уважаемый Алексей!Формулировку про добро и зло я Вам дарю,хотя не уверена,что она моя.Мы с Вами в некотором смысле коллеги(я тоже когда-то читала лекции по МХК студентам политеха).Красивые и точные формулировки-это то,что особенно привлекает меня в Ваших книгах.Но,кто про что,а я опять про "Золото бунта".Вы очень красиво сформулировали суть русского народа.Цитирую,чтобы не отнекивались:"Душа народа только в деле жива...Нет дела общего-и нет души...".И уже просто браво!:"...добр народ,но за првду не встанет стеной,зол народ,но не искорыствуется...Народ-межеумок.Нету в нем воли за себя".А вопрос такой-сейчас как-то не модно про народ философствовать,Вас это действительно трогает,Вы считаете об этом надо говорить или просто оригинальничаете?
Дорогая Яна, кто ж оригинальничает столь неоригинальными темами? Нет, я говорил серьёзно. Эти мысли для меня важны. В романе они выражены применительно к романному сюжету, романному времени и весьма определённому месту действия. Поэтому они там есть. А со статьёй о русском народе я бы не полез, скажем, в журнал "Эксперт" или в газету "Коммерсант". Хотя бы потому, что не верю в наличие вообще хоть какого-нибудь народа в современных социальных условиях. Время народов прошло. Русского - тем более. Но гигантские скопления людей на определённых, одних и тех же территориях продолжают существовать. Сейчас они называются (и являются) иначе - как общество, как социум, как нация... И они живут по тем же законам рождения-развития-смерти, что жили и народы. Но суть их уже иная. На мой взгляд, в России сейчас люди есть, а сути их соединения - нет вообще. Но это разговор долгий и сложный, да и сам я - доморощенный социолог-самоучка.
Уважаемый CENT. Для меня контркультура - то же самое, что и для всех. Ни в коем случае не абсурд и не пугало. Но и не моя среда обитания. Я к ней отношусь очень лояльно, потому что для меня главное то, что это всё-таки "культура", а уже потом - "контр".
Дорогая Марина, а как вы сами считаете, что я должен был испытать, кроме разочарования? Я не настолько преисполнен самолюбования, чтобы на большую аудиторию барски рокотать о вещах, важных только мне одному. А деньги, договора, агентские отношения - это сугубо мои частные вопросы, значимые лишь для меня. Хотя многие считают, что узнавание всего этого в чём-то может помочь и им самим. Но это всё равно, что постигать суть времени, разбирая будильник (причём, чужой).
Алексей, как я поняла, вы не относите школьников к своей читательской аудитории. Толстой ("Война и мир"), Горький ("На дне"), Островский ( "Гроза") или Достоевский ("Преступление и наказание") тоже писали эти произведения не для детей. И за редким исключением дети их не понимают. Что вы думаете о школьной литературной программе? О цели изучения литературы в школе? Что дали уроки литературы в школе именно вам? Каким был ваш первый литературный опыт? Спасибо за ответ.
Уважаемая Марина! Вы столько вопросов задали сразу... Так. Первое. Про свой первый литературный опыт я рассказывать не хочу. Так как это вещь, практически, интимная. Не по причине темы или адресата, а по причине изначальной НЕнаправленности ни на какую аудиторию, кроме меня самого, молодого, практически безмозглого и жутко наивного. Второе. Уроки литературы в школе мне, в общем, ничего не дали. Всю школьную литературу, предназначенную на предстоящий год, я обычно прочитывал летом на каникулах. Весь мой этический и эстетический опыт, полученный в результате этого чтения, был обретён мной самостоятельно, без учителя (я же говорю - каникулы). Школьный уровень разбора мне уже ничего нового не давал. Третье. Школа без литературы, на мой взгляд, существовать не может. Не из-за морали, которую внушает литература, а из-за того, что литература развивает гуманитарность мышления - то есть, его широту, объёмность, образность, красочность, вариативность. Без этих качеств, полученных через гуманитарность, любое другое мышление (например, абстрактное, или естественно-научное, или даже религиозное) будет узко, сухо и бесплодно. И четвёртое. Наверное, я не прав, но мне кажется, что литературу в школе - практически, всю! - подбирают неверно. Не надо пичкать школьников русской классикой, бесконечным 19 веком и прочей отдалённой средой обитания. Школьники должны читать произведения о своём времени, современные. Не Толстого и Достоевского, а, скажем, Крапивина, Коваля, Стругацких. Во-первых, все нравственные нормы русской классики можно проиллюстрировать и на примере этих авторов. Во вторых, это искусные авторы, и на их примере можно научить, как строится литературное произведение, даже лучше, чем на жанрово-смутном примере "Преступления и наказания". А в третьих, такой подбор книг будет актуален, интересен подростку, и подросток приучится к чтению. Если он привыкнет читать и будет читать дальше, он не пролетит мимо Толстого, Достоевского, Гоголя...
