Здравствуйте, Алексей Викторович! Очень нравятся Ваши книги. Спасибо! У меня такой вопрос: известно ли Вам что-нибудь об отношении современных манси к тому, как их предки изображены в "Сердце Пармы"? Мне кажется, Ваша книга вызвала определенный интерес к этому народу, его культуре и истории.
Уважаемый Алексей. Спасибо. К сожалению, мне ничего не известно, как коренные манси восприняли мой роман. Самому интересно, но - увы.
Уважаемый Алексей Викторович! Литературная критика, по-моему, поверхностно отнеслась к вашей книге Общага-на-крови , которую я ставлю в один ряд с лучшими книгами всемирно известных писателей. Наверное, и к вам можно отнести вот эти слова Достоевского из его письма к Е.Ф.Юнге 1880 г. Согласны? "И вот клянусь Вам, сочувствия я встретил много, может быть, даже более, чем заслуживал, но критика, печатная литературная критика, даже если и хвалила меня (что было редко), говорила обо мне до того легко и поверхностно, что, казалось, совсем не заметила того, что решительно родилось у меня с болью сердца и вылилось правдиво из души".
Уважаемый Владимир. Спасибо, но не преувеличивайте достоинства "Общаги". Критика - да, её от "Общаги" вытошнило. Но её тошнит не только от "Общаги". И не только от меня. От всего. Такая у нас критика - с хроническим несварением. Это говорят все писатели, и хорошие, и плохие. Это говорят и читатели, которые не ориентируются на критику. Это говорят и издатели СМИ, которые относятся к критике как к чему-то должному, но не особенно нужному. Приходится принимать ситуацию, как она есть. Когда критики перестанут заниматься самовыражением, тогда и начнётся разговор о текстах.
Здравствуйте Алексей. Я с удовольствием читаю Ваши книги. Я полностью соглашаюсь со всеми хвалебными отзывами о Вашем творчестве, не стану повторяться, в красноречии не сильна, а сразу перейду к вопросу. Читая Ваши книги, я обратила внимание на отсутствие красивого, светлого женского образа. Правда, в "Общаге" присутствует образ Серафимы, появление которого я связываю с Вашим юным возрастом в период создания книги. А вот "Блудо" -другое дело, никакого детского романтизма, и вырисовывается штамп: "женщина - друг человека" (обидно, мужики-то: и чувство юмора и философский взгляд, благородство, присущее некоторым героям истории, а бабы... сплошная алчность). И вот такой у меня в связи с этим вопрос: этот пиксель Ваш или Моржова? Это отношение к женщине у ваших героев (в "Географе" те же нотки) и Вам свойственно? В чем причина такого утилитарного отношения? Чем Вам так слабый пол насолил? Надеюсь получить от Вас ответ не как от литератора, а от Алексея Иванова. Катенька.
Дорогая Катенька. Спасибо за столь милый вопрос. По поводу Серафимы вы правы идеальная Серафима порождена моей собственной молодостью. А в остальных случаях Боюсь, что по-настоящему всё не так, как на самом деле (Ст. Ежи Лец). Отсутствие идеального женского образа в романе или в жизни, - это не мой пиксель, и не моржовский, а ваш. Кстати, в Блуде нет и мужского идеального образа. Правда, со стороны читателей-мужчин я ещё не слышал укоров в мужефобии . Зато в женофобии обвинён вдоль и поперёк. Ну да ладно. На мой взгляд, дело в том, что русская литература была во многом идеалистичной, советская бесполой, постсоветская стала метросексуальной. А в жизни как были мужской и женский гендеры, так никуда и не делись. Однако следование гендеру традиционно считается недостатком. Вспомните, к примеру, как в школе гвоздят замужнюю Наташу Ростову, обзывая самкой , хотя она не совершала отступничества от идеала, а просто жила по своему гендеру. То, что вы расцениваете в моих героинях как недостатки, порождённые моими личными тараканами, на самом деле органичные свойства женщин, за которые женщины и бывают любимы и желанны по-настоящему. Упрекая меня в отсутствии женского идеала, вы укладываете Блуду в принцип Щёкина: недостатки терпимы, нестерпимы достоинства . То есть, автор (я) легко терпит, стебаясь, женские недостатки, но не может вынести женского совершенства, потому и не изображает его. Но если проецировать гендерные реалии на идеал, то получится не что-то чёрное, или не что-то белое (одноцветность свойство пикселя), а двойственная, амбивалентная картинка, что-то вроде хуже водки лучше нет . Например, с гендерной точки зрения женская эгоцентричность, которую вы излишне жёстко назвали алчностью, разумна, органична и правильна. Вот вам забавный случай из моей жизни. Однажды в походе ночью у костра я разговаривал со своей знакомой на тему мужского и женского равноправия. Мы сидели на бревне. Рядом стоял раскладной стульчик. И тут пошёл дождь. Мы перебрались под дерево. Я принёс стульчик, и моя знакомая села на него. И я тотчас спросил: а где же равноправие, если стульчик принёс я, а села ты? Понимаете, Катенька, в этой ситуации гендер, здесь нет вопроса равноправия-неравноправия, эгоизма-альтруизма, плохого-хорошего. Ведь нельзя же говорить, что восход это хорошо, а закат плохо. Не стоит мерить идеалом там, где надо мерить гендером. Ну, это как песню нельзя измерять в сантиметрах. То, что с точки зрения идеала кажется недостатком, на самом деле таковым не является, потому что неверна система измерения. И то, что мои героини не идеальные женщины, не отменяет того, что всё равно как женщины они прекрасны.
