Уважаемый Алексей Викторович.
Хочу задать Вам вопрос "общего" плана.
Не секрет, что в настоящее время многие писатели на сайтах, посвященных их творчеству, и как бы "персональных", активно вступают в дискуссии
с читателями.
Как Вы считаете, негативный отзыв читателя о произведении, высказанный автору напрямую,
или совет наподобие "я написал бы об этом так..." однозначно недопустимы?
Или варианты критики возможны?
Уважаемый Валерий.
Гм. Интересный вопрос.
В подобном общении допустимо всё, что говорится вежливо и уважительно. Но есть определённые тонкости.
Автор произведения - единственный в мире человек, которому бесполезно говорить, что его произведение плохое. Автор защищает своё произведение, как мать защищает ребёнка. И это не иррациональная "слепая любовь", а норма существования в социуме. Даже если автор смиренно соглашается с критикой, он лицемерит. И автор не может вести себя иначе, если он вложил в произведение душу и работал в полную силу. Поэтому критика произведения лично автору - вещь не только бесполезная, но и бестактная. Представьте, что я пришёл к вам в гости после ремонта в квартире и говорю: "Человек ты хороший, но квартира у тебя - полный отстой". Я уверен, что вы не будете мне рады, потому что я веду себя неэтично.
Но мы говорим о критике. Оценочные суждения без аргументов (типа "полный отстой", и всё) - это не критика. Точно так же не является критикой подмена объективного субъективным ("лично мне не нравится, значит, это плохо для любого другого").
Я вообще не верю в полезность критики лично человеку, не только себе. Благотворна правильная похвала - она заставляет развивать реальный успех. А критика лишь вынуждает критикуемого упорствовать в убеждениях или заблуждениях. Я видел это по детям, когда работал в школе. Если ставишь себе цель развивать человека к лучшему, то следует не критиковать, а поправлять. Но лично я уже большой мальчик, чтобы меня поправляли в том, в чём я профессионал, - разве что в несущественных мелочах.
В целом же, интернет очень большой. В нём есть бесконечное множество площадок, на котором можно высказать любое своё мнение хоть о чём в любой форме. Единственная площадка, на которой действуют мои правила, - это мой сайт. А на нём я не хочу сталкиваться с аргументированным негативом (потому что это отталкивает меня от всех читателей сразу), и, тем более, с негативом неаргументированным (потому что это бестактность и неуважение).
PS. Критика лично автору приемлема лишь в ситуации "учитель - ученик", когда обе стороны признали свои роли.
Надеюсь, я внятно изложил свою позицию.
Здравствуйте, уважаемый Алексей!
Ваш почти земляк из Екатеринбурга, сплавщик, выживальщик, свой этно-исторический проект "Зов Предков". Разбираюсь в литературе и драматургии. Спасибо за "Сердце Пармы", "Золото бунта" и "Messege: Чусовая". Где-то слышал, что у Вас приобрёл права на экранизацию "Сердце Пармы" Бодров (конечно, старший). Так это или нет? Что-то происходит с экранизацией Ваших произведений? Понимаю, что вопрос очень щепетильный для автора. Но, когда читал впервые "Сердце Пармы" (а с воображением режиссёрско-профессиональным всё в порядке!) - думал - вот это бы экранизация получилась бы! И Голливуд бы покурил нервно в сторонке...)) P.S. Увы, не являюсь поклонником и любителем фильма "Географ глобус ..." при всём уважении к Вам и Хабенскому и Лене Лядовой. Сорри!))
Уважаемый Шаман Ыч.
Права на экранизацию "Сердца пармы" купила компания "StarMedia". Сергей Бодров - художественный руководитель, режиссёр - Антон Мегердичев. Уже готов сценарий, построены декорации, проходят кастинги. Съёмки начнутся летом.
С экранизациями моих произведений происходит плановая работа. На той или иной стадии производства находятся фильмы по "Общаге" и "Псоглавцам". Куплены права на "Золото бунта". Скоро будут куплены на "Пищеблок". Фильм "Тобол" уже готов, в феврале пойдёт в кинотеатрах.
"Ненастье" недавно показали по "России".
А зачем вы сообщаете мне о вашем негативном отношении к "Географу"? Вы полагаете, что мне необходимо это знать? Это как-то улучшит моё душевное самочувствие?
Уважаемый Евгений.
В основе фильма - поход Бухгольца на Яркенд, оборона Ямышевской крепости. То есть, первая половина второй книги.
