Здравствуйте, Алёна.
Я ничего не знаю об этом писателе и его деятельности на Ютубе.
Уважаемый Алексей Викторович! Не становятся ли удивительно «злободневными» вот эти строки из песен Александра Галича, которые были написаны ещё в 60-х годах прошлого века?
«Снова, снова – громом среди праздности,
Комом в горле, пулею в стволе:
- Граждане, Отечество в опасности!
Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле!»
«И всё-таки я, рискуя прослыть,
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью, и днём твержу об одном –
Не надо, люди бояться!
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди за мной,
Я вас научу, как надо!»
И, рассыпавшись мелким бесом,
И поклявшись вам всем в любви,
Он пройдёт по земле железом
И затопит её в крови»
«Я выбираю Свободу,
И знайте, не я один!
И мне говорит «свобода»:
«Ну, что ж, - говорит, - одевайтесь
И пройдёмте-ка, гражданин»
Время в России пошло вспять, ибо эти строки стихов снова звучат так же пронзительно и актуально. К сожалению, новые Галич, Высоцкий, Цой не появляются. Окажемся в новом средневековье, – и тогда они возникнут?
Уважаемый Григорий.
Да, актуальные слова.
Оговорюсь, что я не согласен с утверждением Галича, что надо бояться тех, кто говорит: "Я знаю, как надо". Есть люди, которые реально знают, как надо, - чаще всего их и бьют этими словами Галича. Тут Галич перегнул палку. В результате дал оружие демагогам.
Новых поэтов гражданского звучания не появляется по многим причинам. Одна из них - отсутствие гражданственности (или гражданский консенсус на основе лжи). А другая причина - соцсети. Песни надо петь, а не постить, тогда они и будут народными песнями. Так что этот формат ушёл в прошлое, и ждать его возвращения бесполезно "по техническому обоснованию".
Здравствуйте, Алексей Викторович. Что вы думаете о таком инструменте как самиздат и его перспективы? Насколько я знаю, издательства выплачивает около 5-15% роялти (может быть чуть больше для известных авторов), тогда как самиздат даёт от 25 до 80% в зависимости от ресурса. Зачем новому автору стремиться в издательство, которое в лучшем случае будет выполнять маркетинговую роль, если вообще не забудет о тебе после печати первого тиража, при этом забирая у автора 90% дохода. Рекламу можно приобрести и у блогеров и у самих ресурсов, куда можно выкладывать произведения. В чем особая роль издательства в современных реалиях?
Здравствуйте, Алексей.
Думаю, за самиздатом (точнее, за связкой "самиздат - сетевая реклама - интернет-магазины") очень большое будущее. Но, увы, не скорое. И эта система существования литературы (назовём её онлайн-системой) не вытеснит традиционную: они будут конкурентно сосуществовать.
Преимущества издательств не собственно в издании книги, а в сетях распространения. Например, крупнейшее издательство АСТ входит в один холдинг с крупнейшим сетевым магазином "Читай-город". Издаёшься в АСТ - продаёшься в "Читай-городе" по всей стране. Однако ещё очень важна реклама, на которую у автора просто не хватит денег и ресурсов. Я говорю не о баннерах и уличной рекламе. Издательство рассылает книги (или тексты) ведущим критикам и блогерам, а критики и блогеры читают эти тексты, потому что издательство имеет авторитет. Авторитет издательства для начинающего автора заменяет его собственный авторитет. Это важно. Ведущие специалисты не будут читать текст без авторитета, у них просто нет времени. Прочитав текст (на самом деле такого почти не бывает, читают "по диагонали"), критики и блогеры публикуют свои отзывы в СМИ. И издательство не проплачивает отзывы, это миф. Кроме того, издательство рекламирует книгу и в сетях книжных магазинов, чтобы менеджеры этих магазинов заказывали новинку. Это не абсолютный способ, так как менеджеры ориентируются и на предзаказы покупателей (сформированные рекламой и отзывами в СМИ), но тоже важный инструмент продвижения. А вопрос гонорара - далеко не первый. Так что издательства хоронить ещё рано.
Вы ведь можете проверить всё практикой. Напечатайте свой роман книгой с тиражом в 1000 экземпляров и сложите под кроватью. Разошлите свой текст ведущим блогерам (и заплатите им, чтобы они прорекламировали). И подождите: сколько книг для продажи примет у вас, например, OZON? Увы, думаю, нисколько. В нашем обществе и в нашей культуре такая технология ещё не развита. Но придёт время, когда она заработает.
