Добрый день Алексей Викторович.. у меня нет к Вам вопросов.. я просто хотела сказать спасибо за то что Вы есть..за Ваши книги...я много читаю,не могу без книг.. но Ваша "Чердынь-княгиня гор" не знаю как выразить словами,но она строчками пробралась под кожу..на нее все внутри откликнулось..это такое упоение..чить книгу и перечитывать раз за разом.. строки как бусины нанизаны на нить...Когда я только узнала что будут снимать фильм по книге конечно я не устояла!!! Вот уже пол года езжу на съемки в Губаху! Сейчас собираюсь ехать в Москву! Еще бы хотела извиниться за без церемонное вторжение в Ваш обед моего сына в Екатеринбурге! Вы уж простите, это я настояла чтоб он подошел к Вам!! Один раз когда вы были в Екатеринбурге он приходил к Вам на встречу в библиотеке и то же по моей просьбе! За то сейчас у меня есть Ваш автограф! Очень хочется видеть Вас в Перми, но увы.. Еще раз примите мою благодарность..с уважением Наталия Вавилина.
Уважаемая Наталия.
И вам спасибо. Надеюсь, фильм вам понравится.
Уважаемый Алексей Викторович! Видится ли вам сюжет с президентом и его поправками в Конституцию РФ как сцена из затянувшегося исторического сериала с заклятиями и нечистой силой под названием «Вертикаль пищеблока»? Не случайно и новый герой появился – студент Егор Жуков с его передачей «Условно ваш» на «Эхо Москвы». Он похож на главных персонажей из ваших романов, например, на Отличника из «Общаги» или Игоря из «Пищеблока». Интересно узнать ваше мнение.
Уважаемый Фёдор.
Я стараюсь не комментировать повестку дня. Да и не слежу за актуальностью.
Уважаемый Андрей.
Я просто скопирую свой вчерашний ответ Наталье:
Я считаю, что конец у "Ненастья" - счастливый. Мне почему-то кажется, что Германа не посадят. Или дадут условно. Или совсем небольшой срок. Думаю, что Щебетовский постарается отмазать его. Щебетовский - хищник, но не чудовище. Он ведь посадил Лихолетова не за совращение малолетней, а как солдата. Учтёт и ситуацию Неволина. Следствие-то у него в кармане.
Мой вопрос касается мемов-"Псоглавцы","Пищеблок".В тантра- йоге есть аналогии прямой и обратной зависимости между янтрами(форма-образ) и мантрами(звук),которые усиливают воздействие на мозг в комплексе. Вследствие применения таких практик,человек входит в изменённое состояние сознания.Что и является целью этих практик.Этим практикам тысячи лет.Каждая янтра(мэм)пробуждает определенные качества целенаправленно.Еще ставились эксперименты где людей делили на надсмотрщиков и заключённых.При этом,обе группы так входили в свои роли,что требовалось срочное вмешательство врачей и психиатров.Вы планируете развивать эту тему в дальнейшем?!
Уважаемый Богдан.
Вы говорите об интересных вещах, про многие из которых я и не знаю. Но я не очень понимаю, как эти вещи связаны с "Псоглавцами" и "Пищеблоком".
Уважаемый Давид.
Когда-то у меня была идея сделать фотокнигу и фильм про Ермака. Не только пройти его путём и показать Урал и Сибирь, но описать весь феномен Ермака в историческом объёме. Например, памятник Ермаку стоит на Дону, а на Урале (реке) казаки Ермака не уважали - почему? Или как изменялся образ Ермака в российской культуре: в народе Ермак - колдун; у Рылеева - романтический герой; у Сурикова - воплощение национального духа; в памятнике Брюллова - царский слуга; у советских авторов - борец с эксплуататорами; у татар - почитаемый сакральный враг. Интереснейшие истории связаны с могилой Ермака, с кольчугами Ермака и с находками Пигнатти. "Ермаком" назывался первый русский ледокол. А, скажем, в "лихие девяностые" в Казахстане был глумливо разрушен огромный памятник Ермаку; его обломки перевезли в Змеиногорск и воздвигли заново: почему так? На Урале и в Сибири стоит множество "народных", "самодельных" памятников Ермаку - других таких героев, пожалуй, и вовсе нет. В общем, огромное количество всего интересного. Но увы. Я не нашёл денег на этот проект.
Уважаемая Наталья.
Я считаю, что конец у "Ненастья" - счастливый. Мне почему-то кажется, что Германа не посадят. Или дадут условно. Или совсем небольшой срок. Думаю, что Щебетовский постарается отмазать его. Щебетовский - хищник, но не чудовище. Он ведь посадил Лихолетова не за совращение малолетней, а как солдата. Учтёт и ситуацию Неволина. Следствие-то у него в кармане.
Уважаемый Евгений.
