Уважаемый Сергей. Боюсь, что в "Сердце пармы" почти все названия совпадают с настоящими. И каким маршрутом вы хотите пройти? По верхней Каме от Кая до Соликамска или до Перми? От Чердыни до Усть-Выми через Чусовское озеро? От Чердыни до Пелыма? От Чердыни до села Торговище на Сылве? В "Сердце пармы" маршруты очень разнообразные, расходящиеся от Чердыни звездой на все четыре стороны света.
Ильяс, а у вас всё в порядке с воспитанием?
Здравствуйте, уважаемый Алексей! В одном из Ваших интервью шел разговор о "позвоночнике" истории. Если продолжить такую интересную аналогию разных российских правителей с "позвонками и хрящами", то после Александра Второго как бы Вы распределили последующих "царей" до наших дней? В частности Сталина: ведь при нем давило и плющило ого-го как, неужели он хрящ? В любом случае идея очень оригинальная, как и все у Вас. Спасибо. Уважаемый Алексей Викторович, задала Вам вопрос про "позвоночник" истории, а теперь переживаю, что он, конечно же, наивный: при желании можно и самому сообразить. Но у меня упорно получается, что все правители в этом хребте - позвонки, а народ - между ними, и плющит его, и давит со страшной силой верх и низ, независимо от значимости правителя... И еще, Алексей Викторович, почему Вы связываете психоанализ с язычеством? Я пыталась понять: потому что он имеет дело с темными, стихийными, первобытными силами подсознания, стремится вытащить их на свет, так же как язычники освещают пламенем костра пещеру, и их тени отражаются на стенах? Но ведь это только часть психоанализа, основная работа - это работа с сознанием, с внутренне осознанным принятием решения изменить свою жизнь, разобравшись со своими "темными аллеями"... Огромное спасибо за Ваши чудесные книги и за возможность писать Вам!
Уважаемая Евгения. И вам спасибо за вопросы. Я оба ваши вопроса совместил в один, чтобы проще было отвечать. Честно говоря, я не помню, чтобы я сравнивал историю с позвоночником. Под "хребтом России" я подразумевал набор жизненных стратегий "опорного региона" России, а не чередование жёстких и мягких правителей государства. Тем более, что такого чередования не было. Я опасаюсь, что вы чересчур буквально расшифровали метафору "позвоночника". А психоанализ считается язычеством не мною, а всей церковью. Потому что в основе христианского представления о человеке лежит понятие души, сакрального содержания человека, которое подвластно богу. А в психоанализе основой человека считается не душа, а психика, то есть, огрубляя, система реакций на раздражители. Психоанализ - феномен материалистичного толкования мира, а материализм противоположен идеализму, то есть, в данном случае, вере.
Здравствуйте, Алексей! Спасибо вам огромное за ваши книги! У меня к вам такой вопрос, в "Сердце Пармы" очень много рассказано о взаимоотношениях коренного населения с людьми, пришедшими с Руси. Я живу в Великом Новгороде, и мне в первую очередь интересны были новгородцы-ушкуйники. На мой взгляд, в описываемый вами период истории, жители новгородской земли отличались от жителей Московии очень сильно. Как вы считаете, осталось ли в жизненном укладе, культуре Урала что-то от тех самых лихих новгородских ватаг или же нет? Заранее благодарен!
Уважаемый Александр. Я тоже считаю, что в ту эпоху по ментальности московиты и новгородцы отличались друг от друга разительно. Но сейчас от ментальности новгородцев на Урале не осталось ничего. Дело в том, что история Урала - если обобщать - несколько раз начиналась с нуля. Сначала с нуля её начала Чердынь. Потом - Строгановы и Ермак, "перебившие" всю "древнерусскость" менталитета Чердыни средневековым слободским менталитетом. Потом с нуля всё начали горные заводы, "перебившие" слободской средневековый менталитет заводским металитетом нового времени. И так далее. В конечном итоге, в 20 веке всё перекрыл зэковский подневольный менталитет. Конечно, нижние слои влияли на верхние, переформатировали их под себя, но в бытовом отношении от древности в сознании социума не осталось ничего - только культурные архетипы, которые не идентифицированы никем. Так что искать на Урале Новгород бесполезно, тем более, что он и не занимался колонизацией Урала.
