Алексей, спасибо большое за столь подробный ответ. Хотя я немного удивлен, всегда считал, что "человек" по-вогульски - "манси", как и "хант" у остяков тоже переводится как человек, это же самоназвание, именно поэтому народы и переименовали. Нет? Ну да наверняка, я просто чего-то в вогульском языке упустил. Наверстаем. Если вы не против, я задам вам еще пару-тройку вопросов, и обещаю, что потом отстану навсегда. 1. Насколько я понимаю, работая над "Сердцем Пармы", вы в хронологии и действующих лицах (князей я имею в виду), руководствовались Вычегодско-вымской летописью, верно? Или несколькими летописями? Я не профессиональный лингвист, и тем более не профессиональный историк, и чтение этих летописей для меня - пытка. Вы читали их в оригинальном тексте, или существуют "причесанные" под современный язык "переводы"? Если да, то не поделитесь ли информацией, где их можно взять? Понимаю, что вопрос почти бестактный, учитывая, как тяжело найти в сети нужную инфу, так что заранее извиняюсь. Вопрос 2. Википедия говорит следующее: "В произведениях известного писателя и исследователя пермских древностей А.В.Иванова описана победа пермских войск над превосходившей их в несколько раз армией монголов в битве при Чулмандоре в 1260-х, что предполагает наличие у коми-пермяков сильной военной организации и в более раннее, чем XIV в. время." О чем тут речь? У вас есть работы на эту тему? Если да, то как они называются и где их можно их найти? Вопрос 3. Это, наверное, самый важный для меня вопрос: зачем вы сделали из вогульской мифологии темный и страшный культ? Я понимаю, что с точки зрения "хорошего романа" (хотя может быть, кавычки тут и не нужны, не уверен, потому что не знаю вас лично; с точки зрения литературы - это великолепный роман), вы не могли поступить иначе. Но ведь это же не так. Я знаю, что вогулы долго отстаивали свои территории, как делали и русские, обороняя свои земли на протяжение сотен веков — тут религия не при чем. Война за мягкую рухлядь и религия — это не одно и то же. В вогульской мифологии нет понятия Темного начала, нет чертей, нет ведьм. Ведь даже куль, или менкв, или мис-хум — вогульские подданные Куль-отыра, не воспринимались вогулами, как приспешники ада, потому что у них не существовало и не существует понятия ада. А мис-нэ так и вовсе похожа на греческую нимфу. Есть понятие нижнего царства, которое возглавляет Куль-отыр, но он скорее гробовщик, чем Аид, ему даже капища вогулы устраивали. Но об этих божественных ипостасях у вас ни слова. Зато от себя вы добавили вогулам много чего — ведьм (ламий, коорых у них отродясь не бывало), хумляльтов (что ближе скорее в тибетским истокам), и дикий шаманизм (вспомним камланье старого вогула, когда горный дозор ушел в мленье). Но шаманизм на самом деле среди вогулов был не так уж и распространен, по крайней до XVIII-го века, когда власть вогульских князей сошла на нет, и единственным авторитетом остались шаманы. А как же культы Мир-сусни-хума, или Калтащ-эквы, которые вовсе не были воинственными, хотя при этом имели главенствие в почитании, и единственной их целью было обеспечение подопечным (людям) благополучие? У вас о них ни слова. Меня интересует, думали ли вы о том, что вмешиваясь в мифологию народа, вы эту мифологию меняете? А может даже и историю? И если да, то зачем? Ведь с вашим талантом можно было ничего и не искажать. Это все. В любом случае спасибо за то, потратили на меня время.
