Уважаемый Андрей. Загадка - народное творчество. А поговорочки Служкина я придумывал сам. Самой удачной считаю "кто за ляжки, а мы за фляжки".
Здравствуйте. Нет, у меня нет протеже, и пока что я смог помочь только одному человеку, который мне в отцы годится. Но он и без меня был известным писателем, просто не мог издать новую книгу. Меня довольно часто спрашивают, не могу ли я помочь с изданием. Увы, не могу. Я не знаю столичных издательств и общаюсь только с "Азбукой", у которой весьма специфический отбор российских авторов. Я всегда советую попробовать через всероссийские конкурсы или премии вроде "Дебюта", или же рассылать синопсисы по всем издательствам. Не знаю, сможет ли это помочь. Мне лично - не помогло, и я пролез в книгоиздание "по блату". Но сам я стать "блатом" не могу - нет коммуникаций.
Алексей Викторович, прежде всего большое спасибо за Ваши книги - что нашел, проглотил с огромным удовольствием. Маленькое замечание по Message-Чусовая. Вы упоминаете политзаключенного Василя Семеновича Стуса как белорусского поэта, но он - украинский поэт, переводчик и правозащитник. К Белоруссии он отношения не имеет. А личность достаточно интересная, в украинской Википедии про него есть хорошая статья. Я думаю, в переиздании Message-Чусовая эту ошибку стоит исправить. С уважением - Михаил, Киев.
Уважаемый Михаил. Спасибо за замечание. Странно, что меня так клинануло - я же знаю, что стихи В.Стуса в украинской школьной программе... Обязательно исправлю.
Добрый день, Алексей. В своем недавнем интервью комсомолке Вы сказали, что Живая Пермь это фигня и то, что все это было до Гельмана. Но ведь это ложь в чистом виде. Вам есть что сказать по этому поводу? Неужели Вы настолько зазвездились, что просто ищите врагов вокруг себя. Спасибо.
Не за что, Кирилл. Могу подтвердить свои слова. Всё, что было вытащено "Живой Пермью" из пермской культуры, существовало в этой культуре до Гельмана. Поэтому "ЖП" как нечто новое в пермской культуре - фигня. Этот фестиваль был нужен лишь для получения финансирования, и подходящим "ЖП" пермским контентом занимался даже не Гельман, потому что он не знает пермского контента. "Пермящая" вокруг его музея тусня - ещё не весь контент. Какие явления пермской культуры создал г-н Гельман? Музей PERMM, где Перми столько же, сколько глюкозы в слабительном? Вы что, Кирилл, реально верите, что столь компетентный человек, как г-н Гельман, приехал на дачу к провинциальному губернатору и решил сотворить в губернии "культурную революцию", отстроить Бильбао-Куритибу и столицу Европы? В одиночку сделать из Перми то, чего вся страна не может сделать из Москвы? Это не политика, это бизнес. А враги мне не нужны. Тем более в виде губернаторов, министров и членов Общественной палаты. Но когда они топчут то, что мне дорого, я не могу молчать. Если вы не понимаете сути "уральского культурного проекта" и, следовательно, не считаете деятельность перечисленных лиц разрушительной для "уральского проекта", это не значит, что я врагов "ищу". Помнится, у Кира Булычова Алиса жаловалась на своего друга Пашку, что Пашка - балбес, и как она дружит с таким человеком? Пашка философски ответил Алисе, что друзей не выбирают, друзья сами находятся. Это я и про врагов.
Уважаемый Алексей, спасибо за обещание исправить про Стуса. Извиняюсь, но есть еще вопрос - как можно путем перековки превратить чугун в железо? У вас в "Чусовой" этот процесс описывается именно так, но куда девался лишний углерод из чугуна? Насколько я знаю, пушки отливали из чугуна либо из меди, и чугун в железо переделывать было просто не нужно. А для передела чугуна в сталь нужны уже доменные либо бессемеровские процессы. Или на заводах Урала было что-то свое? Просто интересно как химику.