Почему бы и нет? Я подписываю книги на встречах с читателями. Ближайшая встреча - 27 января в Екатеринбурге в библиотеке им. Крапивина
Алексей Вмкторович! По следам Вашей статьи об Амнуэле: на Вас еврейское происходение производит тот же эффект ,что и красная тряпка на быка. Гражданства РФ его не лишат:если он продолжает выступать на федеральных каналах,*значит,это кому-то нужно*.И еще : я внимательно изучил Ваш портрет на сайте и мысленно прибавил короткие усики-получился Herr Himmler,Вы уж не обижайтесь,но все Ваше творчество в газете Завтра вполне соответствует букве и духу 3-его Райха
Послушайте, Alexander.
Я совершенно не тот Алексей Иванов, который обретается в газете "Завтра". Прежде чем исторгать дерьмо и плеваться ядом, выясните, с кем вы общаетесь.
Алексей Вмкторович! По следам Вашей статьи об Амнуэле: на Вас еврейское происходение производит тот же эффект ,что и красная тряпка на быка. Гражданства РФ его не лишат:если он продолжает выступать на федеральных каналах,*значит,это кому-то нужно*.И еще : я внимательно изучил Ваш портрет на сайте и мысленно прибавил короткие усики-получился Herr Himmler,Вы уж не обижайтесь,но все Ваше творчество в газете Завтра вполне соответствует букве и духу 3-его Райха
Добрый день, Алексей. Благодарю вас за то, что вы есть. Восхищаюсь трудами Юлии. Алексей, хотела бы узнать ваше мнение на тему определенности судьбы человека. Запуталась… ведь выбор человека зависит от нашего прошлого опыта, характера, психотипа и наследственности. Соответственно, характер зависит от общего опыта, а психотип и наследственность от родителей (от их опыта и т. д.). Выходит, что наш выбор уже предопределен нами же в прошлом... Как вы считаете, судьба человека предопределена или у человека есть свобода выбирать свое будущее?
Уважаемая Вероника.
Вы задаёте вопрос, на который ответить невозможно.
Безусловно, наш выбор детерминирован. Но всё-таки не жёстко. Определённый люфт всегда имеется. Однако всякий раз надо смотреть индивидуально. Нравственный выбор - это одно; выбор работы - другое; выбор блюда из меню - третье; основания для выбора и его правила будут разными. Обобщение ничего не даст - это как "средняя температура по больнице".
Уважаемый Алексей, я смотрел ваше интервью Дудю и без лишней лести скажу, что его можно растаскивать на цитаты. Не знаю,но такое у меня мнение.
Вы записывали интервью в Англии и у меня такой вопрос. В этой стране мне импонирует то ,что они там ценят свои традиции,некоторым из них века. Почему же у нас у русских такое неуважение к себе: мы не знаем своих танцев, песен, мы не гордимся своей историей, только если недавней советской, плохо знаем свою веру, плохо знаем Россию.
Можно ли что-то сделать на частном уровне, чтобы сохранить свою русскую идентичность. Я вот например крещен,иногда в церковь хожу, но мне кажется этого мало. Что можно сделать еще, как вы считаете?
Уважаемый Михаил.
Я считаю, что единой русской идентичности нет: есть разные русские идентичности. Но это разговор долгий. Я писал об этом в книгах "Вилы" и "Горнозаводская цивилизация".
Идентичность - это не вера, не язык, не культура. Это система ценностей. Поэтому православие - не залог сохранения национальной идентичности (как и любая другая вера).
Традиции (а шире - идентичность) сохраняются в обществе тогда, когда они могут конвертироваться в какие-либо жизненные блага. А это зависит от социально-экономического устройства общества. Если в реальной жизни нет механизмов, которые позволяют с помощью традиций улучшить (или сохранить) свои позиции, то традиции отмирают (идентичность размывается). Когда наша страна и общество начнут жить свободно, сложно и разнообразно, тогда и появится потребность в традициях.
Доброе время суток, Алексей.
Вы вызываете некую ассоциацию с честностью и кропотливой предоности тому к чему лежит душа. Ваши старания и стремление, очень воодушевляют.
Теперь к очередному вопросу, который меня беспокоит, и поэтому я в очередной раз здесь.
Каков ваш идеальный герой? Тот, о котором вы будете писать и читать всегда с удовольствием.
Уважаемая Гаухар.
Мой "идеальный" (то есть любимый) герой - такой, как Отличник, Служкин, Моржов, Немец. Это человек с внутренним противостоянием вызовам времени.
Уважаемый Алексей Викторович! Ваша «Общага» производит при чтении магическое погружение в своё пространство, как стереоскопическое кино с эффектом присутствия. Там есть актуальность того времени, но с частицей пессимизма. В связи с этим ваша фраза «даже если страна "встряхнётся", не думаю, что я буду писать об актуальности» мне понятна, хотя и неожиданная. Однако, так или иначе, всё случится непредсказуемо. Желаю удачи!
