугачёвщины она существовала и была актуальна, поскольку в середине XVIII века за неё уже сражался Батырша. В 1797 году всех башкир российская власть организовала в Башкиро-мещеряцкое иррегулярное казачье войско, поделив Башкирию на кантоны, - и всё: башкиры получили национальную государственность (в формате казачьего самоуправления) без отделения от России. Но при Батырше или при Кинзе российская власть, увы, не додумалась до этого гениального решения. А после революций 1917 года проблема национальной государственности вновь стала актуальной, и её пытался решить Заки Валиди. В общем, требование независимости от России в XVIII веке означало гражданскую зрелость народа, политическую состоятельность и национальный консенсус башкир. Это уникальный случай в истории России. Таким требованием надо гордиться, а не считать напоминание о нём оскорблением. Это всё равно, что считать оскорблением для Колумба то, что он открыл Америку, а не Индию. Всё это я объясняю в книге более подробно. Извините, что привожу вам факты, которые вы как историк давно знаете, но это - для тех, кто читает спор на сайте и "не в курсе".
Уважаемая Гульнара. Пока не планирую.
Ильшат, прежде, чем говорить такие вещи, не мешало бы ознакомиться с аргументами осуждённого, вы не находите? Неужели вы уже прочитали книгу и сочли её чушью? Вы знакомы с восстаниями Сары Мергена, Сеита Садиира, Алдара Исянгильдина (к которому сепаратист Кондратий Булавин послал Игната Некрасова), Акая Кусюмова, Кильмяка Нурушева, с Тюлькучурой, Мандаром и Бепеней, которые бились с Оренбургской экспедицией после истребления Сеянтуса, с проектом "особливого владения башкир" Минлегола Юлаева (чингизида Султан-Гирея и джунгарского принца Шуны), с трактатом Габдуллы Галиева (Батырши, Бахадур-Шаха Али-улы), который сформировал идеологию башкирского сопротивления? Если да - тогда давайте поспорим, Ильшат, если нет - не надо громких заявлений. Смысл великой башкирской борьбы понимала и Екатерина, поэтому Пугачёв был казнён, а Салават - нет. Об этом прямо пишут башкирские историки (академическая "История Башкортостана..." в 2 томах, И.Акманов, Н.Кулбахтин, А.Асфандияров, "Китап", Уфа, 2007, стр. 189). Я не разбрасываюсь подобными заявлениями, это же очень серьёзные слова. А вот вы разбрасываетесь приговорами, Ильшат.
Уважаемый Андрей. Скорее всего, я буду представлять книгу на книжной ярмарке на ВВЦ 8 сентября, но точнее об этом напишу в разделе "Новости".
Уважаемая Анхелика. Спасибо. Пуджик и срисован с настоящего кота, его звали Пуджик. Это был мой кот. У меня дома сейчас живёт кот Чип, сын Пуджика.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Вы относитесь к писателям, книги которых хочется перечитать второй раз. Сначала нестись, следя за хитросплетениями сюжета, а затем медленно, внимательно, прочитывая каждую фразу, некоторые перечитывая по несколько раз. Они такие вкусные, деликатесные! Неправы девушки из "Школы злословия"! В Ваших текстах нет лишних слов, выброси хоть одно, и уже не то. А если им не понятно, то пусть читают Юрия Никитина или букварь. Никого не слушайте, они завидуют, потому-что сами так не могут. Здоровья и хорошего настроения!Делайте что задумали, а мы будем ждать новых книг! И еще вопрос: какие чувства вы испытываете, расставаясь с героями, умертвляя их по ходу сюжета или заканчивая произведение? Анхелика, г.Владимир,22.08.2012
Уважаемая Анхелика. Спасибо. "Школа злословия" была так давно, что странно и вспоминать о ней. Но и тогда я уже был юношей вполне самостоятельным, чтобы разбираться, как мне надо писать, а как - нет. Герои - они для меня как живые люди. С хорошими и любимыми героями расставаться жаль. Дописать роман или убить героя - одинаковое ощущение потери.
Уважаемый Александр. Теперь я понял. Увы, нельзя объять необъятное. "Расширения" или "переформатирования" "Хребта" не будет. Но некоторые темы я развиваю более подробно. Только что вышла книга о пугачёвщине, сейчас готовлю книгу о "горнозаводской цивилизации".
