Алексей, с Рождеством Вас! В Сердце Пармы есть выглядящие красиво, интересно и глубоко психологические и теологические построения шаманов. Приведу примеры того и другого: 1) Пам видел души человека две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живёт с предками. Душа-филин с духами. Душа-сокол с богами. Душа-лебедь там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб. В хакане Асыке пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как камень 2) Для каждого нашего народа есть священные уста, с которых к нам долетают слова вечности Но, ожидая ответа из этих уст, мы спрашиваем не гору, не предка, не бога, не идола. Мы спрашиваем что-то большее, которое одновременно и гора, и предок, и бог, и идол Всё, что есть, - это одно и то же, всё это одна цепь, а мы видим только её звенья. Связь между звеньями этой цепи ваши шаманы называют ляххал - весть . Судьба это весть земли, боги вести судьбы, люди вести богов, земля весть людей Вопрос Вы это сами придумали , так сказать, для красоты или за этим стоят реальные и где-то зафиксированные представления древних угро-финнов о человеке и мире, которые могут быть как-то переведены на современный язык соответствующих дисциплин? Кирилл
Уважаемый Кирилл. И вас с прошедшим Рождеством. Спасибо за вопрос. Про пять душ человека - это реальные верования финно-угров, многократно зафиксированные этнографами. Бездушного и цельного хумляльта я выдумал. А второй пассаж, который вы приводите, - это мой пересказ принципа синкретизма, свойственного языческому мироощущению.
Уважаемая Катерина. Спасибо за хорошее отношение к моей фантастике. Обычно в критике её принято лажать. А я в ближайшее - и не очень ближайшее - время возвращаться к фантастике не планирую, и издаваться, соответственно, ничего не будет.
Я житель с.Кояново, Пермского района, прочел вашу книгу "Message: Чусовая" - очень хороша и сложна. Спасибо. Немного напутанно. Где можно материалы по Исмагилу Тасимову, по п.Юг, и с. Кояново? Уж очень хочеться узнать возраст Кояново. Обидно, на Сибирском тракте живём... Спасибо заранее. Акбашев Арсений.
Уважаемый Арсений. Наиболее подробное упоминание об Исмагиле Тасимове я встретил в книге екатеринбургского историка Николая Корепанова в книге "Никифор Клеопин", издательство Института истории и археологии УрО РАН ("Банк культурной информации"), Екатеринбург, 2000 год, 11 выпуск серии "Очерки истории Урала". Материалы по посёлку Юг надо искать скорее как материалы по Юговскому заводу П.Осокина 1732 года. О Сибирском тракте и, соответственно, о селе Кояново должен знать пермский краевед и турист Сергей Горелов, но его материалы никем не изданы.
Уважаемый Константин. "Общагу" я отношу к махровому реализму с классическим драматическим "единством места, времени и действия". Лично я никаких следов постмодернизма в ней не наблюдаю. По-моему, когда я писал её в 1992 году, я ещё и слова-то такого не знал...
Уважаемая Светлана. У меня романы разные. "Блуда и МУДО" и "Географ глобус пропил" никак не могут навести на мысль о Шолохове. Видимо, вы имеете в виду исторические романы. Тогда отвечу: никакого влияния творчество Шолохова не оказало. Как, например, и творчество Д.Р.Толкина - об этом тоже часто спрашивают. Я очень люблю и уважаю творчество Шолохова, но сравнение с ним - поверхностное. Шолохов описывал жизнь, которую видел в реальности. У меня - полностью реконструкция, вплоть до языка.
Уважаемый Алексей! Все равно полной реконструкции никогда не получится. При сохранении хронологии, архаичного языка и т.д. Вам приходится переносить в прошлое виденные Вами типажи, чтобы сохранить логику. То есть персонажи получаются (у всех, с моей т. зр.) либо мертвые, либо современники. Романы оживляет то, что как будто подсмотрено, вытянуто из людей и делает происходящее достоверным. Я с Шолохова тащусь, потому что это недосягаемая высота бытописания, когда самые прекрасные и самые страшные вещи происходят без опошления их смакованием, ужасая своей правдивостью. И в Вашем Золоте бунта было нечто похожее. А Толкин да ну нафик, ничего общего!)). Как Вы реконструировали образ мышления героев в Золоте бунта? Как реконструируется то, что не принято записывать? Спасибо.
Дорогая Светлана. Спасибо за столь приятный комплимент, но... Ответить мне нечего. Если в "Золоте бунта" есть то, что вы увидели, то я не знаю, как у меня это получилось.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Прочитал вашу повесть "Общага-на-Крови" и меня заинтересовал ваш герой по прозвищу Отличник: 1. Задумано ли изначально, что он "обезличен": его мыслей почти не приводится, да и говорит он довольно мало, чаще молчит, бездействует. Если так необходимо, то почему? 2. Всё-таки положителен ли этот герой? Заранее спасибо.
Уважаемый Константин. Не соглашусь с вами. По-моему, Отличник очень много говорит и думает. Но в целом он "обезличен", точнее, является "суммой" своих друзей. И он безусловно положительный герой, не совершивший ни одного низкого поступка. Просто как личность он ещё не развит - маленький пока.