Уважаемый Евгений. Уверяю вас, что я отвечаю на вопросы не для того, чтобы от меня отстали навсегда. Для этого я, наоборот, не отвечаю на вопросы. Насколько я помню, "манси" значит "люди", а "хум" - "человек". Например, Мир-суснэ-хум. 1. Вопрос нормальный. Я читал Вымско-Вычегодскую летопись в "причёсанном" виде. Существует много воспроизведений её текста про Пермь Великую, его часто цитируют и часто перессказывают. Я пользовался какими-то кооперативными выжимками из книги Дмитриева или Шишонко - всё-таки, это было до 1995 года, точно не помню. Про эту историю - работы Оборина, Чагина, археологов. Учебник "Страницы истории земли Пермской" Белавина (Пермь, "Книжный мир", 1996 г.). Шишонко переиздан на дисках Музеем Природы и Человека Ханты-Мансийска в 2006 году. По-моему, даже в "Истории Урала" (ПКИ, 1976) об этом уже рассказано. Может, в сети и нет информации, но в центральных библиотеках Перми - мне было без проблем. 2. Википедия - "народная энциклопедия". Это многое объясняет. О сражении войск хана Берку в устье Чусовой с уральцами в 1240 году я где-то прочитал, но про "десять туменов монголов", как и само слово Чулмандор, - я выдумал. ("Чулмандор" - буквально, "место при Каме".) О военной организации уральцев можно судить по археологическим находкам, по мощным городищам, по летописным свидетельствам об отпоре ушкуйникам (начиная, если не ошибаюсь, с новгородца Ядрея то ли 9, то ли 11 веков). 3. Вы слишком конкретизируете мои дерзания на почве мифотворчества. Во-первых, "тёмного и страшного культа" я не сделал. Языческие практики, в том числе и уральские, всегда страшноваты. Хотя бы по причине кровавых жертв. Во-вторых, в романе речь идёт не о манси, а о едином мифологическом пространстве финно-угров: в 15 веке это единство ещё существовало. Обратите внимание: главные боги в романе - Ен, Торум, Омоль, а не Мир-суснэ-хум или Калтащ. В третьих, не воспринимайте роман как этнографическое произведение. В 15 веке ещё было этнографии. Моей задачей было создать впечатление сложного и величественного мироздания язычников, и я создал его, пользуясь реальными мифологемами финно-угров как опорными точками, но не воссоздавал мифологию как таковую, поскольку нет источников 15 века. Впечатление - не реконструкция. Моя задача автоматически становилась художественной, а не научной, семантической, а не этнографической. И в четвёртых, вы судите о мифологии манси по источникам 19-20 веков. Я не мог перенести эту мифологию в 15 век и на иную территорию, чья топонимика свидетельствует об ином пантеоне: Пянтег, Бондюг, Сурмог, Лолог, Басег и т.д. Кстати, шаман Шакула - из 1778 года, как раз 18 век, о котором вы пишите как о времени упадка князей. Спасибо, Евгений, за хорошие слова о "таланте", но в "Сердце пармы" нет "искажения" мифологии, потому что нет ни первоисточников, ни задачи точного воспроизведения, если бы источники были. Суть исторического романа я понимаю как "непротиворечивость" истории как науке. На глубоком онтологическом уровне противоречия я не вижу, а более близкий фактологический уровень слишком фрагментарен. Представьте, что я описал бы какой-нибудь обряд с танцем медведя и танцем комара - мне тотчас предъявили бы претензию, что нет никаких доказательств существования этого обряда, зафиксированного в 19 веке, в 15 веке.
Здравствуйте, Алексей Викторович!! У меня вопрос . Не кажется ли вам , что в фильм Хребет России получился как окрошка .Слишком уж много намешано , от анфаловского городка до Уралкалия. Многие мои занкомы говорят , что фильм сам по себе не имеет основы и как бы размыт , на слухах и фрагментов от исторических фильмов , в ракурсе исторического экшена.
Уважаемый Павел. На ваши вопросы я уже давал ответы. Про структуру каждой серии сказано в разделе "Новости", где новость о премьере фильма на Первом канале, там надо нажать на слово "подробнее". О прочем - в ответе Александру от 6 апреля. Фильм не основан на слухах. Предания - не слухи, но и на преданиях фильм тоже не основан. Хотя несколько преданий в нём, разумеется, упомянуты. Слухи - это, к примеру, то, что церковь в Пянтеге осталась от Анфалова городка. Что значит "в ракурсе исторического экшена" - я не понимаю. Экшн - это ускоренное действие, энергичный сюжет. В "Хребте России" нет сюжета. Можно говорить о драйве, но драйв не бывает "историческим" и вообще драйв - положительная характеристика.
Алексей Викторович, добрый день! Вчера закончил читать "Хребет России", мне его подарили друзья. Спасибо за то, что Вы даете возможность взглянуть на мир другими глазами, за то, что в близком и обычном помогаете увидеть настоящее и удивительное. Безусловно, в книге есть и спорные моменты, но тем она интереснее. Это ваша картина мира, ваша трактовка и ваша культурологическая система, что ли... Мне кажется, что это настоящий прорыв, что после "Хребта" обязательно должны наконец-то фильмы и книги нового формата. Знаю очень многих людей, которым тоже очень понравилась книга, но не будучи "интернет-людьми", они своими восторгами в сети делиться не склонны. Слышал о Ваших планах работы над книгой о Пугачеве. Пожалуйста, ответьте на вопрос - это тоже будет "двойная" вещь - и телефильм, и бумажная книга? С уважением, Тарас, Пермь
Уважаемый Тарас. При всех недоработках фильма, я думаю, он вполне внятно продемонстрировал новый формат: "активное путешествие по точкам региональной идентичности". Однако что-то я не заметил, чтобы зрители это отразили. Основная рефлексия - "это неправильно!", "нафиг квадроцикл?" или "помедленнее, пожалуйста". Так что не уверен, что формат осознан. Следовательно, не уверен, что будет продолжен следующим фильмом. А книга - да, надеюсь, будет всё равно.
Уважаемый Алексей Викторович! Я в восхищении от вашего с Парфеновым фильма! Хочу лишь уточнить: гора под Первоуральском, Волчиха или Волочиха, она видна с Транссиба? Не та ли это гора, горнолыжный склон которой виден с железной дороги при подъезде от Билимбая к Первоуральску с северной стороны Транссиба?