Дорогой Алексей Викторович! К стыду моему, практически ничего не знал о Вас, пока случайно не услышал рекламу "Пищеблока". Представьте,- уже название сразу заинтересовало. Полистал в Буквоеде и тут же купил.Еще не успев дочитать до конца, через Интернет достал еще десяток Ваших замечательных книг.Вероятно, не будет преувеличением сказать, что в Вашем лице русская литература находит продолжение самых лучших традиций художественной прозы: Ваша фантазия безгранична и непредсказуема,Ваши краткие описания природы соперничают, на мой взгляд, с именами великих, а Ваш художественный вкус, чувство меры и музыкальность звучания нередко заставляют снова перечитывать отдельные фразы.А главное, Вы совершенно ненавязчиво вызываете любовь ко многим своим персонажам уже с первой встречи с ними. Подчас чувство удивления и ужаса вызывает тот факт,что 12-летние пареньки выражаются и ведут себя как отпетые уголовники, хотя, к сожалению, и это- чистейшая правда. Представьте, я сам,окончив в 1965 году Спец. муз. школу при Ленинградской консерватории, впоследствии долгое время не мог понять, каким образом уголовная лексика в пр-ях А.Солженицына оказалась мне столь близка и знакома:в школе я попросту ошибочно принимал ее за специфический "музыкально- молодежный" сленг и вовсе не подозревал, какое широкое распространение он получил в России от вернувшихся из лагерей зэков. Предвкушая огромное удовольствие от чтения Ваших пр-ий, я желаю Вам, дорогой Алексей Викторович, в наступившем-для Вас-юбилейном!-году крепкого здоровья,творческого долголетия и восхищения -несмотря ни на что- нашей, увы, многострадальной Родиной. С огромным уважением, профессор СПБ консерватории, засл. работник Высшей школы, канд. иск-я И.Д. Михайлов
Уважаемый Иван Дмитриевич.
Спасибо, мне очень приятно. И особенно - когда понимаю степень Вашей компетенции.
Но я не понял другого Вашего письма. В Вашем послании не было вопроса, поэтому админ поставил его в Гостевую книгу, где стоят послания без моих ответов. А про букву "ё" я вообще не в курсе. Наверное, это какое-то техническое уведомление, которое сайт присылает автоматически; эти уведомления написаны программистом, а у программистов свои отношения с грамотностью. Я и не знал об этой ошибке - я же сам себе не пишу и не получаю уведомлений от сайта. Не обращайте внимания.
Уважаемый Алексей Викторович! У меня к Вам вопрос как к знатоку истории Урала. В романе «Сердце пармы» есть основанный на реальном факте эпизод, когда пленных пермских князей привозят в Москву, где Иван III вершит над ними суд. Один из пленников, Зырян, принял «предложение, от которого нельзя отказаться», и отправился до конца своих дней служить куда-то на рубежи Московского государства, вдали от своей Родины. Меня в данном случае интересует, был ли этот сюжетный ход чисто литературным вымыслом, или Вы располагали документальными фактами, что племенную знать коми-пермяков и/или соседних с ними народов рекрутировали тем или иным способом для службы на границах Московской Руси, прежде всего, на Засечной черте? Если второе, не могли бы Вы указать, что это за источники.
Уважаемый Игорь.
Я читал какую-то научную статью, где - среди прочего - автор разбирал судьбу Зыряна: анализировал какие-то земельные владения в Перми Великой после похода князя Пёстрого и не находил владений рода Зыряна, а потому делал вывод, что Зырян "добровольно-принудительно" остался на службе у русского царя, как это было принято (поскольку свидетельств о казни Зыряна тоже нет). Что это за статья и кто автор - я уже не помню, так как материал для этого романа я собирал 25 лет назад.
Здравствуйте, г-н Иванов!
Мне очень нравится то как Вы описываете «кухню писателя» в различных интервью, на творческих встречах и т.д.
Я неоднократно встречала Ваш рассказ о знакомстве с Л.Юзефовичем - с прибавкой: «если бы не это знакомство, я бы до сих пор не издавался и был никому не известен».
Отсюда вопрос: акцентируя внимание читателей на значении «блата», протекции и т.п., Вы сами поддерживаете молодых авторов? Читаете ли чужие рукописи? Ведете какой-то литературный курс?
Если где-нибудь сейчас в глубинке живет «еще один Иванов» - каким образом он мог бы получить Вашу профессиональную поддержку (если мог)?
Уважаемая Алина.
Я не поддерживаю молодых писателей и не веду никаких литературных курсов.
Не веду курсов по той же причине, по которой Моржов в "Блуде и МУДО" не мог быть педагогом: другого автора я буду превращать в "Иванова № 2", а не в него самого, а это неправильно.
