Уважаемый Алексей! Читала в брошюре Уральского Экологического Союза о "превращении" умиравшей Трёки в деревню-музей народного промысла (как замусолено это словосочетание, но употребить придётся). Как Вы можете прокомметировать этот шаг? Что вообще нового на Чусовой? Если Вам нечего ответить - не утруждайте себя. С уважением.
Уважаемая Мария. Чусовая большая - что конкретно вас интересует, какой район? Вообще-то я не мониторю эту тему, но иногда, бывает, узнаю что-то новое. А по поводу Трёки... Хорошо, что власть пытается что-то сделать с умирающей деревней, но плохо, что так топорно. Какие промыслы, как они будут окупаться, кому они сейчас нужны "в промышленных масштабах"? Только деньги на ветер...
Добрый вечер,уважаемый Алексей Иванов!....я на данный момент читаю вашу книгу "Сердце Пармы".И я просто зачитываюсь....моего терпения не хватает на то,что бы дождаться перемены,и даже читаю на уроках вашу волшебную книгу....не могли бы вы одарить меня честью,дать совет какую книгу потом прочесть? Заранее искренне благодарна!....
Уважаемая Venena. Меня как-то даже оторопь берёт от вашей церемонности и пиетета... Если вы имеете в виду мою книгу, то посоветую вам роман "Золото бунта".
Уважаемый Алексей! Спрашивая о Моржове, с трудом удержался, чтобы не подписаться Щекиным. Конечно, мне было важно именно Ваше мнение о Ваше же герое. Судя по роману, Вы в него много вложили (былинный герой, народный мститель Дубровский - похоже вот его Мудо в Блуде). Вы хотели сказать своим романом о том, что достало (уже так ДОСТАЛО, что романы приходится писать?). А какой-то выход Вы видите? Кроме того, чтобы куда-то уйти (н-да, наворотил). И, если можно, еще один вопрос: когда писали "Общагу на крови", на Вас как-то повлияло творчество (и биография) Башлачева? И последнее. Ваши "Корабли и Галактика" - пронзительны, вдохновенны. Это одно из самых по-детски мудрых произведений, сводимых к жанру фантастики. Его отзвуки слышаться и во всей Вашей последующей прозе. Спасибо Вам.
Уважаемый Виталий. Я вам ответил несколько желчно, потому что никак не ожидал, что под вопросом может оказаться подпись "Щёкин". Простите. Спасибо вам за хорошие слова - и отдельное спасибо за "Корабли и Галактику". Я очень горжусь этой странной вещью. При желании, я мог бы написать "Географа-2", "Парму-2", даже, поднатужившись, "Общагу-2", а вот "Корабли-2" - никогда. Значит, это супер. Биография Башлачёва на меня, конечно, повлияла. Я ведь и жил в той же общаге, что и он. Но влияние его биографии в том, что Башлачёв очень точно отразил не только мироощущение, но и способ жизни ТАКОГО человека в ТАКОЕ время. Я бы назвал это - "жизнь как жертвоприношение". И в "Общаге" все герои занимаются жертвоприношением. Только жертвы и богов они выбирают разные. Но всё равно не мыслят себя без такого выбора. В необходимости найти бога и принести ему жертву - главное влияние Башлачёва. А по поводу ухода Моржова... В начале истории Моржова стоит фраза: "Он сознательно держал себя на бездуховной стороне вещей". В конце - "ПМ уже не мог помочь" (как-то так, цитирую по памяти). Между этими фразами - деятельность Моржова, который, желая улучшить мир, осознанно использовал только тот инструментарий, что мир и предлагает: подкуп, лицемерие, соблазн. Ну, Моржов словно бы надел на себя скафандр под названием "Моржов" и спрятал под него всё традиционно-человеческое: жалость, гнев, достоинство, милосердие, бескорыстие, талант, веру в бога. (Я утрирую для понятности.) Да, с помощью инструментов ОБЖ, ДП, КВ и т.д. Моржов сумел построить фамильон - систему, которая спасала близких Моржову людей. Но едва в созданную систему вторглась подлинная вещь - смерть Алёнушки, - система стала нестерпимой. Работоспособной, но нестерпимой. И Моржов снял скафандр - убил Лёнчика. Но, сняв скафандр, он перестал существовать в этом мире ложных ценностей, пиксельного мышления. Он исчез. Не уехал в Москву, а "улетел в космос", как сказал бы Щёкин. В этом, в общем, и смысл финала. Реалистического прочтения в финале нет - только сверхреалистическое (а не метафорическое), а в сверхреальности общаться с Моржовым мог только "космонавт" Щёкин - потому он и хотел писать Моржову знаки на снегу. Другими словами: Моржов, какой он есть в романе, существует только в неподлинном мире. Он неподлинный: на виагре, с кодировкой, с пистолетом и банковской карточкой. Подлинный Моржов "вываливается" из неподлинного мира. Моржов совершил подлинный поступок - убил подонка - стал подлинным и "вывалился" в никуда. Система неподлинного мира изложена в "таблице Щёкина". Феноменология - в девицах-районах города Ковязина. Этим я и апеллирую к "Мёртвым душам", где тоже изложена феноменология России гоголевского времени. А то, что этот неподлинный мир с его КВ, ОБЖ, ДП(ПНН) и проч. мы считаем подлинным - это наша проблема, а не Моржова. Потому Моржов и слушает Костёрыча и Щёкина, которые пытаются объяснить упырям, что подлинное, а что - нет. Проблема подлинности - главная для Моржова. Об этом две ключевые сцены: Леночка назвала Моржова "ненастоящим" и любовь Дианки оказалась настоящей. Мне кажется, я изложил в "Блуде" всё так доступно, понятно... Там же все герои талдычут об этом пять сотен страниц. Странно, странно...
Уважаемый Алексей!---... кажется, будто до прочтения "Географа" (а далее - иже) не жила вовсе. получилось так, что друзей не имела, с людьми не общалась (да и сейчас не общаюсь особо, а о единственном и неповторимом исключении из этого правила отдельный трактат), хороших книг читала мало по причине некоторой ограниченности (сейчас 16 лет). видела перед собой бетонные коробки и помойки Юго-Запада и инстинктивно (не умом, конечно) полагала, что ничего иного и на свете нет. осложнялось тем, что лет примерно с десяти родители пустили развитие на самотёк. если бы не классная, которую считаю единственным настоящим другом (а разница в возрасте - 40 лет), сказать страшно, чем была бы сейчас. впрочем, ушла от темы. Ваши книги - не просто книги, а нечто большее. Звучащие Полночью Мироздания слова о любви к земле, к людям - с чем сравнить? как выразить "светящийся песок на камнях памяти", Парму, Чусву и Галактику, "от мороза красное солнце над тайгой", Тенерифу... не пишется, не пишется... (PS смущает лишь одно - почему Екатеринбург представлен односторонне? "дикое счастье" - верно, но не скопище же мой город мирового зла? разве все люди в нём подобны Любимову, Ельцину и иже с ними? а впечатление между тем остаётся именно такое... или я чего-то недопонимаю?)
Уважаемая Мария. Ну что вы... Екатеринбург - мой любимый город. Я завидую, что вы там живёте. А "дикое счастье" - только одна из сторон Екатеринбурга. Важная, но не единственная. Новые высотки, здание администрации - по которому палили из гранатомёта, дворец Харитонова-Расторгуева и аллея братков на кладбище на Широкой Речке - разве это не "дикое счастье"? Но разве это весь Екатеринбург? В конце концов, есть и универ, и дом Бажова, и Плотинка, и старые улочки, и любимые кафешки, и парки, и лодки на пруду, и даже трамвайные остановки - на которых когда-то очень ждал кого-то. В городе очень много всего, и потому он - просто чудесный. И у вас, кстати, в жизни тоже будет очень много всего. Вам же только 16. Впереди - самое интересное. Наверстаете всё, чего вам не хватало. И в этом я тоже вам завидую.
Уважаемая Людмила. Да, мы расскажем об уральском камне и камнерезах. Но сравнительно немного. Покажем "русскую мозаику" из музея В.Пелепенко и малахитовые колонны Исаакия, Гумёшки и Думную гору. Но не расскажем про Оберюхтина. Покажем яшмовую вазу в Эрмитаже - но не покажем яшмовых карьеров, озёр Калкан или Аушкуль, гору Полковник... Не скажем про Коковина (с его изумрудом) и Налимова. Покажем Блюмовскую копь в Ильменах и запекание раухтопаза в хлебе, но едва-едва упомянем про Екатеринбургскую гранильную фабрику. Не скажем и не покажем ни изумрудных копей, ни Мурзинки, ни Адуя, ни Хризолитки, ни Вишнёвых гор... Покажем реку Вижай, изуродованную алмазодобывающей драгой, но не покажем памятника первому алмазу, не скажем о Гумбольдте и Попове. Не скажем о Даниле Звереве, не покажем Мокрушу, не покажем даже "горок" Денисова-Уральского, не покажем волконскоита. И о нынешнем состоянии дел не скажем ничего. Очень жаль, конечно, но что поделать? В фильм не войдёт очень-очень-очень многое. А уральский камень - целая вселенная от Тумашёва до Вернадского и Ферсмана. Про это надо рассказывать отдельно.
