Доброго дня, Алексей!
Читаю книгу "Месседж: Чусовая". Все нравится, но коробит в нескольких местах неверный перевод с тюркского (башкирского) некоторых топонимов. Например, ошибки со словами "елга" (йылга), чишма (щишма) и т.д. Стала выписывать неверности, но задумалась: будут ли приняты к сведению поправки? А может быть, эти замечания уже получены и учтены?
В любом случае благодарна вам за познавательное чтение.
С уважением - А.Г.Кульмухаметова, выпускница журфака Ургу 1990 г.
Уважаемая Альфия.
Я не знаю ни татарского, ни башкирского языка, так что ошибки перевода - это ошибки источников. Буду вам благодарен, если вы пришлёте свои замечания. "Месседжем" я очень недоволен (много ошибок; к тому же я нарыл немало новых интересных фактов, которые надо вставить) и давным-давно не переиздаю эту книгу, но по-прежнему собираю замечания на тот день, когда решу исправить этот текст для издания в новом формате.
Алексей, если правильно я поняла, вы написали уже сценарий к "Ненастью". и у меня сразу сработало воображение мое богатое: Лихолетов - актер Максим Дрозд; Немец Неволин - Кирилл Сафонов, м.б. Юрий Батурин или Сергей Моховиков; Таня - малохольные Вера Строкова или Светлана Иванова или Лена Рудевич. А какие актеры будут сниматься в этом фильме по вашему мнению?
Уважаемая Татьяна.
Нет, я не писал сценария по "Ненастью" и не имел таких амбиций. Я не пишу сценариев по собственным романам. Для "Ненастья" сценарий пишет, насколько я знаю, известный сценарист Илья Тилькин. И я не знаю, какие актёры будут сниматься. Я предпочитаю знать только то, что мне говорят, а сам не спрашиваю. И называть "своих" актёров я считаю некорректным по отношению к режиссёру и каналу. Увы, так.
Я видел акул за кормою,
Акулы глотают слюну,
Капитан, все акулы в курсе, что мы скоро пойдём ко дну.
Впереди стоит, холодной стеной, арктический лёд.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Я расстроен.
Прочитав книгу, залез в справочник, прочитать про Гагарина. Ну, и... (А, главное, кто судил, .... Меншиков.....)
Представляю, что Вы подойдёте к этому во второй книге.
Ваш Гагарин, всё-таки, больше благодетель, земли Сибирской. И счастье Ремезову, что именно Гагарин был губернатором. Хоть и выгода была обоюдная. (Да, нам бы сейчас таких)
Вопрос по книге:
1. Епифания, просто убивает охранника. Да, раскольница, но они же христиане. И заповеди те же. Они злы на систему, на чины, но рядовой народ-то как? Я прошу, чтоб Вы более раскрыли её деяние. Она, как зомбированная сектантка получается. Айкони - да.
2. Характер Ремезова, как вы его писали? Такой живой старичок, ему слово, он - два. Я когда был там, глядел на чугунного Ремезова, думал такой, почти святой человек, и пришлось перестраиваться по ходу. Сначала даже не получалось.
Надеюсь, что во второй книге, Айкони и Епифания ещё порадуют своим присутствием.
Вопрос не по книге:
Вы знакомы с губернатором Тюменской области? Не много ли он денег вкладывает в биатлон, а дороги и аэропорт самые убогие в стране.
Как вы думаете, почему раньше губернатора вешали за казнокрадство, а сейчас дают гос награду? Басаргин, Куйвашев, наш Городецкий, он вообще тянется из лихих девяностых, вместе с Толоконским из ОПГ, оба губернаторы-красота.
Куды крестьянину податься?
Будете ли вы предлагать сотрудничество новому пермскому губернатору? Такое впечатление о нём позитивное сперваначалу.
Спасибо за книгу.
Как-то сказать, что книга понравилась, это даже мало. Мне показалось, что Вам не хватило формата в это раз. Ну, чуть больше раскрыть, что ли...
Уважаемый Андрей.
1. Вы верно подметили: Епифания - зомбированная сектантка. Она же понимает, что бежит с человеком, который собирается устроить массовое самосожжение. Её подмывает убить Семёна. Епифаниев "сдвиг по фазе" будет очевиднее во второй части. Причём не расстройство психики, а ментальная травма.
Кстати, я ведь повествовал о "Четырёх кораблях". Это подлинная история; я всё описал по источникам. Обороняясь в захваченных монастырях, раскольники убивали солдат - простых мужиков, которые шли спасти их от самосожжения. Так что зарезанный сторож - цветочки.
2. Каков был Ремезов, тем более в старости, никто не знает. Я сделал его со старого Виктора Астафьева. Помнится, однажды некий коммунист обвинил Астафьева в очернении КПСС; дескать, он всю жизнь в партии, и ни разу не видел плохих людей и не знал о плохих делах. На что Астафьев отжёг его не по-детски: "Семьдесят лет в борделе, и всё целочка?" Привет Семёну Ульянычу.