Уважаемая Татьяна. По-моему, там сразу после Билимбая на севере видна гора Тёплая. А Волчиха должна быть видна к югу от Транссиба после станции Первоуральск. Но может, и не видна. Я уже так давно не ездил на поезде, что не помню. А с автотрассы Пермь-Екатеринбург Волчиха видна отлично, вместе с горнолыжными спусками. Точнее, дорога и проходит прямо под Волчихой.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Возможно, Вам будет интересно узнать, что в Польше Вас тоже читают и любят. Сейчас заканчиваю учёбу в Варшавском университете на факультете русистики и в рамках дипломной работы занимаюсь переводом фрагмента Вашего романа Географ глобус пропил и исследованием Вашего достойного творчества. С выбором темы связана довольно интересная история, потому что переводить Вашу книгу предложила мне моя профессор. Она рассказала, что когда была в Москве, на какой-то книжной ярмарке увидела сумасшедшую очередь и спросила одну довольно пожилую женщину, за чем эта очередь, она ответила, что за книгой Алексея Иванова. Интересно? - спрашивает моя профессор, Обалдеть - отвечает пожилая женщина. И я с ней согласна, с момента прочтения Географа я Ваша поклонница. Читала книгу уже несколько раз и всё не могу решить - в ней больше смешного или грустного... Ваша книга - просто жизнь, настоящая. Надо признаться, что дался мне Вашь язык, все эти замечательные шутки, поговорки и стихи Служкина - до чего они непросты при переводе! Но это вызывает ещё больший интерес, над некоторыми фразами я думала месяц и больше, но какая радость, когда найдётся подходящий вариант! Я хотела Вас спросить - как у Вас с авторскими правами на Географа , из Польши кто-нибудь интересовался? Жаль, потому что знаю, что Вы редко выезжаете, но, может быть, когда-нибудь Вы сделаете отклонение от этой нормы и приедете в Польшу? Всего доброго! Sylvia
Уважаемая Sylvia. Спасибо. Мне было очень приятно прочесть ваше послание. Я всегда считал, что "Сердце пармы" и "Золото бунта" не сложны для перевода, так как для них перевод заключается в подборе адекватной лексики: "У межеумка были сломаны бортовины, кирень и обносный брус". А "Географ" - куда сложнее. Как перевести ругательство "Бивень, щегол, совсем кукушку спугнул?"? Но это так, лирика. Права на любые переводы у меня, насколько я понимаю, свободны. Этими вопросами занимается мой агент Юлия Зайцева, её координаты на этом сайте в разделе "Контакты". А о приезде имеет смысл говорить лишь после издания книги.
Уважаемый Алексей! Благодарю Вас за широкий ответ и за возможность задавать Вам вопросы. Но и пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за гражданскую позицию, для таких, как я, это очень важно. Особенно Ваше мнение по поводу последнего "культурного обмена" Пермских богов на французские тапки. Учитывая, что балетные пуанты в основном белого (светлого) цвета, понятно отношение нынешней власти к вечным ценностям и к народонаселению - ЛОЖИТЕСЬ БЫСТРЕЕ В ГРОБ - БЕЛЫЕ ТАПКИ ВАМ В ПОМОЩЬ! И НЕ ДУМАЙТЕ О ВЕЧНОМ -ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ! - ВОТ ЦЕННОСТИ НАШЕЙ ЭПОХИ. Но это они, чиркунята, так думают, забывая о том, что Древний Рим с его Колизеем (как опять похоже на Пермь) плохо кончил! Но я о другом, если позволите... Задавая вопрос, я как раз и рассчитывал на ваше искусствоведческое образование, культурологические знания и гражданскую позицию. Хоть и знаком я с персоналиями актуального искусства, родом из Е-бурга, и про богатый конструктивизм в архитектуре города (в отличии от Перми) не упоминал лишь потому, что в нём честно не разбираюсь(хотя здания эти не заметить нельзя), но вы очень многое для меня прояснили! Последнее (у вас в ответе в-четвёртых) - столичное мышление мало объяснимо, но ощутимо каждому, кто побывал в Еатеринбурге. Я бы даже сказал, столичный ДУХ! Во всех смыслах этого слова - там как-то воздух даже насыщен столицей, и не важно, Урала, третьей или в перспективе первой столицей России (как знать!). В Перми, увы, такого нет, хотя, на мой взгляд, мысль - самое простое и незатратное в финансовом смысле, что можно круто изменить, преобразовать или, как ныне модно говорить, "модернизировать". За духом и тело "не заржавеет". Хотя может быть я и не прав. Во всяком случае, Екатеринбург для меня является просто безусловной столицей. Но это сейчас! В своём "послании" к сенатору о горнозаводской цивилизации Вы упомянули, что Екатеринбург преобразован за 15 лет. Не знаю, какой период вы имеете ввиду, но если на дату выхода (лето 2009), то полностью с Вами согласен! Впервые я попал в Екатеринбург в 1994 году в июле, благодаря студенческому отряду проводников "Урал-Сервис". До ввода в строй чусовского автомоста существовал ночной поезд 608 с маршрутом в 4 суток Пермь-Соликамск, Соликамск-Свердловск и обратно так же. Прибытие в города утром, отправление вечером. День на обозрение достопримечательностей! В первый раз организованная группа под руководством нач. поезда ушла раньше, и я бродил по городу один. Тогда было в городе непростое лето. Храма-на-Крови не было, на его месте была часовенка, которую только что сожгли, углы домов в центре были самопереименованы (кто-то трафаретом штамповал дореволюционные названия улиц, рядом со старыми). Как сейчас помню, "Вознесенский проспект" чёрным трафаретом по жёлтому фасаду! Т.