Здравствуйте. Алексей Викторович, недавно услышал, как вы сказали, что наша литература не интересна западному читателю, потому что мы топчемся на одном месте со старыми проблемами (это не дословно, прошу прощения). Можно ли чуть подробнее? Я согласен, что там чаще попадается интересная структура, но по содержанию... взять топовых Франзена, Тартт, Исигуро. Все те же конфликты, вечные вопросы и т.д. Абсолютно ничем не превосходит ни вашу прозу, ни пелевенскую, ни прозу Петрушевской, если не сказать уступает. Для меня это вопрос плохой рекламы. Или я что-то не так понимаю? Заранее спасибо
Здравствуйте, Александр.
Вы правы, но ведь одно другому не мешает.
Когда я читаю современную западную прозу, я удивляюсь несоответствию примитивности текстов и значения в культуре. Отечественные авторы выше на голову. Но западные авторы, пусть и плохо, пишут о том, что актуально для современного мира, а отечественные перерабатывают уже отработанное, пусть и делают это гораздо лучше. Адекватному читателю всё-таки интереснее то, что происходит сейчас: атомизация общества, неподлинность личности, размывание идентичности, падение пассионарности, тупик благополучия - а не страдания человека при тоталитаризме и выяснение, что лучше - свобода или несвобода? Западный человек уже отстрадал своё и определил приоритеты. Поэтому Запад будет читать слабую прозу, но о современности, - то есть свою, а не хорошую, но о прошлых проблемах, - то есть российскую. И реклама тут роли не играет.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Разрешите заставить вас немного пофантазировать. Представьте, что вы только что закончили свою первую книгу. У вас нет продюсера, имени и аудитории. Как бы вы попытались продвигать своё творение? Какие площадки использовали? Какие инструменты? Я думаю, из тех, кто читает на этом сайте вопросы/ответы может быть будет полезны ваши идеи. Спасибо! И успехов вам!
Уважаемая Елена.
Что бы я сделал? Я бы ошибся в выборе стратегии.
Не посылайте роман в журнал. Не издавайте книгой за свой счёт или в провинциальном издательстве на грант от местных властей. Не публикуйте в Сети на каком-либо ресурсе, даже уважаемом.
Есть два наиболее вероятных пути. Первый - отправьте текст на какую-нибудь литературную премию, где рассматривают и неопубликованные рукописи: авось наградят, и тогда про ваше произведение узнают издатели. Второй - найдите влиятельного в литературном мире человека, который порекомендует ваш роман издательству (это можно сделать на семинаре начинающих авторов). Путь "по знакомству" - всегда самый лучший.
Можно попробовать и самостоятельно послать роман в редакцию издательства. Вряд ли там прочитают, но чудеса случаются. И для представления романа всегда имейте синопсис - краткое изложение на страницу текста. Начните со знакомства с сайтами издательств.
Можно попробовать воспользоваться услугами литературных агентств (они есть). Но про них я ничего не знаю.
Добрый день, Алексей Викторович. Буду благодарен получить от вас совет. Я задумал написать роман, но есть проблемы. Пару лет я был в процессе продумывая сюжета, героев, процесса повествования. Мне кажется, с этой задачей я справился неплохо. Но пришло время садиться за компьютер и выяснилось, что кажущуюся в голове четкую картинку довольно сложно описывать словами. Вроде бы я знаю о чем хочу написать, но детали, мелочи, кто куда пошёл, кто что сказал, что происходит вокруг - очень сложно складывать в предложения. Может это неуверенность в своих силах, может другие причины, но даётся очень тяжело каждое предложение. Как преодолеть эту ситуацию? Спасибо за ответ. Надеюсь, не очень сумбурно получилось, и вы понимаете о чем я.
Уважаемый Дмитрий.
Да, я понимаю, о чём вы. Могу сказать, что эта ситуация - норма. Она и есть собственно писательство. Люди, которые рассуждают о вдохновении, никогда не сталкивались с подобным положением, когда надо чисто технически просто придумывать мизансцены и реплики, чтобы всё выглядело естественно и легко. Вдохновением, полётом фантазии тут и не пахнет. Тут нужен опыт наблюдений, умение экстраполировать, понимание сути события. У каждого писателя свои приёмы "взламывания" такой немоты. Я предпочитаю самый простой: сижу, курю и придумываю шаг за шагом. Ничего непосильного в этом деле нет, главное - не бояться. Если что-то не получится, то можно и переделать, но даже неудачный вариант будет полезен, потому что он "расшевелит" воображение и выявит контуры повествования. Так что совет у меня один - упрямо вспахивайте целину и не разочаровывайтесь, что оказалось так трудно.