3. Айкони и Епифания обязательно появятся, и ещё как.
С губернатором Тюменской области я знаком шапочно. Про биатлон, дороги и аэропорт согласен.
Губернаторам и раньше давали госнаграды за казнокрадство. Гагарина повесили не за воровство. Об этом - дальше.
Это не я должен предлагать сотрудничество губернатору, а он мне.
Я не понял ваших слов, о том, что мне не хватило формата, и что-то надо раскрыть больше.
Уважаемая Ирина.
Увы, не могу объяснить. Есть определённые технические приёмы, и их немало, но они не решают художественной задачи во всей её полноте.
Алексей Викторович, добрый день!
Читаю "Вилы", очень нравится! Позвольте один вопрос: на стр. 71 Вы пишете: "Однажды в крепости Бузулук атаман отправил местных попов исполнять свое поручение, а попы зароптали, отказываясь". Далее приведены слова атамана. Мн, как краеведу Бузулука очень интересно узнать - указанные выше строки - это литературный приём или Вы цитируете документы?
Атаманом Бузулука во время восстания был Илья Арапов, церковь в крепости была одна. В научном обороте до настоящего времени практически отсутствуют какие-либо данные о временах Пугачевщины в Бузулуке. Буду очень признателен за ответ!
Уважаемый Александр.
Эти слова - неточная цитата: я исправил лексику и орфографию на современный лад и добавил для яркости слово "дьяволы", поскольку у меня - практически прямая речь. Но суть - та же самая.
Точно не помню, откуда я выкопал эту цитату. Или из книги Р.Овчинникова "Манифесты и указы Е.И.Пугачёва" (М., "Наука", 1980), либо из книги "Емельян Пугачёв на следствии" (М., "Языки русской культуры", 1997).
Уважаемый Владимир.
Я не читал эту книгу и даже не слышал о ней, поскольку уже не слежу за темой.
Алексей Викторович, добрый день!
Почему никто (не только из писателей, а вообще - из ученых, политиков) всерьез не обсуждает, не исследует и не отвечает на Единственно важный вопрос, стоящий сейчас перед Человечеством - каким путем пойти? Вы обронили в интервью фразу, что "...Главная проблема — «восстание машин»..." Т.е. что-то вы чувствуете? Мои расчеты показывают, что сейчас идет смена человеко-машинной цивилизации на инфо-машинную, где нет места человеку вообще. На всё про всё осталось лет 30 максимум. Новый "терминатор" - это не робот и даже не интернет. Это - "живые существа второго рода", ИскИны, создающие устройства под конкретную задачу. Могущие жить вечно в различных мирах (не только на Земле). Т.е. судьба людей - повторить судьбу лошадей после изобретения двигателя внутреннего сгорания. Есть возможность свернуть с этого пути, подумать над выбором, попытаться сделать хоть что-нибудь. Но - тишина... Молчание... Как Вы думаете, это от трусости, от глупости, или еще есть какие-то причины?
Уважаемый Андрей.
М-м-м... Даже не знаю, что сказать. Как-то я уже слишком далеко ушёл от фантастики. Создание некого существа, физически превосходящего человека по всем статьям?.. По-моему, это очень наивная угроза. И вовсе не потому, что такое невозможно. Но дело ведь не в физическом превосходстве.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
1. Революция Гуттенберга произошла в 15 веке, а монументальные труды по этому вопросу (вроде Галактики Гутенберга Маршалла Маклюэна) появились только в 20 веке. Неужели интеллектуалам понадобятся столетия для осмысления последствий появления интернета и социальных сетей? Не хотите ли вы попробовать себя в новом жанре, развив в виде книги идеи из эссе для BBC?
2. Как прошла ваша поездка в Англию и оправдала ли она ваши ожидания, если они, конечно, были?
3. Планируете ли вы переиздавать в более простом формате (как «Вилы») книги «Горнозаводская цивилизация» и «Хребет России»? Стало ли успешным, на ваш взгляд, переиздание «Русского бунта»?
Уважаемый Олег.
1. Спасибо, но не хочу. Трактат - не мой жанр. Да и не верю я в то, что эти мысли нужны обществу. Это в Европе модно проблематизировать и осмыслять современность, а в нашей культуре современность (именно современность, а не актуальность) воспринимается априори некритично. Недавно в Лондоне я начал рассуждать о современной культуре на примере масскульта и сразу почувствовал, будто говорю что-то неприличное. А на мой взгляд это очень интересно: почему десять лет назад были популярны вампиры, и все слушали Верку Сердючку, а сейчас популярны зомби, и всю слушают Нюшу? Это ведь не дело вкуса, это ответы культуры на запросы общества. Что изменилось в самоощущении общества, отчего томные и женственные вампиры вдруг уступили первенство постапокалипсису? И ещё я обратил внимание: на любой встрече с читателями любое сомнение в благе соцсетей вызывает бурное негодование аудитории. Значит, попадаю в нерв. Но реакция отторжения куда сильнее интереса. Так что ограничусь форматом эссе.