е. город был разным, шла какая-то идеологическая борьба. Временами Е-бург мне напоминал Пермь, временами Кунгур (столичные здания, и там, где Исеть не во пруду), но временами и Москву-столицу. Сейчас Пермью "пахнет" на окраинах, в спальных районах вроде того, где та же ИКЕЯ, - те же серые панели (у нас такие девятиэтажки прямо на эспланаде в центре города!). Кунгура нет вообще, хотя при желании найти, конечно, можно, как и грязь неубираемых территорий. А вот Москва... пожалуй, и Москвой-то не "пахнет" (ну разве что адимнистаративные здания советской постройки, хотя и они затерялись на фоне современных зданий, построенных рядом). Столичность есть, московости нет, самобытость! Особенно это видно чуть пониже Храма-на-Крови на набережной. Отреставрированные здания по ту и по эту сторону пруда, а чуть дальше ввысь устемились небоскрёбы с зеркальными фасадами. Я даже сфотографировал на мобильник. Чугунная витая решётка набережной пруда, пруд как Гудзон, и вдали - как Манхэттан. Красиво, блин. И кому показывал это фото, все твердят одно: как будто Нью -Йорк! В Перми, кстати, аналогичная Камская долина ещё незагажена строениями в стиле "борисововетский ампир". Ещё всё вроде возможно, но не верится! Хотя девиз I HAVE A DREAM! ещё никто не отменял. Но увы, пока, к сожалению, во взаимоотношениях Перми-Екатеринбурга-Москвы всё выглядит так, как вы описали, и у нас тут шансов мало! В упомянутом шоу Собчак-Гельман ещё одна искусствовед обратила внимание уже на название гельмановского музея (тот пришёл в футболке с логотипом музея) PERMM - мол, ведь эта вторая буква М - это и есть Москва, которая давит все четыре других буквы. И тут она скорее права! Но я хочу задать Вам родившийся у меня вопрос. Я вот подумал, бродя в очередной раз по улицам Екатеринбурга, исходя из проектов-концепций культурной столицы Мильграма-Гельмана... Там говорилось в нью-васюковском стиле о появлении в Перми киностудии и о съемках здесь сериалов с московскими и местными актёрами, и много-много другого, что уже есть в Екатеринбурге и нет - и, думаю, никогда не будет - в Перми. А не являемся ли мы (ПЕРМЬ) подопытными кроликами всей этой команды, с тем, чтобы применить это обкатанное уже там, где для этого и так есть местные ресурсы, то есть в Екатеринбурге. Как оприходует деньги сильный пацан, тусующийся в нашем дворе, пойдёт консультировать сильных пацанов в соседнем дворе, уж на безбедную старость консультантского заработка пацану этому хватит. А с ореолом непонятого гения тьмутараканью (Пермью) трудоустроиться будет легче?МОЖЕТ У НАС ТУТ ПРОСТО ОБКАТКА ПРОЕКТА, а реальная реализация будет там, где не один речной вокзал в конструктивистском стиле отстроен?
Уважаемый Роман. Я не думаю, что обмен богов на тапочки - это послание типа "ложитесь в гроб". Я прочитываю это послание иначе. На мой взгляд, это знак равенства между тапочками и богами. Если общество сочтёт равноценным обмен тапочек на богов (а оно сочтёт, приходя на выставку), значит, знак равенства можно ставить между художником и дизайнером, культурой и актуальным искусством, Гельманом и столицей, Мильграмом и достоинством, пилежом бабла и культуртрегерством. Если боги равны тапочкам, то дизайн автобусных остановок равен хорошим дорогам (значит, стоит столько же), а биллборд с младенцем и окурком равен плафону Сикстинской капеллы (и пусть за него губернатор заплатит Лебедеву как папа - Рафаэлю). Обмен богов на тапочки - не хамство, а мониторинг предстоящего бизнеса. Про ощущение столичного духа в Екатеринбурге вы написали очень точно. Я и сам долго пытался сформулировать, в чём же дело. Может, мне это и не удалось, но получается следующее. Во-первых, культурная столица всегда имеет чувство собственного достоинства. А во-вторых, культурная столица всегда выражает свой культурный регион, отличающийся от всех прочих. Культура и ментальность Урала объективно отличается от культуры и ментальности других регионов, и семантика Екатеринбурга выражает это предельно ясно. Изменить ситуацию волей власти, инокультурной экспансией или деньгами - невозможно. Это, знаете, как в английском анекдоте, где богатый американец желает купить классический английский газон и спрашивает у садовника: сколько стоит? Садовник отвечает: двести лет, сэр. Когда я говорил о столичности, я не уподоблял Екатеринбург Москве. Дело ведь не в церковках 17-го века, не в пост-наполеоновских особнячках, не в "сталинском ампире" и не в лужковском "пряничном" стиле. Столичность нынешнего облика Екатеринбурга в системной "наглости" его нынешней застройки (а в Перми - эпизодическое "хамство"), в равнении не на Москву, а на Шанхай (в какой-то хай-тековской азиатчине, издевательски прослоённой православным китчем). Про футболку ПЕРММ сказала Ксения Собчак, сказала очень едко и точно, и это в очередной раз продемонстрировало, что даже ей тесен московский формат. Теперь по поводу вашего вопроса. Знаете, Роман, вполне возможно, что такая амбиция есть. Но только амбиция, не проект. Имеется хорошее правило анти-конспирологии: не ищи заговора там, где всё можно объяснить глупостью. Вряд ли существует гельмановский заговор попробовать зубы на Перми - и схавать более богатый Е-бург. Это как-то нелепо. У людей есть желание рубить бабло. Страна большая, разная, дурная. Нет нужды придумывать коварные планы. Сегодня - эти дураки, завтра другие сами клюнут, послезавтра - третьи. Зачем план? Гельман - не капитан Ахав, который на паруснике гоняется за Моби Диком, а профессиональный спиннингист на безопасном берегу рыбной реки. Если Е-бург клюнет - его, разумеется, окучат, но это Е-бург сам лоханётся, без чужих интриг.