Здравствуйте Алексей Викторович. Хотел бы узнать ваше мнение о новеллистики (малой проще в целом). Есть ощущение, что такой жанр литературы в настоящее время практически забыт и мало кому интересен. Что-то пишется, безусловно, но мало-мальски популярным это не становится, больших тиражей не имеет. Я понимаю, что ныне модные детективы и фэнтези жанры предполагают громадные объемы, а то и целые серии, но я (надеюсь, не только я) быстро пресыщаюсь большими романами, а ко вторым томам тем более интерес быстро падает. Чаще начинаю замечать, что из любого романа можно выбросить целые куски, что не сильно повлияет на целостность произведения. Не хватает новых авторов вроде Тед Чана, Элис Монро и других. У малой прозы, определенно, есть свой шарм, неужели у него нет будущего?
Здравствуйте, Андрей.
К малой прозе я отношусь с величайшим почтением. На мой взгляд, это самый трудный формат прозы. Это не "сокращённый роман", не "случай", не "эпизод", не "этюд", а нечто особое - по сути подобное стихотворению.
Дальше надо разбираться.
Разумеется, издателям больше нравятся романы. Они лучше раскупаются. Ничего оскорбительного в этом нет. И ещё издателям нравятся серии - романы с продолжением. Вот в этом случае чаще всего мы имеем дело с халтурой или самоэпигонством авторов. Издатели идут на это ради денег, а писатели - по разным причинам. Кто-то тоже ради денег, кто-то - ради повторения успеха первого произведения, а кому-то реально нравится придуманный мир, герой или сеттинг.
Читателям тоже больше нравятся романы. Интеллектуально мы живём в мире "длинных историй", и ничего с этим не поделать. Короткие истории окружают человека со всех сторон: новости, посты в соцсетях, рассказы знакомых, анекдоты, какой-нибудь "комеди-клаб". От писателя читатель хочет получить то, чего недополучил в жизни, - "длинные истории". В этом тоже нет ничего оскорбительного.
Безусловно, есть романы, которые легко можно сократить. Ну и что? Не в этом дело. Многословие, конечно, грех, но суть романа не в большом количестве слов, а в масштабе охвата. Многословие просто отталкивает читателя, но не влияет на суть формата. Романы получаются плохими не потому что большие, а потому что авторы не справляются с романной структурой, которая должна "держать" масштаб.
А вот падение статуса новеллы - вещь печальная. Издатели тут не виноваты. Виновата общая культурная ситуация. Вотчина рассказа - журнал, а литературные журналы умерли. Посты в соцсетях создают у читателей ощущение, что новелла, рассказ - это нечто несерьёзное, "я тоже так могу". Однако новеллисты всё-таки ещё способны добиться популярности и уважения. Например - Слава Сэ (очень хороший писатель и человек, он умер год назад от ковида). Хотя в целом "малый жанр" сейчас в упадке, в этом вы правы. Поднимется ли он - не знаю. Предпосылок к этому я пока не вижу.
Здравствуйте, Иван.
Никакого скрытого архива у гостевой страницы нет. Всё, что есть на ней, - в доступе.
Здравствуйте, Ашек.
Первое издание "Горнозаводской цивилизации" - издательство АСТ (Москва), 2014 год.
Здравствуйте, Нияз.
Я много раз рассказывал эту историю, но расскажу и ещё раз - вкратце. Имеющаяся "Общага" - только часть того романа, который я намеревался написать изначально. Но, написав то, что есть сейчас, я понял, что продолжать не нужно: всё уже сказано. Так что судьба героев мне известна. Отличник остался жив, его откачали, но он отчислился и уехал домой, так и не узнав, что Серафима тоже жива. В аварии она сломала руку и попала в больницу, потому и не вернулась к Отличнику вовремя.
Уважаемый Алексей Викторович! Известный литератор Людмила Улицкая сказала в недавнем интервью: «Средний человек, в основном, идиот. Мыслящих людей от 7 до 10 процентов». Вероятно, она права. Но сами средние люди не считают себя идиотами, они убеждены, что оппозиция и либералы это пятая колона и агенты Запада. Включается конспирология: Запад ненавидит Россию, поэтому те россияне, которые против президента РФ, - враги народа. Они или продались Западу или зомбированы чужими СМИ.