Добрый день, уважаемый Алексей! Не вопрос, поэтому прошу прощения. Но в "Гостевую книгу" - не к месту. Прочитал последний очерк "Барон умер - да здравствует барон?" Помню, как отец рассказывал про дикие трудности выхода из крестьянства в рабочие - в начале 50-х годов, во время советского крепостничества, высылал паспорт из армии в город, не в деревню, откуда родом. Так из Корюково (Курганская область, Катайский район), попал в Каменск-Уральский. Работал токарем, фрезеровщиком. Закончил вечерний УПИ (параллельно с дневным Ельциным). Стремился. Стал инженером. По факту - фанат технической мысли. Сейчас давно пенсионер, но изобретает и мыслит. Но я не об этом. Неужели Урал - это только РЕСУРСНАЯ, недрами богатая земля, и потому - ее закат предрешен и связан с истощением даров-ископаемых и тупостью новых русских в параллели с умными парнями из Гарварда и Масачуссетса, которые знают, как управлять? Может, я не прав, но последний очерк уместен, как логический кирпич в построении модели "зарождение - жизнь - закат" великого и странного Урала - и только. Мне при этом все же кажется, что еще и некоторые уральские свойства (пардон за тавтологию) уральцев какую-то роль играют. Приборостроение, иные технологии - они же есть! И не в малой степени. Мне сложно окинуть всю четырехмерную (включая время как измерение) картину Урала, но, кажется, кое-что, помимо богатств горнозаводской империи, существенно имеется. И это отдельно от логичной вековой истории развития заводов металла. Это параллельно, коллинеарно и не менее значимо. Нынешняя ситуация "всеобщего кризиса" - на мой взгляд, не аргумент против моих умозаключений. Спасибо.
Уважаемый Алексей Павлович! Вы попали как раз в ту тему, которую я не заметил. И вы совершенно правы. "Матрица" - наиболее эргономичный способ освоения Урала как именно РЕСУРСНОЙ территории. Но ведь ресурсное освоение - не единственно возможное. Оно прекратится - а Урал не прекратится, и жизнь здесь не остановится, и промышленность не исчезнет. Только "матрица" аннулируется, и всё. Но ресурсов Уралу хватит ещё очень надолго, так что у "матрицы" большое будущее. Я так думаю.
Уважаемый Алексей Викторович. Может, по молодости моей, но в ваших романах, помимо сюжета и прочего, меня впечатляет - очень сильно - ваши художественные описания: сравнения, образы, словца какие-то - прямо пестрит всё. У меня ощущение, что вы сами присутствовали на той сече - у Искора, что вы сами плыли не барке... Представлять то время с его бытом, людьми, нравами - для вас это сложно или как-то само-собой получается?
Уважаемый Даниил. Сложно - это ответить на ваш вопрос. А представлять - нет, не сложно, само собой выходит.
Уважаемый Виталий, я горжусь тем, что у меня издано всё, что я счёл пригодным для этого. Даже сейчас, когда я давно уже "с ярмарки еду", поступают предложения чего-нибудь издать этаконькое. Увы, трюмы пусты.
Здравствуйте Алексей Викторович. Вопрос касается моих интересов как краеведа. В романе "Сердце Пармы" есть эпизод, где в Чердынь приезжает мадший брат Ивана III князь Юрий Васильевич Дмитровский. Но в источниках я нигде не встречал упоминаний об этом визите. Это Ваш авторский вымысел, или исторический факт? Если факт - подскажите где искать подтверждения. Спасибо. Да, спасибо за книги!!!
Уважаемый Константин. Спасибо. Нет, это исторический факт. Юрий Дмитрович вёл московское войско по Каме на Казань и заехал в Пермь Великую. Ему нужна была подмога (хотя его поход оказался успешен). Михаил Великопермский ратников не дал. В источниках сказано, что "государевым людям дерзил и за казанцев заступался". Это обстоятельство стало причиной похода московитов на Пермь в 1472 году, то есть, имело место быть где то в 1469-1471 годах. А все князья приходились тогда друг другу "братьями", как в советское время мы все приходились друг другу "товарищами". Обманываться росдством не стоит, если вы ищете дядю Ивана 3 (или тогда ещё был Василий Тёмный?.. Не помню, увы...) За давностью лет я забыл источник, но точно помню, что он был, и не один, и вполне доступный. Удачи вам в розысках.