Здравствуйте, Алексей Викторович! У нас в Нижнем проходит выставка питерского художника Николая Блохина. Вы знакомы с его творчеством? Он 1968 года рождения - то есть, как мастер сформировался в 90-е годы. Ничто не может помешать состояться настоящему таланту, согласны? Кстати, в соседнем зале одновременно проходит выставка "актуального" искусства, и может на безрыбье и прокатило бы, но в таком соседстве - это просто недоразумение какое-то. Потом выставку Блохина повезут в Казань, Самару, еще куда-то. Я читала отзывы - и видно, что люди и не знали, что в России есть такой художник. Похоже, что наша культура этот талант не определила. Его оценили в США, дали ему два гран-при, лучшие музеи приобрели его работы - и только после этого мы видим его в России. Причем искусствоведы оценить адеватно его не могут и до сих пор - он с улыбкой рассказывает (на выставке крутят документальный фильм) как про его картины говорят "типичная питерская школа", сам-то он думает что питерской школе как раз противостоит. И вот я хочу у вас спросить - может не только Пермь (Пермь-то однозначно не заметила рождение этого таланта), но и Питер, и Москва уже не являются культурными столицами, как вы думаете?
Уважаемая Ласточка. Художника Николая Блохина я не знаю, но это свидетельствует только о моей некомпетентности. Конечно, замечать всё новое - одна из функций "культурной столицы", но всякое случается. Бывает, что столица и не справляется с этой работой, и даже системно не справляется. Однако, остаётся столицей, потому что в ней концентрируются основные художественные силы, основные деньги, основные институции и т.д. Понятие "культурная столица" не означает "место, где создаётся всё новое". Не всё новое создаётся там и не всё, что там создаётся, - новое. Ужимать смысл "столичности" до какой-то одной функции столицы некорректно.
Здравствуйте, Алексей! В западных СМИ всех выходцев из СССР называют Русскими. Бывших татарских вассалов Волжских булгар теперь тоже называют татары. Русские тоже были татарскими вассалами. Их тоже звать татары? И еще на средневековых европейских картах вместо надписи Русь - Тартария.
Уважаемый Тахир. Вы сами понимаете, что русских звать русскими, чьими бы вассалами они не были. Я чувствую полемичную заострённость вашего вопроса, но не могу понять, с чем вы не согласны, потому что ваш вопрос - риторический. Если хотите, давайте продолжим разговор, но напишите, в чём суть.
Уважаемый Алексей! Спасибо за полный ответ, другого я не ожидал, но если можно, продолжу. В упомянутой программе Собчак про Гельмана неглупый человек-правозащитник высказался в том духе, что проекты, мол, не способны развивать города и регионы, с чем я в корне не согласен. В 20 веке встать вровень с городами-столицами смогли лишь города, участвующие в подобных проектах, - Олимпийские игры, выставки ЭКСПО (Бильбао, кстати, знают лишь интеллектуалы, а Барселону (ОИ -92), Севилью (ЭКСПО-92) знают многие). Разница лишь в том, что под проекты создаётся инфраструктура. Ушёл проект - инфраструктура (метро, вокзалы, отели, здания) осталась! В этом плане Кын-завод ваш более похож на созидательный прект уже потому, что подразумевает дорогу до КЫНА (не говоря уже о другом). Согласны ли вы с этим, и не пора ли уже Перми, совместно с Екатеринбургом, заявляться на Олимпиаду 2024 (летние игры одновременно в Европе и Азии), или хотя бы совместно готовиться к празднованию 300 летия в 2023 году?