Уважаемый Михаил. И вам спасибо. Но к темам круга "Сердца пармы" я возвращаться не собираюсь.
Уважаемый Александр. Ваше послание от 14 января стоит в "Гостевой книге". Два следующих послания я не стал ставить, потому что они написаны не для меня, а для Ласточки. У Ласточки есть свой ресурс, адресуйтесь туда, если Ласточка вам разрешит. Свобода слова не имеет никакого отношения к проблеме неверного выбора адреса. А послания на моём сайте не появляются автоматически - я их ставлю сам. Иначе всё будет забито спамом.
Здравствуйте, А Вам знакомо творчество Александра Вампилова? Я на него наткнулся, когда посмотрел одну из передач про Башлачева, которому очень нравилось его творчество. А потом узнал, что "Отпуск в сентябре" снят по роману Вампилова, один из моих любимых советских фильмов. Очень интересно Ваше мнение (рецензия). А еще у меня к Вам вопрос по поводу книги Ваксмана, на которую Вы написали рецензию, есть ли возможость ее прочитать человеку, бывающему в России раз в два года. Я уже спрашивал у Вас где ее можно достать, но у меня нет пока возможности приехать в Пермь, может Вы знаете, где ее можно достать он лайн? очевидными путями поиска я ее найти не смог. Еще раз спасибо за Ваши книги, мне пришлось их все скачивать и слушать (т.е. получать пиратским путем). Но, после прочтения, они для меня стали в качестве палочки-выручалочки, я дарю (прошу третьих лиц в России купить и передать) их на дни рождения и различные праздники и все просят "добавки". Очень жду появления "Блудо и мудо" в аудиоверсии по причине невозможности купить ее в Бостоне в печатном виде.
Уважаемый Андрей. С творчеством драматурга Вампилова я, к сожалению, знаком только по кино - "Отпуск в сентябре", "Старший сын". Мне кажется, что это в чистом виде русская классика, но, разумеется, в советских реалиях. А книжку Ваксмана вам, скорее всего, не добыть. Увы. Издатели, по моему мнению, больше занимались откатами, чем продвижением. Так что в интернет-магазины они эту книгу не отправляли. Пока что никакое издательство не заинтересовалась сделать "Блуду и МУДО" в аудиоформате.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Только что закончила читать вашу книгу "Общага на крови". Это моя первая книга, прочитанная у вас! Посоветовала мне ее мой преподаватель, когда я была еще на 1 курсе, сказала: ты живешь в общаге, значит, поймешь! Поговорили и... забыла. Недавно я на нее наткнулась в книжном... Я не могла от нее оторваться! Затронула душу мою! Хотелось бы узнать, есть ли театральная постановка по этой книге? Какую из ваших книг вы бы посоветовали мне прочитать второй?
Уважаемая Елена. Рад, что вам понравилась "Общага". Если уж советовать чего из своего человеку, про которого знаешь только то, что ему понравилась "Общага", то следует предлагать книжку "Географ глобус пропил". Авось и ей у вас повезёт.
Здравствуйте, Алексей! С большим интересом прочитал недавно "Золото бунта", сейчас с удовольствием читаю "Сердце Пармы". Хочется узнать побольше о Вас. На Вашем сайте множество интересных материалов, но нет времени все читать. Когда-нибудь все обязательно изучу, но в данный момент, скажите пожалуйста, какие статьи о себе и своем творчестве Вы считаете наиболее точными?