Раньше я пробовал поддерживать начинающих авторов, и у меня не вышло ни с одним. Дело, опять же, в "блате". "Блат" работает тогда, когда "блатодатель" состоит в хороших отношениях с издателями в частности и литературной тусовкой в общем. Я же нахожусь в плохих отношениях. Я - не "дама, приятная во всех отношениях". У меня нет друзей в литературной среде. И мои рекомендации только испортят начинающему автору его планы: тусовка будет расплачиваться со мной, но пострадает тот, кого я продвигаю.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Хочется выразить огромную благодарность за Ваш роман "Пищеблок", как и за все предыдущие романы, которые давно уже стали настольными книгами. Скажите, многие Ваши читатели постоянно задают резонный вопрос о продолжении книг, но каждый раз Вы отвечаете, что его не будет, это какой-то принцип не писать продолжений или что-то иное? Ведь, согласитесь, многие Ваши романы заканчиваются с потенциалом на продолжение истории?
Уважаемый Андрей.
Мне как-то странно называть это "принципом". Я просто не люблю "серийность", вот и всё. Это не "принцип", поскольку я не вижу в "серийности" ничего дурного, это просто мой личный вкус. Драматургию своих произведений я довожу до конца, и потенциал продолжения - не в незавершённости моих историй, а в нежелании читателей расставаться с ними.
Здравствуйте, Алексей Викторович. С воодушевлением прочла Ваш «Пищеблок». Спасибо за пронзительную точность в «реконструкции» нашего советского пионерлагерного детства. Действительно, в противовес скучным фанерным мероприятиям существовала другая неподконтрольная жизнь: «клуб для тех, кто не спит», к примеру, когда после отбоя прокравшись мимо вожатской, всей палатой выкатывались на ночную улицу и под светом фонарей отыскивали на асфальте и в траве ночных жучков-паучков, которые тоже не спят…
Алексей Викторович, Вы согласны с тем, что Валерка, поневоле причастившийся крови стратилата, стал частью той интеллектуальной элиты, которая , сама того не ведая, способствовала установлению режима, превратившего страну в «неопищеблок» ?
С уважением, Милада.
Уважаемая Милада.
Да, вы правы. Игорь - хороший парень, но он обычный: он обыватель в лучшем смысле этого слова. А Валерке нужна идеология. Поэтому в девяностые он вполне может занять место среди идеологов новой эпохи - а там и вампиризм будет пристроен к делу. Надо надеяться, что порядочность не позволит Валерке превратиться в Серпа Иваныча.
Алексей Викторович, получил совершенно детский, несравненный кайф от "Пищеблока", спасибо огромное! Поскольку поделился книжкой (я электронную покупал) с родственниками и друзьями, испытываю потребность заплатить и за эти экземпляры тоже. Можно ли куда-то перечислить? Или просто купить через сайт (я на литресе это делал) еще несколько раз? С уважением и всяческих благ Вам!
Уважаемый Борис.
М-м-м... Даже не знаю... Вообще-то вы уже заплатили мне - тем, что написали это послание. Такое важнее денег.
Алексей Викторович, спасибо за хорошие книги!
Предлагаю тему для Вашего "пера" - поход викингов, служивших Ярославу Мудрому, в Сибирь (Серкланд). Источник - Сага об Инваре Путешественнике.
Исследование и гипотеза о цели и географии похода мои.
Материалы можно посмотреть: independent.academia.edu/TashkinovIvan
Не льщу..., но вдруг Вам будет интересно.
Уважаемый Иван.
Что мне сказать? Спасибо. Учту.
Алексей Викторович, я хочу от всей души поблагодарить Вас за Ваше творчество и Ваши замечательные произведения!Если позволите, хотелось бы задать Вам два вопроса:
1.Многие Ваши романы с успехом экранизируют("Географ глобус пропил", "Ненастье" и др.). Скажите пожалуйста, по каким критериям Вы лично оцениваете фильм/сериал, снятый по Вашему произведению? Что Вы цените больше:самобытность режиссера, который вносит что-то свое в экранизацию или строгое следование тексту Вашего произведения? Также хочу поинтересоваться(заранее прошу прощения, если этот вопрос уже задавали ранее), почему действие художественного фильма "Ненастье" перенесено из 2008 года в 1999 год?
2. Я живу в Молдове. В этой стране очень много Ваших поклонников, а все Ваши новые произведения через несколько недель после начала продаж в России появляются на полках наших книжных магазинов, чего нельзя сказать про других писателей. Не планируете ли Вы в ближайшее время посетить нашу страну с творческим вечером или презентацией книги?
Буду очень благодарен, если найдете время ответить на мои вопросы.
Уважаемый Вадим.