Уважаемый Алексей, До "Блуды и МУДО" добралась только сейчас -- а до этого ходила напуганная вашими обещаниями свинцовых мерзостей и порнографии. Порнограф из Вас так себе -- книгу более чистую и нравственно позитивную еще поискать. Но вопрос в другом: откуда пришло к Вам понятие культурных кодов и читали ли Вы "Тропу звериных слов" Вадима Михайлина? Заранее спасибо за ответ
Уважаемая Ада. Рад был вас разочаровать. Про культурные коды я знал давно - как-никак, искусствовед по образованию. А книгу Вадима Михайлина я прочитал где-то полгода-год назад. Книга великолепная, произвела на меня огромное впечатление и объяснила очень многие вещи. Например, что мат - не от "бескультурья", а от реально действующих норм общественной жизни, в которой основная социальная роль - роль волка на охоте. Можно вырезать людям языки (или расстреливать за матюк, произнесённый вслух, или изъять все телевизоры, радио и книги, кроме Пушкина и Толстого), но люди всё равно станут материться языком жестов, если основной "массив" нашей повседневной жизни не переместится обратно на освоенное пространство безопасной цивилизации "земледелия", а не "охоты" и "войны".
Уважаемый Виталий, решите сами. Если бы я посчитал нужным сообщить новый адрес Моржова, то я бы и сделал это в книге.
Уважаемый, Алексей! Спасибо за исчерпывающие ответы не только мне но и другим вопрошающим. Также в восторге от "Сердце Пармы" (не дочитала пока) и "Общага на крови" - где Вы показываете и выход из ужасного "современного" положения. А вопрос такой. Скоро закончится чтение Ваших замечательных книг, и подскажите, кто на Ваш взгляд интересный писатель из современников? Спасибо.
Уважаемая Лариса. Боюсь, что мой ответ будет выглядеть неоригинально. Но интересны те, кто и без моих советов на слуху и "на острие" - Пелевин, Сорокин, Быков, Прилепин, Улицкая... В общем, весь топ-лист современной российской литературы. Там все таланты - огромные и разные.
Тут у нас возникла небольшая дискуссия по поводу описанного Вами в Сердце Пармы способа применения ножа. http://talks.guns.ru/forummessage/79/372461.html "Нож у горла исчез. Ничейка оглянулся. За его спиной стоял рослый рыжий длиннорукий горбун. -- Скудельники!..-- вдруг со страхом воскликнул Ничейка, отступая от рыжего. -- Они самые, -- кивнул ватажник, прилаживая на средний палец правой руки, на ладони которой лежал нож, волосяную петлю и натягивая ее на рукоятку. -- Кто будете такие, добрые люди? Ничейка знал, для чего нужна волосяная петля на пальце. Одно короткое движение руки -- и нож по рукоятку войдет меж его ребер. Ничейка рухнул на четвереньки и пополз к ватажнику, обхватил его колено и, плача, ловя взгляд, полез по ноге вверх, как по столбу на масленницу. -- Не губи, Лукан!..-- умолял он.-- Не губи!.." Не сочтите за труд пояснить немного детальнее описаный прием. Понимаю, что вопрос несколько экзотичен, но все же. Успехов в любом случае. Буду ждать нового.
Уважаемый Дмитрий. Эту сцену я писал лет 10 назад. Помню, что где-то узнал о способе метания ножа с ладони при помощи петли на пальце. Где узнал - не вспомню, хоть убейте. Этот способ по механике родственен копьеметалкам и праще.
