Добра и Света!С удовольствием прочел Вашу дилогию "Тобол",киношку смотрел-отстой и "клюква",режиссера в прорубь за такое паскудство!В своем романе Вы затронули целый ряд очень интересных и неоднозначных тем,это и раскольники,малые народности,судьбы пленных шведов,ссыльных сподвижников гетмана Мазепы,ментальность людей Запада и Востока,ряд др тем.Видно,что Вы проделали не малую работу,однако,у меня сложилось впечатление,что многое осталось за рамками романа.Мой вопрос касается жанра интерактивной книги. Планируете ли Вы работать в данном жанре?Например роман "Тобол",содержит массу информации требующей ссылок,карт,развернутых пояснений даже для людей хорошо знающих Историю.Думаю-читателям,которые все больше используют электронные версии книг это просто необходимо!Книга действительно станет живой,сетевые версия со звуком,а возможно,местами и с небольшим видеорядом.Это уже целый мир с интерквелами,мидквелами и т д и тп.Понимаю,что работа такого рода это уже не есть литература в чистом виде.Для таких проектов нужна команда,но все же???
Уважаемый Богдан.
Мне очень импонирует жанр интерактивной книги. В каком-то смысле писать к "Тоболу" "Дебри" - работа именно в этом направлении. Но сам я заниматься этим не буду. Если появится команда, то согласен консультировать. Однако не надо забывать, что текст - это собственность издателя, и "самопальная" электронная интерактивная книга - пиратский, то есть незаконный, продукт. Если такую книгу захочет делать издатель - я поучаствую по мере сил, если частный человек - то я не имею права помогать.
Уважаемая Екатерина.
Я не занимаюсь этим проектом и не отслеживаю его в каждом движении. Следите за местной прессой: если киношникам потребуются актёры, они сами объявят о кастинге в прессе.
Уважаемый Станислав.
Спасибо за правку. При возможности исправлю.
Уважаемый Алексей Викторович! Замечательно, оригинально, душевно, лирично, весело – это я под впечатлением от сказочного «Победитель Хвостика», созданного вами ещё в 1990 г. Время не властно над тем, что написано искренно и отмечено вдохновением. Хорошо, если какой-нибудь талантливый молодой режиссёр сделает фильм по книге, и там прозвучит песня на стихи Бориса Рыжего «Уфалей»? Ведь этот стих созвучен теме произведения?
«Я на крыше паровоза ехал в город Уфалей
и обеими руками обнимал моих друзей —
Водяного с Черепахой, щуря детские глаза.
Над ушами и носами пролетали небеса.
Можно лечь на синий воздух и почти что полететь,
на бескрайние просторы влажным взором посмотреть… »
Уважаемый Фёдор.
Согласен с вами.
Мы с Рыжим жили в одном городе, в одной географии, в одной атмосфере, поэтому стих про паровоз в Уфалей так созвучен "Хвостику". Только я лет на десять старше Рыжего, поэтому написал "Хвостика" лет на десять раньше, чем он свой "Уфалей".
Дорогой Алексей Викторович! Только что дочитал Вашу "Общагу". Впечатление потрясающее. Я не представлял себе вначале, какого уровня этот трагико-философский роман. Оплакивал Ваших героев так,как будто это мои собственные друзья или родственники. Меня мучают два глупых вопроса: есть ли в романе хотя бы какие-то автобиографические элементы и было ли у Отличника настоящее имя- быть может для самого автора? Преклоняюсь снова перед Вашим - поистине гениальным дарованием. И.Д. Михайлов
Уважаемый Иван Дмитриевич.
Спасибо, хотя я поостерегусь принимать столь высокие оценки.
Имени у Отличника не было даже для меня. А вот автобиографичность - вполне присутствует. Есть реальная общага в Екатеринбурге, которую я и описал. Многое из того, что происходит в романе, происходило со мной или моими друзьями, когда я был студентом УрГУ. Многие персонажи имеют прототипы из моего личного круга общения.
Уважаемый Алексей Викторович! В «Географе» есть глава, написанная от первого лица. Это самая важная и сильная часть книги. В последующих ваших романах такой способ повествования не используется, хотя в ранних произведениях это было. Вы больше не предполагаете писать от первого лица? Или можно надеяться?
Уважаемый Фёдор.
Этот приём пока мне как-то всё не пригождается. Но вполне возможно, что пригодится в будущем.
Уважаемый Дмитрий.
Если вы имеете в виду деньги, то единственный способ - легальная покупка книги (аудиокниги или электронной версии).
Уважаемый Вадим Михайлович.
Спасибо. Но продолжения этого романа не будет. Я сказал всё, что хотел сказать.