Уважаемый Роман. Я согласен с вами в том смысле, что огромные культурные проекты вроде Олимпиады или ЭКСПО могут вытащить город из "погибели". Но в данном случае всё индивидуально. Смотря какой город. Не всякий город пригоден для подобных гигантских акций. Пермь, возможно, и пригодна, но рядом с Пермью слишком сильный конкурент - Екатеринбург, и не думаю, что Перми чего-либо светит. Я согласен, что культурные проекты должны быть в первую очередь инфраструктурные. Конечно, культура как система идей первичнее быта и не определяется бытом, но культура как система институций и материальных носителей всегда вторична по отношению к хозяйству. И в этом смысле Пермь бессильна, пока экономика региона не направлена на инвестиции в регион. Опять же, разные там Олимпиады и ЭКСПО - мероприятия имиджевые. Разве столичная Россия отдаст такой имидж провинции? Сочи - некорректное возражение, потому что Сочи - черноморский фасад Москвы. Урал же никаким фасадом быть не может. Вкладывать в Урал как в имиджевый регион нынешняя Россия не будет никогда, аминь. Меня лично это не удручает. Я - сторонник эволюционного развития, а не скачкообразного, революционного, "проектного". Мне не нравится развитие региона через компанейщину Олимпиад и выставок. Это раз. Во-вторых, Олимпиады и выставки типа ЭКСПО - явления унифицированные, глобалистские. А я считаю, что нужно выявлять региональную идентичность, потому что только она "долго конкурентоспособна", стратегически успешна. Глобалистские акции в данном смысле имеют слишком низкий КПД: они низводят региональную идентичность до частной, изолированной от жизни экзотики, лишают идентичность системообразующей роли. Проще говоря, надо работать без гигантских планов, но здесь и сейчас. Медленно и не слишком масштабно (в мировом масштабе), но непрерывно и настойчиво. 2023 и 2024 годы - слишком далеко. Лучше иметь цели скромнее и ближе: например, в 2012 году в Перми появится государственное книжное издательство, галерея получит новое здание, а зоопарк съедет с архиерейского кладбища. Замахиваясь на дальние и грандиозные цели, мы уподобляемся юному художнику, который сразу соперничает с Неизвестным, не освоив и классического рисунка. Дерзкие амбиции хороши для частного человека, а социум должен исходить из реального и возможного. Скажем, частный художник может иметь амбиции добиться авторского зала в Третьяковке, но Союз художников должен добиваться просто постоянного помещения для своих выставок. Город - это "союз художников", а не "индивидуальный творец". А совместное празднование 300-летия - классная идея.
Добрый день, Алексей Викторович. С Вашим творчеством впервые познакомилась в прошлом году. Меня занимал вопрос: а что было на нашем родном Урале в то или иное время? Я далекий от краеведения человек, но книголюб и книгочей. Из школьной программы мы все примерно (хотя бы), но знаем, что за племена населяли ту территорию, которая впоследствие стала именоваться Русью. А что было у нас на Урале в это время? Какие народы населяли наш край? Благодаря Вашим книгам, стала еще больше гордиться тем, что я с Урала. А наш город - один из первых, в котором было организовано литейное прозводство. Правда памятники истории (а именно здания складов Каменского завода) находятся в плачевном состоянии. Там располагается наш городской краеведческий музей. Одно (точно знаю) закрыто, туда никого не пускают, потому что оно аварийное. Денег в казне нет, меценатов нет. Да еще и кризис ударил по городу крепко. Ну да ничего... Ведь уральская матрица все перевернет по-своему. Хотелось бы узнать... Будет ли Вами издана книга об уральской матрице? Было бы очень интересно. Фильм "Хребет России" просто замечательный. Я что-то и не припомню, чтобы об Урале снимали вот такие интересные документальные, да нет, даже скорее научные фильмы. Спасибо.
Уважаемая Оксана. Спасибо. Собственно про "матрицу" у меня - цикл статей "Уральская матрица", они все на этом сайте (слева). Наверное, стоило бы издать их книжкой с фотографиями, но кто это будет делать? А по фильму "Хребет России" есть большая и богато иллюстрированная книга "Хребет России", где, кстати, присутствует и Каменск-Уральский. Про коренное население Урала времён первого тысячелетия сложно сказать что-либо точно. Существовало несколько археологических культур. Все они очень хорошо описаны в книгах по археологии западного, восточного, южного Урала и Башкирии. Но об этническом определении однозначного мнения нет. Некоторые учёные говорят о финнах, некоторые - об уграх, некоторые - о финно-уграх, на севере - о самодийцах, некоторые учёные говорят о тюрках, пришедших во времена каганатов и смешавшихся с финнами, уграми или финно-уграми. Сарматов, к примеру (это три тысячи лет назад) относят к индо-европейцам или арийцам (это южный Урал), а сменивших их гуннов - к тюркам. Существует и концепция о том, что Урал был "котлом народов". В общем, в этногенезе Урала чёрт ногу сломит, и реконструкция этногенеза проводится как по антропологическим данным (костные останки), так и по археологическим (культурным), и по языковым (топонимика).