Алексей Викторович, может быть, вместо бесполезных дискуссий с такими людьми помнить слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»? В лучшем случае они скажут: «Ваше мнение интересно, хотя, конечно, с большей частью мы не согласны. Мы одобряем решения президента РФ и верим ему, потому что хотим быть патриотами нашей Родины. Наша армия сильна и непобедима. Западные ценности нам не нужны. Главное - суверенитет России, её самобытный путь, а демократия народу не нужна». Не кажется ли вам, что только после ухода основной массы людей с советским прошлым, возможны перемены?
Уважаемый Григорий.
В чём-то, конечно, да, но не во всём. Глупость - не наследие СССР. Она останется - и всё равно будет определять нашу жизнь. На смене поколений из этой ямы не выехать.
Здравствуйте! Алексей Викторович, спасибо за ответы, было действительно интересно почитать Ваше мнение, хотя конечно с большей частью не согласен. Хотел бы ещё спросить - Вы не находите парадоксальным, что про "зомбирование российским ТВ" как правило говорят люди, слово в слово воспроизводящие штампы западной пропаганды, точно также абсолютно не воспринимающей инакомыслие? Когда зомби называет других "зомбями" это выглядит несколько комично. И второй вопрос, не попытка кинуть камень именно в Ваш огород и как-то поддеть, а просто как общее впечатление от поведения части нашей бывшей "культурной элиты" - может дело в том, что большая часть населения никак не связана с Западом кроме туристических поездок и ассоциирует себя исключительно со своей страной, а так называемое "не зомбированное меньшинство" просто связано с Западом материально. Как говорится, "какая там Родина, не буду "клеймить зомбей" - по карману ударят и отдохнуть в Париж не пустят". Спасибо.
Уважаемый Сергей.
Начну со второго вопроса.
Почему вы считаете, что если у кого-либо есть деловые интересы на Западе, он непременно ангажирован Западом и в своих убеждениях тоже? Это психология слуги, а не работника. Работник думает так: "мне заплатили - я отработаю". Слуга думает так: "мне заплатили - я буду предан". Работник может быть не согласен со своим работодателям - он просто работает, и всё. А слуга всегда согласен. Продавая труд, работник не продаёт душу. Так что не важно, где люди зарабатывают - в России или на Западе. Если они свободные люди, то и мыслят свободно - хоть там, хоть здесь. Лично у меня нет ни счетов на Западе, ни имущества, ни проектов - ничего; я там и не живу, но думаю так, как думаю. Вот лично вы пользуетесь интернетом, вы в нём заинтересованы (потому что без него хуже), но вы же не разделяете убеждений тех, кто предоставляет вам это благо - продукт Запада. Почему же других подозреваете в подобной продажности? Так что не надо непременно сводить всё к примитиву. В романе "Блуда и МУДО" такую стратегию я назвал "пиксельным мышлением".
И первый вопрос.
Я не полезу в дебри спора об очевидном, а скажу как взрослый человек. Есть константы общественной жизни, выработанные человечеством в течение столетий. Если какое-либо сообщество попирает эти константы, искренне считая себя вправе так делать, то оно либо недоразвито, либо зомбировано. Третьего не дано. Когда США полезли на Ирак, они были зомбированы ложью о наличии ядерного оружия и комплексом своей идеальности. Дальше мысль продолжайте сами. Сам факт того, что я не могу говорить открыто, хотя ни к чему не призываю и никого не оскорбляю, свидетельствует о том, что наше общество несвободно, а несвобода и есть зомбирование. В Европе я могу восхвалять то, что делает Россия: меня, наверное, осудят, но рот не заткнут.
Здравствуйте, Денис.
Обращение "здравствуйте Алексей Иванов" - невежливое. Имейте в виду, что так обращаться к людям не принято.
Продолжения романа "Пищеблок" не будет. Возможно, будет второй сезон сериала, но я к нему не имею отношения.
Здравствуйте Алексей Викторович! Пишет вам, читатель, а ныне уже чтец-любитель, и вопрос у меня очень простой, я начитал вашу книгу-Как кроили Украину, и поэтому хотелось не нарушая ваших авторских прав, выслать данное аудиопроизведение бойцам на Донбассе, так скажем в виде гуманитарной психологической помощи, да я думаю эта книга не повредит некоторым упоротым личностям, в историческо-воспитательных целях,что бы понимали что минул целый век, но повторяется все то же самое!С уважением Андрей!
Андрей,
это книга другого Алексея Иванова, я не имею к ней ни малейшего отношения.
Уважаемый Владимир.
Пожалуй, что такого желания у меня нет, хотя зарекаться не буду. Но в целом исторический жанр - не единственный, в котором я работаю.