1. Недавно услышал, что 23-х летний сын известного режиссёра Валерия Тодоровского пишет сценарий по мотивам "Общаги на крови". Известно ли вам об этом? И как в случае экранизации будет решаться вопрос с авторскими правами? 2. Каково ваше лично отношение к "династиям" в искусстве? Талант должен сам прорастать сквозь "асфальт" непонимания, формируясь в ходе этого, или в основном обусловлен наследственностью и связями родителей? 3. Можете ли вы назвать ориентировочный период выхода на экран "Иван Грозный и Митрополит Филипп"? 4. Есть ли предложения по привлечению вас к работе над новыми кинопроектами? 5. Спасибо большое за Ваши книги... от знакомых, что их растащили у меня!
Уважаемый Сергей. 1. Да, я в курсе. И вопрос с правами решён - ко взаимному удовольствию. 2. Вопрос с династиями в искусстве всегда индивидуален. Смотря кого вы имеете в виду. Андрей Тарковский и Татьяна Толстая - тоже представители династий. Но пробиваться представителям династий безусловно легче. Не только из-за блата, а даже больше потому, что они с детства живут в нужной атмосфере, мир "искусства" - их мир. Они в этой чаще ориентируются сразу, а чужаки - блуждают. 3. "Иван Грозный" должен появиться на экранах где-то весной 2009-го. 4. Предложения есть, но немного, и говорить о них что-либо конкретно ещё рано. 5. Спасибо и вам, и вашим знакомым.
плакал навзрыд над общагой. спасибо за то, что вы пишите. вопрос такой: почему нужно было убить серафиму? это жертва? синоним, рифма потерям 90-ых? и еще, если учесть тот фрагмент общаги согласно которому персонажи романа принимают самостоятельные решения - отличник сам решил умереть, или это Ваше решение?
Уважаемый Игорь. Спасибо за такое глубокое восприятие "Общаги". Но можно, я вообще не буду отвечать на ваши вопросы? Пусть в вашей памяти "Общага" останется такой, какой её пожелаете видеть вы, а не я. Читатель с таким вИдением романа мне дороже.
Здравствуйте,Алексей. Очень приятно читать,дарить,принимать в дар и т.д. Ваши произведения. Я тут намедни напыханый зашел в "Буквоед" (потому что паливо в метро-мусора спалят) на пл.Восстания и когда пришел к стеллажу (стеллажику) русской прозы я с удивлением узрел Гармаша (известный киноактер),который клеил телку,которая на сем стеллаже выбирала че-то, ръяно советуя читать "Географа",телка на мою любимую повесть современности не клюнула,Гармаш ушел обломанный,да не в этом суть. А тут такой прикол: в современной России я замечаю,что из столичных городов современности веет помещьей властью,нежели культурой,а последняя качает из регионов,и как не странно поболее с Урала. Доказательства-например,Вы (творчество качает,книги) или,например, Витя АК47(Ебург,музыка,жестковатый рэп,но один из самых угарных).Вот как Вы думаете относительно последнего предложения-сие что в современной России происходит,с современными ценностями общества?? P.S. Нецензурные письмена просьба слить мне на мыло :))
Уважаемый Алексей. Я не думаю, что "Москва исчерпалась", а "провинция двинулась". В "процентном отношении" всё осталось, как было. Просто ситуация устаканилась, и провинциалы нашли лазейки в столицу, вот их и понаехало. Будет новая перетасовка - опять останутся одни москвичи.
Добрый день, уважаемый Алексей! Я прочитала пока две ваших книги - "Географ глобус пропил" и "Общага-на-крови". Я восхищена Вами, как автором, и потрясена Вашими книгами. Потрясена не только красотой, хлесткостью, меткостью Вашего языка, вашего великолепного юмора, глубиной вашего видения мира... Я потрясена правдивостью мира в этих произведениях. Я читала отзывы в интернете, и с удивлением обнаружила, что это не для всех людей так. Многие читатели пишут, что мир в ваших произведениях утрирован, нереален, искусственен, что это гротеск... А меня ваши книги поразили необыкновенным совпадением с моей собственной жизнью. Когда я читала "Географа", мне казалось, что он просто списан с близкого мне человека. А когда затем начала читать "Общагу", то даже испугалась. Я жила в этой общаге. Вы писали про мою общагу. Насколько, оказывается, похожи общажные миры. Видимо, это еще связано со временем - я жила в общаге в те же годы, что и Вы. Я любила Отличника, который потом, с годами, превратился в Географа. Я пыталась рассказать людям, не жившим в общаге, что же это такое - общага. Но у меня ничего не получилось, вышел бред и ужасы. А вопрос мой вот такой: в конце "Общаги" у меня, как, наверное, у большинства людей, возникла призрачная надежда, что Серафима и Отличник остались живы. Мне показалось, что вы оставили такую лазейку. Чтобы потом можно было их оживить, как Остапа Бендера. Если народ будет требовать продолжения :-) Требовал? И вот только что я читала Ваш сайт в поисках сама не зная чего, какой-то надежды на спасение... И нашла ее! В интервью вы говорите, что задумывали написать продолжение романа, и на самом деле хотели сохранить героям жизнь. Мне было очень приятно это читать, но в одновременно вы даете понять, что передумали писать продолжение. Почему?! Можно ли все-таки надеяться, что продолжение будет написано? Заранее спасибо за ответ.