Как автор первоисточника, разумеется, я хочу точного следования своему произведению. Но это лично моё желание - как автора. Аудитория фильма несопоставима с аудиторией книги. Книга - максимум 200 тысяч читателей, фильм - два, три, десять миллионов зрителей. Значит, книгу в лучшем случае читал один зритель из десяти. Поэтому фильму сейчас правильнее быть самостоятельным произведением. То есть, я ценю точное следование, но понимаю необходимость режиссёрской "самобытности". Если она у режиссёра есть, то я рад как за себя.
С переносом, по-моему, всё очевидно. Это же телевидение, государственный канал. Его продукция должна соответствовать его культурным и политическим нормам. Так бывает всегда. Разве великолепный "Тихий Дон" Герасимова соответствует роману Шолохова? Идея Шолохова в том, что любая гражданская война губит и побеждённых, и победителей. Идея Герасимова в том, что Гришка Мелехов не понял прогрессивности нового строя, а потому и пострадал. Но ведь нам это несоответствие не мешает ни читать, ни смотреть.
В Молдову в ближайшее время я приехать не планирую.
Алексей! После просмотра фильма "Ненастье" заинтересовалась Вашим творчеством и начала читать и слушать Ваши произведения. Я писала Вам вопрос о продолжении "Общаги на крови", но видимо были праздники и мое письмо потерялось. Мой вопрос был о том, почему бы не продолжить эту книгу? Я вижу продолжение с теми же героями до настоящего времени. Не оставлять законченной тему "закрытых обществ" и не показывать людей, как крыс в клетке или, как серпентарий, а показать "позитивную" предприимчивость после 2000 года. Кто станет кандидатом наук, кто станет олигархом, кто спившимся неудачником или, наоборот, Иван станет звездой эстрады и т.д. т.п. Вы пишите исторические сюжеты, а современную историю не хотите творить. Так не бывает. "Поэт в России больше, чем поэт". Если Вы развинчиваете старую идеологию, то предлагайте прелести современной парадигмы общества. А их нет в Ваших книгах. Не собираетесь ли Вы приехать в Оренбург на встречу с читателями?
Уважаемая Елена.
"Общагу" я написал в 1992 году, то есть 26 лет назад. Всё, что я хотел сказать, я сказал. Возвращаться к этому роману я не буду.
В "Общаге" я не развинчиваю и не развенчиваю старую идеологию. Там про идеологию вообще ничего нет. Про идеологию - романы "Ненастье" и "Пищеблок".
Что значит "современную историю не хотите творить"? Не хочу писать на современные темы? О современности у меня есть романы "Блуда и МУДО", "Псоглавцы" и "Комьюнити".
Возможно, я приеду в Оренбург во второй половине этого года или в первой половине следующего - если состоится проект, над которым я сейчас работаю.
Алексей, здравствуйте! Спасибо за Ваше творчество. Очень важно, что у нас еще есть такая литература.
Вопрос практический: если возникает ступор в написании эпизода, как преодолеваете его Вы? И каково соотношение в произведениях аналитического написания и сотворения по наитию, того что возникло подсознательно?
Уважаемый Алексей.
У меня один рецепт - думать. Удобнее всего мне думать, когда прогуливаюсь. Поэтому я могу просто отложить думание до времени прогулки.
Про соотношение аналитики и наития мне говорить трудно, поскольку здесь всё переплетено, и наитие провоцируется аналитикой. Я всегда формулирую вопросы (кто сделал? что сделал? почему?) и стараюсь найти ответы внутри уже "собранной" в замысле конструкции. И они почему-то всегда находятся. Это наитие - придумывать конструкцию, внутри которой потенциально содержатся ответы на ещё несформулированные вопросы? Или не наитие, а изобретательность? Долгий поиск ответа - это, понятно, аналитика. А быстрый? А быстрый и неожиданный?.. Например, в "Пищеблоке" сцену столкновения Валерки и Анастисийки с Серпом я придумал чуть ли не с самого начала работы - как Серп Иваныч прыгает на потолок, висит там, а потом падает на Анастасийку. И подводку к этой сцене тоже придумал сразу. Хорошую и логичную. А когда в написании подошёл вплотную к этой сцене - то вдруг увидел другую подводку, ещё более хорошую и логичную: с Жанкой, Гельбичем и дракой за ключ. Это было наитие? Или на той стадии я уже более чётко видел систему взаимоотношений героев, поэтому родился более рациональный и мотивированный вариант? Сколько здесь наития, а сколько аналитики?