Уважаемый Максим. По-моему, в России чего только не издают, в том числе и огромное количество "мистических" произведений. Реально или нереально издать - зависит от ваших способностей - писательских и пробивных, связей и везения. Лично я ничем помочь не могу, увы.
Уважаемый Алексей! Хотелось бы уточнить свое восприятие Географа с тем, что Вы сами туда закладывали. У меня возникло ощущение, что в романе затрагивается тема о детскости взрослых и о взрослости детей. Границы для Служкина между его Я в детстве и Я взрослым нет. Он взрослый мальчик и логично влюбляется в девочку Машу. В принципе, друг от друга взрослые и дети отличаются только возможностями. Еще у Вас в романе женское исследование с двумя положительными персонажами Чекушкой и Угрозой Борисовной? У меня возникло такое впечатление. Потому, что остальные: Рунева паразитка; Кира считает себя самой умной, поэтому дура; Ветка балда; Надя ищет виноватых в своей судьбе и упорно навязывает эту роль Служкину все они подвида бабы обыкновенные . Вздохнуть и есть то, что положили. Наверное такие мы и есть. Мне интересно, чего хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде? Я уж не буду затрагивать тему красот Уральского края. В общем, написала, чтобы сверить часы , а то я в школе Тимур и его команда прочитала, как любовный роман. Спасибо.
Уважаемая Светлана. Мне как-то очень трудно ответить на ваши вопросы... По-моему, вы видите в "Географе" противопоставления, которых нет. Детскость взрослых - это инфантилизм, обусловленный многими причинами, социальными в особенности. Взрослость детей - это отсутствие в их жизни настоящих взрослых, заброшенность. И то, и другое говорит только о моральной ситуации в обществе, где происходит подобное, но друг другу не противопоставляется. То, что Служкин - взрослый мальчик, ну и что? И Будкин с восторгом предаётся детским воспоминаниям, и Колесников ведёт себя как пубертатный подросток. Ситуация в стране, когда мужчина не может реализовать свою роль кормильца и защитника, провоцирует на инфантилизм поведения. Угроза и Чекушка - явления одного порядка, но разных обществ. Тоталитарная система школьного обучения, которая губит и учеников (Служкин в детстве), и учителей (Служкин взрослый). Я не считаю Угрозу и Чекушку "положительными" - в контексте романа, разумеется. Вне романа они могут быть очень порядочными людьми, но это - за пределами книги. Я не считаю Сашеньку, Ветку, Киру и Надю бросовыми людьми, "бабами обыкновенными". Женщины ищут счастье - в меру своего понимания методов поиска. Это очень естественно и правильно. И единственный вывод - то, что таким образом, каким они это делают, они не обретут счастья в лице конкретно Служкина, Будкина или Колесникова. Но от неполноты своего понимания жизни героини становятся не хуже, а несчастнее. А что хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде?.. Какой-то странный вопрос. Влюблённость не мотивируется. Конечно, её можно мотивировать задним числом, но такое объяснение всё равно останется схематичным, неполным. Чего хорошего Ромео находит в Джульетте, Онегин - в Татьяне и т.д.? Хорошее - не редкость, и такое же хорошее можно найти в других людях. Найти - но не влюбиться.
Алексей, спасибо за ответ. Если позволите, ещё вопрос вдогонку, уже о хумляльте Асыке. Против чего и за что и он, по-Вашему, воюет? На вопрос, против чего, ответить проще. В том же разговоре с памом, Асыка довольно ясно говорит, что главная опасность, которую несут русские это их бог, Христос. При этом про Асыку не скажешь, что он Христа не понял по недостатку ума или незнанию. И ума ему не занимать, и русских шаманов он слушал. Так что всё он, вероятно, понял. А вот ради чего он идёт в бой против Христа? Асыка не производит впечатления искренне верующего язычника консерватора и, как бы сейчас могли сказать, борца за сохранение мансийского народа и его этнокультурного своеобразия . Обычаи, мораль и этику своего народа он сам легко переступает и людей не щадит не только чужих, но и своих. А отношение Асыки к традиционной языческой вере вполне прагматично как к матрице , удерживающей общество в определённом состоянии. Наконец, стать фанатичным и беспощадным бойцом можно, всё-таки, ради какой-то масштабной идеи, сопоставимой именно с христианством. В итоге получаем, что идеей Асыки является антихристианство как таковое, а родное язычество для него ценно постольку, поскольку оно работает на эту идею. Иными словами, Асыка выходит неким локальным антихристом. Согласились бы Вы с этими рассуждениями и, если нет, что бы сами ответили?