Уважаемый Михаил. Наверное, вам следует обращаться к историку металлургии, который более компетентен в специфических технологиях. На Урале были чугунолитейные заводы, передельные - которые перековывали чугун в железо, молотами выбивая шлаки (железный сок), железоделательные, медеплавильные. Сталелитейное дело развивалось только со времён Аносова и Обухова - в Златоусте, потом в Мотовилихе. Наверное, сейчас процессы производства металлов идут совсем по другим схемам, нежели в старину, учитывая основное значение ГОКов, но тут уж я судить не берусь. Железо уральских заводов, разумеется, шло не на пушки, а на различные изделия или на продажу в чистом виде - прутом, полосами, листами. Я ведь рассказываю не об истории металлургии, а об Урале как целостном историко-культурном комплексе. Горные заводы интересуют меня в данном случае не как заводы с печами Рашета или там с печами Мартена, а как ядро градостроительного феномена, смыслообразующий центр местой идеологии. Важно не то, какая технология использовалась - это для профессионалов, а то, по каким принципам были устроены мышление и вся жизнь людей, если для них центром вселенной был завод, а не храм или там сельсовет.
Алексей Викторович, дайте, пожалуйста, совет. Я решила дознаться до истории своего села. У нас в селе этим никто не занимался, хотя легенда о его основании есть. В общем, легенда есть, а источников нет. Ничего документально не зафиксировано. В краевом архиве все документы только с начала 18 века, в них село уже упоминается, а где же искать более ранние источники? Вы же наверняка знаете? Спасибо.
Уважаемая Ирина. Попробуйте искать своё село в популярной краеведческой литературе по району, в ней должны быть указаны источники. Может, чего скажут в районном краеведческом музее. Или поищите документы или источники по бывшим владельцам, если это было частновладельческое село. Или по производству, если оно имелось. Надеюсь, мой совет поможет.
Уважаемый Аркадий. Если судить по карте, то эти Пороги к западу от Златоуста, к северу от Сатки. Дорога - через Сатку или Бердяуш, от Сатки километров 30. Металлургическое производство прекращено годах в 60-ых, а как ГЭС завод работает до сих пор. Причём все машины и агрегаты - те, что были установлены в 1910 году, абсолютные раритеты. Правда, электричество завод подаёт только в ближайший посёлок, станция не включена в общую сеть. Зато - электричество бесплатное.
Добрый вечер Алексей! Посмотрела весь фильм "Хребет РОССИИ ". Очень вам благодарна за вашу работу. Вы первый кто смог создать такое!!! Рассказали про все: про пушнину, соль, метал, заводы и прежде всего про УРАЛ.Только почему то про камнетесов ни слова. Превые камни на стрелы в каменом веке на Урале тесали.Потом мегалит на острове Веры ( озеро Тургояк Челябинская область),древний город Аркаим.Пристань в Кын.Крест на Чусовой. Первые железнодорожные мосты через реки(апоры из камней идеально подогны).Плотина Пороги..? А про что будет следующий проект. С уважением Юля.
Уважаемая Юлия. Спасибо, но на самом деле мы не рассказали про очень и очень многое. А тему следующего проекта я пока точно не определил: прикидываю, что к чему. Есть несколько вариантов. Самый вероятный - Югра.
Уважаемая Юлия. Крест делали, видимо, демидовские крепостные - кому же ещё? Описания истории возведения креста я не встречал.
Уважаемый Сергей. Никаких подвижек, насколько я знаю, нет.
Уважаемая Жамиля. Этот фильм я не смотрел.
Уважаемый Сергей. Данность - просто стартовые условия. Если их невозможно компенсировать ничем, а они продолжают оказывать влияние, то они становятся роком.
Здравствуйте, Юлия. Под "камнетесами" вы, наверное, имеете в виду камнерезов? В третьей серии - про Данилу-мастера, Гумёшки, малахит и "русскую мозаику", в четвёртой - про эрмитажные вазы и яшму. Немного, но сколько влезло.
Уважаемая Юлия. Нет, ничего конкретно про каменотёсов пристани Кын-завода я не знаю. Мне и в голову не приходило интересоваться конкретно этой частностью. Наверняка это были приписные строгановские крестьяне. В селе Кын-завод подобными валунами, но поменьше, выложены стены плотины, берег речки Кын и откос ручья. А стягивать скобами или "прошивать" железными тягами - обычная уральская практика. Так стянуты руины доменных печей в Бисере и Висимо-Уткинске, цеха в Бисере и Старой Утке, Невьянская башня.
Уважаемая Александра. Для старых котоводов ваш вопрос вовсе не дурацкий. Сколько себя помню, у меня всегда были коты. Был кот и в то время, когда я писал "Географа". Правда, я уже не припоминаю, звали его Пуджик или как-то по-другому.