Уважаемый Юрий.
А что вы имеете в виду под "писательской бессонницей"? Когда не можешь уснуть, потому что думаешь над каким-нибудь сюжетом? Да, такое бывает. Поэтому я взял за правило перед сном не думать о романах. Для системной работы - а роман требует именно системной работы - надо твёрдо следовать чисто техническим правилам бытовой жизни, иначе пойдёшь вразнос.
Добрый день.
Я не занимаюсь продажей своих книг с автографами, тем более индивидуальной рассылкой таких книг. Автографы даю бесплатно на встречах с читателями.
Уважаемый Алексей Викторович! Я регулярно посещаю Ваш сайт и с огромным интересом читаю Ваши ответы на вопросы читателей. Особо важны для меня советы начинающим писателям, поскольку сам пытаюсь писать романы. Правда, начал целых три, но пока ни одного не закончил - не удовлетворён результатом, хотя и шлифовал каждую главу добрый десяток проходов. А вопрос у меня такой: можно ли надеяться, что Вы как-нибудь возьмётесь и соберёте свои приёмы для авторов-новичков в отдельную книгу? Да, я прочёл "Быть Ивановым", где есть глава "Научите писать романы", но как мне кажется, Вам есть много что добавить к этому. Не только о писательстве на макроуровне (об идее, режиссуре с персонажем, работе с источниками), но и о таких тонкостях языка, как не переборщить с наречиями и деепричастиями, усилить динамику и мощь текста приёмами отбора слов и т.п. В общем, все грани процесса и "полезные хитрости". Такая книга от русского автора стала бы неоценимым вкладом в литературу, тем от семенем "лучшего производителя", которое даст неопытным новичкам первый толчок для взлёта - кто знает, может из ста "рождённых ползать", как я, найдётся один способный к отрыву в свободную атмосферу. Обращаюсь не ради себя - реально, в мире до обидного мало интересных российских авторов.
Уважаемый Алексей.
Конечно, мне приятно, что вы считаете меня эдаким мэтром, корифеем. Наверное, я и вправду мог бы чему-нибудь научить, однако сам себя я воспринимаю не учителем, а учеником. Мне как-то неловко устраивать штудии. Может, когда ещё побольше постарею и потеряю стыд, то и возьмусь за нечто подобное, но не сейчас и не в ближайшем будущем.
Кстати, если судить по вашему прекрасно написанному посланию, вы не очень-то и нуждаетесь в советах.
Уважаемый Александр.
Списан персонаж с настоящего человека или выдуман - это совершенно не важно. Герой "оживает", когда автор "включает" все свои умения. Нужно хорошо представлять себе своего героя. Нужна речевая характеристика. Нужна и "внутренняя речь". Нужно выстраивать мизансцену так, чтобы герой продемонстрировал и темперамент, и настроение. Нужно видеть героя глазами других персонажей. Нужно, чтобы поступки и реакции героя были обусловлены его натурой, выявляли его индивидуальность. Наконец, нужно придумывать такие повороты сюжета, где герой предстал бы "во всей красе". Словом, писатель должен быть немного режиссёром. Он, как режиссёр с актёром, проигрывает со своим героем каждый эпизод, описывает всё это для читателя, а не просто оповещает о чувствах и поступках персонажа.
Уважаемый Алексей Викторович! Как формировался ваш собственный стиль художественного языка писателя? По-моему, он уже в «Победителе Хвостика» проявился, а зазвучал по-настоящему в «Географе». Затем в «Блудо и МУДО», «Пищеблоке». Я называю именно эти книги. Они близки по стилю и духу – там многие эпизоды происходят на лоне природы, есть дружба, любовь, кризисные ситуации. Что способствовало созданию собственного стиля речи, кроме таланта?
Уважаемый Григорий.
Литературный стиль формируется во время работы - как почерк во время письма. Сознательно и подсознательно автор опытным путём приходит к усвоению неких принципов создания текста. Потом - задним числом - можно осмыслить свою практику и сформулировать эти принципы. Необходимые условия для формирования стиля - начитанность, свобода мышления и компетентность в разных областях жизни. Не помешают фантазия, наблюдательность и натренированная память.
Алексей Викторович, здравствуйте!
Спасибо за ваше самобытное глубокое творчество.
Вопрос такой, как вы относитесь к (по моему мнению) насильному переносу действия сериала «Ненастье» на примерно 10 лет в конец 90х? Поверхностно логика кажется очевидной, но может были какие-то глубокие причины?
Спасибо!
Уважаемый Николай.
Отношусь с печалью. Сериал был снят на государственном канале, поэтому идея моего романа была подкорректирована под государственную точку зрения.