Уважаемый Игорь. Статьи лично обо мне давайте опустим - я ещё не умер, чтобы мне выставляли оценку за жизнь. По "Сердцу пармы" и "Географу" мне больше всего нравятся статьи Г.Ребель, по "Золоту бунта" - Л.Данилкина, по "Блуде и МУДО" - Ю.Щербининой. Конечно, это апологетические тексты, но было бы удивительно, если бы я стал рекомендовать вам что-то иное.
Уважаемый Вячеслав. У меня в Перми нечасто, но бывают встречи с читателями. О них я сообщаю в "Новостях" но этом сайте.
Уважаемый Лев. Знаете, мне не нравятся вопросы типа "что вы пьёте?", "что вы едите?", "какая у вас машина?", "какая у вас одежда?" и т.д. Мы же с вами не в ресторане, какая вам разница? И чего вам даст мой ответ? Вы будете менять свои вкусы, если мы с вами не совпадём? Эта информация - ненужная, просто шум.
Алексей, здравствуйте! В рейтинге, опубликованном в журнале Русский Репортер http://expert.ru/printissues/russian_reporter/2010/02/literaturnyi_kub ok/, Вам присвоили 10 место среди современных русских писателей. Как Вы к этому относитесь? Как относитесь, что там не учли, что "Летоисчисление от Иоанна" экранизировали, и к тому, что Гельмана в Пермь "заманили" Вы? Алексей, Вас наверное спрашивали уже: Вы блог не ведете?
Уважаемый Vlad. Конечно, этот рейтинг мне исключительно приятен. Не имея значимых премий, не издаваясь сумасшедшими тиражами, не дождавшись экранизаций и не проживая в Москве - получить такую оценку... А придираться к частностям не хочется. Конечно, не я "заманил" Гельмана в Пермь, боже упаси меня от такой чести. И фестиваль "Сердце пармы", к примеру, не является фестивалем моих фанатов, - многие из участников даже не слыхали про меня. Ну и что. Всё равно приятно. Ведь мне есть, чем похвастать, из того, что не перечислено, - и не только "Летоисчислением", а "Хребтом России", к примеру. Фильм-то готов. Сложись всё, как было задумано, его бы показали ещё в октябре. А блог я не веду. Не вижу лично для себя смысла.
Уважаемые Agidel и Sevastopol. Спасибо. Пока никакого фильма по "Сердцу пармы" не планируется.
Уважаемый Алексей. Мне кажется, востребован. Но не в салтыковско-щедринском изводе. Возможно, в ильфо-петровском. Безусловно - в гайдаевском, хотя, вроде бы, никто ещё не возродил доброй гайдаевской эксцентрики. Многие топовые произведения нынешнего времени несут в себе мощнейший сатирический заряд, хотя и на половину не исчерпываются жанром сатиры. Например - "День опричника" и "Сахарный кремль" Сорокина. Или почти все тексты Пелевина. Нынешняя форма сатиры - не лобовая карикатура, не гротеск, не тонкая ирония, не фантасмагория, а философский сюр, культурологический клип, ядовитая социальная прогностика.
Алексей, есть точка зрения, что Иван Грозный, создавая опричнину, главным образом готовился к очередному концу света. Например, об этом говорит И.ДАНИЛЕВСКИЙ: "И что самое интересное, тогда становится ясно, чем занимается Иван Грозный. Он пытается спасти своих подданных от вечных мук. Он устраивает маленький страшный суд в одной отдельно взятой стране чем у нас потом будут заниматься и другие правители в какие-то моменты для того, чтобы спасти их от мук вечных. Это идея, которая постоянно присутствует в летописании, она присутствует в агиографии: надо помучиться сейчас, но тем самым мы искупаем все свои прегрешения, кровью их смываем и получаем ангельский чин. Мы сразу попадаем в царствие небесное". Как думаете, есть основания согласиться с тем, что главным "стимулом" Ивана Грозного был именно этот? Мне показалось, в фильме "ЦАРЬ" этой теме уделяется серьезное внимание.
Уважаемый Дмитрий. Судить о том, есть ли основания для такой точки зрения, - компетенция историков, специалистов по той эпохе. Я - не историк той эпохи. Я брал уже готовую концепцию - историка Юрганова. Она как раз о том, о чём и пишет Данилевский. То есть, в трактовке истории Юрганова (и в образе эпохи в моём "Летоисчислении") ожидание конца света - ключ ко всем событиям. Я не буду судить, насколько эта идея важна для фильма "Царь". Для книжки "Летоисчисление от Иоанна" - важнее не найти.