Алексей Викторович, чему Вы отдадите предпочтение: аудиокниге, озвученной поставленным актерским голосом, или же, традиционной "полиграфической" хорошо иллюстрированной книге?
За какой из них будущее, или они могут спокойно вместе сосуществовать?
Спасибо.
С уважением,
Андрей Сдобин.
Уважаемый Андрей.
Эти форматы спокойно сосуществуют и почти не конкурируют. В мире борьба за время потребителя, и в этой борьбе печатная книга соперничает с телевизором и компьютером, а аудиокнига - с музыкой и радио. Если вы хотите приятно провести вечер, то выбираете: почитать, посмотреть телик или порыскать в соцсетях. Если вы стоите в пробке, то выбираете: послушать аудиокнигу, музыку или стендап-комика. Когда свободны глаза, то одна конкуренция, когда свободны только уши - другая.
Уважаемый Михаил Владимирович.
Детализировать я не могу, потому что это слишком большой текст. Лучше вы сами детализируйте свой вопрос, и я отвечу, потому что секретов нет.
Отвечать на вопрос об актёре для меня некорректно. Я не зритель, а участник процесса, и в этом случае действует корпоративная этика.
Здравствуйте Алексей Викторович. Вы один из моих любимых писателей. В ваших произведения нахожу отдушину для отдыха и наслаждения процессом чтения. Героям ваших книг всегда сопереживаешь и погружаешься с головою в мир фантазии и приключений. Отдельно хочу отметить ваш тонкий юмор. Как не печально, но нынешнее поколение режиссёров и продюсеров далеки от сути ваших книг и экранизации оставляют желать лучшего. Я не кинокритик, а простой почитатель вашего таланта, поэтому надеюсь, что вопрос качественных экранизации когда-нибудь будет решён режиссёром любящим и понимающим ваши книги. Желаю вам здоровья и новых идей. Леонид 33 года
Уважаемый Леонид.
Спасибо. У меня готовятся новые экранизации, и я уверен, что они будут лучше "Тобола", так что всё нормально.
Алексей, добрый день. Мысли разбегаются, даже сложно выстроить вопрос. Суть такова. В Ваших произведениях настолько мастерски у Вас получается из частных характеров, образов, персонажей, их поступков, вывести важные глобальные вещи - вопросы Добра и Зла, Любви, борьбы в душе человека, темы Родины, Бога. Это непостижимый для меня процесс движения писателя от частного к общему. От мелких (как будто бы) людей с мелкими же (казалось бы) их страстишками, вырастают вопросы больших, основополагающих ценностей. В итоге, я, читатель, прихожу к тому, что начинаю думать, размышлять о вещах, о которых в повседневной суете забываешь. В чем секрет? Как Вам удается этого достичь? Это какая-то магия. Поделитесь, если этому можно научить, ну или показать путь. И еще. Не могу не сказать. Алексей, Ваши Тоболы были для меня как глоток воды в жажду, я понимаю, что именно их я столько ждал. Я читаю много, но все не то. А от Ваших книг я получаю наслаждение, как бы высокопарно это ни звучало.
Уважаемый Андрей.
Большое спасибо. Мне очень приятно было это прочитать.
Хотя я не знаю, как вам ответить. Чисто технически это выглядит так. Я всегда определяю для своих героев их отношение к этим важным вещам. Если герои попадают в ситуацию выбора или если им приходится поступать вопреки своим убеждениям, они - и я - поневоле начинают рассуждать. То есть технически я ставлю героев в ситуацию психологического дискомфорта от сверхбытовых обстоятельств. Конечно, этим ответ на ваш вопрос не исчерпывается, но вряд ли я могу что-нибудь добавить.
Г-н Иванов, большое спасибо, что находите время на ответы здесь!
Некоторое время назад я задавала Вам вопрос: общаетесь ли Вы с молодыми писателями, читаете ли рукописи, рекомендуете к печати в издательствах (этот вопрос возник у меня вследствие Ваших частых упоминаний о том, как сложилась Ваша собственная профессиональная история: "Прорваться мне помогло знакомство. У нас в стране по-прежнему очень многие вещи реальны только при личном знакомстве, а не по заслугам").
Вы ответили, что не читаете, не рекомендуете и не планируете. Я очень признательна за ответ, хотя, не скрою, был он для меня несколько неожиданным. В большинстве своих произведений Вы так или иначе поднимаете тему "личность против тусовки" - где герой, продолжая бить в одну точку, все-таки добивается своего. Даже если можно "по-простому", но против совести.