А как с моими вопросами об искусственном интеллекте, которые я задал 2 месяца назад? Вы тогда предложили вернуться к этому разговору через пару месяцев или через 2 года. Извините, если не вовремя. Вопросы были такие:
Не кажется ли вам, что принципиально невозможно сконструировать искусственный «мозг», обладающий сознанием своего «Я» (осознающий себя как личность), ибо природный феномен сознания на основе материальной структуры мозга это таинство, которое абсолютно недоступно человеческому пониманию и воспроизведению средствами науки и техники? Соответствуют ли поведенческие стратегии русской нации новой цифровой эпохе, в которой будут доминировать искусственный интеллект, интернет вещей, криптовалюты, блокчейн, роботизация и прочая диджитализация? Связка интернета с глобальным искусственным интеллектом – это новый Левиафан?
Уважаемый Фёдор.
Сейчас я как раз занимаюсь проектом, связанным с темой этого вопроса, и хотел объявить об этом проекте примерно в эти дни, потому и предлагал вам подождать пару месяцев. С проектом у меня всё нормально, но объявлять пока всё равно рано, и я решил ответить вам. Надеюсь, что мой ответ не будет "с середины", поскольку я уже погрузился в тему по полной.
Я не знаю, является ли таинством феномен сознания. Но я согласен, что "искусственный мозг" не будет сконструирован. Потому что - так сказать, в виде робота - он не нужен. Как не нужна, например, машина величиной с "КАМАЗ", предназначенная для завязывания шнурков на ботинках. Зачем человеку копировать самого себя в механике и электричестве? Как говорил барон Мюнхгаузен, "для продолжения рода нужно совсем другое".
Я думаю, что искусственным сознанием люди постараются наделить не робота, а интернет. Чтобы это сознание было усилено теми операционными возможностями и теми данными, которые есть в Сети, но не умещаются (или отсутствуют) в разуме человека. Например (очень утрируя), человек ведь не может прочесть все книги в мире или совершать в уме сложнейшие математические вычисления, а электронная машина (интернет) - может. И эти опции будут дарованы искусственному интеллекту.
Но! Вряд ли человечество сможет понять, создало оно искусственный интеллект или нет. Предположим, этому "интеллекту" задают вопрос "на понимание", чтобы проверить его разумность. Но "знания" интернета беспредельны, и мы не можем установить, ответил нам "интеллект" от себя - или же просто по сходству скопировал ответ из какого-то источника, о котором мы и не подозреваем. Это ситуация калейдоскопа, в картинках которого мы можем видеть и голый оптический эффект, и изысканный художественный вкус.
Поведенческие стратегии, по-моему, не имеют отношения к вопросу искусственного интеллекта.
А про Левиафана - выше.
Уважаемый Алексей Викторович! В книгах «Общага», «Географ», «Блуда» главные персонажи были склонны высказывать интересные, «философские» мысли и вести дискуссии о жизни. Но в других ваших книгах таких эпизодов почти нет. С чем это связано? Может быть, вы решили, что такая «достоевщина» не интересна читателям, им важнее острота сюжета, действие? Не исключено, что через 5 лет, когда страна встряхнётся, вам захочется написать книгу, в которой герои не только действуют, но и много рассуждают о том, что же происходит с Россией, и как она докатилась до жизни такой? Надеюсь её прочитать.
Уважаемый Фёдор.
Не соглашусь с вами.
Во-первых, "философские мысли и дискуссии" у меня присутствуют и в других произведениях. В "Псоглавцах" говорят о границах поведенческих зон, в "Комьюнити" - о том, как нормы общества потребления превращают коммуникацию из созидательной в деструктивную.
Во-вторых, необязательно идею произведения проговаривать устами героев. В "Тоболе" идея соперничества власти и культуры сюжетом преобразуется в состязание проектов будущего (сохранение китайских караванов или спасение пленного офицера). В "Пищеблоке" тремя информационными комплексами (детство, пионерство и вампирство) иллюстрируется идея Докинза об истории как о борьбе меметических комплексов.
Острота сюжета не противоречит идейной глубине. Это очень наивно - делить литературу на "умную" и "интересную". А "достоевщина" - возрастная болезнь писателя, которой я отдал дань в "Общаге" и на этом с ней покончил.
Даже если страна "встряхнётся", не думаю, что я буду писать об актуальности. Актуальная борьба идей в России - это изобретение велосипеда. Оно не интересно мне сейчас и не будет интересно потом.
Здравствуйте, Алексей!
Как Вы думаете, современная зарубежная литература изобилует ценными идеями, которые, вы может быть, недавно прочитали и выделили примечательным.
И еще, я не могу не воспользоваться возможностью быть услышанной Вами и не написать о том, что «Общага-на-крови» стала, после последующего прочтения - открытием для меня. Огромное спасибо за такое приключение
Уважаемая Гаухар.
"Ценных идей" в зарубежной литературе примерно столько же, сколько и в отечественной. Есть умные произведения, есть глупые; есть талантливые, есть и не очень. Зарубежная литература интересна мне в первую очередь с точки зрения формата: я смотрю, "как" рассказывают, а не "что". "Что" мне рассказать - я и сам знаю, а вот "как" я хочу это сделать - вопрос, и всегда интересно сравнить и поразмышлять.