2. Поездка прошла прекрасно. Главной практической целью было найти агента на иностранные издания. Кое-что нашёл, но результативность оценивать ещё рано.
3. "ГЦ" и "ХР" переиздавать в формате "Вил" я не планирую. "Хребет" нормально продаётся благодаря фильму, а "Цивилизация" написана точно под картинки, там кое-где есть даже ритмическая разбивка текста по строкам, чтобы текст выглядел равномерным столбцом и укладывался в те участки фото, которые специально были оставлены фотографами пустоватыми, чтобы поместить текст. Перевёрстывать всё это в обычный нон-фикшн я не хочу. Это как переписывать поэму прозой.
Переиздание "Русского бунта" стало очень успешным. Куча рецензий, три допечатки, суммарный тираж подбирается к 20 тысячам, топовые места в рейтинге продаж.
Ответ на сообщение от 21.03:
Алексей,
думаю, что ничего особеннго про Азяш-Уфимский завод я не знаю. Просто я как-то побывал на нем и место показалось мне интересным. Необычной показалась атмосфера глухой тайги на остатках завода, где когда-то кипела жизнь. Остатки доменной печи, плотинных задвижек, клети для построек на болоте... Огромная железная балка на берегу, кирпичи с клеймом. И медвежьи следы на песке в 50 метрах от завода :-)
Как-то так.
Уважаемый Денис.
Что ж, буду знать, что место живописное, и кое-что от завода ещё осталось. Может, пригодится. Спасибо за информацию.
Уважаемый Денис.
Я знаю про Азяш-Уфимский завод Н.Н.Демидова (1770-1774), и знаю историю его поисков. Но всего в книгу не вместить. Пугачёвщина прошла, например, по Шаквинскому, Саранинскому, Кана-Никольскому, Усень-Ивановскому, Варзино-Алексеевскому, Ирнянскому и другим заводам, которые я тоже не упоминаю. Достаточно того, что я обрисовал роль Н.Н.Демидова. А вы знаете что-то интересное о пугачёвщине на Азяш-Уфимском заводе, кроме самого факта разрушения завода?
Уважаемая Татьяна.
Что вы имеете в виду под "не подумали сотрудничать"? Сергей Урсуляк делает сериал по "Ненастью" для канала "Россия".
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Прежде всего, спасибо Вам за исторические произведения, взглянул на историю своего края другими глазами.
При чтении биографии Фёдора Пёстрого в 21 главе «Сердца Пармы» показалось, что Вы относите его к князьям Стародуба из Северской земли (ныне город в Брянской области). Такой вывод напрашивается из эпизода, когда он хлестнул плетью соседа – княжича Данилу Северского (Новгород-Северский?). Насколько знаю, Фёдор Пёстрый происходит из другого Стародуба, на Клязьме (ныне село Клязьминский городок Владимирской области). Мой вывод ошибочен?
Уважаемый Евгений.
Увы, этих подробностей я уже не помню. Я дописал "Сердце пармы" 17 лет назад.
Уважаемый Андрей.
Вы задали очень большой вопрос, сложный, и во многом - личный. Я предлагаю вам судить по романам. Так будет адекватнее.
Здравствуйте, Алексей. С огромным удовольствием читаю "Тобол", но не могу из контекста понять в 13-й главе, почему остяков начали сбрасывать с дощаника: «Остяки смотрели только на снасти невода и не заметили, как внезапно всполошились служилые в дощанике.
– Провались ты! – плюнул Полтиныч. – Залетел грех под рясу!
– Ох, сгноит нас воевода в Обдорске, – сморщился Терёха.
– Не сгноит, – решительно сказал Юрка.
Прошло уже три года с того лета, когда берёзовские служилые обобрали Певлор, убили шамана и увезли в холопки остяцкую девчонку Айкони. Юрка отъелся, заматерел, освоил все подлости службы, и поэтому сейчас сразу сообразил, как им уберечься от гнева начальства. Он перехватил лопату и с силой ударил Келуму в поясницу.»
Перечитывала раз 20, уверена, что дело во мне. Но скажите, пожалуйста, чего они всполошились? Почему их воевода сгноит? Зло они срывали или намеренно их топили?
Уважаемая Екатерина.
Ответ на ваш вопрос - в разговоре Филофея с Толбузиным. Воевода записал крещёных инородцев в холопов и обязал отрабатывать барщину. Это было запрещено. Служилые Полтиныча контролировали отработку остяками барщины и попались на глаза Филофею; Филофей понимал противозаконность этой барщины и начал бы жаловаться на воеводу; служилые всполошились, что Толбузин накажет их за ротозейство, и решили утопить остяков - "нет тела - нет дела".
Уважаемый Михаил Николаевич.
Французского перевода "Сердце пармы" нет. Как нет английского, немецкого, итальянского и всех других.