Добрый день, уважаемый Алексей! На фоне содержательной (чаще положительной) критики Ваших произведений хочу сказать отдельное спасибо формальному инструменту - Вашему сайту, точнее, его организации и структуре. По мере того, как я аккуратно читаю Ваши интервью, разделы Рецензии , Литературоведение и др., потихоньку тает огромный айсберг вопросов, что накапливается по итогам прочтения Ваших книг. Такое качественное циклическое производство мысли. Я уже отчаялся придумать свежий вопрос (хотя это вовсе не беда и не досада), привык вести с Вами виртуальный диалог. Но вот, кажется, есть все же. 1)Какие писатели-фантасты в юности были для Вас самыми-самыми? (микро-вопрос, личное: Герберт Уэллс как-нибудь присутствовал?) 2)Где-то в одном из интервью я увидел Вашу положительную оценку книг Владислава Крапивина. Для меня Крапивин отдельная страница детства. Будучи в возрасте оруженосца Кашки, зачитывался. Так и остался Крапивин для меня детским, юношеским. А тут пару лет назад в Библио-Глобусе на Лубянке увидел группу бородатых очкариков лет тридцати. Они радостно хватали новые тома Крапивина и обсуждали, обсуждали. Несмотря на атрибутику, они были вовсе не просто лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой . Явно было что-то литературно-взрослое, но мне непонятное. Вопрос: Ваше отношение к Крапивину: как Вы считаете, это писатель возрастной - или такая оценка сужает его творчество? Спасибо.
Уважаемый Алексей. Я не согласен с вашей оценкой критики моих опусов. Я считаю, что критика - в основном - глупая, не важно положительная или отрицательная. У меня такое ощущение, что в фантастике я прочитал всё, что издано до 1988 года. За эту эрудицию меня и уважал Виталий Иванович Бугров. Личные мои пристрастия бессистемны - Булычёв, Стругацкие, Ефремов, Лем, Саймак, Хайнлайн... Уэллс мне даже в юности казался архаичным, хотя я согласен, что он - почти гений. Я исключительно уважаю писателя Крапивина. Его "Голубятню..." я читаю и буду перечитывать. Я "привил" эту любовь своей дочке. Я горжусь, что однажды Владислав Петрович пожал мне руку. Я думаю, что какие-то вещи у Крапивина - для детей, а какие-то - для всех.
Дорогой Алексей, от писателей часто слышишь: "Пишу, потому что не могу не писать" (хотя некоторым лучше бы не писать, право). Вам лучше бы писать -- потому что, не в обиду будет сказано, вряд ли кто-то в этой стране делает это много лучше вас -- а вы недавно назвали себя "писателем запаса". Выходит, можете не писать? А почему?
Уважаемая Ада. Спасибо за столь высокую оценку моих способностей. Но я сейчас чувствую, что мне надо заткнуться. Логических объяснений нет, только интуитивные. Но интуиция меня никогда не подводила.
Здравствуйте, Алексей! Читал роман-сказание И лун медлительных поток Г.Сазонова и А.Коньковой и мысленно постоянно возвращался к Сердцу Пармы . Возникло ощущение преемственности произведений. Как будто вы переняли эстафетную палочку. То же обилие мансийских слов, фольклора, глубокое знание истории, подача материала. А моменты бытовой жизни описаны просто потрясающе досконально чувствуется соавторство с мансийской сказительницей. Акценты в романах по-разному расставлены, хотя канва одна - на примере нескольких поколений коренного населения развернута картина русификации региона, и связанная с этим ломка сознания (Великая Пермь XV в. у вас, Кондинское поречье XIX в. у Г.Сазонова). По отношению к роману Сазонова ваш выступает мощным прологом, хотя если выстраивать хронологию, то все наоборот, именно в медлительном потоке лун можно найти ответ, что стало с потомками Асыки, Юмшана. Вопросы: - Оказал ли влияние на ваше творчество роман Г.Сазонова и А.Коньковой? - Контактировали ли вы в момент написания с носителями мансийского языка/традиций. Или полагались исключительно на документы?
Уважаемый Илья. Я не читал роман-сказание Г.Сазонова и А.Коньковой. Когда я писал "Сердце пармы", я не контактировал "с носителями мансийского языка/традиций" и "полагался исключительно на документы". Я ведь писал не этнографический роман.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Меня зовут Лена и я ученица тюменской школы. Есть такая программа под названием Шаг в будущее . Это научно-исследовательская конференция, которая проводится между учениками до 2-ого курса университета. Там они представляют свои научные работы. Прочитала несколько ваших книг, но видимо в силу своего возраста сильнее всего меня зацепил Географ . Вот я и решила написать на эту тему реферат. Но не смотря на то, что это творческая работа, здесь все же есть стандарты. Именно поэтому мне было бы очень приятно взять у Вас эдакое глобально-развернутое интервью. Писала Юлии, но она посоветовала искать на Яндексе. А там ну ничегошеньки нет! Надеюсь на ваше понимание!
Дорогая Лена. Не обижайтесь, но у меня совершенно нет времени на интервью. Тем более - "глобально-развернутое". По этой причине в интервью и встречах я отказываю многим СМИ и учреждениям. На этом сайте есть много моих интервью - в разделе "Интервью". Там про всё, и про "Географа" тоже. Ещё больше интервью - в "Яндексе", как совершенно справедливо посоветовала вам Юлия. Вы набирайте в строчке поиска "Иванов географ глобус пропил" - и всё вывалится. Замучаетесь разбирать. В "Гугле" строчка "Иванов Алексей Географ глобус пропил" даже официально вбита в поисковик. Успеха вам.