Уважаемый Алексей! Простите за назойливость... Вопросы возникают парами... Я понимаю, что вы человек занятой, но было бы идеально пригласить вас в гости и пообщаться с вами, хотя бы одну ночь, на кухне,за бутылкой вина... Зато я бы больше к вам не приставал:) Ну да ладно, мечты мечтами... 1. Алексей, скажите, каково ваше отношение к культуре хиппи, старому английскому и американскому року и на сколько близки вам идеи этого пласта культуры (или контркультуры, как их принято называть)? 2. Безумно хочется вступить с вами в спор, диспут или полемику (смотря как называть:)), но возможности сего сайта страшно ограничены, ваши временные рамки тоже, как быть и готовы ли вы к этому? Я хочу поблагодарить вас за совет...:) А на счёт Бел Кауфман, мне книга показалась очень тёплой и доброй, такой же, как географ. Хотя, оттенки, конечно же, разные... Впрочем, вам виднее, раз у вас есть опыт работы с учениками. Спасибо Вам! С уважением, Андрей Февральских, город Нижний Новгород.
Уважаемый Андрей! Честно скажу, к дискуссии я не готов. По причинам, которые называл уже неоднократно. А к хиппи, року и проч. я отношусь с симпатией, хотя всё это знаю очень и очень и очень поверхностно. Но мне нравится их драйв.
Андрей, родину я, безусловно, люблю, хотя именно поэтому очень многие вещи меня в ней бесят. А вот общего определения понятию "родина" у меня дать не получается.
Уважаемый Алексей! Нынешний год проходит у меня под знаком Географа, часто я вспоминаю эту книгу, её персонажей, и даже подумываю о том, чтобы поплнить ряды преподавателей. Не географии, правда, а физики, математики или литературы (дикое сочетание, не правда ли?:)) Честно говоря, я плохо знаю вашу биографию (чуть не написал "географию":)), уж извините, потому мой первый вопрос таков: работали ли вы преподавателем в школе? И если "да", то преподавателем чего и какие впечатления от этого у вас остались? И вопрос номер два. Недавно мне дали почитать замечательную книгу Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз". Скажите, вы читали эту книгу? До написания Географа? Есть ли на ваш взгляд что-то общее между Сильвией Баррет и Виктором Служкиным? p.s. Мне кажется, что есть... но этот факт меня только радует. Чем больше хороших персонажей в литературе, тем лучше. А Вашего Географа я люблю безмерно, и никакая он не свинья...:) С уважением, Андрей Февральских, город Нижний Новгород
Уважаемый Андрей! В школе я работал два года - учителем мировой художественной культуры. Потом ещё 7 лет в Доме пионеров - тоже со школьниками, вёл краеведческий кружок, а также вёл при школе факультатив "краеведение". Так что среду, как мне кажется, я знаю. Кроме того 5 лет я работал в турфирме проводником и летом водил в походы как группы обычных школьников, так и группы "трудных подростков". Книгу Белл Кауфман я читал, но очень-очень давно. Мне она показалась несколько фальшивой, а может быть - упрощённо-ходульной. Географа уже не раз сравнивали с героиней этой книги, но это сходство мне кажется лишь формальным (как и стиль изложения автора - искусственным). У Кауфман героиня являет собою ученикам настоящего учителя, а у меня - наверное, анти-учителя, но настоящего человека. Тут разница в оттенках. А работать в школу, если у вас тонкая кожа или если вы уже привыкли к определённой степени уважения к вам от окружающих, вам лучше не ходить. Это мой совет, которого, вообще-то, вы не спрашивали. Ваш А.Иванов
Здравствуйте. Большое спасибо за написанные книги, благодаря которым получено так много удовольствия от прочтения и "материала для размышлений". Знаю, что Вы не относите "Сердце Пармы" к фэнтези, но сказочный флер, по-моему, все-таки обволакивает многие главы романа. Одним из атрибутов фэнтези является карта. Так вот, у меня вопрос-просьба: планируется ли включение карт территорий, описываемых в Ваших романах, в упоминаемый на сайте справочник, который готовится к изданию?