Здравствуйте, Алексей! Иван Грозный считал, что победил в Казани болгар. Князь болгарский в его титуле - после тех событий. Однако в "исторических" фильмах, учебниках их называют татарами. В 1926 году во время переписи населения болгарами себя назвали полтора миллиона человек. Представьте себе, что украинцы в истории зовутся Хохлами и т.п. Что вы думаете по этому поводу?
Уважаемый Тахир. Теперь я понял, что вы имеете в виду. Я не компетентен в истории татар (болгар) и не могу судить, какое самоназвание исторически правильно. Но называться народ должен так, как ему хочется. Вспоминаются даже курьёзные случаи, когда при последней переписи люди записывали себя по национальности эльфами и хоббитами. Глупо, конечно, но они имеют такое право. Неправильное название нации - не такой уж редкий случай. До 1940 года ханты назывались остяками, а манси - вогулами, и город Ханты-Мансийск назывался Остяко-Вогульском. До Гражданской войны казахи назывались киргизами. И так далее. В новое время Якутия стала Саха, ХМАО - Югра, киргизы - кыргызами. Если большинство нынешних татар желают называться болгарами, пусть так и называются. Надо, видимо, созывать референдум. Но если нация сжилась с названием татары, то уж ничего не поделать, хотя прежнее название тоже надо помнить. Ну, вот так я думаю.
Уважаемый Алексей! Благодарю Вас за развёрнутый ответ и лестную для меня оценку идеи совместного празднования 300-летия Перми и Екатеринбурга. Хотя, опять же и по Вашему ответу, ясен перец это тоже от безысходности положения Перми. Ведь наверняка масштаб торжеств в Екатеринбурге будет сопоставим с 300-летием С-Петербурга, и Пермь на этом фоне будет выглядеть традиционно жалко. Единственный шанс не затеряться на фоне Екатеринбурга - это к нему (ха-ха) примазаться! С вашей оценкой идейно-глобального и реально-регионального согласен в целом, хотя в России уже есть иные примеры: Универсиада в Казани (строятся объекты и развивается инфраструктура), саммит ШОС в Екатеринбурге в прошлом году(номерной фонд гостиниц там точно увеличился). На мой взгляд, все эти вещи могут тесно соприкасаться. Планы во времени могут быть подобны путешествию в пространстве. Едем мы в Екатеринбург, и нам не миновать Кунгура. Можем не заезжать, конечно, но, если хотим посетить Пещеру, то заехать обязаны -главное правильно расставить акценты. В связке экономика-культура полностью согласен. Вот пример: ради того, чтоб обозреть достопримечательности Екатеринбурга, я б туда не ездил. Но вот появилась там ИКЕЯ (которую совладелец сети "Семья" в Пермь не пускает), и езжу я периодически в неё на распродажу по железной дороге. Поезд прибывает в 6 утра, а бесплатный автобус от метро Геологическая в 8-15. Вот и гуляешь по городу от Ж/Д вокзала до недостроенной телебашни по ул. Свердлова, через Храм-на-Крови (дом Ипатьева), набережная пруда, Плотинка(куда без неё) и тд до цирка! И видишь, что отношение к своим памятникам архитектуры в Екатеринбурге лучше, чем в Перми (хотя и не без ЧП). Вот вроде прехал за халатами в ИКЕЮ по 149 рублей и за авокадо в Ашан за 20 рублей штука (чистая экономика, если не сказать физиология и психология), но удовольствие-то получаешь именно от лицезрения центра "города древнего, города длинного"! А теперь, если позволите, последний вопрос про шоу на 5 канале... Единственное, что мне там понравилось, это выступления искусствоведов-культурологов. Помимо интересных мыслей, мне показалось, что в выступлении куратора выставок Екатерины Дёготь был выдан ключ к пониманию того, почему Гельман и другие осели именно в Перми, а не скажем в Екатеринбурге (где Дёготь осенью будет участвовать в выставке индустриального искусства Урала). Она упомянула, что в университете в Екатеринбурге сильные искусствоведы(отделение или факультет, не помню), а в Перми таких нет. Я сделал вывод, что дать по рукам и сказать что то, что вы привозите, ТЕХ ДЕНЕГ НЕ СТОИТ, попросту некому. Нет сильных искусствоведов, вот они и чувствуют себя вольготно! Может, я и не прав. А вы как думаете?