Уважаемый Кирилл. В принципе, я могу согласиться с вами, - да вы и сами ответили на свои вопросы. Хотя лично я вижу ситуацию несколько более "человечно". Воюют за идею - это в учебниках истории. В моём романе, например, князь Михаил сопротивляется московитам только потому, что чувствует себя оскорблённым. Так же и Асыка. Христос там, русские - да, это важно. Но важнее вернуть тамгу, подаренную Калине по мальчишеской глупости. Важнее сделать своё Пелымское княжество сильнее Перми Великой. Важнее доказать что-то своей женщине - Тиче. Всё вместе. Я не задумывал Асыку как олицетворение идейного языческого сопротивления христианству. История складывается из довольно иррациональных человеческих поступков. Зачастую люди их ничем не мотивируют - только ощущением, что надо сделать так, а не иначе. Поэтому пам вполне справедливо говорит Асыке, что тот не прав.
Алексей, с Рождеством Вас! В Сердце Пармы есть выглядящие красиво, интересно и глубоко психологические и теологические построения шаманов. Приведу примеры того и другого: 1) Пам видел души человека две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живёт с предками. Душа-филин с духами. Душа-сокол с богами. Душа-лебедь там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб. В хакане Асыке пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как камень 2) Для каждого нашего народа есть священные уста, с которых к нам долетают слова вечности Но, ожидая ответа из этих уст, мы спрашиваем не гору, не предка, не бога, не идола. Мы спрашиваем что-то большее, которое одновременно и гора, и предок, и бог, и идол Всё, что есть, - это одно и то же, всё это одна цепь, а мы видим только её звенья. Связь между звеньями этой цепи ваши шаманы называют ляххал - весть . Судьба это весть земли, боги вести судьбы, люди вести богов, земля весть людей Вопрос Вы это сами придумали , так сказать, для красоты или за этим стоят реальные и где-то зафиксированные представления древних угро-финнов о человеке и мире, которые могут быть как-то переведены на современный язык соответствующих дисциплин? Кирилл
Уважаемый Кирилл. И вас с прошедшим Рождеством. Спасибо за вопрос. Про пять душ человека - это реальные верования финно-угров, многократно зафиксированные этнографами. Бездушного и цельного хумляльта я выдумал. А второй пассаж, который вы приводите, - это мой пересказ принципа синкретизма, свойственного языческому мироощущению.
Уважаемая Катерина. Спасибо за хорошее отношение к моей фантастике. Обычно в критике её принято лажать. А я в ближайшее - и не очень ближайшее - время возвращаться к фантастике не планирую, и издаваться, соответственно, ничего не будет.
Я житель с.Кояново, Пермского района, прочел вашу книгу "Message: Чусовая" - очень хороша и сложна. Спасибо. Немного напутанно. Где можно материалы по Исмагилу Тасимову, по п.Юг, и с. Кояново? Уж очень хочеться узнать возраст Кояново. Обидно, на Сибирском тракте живём... Спасибо заранее. Акбашев Арсений.
Уважаемый Арсений. Наиболее подробное упоминание об Исмагиле Тасимове я встретил в книге екатеринбургского историка Николая Корепанова в книге "Никифор Клеопин", издательство Института истории и археологии УрО РАН ("Банк культурной информации"), Екатеринбург, 2000 год, 11 выпуск серии "Очерки истории Урала". Материалы по посёлку Юг надо искать скорее как материалы по Юговскому заводу П.Осокина 1732 года. О Сибирском тракте и, соответственно, о селе Кояново должен знать пермский краевед и турист Сергей Горелов, но его материалы никем не изданы.
Уважаемый Константин. "Общагу" я отношу к махровому реализму с классическим драматическим "единством места, времени и действия". Лично я никаких следов постмодернизма в ней не наблюдаю. По-моему, когда я писал её в 1992 году, я ещё и слова-то такого не знал...