Уважаемый Ильдар! Это очень тонкое замечание - про обязательную карту в романе-фэнтези. Но карта должна быть вымышленной, а не подлинной. К тому же пример с вымышленной картой - не всегда атрибут фэнтези: вспомните "Остров сокровищ" или "Таинственный остров". Для моих романов фэнтезийно как раз то, что места-то реальные, а карты нет. Я это сделал сознательно, провоцируя тех, кто заинтересуется, самим найти хотя бы обычный атлас, из которого они получат больше материала о крае, чем из помещённой в книге карты. То, что у меня готовится, да вот всё как-то недоготовится, - это моя большая книга о Чусовой и "горнозаводской цивилизации" на Урале - некое историко-краеведческое эссе. Разумеется, карта там должна быть. Ваш А.Иванов
Уважаемая Яна! Вы всё очень хорошо сформулировали, даже хочется украсть формулировку и потом выдать за свою. Да, я так думаю. Это вовсе не означает, что я прав. Просто таков мой опыт жизни. Мне кажется, всё так же точно работает и сейчас. Но не надо абсолютизировать - скажем условно, время от времени лупить свою кошку, чтобы она имела представление о любви. Где можно вообще без зла - там нужно вообще без зла. А вот этот принцип, на мой взгляд, как раз и надо сделать императивом. Ваш А.Иванов
Дорогой Пётр, мне сложно что-либо посоветовать вам. У меня и самого ничего не получилось с изданием, сколько я ни бился. Пока не нашлись добрые люди, которые взяли и сделали это за меня. Без денег. Если вы просите помощи у меня, то мне просто некогда. Я сам еле-еле на плаву от завала дел, потому что ситуация вынуждает меня трепыхаться, и почивать на лаврах пока нельзя, так как с лаврами напряжёнка, да и живу я не в Москве. Но насколько я знаю, для молодых писателей постоянно проводятся различные семинары-премии вроде "Дебюта" или фонда С.Филатова. И на эти семинары приезжают люди из издательств, которые смотрят многих, а не только лауреатов. Кроме того, напишите синопсис своего романа (краткое изложение страницы на 3), да и разошлите во все издательства. Возможно, какое-нибудь из них заинтересуется вашим текстом. Это тоже реальный путь, и тому есть примеры среди моих знакомых. Только сразу рассчитывайте на маленькие тиражи и маленькие гонорары. Дальше имя автору и роману делает пресса. Все данные ищите в интернете. Желаю вам успеха. А.Иванов
Здравствуйте,Алексей! Купил вчера сборник "Земля-Сортировочная", главным образом ради "Покорителя Хвоста". Кучу денег отдал :)), но оценил как политкорректность, так и простую человеческую корректность редакции. Внимание, ВОПРОС: а сохранился ли оригинал слепым шрифтом на печатной машинке? Честно говоря, очень хотелось бы иметь копию, чтобы бессонными ночами, уткнувшись горячим от слез лицом (далее по тексту...:)))
Уважаемый Игорь! Спасибо за хорошее отношение к этой повести. Может, где-то дома в кладовке в полуистлевшей детской коляске и лежит оригинал, о котором вы спрашиваете - вместе с журналами "Вокруг света" и книгой "Как закалялась сталь" и хоккейной клюшкой. Но я в такие места своего жилья боюсь соваться. А что вам мешает "утыкаться мокрым от слёз лицом" в книгу? Я, например, не очень сентиментальный, я могу хоть в экран компьютера уткнуться. Ваш А.Иванов
Уважаемая Ирина. Камень - это просто скала, которая может стоять и на берегу, и в отдаленье от берега. Боец - это скала, которая непременно стоит на берегу в его излучине, и об эту скалу ударяет речное течение. На Чусовой я насчитал около 200 скал вообще, из них бойцов - около 80.
