Уважаемый marrat.
Очень интересный вопрос вы задали. Странно, мне самому он не приходил в голову никогда. А я не знаю. Действительно, почему не сопротивлялись? Почему устраивали гари, бежали, садились в тюрьму, но не сопротивлялись?.. Я даже не думал никогда об этом. Вот в Спасо-Евфимьевом монастыре в Суздале, где снимали фильм «Царь», в тюрьме содержался какой-то расколоучитель, который живьём похоронил девять добровольцев-единоверцев. Не лучше ли им было погибнуть в схватке, чем принять вот такую ужасную смерть?.. Не знаю.
Алексей Викторович, здравствуйте, поздравляю Вас с новым сайтом! Несколько не привычно.
Постоянно заглядываю в эту рубрику ваших ответов нам, вашим читателям. Потому что очень интересно и много нового узнаешь из ваших ответов. Но что-то у вас сбилось, добавите ли ответы за последние месяцы?
Спасибо за все, с уважением, Марина.
Уважаемая Марина.
Да, всё добавим, всё вернём. Во всяком случае, так обещают специалисты.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Прочитал Сердце Пармы - с огромным опозданием по сравнению с временем выхода романа в свет (ранее всё наукой и наукой занимался, выпустил 11 томов по Древней Руси, докторскую защитил и пр.). Итак, Сердце Пармы . Да уж. Впечатление сногсшибательное. Не буду врать, что прочитал всё остальное, ибо пока нужно переварить хотя бы это. Поразила потрясающая связь с мыслями и строем своего собственного фэнтезийного романа Вечная Весна , ещё не опубликованного, но уже (!) преданного неоязычниками своего рода анафеме : видно, пошла утечка текста через студентов. При сравнении по языку и сочности словес, скажу честно, признаю своё полное и безоговорочное поражение. По многим, очень многим вопросам мы с Вами явные антиподы, встречичи , как сказали бы в Средневековье. Впрочем, вспомним того ветхозаветного праведника, получившего от ангела новое имя Богоборец ( Израиль ). Надеюсь, что нечто подобное, рано или поздно, произойдёт и с Вами. С другой стороны, и меня чрезвычайно долго мучит вопрос о соотношении благ государства и цены этого блага. Так и мой Светозар, ушедший в бронзовый век для того, чтобы распространять истинную веру, постепенно превращается почти в языческого владыку, хотя и объясняет такую метаморфозу, примерно как Калита в Бремени власти Д.М. Балашова. Извините за сумбурный текст: только что прочитанное Сердце Пармы , думаю, его оправдывает. Надеюсь на будущую встречу и всё же, после долгих колебаний, решаюсь прислать Вечную Весну на электронку, указанную в Контактах Вашего сайта. А вопрос, как таковой, один: было бы лучше финно-уграм (не поколению, а народу), если бы Иван III не послал бы туда воев? Тогда пришли бы татары Игорь Лисюченко.
Уважаемый Игорь. Ваш вопрос сложнее, чем кажется. Если бы Иван III не послал русскую рать, то татары на Урал всё равно бы не пришли. Татары (в смысле, государства - наследники Орды) были более рациональны, нежели русские. Новые регионы они осваивали факториями, военными походами, "ограниченными контингентами" (как Сибирское ханство), подкупом элит. А русские в первую очередь - крестьянской колонизацией. Русская крестьянская колонизация Урала началась задолго до Ивана III, и татары оставили амбиции оккупировать Урал тоже ещё во времена Джучи. В общем, русские всё равно бы пришли. Ну, это как европейцы всё равно бы открыли Америку, с Колумбом или без него. И империя инков рухнула бы неизбежно. В этом смысле в истории Урала нет выбора, русские или татары. Только русские, без вариантов, неизбежно. Потому в романе и говорится о судьбе. О судьбе в смысле "рок", "фатум", "предначертание", "карма", если угодно. Судьба - это когда нет объективного выбора. А когда есть выбор - это воля человека, но мой роман не про волю, а про нравственность в приложении к судьбе.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Недавно прочитала "Общагу-на-крови" и была удивлена тем, что автором стихотворения "Когда бездумно пророчит лето..." указана Елена Подольская. Думаю, что Вам этот вопрос могли уже задавать. Дело в том, что я с детства люблю стихи Екатерины Горбовской, и этот стих так же печатался в числе именно ее произведений.
Уважаемая Света. Да, этот вопрос мне уже задавали. Дело в том, что стихотворение Горбовской я прочитал именно так, как было в романе, - написанным от руки на парте в аудитории Уральского университета. Без имени автора. Стихотворение я запомнил. А интернета тогда не существовало, чтобы установить автора. И в романе я указал вымышленную "Елену Подольскую", чтобы умолчанием не приписывать себе авторство такого замечательного стихотворения. Надо исправить в переиздании, спасибо, что напомнили.