Уважаемая Светлана. У меня романы разные. "Блуда и МУДО" и "Географ глобус пропил" никак не могут навести на мысль о Шолохове. Видимо, вы имеете в виду исторические романы. Тогда отвечу: никакого влияния творчество Шолохова не оказало. Как, например, и творчество Д.Р.Толкина - об этом тоже часто спрашивают. Я очень люблю и уважаю творчество Шолохова, но сравнение с ним - поверхностное. Шолохов описывал жизнь, которую видел в реальности. У меня - полностью реконструкция, вплоть до языка.
Уважаемый Алексей! Все равно полной реконструкции никогда не получится. При сохранении хронологии, архаичного языка и т.д. Вам приходится переносить в прошлое виденные Вами типажи, чтобы сохранить логику. То есть персонажи получаются (у всех, с моей т. зр.) либо мертвые, либо современники. Романы оживляет то, что как будто подсмотрено, вытянуто из людей и делает происходящее достоверным. Я с Шолохова тащусь, потому что это недосягаемая высота бытописания, когда самые прекрасные и самые страшные вещи происходят без опошления их смакованием, ужасая своей правдивостью. И в Вашем Золоте бунта было нечто похожее. А Толкин да ну нафик, ничего общего!)). Как Вы реконструировали образ мышления героев в Золоте бунта? Как реконструируется то, что не принято записывать? Спасибо.
Дорогая Светлана. Спасибо за столь приятный комплимент, но... Ответить мне нечего. Если в "Золоте бунта" есть то, что вы увидели, то я не знаю, как у меня это получилось.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Прочитал вашу повесть "Общага-на-Крови" и меня заинтересовал ваш герой по прозвищу Отличник: 1. Задумано ли изначально, что он "обезличен": его мыслей почти не приводится, да и говорит он довольно мало, чаще молчит, бездействует. Если так необходимо, то почему? 2. Всё-таки положителен ли этот герой? Заранее спасибо.
Уважаемый Константин. Не соглашусь с вами. По-моему, Отличник очень много говорит и думает. Но в целом он "обезличен", точнее, является "суммой" своих друзей. И он безусловно положительный герой, не совершивший ни одного низкого поступка. Просто как личность он ещё не развит - маленький пока.
Добрый день, уважаемый Алексей! Не вопрос, поэтому прошу прощения. Но в "Гостевую книгу" - не к месту. Прочитал последний очерк "Барон умер - да здравствует барон?" Помню, как отец рассказывал про дикие трудности выхода из крестьянства в рабочие - в начале 50-х годов, во время советского крепостничества, высылал паспорт из армии в город, не в деревню, откуда родом. Так из Корюково (Курганская область, Катайский район), попал в Каменск-Уральский. Работал токарем, фрезеровщиком. Закончил вечерний УПИ (параллельно с дневным Ельциным). Стремился. Стал инженером. По факту - фанат технической мысли. Сейчас давно пенсионер, но изобретает и мыслит. Но я не об этом. Неужели Урал - это только РЕСУРСНАЯ, недрами богатая земля, и потому - ее закат предрешен и связан с истощением даров-ископаемых и тупостью новых русских в параллели с умными парнями из Гарварда и Масачуссетса, которые знают, как управлять? Может, я не прав, но последний очерк уместен, как логический кирпич в построении модели "зарождение - жизнь - закат" великого и странного Урала - и только. Мне при этом все же кажется, что еще и некоторые уральские свойства (пардон за тавтологию) уральцев какую-то роль играют. Приборостроение, иные технологии - они же есть! И не в малой степени. Мне сложно окинуть всю четырехмерную (включая время как измерение) картину Урала, но, кажется, кое-что, помимо богатств горнозаводской империи, существенно имеется. И это отдельно от логичной вековой истории развития заводов металла. Это параллельно, коллинеарно и не менее значимо. Нынешняя ситуация "всеобщего кризиса" - на мой взгляд, не аргумент против моих умозаключений. Спасибо.
Уважаемый Алексей Павлович! Вы попали как раз в ту тему, которую я не заметил. И вы совершенно правы. "Матрица" - наиболее эргономичный способ освоения Урала как именно РЕСУРСНОЙ территории. Но ведь ресурсное освоение - не единственно возможное. Оно прекратится - а Урал не прекратится, и жизнь здесь не остановится, и промышленность не исчезнет. Только "матрица" аннулируется, и всё. Но ресурсов Уралу хватит ещё очень надолго, так что у "матрицы" большое будущее. Я так думаю.