Здравствуйте, Алексей. Прочитал "Сердце Пармы". - Большое спасибо. Не буду пытаться неуклюже повторить все растачаемые Вам комплименты (хотя и очень хочется) - надеюсь, еще будет случай их дополнить. Вопрос мой вот в чем: как Вы посмотрели бы на возможность производства аудиоверсии "Сердца Пармы"? Я занимаюсь производством аудиокниг и думаю, что именно этот текст нужно обязательно озвучивать (несмотря на трудности этой затеи) - печатный текст вообще не дает прочувствовать всего богатства языка, в случае же Вашего текста это особенно заметно. Если такая постановка вопроса не вызывает у Вас категорически-отрицательной реакции, хотелось бы обсудить возможность такого рода работы. Буду признателен за ответ здесь или же по почте (указанный частный адрес или - market@audiobook.ru ). С уважением, Александр.
Уважаемый Андрей! Я сугубо положительно отношусь к феномену аудиокниги. Мне уже были кое-какие предложения, только, кажется, всё как-то заглохло. Если у вас серьёзное дело, то напишите мне снова на сайт, и я в частном порядке дам вам координаты моего агента, который всем этим и занимается. Ваш А.Иванов
Здравствуйте, Алексей!Одной из особенностей всех Ваших и горячо любимых мною произведений является четкая структурированность и смысловая выверенность, поэтому, как мне представляется, в них не только нет "фоновых" (второстепенных, незначительных, случайных)персонажей, но судьбы, жизненные пути всех героев так или иначе отчетливо просматриваются. В связи с этим вопрос, который почему-то очень мучает меня после прочтения "Золота бунта": что сталось с Батыркой-пытарем? По вашему замыслу, он все-таки умирает, или судьба его - выжить и как-то действовать далее? Огромное спасибо за ответ. С уважением, Юля.
Уважаемая Юля! На мой взгляд свидетельство качество мышления - это чёткая структурированность текста. Поэтому я обдумываю все детали. А про Бакирку... Мне кажется, он выживет, но жизнь его ни в чём не изменится, потому что он всё равно останется сумасшедшим. Ваш А.Иванов
Огромное спасибо за ответ. Кстати, в упомянутом Вами втором томе путеводителя, описывая историю именования бойца Ермак, Вы сообщаете о том, как Мамин-Сибиряк в "Бойцах" раскрывает историю этой скалы. "Бойцы" - что это за публикация у Мамина-Сибиряка? Хотелось бы прочесть. А собирал ли кто-либо фольклор бурлаков и сплавщиков? Встречались ли Вам подобные исследования и пользовались ли Вы ими? Или все романные легенды Ваши?
Уважаемая Светлана! "Бойцы" - это большой очерк Мамина-Сибиряка о его путешествии на барке во время сплава "железных караванов". Очерк написан, кажется, в 1884 году. Мамин-Сибиряк плыл от пристани Усть-Утка (которую назвал Каменкой, чем запутал всех краеведов) до Перми. То есть, в очерке описана вторая (нижняя) половина пути моего героя Осташи. Очерк объёмный - кажется, страниц 100, не меньше. Это, наверное, самое известное произведение о сплаве "железных караванов"; всё остальное - мелочи. Фольклор бурлаков и сплавщиков никто не собирал, работ таких нет. Если он и был, этот фольклор, то полностью утрачен. Остались только обрывочные легенды, которые условно можно разделить на несколько "корпусов": легенды о скалах; предания о случаях на сплаве (они отчасти собраны фольклористами Уральского госуниверситета в 1959 году, но полностью не изданы); различные приметы и правила - они опосредованно озвучены в текстах, обозначенных выше, и в художественных произведениях; цикл рассказов о легендарном чусовском сплавщике Василии Балабурде (о нём писали достаточно много). В романе же у меня почти все (но не все!) предания придуманы. Например, из десяти легенд, что рассказывают бурлаки у костра в главе "Сплавщицкая тайна", девять я придумал (какие - секрет). Или из трёх историй о жульничествах Федьки Милькова одна история - фольклорная (тоже секрет, какая). Из тех легенд, которые в моём романе рассказываются о скалах, моя выдумка и фольклор соотносятся примерно 50 на 50.