Из того, что приходит на ум: Осташа Петров и Алферка Гилев. Алферку вроде нечем попрекнуть: перекинулся в толк, которому прилежат самые умелые, влиятельные, сильные сплавщики на Чусовой (и ведь не в магометане! как был раскольником, так и остался), но то, как "делают карьеру" Алферка и Осташа, если и не соль всего романа, то, по крайней мере, не случайный элемент сюжета. Вообще мне казалось - и кажется! - что главная движущая сила романа - пример того, как правда в сочетании с бойцовским характером позволяет одолеть не просто пару недоброжелателей, но буквально любую силу, десятки, сотни недругов, преодолеть все, что угодно.
И вместе с тем Вы постоянно говорите о том, что писательский успех - дело случая, вопрос везения и т.п.
После Ваших интервью мне диалог среднестатистического издателя со среднестатистическим писателем стал видеться в духе разговора Осташи с Кузьмой Егорычем:
"— Да кто тебя знает-то, сопляка? Кому надо тебя оплевывать? Нету тебя, понимаешь? Я вот смотрю на тебя в упор — и не вижу! Нету теперь и имени Переходов! Кто теперь тебе поверит, кто заказ даст? На меня одного у тебя надежда была, а мне на тебя плюнуть и растереть и мзда твоя не нужна!
Лицо у Кузьмы Егорыча тряслось, но слова его были обдуманы, прозвучали не в запале ругани. И Осташа, зверея, чувствовал, что тонет, как в трясине — ни рукой, ни ногой не шевельнуть. За Кузьмой Егорычем стояла неправая, но сила — тупая, равнодушная, подлая".
Неужели не существует способов наверняка прийти к успеху, будучи талантливым писателем? Только надежда на случайное знакомство с полезным человеком?
Что бы Вы посоветовали, грубо говоря, Иванову Номер Два, если бы такой прямо сейчас жил где-то в провинции и написал свой первый роман (уровня "Географа", "Сердца Пармы" или даже "Пищеблока")?
Г-жа Алина.
Чувствую ваше недовольство - и понимаю его причины.
Вы меня спросили о самом надёжном пути - и я ответил, исходя из своего опыта. Другие пути тоже вероятны. Надо пробовать все варианты.
Познакомьтесь с опытом Алексея Сальникова (путь через публикацию в толстом журнале и премию), Андрея Рубанова (путь через издание книги за свой счёт), Гузели Яхиной (путь через литературное агентство). Но это не мои пути, и я не знаю их особенностей.
Путь личного знакомства, путь удачи, не предполагает пассивного ожидания у моря погоды. К удаче надо быть готовым, иначе израсходуете шанс впустую. Подготовка к удаче - это и есть работа. Так сказать, продукт. Он пригодится вам на любых других путях. По большому счёту, издательствам не очень интересно одно сильное произведение. Издательствам интересны авторы, которые могут работать много и стабильно, выдавая сильные произведения с хорошей регулярностью. А доказать, что вы именно такой автор, можно лишь с несколькими готовыми произведениями на руках. У меня на момент удачи было три романа: "Общага", "Географ" и "Парма". Если бы у меня был только один роман, вряд ли бы я прорвался, потому что гонорар начинающего автора небольшой, и его не хватит, чтобы освободить себя от прочих рутинных работ своей жизни и быстро написать второе произведение, а долгий срок ожидания может обнулить удачу.
Вы можете не соглашаться со мной: я не претендую на объективность. Когда я сам прорывался, несколько известных людей обрисовали мне технологию работы писателя ("ты должен давать два небольших романа в год, иначе тебя не возьмут"), и эта технология мне не понравилась, и я ей не последовал, и оказался прав (опубликовав два романа в 2003 году, следующий роман я сдал только в 2006-ом, но меня не забыли читатели и от меня не отказались издатели). С той стратегией, которая вам нравится, вы тоже можете оказаться правы, а я со своим мнением пойду лесом. Дело житейское. Но продолжайте стучать во все двери. Как говорится, бог помогает упрямым. Моё упрямство заключалось в том, что я продолжал писать другие романы. А Илья Стогов, например, с одним романом обошёл два или три десятка издательств - и пробился. Может быть, я бы поступил так же, как он, но в моём городе не было двух десятков издательств.
Так что если ваше негодование объясняется вашим несогласием с моим мнением - то это правильно. А если оно объясняется моим отказом помочь фактически - то вы напрасно расходуете душевную энергию.
Уважаемая Ольга.
Спасибо за приглашение, но на это время я уже занят.
Вообще моими поездками и встречами занимается мой продюсер Юлия Зайцева. Её координаты здесь, на сайте, справа вверху. Если у вас появятся другие предложения, то пишите ей.
Уважаемый Михаил.
В вашем послании нет вопроса, и мне не на что отвечать. Могу адресовать вас в фейсбук Юлии Зайцевой, которая опубликовала моё мнение о фильме.