Уважаемый Роман. Полностью согласен с вашим прогнозом про жалкий вид 300-летия Перми на фоне 300-летия Екатеринбурга. Просто я не хотел обвинений в том, что намеренно принижаю Пермь для демонизации гельмановщины, потому и промолчал. Согласен с вами и по поводу улучшения городов в результате Универсиады или саммита. Одна деловая встреча у меня была в Е-бурге в "Хайяте" - это да... Но я же говорю, так сказать, в идеале, в "дистиллированном виде". Реальность сложнее и неоднозначнее, но при таком разговоре, как наш, не стоит отвлекаться на частности - они уведут в сторону и подменят смысл. Оптимальный путь - как всегда, комплексный, а не однобокий. Но для доказательства необходимости комплексности мне приходится концентрироваться на её "отброшенной половине", то есть, на "однобокости". А теперь по поводу екатеринбургских искусствоведов. Я вообще-то сам закончил факультет искусствоведения Уральского госуниверситета в Екатеринбурге. Вы правы, но, на мой взгляд, не полностью охватываете ситуацию. Во-первых, да, школа искусствоведов в Екатеринбурге сильная, хотя её и подкосили новые времена. Но во-вторых, Екатеринбург и сам имеет мощные традиции актуального искусства. Ведь в Екатеринбурге 140 зданий конструктивизма - это крупнейшая в мире "архитектурная коллекция" стиля. В Екатеринбурге и "свердловский рок" - уральский образец актуальности конца 80-ых, и ранний Хотиненко, и Неизвестный, и Кормильцев, и Сигарев, и Коляда-театр, и даже "Синие носы", и многое другое. Разумеется, многие эти мастера и явления либо ушли насовсем, либо переехали в столицы, но в генокоде местной культуры есть своё представление о современном искусстве, и в гельмановском представлении екатеринбургская культура не нуждается. В третьих, в Екатеринбурге уже есть те институции, которые в Перми выстраивает Гельман и ко, чтобы рубить бабло: музей современного искусства, центр дизайна, современные театры, киностудия, издательства. Второго комплекта Гельману не дадут. И в четвёртых, в Екатеринбурге - столичное мышление. Екатеринбург смотрит на Москву на равных, а не с колен, как Пермь. И на московское жлобство легко ответит уральской наглостью. Екатеринбург заставляет считаться с собой. А гельманоиды ни с кем не хотят считаться и потому сидят в пермском болоте. Попытки делать арт-проекты в кооперации с екатеринбуржцами - это попытки задружиться с сильным пацаном из соседнего двора. Не потому, что этот пацан придёт на твой двор и побьёт тебя, а потому, что тот, кто дружит с первым пацаном соседнего двора, на своём дворе тоже выглядит первым пацаном.
Уважаемый Роман. Да, меня туда приглашали. Я отказался. Могу пояснить, почему. Главный вопрос культурного противостояния - не культура, а деньги. Если бы власть делила капиталовложения в культуру 50-на-50 - половину приезжим, половину местным, - то можно было бы говорить о соперничестве столичного и местного культурных проектов. Можно было бы сравнивать, что успешнее. Но власть приезжим отдаёт "всё", а местным - "ничего". Конкуренция невозможна в принципе - значит, истину не установить. А к разговору приглашаются все на равных, что создаёт иллюзию равенства в стартовых условиях. При такой режиссуре кажется, что столичный проект успешнее. Я не хочу своим присутствием подтверждать эту иллюзию. Подобный публичный разговор я вижу в таком формате. Предположим, М.Гельман имеет 140 миллионов рублей в год на свой музей. Плюс недвижимость. Пускай мне отдадут вокзал Пермь-1, что напротив музея ПЕРММ, проведут там ремонт, вручат мне рулить половину пермского бюджета культуры, оставив вторую половину Гельману, обеспечат губернатора, министра и сенатора на открытие любого моего мероприятия, и вдобавок на верхосытку дарят по 140 миллионов в год - и через год я согласен выйти на разговор, чтобы публика сравнила, какой из этих двух музеев будет успешнее и нужнее региону. А пока всё это есть у Гельмана, а у моей команды - только кредит на завершение "Хребта России" и разворованный чиновницей Мильграма проект "Пермь как текст". Это - разговор не совсем на равных. Разумеется, я утрирую. Но я это делаю, чтобы понятна была моя позиция. Если в одной деревне поставить на улице фонари, а в другой закрыть школу, то непорядочно устраивать между этими деревнями спор, где живётся лучше. Кто устраивает такой спор и кто соглашается в нём участвовать - те сами осознанно в игре подсовывают все козыри одному игроку. Или играем на равных - тогда лицом к лицу, как и положено, либо пусть тот, кто с козырями в рукаве, раскладывает пасьянс сам с собой.
Уважаемая Галина. Как я понял, вам не понравился "сниженный" тон? Отсутствие пиетета? Лично мне показалось уместным написать именно так, чтобы приблизить грозную тему к жизни обычного человека, чтобы получилось без пафоса, в котором слишком много гордости. Гордиться милитаризацией Урала не стоит - это, скорее, недостаток. А величия Жукова дружелюбно-уважительное "вояка" не умаляет.
Здравствуйте, уважаемый Алексей! Как мне показалось я уловил в некоторых ваших произведениях националистические ноты? Мне показалось или нет? Как вы вообще относитесь к националистическим идеям? Нужен ли на ваш взгляд национализм? Прошу мои вопросы не воспринимать как попытку спровоцировать конфликт. просто хотелось узнать Ваше мнение.
Уважаемый Григорий. Я бы попросил вас уточнить фразу, которая вас смутила. Я писал и о русских, и о татарах, и о башкирах, и о манси - и обо всех национальностях разное. Что конкретно вас зацепило? А вообще к национализму я отношусь с пониманием, но плохо.