Алексей Викторович! Я, наверное, самый стойкий ваш читатель. Надысь - на этом сайте - я написала, что только что прочла "Комьюнити" и "Псоглавцев" (а до этого - все остальное), и вот мне теперь стало "нечего читать" - и я, страшно сожалея, что в интернете в режиме диалога вы присутствуете только на данном сайте - прочла все 168 страниц "вопросов-ответов". У меня к вам было много вопросов, но, увы, мне ими уже не "блеснуть", потому что - на все мои незаданные вопросы вы уже дали ответы - и про Пелевина, и про ваше отсутствие в жж, и про Москву, и про Дмитрия Быкова, и про Льва Давыдычева, и про религию, и про политику, и про гламур... и про многое другое - даже про то, что вы курить бросили:) И все статьи почитала, и все ролики, на которые были ссылки - посмотрела:) Так что все интересные и нужные мне ответы я нашла и прочла, и получила огромное удовольствие, практически как от ваших книг. Могу лишь еще раз вас поблагодарить, пожелать огромной удачи и повторить, что с нетерпением буду ждать ваших новых книг и проектов. с восхищением,
Уважаемая Ева. Спасибо. Я тоже искренне восхищаюсь вашим интересом, вашей дотошностью и настойчивостью, честное слово.
Добрый день, Алексей Викторович. Писала Вам письмо, честно говоря, без особой надежды на ответ, но очень быстро его получила (19.07.13). Искренне удивлена Вашим вниманием к письмам читателей, за что Вам большое спасибо. Поэтому позволю себе отвлечь Вас еще раз и задать еще один вопрос. Сейчас в обществе явно прослеживается ностальгия по всему советскому: и продукты были вкуснее, и дома прочнее, и люди лучше... Но ведь идеальных времен не бывает, и советское таковым не являлось. А что больше всего задевает Вас в нашей, современной жизни? Спрашиваю потому, что писатели, видимо, как и поэты, "ходят пятками по лезвию ножа", поэтому чувствуют все острее и могут выразить то, что остальным не всегда удается сформулировать. С уважением, Оксана.
Уважаемая Оксана. Боюсь, что вот теперь-то я вас и разочарую. Я бы не хотел говорить о том, что меня задевает. Сказать честно - значит, подставиться, а сказать "вообще" - это всё как у всех, ничего особенного: воровство достаёт, глупость, фальшь и ложь, невозможность работать.
Уважаемая Ольга. Увы, нет. Знаете поговорку: "Хочешь рассмешить бога - расскажи о своих планах"? Я и так уже сказал лишнее.
Добрый день, Алексей! Года три назад я читала ваши книги запоем (и писала вам тут об этом, да:), а потом пришла новость,что вы не планируете более художественных проектов и вас интересует в дальнейшем только документалистика и публицистика, это я тоже читала запоем, но все же, признаюсь, была сильно расстроена отсутствием планов. Ну и перестала искать ваши новые книги, и вот этим летом нашла и залпом прочла - и Комьюнити и Псоглавцев, - и просто счастлива, что ко мне снова вернулись ваши книги, и хочу еще очень. Я про эти две книги хотела бы сформулировать поточнее что я думаю, что мне показалось, но пока у меня только один вопрос к вам - Когда следующая книга?!!! И еще!
Уважаемая Ева. Спасибо, мне очень приятно. В конце этого года должна выйти моя фотокнига "Горнозаводская цивилизация" (нон-фикшн), весной 2014 года - книга о Екатеринбурге (тоже нон-фикш), а в конце 2014 - видимо, роман.
Уважаемый Алексей Викторович! В своих произведениях Вы когда-либо касались темы жизни и быта военных на Урале: влияние маленьких островков - военных городков на окрестное население, интересные судьбы отдельных обитателей этих городков, а также различные этапы истории гарнизонов: от палаток и землянок в 50-х до многоэтажных кварталов с Домами культуры, музыкальными школами и магазинами, в которых, в Советские годы, можно было купить даже дефицитный товар. А разве не интересно Вам было узнать, как в лихие 90-е эти "островки" выживали? Как офицеры днем служили государству, а ночью работали таксистами, чтобы кормить семью, ведь они иногда по 6 месяцев не получали денежного довольствия? И как живут и чем живут наши военные на Урале в день сегодняшний. Заранее благодарен за внимание, желаю Вам интересных тем и реализации творческих замыслов! Георгий, Московская область
Уважаемый Георгий. У меня есть друзья и знакомые среди офицеров, поэтому я более-менее представляю, как военные жили в 90-е. Но в романах я об этом не писал, вы правы. Это всё-таки не совсем моя тема.
Здравствуйте. У меня вопрос о Вашей новой книге ,,Ебург,, который наверное терзает не только меня, а многих. Знаю, что название ,,Ебург,, придумали журналисты, но все же для понятности, пишу так. Вопрос собственно вот какой - книга будет документальной или художественной. Сам сколько ни смотрел интервью и репортажей, не нашел там конкретного ответа, и не смог сделать обоснованного вывода. Заранее спасибо, и творческих успехов.