Приветствую, Алексей! Не так давно был в книжном магазине и обратил внимание, что вашему творчеству там выделили несколько солидных полок, целиком! Мне просто интересно, как вы это воспринимаете (если, конечно, вам вообще до этого есть дело), как вы себя чувствуете в этой ситуации, когда вам выделили больше места, чем многим "железобетонным" классикам литературы?
Уважаемый Денис.
Это вопрос - или упрёк, замаскированный под вопрос?
Если вопрос, то вот ответ: никак не отношусь. Позиции в продажах книг никогда не бывают тождественны позициям произведений в культуре. Негодовать по этому поводу наивно. Упиваться собственным успехом - тоже наивно.
Здравствуйте, Алексей Викторович! С Новым Годом!
Прочитал "Пищеблок", потрясающий текст! Меня о многом заставила задуматься иллюстрация поведения тушек "до" и "после" укуса = обретения новой парадигмы существования. Очень ёмко описывает что происходило и происходит вокруг. Ощущение параллелей между ЧМ-2018, ОИ-1980 и исчерпанности общественного уклада только усилилось.
Нас пытаются убедить что нынешнее общество погибнет без поляризации на "тушек", "пиявцев" и "стратилата". Без возрождения культа Сталина и Ивана Грозного, оправдывающих целями антигуманные средства их достижения. По умеренно-оптимистичной концовке становится понятно, что "вампиризм" - это особенность общественного уклада, а не отдельных личностей его олицетворяющих.
Вопросы: Может ли быть оправдано такое негуманное общество в период войн и потрясений? Какие возможны пути трансформации описанного в романе "вампирского" общества к менее агрессивным формам? Где Серп пил кровь зимой, когда нет пионеров?
Спасибо!
Уважаемый Сергей.
Спасибо.
Я не проводил никаких параллелей между Олимпиадой-80 и ЧМ-2018; я не интересуюсь футболом, а во время Чемпионата уже дописывал роман, и футбольная истерия меня не интересовала. Но в вопросе исчерпанности общественного уклада вы абсолютно правы.
Я бы не расценивал общественно-политический смысл своего романа так, как вы. Мне кажется, что дело не в "тушках", "пиявцах" и "стратилатах". Дело - в наличии государственной идеологии. Это она структурирует социальное устройство сообщества вампиров - а потом и всего общества. Идеология общества обслуживает устройство общества для выгоды большинства его членов, а гос.идеология обслуживает самосохранение государства в ущерб обществу. Поэтому самый жестокий террор государства в истории России всегда сопровождался мощной гос.идеологией: опричнина Грозного, европеизация Петра, коммунизм Сталина. Нынешнее возрождение идеологии (слава богу, хиленькое) в виде патриотизма тоже служит самосохранению государства. Если гос.идеология утвердится, социальные хищники (то есть вампиры) тотчас структурируют общественную жизнь по стратам "тушек", "пиявцев" и "стратилатов"; сами они, разумеется, станут стратилатами. Покорность "тушек" и преданность "пиявцев" - это принципы структурирования. А к гуманизму любая идеология имеет весьма опосредованное отношение, что называется, "постольку-поскольку". Не бывает гос.идеологии, нацеленной на гуманизм. Степень агрессивности равна степени экономического отставания: чем хуже живём, тем агрессивнее идеология. Снижать степень агрессивности можно двумя способами: улучшать экономическую жизнь (это неприемлемо, поскольку де-факто это покушение на идеологию) или изолировать своё общество от мира (построить "железный занавес" или поссориться со всеми). И "вампиризм" - не следствие гос.идеологии, он существует всегда; гос.идеология просто предоставляет ему формы легитимного существования. Суть "Пищеблока" не в том, что "в СССР людям было плохо", а в том, что "в СССР вампирам было хорошо", поэтому "Пищеблок" - не антисоветский роман.
Но вообще-то "Пищеблок" - роман и не социальный. Я придумывал его на основе меметики. Вампиризм, идеология и детство - это три мощных мемплекса, и я описывал их борьбу за доминирование. Чтобы уловить это, надо прочитать книгу Ильи Носырева "Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов".
... А почему зимой нет пионеров? Вы имеете в виду - их нет в пионерском лагере? Но и Серп Иваныч зимой в лагере не живёт, у него же там просто дача. В лагере летом Серп Иваныч кусает 13 человек - по числу лунных фаз в течении года, когда ему нужно пить кровь. В ночь с заклятой фазой луны (не важно, осенью, зимой или весной) один из укушенных - "пиявец" - сам является к Серпу, Серп его выпивает, и "пиявец" потом умирает. Я же это объяснил в романе. Пионерлагерь - место заготовки корма для вампира на целый год. На следующий год вампир повторяет цикл.