Уважаемая Ольга. Спасибо. Большое спасибо. Да, "лазейку" я оставил, а продолжения не написал. И не напишу, какими бы не были "пожелания телезрителей". Всё ведь и так уже сказано, не правда ли? Отдельное спасибо за то, что вы увидели реальность этих миров. Я и сам не раз встречал мнения, что "Общага", "Географ", "Блуда" - фантасмагория, гротеск, фарс, античная трагедия, чернуха или сатира. Да ничего подобного. Эдак и "Ревизора", вся сила которого - в абсолютной и будничной реальности происходящего, можно записать в комедию положений или в водевили.
Уважаемый Алексей Викторович, Вы человек с гражданским темпераментом или нет? Бывает ли у Вас желание публично выступить по какому-нибудь общественно-политическому поводу. Скажем, события в Осетии, ситуация с Ходорковским и т.п. Верите ли Вы в то, что настанут в России времена, когда общественное мнение или мнение уважаемых в обществе людей будет приниматься властьпридержащими к сведению? Есть ли смысл, взбивать молоко в крынке, как это делают сегодня отдельные личности, в данном случае Чхартишвили? Лана.
Уважаемая Лана. Да, гражданский темперамент у меня есть. Нет среды для его реализации. Да я и не считаю необходимым немедленно публиковать своё мнение даже по вопиющим поводам. Это позиция блоггера - человека, который сам за себя решил, что он всё знает, всё понимает и может производить новости. Своё мнение я озвучиваю, если спрашивают. Лично мне всегда нужен повод. Спрашивают меня редко, ну да и ладно. Я не верю в то, что "властьпредержащие" когда-либо "начнут прислушиваться". Я вообще уже не верю, что мнение может быть озвучено. Блогосфера так загадила информационное пространство, что любое мнение потеряло смысл. Смысл остался только в действии. Взбивать или не взбивать молоко в крынке - это личный выбор человека, как поститься или скоромничать. Здесь нельзя указывать со стороны. Григорий Шалвович звонил мне с предложением принять участие в его акции, и я согласился, - но не потому, что верю в её действенность, и не потому, чтобы обозначить свою позицию (а кому она нужна, кроме меня? но я её знаю и без публичных акций), а потому, что по какой-то непонятной мне причине человеку, которого я заочно очень уважаю, вдруг потребовалось моё соучастие.
Уважаемый Алексей Викторович, Спасибо Вам за книги - особено за "Географа..." и "Сердце пармы"! Чтение доставляет большое удовольствие и помогает задаваться интересными вопросами. Хочу поделиться (в первую очередь, с посетителями сайта) ссылкой на фоторепортаж о Пермской деревянной скульптуре: http://drugoi.livejournal.com/2724448.html?thread=154779744#t154779744 Вопрос(ы): как "примирить" свою интеллигенскую мягкотелость с жестокостью повседневной жизни? Как прожить без умения бить морду и лезть без очереди? Как научить детей вести себя твёрдо, но не агрессивно, не жестоко; не отвечать на удар, но при этом не подставлять другую щёку и сохранять чувство собственного достоинства? Чтоб им было не стыдно за своё неумение бить... Драться не умею, боюсь и считаю первобытщиной. Соответственно, не могу детям передать "умение постоять за себя" на кулаках.
Уважаемый Валерий. Вы задаёте очень-очень сложные и очень-очень важные вопросы. Я не знаю, как на них ответить обобщённо. Впрочем, в ваших формулировках и так уже содержится большая половина ответа. "Делай как должно, и будь, что будет", - говорили римские легионеры.