Уважаемый Дмитрий. Книга будет документальной, то есть в жанре "нон-фикшн" ("невыдуманное"). Но написанная - по мере сил - красочно.
Уважаемая Марина. Урочище - неконкретное понятие. Чаще всего это какая-то территория, имеющая более-менее очевидные естественные границы, например, лощина. Урочищем (от слова "урок", то есть "надел") могут называть территорию, которую определили кому-то в неземледельческое пользование (чаще всего - для покоса). В вашем случае скорее всего так и было. Кому-то отдали остров для покоса, и чем-то этот остров был плох - может, сырой, может, труднодоступный, может, с дурной славой.
Добрый день, Алексей Викторович. В минуты душевных переживаний захотелось мне посмотреть фильм "Географ глобус пропил", поскольку после шумных фестивальных побед отзывы о нем сплошь положительные, как о самом глубоком фильме последних лет. Однако его пока даже пираты нигде не выставили. Тогда прочла я книгу (ее-то в нете найти легко), очень смеялась и стало легче. Так всегда бывает, когда понимаешь, что кому-то хуже, чем тебе. Прочла заодно и Вашу биографию, в которой написано, что Вы и учителем в школе работали, и в походы туристов водили. В связи с этим вопрос: в какой степени, по Вашему мнению, жизнь автора отражается в жизни придуманных им персонажей? Обязательно ли перенесение личного опыта или достаточно фантазии? (Как-то не верится, что Набоков "Лолиту" на основе личного опыта писал...) И еще. Фильм посмотреть не удалось, а вот спектакль в Омском Пятом театре идет. Очень хороший, кстати, спектакль. Действие там не перенесено в наши дни, и детство главного героя показано. Особенно хороши исполнители ролей Служкина (чем-то, кстати, он на Хабенского похож), Будкина и хулигана Градусова (он мне и в книге понравился). Спектакль тоже ряд премиий получил. Вы его видели? Успехов Вам. С уважением, Оксана.
Уважаемая Оксана. Опыт автора в значительной степени отражается в его произведениях (в характерах героев, в их судьбах и жизненных обстоятельствах), хотя это отражение далеко не всегда зеркальное, линейное, лобовое. Для примера возьмите Льва Толстого. Толстой был участником обороны Севастополя, но про Севастополь он написал три рассказа, а впечатления о севастопольских сражениях легли в основу романа "Война и мир", который повествует о совсем другой войне. Асимметричный ответ, так сказать. Является ли "Война и мир" отражением личного опыта автора? Да. Является ли описанием личного опыта автора? Нет. Омский спектакль я видел, его Максим Кальсин привозил в Екатеринбург, и эта работа мне очень понравилась.
Алексей Викторович, и вдогонку еще один вопрос. В "Блуде и МУДО" и в "Географе", а также в "Псоглавцах" местное население Вами показано как агрессивное и страшно деградирующее. Однако, например, я, когда жила в деревне, и потом, на турбазах, видела совершенно других местных людей, очень простых, честных, не глупых, интересных и что самое главное - не интересующихся моими деньгами (ну в том смысле, что их ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (которую не встретишь в городе) - это не повод продать мешок картошки, очень грубо выражаясь. Почему тогда у вас в книгах такие местные люди, что страшно ехать на Урал? С уважением, Марина.
Уважаемая Марина. Я затрудняюсь ответить на ваш вопрос. Наш с вами опыт не совпадает, вот и всё. Я чаще видал такие деревни, какие описываю, а вам повезло. Кстати, мне и про общагу (которая описана в "Общаге") часто говорят, чего, дескать, она такая ужасная. А я жил вот в такой. Кому-то повезло - он жил в другой. Я не утверждаю, что все общаги и деревни такие, какие я описываю, я всего лишь исхожу из своего опыта.
Уважаемый Юрий. У Славниковой я читал всё, что было от "Стрекозы" до "Любови". Впечатлений много, они не влезут в пост. Я о Славниковой буду писать в своей книге про Екатеринбург. Разумеется, есть женщины-писатели, которые мне очень нравятся. Наслаждение - от Токаревой, восхищение пополам с ужасом - от Петрушевской.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Вопрос про книгу " Комьюнити". Что же такое Чума в книге ? Извините за банальность, но возможно это именно представление человека, что мир супермаркет, что все можно купить и деньги правят миром и не важно как ты их приобрел ( и это пожирает человека ) . ? Или , " Ты - это твой айфон" ? Эти темы как никогда насущны и соответствуют настоящему времени. Все таки хотелось бы почитать третью книгу . С уважением , Сергей Р.
Уважаемый Сергей. Я не сторонник идеи Уэльбека про "мир как супермаркет". Россия ещё не дожила до стадии супермаркета. Чума в "Комьюнити" - это статус коммуникации в обществе потребления: в этом обществе телеком, придуманный как средство объединения людей, на самом деле только разъединяет.