Уважаемая Нина.
Да, конечно, используйте.
Добрый день. Алексей Викторович, получается ли у вас абстрагироваться от критику в свой адрес? Если да - могли бы дать какой-нибудь совет?
Второй вопрос. Часто ли вас раздражают люди? Своими манерами, невежеством, откровенным скотством. И не потеряли ли вы веру в человека? (Третий вопрос).
Спасибо.
Уважаемый Александр.
Тяжёлые вопросы.
Абстрагироваться от критики в свой адрес может разве что какой-нибудь толстокожий носорог. Поэтому я предпочитаю просто не знать, что говорят или пишут обо мне или моих произведениях. Это очень помогает жить и работать. В современной информационной ситуации незнание - сила. Хороший или дельный отзыв обо мне или моих романах мимо меня всё равно не пройдёт: мне передадут его мои друзья, которые служат для меня информационным фильтром.
К обществу и людям как таковым я всегда относился скептически, так что разочарования я не испытываю, но раздражение - да, бывает часто. Я просто избегаю ситуаций, которые чреваты раздражением. Поскольку я ни во что не интегрирован, это несложно.
Уважаемый Андрей.
Любили за многое. Он восхищался этими бабами, действовал в их интересах, был щедрым и весёлым. Но главное - брал на себя ответственность за них.
Здравствуйте, Александр Викторович.
Я прочитала Ваше двухтомное произведение "Тобол". Так как сама я живу в Сибири, история этого места для меня очень близка. Поэтому меня очень интересует вопрос: какими документальными и научными источниками Вы пользовались при написании книги? Буду рада узнать хотя бы основных авторов.
Уважаемая Варвара.
На ваш вопрос ответить невозможно, потому что по каждой теме истории Сибири существуют целые комплексы научных и научно-популярных текстов. История Гагарина - один комплекс; история Ремезова - другой; история Филофея - третий; шведы в Сибири - четвёртый; бухарцы в Сибири - пятый; инородцы Западной Сибири - шестой; поход на Яркенд - седьмой; раскольники в Сибири - восьмой; русско-китайские отношения - девятый; воеводское и губернское управление - десятый; и так далее. Есть и тексты, написанные героями моего романа - Ремезовым, Новицким, Страленбергом. Есть художественные произведения. Какая тема и какого рода книги вам интересны?
Если же вас интересует история Сибири в целом, то порекомендую вам классический труд - "Историю Сибири" П.А.Словцова (Москва, "Вече", 2012).
Уважаемый Антон.
Глуховский - очень разнообразный автор. Сразу скажу, что он - настоящий писатель, причём писатель современный. "Метро" я воспринимаю как проект, который вызывает моё восхищение, хотя я и не потребитель подобных продуктов. "Текст" - мощный традиционный роман. "Пост" - образцовая фантастика, в которой мне в первую очередь нравится его "русскость": не формальная, а по сути. К "Топям" у меня отношение сложное, и вы поймёте почему, если прочитаете мой роман "Псоглавцы".
Уважаемый Дмитрий.
Мой ответ - нет. Я не занимаюсь кураторством.
Поскольку меня часто просят о чём-то подобном, на вашем примере я укажу ошибки обращения. Если тот, кто просит, допускает такие ошибки, значит, он не очень-то понимает смысл писательства.
1. Надо соблюдать все правила пунктуации и орфографии. Если даже в таком важном обращении его автор навахлял ошибок, то какой же чертополох ожидает читателя в произведении? И вообще, достаточно ли автор владеет языком, чтобы писать? Например, фраза "хочу попросить вас прочесть и позже сказать мнение" ужасна. Писатель должен слышать свою речь даже в частных посланиях.
2. Не надо представляться псевдонимом. Вы претендуете на более глубокое общение, нежели на сайте, значит на статус "человек с человеком", а не "адресат с человеком".
3. Для подобной просьбы нужны подробности: о романе вы просите или о рассказе? В каком жанре? Писатель, к которому вы обращаетесь, должен знать конкретно, сколько времени у него просят. Не называя жанра своего произведения, вы рискуете получить отказ только лишь по той причине, что писатель не захочет рисковать напороться на нелюбимый жанр.
4. Не пишите "если вас заинтересовало", если ничего не сообщили о себе и своём произведении. Как можно заинтересоваться, если ничего не известно?
5. Общайтесь по-человечески, а не казённо. "Свяжитесь со мной" говорят чиновники.
6. Не надо благодарить заранее - этим вы принуждаете к каким-то действиям, а принуждение всегда неприятно. Благодарить надо за уже совершённые действия, в данном случае - всего лишь за то, что я прочитал ваше письмо.