Уважаемый Александр. Только что вышла моя новая книга - "Увидеть русский бунт". О ней подробнее - в разделе "Новости".
Уважаемый Александр. Спасибо. Мне не совсем понятен ваш вопрос. Второе издание "Хребта России" - это новая книга с отредактированным текстом и другими фотографиями. Такой книги не планируется. Но "Хребет" регулярно допечатывается; те книги, которые в продаже сейчас, - уже третья или четвёртая допечатка тиража. Допечатки будут и дальше. Я не знаю, где в Перми купить все мои книги. Я ведь не занимаюсь продажей книг. За информацию по фестивалю благодарю.
Уважаемый Сергей. Гермеса выбросил демон Абракадабра, принявший облик Глеба, этот же демон, но в облике Бобса, сидел за рулём "фердипердоза". Для Глеба всё это было наяву.
Алексей Викторович, я преклоняюсь перед Вашим творчеством! К сожалению, а может быть и к счастью я довольно недавно к нему прикоснулся. Два года назад я написал историческую повесть про события, которых нет в учебниках, но которые нельзя отвергнуть, благодаря нетленным трудам средневековых летописцев. Повторюсь, к счастью, я проглотил Вашу Парму после того как отдал свою повесть в журнал, иначе бы бессознательно стал бы Вам подражать. Но моя радость заключалась в том, что в Вас я увидел до боли родственную душу! Первый опыт моего творчества сразу был опубликован в саранском журнале "Странник". Умоляю Вас посмотреть. Вы сразу поймете, что нас объединяет! Текст можно прочитать на сайте журнала "Странник" Александр Зайцев "Тайна горы Калма-Кужа" и еще я его отправил на почту Вашей неутомимой помощнице и моему однофамильцу Юлии. Но это не все! Теперь вопрос. Алексей, Вы едите в Мордовию, в Саранск на празднование тысячелетия 23 августа. То что Вы приглашены на эти мероприятия, где будут присутствовать и президент и патриарх я не сомневаюсь. Я хочу предложить Вам, как неутомимому путешественнику и искателю поехать туда со мной на машине и в дороге показать Вам сердечную Артерию - матушку Волгу, еще одну часть организма под великим названием - РОССИЯ!
Уважаемый Александр. Спасибо. Я постараюсь прочитать, но не обещаю. Просто нет времени на чтение, которое не требуется по работе. Волгу я вообще-то видал, очень-сильно-далеко-не-раз, но всё равно спасибо. В Саранск я не приглашён, и не еду, и не поехал бы, потому что не люблю официоз, тусовки и всякие мероприятия.
Здравствуйте, Алексей Викторович. С большим интересом прочитал ваши книги " Псоглавцы " и "Комьюните".По ходу прочтения возникло много вопросов, и о Москве , и о деревне,и об интернете, и о культуре , и об общ-ве потреб, и о времени в котором живем ,но прежде хотелось бы спросить о придание образам (возникающим у героев ) такой натуралистической формы , похоже на "белую горячку" или на кошмарный сон ,тут больше реализма чем сюрриализма. Последняя сцена в "Комьюните " (реальная встреча с демоном-чумы). Именно так, вы хотели показать реальность катастрофы Глеба ? С уважением , Сергей Р.
Уважаемый Сергей. Признаюсь, не очень понял ваши вопросы.
Здраствуйте Алексей Викторович спасибо вам за ваши книги. У меня к вам два вопроса. 1. В книге Захара Прилепина Именины сердца: разговоры с русской литературой есть интервью с Алексеем Ивановым(сам я ее нечитал) это вы? если да то как вы встретились с Прилепиным, все таки живете в разных городах? 2.Смотря ваши фотографии обнаружил что вы обладаете достаточно выскоим ростом, занимаетись ли вы каким нибудь спортом?
Уважаемый Александр. 1. Это я. С Захаром я не встречался лично, но ведь интервью можно дать и без личной встречи. И что из того, что мы живём в разных городах? Мы же не на цепи сидим. 2. Мой рост - 176. Ничего высокого. Спортом я не занимаюсь.
Уважаемый Александр. Видимо, я ввёл вас в заблуждение. Я никогда не был и ныне не являюсь пользователем ЖЖ. Этот сайт - мой единственный ресурс в сети, и мне его вполне хватает.
Уважаемый Антон. Нет, деревни Калитино не существует, я её выдумал. Но Керженский заповедник существует.