И ещё три ошибки. Вы их не допустили, но многие допускают.
7. Не надо вынуждать к каким-то дополнительным действиям помимо главного - чтения произведения. Например, "прочитайте обо мне на этом сайте - вот ссылка". Это невежливо.
8. Не апеллируйте к другим авторитетам, типа "имярек уже отозвался обо мне хорошо", потому что чёрт его знает, как адресат вашего обращения относится к этому авторитету. Это опрометчиво.
9. Не обещайте выгод от прочтения ("это расширит круг ваших поклонников") или морального удовлетворения ("вы поможете мне обрести судьбу"). Совершать благодеяние за плату - неприятно: либо благодеяние, либо заработок.
В общем, неправильное обращение снижает шанс быть услышанным.
Уважаемый, Алексей Викторович, приветствую Вас.
На одной из встреч с читателями, которую я увидел в ютубе несколько лет назад, вы очень тонко и здорово объяснили техническую силу Льва Толстого. Как он создает смыслы, как рисует персонажей, его краткость, несмотря на объемы текста, что-то вроде этого.
Я очень хотел найти этот отрывок, чтобы услышать ваше мнение в точности, слово в слово, но так и не нашел(( Хотя перерыл видео 15, потратил кучу времени.
Могли бы Вы пожалуйста еще раз объяснить всем нам, молодежи, любителям чтения, аналитически, как вы умеете, чем же крут Лев Толстой, в чем глубина его мастерства.
Спасибо
Уважаемый Артём.
Боюсь, что ответ на ваш вопрос требует целого трактата, а на него у меня нет ресурса.
Попробую вычленить главное из собственных мыслей.
Первое - о точности Толстого. Здесь я процитирую самого себя из книги "Быть Ивановым":
"Художественный метод Толстого, основное средство выразительности, способ отражения и познания действительности – точность. Пресловутая «корявая» речь Толстого корява как раз потому, что Толстой ищет наиболее точную фразу, и не всегда язык способен к такой точности, приходится его проминать, ломать, затачивать, нарушать благолепие. У Толстого нет ни одной фальшивой ноты. Всё, что должно быть сказано, – обязательно сказано, и ничего лишнего. Самое важное названо самым важным, ерунда названа ерундой. Вот этим высоким совершенством, этой адекватностью меня и восхищает Толстой."
Второе - о двух форматах описания человека, разработанных Толстым. Вообще-то и один формат - гениальное свершение, а у Толстого сразу два. Один предъявлен в "Войне и мире", он работает по принципу бамбука: описываются убеждения человека - потом точка бифуркации (слома) - потом новые убеждения человека - потом новая точка бифуркации - потом новые убеждения. Другой метод предъявлен в "Хаджи-Мурате". Повествователь как бы обходит личность по кругу, по граням, описывая каждую грань личности через нового героя-наблюдателя; это создаёт и эффект объёма, наращивания содержания, и - если правильно подобраны герои-наблюдатели - эффект развития личности.
Ну, и третье - универсалии, описанные Толстым. Многие наблюдения над ситуациями, в которые попадают его герои, легко приложимы на совсем иные ситуации. Например, размышления князя Андрея под высоким небом Аустерлица глубоко и полно объясняют не только собственно ситуацию князя Андрея, но и, скажем, взаимоотношения современного человека с соцсетями: "я жаждал славы среди людей, которых не знаю и не уважаю, и нужно ли было мне жертвовать собой ради этого?".
Уважаемый Денис.
Думаю, да. В жизни такое хоть и редко, но случается.
Уважаемая Екатерина.
Я уже неоднократно высказывался об этом объекте. Его фото есть в моей книге "Горнозаводская цивилизация", у этих камней мы с Леонидом Парфёновым в 2009 году снимали один из эпизодов фильма "Хребет России".
Никакой особой "полигональности" в той кладке я не увидел. Обычная стенка из блоков. Сооружена она (точнее, обе стенки, ведь это канал) в XIX веке для пропуска судов с пруда в Чусовую. Канал служил шлюзом. Его изучали историки, есть опубликованные работы, и он не является открытием или тайной за семью печатями. На Чусовой имеются ещё два подобных каменных сооружения: фундамент пристани в Илиме и причальная стена в Кыну (плюс аналогичная стена на Верхне-Кыновском заводе). И вообще на Урале встречаются каменные кладки плотин: в Верхоторе, Висимо-Шайтанке, Сысерти и т.д. Канал в Чусовом - безусловно, уникальный памятник горнозаводского наследия, но ничего эзотерического в нём нет.